Указ Президента Республики Казахстан, имеющий силу закона, от 21 декабря 1995 г. № 2709 О Прокуратуре Республики Казахстан (внесены изменения Законами РК от 19.06.97г. № 134-1, от 2.07.98 г. № 266-1; от 7.04.99 г. № 374-1, от 23.07.99 г. № 454-I; от 29.03.2000г. № 42-II; ... (редакция от 09.08.2002 г.) (редакция от 09.08.2002 г.)
Указ Президента Республики Казахстан, имеющий силу закона, от 21
декабря 1995 г. № 2709 О Прокуратуре Республики Казахстан (внесены
изменения Законами РК от 19.06.97г. № 134-1, от 2.07.98 г. № 266-1; от
7.04.99 г. № 374-1, от 23.07.99 г. № 454-I; от 29.03.2000г. № 42-II;
от 5.05.2000 г. № 48-II; от 10.10.01 г. № 247-II)
Данная редакция действовала до внесения изменений от 9 августа 2002 года
Глава I. Общие положения (статьи 1 - 8)
Глава II. Система органов прокуратуры и их организация (статьи 9 - 17)
Глава III. Правовые акты прокуратуры (статьи 18 - 27)
Глава IV. Надзор за соблюдением прав и свобод человека и
гражданина, интересов юридических лиц и
государства (статьи 28 - 29)
Глава V. Представительство интересов государства в суде (статьи 30 - 33)
Глава VI. Надзор за оперативно-розыскной деятельностью (статьи 34 - 36)
Глава VII. Надзор за законностью следствия и дознания (статьи 37 - 39)
Глава VIII. Надзор за законностью административного
производства (статьи 40 - 42)
Глава IX. Надзор за законностью исполнительного
производства (статьи 43 - 44)
Глава X. Уголовное преследование (статьи 45 - 47)
Глава XI. Служба в органах прокуратуры социальная и
правовая защита сотрудников органов прокуратуры (статьи 48 - 55)
Глава XII. Иные вопросы организации и деятельности
прокуратуры (статьи 56 - 59)
В соответствии со статьей 83 Конституции Республики Казахстан и статьей 1 Закона Республики Казахстан от 10 декабря 1993 года "О временном делегировании Президенту Республики Казахстан и главам местных администраций дополнительных полномочий", в целях регулирования деятельности органов прокуратуры издаю настоящий Указ.
Общие положения
Статья 1. Прокуратура Республики Казахстан
1. Прокуратура Республики Казахстан - подотчетный Президенту Республики Казахстан государственный орган, осуществляющий высший надзор за точным и единообразным применением законов, указов Президента Республики Казахстан и иных нормативных правовых актов на территории республики, за законностью оперативно-розыскной деятельности, дознания и следствия, административного и исполнительного производства.
2. Прокуратура принимает меры по выявлению и устранению любых нарушений законности, опротестовывает законы и другие правовые акты, противоречащие Конституции и законам республики, представляет интересы государства в суде, а также в случаях, порядке и пределах, установленных законом, осуществляет уголовное преследование.
О представлении интересов государства см.: Постановление Конституционного Совета Республики Казахстан от 6 марта 1997 г. № 3.
Статья 2. Правовые основы деятельности прокуратуры
Организация, порядок деятельности прокуратуры Республики Казахстан и полномочия прокуроров определяются Конституцией Республики Казахстан, настоящим Указом, законами, международными договорами Республики Казахстан, а также приказами Генерального прокурора республики.
Статья 3. Принципы организации и деятельности органов прокуратуры
1. Прокуратура Республики Казахстан составляет единую централизованную систему органов и учреждений с подчинением нижестоящих прокуроров вышестоящим и Генеральному прокурору республики.
2. Прокуратура Республики Казахстан осуществляет свою деятельность независимо от других государственных органов и должностных лиц, политических партий и других общественных объединений.
3. Запрещается вмешательство в деятельность органов прокуратуры при осуществлении ими своих полномочий, установленных законодательством.
4. Акты прокурорского надзора, вынесенные на основании и в порядке, установленном законом, обязательны для всех органов, организаций, должностных лиц и граждан.
5. Органы прокуратуры действуют гласно в той мере, в какой это не противоречит требованиям законодательства республики об охране прав и свобод граждан, защите государственных секретов.
Статья 4 дополнена подпунктом 6 Законом РК от 2 июля 1998 года № 266-1.
Статья 4. Основные направления и содержание деятельности органов прокуратуры
В целях обеспечения верховенства Конституции и законов, защиты прав и свобод человека и гражданина, осуществляя высший надзор за точным и единообразным применением Конституции, законов и указов Президента Республики Казахстан и иных нормативных правовых актов, прокуратура от имени государства:
1) выявляет и принимает меры к устранению нарушений Конституции, законодательных актов и актов Президента республики;
2) осуществляет надзор за законностью оперативно-розыскной деятельности, дознания и следствия, административного и исполнительного производства;
3) представляет интересы государства в суде;
О представление интересов государства см.: Постановление Конституционного Совета Республики Казахстан от 6 марта 1997 г. № 3.
4) опротестовывает законы и другие правовые акты, противоречащие Конституции и законам республики;
О понятии иные правовые акты см.: Постановление Конституционного Совета Республики Казахстан от 6 марта 1997 г. № 3.
5) в порядке и в пределах, установленных законом, осуществляет уголовное преследование;
6) формирует государственную правовую статистику с целью обеспечения целостности, объективности и достаточности статистических показателей, осуществляет надзор за применением законов в сфере правовой статистики.
Статья 5. Деятельность органов прокуратуры по осуществлению высшего надзора
1. Высший надзор за точным и единообразным применением законов, указов Президента Республики Казахстан, иных нормативных правовых актов осуществляется путем проведения проверок.
2. Проверка применения законодательства проводится прокурором в пределах его компетенции после вынесения постановления о производстве проверки в связи с:
1) поручением Президента Республики Казахстан;
2) заявлениями, жалобами, сообщениями и другими данными о нарушениях законодательства;
3) непосредственным выявлением признаков нарушения законодательства;
4) поручением или запросом вышестоящего прокурора.
3. Прокурором проверка может быть также поручена соответствующему компетентному органу, который обязан сообщить прокурору о ее результатах в установленный законом или прокурором срок.
4. Проверка применения законодательства проводится в течение месячного срока. Прокурор, назначивший проверку, с согласия вышестоящего прокурора может продлить ее производство.
5. Все действия прокуроров и акты прокурорского надзора влекут установленные законом последствия, если они совершены в порядке и формах, установленных настоящим Указом и другими нормативными правовыми актами.
Статья 6 с изменениями, внесенными Законом РК от 2 июля 1998 года № 266-1.
Подпункт 1) пункта 2 статьи 6 после слов "безвозмездно" дополнен словами "и с соблюдением установленных законодательными актами Республики Казахстан требований к разглашению сведений, составляющих коммерческую, банковскую и иную охраняемую законом тайну" в соответствии с Законом РК от 29.03.2000г. № 42-II (см. стар. ред.)
Статья 6. Правовые гарантии деятельности органов прокуратуры
1. Воздействие в какой бы то ни было форме на прокурора с целью воспрепятствования осуществлению им своих полномочий или принятия им незаконного решения, а также неисполнение постановлений, предписаний, указаний, требований прокуроров влечет ответственность, установленную законом.
2. По требованию прокуратуры соответствующие органы и полномочные лица обязаны:
1) безвозмездно и с соблюдением установленных законодательными актами Республики Казахстан требований к разглашению сведений, составляющих коммерческую, банковскую и иную охраняемую законом тайну предоставить необходимые материалы и сведения;
2) выделить специалистов для участия в проверке и дачи заключения.
3. Поручения прокурора, данные им в пределах своей компетенции, обязательны для органов дознания и следствия.
4. Истребуемая информация предоставляется в органы прокуратуры в установленных законодательством формах, порядке, а также в сроки, определенные прокурором.
5. Сотрудники прокуратуры в пределах своей компетенции имеют право на беспрепятственный вход в помещения государственных органов, организаций, доступ к их документам и материалам, на ознакомление с судебными делами и их истребование из суда.
Статья 7. Рассмотрение обращений
1. Органы прокуратуры в установленном законодательством порядке, рассматривая обращения о нарушениях законодательства, принимают меры к устранению нарушений прав и законных интересов человека и гражданина, юридических лиц и государства, восстановлению нарушенных прав.
2. Если лицо в силу физических, психических и иных недостатков не в состоянии осуществлять защиту своих прав, прокурор обязан принять необходимые меры по ее обеспечению.
3. Органы прокуратуры в установленном законом порядке принимают меры для привлечения к ответственности должностных лиц, не выполняющих возложенных на них обязанностей по защите прав и свобод человека и гражданина, интересов юридических лиц и государства.
4. Анонимные обращения в органах прокуратуры не проверяются, однако прокурор вправе не разглашать источник информации в интересах гражданина.
Статья 8. Обжалование действий и актов прокурора
1. Действия и акты прокурора могут быть обжалованы вышестоящему прокурору либо в суд.
2. Вышестоящий прокурор рассматривает жалобы на действия и акты нижестоящего прокурора в установленные законодательством сроки и о результатах сообщает в письменной форме заявителю и прокурору, действия которого обжалованы.
Система органов прокуратуры и их
организация
Статья 9. Система органов прокуратуры
Единую систему органов прокуратуры Республики Казахстан образуют Генеральная прокуратура, прокуратуры областей, прокуратуры городов республиканского значения и столицы республики, межрайонные, районные, городские и приравненные к ним военные и другие специализированные прокуратуры.
Статья 10 с изменениями, внесенными Законом РК от 2 июля 1998 года № 266-1.
Статья 10. Генеральный прокурор республики и его заместители
1. Генеральный прокурор Республики Казахстан:
1) назначается на должность Президентом республики с согласия Сената Парламента сроком на пять лет;
2) освобождается от должности Президентом республики;
3) подотчетен Президенту республики;
4) в течение срока полномочий не может быть арестован, подвергнут приводу, мерам административного взыскания, налагаемым в судебном порядке, привлечен к уголовной ответственности без согласия Сената, кроме случаев задержания на месте преступления или совершения тяжких преступлений.
2. Первый заместитель и заместители Генерального прокурора республики назначаются на должность и освобождаются от должности Президентом республики по представлению Генерального прокурора.
См.также: Распоряжение Президента Республики Казахстан от 3 ноября 1999 года № 87 "Об утверждении Положения о порядке согласования, назначения на должность и освобождения от должности руководящих должностных лиц центральных и местных государственных органов Республики Казахстан".
3. Заместители Генерального прокурора республики могут быть назначены одновременно начальниками соответствующих департаментов Генеральной прокуратуры.
В статью 11 внесены изменения в соответствии с Законом РК от 10.10.01 г. № 247-II (см. стар. ред.)
Статья 11. Полномочия Генерального прокурора республики
Генеральный прокурор республики:
1) осуществляет надзор за применением законов и указов Президента и иных нормативных правовых актов на территории республики, руководит деятельностью нижестоящих прокуратур;
2) опротестовывает законы и иные правовые акты, противоречащие Конституции и законам республики, в органы и должностным лицам, их принявшим;
3) является членом Высшего судебного совета;
4) издает обязательные для исполнения всеми сотрудниками органов и учреждений прокуратуры Республики Казахстан приказы, указания, распоряжения, положения и инструкции, регулирующие вопросы организации и деятельности прокуратуры Республики Казахстан и порядок реализации мер материального и социального обеспечения;
5) образует, реорганизует и упраздняет прокуратуры, учреждения органов прокуратуры, определяет их структуру, права и обязанности структурных подразделений, штатную численность и фонд оплаты труда в органах прокуратуры в пределах лимита штатной численности, утвержденного Президентом Республики Казахстан;
См.: Штатную численность Прокуратуры Республики Казахстан и государственные учреждения, находящиеся в ведении Прокуратуры Республики Казахстан, Приказ Генеральной Прокуратуры Республики Казахстан от 15 мая 2001 года № 73 Об утверждении сквозных предметных направлений деятельности структурных подразделений.
6) представляет Президенту республики кандидатуры для присвоения высших классных чинов и воинских званий;
7) назначает на должность и освобождает от должности прокуроров областей и приравненных к ним прокуроров, военных прокуроров, их заместителей, прокуроров районов, городов и приравненных к ним прокуроров;
8) отчитывается перед Президентом республики о деятельности органов прокуратуры;
9) в установленном порядке присваивает классные чины и воинские звания сотрудникам органов прокуратуры;
10) представляет к награждению государственными наградами и присвоению почетных званий Республики Казахстан сотрудников органов прокуратуры;
11) определяет порядок приобретения, хранения, ношения и перевозки сотрудниками органов прокуратуры оружия и боеприпасов;
12) осуществляет иные полномочия, предоставленные ему законодательством.
См.: Приказ Генеральной Прокуратуры Республики Казахстан от 28 августа 2000 года № 45 "О прокурорском надзоре за законностью судебных постановлений по гражданским и административным делам", Приказ Генеральной Прокуратуры Республики Казахстан от 23 февраля 2001 года № 24 "Об организации прокурорского надзора за законностью рассмотрения уголовных дел в судах", Приказ Генеральной Прокуратуры Республики Казахстан от 6 марта 2001 г. № 30 Об организации деятельности органов государственной правовой статистики, Приказ Генеральной Прокуратуры Республики Казахстан от 30 мая 2000 года № 26 О прокурорскомнадзоре за законностью судебных постановлений по хозяйственным делам, Приказ Генерального Прокурора Республики Казахстан от 17 июля 1997 года № 20 О полномочиях органов прокуратуры по надзору за применением международных договоров и обеспечением прав иностранных граждан и юридических лиц.
Статья 12 с изменениями, внесенными Законом РК от 2 июля 1998 года № 266-1 (см. старую редакцию)
Статья 12. Генеральная прокуратура
1. Генеральную прокуратуру Республики Казахстан возглавляет Генеральный прокурор республики.
2. Генеральный прокурор республики имеет первого заместителя и заместителей.
3. Структуру Генеральной прокуратуры Республики Казахстан составляют департаменты управления и отделы. Начальники департаментов управлений и отделов являются старшими помощниками, а их заместители - помощниками Генерального прокурора республики. Генеральный прокурор республики и его первый заместитель имеют помощников по особым поручениям. В департаментах и отделах устанавливаются должности старших прокуроров и прокуроров.
4. Начальники департаментов управлений и отделов и их заместители, а также старшие помощники, помощники, помощники по особым поручениям, старшие прокуроры и прокуроры департаментов управлений и отделов назначаются на должность и освобождаются от должности Генеральным прокурором республики.
1) обеспечивает координацию и согласованность действий органов прокуратуры республики по основным направлениям их деятельности;
2) анализирует практику надзора за применением законов, состоянием законности в республике;
3) вырабатывает рекомендации по совершенствованию прокурорского надзора;
4) контролирует работу органов прокуратуры республики по надзору за применением законов;
5) взаимодействует с другими республиканскими правоохранительными органами, осуществляющими оперативно-розыскную деятельность, дознание и следствие, в обеспечении законности и правопорядка и координирует их деятельность;
См.: Распоряжение Генеральной Прокуратуры Республики Казахстан и Министерства внутренних дел Республики Казахстан от 12 июля 2000 года № 38/15р О порядке взаимодействия и дальнейшего совершенствования деятельности органов прокуратуры и внутренних дел по вопросам раскрытия и расследования умышленных убийств .
6) организует и проводит повышение квалификации кадров;
7) участвует в нормотворческой деятельности;
8) представляет органы прокуратуры в сфере международного сотрудничества.
См.: Распоряжение Генеральной Прокуратуры Республики Казахстан от 12 января 2001 года № 6/36р О создании постоянно действующей межведомственной группы по международному розыску и экстрадиции преступников .
Прокуроры областей и приравненные к ним прокуроры:
1) руководят деятельностью областных, городских, районных и иных приравненных к ним прокуратур по обеспечению прокурорского надзора;
2) издают приказы, распоряжения, указания, обязательные для всех подчиненных работников.
Статья 14. Прокуратуры областей
1. Прокуратуры областей и приравненные к ним прокуратуры возглавляются соответствующими прокурорами, назначаемыми с согласия Президента республики Генеральным прокурором республики.
2. Прокуроры областей и приравненные к ним прокуроры имеют первых заместителей и заместителей, старших помощников и помощников. Заместители прокуроров областей могут быть назначены начальниками соответствующих управлений областных прокуратур.
3. В прокуратурах областей и приравненных к ним прокуратурах имеются управления и отделы. Начальники управлений и отделов соответственно являются старшими помощниками и помощниками прокуроров областей. В управлениях и отделах устанавливаются должности старших прокуроров и прокуроров.
Статья 15. Городские, районные и иные приравненные к ним прокуроры и прокуратуры
1. Городские, районные и приравненные к ним прокуратуры возглавляются соответствующими прокурорами.
2. Городские, районные и приравненные к ним прокуроры имеют заместителей, старших помощников и помощников.
3. В городских, районных и приравненных к ним прокуратурах могут создаваться отделы.
Статья 16. Подчиненность нижестоящих прокуроров вышестоящим
1. Подчиненность прокуроров включает:
1) обязательность указаний вышестоящих прокуроров по вопросам организации и деятельности для нижестоящих прокуратур;
2) ответственность нижестоящих прокуроров перед вышестоящими за выполнение служебных обязанностей;
3) осуществление вышестоящими прокурорами в необходимых случаях полномочий нижестоящих;
4) отмену, отзыв или изменение актов нижестоящих прокуроров вышестоящими;
5) разрешение вышестоящими прокурорами жалоб на действия и акты нижестоящих.
2. Генеральным прокурором республики могут быть установлены иные формы подчиненности нижестоящих прокуроров.
Статья 17. Коллегии в органах прокуратуры
1. Коллегии образуются в Генеральной прокуратуре, прокуратурах областей и приравненных к ним прокуратурах.
2. На заседаниях коллегии рассматриваются вопросы деятельности органов прокуратуры, а также иные вопросы, связанные с выявленными нарушениями законов, требующие по усмотрению Генерального прокурора, прокурора области или приравненного к нему прокурора коллегиального рассмотрения с участием должностных лиц, нарушивших закон.
3. Решения коллегии принимаются большинством от общего числа ее членов.
4. Решения коллегии реализуются приказами соответствующих прокуроров и обязательны для сотрудников органов прокуратуры. По выявленным нарушениям закона принимаются акты прокурорского надзора.
5. Регламент работы коллегии и статус членов коллегий определяются Генеральным прокурором республики.
Правовые акты прокуратуры
Статья 18. Система правовых актов прокуратуры
1. Систему правовых актов прокуратуры составляют:
1) акты прокурорского надзора: протест, постановление, предписание, заявление, санкция, указание, представление, разъяснение закона;
2) акты, регулирующие вопросы организации и деятельности прокуратуры: приказы, указания, распоряжения, положения, инструкции.
2. Положения и инструкции прокуратуры утверждаются приказами соответствующих прокуроров.
См.: Приказ Генеральной Прокуратуры Республики Казахстан от 28 августа 2000 года № 45 "О прокурорском надзоре за законностью судебных постановлений по гражданским и административным делам", Приказ Генеральной Прокуратуры Республики Казахстан от 30 мая 2000 года № 26 О прокурорском надзоре за законностью судебных постановлений по хозяйственным делам.
1. Прокурор приносит протест на противоречащие Конституции, законам и актам Президента республики нормативные и иные правовые акты, решения и действия государственных органов и должностных лиц.
О понятии иные правовые акты см.: Постановление Конституционного Совета Республики Казахстан от 6 марта 1997 г. № 3.
2. Протест приносится в принявший его орган или вышестоящий орган. В таком же порядке опротестовываются незаконные решения и действия должностного лица.
3. Протест прокурора подлежит рассмотрению соответствующим органом или должностным лицом в десятидневный срок. Орган или должностное лицо обязаны известить прокурора о дне рассмотрения протеста. Сроки рассмотрения протеста в суде определяются законодательством.
4. В протесте прокурор требует отмены незаконного акта либо приведение его в соответствие с Конституцией и законами, а также прекращения незаконного действия должностного лица и восстановления нарушенного права.
5. Прокурор вправе приостановить исполнение опротестованного акта либо действия до принятия решения по протесту. Опротестование законов не приостанавливает их действие.
См.: Производство по обращениям прокурора о признании нормативных правовых актов незаконными; в соответствии с ГПК- обращение в суд приостанавливает.
1. Прокурор в зависимости от характера нарушения закона выносит постановление о возбуждении уголовного дела, дисциплинарного производства, производства об административном правонарушении.
2. Прокурор выносит постановление о производстве проверки применения закона, о производстве выемки, наложения ареста, об отмене или снятии мер запретительно-ограничительного характера, о приостановлении действия незаконного правового акта, а также и в иных случаях, предусмотренных законом.
3. Постановление прокурора о возбуждении уголовного дела, дисциплинарного производства об административном правонарушении исполняется уполномоченным на то органом или должностным лицом в установленный законный срок, а в иных случаях - в срок, установленный прокурором. О результатах рассмотрения незамедлительно сообщается прокурору.
1. Прокурор дает письменную санкцию (согласие) на:
1) арест лица, подозреваемого или обвиняемого в совершении преступления;
2) обыск в случаях, предусмотренных уголовно-процессуальным законодательством;
3) отстранение обвиняемого от должности, помещение подозреваемого или обвиняемого в медицинское учреждение для производства экспертизы;
4) проведение оперативно-розыскных мероприятий и следственных действий, затрагивающих охраняемые Конституцией и законом тайну переписки, телефонных переговоров, телеграфных сообщений и почтовых отправлений, а также право на неприкосновенность жилища;
5) задержание иностранных граждан для выдворения в административном порядке;
6) в иных случаях, прямо предусмотренных законом.
2. Санкция на совершение указанных действий либо отказ в ее даче оформляются прокурором в виде резолюции на постановлении должностного лица либо в иной письменной форме после изучения материалов, на основании которых испрашивается санкция.
3. Прокурор дает согласие на действие ведомственных нормативных правовых актов по вопросам оперативно-розыскной и иной деятельности, которая может повлечь ограничение прав свобод человека и гражданина.
1. Прокурор дает указания:
1) органам дознания и следствия в связи с возбуждением и расследованием уголовных дел;
2) органам, осуществляющим оперативно-розыскную деятельность;
3) в других случаях, установленных законодательством.
2. Указание Генерального прокурора республики нормативного характера по вопросам оперативно-розыскной деятельности, следствия и дознания обязательно для исполнения всеми органами следствия и дознания, органами, осуществляющими оперативно-розыскную деятельность.
См.: Указание Генеральной Прокуратуры Республики Казахстан от 12 июня 2001 года № 86/36.
1. Прокурор в соответствии с законодательством вправе обратиться с исковым заявлением в суд для восстановления нарушенных прав и защиты интересов государства, юридических и физических лиц.
2. В случаях отклонения актов прокурорского надзора либо нерассмотрения их в установленный законом срок, прокурор вправе обратиться в суд с заявлением о признании недействительными действий и актов органов и должностных лиц, а также об устранении нарушений законов.
См.: Приказ Генеральной Прокуратуры Республики Казахстан от 15 июля 1999 года № 60 Об организации прокурорского надзора за применением законов в социально-экономической сфере.
3. Заявление в суд в связи с отклонением или оставлением без рассмотрения актов прокурорского надзора рассматривается судом в порядке, установленном законом.
4. Заявление прокурора не облагается государственной пошлиной и иными сборами.
1. Письменное предписание об устранении нарушения закона вносится прокурором и направляется органу или должностному лицу, допустившему нарушение закона, либо органу или должностному лицу, правомочному устранить допущенное нарушение.
2. В предписании содержатся указания на нормы Конституции, законов и актов Президента республики, которые нарушены, характер правонарушения и конкретные предложения о мерах по устранению нарушения.
3. Предписание подлежит исполнению. Об исполнении предписания сообщается прокурору.
1. Прокурор в пределах своей компетенции вносит представление:
1) об устранении нарушений законности;
2) об устранении причин и условий, способствующих совершению преступлений и других правонарушений;
3) по вопросам лишения неприкосновенности лиц, обладающих этим правом в соответствии с Конституцией Республики Казахстан;
4) в иных случаях, установленных законом.
2. Представление подлежит рассмотрению должностным лицом или органом в месячный срок. Прокурор вправе участвовать при рассмотрении представления. О результатах рассмотрения представления и принятых мерах сообщается в прокуратуру.
1. При наличии достаточных оснований полагать, что незнание или неправильное понимание законов может повлечь его ненадлежащее применение органом или должностным лицом, либо гражданином, прокурор разъясняет содержание закона, а в необходимых случаях - предусмотренную ответственность за нарушение закона.
2. В случаях несоответствия закону проекта правового акта прокурор разъясняет требование закона органу или должностному лицу, принимающему акт.
См.: Письмо Генеральной Прокуратуры Республики Казахстан от 11 мая 2001 года № 28-21-1332-01, Письмо Генеральной прокуратуры Республики Казахстан от 2 октября 1997 г. № 7-31-1737-97, Письмо Министерства государственных доходов Республики Казахстан от 20 сентября 2001 г. N ДВК-2-1-12/280 .
Статья 27. Опубликование актов прокурорского надзора
Для обеспечения гласности своей деятельности органы прокуратуры могут публиковать в государственных средствах массовой информации акты прокурорского надзора на незаконные действия и решения органов и должностных лиц, нарушающие конституционные и иные охраняемые законом права человека и гражданина, интересы юридических лиц и государства.
См.: Приказ Генеральной Прокуратуры Республики Казахстан от 28 августа 2000 года № 45 "О прокурорском надзоре за законностью судебных постановлений по гражданским и административным делам".
Надзор за соблюдением прав и свобод человека
и гражданина, интересов юридических лиц и государства
Статья 28. Задачи надзора
1. Задачами надзора являются:
1) обеспечение прав и свобод человека и гражданина, соответствия законодательству правовых актов и действий органов, организаций, должностных лиц и граждан;
2) принятие мер к выявлению и устранению любых нарушений законности, причин и условий, способствовавших таким нарушениям, восстановлению нарушенных прав.
2. Прокуратура не подменяет другие государственные органы и не вмешивается в деятельность организаций и частную жизнь граждан.
Статья 29. Полномочия прокурора
1. При осуществлении надзора прокурор вправе:
1) получать показания от граждан и должностных лиц по вопросам проводимой проверки;
2) беспрепятственно по предъявлении служебного удостоверения входить на территорию и в помещения государственных органов, а также организаций всех форм собственности;
3) получать от руководителей и других должностных лиц необходимые документы, материалы, статистические данные и иные сведения о состоянии законности и принимаемых мерах по ее обеспечению;
4) привлекать специалистов для участия в проверке и даче заключений;
5) требовать производства в соответствии со своей компетенцией проверок поступивших в прокуратуру материалов, обращений и обязывать сообщать об их результатах;
6) привлекать к осуществлению проверок на основе взаимодействия сотрудников других правоохранительных органов;
7) выполнять иные проверочные действия, предусмотренные законодательством.
2. По результатам проверки прокурор:
1) вносит протест;
2) дает предписание об устранении нарушений законности;
3) выносит постановления о возбуждении уголовного дела, дисциплинарного производства или производства об административном правонарушении, принимает меры к возмещению материального ущерба;
4) в случае нарушения прав и законных интересов человека и гражданина, юридических лиц и государства приостанавливает действие незаконного акта, за исключением законов;
5) отменяет или снимает меры запретительно-ограничительного характера, наложенные государственными органами и их должностными лицами;
6) обращается в суд за защитой прав и охраняемых законом интересов государства, юридических и физических лиц;
7) вносит органу или должностному лицу представление об устранении нарушений законности.
Представительство интересов государства в суде
Статья 30. Компетенция прокурора в судебном разбирательстве
1. Представляя интересы государства в суде в ходе уголовного, гражданского или иного судопроизводства, в апелляционном (кассационном) и надзорном порядках, прокурор осуществляет свои полномочия в соответствии с настоящим Указом, а также уголовно-процессуальным, гражданским процессуальным и иным законодательством республики.
О представление интересов государства см.: Постановление Конституционного Совета Республики Казахстан от 6 марта 1997 г. № 3.
2. В случае своего несогласия с решением, приговором и иным постановлением суда (судьи) по делу по мотиву его несоответствия закону либо необоснованности прокурор вправе подать в целях пересмотра дела и отмены либо изменения правового акта протест в вышестоящий суд.
О процессуальном положении прокурора см.: Постановление Конституционного Совета Республики Казахстан от 6 марта 1997 г. № 3.
См.: Приказ Генеральной Прокуратуры Республики Казахстан от 30 мая 2000 года № 26 О прокурорском надзоре за законностью судебных постановлений по хозяйственным делам.
Статья 31. Опротестование постановлений суда, не вступивших в законную силу
Прокурор вправе независимо от его участия в судебном разбирательстве дела опротестовывать в вышестоящий суд не соответствующие закону или необоснованные решения, приговор и иное постановление суда (судьи), не вступившие в законную силу.
См.: комментарий к данной статье.
Статья 32. Опротестование постановлений суда, вступивших в законную силу
1. Прокурор в пределах своей компетенции вправе истребовать из суда дела, по которым решения, приговоры и иные постановления суда вступили в законную силу.
2. В случае несоответствия закону либо необоснованности решения, приговора и иного постановления суда, вступивших в законную силу, прокурор приносит протест в порядке надзора. Если опротестование выходит за пределы его компетенции, соответствующий прокурор обращается с постановлением о принесении протеста к вышестоящему прокурору.
3. Полномочия прокурора по опротестованию и приостановлению исполнения решений, приговоров и иных постановлений суда, вступивших в законную силу, определяются законодательством.
Статья 33. Опротестование нормативного постановления Верховного суда республики
Генеральный прокурор республики по основаниям несоответствия Конституции и законам нормативного постановления Верховного суда республики вносит протест в Пленум Верховного суда республики.
Надзор за оперативно-розыскной деятельностью
Статья 34. Содержание и предмет надзора
Предметом надзора является соблюдение прав и свобод человека и гражданина в ходе осуществления оперативно-розыскной деятельности, проведение оперативно-розыскных мероприятий, а также законность актов и действий органов и должностных лиц, правомочных осуществлять оперативно-розыскную деятельность.
Статья 35. Полномочия прокурора по обеспечению законности оперативно-розыскной деятельности
Редакция документа