Досье на проект Закона Республики Казахстан «О внесении изменений и дополнений в некоторые законодательные акты Республики Казахстан по вопросам оптимизации Уголовного, Уголовно-процессуального и Уголовно-исполнительного кодексов» (март 2024 года) (утратил силу)

Доступ

Для того чтобы поставить документ на контроль, вам нужно авторизоваться.Если у вас нет логина и пароля, зарегистрируйтесь

Досье на проект Закона Республики Казахстан «О внесении изменений и дополнений в некоторые законодательные акты Республики Казахстан по вопросам оптимизации Уголовного, Уголовно-процессуального и Уголовно-исполнительного кодексов» (март 2024 года) (утратил силу)

Досье на проект Закона Республики Казахстан
«О внесении изменений и дополнений в некоторые законодательные акты Республики Казахстан
по вопросам оптимизации Уголовного, Уголовно-процессуального и Уголовно-исполнительного кодексов»
(март 2024 года)

 

1. Сравнительная таблица к проекту Закона (март 2022 года)

2. Дополнительные предложения на 11.03.2022 к проекту

3. Консультативный документ регуляторной политики «Проект Закона РК «О внесении изменений и дополнений в некоторые законодательные акты Республики Казахстан по вопросам оптимизации уголовного законодательства с одновременной коррекцией Уголовно-процессуального и Уголовно-исполнительного кодексов»» (апрель 2022 года)

4. Проект Закона (апрель 2022 года)

5. Пояснительная записка к проекту Закона (апрель 2022 года)

6. Пояснительная записка к проекту Закона (июнь 2022 года)

7. Проект Закона (июнь 2022 года)

8. Сравнительная таблица к проекту Закона (июнь 2022 года)

9. Проект концепции проекта Закона (декабрь 2022 года)

10. Сравнительная таблица к проекту Закона РК (декабрь 2022 года)

11. Пояснительная записка к проекту Закона РК (январь 2023 года)

12. Сравнительная таблица к проекту Закона (январь 2023 года)

13. Прогнозы возможных экономических, социальных, правовых, экологических последствий принятия проекта Закона РК

14. Финансово-экономический расчет предполагаемых дополнительных расходов или потерь государственного бюджета по проекту Закона

15. Программа информационного сопровождения и разъяснения проекта Закона

16. Заключение научной правовой экспертизы от 23 января 2023 года № 10-1-5/99 проекта Закона РК

17. Особое мнение эксперта к заключению научной правовой экспертизы проекта Закона

18. Обоснование Министерства юстиции несогласия с рекомендациями научной правовой экспертизы на проект Закона

19. Письмо АО «Институт экономических исследований» на письмо МНЭ РК от 16 января 2023 года № 07-31/577

20. Заключение научной экономической экспертизы проекта закона

21. Обоснования Министерства юстиции по непринятым замечаниям и предложениям заключения научной экономической экспертизы по проекту Закона

22. Заключение научной лингвистической экспертизы от 31 марта 2023 года № 11-2/406 в части аутентичности текстов на казахском и русском языках проекта

23. Письмо «Национальная палата предпринимателей РК «Атамекен» от 31 января 2023 года № 01357/12

24. Протокол заседания членов Общественного совета Министерства юстиции РК от 31 января 2023 года № 66

25. Письмо Научно-исследовательский институт государства и права имени Гайрата Сапаргалиева от 07 февраля 2023 года № 021307

26. Обоснование Министерства юстиции несогласия с рекомендациями научной антикоррупционной экспертизы проекта

28. Справочный лист к проекту Закона РК

29. Сравнительная таблица к проекту Закона (апрель 2023 года)

30. Проект Закона РК (апрель 2023 года)

31. Постановление Правительства РК от 6 апреля 2023 года № 277

32. Пояснительная записка Правительства РК от 6 апреля 2023 года № 13/П-6 к проекту Закона РК

33. Сравнительная таблица Республиканской коллегии адвокатов к проекту Закона (13 сентября 2023 года)

34. Сравнительная таблица Республиканской коллегии адвокатов к проекту Закона (15 сентября 2023 года)

35. Протокол 644-го заседания Межведомственной комиссии по вопросам законопроектной деятельности (28 декабря 2023 года)

36. Доклад Министра юстиции РК Ескараева А.Н. на первое чтение проекта Закона (13 марта 2024 года)

37. Постановление Мажилиса Парламента РК от 28 мая 2025 года № 723-VIII

38. Проект Закона РК (май 2025 года)

39. Новости, обсуждения по проекту

 

  

 

Доклад Министра юстиции РК
Ескараева А.Н. на первое чтение проекта Закона «О внесении изменений и дополнений в некоторые законодательные акты Республики Казахстан по вопросам оптимизации Уголовного, Уголовно-процессуального и Уголовно-исполнительного кодексов» в Мажилисе Парламента
(13 марта 2024 года)

Добрый день, уважаемый Ерлан Жаканович и уважаемые депутаты!

 

Вашему вниманию представлен проект Закона Республики Казахстан «О внесении изменений и дополнений в некоторые законодательные акты Республики Казахстан по вопросам оптимизации Уголовного, Уголовно-процессуального и Уголовно-исполнительного кодексов».

В 2022 году Глава государства, выступая с Посланием народу Казахстана, указал, что следует провести ревизию УК и УПК и избавиться от всего, что фактически не работает или препятствует правосудию, а также отметил о важности обеспечения стабильности уголовного и уголовно-процессуального законодательства.

 

В проекте Закона сбалансированно проработано 3 основных блока вопросов:

I) усиления защиты прав граждан и предпринимателей;

II) укрепления состязательности уголовного процесса;

III) оптимизации и «дебюрократизации» уголовного процесса.

 

Первый блок направлен на усиление защиты прав граждан и предпринимателей.

В нем предусмотрены такие меры, как:

- исключение необоснованного вовлечения граждан в орбиту уголовного преследования;

- исключение возможности возврата дела прокурору для «доработки» нарушений и восполнения неполноты досудебного расследования;

- установление обязательного согласования с прокурором производства ревизии и проверки субъектов предпринимательства;

- установление 10-суточного срока действия санкции по осуществлению обыска, личного обыска и выемки;

- введение запрета на использование в качестве доказательств показаний лица, ранее пребывавшего в качестве «свидетеля, имеющего право на защиту»;

- предоставление возможности заключать процессуальное соглашение в форме сделки о признании вины по некоторым видам особо тяжких преступлений, не связанных с гибелью людей;

- интеграция свидетеля, имеющего право на защиту, в круг лиц, обладающих правом инициирования экспертизы;

- введение кратных штрафов по некоторым уголовным правонарушениям в целях обеспечения соразмерности наказания, а также альтернативы лишению свободы.

 

Второй блок предусматривает укрепление состязательности уголовного процесса.

В нем предлагается усилить роль адвокатов в уголовном процессе, поскольку особенности реализации принципа состязательности в деятельности защитника обусловлены в первую очередь его активностью в процессе доказывания.

Так, в настоящее время в производство суда поступает уголовное дело, сформированное стороной обвинения, что, в свою очередь способствует формированию у судей обвинительного уклона по делу.

Учитывая, что суд должен обеспечить сторонам равные возможности и процессуальную активность по отстаиванию своих интересов, предлагается предоставить адвокатам право вносить в суд акт защиты, документ противоположный обвинительному акту.

Также, поскольку органами уголовного преследования может размещаться информация в СМИ, что может создать общественный резонанс и повлиять на ход следствия, «очерняя» фигуру подозреваемого, проектом Закона предлагается предоставить адвокату возможность публиковать опровержение, не разглашая данные досудебного расследования.

Значительно усиливается роль адвоката, в том числе при проведении экспертизы:

1) расширяется перечень документов, с которых адвокат вправе снимать копии;

2) все дополнительные и уточняющие вопросы адвоката по назначенной экспертизе будут незамедлительно направляться эксперту;

3) теперь адвокат может знакомиться с объектами экспертизы.

Предлагаемые подходы согласуются с поручениями Главы государства об усилении роли адвокатов, в том числе о предоставлении им материалов уголовного дела с самого начала до суда, чтобы адвокаты могли работать без лишних препятствий.

Вместе с этим, проектом Закона повышается состязательность сторон в уголовном процессе путем исключения возможности суда назначать отдельные процессуальные действия по собственной инициативе (к примеру, назначение следственным судьей экспертизы, вызов свидетелей сторон). Это позволит обвинению и защите реализовать на равных условиях свои права для отстаивания своих утверждений и оспаривания утверждений противоположной стороны.

 

Третий блок направлен на оптимизацию и «дебюрократизацию» уголовного процесса.

Данный блок поправок позволит вести уголовное дело в электронном формате по умолчанию. Сейчас необходимо учитывать мнение участников уголовного процесса.

Также планируется введение возможности дистанционной очной ставки, так как на сегодняшний день следователь обеспечивает явку лиц для проведения очной ставки даже с других регионов.

Вместе с тем, расширяется круг субъектов дистанционных допросов и очной ставки. Тем самым, наряду с потерпевшим и свидетелем, будет возможно произвести указанные следственные действия с использованием научно-технических средств в режиме видеосвязи в отношении свидетеля, имеющего право на защиту, и подозреваемого.

Проектом Закона также предусмотрено введение возможности производства досудебного расследования по месту нахождения потерпевшего - в случаях совершения уголовного правонарушения посредством информационной системы или сети Интернет.

При расследовании интернет-мошенничеств, когда уголовное правонарушение не раскрыто, подозреваемый, свидетели не установлены, имеется только потерпевший. Место обнаружения деяния потерпевшим (место подачи заявления), зачастую, не совпадает с местом постоянного проживания потерпевшего.

В указанных условиях наиболее рациональным подходом к определению места досудебного расследования будет местонахождения потерпевшего.

 

Отдельным блоком предусматриваются поправки, направленные на улучшение уголовно-исполнительного законодательства:

1) совершенствование порядка исполнения наказаний, не связанных с лишением свободы, в том числе взаимодействия служб пробации с местными исполнительными органами;

2) изменение видов и порядка назначения уголовных наказаний;

3) совершенствование института условно-досрочного освобождения осужденных;

4) улучшение правового положения осужденных;

5) усиление режимных требований и охраны учреждений УИС;

 

Наряду с вышеизложенным в рамках ревизии особое внимание уделено вопросу частоты внесения изменений и дополнений в УК и УПК.

Ответственность за уголовные правонарушения подвергается изменениям в зависимости от резонансных событий в стране (например, незаконная порубка лесов, жестокое обращение с животными, кража скота), без проведения аналитической работы, устранения причин, по которым «не работают» определенные нормы.

Так, менее чем за 8 лет действия в Уголовный кодекс внесены поправки 70 законами, в УПК 69 законами, в том числе законами, концепция которых не предусматривала его корректировку.

В свою очередь, нарушение стабильности законодательства негативно отражается на правоприменительной практике и качества защиты прав и свобод граждан.

В этой связи, предлагается механизм, не позволяющий вносить в эти кодексы «бесконечные» поправки.

Внесение поправок в УК и УПК будет осуществляться не более одного раза в год законом, не предусматривающим внесение изменений и дополнений в другие законодательные акты.

Кроме того, учитывая тесную взаимосвязь кодифицированных актов в уголовно-правовой сфере, целесообразно предусмотреть особые случаи, допускающие внесение одним законом взаимосвязанных поправок сразу в несколько кодексов (например, одновременно в УК, УПК, УИК и КоАП).

 

Благодарю за внимание!

 

 

 

УТВЕРЖДЕНА

решением Научно-консультативного совета

Республиканской коллегии адвокатов

15 сентября 2023 года

 

 

СРАВНИТЕЛЬНАЯ ТАБЛИЦА
Республиканской коллегии адвокатов к проекту Закона «О внесении изменений и дополнений в некоторые
законодательные акты Республики Казахстан по вопросам оптимизации Уголовного,
Уголовно-процессуального и Уголовно-исполнительного кодексов» (статьи 484, 490 УПК)

 

№ п/п

Структурный элемент

Действующая редакция

Предлагаемая редакция

Обоснование

Редакция РКА

Обоснование РКА

1

2

3

4

5

6

7

Уголовно-процессуальный кодекс Республики Казахстан от 4 июля 2014 года

1.

Части 1 и 2 статьи 484

Статья 484. Судебные акты, которые могут быть пересмотрены в кассационном порядке

2. Не подлежат пересмотру в кассационном порядке судебные акты:

 

1) по делам об уголовных проступках и преступлениях небольшой тяжести;

 

 

Статья 484. Судебные акты, которые могут быть пересмотрены в кассационном порядке

2. Не подлежат пересмотру в кассационном порядке судебные акты:

 

1) по делам об уголовных проступках;

 

 

 

Нормативное постановление Конституционного Суда Республики Казахстан от 14 июля 2023 года № 21-НП «О рассмотрении на соответствие Конституции Республики Казахстан пункта 1) части второй статьи 484 Уголовно-процессуального кодекса Республики Казахстан от 4 июля 2014 года и абзаца третьего пункта 2 нормативного постановления Верховного Суда Республики Казахстан от 10 марта 2022 года № 2 «О применении законодательства, регламентирующего рассмотрение уголовных дел в кассационном порядке».

В уголовном судопроизводстве, посредством которого осуществляется судебная власть, требуется соблюдение конституционного принципа равенства всех перед законом и судом.

В этом смысле реализация указанного конституционного принципа предопределяет равенство в способах защиты, а также в восстановлении нарушенных прав и свобод на основе единства материальных и процессуальных норм.

Статья 484. Судебные акты, которые могут быть пересмотрены в кассационном порядке

1. В кассационном порядке Верховный Суд рассматривает дела по кассационным жалобам на вступившие в законную силу приговоры и постановления, вынесенные судами первой инстанции, после их рассмотрения в апелляционной инстанции, протестам прокурора, а также на приговоры и постановления апелляционной инстанции.

2. Не подлежат пересмотру в кассационном порядке судебные акты:

1) исключить;

2) вынесенные в ходе судебного разбирательства по вопросам, указанным в части второй статьи 10 настоящего Кодекса, а также касающиеся порядка и способа исследования доказательств, ходатайств участников процесса, соблюдения порядка в зале судебного заседания, в связи с отказом от обвинения государственного и частного обвинителя, по вопросам, связанным с исполнением приговора;

3) вынесенные следственным судьей, при отсутствии оснований, предусмотренных частью второй статьи 485 УПК.

 

Позиция НКС РКА от 21 июня 2023 года

Пункт 1 статьи 14 Конституции устанавливает, что все равны перед законом и судом.

Приведенная норма означает равенство прав и обязанностей личности, равную защиту государством этих прав и равную ответственность личности перед законом.

В соответствии с законом никаким другим актом, кроме приговора, не может быть установлена вина лица в совершении преступления и только на этом основании лицо может быть подвергнуто уголовному наказанию.

Согласно пункту 1 статьи 76 Конституции судебная власть осуществляется от имени Республики Казахстан и имеет своим назначением защиту прав, свобод и законных интересов граждан и организаций, обеспечение исполнения Конституции, законов, иных нормативных правовых актов, международных договоров Республики.

В статье 1 УПК указано, что к актам, регулирующим порядок уголовного судопроизводства, относятся нормативные постановления Верховного Суда, которые являются составной частью уголовно-процессуального права.

В постановлении Конституционного Совета Республики Казахстан № 3 от 6 марта 1997 года «Об официальном толковании пункта 1 статьи 4, пункта 1 статьи 14, подпункта 3) пункта 3 статьи 77, пункта 1 статьи 79 и пункта 1 статьи 83 Конституции Республики Казахстан» указано, что согласно пункту 1 статьи 4 Конституции Республики Казахстан, к действующему праву в Республике Казахстан относятся «нормативные постановления Верховного Суда, в которых содержатся разъяснения судам по вопросам применения законодательства (его норм) и формулируются определенные правила поведения субъектов в сфере судопроизводства», и что в этой связи «Верховный Суд Республики Казахстан полномочен издавать нормативные постановления только по вопросам применения в судебной практике норм законодательства, в том числе и норм Конституции».

В соответствии с пунктом 2 статьи 12 Конституции права и свободы человека «определяют содержание и применение законов и иных нормативных правовых актов». Согласно правовой позиции Конституционного Совета, выраженной в Постановлении от 10 июня 2003 года № 8, «указанное правило как один из базисных признаков правового государства является концептуальной основой действующего права Казахстана».

В соответствии с пунктом 1 статьи 13 Конституции каждый вправе защищать свои права и свободы всеми не противоречащими закону способами. Согласно пункту 2 указанной статьи каждый имеет право на судебную защиту своих прав и свобод.

Пункт 1 статьи 14 Конституции устанавливает, что все равны перед законом и судом. Согласно пункту 2 данной статьи никто не может подвергаться дискриминации по каким-либо основаниям.

Статья 76 Конституции РК гарантирует, что судебная власть осуществляется от имени Республики Казахстан и имеет своим назначением защиту прав, свобод и законных интересов граждан и организаций, обеспечение исполнения Конституции, законов, иных нормативных правовых актов, международных договоров Республики.

Согласно пункту 3 статьи 4 Конституции РК «международные договоры, ратифицированные Республикой, имеют приоритет перед ее законами».

Согласно пункту 5 статьи 14 Международного пакта о гражданских и политических правах (ратифицирован Законом Республики Казахстан от 28 ноября 2005 года № 9) (далее - МПГПП) каждый, кто осужден за какое-либо преступление, имеет право на то, чтобы его осуждение и приговор были пересмотрены вышестоящей судебной инстанцией согласно закону.

Право на пересмотр судебного решения предусмотрено в нормах важнейших международных правовых актов: Международном пакте «О гражданских и политических правах» (далее - МПГПП) от 16 декабря 1966 года. (пункт 5 статьи 14) и корреспондирует статье 75 и пункту 2 статьи 76 Конституции.

В пункте 45 Замечаний общего порядка № 32 к МПГПП (Девяностая сессия, Женева, 9-27 июля 2007 года),Комитет Организации Объединенных наций по правам человека (далее - Комитет ООН по правам человека) разъяснил: «в пункте 5 статьи 14 Пакта предусматривается, что любой человек, который осужден за какое-либо преступление, имеет право на то, чтобы его осуждение и приговор были пересмотрены вышестоящей судебной инстанцией согласно закону. Как видно из вариантов передачи слова «преступление» на разных языках (crime, infraction, delito), данная гарантия действует не только в случае наиболее серьезных правонарушений».

 В пункте 49 указанных Замечаний общего порядка № 32 Комитет ООН по правам человека указал: «право на пересмотр осуждения может быть эффективно осуществлено, только если осужденное лицо получает доступ к должным образом мотивированному, составленному в письменной форме приговору суда и, по меньшей мере, в суде первой апелляционной инстанции в тех случаях, когда внутреннее право предусматривает несколько апелляционных инстанций, также и к другим документам, таким, как протоколы судебных заседаний, необходимых для эффективного осуществления права на обжалование. Эффективность данного права также уменьшается, и пункт 5 статьи 14 нарушается, если пересмотр дела вышестоящим судом неоправданно задерживается в нарушение пункта 3 с) этой статьи».

 В пункте 50 указанных Замечаний общего порядка № 32 Комитет ООН по правам человека разъяснил: «система надзорного производства, которая применяется лишь к приговорам, обращенным к исполнению, не отвечает требованиям пункта 5 статьи 14, независимо от того, может быть такой пересмотр инициирован по ходатайству осужденного лица или же в порядке осуществления дискреционных полномочий судьи или обвинителя».

 

Республика Казахстан ратифицировала МПГПП, соответственно национальная законодательная реализация права на судебную защиту, должна соответствовать положениям статьи 14 МПГПП, гарантирующим право на справедливое судебное разбирательство. Иными словами, реализация права на пересмотр судебных актов вышестоящей судебной инстанцией, должна быть доступна каждому и процессуально эффективна, вне зависимости от тяжести преступления.

Исключение возможности пересмотра в кассационном порядке, судебных актов по делам об уголовных проступках и преступлениях небольшой тяжести, свидетельствует об отсутствии в законодательстве Республики Казахстан требования по реализации права на эффективные средства правовой защиты, в соответствии требованиями пункта 5 статьи 14 МПГПП.

Статьей 81 Конституции РК также определено, что Верховный Суд Республики Казахстан является высшим судебным органом по гражданским, уголовным и иным делам, подсудным местным и другим судам, в предусмотренных законом случаях рассматривает отнесенные к его подсудности судебные дела и дает разъяснения по вопросам судебной практики.

Это означает лишь, что круг оснований для пересмотра вступивших в силу судебных решений должен быть уже, чем предусмотренные уголовно-процессуальным законодательством основания для апелляционного производства.

Тем самым, решения кассационной инстанции Верховного Суда должны обеспечивать формирование правильной и единообразной судебной практики по соблюдению, исполнению и применению законодательства судами первой и апелляционной инстанций.

Иными словами, если бы действовал соответствующий правовой механизм, граждане могли бы обращаться с жалобой в суд кассационной инстанции непосредственно, который в случае согласия с доводами, изложенными в жалобе, принимал бы решение об отмене предыдущих судебных решений по делу.

Таким образом, лишение заинтересованных лиц права добиваться исправления возможных судебных ошибок препятствует гражданам реализации положений пунктом 1 и 2 статьи 13 и пунктов 1 и 2 статьи 14 Конституции, предусматривающих обязательность обеспечения равных прав и свобод человека и гражданина правосудием и гарантирующих право каждого защищать свои права и свободы всеми способами, не запрещенными законом.

Фактически граждане, не имеют право непосредственно обратиться в кассационную инстанцию в целях защиты своих личных прав и интересов.

Между тем, возможность судебных ошибок не исключается независимо от категорий преступления, влияющих исключительно на меру наказания.

Отсутствие возможности пересмотра окончательного судебного акта в связи с имевшим место в ходе предшествующего разбирательства существенным нарушением, которое повлияло на исход дела, означало бы, что вопреки принципу справедливости и основанным на нем конституционным гарантиям охраны достоинства личности и судебной защиты прав и свобод человека такое ошибочное судебное решение не может быть исправлено.

Процессуальной гарантией исправления судебных ошибок является возможность обжалования участниками судопроизводства приговоров и постановлений суда и пересмотра данных судебных решений вышестоящей судебной инстанцией Верховного Суда.

Анализ оправдательных приговоров апелляционной и кассационной инстанции дает немало примеров ошибок следователей и дознавателей, которые, будучи не устраненными, в ходе судебного разбирательства способствовали тому, что местные суды допускали существенные нарушения фундаментального и принципиального характера, влиявшие на исход дела.

Поэтому конституционные нормы и общепризнанные нормы международного права закрепляют право гражданина на обжалование судебного решения в вышестоящих судебных инстанциях.

Дополнительная возможность добиться законного и обоснованного решения (в рамках производства в кассационной инстанции) повышает гарантию права на справедливое правосудие.

На основании изложенного пункт 1) части 2 статьи 484 УПК подлежит исключению.

2.

Статьи 484, 486, 487, 488, 489, 490, 491, 492, 494, 498

УПК

Слова «ходатайство» по тексту статей 484, 486, 487, 488, 489, 490, 491, 492, 494, 498 УПК.

Отсутствует

 

По тексту статей 484, 486, 487, 488, 489, 490, 491, 492, 494, 498 УПК заменить слова «ходатайство» на слова «кассационная жалоба» в соответствующем падеже.

Позиция НКС РКА от 21 июня 2023 года. В связи с необходимостью перехода к «сплошной» кассации необходимо соответствующий процессуальный документ именовать не «ходатайство», а «кассационная жалоба».

К примеру, в статье 169 АППК, используется термин «кассационная жалоба».

3.

Пункт 2) части первой статьи 490

Статья 490. Предварительное рассмотрение ходатайства о пересмотре вступивших в законную силу судебных актов

 

1. Ходатайство о пересмотре судебного акта изучается судьей кассационной инстанции, который в срок не более десяти суток разрешает следующие вопросы:

 

2) о наличии или отсутствии оснований к истребованию судебного дела.

 

Статья 490. Предварительное рассмотрение ходатайства о пересмотре вступивших в законную силу судебных актов

 

1. Ходатайство о пересмотре судебного акта изучается судьей кассационной инстанции, который в срок не более десяти суток разрешает следующие вопросы:

 

2) о наличии или отсутствии оснований к истребованию судебного дела, при этом по основаниям, предусмотренным пунктами 1), 2), 4) и 7) части первой статьи 485 настоящего Кодекса истребование материалов уголовного дела обязательно.

 

 

 

 

Нормативным постановлением Конституционного Суда Республики Казахстан от 16 мая 2023 года № 13-НП

«О рассмотрении на соответствие Конституции Республики Казахстан пункта 6) части первой статьи 489, пункта 2) части первой, части второй статьи 490 и части пятой статьи 491 Уголовно-процессуального кодекса Республики Казахстан от 4 июля 2014 года» постановлено:

2. Признать соответствующим статьям 13, 14, 75 и 77 Конституции Республики Казахстан пункт 2) части первой статьи 490 Уголовно-процессуального кодекса Республики Казахстан в данном Конституционном Судом истолковании:

предварительное рассмотрение ходатайства о пересмотре вступивших в законную силу судебных актов по основаниям, предусмотренным пунктами 1), 2), 4) и 7) части первой статьи 485 Уголовно-процессуального кодекса Республики Казахстан, осуществляется с обязательным истребованием материалов уголовного дела.

Статью 490 исключить

 

Позиция НКС РКА от 21 июня 2023 года.

Стадия предварительного рассмотрения дел в кассационной инстанции должна быть полностью исключена. Эта стадия нарушает конституционное право стороны на судебную защиту прав и свобод, которые она считает нарушенными и требует их восстановления путем изменения или отмены вступившего в законную силу судебного акта.

Вопрос о правильности применения нижестоящими судами норм права может решать только вышестоящий суд как орган правосудия.

Единоличная деятельность судьи при предварительном рассмотрении кассационного ходатайства о пересмотре судебного акта не относится к судопроизводству. Выносимое судьей постановление является не судебным актом, а имеет признаки административного акта. Но при этом судья дает оценку законности либо незаконности судебного акта нижестоящего суда, что является недопустимым.

 

УТВЕРЖДЕНА

решением Научно-консультативного совета

Республиканской коллегии адвокатов

13 сентября 2023 года

 

СРАВНИТЕЛЬНАЯ ТАБЛИЦА
Республиканской коллегии адвокатов
к проекту Закона «О внесении изменений и дополнений в некоторые законодательные акты Республики Казахстан по вопросам оптимизации Уголовного, Уголовно-процессуального кодексов»

 

Структурный элемент

Действующая редакция

Предлагаемая редакция разработчика проекта

Обоснование разработчика проекта

Редакция РКА

Обоснование РКА

1

2

3

4

5

6

7

Уголовный кодекс Республики Казахстан от 3 июля 2014 года

 

1.       

Статья 197 УК РК

Статья 197. Транспортировка, приобретение, реализация, хранение нефти и нефтепродуктов, а также переработка нефти без документов, подтверждающих законность их происхождения

1. Транспортировка, приобретение, реализация, хранение нефти и нефтепродуктов, а также переработка нефти без документов, подтверждающих законность их происхождения, -

наказываются штрафом в размере до ста шестидесяти месячных расчетных показателей либо исправительными работами в том же размере, либо привлечением к общественным работам на срок до ста шестидесяти часов, либо арестом на срок до сорока суток..

2. Те же деяния, совершенные неоднократно, -

наказываются штрафом в размере до двухсот месячных расчетных показателей либо исправительными работами в том же размере, либо привлечением к общественным работам на срок до двухсот часов, либо арестом на срок до пятидесяти суток.

3. Деяния, предусмотренные частями первой или второй настоящей статьи, совершенные в крупном размере, -

наказываются штрафом в размере до трех тысяч месячных расчетных показателей либо исправительными работами в том же размере, либо привлечением к общественным работам на срок до восьмисот часов, либо ограничением свободы на срок до трех лет, либо лишением свободы на тот же срок, с конфискацией имущества или без таковой.

4. Деяния, предусмотренные частями первой, второй или третьей настоящей статьи, совершенные:

1) преступной группой;

2) в особо крупном размере, -

наказываются лишением свободы на срок от трех до шести лет с конфискацией имущества или без таковой.

Исключить.

Согласно НП КС от 18 мая 2023 года №14-НП «О рассмотрении на соответствие Конституции Республики Казахстан статьи 197 Уголовного кодекса Республики Казахстан от 3 июля 2014 года» государство, принимая меры по государственному регулированию производства и оборота отдельных видов нефтепродуктов как стратегически важных энергоносителей, ставит целью обеспечение экономической безопасности страны, а также удовлетворение потребностей населения.

Фактически объектом данного вида уголовного правонарушения являются общественные отношения в сфере экономической деятельности, в то время как статья 197 Уголовного кодекса находится в главе 6 «Уголовные правонарушения против собственности».

Родовым объектом уголовных правонарушений против собственности являются общественные отношения, связанные с институтом собственности. Вместе с тем из диспозиции статьи 197 Уголовного кодекса прямо не прослеживается задача уголовно-правовой защиты права собственности. Кроме того, при совершении деяний, предусмотренных указанной статьей, вред собственнику или иному владельцу нефти или нефтепродуктов может и не причиняться.

В этой связи необходимо привести УК в соответствие с правовыми позициями Конституционного Суда, изложенными в вышеуказанном нормативном постановлении.

Предложение поддерживается

Юридический состав преступления, предусмотренного частью 1 статьи 197 УК свидетельствует о наличии признака объективной стороны, характеризующей предмет преступления - отсутствие документов, подтверждающих законность происхождения нефти и нефтепродуктов. Буквальное толкование этого признака говорит о том, что уголовная ответственность наступает не за действия в отношении нефти и нефтепродуктов, имеющих незаконное происхождение, а за такие действия при отсутствии соответствующих документов, даже если нефть и нефтепродукты фактически имеют законную природу.

Любое преступление (уголовное правонарушение), а равно наказание за его совершение должны быть четко определены в законе, причем таким образом, чтобы исходя непосредственно из текста соответствующей нормы, каждый мог предвидеть уголовно-правовые последствия своих действий (бездействия).

Статья 197 УК не соответствует норам пункта 1 статьи 1, пунктам 1-4 статьи 12, статьям 13, 14, пункту 1 статьи 16, статьям 17, 18, 21, пунктам 1, 2 статьи 24, статье 26, пунктам 1, 2 статьи 27, пунктам 1, 3 статьи 29, пунктам 1, 2, 4 статьи 33, статье 39 Конституции Республики Казахстан.

1.       

Новая статья 233-1 УК РК

Статья 233-1. Транспортировка, приобретение, реализация, хранение нефти и нефтепродуктов, а также переработка нефти без документов, подтверждающих законность их происхождения

1. Транспортировка, приобретение, реализация, хранение нефти и нефтепродуктов, а также переработка нефти без документов, подтверждающих законность их происхождения, -

наказываются штрафом в размере до ста шестидесяти месячных расчетных показателей либо исправительными работами в том же размере, либо привлечением к общественным работам на срок до ста шестидесяти часов, либо арестом на срок до сорока суток.

2. Те же деяния, совершенные неоднократно, -

наказываются штрафом в размере до двухсот месячных расчетных показателей либо исправительными работами в том же размере, либо привлечением к общественным работам на срок до двухсот часов, либо арестом на срок до пятидесяти суток.

3. Деяния, предусмотренные частями первой или второй настоящей статьи, совершенные в крупном размере, -

наказываются штрафом в размере до трех тысяч месячных расчетных показателей либо исправительными работами в том же размере, либо привлечением к общественным работам на срок до восьмисот часов, либо ограничением свободы на срок до трех лет, либо лишением свободы на тот же срок, с конфискацией имущества или без таковой.

4. Деяния, предусмотренные частями первой, второй или третьей настоящей статьи, совершенные:

1) преступной группой;

2) в особо крупном размере, -

наказываются лишением свободы на срок от трех до шести лет с конфискацией имущества или без таковой.

Статья 233-1. Транспортировка, приобретение, реализация, хранение нефти и нефтепродуктов, а также переработка нефти без документов, подтверждающих законность их происхождения

 

1. Транспортировка, приобретение, реализация, хранение нефти и нефтепродуктов, а также переработка нефти без документов, подтверждающих законность их происхождения, совершенные в значительном размере, -

наказываются штрафом в размере до ста шестидесяти месячных расчетных показателей либо исправительными работами в том же размере, либо привлечением к общественным работам на срок до ста шестидесяти часов, либо арестом на срок до сорока суток.

2. Те же деяния, совершенные неоднократно, -

наказываются штрафом в размере до двухсот месячных расчетных показателей либо исправительными работами в том же размере, либо привлечением к общественным работам на срок до двухсот часов, либо арестом на срок до пятидесяти суток.

3. Деяния, предусмотренные частями первой или второй настоящей статьи, совершенные в крупном размере, -

наказываются штрафом в размере до трех тысяч месячных расчетных показателей либо исправительными работами в том же размере, либо привлечением к общественным работам на срок до восьмисот часов, либо ограничением свободы на срок до трех лет, либо лишением свободы на тот же срок, с конфискацией имущества или без таковой.

 

 

 

 

4. Деяния, предусмотренные частями первой, второй или третьей настоящей статьи, совершенные:

1) преступной группой;

2) в особо крупном размере, -

наказываются лишением свободы на срок от трех до шести лет с конфискацией имущества или без таковой.

Примечание. Под документами, подтверждающими законность происхождения нефти и нефтепродуктов следует считать документы подтверждающие законность совершения тех или иных действий, связанных с оборотом нефти и нефтепродуктов.

 

Фактически объектом данного вида уголовного правонарушения являются общественные отношения в сфере экономической деятельности, в то время как статья 197 Уголовного кодекса находится в главе 6 «Уголовные правонарушения против собственности».

Родовым объектом уголовных правонарушений против собственности являются общественные отношения, связанные с институтом собственности. Вместе с тем из диспозиции статьи 197 Уголовного кодекса прямо не прослеживается задача уголовно-правовой защиты права собственности. Кроме того, при совершении деяний, предусмотренных указанной статьей, вред собственнику или иному владельцу нефти или нефтепродуктов может и не причиняться.

Рассматриваемый состав уголовного правонарушения в частях первом и втором содержит признаки уголовных проступков. При этом законодателем не установлен порог криминализации данных деяний. Следовательно, уголовная ответственность может наступать и при совершении данных деяний с незначительным объемом нефти или нефтепродуктов.

Подобный подход позволяет правоприменителю широко толковать эти признаки и может привести к ущемлению закрепленных Конституцией прав и свобод человека.

Нормы УК об установлении уголовной ответственности за транспортировку, приобретение, реализацию, хранение нефти и нефтепродуктов, а также переработку нефти должны быть сформулированы с достаточной степенью четкости и основаны на понятных и обоснованных критериях, исключающих возможность произвольной интерпретации положений закона. В диспозиции нормы уголовного закона должны четко соблюдаться требования определенности правовых предписаний и их согласованности в общей системе правового регулирования.

В этой связи необходимо привести УК в соответствие с правовыми позициями Конституционного Суда, изложенными в нормативном постановлении от 18 мая 2023 года №14-НП «О рассмотрении на соответствие Конституции Республики Казахстан статьи 197 Уголовного кодекса Республики Казахстан от 3 июля 2014 года».

Статья 233-1. Транспортировка, приобретение, реализация, хранение нефти и нефтепродуктов, а также переработка нефти без документов, подтверждающих законность их происхождения

1. Транспортировка нефти, кроме транспортировки трубопроводом, ее приобретение, реализация, хранение и/или переработка, а равно транспортировка, приобретение, реализация, хранение нефтепродуктов без документов, подтверждающих законность их происхождения, совершенные в значительном размере и не содержащие признаков хищения, -

наказываются штрафом в размере до ста шестидесятимесячных расчетных показателей либо исправительными работами в том же размере, либо привлечением к общественным работам на срок до ста шестидесяти часов, либо арестом на срок до сорока суток.

2. Те же деяния, совершенные неоднократно, -

наказываются штрафом в размере до двухсотмесячных расчетных показателей либо исправительными работами в том же размере, либо привлечением к общественным работам на срок до двухсот часов, либо арестом на срок до пятидесяти суток.

3. Деяния, предусмотренные частями первой или второй настоящей статьи, совершенные в крупном размере, -

наказываются штрафом в размере до трех тысяч месячных расчетных показателей либо исправительными работами в том же размере, либо привлечением к общественным работам на срок до восьмисот часов, либо ограничением свободы на срок до трех лет, либо лишением свободы на тот же срок, с конфискацией имущества или без таковой.

 

3-1. Деяния, предусмотренные частями первой или второй настоящей статьи, совершенные преступной группой по предварительному сговору с использованием заведомо поддельных документов, -

наказываются штрафом в размере до пяти тысяч месячных расчетных показателей либо исправительными работами в том же размере, либо привлечением к общественным работам на срок до восьмисот часов, либо ограничением свободы на срок до пяти лет, либо лишением свободы на тот же срок, с конфискацией имущества или без таковой.

4. Деяния, предусмотренные частями первой, второй или третьей настоящей статьи, совершенные:

1) преступной группой;

2) в особо крупном размере, -

наказываются лишением свободы на срок от трех до шести лет с конфискацией имущества или без таковой;

3) группой лиц по предварительному сговору или организованной группой.

 

Примечание. Под документами, подтверждающими законность происхождения нефти и нефтепродуктов следует считать документы подтверждающие законность совершения тех или иных действий, связанных с оборотом нефти и нефтепродуктов, в том числе: договоры по приобретению нефти, нефтепродуктов, сопроводительные накладные, счета-фактуры, путевые листы транспортных средств и (или) другие документы.

 

 

Согласно позиции Конституционного Суда, сложность и неопределенность конструкции статьи Уголовного кодекса вызывает проблемы в правоприменительной практике. В частности указано, что «законодатель объединил в одном составе два предмета уголовного правонарушения (нефть и нефтепродукты) и несколько общих для них действий. В этой связи предлагается разделить предметы уголовных правонарушений. Кроме того, о предоставлении документов на нефть, поступающую по трубопроводу сложно говорить, так как трубопровод может обеспечивать транспортировку нефти с нескольких месторождений и трудно определить с какого из них поступила часть нефти по трубопроводу. Наконец, в НП КС отражено, что диспозиция статьи конкурирует с другими статьями УК, в частности с частью 3 статьи 196 УК, в связи с чем предлагается провести такое разграничение, указанное в диспозиции статьи.

Резолютивной частью НП КС, предписано внести в Мажилис Парламента проект закона «О внесении изменений и дополнений в Уголовный кодекс и иные законодательные акты» в соответствии с правовыми позициями Конституционного Суда. Одна из таких позиций, отраженных в нормативном постановлении, заключается в том, что анализ статьи 197 УК свидетельствует о необходимости акцентирования внимания на отдельных недостатках, которые приводят к неоднозначному пониманию и, соответственно, применению норм уголовного закона, в том числе в части отсутствия точного и четкого законодательного определения какой именно документ выступает в качестве подтверждающего законность происхождения нефти и нефтепродуктов. В этой связи предлагается указать в статье уголовного закона какие документы могут выступать в качестве подтверждающих законность происхождения, однако, в связи с многообразием гражданско-правовых отношений, сделать этот перечень не исчерпывающим. Стоит обратить внимание, что именно на эти документы в своем постановлении ссылается КС, как на примерный перечень документов, подтверждающих законность происхождения.

Под документами, подтверждающими законность происхождения нефти и нефтепродуктов следует считать документы подтверждающие законность совершения тех или иных действий, связанных с оборотом нефти и нефтепродуктов, в том числе и электронные, которые создаются, выдаются либо заверяются в установленном законом или иным нормативным актом порядке органами государственной власти либо уполномоченными организациями или лицами и удостоверяют юридически значимые факты.

Транспортировка, приобретение, реализация, хранение нефти и нефтепродуктов, а также переработка нефти квалифицируется по признаку «группой лиц по предварительному сговору» и в тех случаях, когда для его совершения объединены общие усилия двух или более лиц и действия каждого из соучастников являются необходимым условием для совершения действий других соучастников, согласно предварительному распределению ролей, и находятся в причинной связи с общим, наступившим от деятельности всех соучастников, преступным результатом.

Преступление признается совершенным «организованной группой»,

если оно совершено устойчивой группой лиц, заранее объединившихся для совершения одного или нескольких преступлений (организованной преступной

группой, преступным сообществом, бандой).

 

Уголовно-процессуальный кодекс Республики Казахстан от 4 июля 2014 года

 

1.       

Новые части 3-1 и 6 статьи 65-1 УПК РК

Статья 65-1. Свидетель, имеющий право на защиту

1. В случае если на лицо указано в заявлении и сообщении об уголовном правонарушении как на лицо, его совершившее, либо против него дает показания свидетель, участвующий в уголовном процессе, но к данному лицу не применено процессуальное задержание либо не вынесено постановление о признании его подозреваемым, то оно приобретает статус свидетеля, имеющего право на защиту.

2. Свидетель, имеющий право на защиту, имеет право:

1) получить от лица, осуществляющего досудебное производство, разъяснение принадлежащих ему прав;

2) получить от лица, осуществляющего досудебное расследование, разъяснение о статусе свидетеля, имеющего право на защиту;

3) ознакомиться с постановлением о назначении экспертизы в случаях, предусмотренных настоящим Кодексом;

4) ознакомиться с заключением экспертизы в случаях, предусмотренных настоящим Кодексом;

5) отказаться от дачи показаний;

6) самостоятельно или через своих родственников или доверенных лиц пригласить адвоката в качестве защитника;

7) давать показания в присутствии защитника;

8) давать показания на родном языке или языке, которым владеет;

9) пользоваться бесплатной помощью переводчика;

10) собственноручной записи своих показаний в протоколе допроса;

11) знакомиться с документами, указанными в части первой настоящей статьи, за исключением материалов оперативно-розыскных, контрразведывательных мероприятий и негласных следственных действий, а также содержащихся в них персональных данных;

12) знакомиться с протоколами следственных действий, произведенных с его участием, и подавать на них замечания, представлять доказательства;

13) заявлять ходатайства, касающиеся его прав и законных интересов, в том числе о производстве экспертизы и применении мер безопасности;

14) заявлять отводы;

15) на очную ставку с теми, кто свидетельствует против него;

16) приносить жалобы на действия (бездействие) дознавателя, следователя, прокурора.

3. Свидетель, имеющий право на защиту, обязан: являться по вызовам суда, прокурора, лица, осуществляющего досудебное расследование; соблюдать установленный порядок при производстве следственных действий и во время судебного заседания.

4. Свидетель, имеющий право на защиту, не может быть подвергнут экспертизе или освидетельствован, за исключением случаев, указанных в статьях 223 и 271 настоящего Кодекса.

5. За неявку без уважительных причин по вызову органа, ведущего уголовный процесс, на свидетеля, имеющего право на защиту, может быть наложено денежное взыскание в порядке, установленном статьей 160 настоящего Кодекса.

 

Статья 65-1. Свидетель, имеющий право на защиту

Пункты 3-1 и 6 отсутствуют.

 

«3-1. Права и обязанности свидетеля, имеющего право на защиту, разъясняются перед началом первого процессуального действия с его участием.

 

6. Лицо перестает пребывать в положении свидетеля, имеющего право на защиту, с момента приобретения статуса подозреваемого или вынесения постановления об отсутствии оснований для осуществления в отношении него уголовного преследования».

 

 

Согласно НП КС «О рассмотрении на соответствие Конституции Республики Казахстан части третьей статьи 217 Уголовно-процессуального кодекса Республики Казахстан от 4 июля 2014 года» от 22 мая 2023 года №15 необходимо урегулировать вопросы, касающиеся реализации процессуальных прав свидетеля, имеющего право на защиту.

Исходя из части 1 статьи 65-1 УПК, он приобретает этот статус с момента поступления сообщения о преступления или получения показаний в рамках следственного действия. Однако, поскольку расследование на начальном этапе может проводиться с использованием негласных или иных следственных действий, подготовка которых требует конфиденциальности, незамедлительное уведомление лица и разъяснение ему прав не представляется возможным.

В этой связи в части второй статьи 65-1 УПК закрепить, что права свидетеля, имеющего право на защиту, лицо приобретает с момента первого следственного действия с его участием.

Также требует дополнительного правового регламентирования процедура вывода лица из статуса свидетеля, имеющего право на защиту.

В случае доказанности его невиновности или непричастности к преступлению, но отсутствия оснований для прекращения производства по делу в целом, какой-либо документ, подтверждающий отсутствие основания для уголовного преследования данного лица и обеспечивающий его реабилитацию, не выносится.

Это создает предпосылки для ущемления его законных прав и интересов.

Предлагается дополнить статью положением о том, что лицо перестает пребывать в положении свидетеля, имеющего право на защиту, с момента приобретения статуса подозреваемого или вынесения постановления об отсутствии оснований для продолжения в отношении него досудебного расследования, признав его основанием для реабилитации (без права получения компенсации).

Статья 65-1. Свидетель, имеющий право на защиту

3-1. Права и обязанности свидетеля, имеющего право на защиту, разъясняются перед началом первого процессуального действия с его участием, о чем делается отметка в протоколе его допроса.

6. Лицо перестает пребывать в положении свидетеля, имеющего право на защиту, с момента приобретения статуса подозреваемого или вынесения постановления об отсутствии оснований для осуществления в отношении него уголовного преследования.

Орган уголовного преследования должен принять решение о привлечении свидетеля, имеющего право на защиту в качестве подозреваемого в течение одного месяца с момента первого процессуального действия с его участием. По истечении указанного срока и при отсутствии оснований для привлечения в качестве подозреваемого орган уголовного преследования выносит постановление об отсутствии оснований для осуществления в отношении него уголовного преследования.

 

Для обеспечения чистоты проведения следственных действий и недопустимости нарушения прав свидетеля имеющего право на защиту необходимо указать на необходимость соответствующей отметки в протоколе о разъяснении процессуальных прав и обязанностей свидетеля, имеющего право на защиту.

На практике распространены случаи, когда пребывание в статусе свидетеля имеющего право на защиту, используется как инструмент давления необоснованного ограничения прав и законных интересов участников процесса. В этой связи необходимо ограничить срок, в течение которого может быть принято решение о привлечении свидетеля имеющего право на защиту в качестве подозреваемого.

1.       

Часть 2 статьи 146 УПК РК

Статья 146. Домашний арест

2. При применении домашнего ареста в отношении подозреваемого, обвиняемого, подсудимого могут быть применены одно или несколько ограничений:

1) запрет выхода из жилища полностью или в определенное время;

2) запрет на ведение телефонных переговоров, отправление корреспонденции и использование средств связи, за исключением случаев, предусмотренных пунктом 5) настоящей части;

3) запрет на общение с определенными лицами и принятие кого бы то ни было у себя;

4) применение электронных средств контроля и возложение обязанности носить при себе эти средства;

5) возложение обязанностей отвечать на контрольные телефонные звонки или иные сигналы контроля, звонить по телефону или лично являться в определенное время в орган дознания или другой орган, осуществляющий надзор за поведением подозреваемого, обвиняемого или подсудимого;

6) установление наблюдения за подозреваемым, обвиняемым или их жилищем, а также охрана их жилища или отведенного им помещения в качестве жилища;

7) другие меры, обеспечивающие надлежащее поведение и изоляцию подозреваемого, обвиняемого от общества.

За поведением подозреваемого, обвиняемого при необходимости устанавливается надзор.

При осуществлении надзора за соблюдением арестованным установленных ограничений выхода из жилища орган, ведущий уголовный процесс, вправе в любое время суток проверять его нахождение по месту жительства. Проверка производится не более двух раз в дневное время и не более одного раза в ночное время. Нахождение должностного лица в жилище арестованного допускается с согласия этого лица и лиц, проживающих с ним совместно, и не должно превышать тридцать минут.

3. В постановлении суда о домашнем аресте устанавливаются конкретные ограничения, применяемые к подозреваемому, обвиняемому, а также указывается орган или должностное лицо, осуществляющее надзор.

Статья 146. Домашний арест

2. При применении домашнего ареста в отношении подозреваемого, обвиняемого, подсудимого могут быть применены одно или несколько ограничений:

1) запрет выхода из жилища полностью или в определенное время без разрешения органа ведущего уголовный процесс, за исключением экстренных случаев и чрезвычайных ситуаций угрожающих;

 

2) запрет на ведение телефонных переговоров, отправление корреспонденции и использование средств связи без разрешения органа ведущего уголовный процесс, за исключением случаев, предусмотренных пунктом 5) настоящей части и частью третьей настоящей статьи;

3) запрет на общение с определенными лицами и принятие кого бы то ни было у себя без разрешения органа ведущего уголовный процесс, за исключением случаев, предусмотренных частью третьей настоящей статьи;

4) применение электронных средств контроля и возложение обязанности носить при себе эти средства;

5) возложение обязанностей отвечать на контрольные телефонные звонки или иные сигналы контроля, звонить по телефону или лично являться в определенное время в орган дознания или другой орган, осуществляющий надзор за поведением подозреваемого, обвиняемого или подсудимого;

6) установление наблюдения за подозреваемым, обвиняемым или их жилищем, а также охрана их жилища или отведенного им помещения в качестве жилища;

7) другие меры, обеспечивающие надлежащее поведение и изоляцию подозреваемого, обвиняемого от общества.

За поведением подозреваемого, обвиняемого при необходимости устанавливается надзор.

При осуществлении надзора за соблюдением арестованным установленных ограничений выхода из жилища орган, ведущий уголовный процесс, вправе в любое время суток проверять его нахождение по месту жительства. Проверка производится не более двух раз в дневное время и не более одного раза в ночное время. Нахождение должностного лица в жилище арестованного допускается с согласия этого лица и лиц, проживающих с ним совместно, и не должно превышать тридцать минут.

3. В постановлении суда о домашнем аресте устанавливаются конкретные ограничения, применяемые к подозреваемому, обвиняемому, а также указывается орган или должностное лицо, осуществляющее надзор.

Ограничения, предусмотренные при домашнем аресте, которые применяются судами в отдельности либо в совокупности, не должны нарушать прав арестованного и его защитника, гарантированных Конституцией Республики Казахстан, включая права на жизнь и охрану здоровья, признание правосубъектности, защиту своих прав и свобод всеми не противоречащими закону способами, судебную защиту и получение квалифицированной юридической помощи, а также вытекающих из них процессуальных прав, закрепленных в настоящем Кодексе, в том числе: право на свидание и контакты с членами семьи, защитником и законным представителем, подачу жалоб и ходатайств в установленном законом порядке, участие в процессуальных действиях.

Подозреваемый или обвиняемый не может быть ограничен в праве использования средств связи для вызова экстренных служб, участия в дистанционных следственных действиях и судебных заседаниях, а также для контактирования с контролирующим органом (осуществляющим надзор), дознавателем, следователем, прокурором, судом.

О каждом использовании средств связи подозреваемый или обвиняемый информирует контролирующий орган (осуществляющий надзор).

 

В уголовном судопроизводстве должен соблюдаться разумный баланс между достижением целей домашнего ареста - публично-правовых интересов уголовного правосудия и защитой конституционных прав, а также законных интересов лиц, подвергнутых данной мере пресечения, направленный на обеспечение неотъемлемых, первоочередных потребностей личности для нормальной его жизнедеятельности.

Применение любой меры пресечения не должно создавать условия для нарушения закрепленных в УПК прав подозреваемого (обвиняемого, подсудимого) и защитника (статьи 64, 65, 70 УПК).

Учитывая, что данная мера пресечения затрагивает сущность ряда конституционных прав и свобод человека, подобные положения нуждаются в закреплении на законодательном уровне.

Согласно НП КС от 11 апреля 2023 года №9 «О рассмотрении на соответствие Конституции Республики Казахстан отдельных положений части второй статьи 146 Уголовно-процессуального кодекса Республики Казахстан от 4 июля 2014 года» нормы УПК в части содержания лиц под домашним арестом должны быть сформулированы с достаточной степенью четкости и основаны на понятных и обоснованных критериях, исключающих возможность произвольной интерпретации положений закона. В этой связи необходимо привести УПК в соответствие с правовыми позициями Конституционного Суда, изложенными в данном нормативном постановлении.

Статья 146. Домашний арест

2. При применении домашнего ареста в отношении подозреваемого, обвиняемого, подсудимого могут быть применены одно или несколько ограничений:

1) запрет выхода из жилища полностью или в определенное время без разрешения органа ведущего уголовный процесс, за исключением экстренных случаев и чрезвычайных ситуаций, угрожающих их жизни и здоровью, а также жизни и здоровью членов их семей;

3) запрет на общение с определенными лицами и принятие кого бы то ни было у себя без разрешения органа ведущего уголовный процесс, за исключением случаев, предусмотренных частью третьей настоящей статьи.

Встречи подозреваемого или обвиняемого, находящихся под домашним арестом, с защитником, законным представителем, а также с нотариусом в целях удостоверения доверенности на право представления интересов, подозреваемого или обвиняемого в сфере предпринимательской деятельности проходят в месте исполнения меры пресечения;

 

 

 

Во исполнение НП КС от 11 апреля 2023 года №9 «О рассмотрении на соответствие Конституции Республики Казахстан отдельных положений части второй статьи 146 Уголовно-процессуального кодекса Республики Казахстан от 4 июля 2014 года» нормы УПК в части содержания лиц под домашним арестом должны быть сформулированы с достаточной степенью четкости и основаны на понятных и обоснованных критериях, исключающих возможность произвольной интерпретации положений закона.

1.       

Часть 1 статьи208 УПК РК

Статья 208. Порядок вызова на допрос

1. Свидетель, потерпевший, подозреваемый вызываются лицом, осуществляющим досудебное расследование, на допрос повесткой.

 

 

 

Статья 208. Порядок вызова на допрос

1. Свидетель, свидетель, имеющий право на защиту, потерпевший, подозреваемый вызываются лицом, осуществляющим досудебное расследование, на допрос повесткой.

Подлежит изменению действующая редакция статьи 208 УПК РК «Порядок вызова на допрос». Так, в части 1 данной статьи регламентирован порядок вызова на допрос путем вручения повестки - свидетеля, потерпевшего, подозреваемого. При этом, порядок вызова лицом, осуществляющим досудебное расследование на допрос свидетеля, имеющего право на защиту законодателем не указан.

 

Документ утратил силу

Укажите название закладки

Создать новую папку