Воздушный Кодекс Украины от 4 мая 1993 года № 3167-XII

(с изменениями и дополнениями по состоянию на 15.01.2009 г.)

 

Утратил силу в соответствии с Воздушным кодексом Украины от 19 мая 2011 года № 3393-VI

 

Раздел 1. Общие положения

(статьи 1 - 6)

Раздел II. Авиационные правила Украины

(статьи 7 - 8)

Раздел III. Использование воздушного пространства Украины

(статьи 9 - 14)

Раздел IV. Воздушные суда

(статьи 15 - 31)

Раздел V. Авиационный персонал

(статьи 32 - 34)

Раздел VI. Экипаж воздушного судна

(статьи 35 - 38)

Раздел VII. Аэродромы и аэропорты

(статьи 39 - 48)

Раздел VIII. Воздушные трассы и местные воздушные линии

(статьи 49 - 50)

Раздел IX. Полеты воздушных судов

(статьи 51 - 56)

Раздел X. Международные полеты

(статьи 57 -58 )

Раздел XI. Воздушные перевозки

(статьи 59 - 67)

Раздел XII. Авиационные работы

(статьи 68 - 70)

Раздел XIII. Защита авиации от актов незаконного вмешательства

(статьи 71 - 75)

Раздел XIV. Поисковые и аварийно-спасательные работы

(статьи 76 - 81)

Раздел XV. Расследование авиационных происшествий

(статьи 82 - 88)

Раздел XVI. Ответственность за нарушение законодательства, регулирующего использование воздушного пространства Украины

(статьи 89 - 102)

Раздел XVII. Авиационное страхование

(статьи 103 - 106)

Раздел XVIII. Атрибутика, флаг, эмблема, вымпел

(статья 107)

 

Раздел 1. ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ

 

Статья 1. Суверенитет над воздушным пространством Украины

Украине принадлежит полный и исключительный суверенитет над воздушным пространством Украины, которое является частью территории Украины.

Воздушным пространством Украины является часть воздушной сферы, расположенная над сушей и водной территорией Украины, в том числе над ее территориальными водами (территориальным морем).

 

Статья 2. Сфера действия Воздушного кодекса Украины

Воздушный кодекс Украины регулирует деятельность пользователей воздушного пространства Украины с целью удовлетворения интересов Украины и ее граждан и обеспечение безопасности авиации.

Авиация как отрасль - это все виды предприятий, организаций и учреждений, деятельность которых направлена на создание условий и использование воздушного пространства человеком с помощью воздушных судов.

Действие Воздушного кодекса Украины распространяется на всех пользователей воздушного пространства Украины в части, что их касается, как на территории Украины, так и за ее пределами, если законы страны пребывания пользователя не предусматривают другого.

 

Статья 3. Государственное регулирование деятельности гражданской авиации Украины

Государство осуществляет регулирование деятельности гражданской авиации через центральный орган исполнительной власти в области транспорта, соответствующие органы авиационного транспорта Украины по таким направлениям:

обеспечение развития гражданской авиации;

надзор за безопасностью полетов воздушных судов;

сертификация, регистрация и лицензирование;

регулирование использования воздушного пространства и обслуживания воздушного движения;

обеспечение поиска и спасание воздушных судов, которые терпят или потерпели бедствие;

защита авиации Украины от актов незаконного вмешательства в ее деятельность;

научное сопровождение деятельности авиации и обеспечение ее безопасности, который осуществляется как отраслевыми, так и межотраслевыми научно-исследовательскими организациями и авиационными предприятиями;

содействие внешнеэкономической и международно-правовой деятельности гражданской авиации.

По решению центрального органа исполнительной власти в области транспорта возможно объединение усилий и проведение работ в отмеченных направлениях с органами других государств с целью разрешения вопросов более качественно и с меньшими расходами.

 

Статья 3-1. Государственный надзор за обеспечением безопасности авиации

Государственный надзор за обеспечением безопасности авиации осуществляет специально уполномоченный центральный орган исполнительной власти.

Взаимодействие органов исполнительной власти Украины по надзору за безопасностью полетов воздушных судов осуществляется в порядке, установленном Кабинетом Министров Украины.

 

Статья 4. Хозяйственная и коммерческая деятельность авиации Украины

Правом на осуществление хозяйственной и коммерческой деятельности в области авиации может владеть любое юридическое или физическое лицо, которое занимается эксплуатацией, техническим обслуживанием, ремонтом, производством, разработкой и другой деятельностью в области авиационной техники и получило лицензию, если это предусмотрено законодательством Украины.

 

Статья 5. Сертификация разработчика, производителя и эксплуатанта гражданской авиационной техники

Любое юридическое или физическое лицо, которое занимается деятельностью, связанной с разработкой, производством, ремонтом и эксплуатацией гражданской авиационной техники, должно получить от государственного органа по вопросам сертификации и регистрации сертификат, который подтверждает соответствие уровня технической подготовки указанного лица требованиям соответствующих авиационных правил Украины.

Эксплуатант - лицо, организация или предприятие, эксплуатирующее воздушные суда либо предлагающее свои услуги в этой области.

 

Статья 6. Расходы, связанные с сертификацией, регистрацией и перерегистрацией

Расходы на:

сертификацию, регистрацию и перерегистрацию воздушных судов, аэродромов, воздушных трасс и местных воздушных линий;

сертификацию авиационного персонала и эксплуатантов авиационной техники;

сертификацию юридических и физических лиц, которые выполняют разработку, изготовление, ремонт и техническое обслуживание авиационной техники и тому подобное, несет лицо, которое подало соответствующее заявление государственному органу по вопросам сертификации и регистрации.

Размер государственных сборов устанавливается положением, которое утверждается Кабинетом Министров Украины.

 

Раздел II. АВИАЦИОННЫЕ ПРАВИЛА УКРАИНЫ

 

Статья 7. Авиационные правила

Авиационные правила определяют и регулируют порядок деятельности авиации Украины с целью обеспечения безопасности полетов и экологической безопасности.

К авиационным правилам относятся:

1) нормы летной пригодности гражданских воздушных судов;

2) нормы строительства и пригодности к эксплуатации аэродромов и аэропортов, систем регулирования использования воздушного пространства Украины и обслуживания воздушного движения на территории Украины;

3) правила сертификации гражданских воздушных судов, аэродромов, производства авиационной техники, деятельности эксплуатантов, авиационного персонала, использования воздушных трасс и местных воздушных линий;

4) правила регистрации воздушных судов, аэродромов, воздушных трасс и местных воздушных линий;

5) стандарты и нормативы в области охраны окружающей природной среды.

К авиационным правилам также относятся нормативные акты, которые регулируют:

1) порядок строительства, содержания и ремонта аэродромов и аэропортов;

2) порядок подготовки, переподготовки, повышения квалификации авиационного персонала;

3) порядок создания, сертификации и регистрации авиапредприятий, авиакомпаний, частных фирм и других организаций с целью использования воздушного пространства Украины;

4) порядок организации, выполнения и обеспечения полетов;

5) порядок организации, выполнения, обеспечения и лицензирования авиационных работ;

6) порядок использования воздушного пространства Украины, обеспечение аэронавигационной информацией;

7) порядок проведения поисковых и аварийно-спасательных работ;

8) порядок осуществления охраны окружающей природной среды;

9) порядок осуществления надзора и контроля за безопасностью полетов;

10) порядок проведения служебного расследования авиационных событий;

11) порядок реализации мер относительно защиты авиации от актов незаконного вмешательства в ее деятельность;

12) порядок осуществления обеспечения безопасности авиации и ее профилактики;

13) порядок организации и выполнение испытательных и внетрассовых полетов;

14) взаимоотношения гражданской и государственной авиации.

К авиационным правилам относятся также другие нормативные акты, которые регламентируют деятельность авиации и ее безопасность.

Авиационные правила имеют единую структуру, содержатся в Своде авиационных правил Украины и не должны противоречить положениям Конвенции о международной гражданской авиации и Приложениям к ней.

Авиационные правила вводятся в действие соответствующими государственными органами Украины и подлежат обязательному выполнению всеми пользователями воздушного пространства Украины и другими юридическими или физическими лицами в части, что их касается, как на территории Украины, так и за ее пределами, если законы страны пребывания не предусматривают другого.

 

Статья 8. Сфера действия авиационных правил

Если международным соглашением в области международного воздушного права, участницей которой является Украина, устанавливаются другие авиационные правила, чем те, которые предусмотрены ее законодательством, то применяются нормы международного соглашения.

 

Раздел III. ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ВОЗДУШНОГО ПРОСТРАНСТВА УКРАИНЫ

 

Статья 9. Структура воздушного пространства Украины

Структура воздушного пространства, порядок ее формирования и изменения, правила использования воздушного пространства определяются государственным органом по использованию воздушного пространства Украины.

Использование воздушного пространства Украины или отдельных его районов может быть частично или полностью ограничено.

К элементам структуры воздушного пространства Украины относятся воздушные трассы и местные воздушные линии Украины, воздушные коридоры для пересечения государственной границы Украины, установленные и неустановленные маршруты полетов, районы выполнения авиационных работ, запрещенные зоны, зоны ограничения полетов и опасные зоны.

Воздушная трасса - это диспетчерский район или его часть, представляющая собой коридор в воздушном пространстве, ограниченный по высоте и ширине, предназначенный для безопасного выполнения полетов воздушными судами и обеспеченный аэродромами, средствами навигации, контроля и управления воздушным движением.

Местная воздушная линия - это диспетчерский район или его часть, представляющая собой коридор в воздушном пространстве, ограниченный по высоте и ширине, предназначенный для безопасного выполнения полетов воздушными судами и обеспеченный аэродромами, средствами контроля и управления воздушным движением.

Все ограничения относительно использования воздушного пространства Украины доводятся до ведома заинтересованных юридических и физических лиц Украины, других государств и международных авиационных организаций через каналы систем аэронавигационной информации.

Постоянно действующие запрещенные зоны и зоны ограничения полетов обязательно включаются в сборники аэронавигационной информации и наносятся на аэронавигационные карты.

 

Статья 10. Порядок использования воздушного пространства Украины

Порядок использования воздушного пространства Украины определяется Положением об использовании воздушного пространства Украины и его соблюдение обеспечивается государственной системой использования воздушного пространства Украины.

Положение об использовании воздушного пространства Украины и Положение о государственной системе использования воздушного пространства Украины утверждаются Кабинетом Министров Украины.

 

Статья 11. Плата за аэронавигационное обслуживание воздушных судов

Аэронавигационное обслуживание воздушных судов (организация воздушного движения на маршруте, организация воздушного движения на подходе и в районе аэродрома) осуществляется на платной основе. Аэронавигационное обслуживание воздушных судов осуществляется субъектами ведения хозяйства, которые предоставляют соответствующие услуги, - провайдерами аэронавигационного обслуживания в соответствии с требованиями Международной организации гражданской авиации (IKAO) и Европейской организации по безопасности аэронавигации (Евроконтроль).

Размер ставок платы за услуги по аэронавигационному обслуживанию воздушных судов (плата за услуги по организации воздушного движения на маршруте и плата за услуги по организации воздушного движения на подходе и в районе аэродрома) определяется в соответствии с законодательством, требованиями IKAO и Евроконтроля.

Плата за услуги по организации воздушного движения на маршруте взыскивается Евроконтролем в соответствии с Многосторонним соглашением об уплате маршрутных сборов, совершенным в г. Брюсселе 12 февраля 1981 года. Порядок расчета размера указанной платы, порядок ее внесения и освобождения от нее определяются в соответствии с законодательством, Многосторонним соглашением об уплате маршрутных сборов и требованиями Евроконтроля.

За счет платы за услуги по организации воздушного движения на маршруте компенсируются расходы Евроконтроля на эксплуатацию системы взыскания этой платы. Плата за услуги по организации воздушного движения на маршруте используется провайдерами аэронавигационного обслуживания для покрытия их расходов на обеспечение этого обслуживания в порядке, определенном законодательством, документами IKAO и Евроконтроля, а также для уплаты ежегодных членских взносов Украины в бюджет Евроконтроля.

Плата за услуги по организации воздушного движения на подходе и в районе аэродрома определяется по единой для всех пользователей воздушного пространства Украины ставке и взыскивается провайдерами аэронавигационного обслуживания в порядке, который определяется специально уполномоченным центральным органом исполнительной власти в сфере использования воздушного пространства Украины в соответствии с законодательством, требованиями IKAO и Евроконтроля.

Если международным договором Украины, заключенным в установленном законом порядке, установлены иные правила, чем те, которые предусмотрены этой статьей, применяются правила международного договора.

 

Статья 12. Использование международного воздушного пространства

При выполнении воздушным судном полета в международном пространстве юрисдикцию относительно него в течение всего его полета осуществляет и государство, где зарегистрировано воздушное судно. Пребывая в международном воздушном пространстве, воздушное судно является неприкосновенным и независимым от любого государства, за исключением того, где это воздушное судно зарегистрировано, и подчиняется и действует на основании только ее законов.

Использование международного пространства регулируется международными правилами.

 

Статья 13. Язык ведения радиообмена при обслуживании воздушного движения

Ведение радиообмена между органами обслуживания воздушного движения на территории Украины и экипажами воздушных судов Украины осуществляется украинским или русским языком, а с экипажами воздушных судов зарубежных государств - английским или русским языком.

 

Статья 14. Аэронавигационное и информационное обеспечение использования воздушного пространства Украины

Аэронавигационная информация относительно использования воздушного пространства Украины является доступной для всех пользователей воздушного пространства Украины.

 

Раздел IV. ВОЗДУШНЫЕ СУДА

 

Статья 15. Классификация воздушных судов

Воздушные суда делятся на государственные, гражданские и экспериментальные.

Воздушное судно - это летательный аппарат, поддерживаемый в атмосфере за счет его взаимодействия с воздухом, отличного от взаимодействия с воздухом, отраженным от земной поверхности, и способный маневрировать в трехмерном пространстве.

Воздушное судно является государственным, если оно используется на военной, таможенной, пограничной и милицейской службах и зарегистрировано в реестре государственных воздушных судов.

Воздушное судно является гражданским, если оно зарегистрировано в государственном реестре гражданских воздушных судов.

Воздушное судно является экспериментальным, если оно предназначено для проведения испытаний, опытно-конструкторских и научно-исследовательских работ. Экспериментальное воздушное судно в реестры не заносится.

 

Статья 16. Сертификация типа гражданского воздушного судна

Гражданское воздушное судно новой конструкции (нового типа) должно быть сертифицировано на соответствие его действующим в Украине нормам летной пригодности и иметь сертификат типа.

Сертификат типа выдает государственный орган по вопросам сертификации и регистрации.

Владельцем сертификата типа является разработчик воздушного судна.

В случае изменения утвержденной конструкции типа (типовой конструкции) воздушного судна или изменения его эксплуатационно-технической документации, которые влияют на летную пригодность, этот тип воздушного судна должен пройти дополнительную сертификацию и получить дополнение к сертификату типа.

Сертификация гражданских воздушных судов, а также контроль за их соответствием нормам летной пригодности осуществляется по правилам сертификации гражданских воздушных судов Украины.

Сертификат типа может быть аннулирован или его действие может быть временно прекращено государственным органом, что его выдал, в случае выявления недостатков, которые угрожают безопасности полетов.

 

Статья 17. Сертификация экземпляра гражданского воздушного судна

Каждый изготовленный в Украине экземпляр гражданского воздушного судна должен быть сертифицирован на соответствие его конструкции, характеристик и эксплуатационно-технической документации требованиям, предусмотренным правилами сертификации гражданских воздушных судов Украины.

После регистрации воздушного судна в государственном реестре гражданских воздушных судов Украины владелец такого судна должен получить в государственном органе по вопросам сертификации и регистрации соответствующее удостоверение (сертификат) о пригодности его к выполнению полетов как бортовом документе.

Государственный орган по вопросам сертификации и регистрации может делегировать право на выдачу и продолжение срока действия удостоверения о пригодности экземпляра воздушного судна к полетам другим государственным и ведомственным органам в порядке, предусмотренном правилами сертификации.

 

Статья 18. Сертификация гражданских воздушных судов, импортируемых в Украину

Гражданское воздушное судно, которое импортируется в Украину, может быть допущено к эксплуатации, если будет установлено, что оно отвечает национальным требованиям государства-изготовителя и дополнительным техническим условиям Украины в части летной пригодности и тем самым обеспечивает соответствие типа воздушного судна, которое импортируется в Украину, действующим в Украине нормам летной пригодности.

Порядок разработки, одобрения и проверки выполнения дополнительных технических условий для сертификации воздушного судна, которое импортируется в Украину, порядок выдачи сертификата типа и удостоверения о пригодности к полетам на воздушное судно, которое импортируется в Украину, устанавливается правилами сертификации гражданских воздушных судов Украины.

 

Статья 19. Сертификация планеров, дельтапланов, сверхлегких летательных аппаратов, других воздушных судов спортивного назначения, воздушных судов любительской конструкции, аэростатических аппаратов и вспомогательных устройств, влияющих на безопасность полетов

Сертификация планеров, дельтапланов, сверхлегких летательных аппаратов, других воздушных судов спортивного назначения, воздушных судов любительской конструкции, аэростатических аппаратов и вспомогательных устройств, которые влияют на безопасность полетов, осуществляется органом или учреждением, которым это право делегировано государственным органом по вопросам сертификации и регистрации, при участии разработчика отмеченных воздушных судов и соответствующих федераций и ассоциаций.

Выдача удостоверений (сертификатов) с целью засвидетельствования летной пригодности, а также контроль за поддержанием летной пригодности в процессе эксплуатации осуществляются в порядке, предусмотренном правилами сертификации отмеченных в этой статье воздушных судов, которые вводятся в действие государственным органом по вопросам сертификации и регистрации воздушных судов.

 

Статья 20. Сертификация гражданских воздушных судов, экспортируемых из Украины

Порядок проведения испытаний и сертификации гражданского воздушного судна, который экспортируется с Украины, а также выдачи экспортного удостоверения о пригодности к полетам и другим сертификационным документам устанавливается правилами сертификации гражданских воздушных судов Украины.

 

Статья 21. Признание удостоверения (сертификата) летной годности к полетам иностранного воздушного судна

Удостоверение (сертификат) о пригодности к полетам иностранного воздушного судна признается в Украине действительным при условии, когда требования, в соответствии с которыми такой сертификат выдан или в соответствии с которыми ему предоставлена юридическая сила государством его регистрации, отвечают установленным Украиной требованиям.

 

Статья 22. Обеспечение летной годности воздушных судов военной авиации

Воздушное судно военной авиации должно быть проверено на соответствие его требованиям безопасности полетов.

Уровень летной пригодности воздушного судна военной авиации должен быть не ниже уровня летной пригодности, установленный государством для этого класса воздушных судов.

 

Статья 23. Авторский надзор за соблюдением и сохранением летной годности при производстве, эксплуатации и ремонте воздушного судна

Серийное производство, эксплуатация и ремонт воздушных судов выполняются под авторским надзором разработчика воздушного судна с целью соблюдения и сохранения летной пригодности.

 

Статья 24. Передача прав разработчика авиационной техники другому юридическому лицу

Права разработчика авиационной техники вместе с сертификатом типа или равнозначным документом, а также обязанности по авторскому надзору за соблюдением и сохранением летной пригодности при производстве, ремонте и эксплуатации авиационной техники могут быть переданы другому юридическому лицу только по согласованию с разработчиком и после утверждения государственным органом по вопросам сертификации и регистрации. При этом государственный орган по вопросам сертификации и регистрации должен убедиться, что всю необходимую информацию, включая данные о проекте типа, передано правопреемнику и он может должным образом использовать эти данные для соблюдения и сохранения летной пригодности авиационной техники.

 

Статья 25. Регистрация воздушных судов

Гражданские воздушные суда подлежат обязательной регистрации и могут быть зарегистрированы только в одном государстве.

Гражданскому воздушному судну, занесенному в государственный реестр воздушных судов Украины, выдается регистрационное удостоверение, являющееся фактом признания его национальной принадлежности.

С момента занесения воздушного судна в государственный реестр воздушных судов Украины все записи, сделанные раньше что касается этого воздушного судна в реестрах воздушных судов других государств, не признаются Украиной.

Таким же образом не признается Украиной занесение воздушного судна Украины в реестр воздушных судов другого государства, если это воздушное судно не исключено с государственного реестра воздушных судов Украины.

Гражданские воздушные суда подлежат перерегистрации в государственном реестре гражданских воздушных судов Украины в случае изменения владельца воздушного судна, а также в других случаях, предусмотренных правилами регистрации гражданских воздушных судов Украины.

Правила регистрации гражданских воздушных судов Украины разрабатываются и вводятся в действие государственным органом по вопросам сертификации и регистрации.

Регистрацию планеров, дельтапланов, сверхлегких летательных аппаратов, других воздушных судов спортивного назначения, воздушных судов любительской конструкции, аэростатических аппаратов, а также выдачу удостоверений об их регистрации осуществляет государственный орган или учреждение, которым это право делегировано государственным органом по вопросам сертификации и регистрации.

Государственные воздушные суда подлежат регистрации в реестре государственных воздушных судов Украины. Правила регистрации государственных воздушных судов Украины устанавливает Министерство обороны Украины.

 

Статья 26. Исключение воздушного судна из реестра

Воздушное судно исключается с соответствующего государственного реестра воздушных судов в случае:

снятия воздушного судна с эксплуатации;

передачи воздушного судна должным образом другому государству, иностранному юридическому или физическому лицу.

При исключении воздушного судна с соответствующего государственного реестра воздушных судов Украины регистрационное удостоверение утрачивает силу.

 

Статья 27. Допуск воздушных судов к эксплуатации

Гражданское воздушное судно, которое имеет сертификат типа, допускается к эксплуатации, если оно зарегистрировано в государственном реестре гражданских воздушных судов Украины и имеет удостоверение о пригодности к полетам, выданное государственным органом по вопросам сертификации и регистрации воздушных судов Украины или другому государству, если требования, на основании которых было выдано это удостоверение, отвечают требованиям, установленным в Украине.

Гражданское воздушное судно, которое не имеет сертификата типа, но было в эксплуатации до ввода в действие Воздушного кодекса Украины, заносится в государственный реестр Украины и допускается к эксплуатации на основании действующего удостоверения о пригодности к полетам или удостоверению, выданному государственным органом Украины по вопросам сертификации и регистрации.

Государственное транспортное воздушное судно, что было разработано согласно техническим требованиям Министерства обороны Украины до ввода в действие Воздушного кодекса Украины, может быть допущено к эксплуатации в гражданской авиации Украины для перевозки грузов и выполнения авиационных работ и занесено в государственный реестр гражданских воздушных судов Украины, если оно:

отвечает техническим требованиям безопасности полетов Военно-Воздушных Сил, которые воздействовали на время их разработки;

имеет выводы разработчика и экспертов, назначенных государственным органом по вопросам сертификации и регистрации, о возможности безопасной эксплуатации в гражданской авиации;

имеет удостоверение о пригодности к полетам, выданное государственным органом по вопросам сертификации и регистрации.

Государственное транспортное воздушное судно, тип которого был допущен к эксплуатации в гражданской авиации до ввода в действие Воздушного кодекса Украины, заносится в государственный реестр гражданских воздушных судов Украины и может быть допущено к эксплуатации на основании действующего удостоверения о пригодности к полетам или удостоверению, выданному государственным органом по вопросам сертификации и регистрации.

Экспериментальное воздушное судно может быть допущено к эксплуатации для удовлетворения потребностей народного хозяйства Украины при наличии:

выводов разработчика судна и экспертов, назначенных государственным органом по вопросам сертификации и регистрации, о возможности безопасной эксплуатации его при выполнении полетов;

решения Правительства Украины об использовании экспериментального судна в гражданской авиации Украины;

удостоверения о пригодности к полетам, выданного государственным органом по вопросам сертификации и регистрации.

Поддержание каждого воздушного судна в процессе эксплуатации в состоянии, которое отвечает требованиям норм летной пригодности или другим, которые распространяются на это воздушное судно, требованиям безопасности полетов, полагается на эксплуатанта воздушного судна.

Государственный орган по вопросам сертификации и регистрации может запретить эксплуатацию воздушного судна в случаях:

отсутствия удостоверения (сертификата) о пригодности к полетам;

просрочки удостоверения (сертификата) о пригодности к полетам;

эксплуатации воздушного судна за пределами ограничений, установленных советчиком по летной эксплуатации воздушного судна.

 

Статья 28. Обозначения, наносимые на гражданские воздушные суда

На наружную поверхность гражданских воздушных судов должны быть нанесены государственный и регистрационный опознавательные знаки.

Допускается также нанесение на воздушное судно дополнительных знаков (символов, надписей, эмблем и др.) по согласованию с государственным органом по вопросам сертификации и регистрации.

Правила нанесения знаков на воздушное судно устанавливаются государственным органом по вопросам сертификации и регистрации.

Полеты воздушного судна, которое не имеет государственного и регистрационного знаков, запрещаются, кроме полетов экспериментальных и испытательных воздушных судов, которые выполняются согласно правилам проведения испытательных полетов.

 

Статья 29. Позывной номер и позывной радиосигнал гражданского воздушного судна

Гражданскому воздушному судну Украины, оборудованному средствами радиосвязи, предоставляется позывной номер и позывной радиосигнал.

Гражданским воздушным судам, отмеченным в статье 20 оборудованным средствами радиосвязи, предоставляется позывной номер.

 

Статья 30. Бортовая документация воздушного судна

На гражданском воздушном судне при выполнении полетов должны быть:

1) регистрационное удостоверение;

2) удостоверение (сертификат) о пригодности к полетам;

3) свидетельства о страховании:

членов экипажа и авиационного персонала, который пребывает на борту;

воздушного судна;

ответственности относительно возмещения убытков, в том числе перед третьими лицами;

4) бортовой журнал воздушного судна;

5) советчик по летной эксплуатации воздушного судна;

6) разрешение на бортовые радиостанции;

7) удостоверение (сертификаты) на всех членов экипажа;

8) при выполнении международных полетовдругие документы, предусмотренные международными правилами.

 

Статья 31. Передача воздушного судна в аренду иностранному эксплуатанту

Порядок и правила сдачи воздушного судна в аренду иностранному эксплуатанту регулируются внутренним законодательством Украины, если другое не предусмотрено международными соглашениями и договорами, участниками которых является Украина.

 

Раздел V. АВИАЦИОННЫЙ ПЕРСОНАЛ

 

Статья 32. Состав авиационного персонала

Авиационный персонал - это личный состав авиационного предприятия, организации, подразделения, учебного заведения, состоящий из авиационных специалистов по профессиональному признаку.

В состав авиационного персонала входят:

1) члены экипажа воздушного судна;

2) лица командно-руководящего, командно-летного, инспекторского и инструкторского состава;

3) специалисты, осуществляющие регулирование использования воздушного пространства Украины и обслуживание воздушного движения на территории Украины;

4) специалисты, осуществляющие организацию и техническое обслуживание воздушных судов, а также все виды обеспечения полетов;

5) специалисты, обслуживающие воздушные перевозки;

6) специалисты, осуществляющие организацию и проведение опытно-конструкторских, экспериментальных, научно-исследовательских работ при летных испытаниях авиационной техники;

7) специалисты, осуществляющие надзор и контроль за безопасностью полетов, а также проводящие служебное расследование авиационных происшествий (государственные инспектора по безопасности полетов);

8) специалисты, осуществляющие анализ и контроль летной годности воздушных судов при разработке, испытании, сертификации и серийном производстве;

9) специалисты, осуществляющие обеспечение авиационной безопасности и безопасности авиации в целом;

10) авиационные эксперты.

Согласно решению государственных органов по вопросам регулирования деятельности авиации в состав авиационного персонала могут быть включены и другие специалисты.

 

Статья 33. Сертификация и допуск авиационного персонала к авиационной деятельности

Лицо, которое принадлежит к авиационному персоналу, должно быть сертифицировано на соответствие его действующим в Украине квалификационным требованиям по профессиональному признаку.

Лицо, которое принадлежит к авиационному персоналу, допускается к самостоятельной профессиональной деятельности только при условии, что у него есть свидетельство (сертификат) на право осуществлять профессиональную деятельность, которое подтверждает наличие у него необходимых знаний и навыков, а также соответствие состояния его здоровья установленным требованиям.

Правила и порядок сертификации авиационного персонала устанавливаются соответствующим органом государственного регулирования деятельности авиации.

Лицо авиационного персонала гражданской авиации при осуществлении профессиональной деятельности должно иметь при себе свидетельство (сертификат).

Свидетельство (сертификат), выданное иностранным государством, может быть признано действительным для авиационного персонала Украины органом государственного регулирования деятельности авиации Украины.

Лица, которые не принадлежат к авиационному персоналу, допускаются к авиационной деятельности в порядке, установленном соответствующим органом государственного регулирования деятельности авиации Украины.

 

Статья 34. Подготовка, переподготовка и повышение квалификации авиационного персонала

Подготовка, переподготовка и повышение квалификации авиационного персонала Украины с выдачей соответствующих свидетельств может осуществляться в учебных авиационных заведениях, центрах переподготовки и повышения квалификации авиационных специалистов и в других организациях, в том числе и иностранных, которые имеют соответствующий сертификат, который признается в Украине.

 

Раздел VI. ЭКИПАЖ ВОЗДУШНОГО СУДНА

 

Статья 35. Состав экипажа воздушного судна

Экипаж воздушного судна состоит из командира, других лиц летного экипажа и обслуживающего персонала.

Экипаж воздушного судна - это лица авиационного персонала, которым в установленном порядке поручено исполнение определенных обязанностей по управлению и обслуживанию воздушного судна при выполнении полетов.

Все члены экипажа относятся к летному составу.

Минимальный состав летного экипажа устанавливается руководством по летной эксплуатации данного типа воздушного судна.

Полеты гражданских воздушных судов при неполном минимальном составе экипажа запрещаются, за исключением случаев, специально предусмотренных в задании на испытательный полет.

 

Статья 36. Права членов экипажа гражданского воздушного судна и обязанности эксплуатанта по их обеспечению

При выполнении задания на полет каждый член экипажа имеет право отказаться от его выполнения, если, по его мнению, есть аргументированое опасение за благополучное завершение полета.

Эксплуатант воздушного судна обязан возместить ущерб, причиненный члену экипажа в случае увечья или другого подрыва его здоровья, что наступил в связи с выполнением им своих обязанностей при полете воздушного судна, в части, которая превышает сумму получаемой им помощи или пенсии, назначенной ему после подрыва его здоровья, и фактически получаемой им заработной платы.

Эксплуатант воздушного судна обязан возместить убытки в случае смерти члена экипажа, которая наступила в связи с выполнением служебных обязанностей с начала перелетной подготовки до окончания послеполетного разбора, с выплатой причитающихся сумм неработоспособным лицам, которые состояли на его содержании, а также его ребенку, который родился после его смерти.

 

Статья 37. Командир воздушного судна

Командиром воздушного судна может быть лицо, имеющее специальность пилота (летчика), а также подготовку и опыт, необходимые для самостоятельного управления воздушным судном данного типа и руководства экипажем.

 

Статья 38. Права командира гражданского воздушного судна

В процессе своей профессиональной деятельности командир гражданского воздушного судна имеет право:

1) принимать окончательное решение о вылете, полете и посадке воздушного судна, сливании в полете горючего, сбросе багажа, груза и почты, изменении плана и режима полета, о прекращении полета и посадке воздушного судна на запасном аэродроме или вынужденной посадке вне аэродрома, обеспечение безопасности, сохранение воздушного судна и спасение жизни людей;

2) отдавать в пределах своей компетенции любому лицу, которое пребывает на борту воздушного судна, распоряжения и команды, которые подлежат безоговорочному выполнению;

3) принимать все необходимые меры, в том числе и принудительных, к лицам, которые своими действиями создают угрозу безопасности полета и не подчиняются его распоряжениям;

4) осуществлять личный контроль за безопасностью пассажиров в полете в случае угрозы безопасности воздушного судна, а также людям, которые на нем пребывают;

5) менять маршрут полета, осуществлять перелет государственной границы и (или) выполнять посадку воздушного судна на аэродроме, не предусмотренном заданием на полет, в случаях возникновения угрозы для жизни и здоровья пассажиров и членов экипажа, связанных с актами незаконного вмешательства в деятельность авиации;

6) быть доверенным лицом эксплуатанта воздушного судна, заключать от его имени договоры и соглашения в интересах выполнения задания на полет, обеспечения безопасности полета, сбережения воздушного судна, здоровья и жизни пассажиров;

7) отстранять от выполнения задания на полет любого члена экипажа воздушного судна, уровень подготовки которого не отвечает заданию на полет, а действия угрожают безопасности полета, и требовать его замены;

8) в экстремальной ситуации, которая угрожает гибелью людей, для спасения их жизни отступать от правил и требований нормативных документов, которые регламентируют безопасность полета;

9) контролировать уровень профессиональных знаний, умения и навыков летного экипажа, а также качество работы обслуживающего персонала;

10) проверять свидетельства (сертификаты) членов экипажа, а также наличие в них необходимых записей и отметок.

 

Раздел VII. АЭРОДРОМЫ И АЭРОПОРТЫ

 

Статья 39. Строительство, реконструкция и эксплуатация аэродромов и аэропортов

Отведение территории для строительства и реконструкции аэродромов и аэропортов, строительство, реконструкция и эксплуатация аэродромов и аэропортов допускаются в порядке, предусмотренном действующим законодательством Украины.

Участие граждан в согласовании вопросов строительства, реконструкции и эксплуатации аэродромов и аэропортов определяется законодательством Украины.

 

Статья 40. Возмещение ущерба

Имущественный ущерб, нанесенный владельцу прав вследствие строительства, реконструкции аэродрома или аэропорта, непосредственно связанный с фактом строительства или реконструкции, подлежит возмещению в денежной или имущественной форме в соответствии с законодательством Украины.

 

Статья 41. Строительство на приаэродромной территории

Приаэродромная территория (прилегающая к аэродрому зона контроля и учета объектов и препятствий)ограниченная установленными размерами местность вокруг аэродрома, над которой осуществляется маневрирование воздушных судов.

Размеры приаэродромной территории должны быть доведены владельцем аэродрома (аэропорта) или уполномоченным на то лицом до соответствующих Советов народных депутатов, подведомственная территория которых полностью или частично подпадает под приаэродромную территорию.

На приаэродромной территории вводится особый режим получения разрешения на строительство (реконструкцию) и иную деятельность только по согласованию с органом государственного регулирования деятельности авиации и соответствующим Советом народных депутатов.

Предприятия, учреждения и организации, а также граждане, которые допустили нарушения правил строительства и другие действия на приаэродромной территории, обязаны по требованию владельца аэродрома (аэропорта) или уполномоченного им лица прекратить строительство или другую деятельность на приаэродромной территории и провести в установленный срок за свои средства и своими силами устранения допущенных нарушений.

 

Статья 42. Сертификация и допуск гражданского аэродрома к эксплуатации

Аэродром должен быть сертифицирован на соответствие его нормам пригодности к эксплуатации с выдачей соответствующего сертификата.

Правила сертификации и порядок допуска аэродромов к эксплуатации устанавливаются государственным органом по вопросам сертификации и регистрации.

Сертификат пригодности аэродрома к эксплуатации может быть аннулирован или его действие временно прекращено государственным органом, который выдал сертификат, если будет выявлено несоответствие аэродрома нормам пригодности к эксплуатации.

 

Статья 43. Регистрация гражданских аэродромов

Все гражданские аэродромы подлежат регистрации в государственном органе по вопросам сертификации и регистрации и занесению их в государственный реестр аэродромов Украины.

После занесения аэродрома в государственный реестр аэродромов Украины его владельцу или эксплуатанту выдается свидетельство о регистрации.

Эксплуатация аэродрома без свидетельства о регистрации его в государственном реестре аэродромов Украины запрещается.

Аэродромы подлежат перерегистрации в государственном реестре аэродромов Украины в случае изменения владельца аэродрома, а также в других случаях, предусмотренных правилами регистрации аэродромов Украины.

 

Статья 44. Исключение гражданского аэродрома из реестра

Гражданский аэродром исключается с реестра в случае его ликвидации или снятия с эксплуатации.

При исключении аэродрома с реестра свидетельство об его регистрации утрачивает силу, а владелец аэродрома теряет право на его эксплуатацию.

 

Статья 45. Маркировка аэродромов

Аэродром и его элементы должны иметь маркировку, соответствующую нормам годности аэродромов к эксплуатации.

Размещение в районе аэродрома каких-либо знаков, устройств и обозначений, сходных с маркировочными знаками, устройствами и обозначениями, принятыми для опознавания аэродромов, запрещается.

 

Статья 46. Маркировка неподвижных объектов и сооружений

Все неподвижные объекты и сооружения, размещенные на приаэродромной территории, должны быть маркированы дневными и ночными маркировочными знаками и устройствами согласно нормам годности аэродромов к эксплуатации.

Маркировка неподвижных объектов и сооружений дневными и ночными маркировочными знаками производится владельцами этих неподвижных объектов и сооружений за их счет.

 

Статья 47. Охрана окружающей природной среды

При разведывании, строительстве, реконструкции, ремонте и эксплуатации аэродрома подрядчик и эксплуатант обязаны выполнять действующие в Украине нормы, правила и процедуры относительно охраны окружающей природной среды.

 

Статья 48. Аэропорты

По своему назначению аэропорты делятся на внутренние и международные.

Международный аэропорт должен обеспечивать таможенный, пограничный, санитарный контроль, контроль на безопасность и другие виды контроля, предусмотренные действующим законодательством.

Аэропорт, в том числе как совместное с иностранным государством предприятие или предприятие, которое полностью принадлежит иностранному инвестору, должен пройти сертификацию и регистрацию в соответствии с действующими в Украине правилами.

Аэропорт должен иметь почтовую, телеграфную, телефонную и другие виды связи, а также регулярное сообщение с ближайшими населенными пунктами.

Органы государственной исполнительной власти обеспечивают строительство, реконструкцию, благоустройство и эксплуатацию подъездных дорог к аэропортам, регулярное движение пассажирского транспорта на этих дорогах, а также телефонную связь между населенными пунктами и аэропортами.

 

Раздел VIII. ВОЗДУШНЫЕ ТРАССЫ И МЕСТНЫЕ ВОЗДУШНЫЕ ЛИНИИ

 

Статья 49. Сертификация и допуск воздушных трасс и местных воздушных линий к эксплуатации

Воздушные трассы и местные воздушные линии должны быть сертифицированы на соответствие их действующим в Украине нормам пригодности воздушных трасс и местных воздушных линий к эксплуатации с выдачей соответствующего сертификата.

Правила сертификации и порядок допуска к эксплуатации воздушных трасс и местных воздушных линий устанавливаются государственным органом по использованию воздушного пространства Украины.

Сертификат пригодности воздушной трассы или местной воздушной линии к эксплуатации может быть аннулирован или его действие может быть временно прекращено государственным органом, который выдал сертификат, если будет выявлено несоответствие воздушной трассы или местной воздушной линии нормам пригодности их к эксплуатации.

 

Статья 50. Регистрация воздушных трасс и местных воздушных линий Украины

Воздушные трассы и местные воздушные линии Украины регистрируются государственным органом по использованию воздушного пространства Украины и заносятся в Перечень воздушных трасс и местных воздушных линий Украины.

 

Раздел IX. ПОЛЕТЫ ВОЗДУШНЫХ СУДОВ

 

Статья 51. Правила полетов

Выполнение полетов воздушных судов в воздушном пространстве Украины регламентируется Правилами полетов в воздушном пространстве Украины, которые распространяются на всех пользователей воздушного пространства Украины.

Под полетом воздушного судна следует понимать его перемещение в воздушном пространстве, а также зависание.

Порядок организации полетов гражданских и государственных воздушных судов устанавливается соответствующими органами государственной исполнительной власти.

В случае возникновения в полете экстремальной ситуации, которая создает угрозу для жизни людей, командир воздушного судна может отступить от установленных правил полета с немедленным сообщением о принятом решении органу обслуживания воздушного движения, с которым он осуществляет радиосвязь.

 

Статья 52. Допуск воздушного судна к полету

К полету допускается воздушное судно, которое снаряжено и пребывает в исправном состоянии согласно эксплуатационно-технической документации.

 

Статья 53. Запрещение или ограничение полетов

В воздушном пространстве Украины или в отдельных его районах полеты воздушных судов могут быть полностью запрещены или ограничены по высоте, во времени и направлениях в порядке, установленном положением об использовании воздушного пространства Украины.

 

Статья 54. Защита от вредного воздействия полетов гражданских воздушных судов

Гражданское воздушное судно, предназначенное для эксплуатации в Украине, должно быть сертифицировано на соответствие требованиям, которые действуют в Украине, относительно шума на местности и эмиссии вредных веществ авиационных двигателей.

Сертификация воздушных судов относительно шума на местности и эмиссии вредных веществ выполняется в порядке, предусмотренном Правилами сертификации воздушных судов Украины относительно шума на местности и эмиссии вредных веществ.

Владельцы аэродромов, эксплуатанты, командиры и члены экипажей воздушных судов обязаны при эксплуатации воздушных судов на земле и в воздухе предотвращать шумы или сводить их к минимуму.

Сброс с воздушных судов вредных для здоровья людей, окружающей природной среды веществ или других отходов и материалов запрещается, а виновный в таких действиях несет ответственность согласно действующему законодательству Украины.

С целью предотвращения вредного влияния воздушных судов на людей, животных, окружающую природную среду Правительство Украины может установить в конкретных районах минимальную высоту полета, единую для всех воздушных судов или отдельно по типам воздушных судов.

Полеты воздушных судов в воздушном пространстве Украины со сверхзвуковой скоростью должны выполняться на высотах, которые исключают вредное влияние звукового удара на окружающую среду, по общим правилам или в отдаленных от населенных пунктов районах, которые отводятся специально для сверхзвуковых полетов.

 

Статья 55. Связь при выполнении полета

Экипаж (пилот) воздушного судна, оборудованного средствами радиосвязи, должен осуществлять непрерывное прослушивание соответствующих частот каналов связи органа обслуживания воздушного движения.

Для осуществления такой двухсторонней связи Международным регламентом радиосвязи для авиационной навигации выделяются необходимые частоты, которые закрепляются за пользователями государственным органом регулирования деятельности авиации Украины.

Полеты воздушных судов, оборудованных средствами радиосвязи, без двухсторонней связи их с органом обслуживания воздушного движения запрещаются.

 

Статья 56. Воздушное судно-нарушитель

Воздушное судно, пересекшее границу Украины без соответствующего разрешения компетентных органов или допустившее иное нарушение порядка использования воздушного пространства Украины, признается судном-нарушителем и к нему применяются меры в порядке, установленном законодательством Украины, действующими международными соглашениями.

 

Раздел X. МЕЖДУНАРОДНЫЕ ПОЛЕТЫ

 

Статья 57. Нормы и правила осуществления международных полетов

Регулярные международные полеты воздушных судов, при которых воздушные суда пересекают государственную границу Украины и другого государства, осуществляются на основании межгосударственных договоренностей и международных соглашений.

Нерегулярные международные полеты могут выполняться по специальным разрешениям, порядок выдачи которых определяется органом государственного регулирования деятельности авиации и согласовывается с таможенными органами Украины.

Международные полеты в воздушном пространстве Украины выполняются на основании нормативных актов и правил, которые устанавливаются органом государственного регулирования деятельности авиации Украины и включаются в сборники аэронавигационной информации.

 

Статья 58. Перелет государственной границы

Перелет государственной границы Украины воздушными судами осуществляется по специально выделенным коридорам.

Перелет государственной границы Украины вне специально выделенных воздушных коридоров, если это не предусмотрено международным соглашением или другими нормативными актами Украины, запрещен.

 

Раздел XI. ВОЗДУШНЫЕ ПЕРЕВОЗКИ

 

Статья 59. Воздушный перевозчик

Воздушным перевозчиком признается любое юридическое или физическое лицо, выполняющее воздушные перевозки, имеющее права эксплуатанта авиационной техники.

Что касается иностранных воздушных перевозчиков признаются права эксплуатанта по документам, выданным компетентным органом соответствующего зарубежного государства и отвечающим требованиям международных договоров и соглашений, участницей которых является Украина.

Нормы этого раздела не распространяются на перевозки, осуществляемые государственными воздушными судами.

 

Статья 60. Выполнение воздушных перевозок

Воздушные перевозки выполняются на основании договора.

Каждый договор воздушной перевозки и его условия удостоверяются документом на перевозку, который выдается авиационным предприятием или уполномоченными им организациями или лицами (агентами).

Документами на перевозку являются:

билет - при перевозке пассажира;

багажная квитанция - при перевозке вещей пассажира как багажа;

соответствующие документы - при перевозке груза, почты и других предметов.

Формы документов на перевозки и правила их применения устанавливаются органом государственного регулирования деятельности авиации Украины.

 

Статья 61. Чартерная воздушная перевозка

Чартерная воздушная перевозка выполняется на основании договора чартера (фрахтования воздушного судна), согласно которому одна сторона (фрахтовщик) обязуется предоставить другой стороне (фрахтователю) за плату всю емкость одного или нескольких воздушных судов на один либо несколько рейсов для воздушной перевозки пассажиров, багажа, груза и почты или для иной цели, если это не противоречит действующему законодательству Украины.

 

Статья 62. Выполнение правил воздушных перевозок и нормативов их качества

При выполнении воздушных перевозок перевозчик и аэропорт обязаны соблюдать общие правила воздушных перевозок пассажиров, багажа, груза и почты, а также нормативов качества обслуживания пассажиров и клиентуры, установленных центральным органом исполнительной власти в области транспорта.

Воздушный перевозчик на основании общих правил имеет право установить свои правила воздушных перевозок, которые направлены на повышение эффективности и качества перевозок и не содержат условий и норм обслуживания пассажиров и клиентуры низших за уровень требований, установленных центральным органом исполнительной власти в области транспорта.

Условия и правила перевозки почты согласовываются с центральным органом исполнительной власти в области транспорта и центральным органом исполнительной власти в области связи.

 

Статья 63. Перевозки особо опасных грузов

Перевозки оружия, боеприпасов, взрывчатых и ядовитых веществ, ядерного топлива, радиоактивных веществ и других грузов, которые относятся к особо опасным, осуществляются по разрешению компетентных органов согласно специальным правилам, которые устанавливаются органами государственного регулирования деятельности авиации Украины.

 

Статья 64. Прекращение соглашения о воздушной перевозке по инициативе перевозчика

Воздушный перевозчик может отказать пассажиру в перевозке в случаях, предусмотренных правилами перевозки на воздушных линиях, которые устанавливаются соответствующими органами государственной исполнительной власти.

 

Статья 65. Прекращение соглашения о воздушной перевозке по инициативе пассажира

Пассажир имеет право отказаться от воздушной перевозки и получить назад сумму денег в порядке, установленном законодательством Украины.

 

Статья 66. Деятельность иностранных перевозчиков на территории Украины

Иностранные перевозчики осуществляют свою деятельность на территории Украины согласно законодательству Украины, международным соглашениям и договорам.

 

Статья 67. Информационно-рекламное обеспечение воздушных перевозок

Воздушный перевозчик при выполнении регулярных перевозок обязан доводить до ведома населения (клиентуры) через информационно-рекламные средства маршруты и расписание полетов воздушных судов, пассажирские, грузовые и почтовые тарифы, а также условия обслуживания пассажиров и клиентуры как на земле перед полетом и после него, так и на борту воздушного судна в полете.

 

Раздел XII. АВИАЦИОННЫЕ РАБОТЫ

 

Статья 68. Авиационные работы и порядок их выполнения

Перечень авиационных работ устанавливается органом государственного регулирования деятельности авиации Украины.

Авиационные работы могут выполняться любым эксплуатантом авиационной техники на основании соответствующего сертификата, а также договора, заключенного с заказчиком на выполнение авиационной работы, или разовой заявки юридического или физического лица, согласованной с органом государственного регулирования деятельности авиации Украины.

Эксплуатант авиационной техники и заказчик авиационных работ имеют равные права в выборе партнера.

 

Статья 69. Выполнение авиационных работ иностранными эксплуатантами

Авиационные работы на территории Украины могут выполняться иностранными эксплуатантами, а также совместными предприятиями и предприятиями, которые полностью принадлежат иностранным инвесторам, на основании разрешения и/или лицензии на выполнение авиационных работ, которое выдается органом государственного регулирования деятельности авиации Украины.

 

Статья 70. Выполнение авиационных работ эксплуатантами Украины на территории зарубежного государства

Авиационные работы на территории зарубежного государства могут осуществляться эксплуатантами Украины по законам этих государств при наличии соответствующего договора.

 

Раздел XIII. ЗАЩИТА АВИАЦИИ

ОТ АКТОВ НЕЗАКОННОГО ВМЕШАТЕЛЬСТВА

 

Статья 71. Организация авиационной безопасности

Организация работ, связанных с обеспечением авиационной безопасности, осуществляется в соответствии с законодательством Украины, норм, правил и процедур Украинской государственной программы безопасности гражданской авиации, утверждаемой Верховной Радой Украины.

Под обеспечением авиационной безопасности имеется в виду комплекс мероприятий, а также человеческие и материальные ресурсы, предназначенные для защиты авиации от актов незаконного вмешательства в ее деятельность.

 

Статья 72. Меры по защите от актов незаконного вмешательства

Украинские и иностранные эксплуатанты авиационной техники, осуществляющие прием, выпуск и (или) обслуживание воздушных судов на территории Украины,а также эксплуатанты аэродромов и аэропортов должны принимать меры по защите авиации от актов незаконного вмешательства в ее деятельность.

Актом незаконного вмешательства в деятельность авиации являются противоправные действия, связанные с посягательством на нормальную и безопасную деятельность авиации и авиационных объектов, вследствие которых произошли несчастные случаи с людьми, имущественные убытки, захват либо угон воздушного судна, или создающие ситуацию для подобных последствий.

Меры по защите авиации от актов незаконного вмешательства на территории Украины регламентируются нормами, правилами и процедурами, предусмотренными Украинской государственной программой безопасности гражданской авиации.

 

Статья 73. Контроль на безопасность

Контроль на безопасность ручной клади, багажа, груза, почты и бортового припаса, а также личный контроль на безопасность пассажиров и членов экипажа воздушного судна как на внутренних, так и на международных линиях осуществляют службы авиационной безопасности, органы внутренних дел и пограничного контроля.

В случае отказа пассажира или члена экипажа воздушного судна от прохождения контроля на безопасность, а также отказа лиц предъявить ручную кладь, багаж, груз, почту или бортовые припасы для контроля на безопасность они к полету или перевозке на воздушном судне не допускаются.

На воздушном судне, которое пребывает в полете, контроль на безопасность в случае необходимости может быть проведен по решению командира воздушного судна независимо от согласия пассажира. Для отмеченной цели воздушное судно считается таким, которое пребывает в полете, со времени закрытия всех его наружных дверей после загрузки и до времени открытия любой из этих дверей для разгрузки.

Правила проведения контроля на безопасность, перечень лиц, которые имеют право проводить контроль на безопасность, перечень лиц, освобожденных от прохождения контроля на безопасность, предусматриваются Украинской государственной программой гражданской авиации.

 

Статья 74. Обеспечение выполнения требований авиационной безопасности по охране воздушных судов, пожарной безопасности, поддержанию пропускного и внутреннего обьектного режима на аэродромах, в аэропортах и на других авиационных объектах

Порядок обеспечения выполнения требований авиационной безопасности относительно охраны воздушных судов, важных объектов, пожарной безопасности, поддерживания пропускного и внутреннего обьектного режима на аэродромах, в аэропортах и на других авиационных объектах регламентируется нормами, правилами и процедурами, предусмотренными Украинской государственной программой безопасности гражданской авиации.

Аэродромы, аэропорты и их важные объекты, а также оборудование воздушного транспорта, контрольно-пропускные пункты, ограждение, пункты контроля на безопасность пассажиров и членов экипажа, ручной клади и багажа, инженерно-технические средства охраны и пожарной безопасности, средства связи и специальные технические средства контроля на безопасность должны отвечать нормам, правилам и процедурам, предусмотренным Украинской государственной программой безопасности гражданской авиации.

 

Статья 75. Предметы, не подлежащие транспортировке на воздушных судах

Перечень опасных предметов и веществ, запрещенных к сдаче, приему, хранению и перевозке на гражданских воздушных судах, определяется нормами, правилами и процедурами Украинской государственной программы безопасности гражданской авиации.

 

Раздел XIV. ПОИСКОВЫЕ И АВАРИЙНО-СПАСАТЕЛЬНЫЕ РАБОТЫ

 

Статья 76. Воздушное судно, потерпевшее бедствие

Воздушное судно, терпящее или потерпевшее бедствие, воздушное судно, с которым потеряна связь и его местонахождение неизвестно, подлежит немедленному поиску.

Под поисковыми работами следует понимать систему мер, направленных на своевременное обнаружение воздушного судна, терпящего или потерпевшего бедствие.

 

Статья 77. Сигналы бедствия воздушного судна и их подача для помощи

Для своевременного выявления воздушных судов, которые терпят или потерпели бедствие, и предоставления помощи экипажам и пассажирам устанавливаются единые для всей авиации в Украине аварийные сигналы бедствия и сигналы срочности и предупреждения об опасности.

Экипаж воздушного судна, которое терпит или потерпело бедствие, должен давать при возможности соответствующие сигналы бедствия по каналам связи органов обслуживания воздушного движения на аварийных частотах, установленных регламентом радиосвязи.

Во время международных полетов сигналы бедствия дублируются на международной частоте, выделенной для подачи этих сигналов.

 

Статья 78. Сообщение о воздушных судах, терпящих или потерпевших бедствие

Все предприятия, организации и учреждения, которые имеют средства связи, независимо от их ведомственной или другой принадлежности обязаны обеспечить немедленное прохождение сигналов и сообщений о воздушных судах, которые терпят или потерпели бедствие, от кого бы они не поступали, к пунктам управления поисково-спасательными силами и средствами.

Граждане обязаны немедленно сообщить об известных им случаях бедствия воздушных судов местным органам государственной исполнительной власти Украины, милиции или ближайшим предприятиям, учреждениям и организациям, которые в свою очередь обязаны немедленно передать эту информацию авиационной поисково-спасательной службе Украины.

 

Статья 79. Выполнение поисковых и спасательных работ

Аварийно-спасательные работы - это система мер, направленных на своевременное оказание помощи потерпевшим.

Местные органы государственной исполнительной власти Украины, предприятия, организации и учреждения, на территории которых воздушное судно потерпело бедствие, обязаны до прибытия поисково-спасательных команд принять неотложные меры к спасанию людей, оказанию им медицинской и иной помощи, а также к охране воздушного судна, находящихся на его борту документации, оборудования и имущества и сохранению состояния места происшествия.

Эвакуация воздушных судов или их частей с места происшествия осуществляется силами и средствами эксплуатанта авиационной техники или другими предприятиями и учреждениями за счет средств эксплуатанта.

Иностранным воздушным судам, терпящим или потерпевшим бедствие, направляется помощь на равных с воздушными судами Украины основаниях.

Проведение поисковых и аварийно-спасательных работ осуществляется в соответствии с установленными требованиями.

 

Статья 80. Поиск и спасание вне территории Украины

Поиск и спасание пассажиров и экипажей воздушных судов, которые терпят или потерпели бедствие в районах и зонах обслуживания воздушного движения Украины и за пределами Украины, организовываются и осуществляются на основании международных соглашений, участником которых является Украина.

Координацию действий со службами поиска и спасания других стран осуществляет орган государственного регулирования деятельности авиации Украины.

 

Статья 81. Оснащение воздушных судов и подготовка экипажа на случай бедствия

Воздушные суда должны быть оснащены бортовыми аварийно-спасательными средствами, перечень которых в зависимости от типа воздушного судна и района полета определяется органом государственного регулирования деятельности авиации Украины для гражданских воздушных судов и Министерством обороны Украины - для государственных воздушных судов согласно нормам летной пригодности.

Все члены экипажа воздушного судна обязаны пройти специальное обучение по программе аварийно-спасательной подготовки и предоставление помощи пассажирам при возникновении на борту воздушного судна аварийной ситуации в различных физико-географических и климатических условиях, а пассажиры обязательно должны быть проинструктированы экипажем о действиях в такой ситуации и о правилах пользования индивидуальными и бортовыми аварийно-спасательными средствами.

 

Раздел XV. РАССЛЕДОВАНИЕ АВИАЦИОННЫХ ПРОИСШЕСТВИЙ

 

Статья 82. Обеспечение безопасности полетов воздушных судов

Непосредственное обеспечение безопасности полетов воздушных судов полагается на эксплуатанта авиационной техники аэропортов, аэродромов и на органы, которые обслуживают воздушное движение.

 

Статья 83. Сообщение об авиационном происшествии

Служебные лица авиации, которым первым стало известно об авиационном происшествии, обязаны немедленно сообщить об этом в государственный орган надзора за безопасностью полетов, орган государственного регулирования деятельности авиации и владельцу воздушного судна.

 

Статья 84. Расследование авиационного происшествия

Все авиационные происшествия подлежат расследованию с целью установления их причин и употребления мер относительно предотвращения таких происшествий в будущем.

Расследование авиационного происшествия процесс, который проводится при наличии факта авиационного происшествия и включает сбор и анализ информации об авиационном происшествии, устанавливает причину (причины) его возникновения, подготовку заключений с указанием этой причины (причин) и разработку рекомендаций по предотвращению их в будущем.

Расследование авиационных происшествий проводится согласно положениям и правилам, утверждаемым соответствующими государственными органами Украины.

 

Статья 85. Работа на месте авиационного происшествия

Расследование, которое проводится на месте авиационного происшествия, относится к категории работ в особых условиях, которые приравниваются к работам по ликвидации последствий стихийного бедствия. Специалисты, которые работают на месте авиационного происшествия, должны обеспечиваться специальной одеждой, обувью, специальным снаряжением и защитными средствами исходя из конкретных условий работы.

Местные органы власти, предприятия, организации и учреждения обязаны всесторонне содействовать комиссии по вопросам расследования авиационного происшествия в охране места происшествия, в поиске элементов конструкции воздушного судна, обеспечении транспортом, средствами связи, помещениями для работы и отдыха, продуктами питания, специальным снаряжением и одеждой, средствами для выполнения такелажных и грузовых работ, транспортировки обломков, санитарной обработки местности, обеспечения безопасных условий работы на месте происшествия.

 

Статья 86. Финансирование работ, связанных с расследованием авиационного происшествия, и возмещение расходов

Все расходы, связанные с расследованием, которое проводится на месте авиационного происшествия, финансируются эксплуатантом авиационной техники.

Исследование и испытание, связанное с расследованием авиационного события, которые проводятся научно-исследовательскими и конструкторскими учреждениями, ремонтными предприятиями и предприятиями авиационной промышленности, финансируются за счет средств этих учреждений и предприятий со следующим возмещением расходов эксплуатантом авиационной техники.

Убытки эксплуатанта авиационной техники, связанные с расследованием авиационного происшествия, могут быть частично или целиком возмещены за счет страхового фонда безопасности гражданской авиации или другого страхового фонда.

 

Статья 87. Предотвращение авиационных происшествий

Комиссия по вопросам расследования авиационного происшествия на основании своих выводов обязана сформулировать предложения относительно устранения причин события, обнаруженных в процессе расследования, и недопущение их в будущем.

На основании предложений комиссии по вопросам расследования авиационного события государственный орган надзора за безопасностью полетов воздушных судов обязан разработать соответствующие рекомендации и послать их пользователям воздушного пространства, эксплуатантам воздушной техники и другим юридическим лицам для разработки профилактических мероприятий относительно предотвращения авиационных происшествий.

Пользователи воздушного пространства, эксплуатанты авиационной техники и другие юридические лица, которым посланы рекомендации, обязаны разработать профилактические мероприятия относительно предотвращения авиационных событий, согласовать их с государственным органом надзора за безопасностью полетов воздушных судов и реализовать в установленный срок.

 

Статья 88. Учет авиационных происшествий и сведения по безопасности полетов

Учет авиационных событий, а также актов незаконного вмешательства в деятельность гражданской авиации Украины, включая и те, которые произошли с иностранными воздушными судами на территории Украины и украинскими воздушными судами за пределами Украины, осуществляет государственный орган по надзору за безопасностью полетов воздушных судов Украины.

Сведения о состоянии безопасности гражданской авиации Украины государственный орган по надзору за безопасностью полетов воздушных судов Украины обязан предоставлять органам государственного регулирования деятельности авиации Украины и Международной организации гражданской авиации (IКАО).

 

Раздел XVI. ОТВЕТСТВЕННОСТЬ ЗА НАРУШЕНИЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВА, РЕГУЛИРУЮЩЕГО ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ВОЗДУШНОГО ПРОСТРАНСТВА УКРАИНЫ

 

Статья 89. Распространение ответственности

За противоправные действия все юридические и физические лица, деятельность которых связана с использованием воздушного пространства Украины, разработкой, изготовлением, ремонтом и эксплуатацией авиационной техники, осуществлением хозяйственной и коммерческой деятельности, обслуживанием воздушного движения, обеспечением безопасности авиации Украины, а также ее управлением и надзором, несут ответственность, предусмотренную действующим законодательством Украины.

 

Статья 90. Ответственность пассажира, заказчика и работника авиации при выполнении воздушной перевозки или авиационной работы

Пассажир, заказчик или работник авиации за нарушение, невыполнение или неподобающее выполнение правил, требований и норм, которые регламентируют воздушные перевозки и авиационные работы, а также нарушения законодательства об охране окружающей природной среды, несут ответственность, предусмотренную действующим законодательством Украины.

 

Статья 91. Ответственность перевозчика за сохранность багажа

Перевозчик несет ответственность за потерю, недостачу или повреждение багажа со времени принятия его для перевозки и до выдачи получателю или передачи его в соответствии с правилами другому лицу, если не докажет, что им были приняты все необходимые меры для предотвращения причинения вреда или что такие меры невозможно было употребить.

Перевозчик несет ответственность за сохранность вещей, которые есть у пассажира, если будет доказано, что потеря или повреждение этих вещей произошли по вине перевозчика.

 

Статья 92. Ответственность перевозчика за сохранность груза

Перевозчик несет ответственность за потерю, недостачу или повреждение груза со времени принятия его для перевозки и до выдачи получателю или передачи его в соответствии с правилами другому учреждению (лицу), если не докажет, что им были приняты все необходимые меры для предотвращения причинения ущерба или что такие меры невозможно было употребить.

К тому времени, пока перевозчик не докажет другое, считается, что потеря, недостача или повреждение груза произошли во время перевозки.

 

Статья 93. Размер ответственности перевозчика за потерю, недостачу или повреждение груза и багажа, а также имеющихся у пассажира вещей

За потерю, недостачу или повреждение груза, багажа или вещей, которые есть у пассажира, перевозчик несет ответственность в таком размере:

1) за потерю или нехватку груза или багажа, принятого для перевозки с объявленной ценностью, - в размере объявленной ценности, а в случаях, когда перевозчик докажет, что объявленная ценность превышает действительную стоимость, - в размере действительной стоимости;

2) за потерю, повреждение или нехватку груза или багажа, принятого для перевозки без объявленной ценности, а также вещей, которые есть у пассажира, - в размере стоимости, который не превышает предела, установленной соответствующим органом государственной исполнительной власти по согласованию с Министерством финансов Украины в соответствии с пределами, установленными международными соглашениями об ответственности при воздушных перевозках, участником которых является Украина.

 

Статья 94. Ответственность перевозчика за просрочку в доставке пассажира, багажа или груза

Перевозчик несет ответственность за просрочку в доставке пассажира, багажа или груза, если не докажет, что им были приняты все необходимые меры для предотвращения просрочки или что такие меры невозможно было употребить. Перевозчик освобождается от ответственности, если просрочка произошла вследствие неблагоприятных метеорологических условий.

 

Статья 95. Ответственность перевозчика за утрату, повреждение и просрочку в доставке почты

Перевозчик несет материальную ответственность перед органами связи за потерю, повреждение или просрочку в доставке почты по вине перевозчика в размере ответственности органов связи перед отправителями или адресатами, за международную почту - в соответствии с актами Всемирного почтового союза, а за внутреннюю - согласно правилам относительно размера материальной ответственности предприятий связи за недостачу или повреждение вложений почтовых отправлений.

 

Статья 96. Ответственность за ущерб, причиненный третьим лицам

За ущерб, причиненный третьим лицам и их имуществу при выполнении перевозок и авиационных работ, эксплуатант авиационной техники несет ответственность в порядке и на условиях, предусмотренных действующим законодательством Украины.

 

Статья 97. Ответственность за захват или угон воздушного судна либо захват авиационного объекта

Захват или похищение воздушного судна, как и захват авиационного объекта, влечет за собой ответственность, предусмотренную законодательством Украины.

 

Статья 98. Ответственность за блокирование воздушного судна, авиационного объекта, транспортного, инженерно-технических или других коммуникаций к ним

Блокировка воздушных судов, авиационных объектов, транспортных, инженерно-технических, других коммуникаций к ним, которое препятствует нормальной и безопасной деятельности авиации Украины, влечет за собой ответственность, предусмотренную действующим законодательством Украины.

 

Статья 99. Ответственность за ложное сообщение о подготовке акта незаконного вмешательства в деятельность авиации

Неправдивое сообщение независимо от формы его выполнения о подготовке акта незаконного вмешательства в деятельность авиации на борту воздушного судна или авиационного объекта влечет за собой ответственность, предусмотренную действующим законодательством Украины.

 

Статья 100. Ответственность за невыполнение требований контроля на безопасность

Нарушение, как и невыполнение или неподобающее выполнение требований государственных правил, норм и процедур по регистрации и осмотру на безопасность пассажиров, относительно сдачи, приема, хранения и перевозки на воздушном судне ручной клади, багажа, груза, почты и бортового питания влечет за собой ответственность, предусмотренную действующим законодательством Украины.

 

Статья 100-1. Ответственность за невнесение платы за аэронавигационное обслуживание воздушных судов в воздушном пространстве Украины

За невнесение в установленном порядке и размере платы за аэронавигационное обслуживание воздушных судов эксплуатант, а если его личность неизвестна, - владелец воздушного судна несут ответственность, предусмотренную законодательством.

В случае неуплаты надлежащей суммы к должнику применяются меры относительно ее принудительного взыскания.

 

Статья 101. Ответственность за нарушение норм и правил, регламентирующих деятельность авиации

Лица, виновные в нарушении норм и правил, которые регламентируют деятельность авиации, несут ответственность за законодательством Украины.

 

Статья 102. Право обжалования решения

Любое юридическое и физическое лицо имеет право обжаловать решения или действия любого должностного или другого лица в пределах деятельности авиационной системы Украины в порядке, предусмотренном законодательством Украины.

 

Раздел XVII. АВИАЦИОННОЕ СТРАХОВАНИЕ

 

Статья 103. Обязательное страхование

Воздушный перевозчик и исполнитель воздушных работ обязаны страховать членов экипажа и авиационного персонала, которые пребывают на борту воздушного судна, собственные, арендованные и переданные им в эксплуатацию воздушные суда, а также свою ответственность относительно возмещения убытков, причиненных пассажирам, багажу, почте, грузу, принятой для перевозки; другим пользователям воздушного транспорта а все эксплуатанты - третьим лицам не ниже уровня, установленного Правительством Украины.

Обязательное страхование, предусмотренное частью первой настоящей статьи, осуществляется страховщиками, которые признаны таковыми в соответствии с законодательством Украины, получили в установленном порядке лицензии на осуществление этого вида страхования и являются членами Авиационного страхового бюро.

Авиационное страховое бюро осуществляет координацию деятельности страховщиков в области страхования авиационных рисков и представляет их интересы в международных объединениях страховщиков. Образование Авиационного страхового бюро и его государственная регистрация осуществляются в порядке, определенном Кабинетом Министров Украины.

 

Статья 104. Добровольное страхование

По желанию пассажира или другого пользователя воздушного транспорта возможно добровольное страхование путем заключения соответствующего договора.

 

Статья 105. Страхование при авиационных работах

Заказчик обязан страховать своих работников, лиц, связанных с обеспечением технологического процесса при выполнении авиационных работ, и пассажиров, которые перевозятся по его заявке без приобретения билетов.

Эксплуатант обязан страховать свою ответственность относительно возмещения убытков, которые могут быть нанесены им при выполнении авиационных работ.

 

Статья 106. Страховой фонд безопасности авиации Украины

С целью возмещения ущерба пострадавшим от авиационного происшествия, стихийного бедствия и стимулирования профилактической деятельности относительно повышения безопасности авиации Украины, проведение поисковых и аварийно-спасательных работ в установленном порядке создается страховой фонд безопасности авиации, средства которого направляются на осуществление деятельности авиации Украины. Этот фонд создается за счет поступления отчислений от платежей по обязательным видам страхования в размере, который определяется Правительством Украины.

 

Раздел XVIII. АТРИБУТИКА, ФЛАГ, ЭМБЛЕМА, ВЫМПЕЛ

 

Статья 107. Атрибутика, флаг, эмблема, вымпел

Любая авиационная организация, учреждение и предприятие Украины, зарегистрированное в установленном порядке, должны иметь свою печать и атрибутику.

Государственные авиационные органы должны иметь свою печать и атрибутику с государственным гербом Украины.

Каждая авиационная организация, учреждение и предприятие Украины может иметь свой флаг, эмблему и вымпел и другую атрибутику.

 

Президент Украины

Л. Кравчук