Закон Республики Казахстан от 5 июля 1996 года № 19-I
О чрезвычайных ситуациях природного и техногенного характера

изменениями и дополнениями по состоянию на 27.07.2007 г.)

 

Данная редакция действовала до внесения изменений от 26 мая 2008 г.

 

Глава 1 Общие положения (статьи 1 - 6)

Глава 2 Права и обязанности населения в области (статьи 7 - 9)

чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера

Глава 3 Полномочия государственных органов в области (статьи 10 - 13)

чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера

Глава 4 Предупреждение чрезвычайных ситуаций (статьи 14 - 18)

природного и техногенного характера

Глава 5 Ликвидация чрезвычайных ситуаций природного (статьи 20 - 23)

и техногенного характера

Глава 6 Экспертиза и государственный учет в области (статьи 25 - 26)

чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера

Глава 7 Материальное и финансовое обеспечение в (статьи 27 - 29)

области чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера

Глава 8 Контроль и надзор в области чрезвычайных (статьи 30 - 32)

ситуаций природного и техногенного характера

Глава 9 Ответственность за нарушение законодательства (статьи 33 - 35)

в области чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера

Глава 10 Разрешение споров в области чрезвычайных (статья 36)

ситуаций природного и техногенного характера

Глава 11 Международное сотрудничество и международные (статьи 37 - 39)

договоры в области чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера

 

В тексте Закона после слова «Глава» цифры «I - XI» заменены соответственно цифрами «1 - 11» в соответствии с Законом РК от 20.12.04 г. № 13-III (введен в действие с 1 января 2005 года) (см. стар. ред.)

Защита населения, окружающей среды и объектов хозяйствования от чрезвычайных ситуаций и последствий, вызванных ими, является одной из приоритетных областей проведения государственной политики.

Настоящий закон регулирует общественные отношения на территории Республики Казахстан по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера.

См.: Мероприятия по реализации Закона Республики Казахстан «О чрезвычайных ситуациях природного и техногенного характера» (приложение № 1 к постановлению Комитета Республики Казахстан по чрезвычайным ситуациям от 04 сентября 1996 г. № 26)

 

Глава 1 Общие положения

 

В статью 1 внесены изменения в соответствии с Законом РК от 12.03.99 г. № 347-1; Законом РК от 15.06.04 г. № 563-II (см. стар. ред.); изложена в редакции Закона РК от 29.12.06 г. № 209-III (см. стар. ред.)

Статья 1. Основные понятия, используемые в настоящем Законе

В настоящем Законе используются следующие основные понятия:

авария - нарушение технологического процесса, повреждение механизмов, оборудования и сооружений;

катастрофа - разрушительное явление, повлекшее чрезвычайную ситуацию регионального или глобального масштаба;

стихийное бедствие - бедствие, вследствие которого возникла чрезвычайная ситуация;

бедствие - разрушительное явление, вследствие которого возникла чрезвычайная ситуация;

декларация безопасности промышленного объекта - документ, информирующий о характере и масштабах возможных чрезвычайных ситуаций на промышленном объекте и объявляющий о принятых собственником мерах по их предупреждению и ликвидации на этапах ввода в эксплуатацию, его функционирования и вывода из эксплуатации;

зона чрезвычайной ситуации - определенная территория, на которой возникла чрезвычайная ситуация. По масштабу распространения и объему причиненного ущерба чрезвычайные ситуации природного и техногенного характера подразделяются на объектовые, местные, региональные и глобальные;

чрезвычайные ситуации природного характера - чрезвычайные ситуации, вызванные стихийными бедствиями (землетрясениями, селями, лавинами, наводнениями и другими), природными пожарами, эпидемиями и эпизоотиями, поражениями сельскохозяйственных растений и лесов болезнями и вредителями;

чрезвычайные ситуации техногенного характера - чрезвычайные ситуации, вызванные промышленными, транспортными и другими авариями, пожарами (взрывами), авариями с выбросами (угрозой выброса) сильнодействующих ядовитых, радиоактивных и биологически опасных веществ, внезапным обрушением зданий и сооружений, прорывами плотин, авариями на электроэнергетических и коммуникационных системах жизнеобеспечения, очистных сооружениях;

чрезвычайная ситуация - обстановка на определенной территории, возникшая в результате аварии, бедствия или катастрофы, которые повлекли или могут повлечь гибель людей, ущерб их здоровью, окружающей среде и объектам хозяйствования, значительные материальные потери и нарушение условий жизнедеятельности населения;

ликвидация чрезвычайных ситуаций - спасательные, аварийно-восстановительные и другие неотложные работы, проводимые при возникновении чрезвычайных ситуаций и направленные на спасение жизни и сохранение здоровья людей, снижение размеров ущерба и материальных потерь, а также на локализацию зон чрезвычайных ситуаций;

предупреждение чрезвычайных ситуаций - комплекс мероприятий, проводимых заблаговременно и направленных на максимально возможное уменьшение риска возникновения чрезвычайных ситуаций, сохранение здоровья и жизни людей, снижение размеров ущерба и материальных потерь.

 

Статья 2. Законодательство Республики Казахстан в области чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера

Законодательство Республики Казахстан в области чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера основывается на Конституции Республики Казахстан, состоит из настоящего Закона, а также иных нормативных правовых актов Республики Казахстан.

Настоящий Закон не регулирует правовые отношения при чрезвычайных ситуациях социального и экологического характера.

Статья 3. Основные принципы защиты населения, окружающей среды и объектов хозяйствования при чрезвычайных ситуациях природного и техногенного характера

Основными принципами защиты населения, окружающей среды и объектов хозяйствования при чрезвычайных ситуациях природного и техногенного характера являются:

- гласность и информирование населения и организаций о прогнозируемых и возникших чрезвычайных ситуациях, мерах по их предупреждению и ликвидации;

- заблаговременное определение степени риска и вредности деятельности организаций и граждан, если она представляет потенциальную опасность, обучение населения методам защиты и осуществление мероприятий по предупреждению чрезвычайных ситуаций;

- обязательность проведения спасательных, аварийно-восстановительных и других неотложных работ по ликвидации чрезвычайных ситуаций, оказание экстренной медицинской помощи, социальная защита населения и пострадавших работников, возмещение вреда, причиненного вследствие чрезвычайных ситуаций здоровью и имуществу граждан, окружающей среде и объектам хозяйствования.

Статья 4. Участие сил гражданской обороны в мероприятиях по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера

Силы гражданской обороны (воинские части, территориальные и ведомственные невоенизированные формирования, специализированные аварийно-спасательные службы) в соответствии с законодательством участвуют в мероприятиях по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера.

 

В статью 5 внесены изменения в соответствии с Законом РК от 12.03.99 г. № 347-1

Статья 5. Обязанности организаций в области чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера

Организации, независимо от форм собственности и ведомственной принадлежности, обязаны в области чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера:

- планировать и проводить мероприятия по повышению устойчивости своего функционирования и обеспечению безопасности работников и населения;

- предоставлять в установленном порядке информацию, оповещать работников и население об угрозе возникновения или о возникновении чрезвычайных ситуаций;

- обучать работников методам защиты и действиям при чрезвычайных ситуациях в составе невоенизированных формирований, создавать и поддерживать в постоянной готовности локальные системы оповещения о чрезвычайных ситуациях;

- проводить защитные мероприятия, спасательные, аварийно-восстановительные и другие неотложные работы по ликвидации чрезвычайных ситуаций на подведомственных объектах производственного и социального назначения и на прилегающих к ним территориях в соответствии с утвержденными планами;

- в случаях, предусмотренных законодательством, обеспечивать возмещение ущерба, причиненного вследствие чрезвычайных ситуаций работникам и другим гражданам, проводить после ликвидации чрезвычайных ситуаций мероприятия по оздоровлению окружающей среды, восстановлению хозяйственной деятельности организаций и граждан.

Организации, деятельность которых имеет повышенный риск возникновения чрезвычайных ситуаций по перечню, определенному Правительством Республики Казахстан, обязаны формировать резервы финансовых и материальных ресурсов, обеспечивать создание, подготовку и поддержание в готовности сил и средств по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций.

Организации также представляют в центральный исполнительный орган Республики Казахстан по чрезвычайным ситуациям и в местные исполнительные органы декларации безопасности промышленных объектов, находящихся в их ведении, в порядке и по форме, утвержденными Правительством Республики Казахстан.

Перечень сведений, содержащихся в декларации безопасности промышленного объекта, и порядок ее оформления определяются центральным исполнительным органом Республики Казахстан по чрезвычайным ситуациям.

Руководители организаций несут персональную ответственность за выполнение мероприятий по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций, предписаний специально уполномоченных государственных органов, имеющих обязательную силу.

Статья 6. Участие общественных объединений в предупреждении и ликвидации чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера

Общественные объединения могут участвовать в мероприятиях по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера, защите от них населения, окружающей среды и объектов хозяйствования в соответствии с законодательством Республики Казахстан и их уставами.

Участники ликвидации чрезвычайных ситуаций от общественных объединений должны иметь специальную подготовку, подтвержденную государственной аттестацией.

Глава 2 Права и обязанности населения в области

чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера

В статью 7 внесены изменения в соответствии с Законом РК от 07.05.07 г. № 244-III (см. стар. ред.)

Статья 7. Права граждан Республики Казахстан в области чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера

Граждане Республики Казахстан имеют право в области чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера:

- быть информированными о риске, которому они могут подвергаться в определенных местах пребывания на территории Республики Казахстан, и о мерах необходимой безопасности;

- обращаться лично, направлять в государственные органы и органы местного самоуправления индивидуальные и коллективные обращения по вопросам защиты граждан, окружающей среды и объектов хозяйствования от чрезвычайных ситуаций и последствий, вызванных ими;

- участвовать в мероприятиях по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций, использовать средства коллективной и индивидуальной защиты, другое имущество, предназначенное для защиты граждан;

- на защиту жизни, здоровья и личного имущества в случае возникновения чрезвычайных ситуаций;

- на получение компенсаций и льгот за ущерб, причиненный их здоровью при привлечении их для выполнения обязанностей в ходе ликвидации чрезвычайных ситуаций;

- на социальное обеспечение в случае потери трудоспособности в связи с увечьем или заболеванием, потери кормильца, погибшего или умершего от увечья или заболевания, если они произошли вследствие выполнения обязанностей по ликвидации чрезвычайных ситуаций, в соответствии с законодательством Республики Казахстан о государственных социальных пособиях;

- на возмещение ущерба, причиненного их здоровью и имуществу вследствие чрезвычайных ситуаций.

Статья 8. Обязанности граждан Республики Казахстан в области чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера

Граждане Республики Казахстан обязаны в области чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера:

- соблюдать законодательство Республики Казахстан в области чрезвычайных ситуаций и защиты от них граждан, окружающей среды и объектов хозяйствования;

- информировать соответствующие органы об угрозе аварий, бедствий и катастроф, могущих привести к возникновению чрезвычайных ситуаций;

- соблюдать меры безопасности в быту и повседневной трудовой и хозяйственной деятельности, не допускать нарушений производственной и технологической дисциплины, требований безопасности, которые могут привести к возникновению чрезвычайных ситуаций;

- знать сигналы гражданской обороны, установленные правила поведения и порядок действий при угрозе возникновения или возникновении чрезвычайных ситуаций, изучать основные методы защиты, приемы оказания первой медицинской помощи пострадавшим, правила пользования коллективными и индивидуальными средствами защиты, постоянно совершенствовать эти свои знания и практические навыки;

- принимать участие в проводимых учениях и тренировках по ликвидации чрезвычайных ситуаций, бережно относиться к средствам защиты населения, окружающей среды и объектов хозяйствования.

Статья 9. Права и обязанности иностранных граждан и лиц без гражданства в области чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера

Иностранные граждане и лица без гражданства пользуются правами и несут обязанности в области чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера, установленные для граждан Республики Казахстан, если иное не предусмотрено Конституцией, законами и международными договорами, ратифицированными Республикой Казахстан.

Заголовок главы 3 изменен Законом РК от 20.12.04 г. № 13-III (введен в действие с 1 января 2005 года) (см. стар. ред.)

Глава 3 Полномочия государственных органов

в области чрезвычайных ситуаций природного и техногенного

характера

 

В статью 10 внесены изменения в соответствии с Законом РК от 19.05.2000 г. № 51-II (см. стар. ред.); Законом РК от 15.06.04 г. № 563-II (см. стар. ред.); Законом РК от 20.12.04 г. № 13-III (введен в действие с 1 января 2005 года) (см. стар. ред.); Законом РК от 29.12.06 г. № 209-III (см. стар. ред.)

Статья 10. Полномочия Правительства Республики Казахстан в области чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера

Правительство Республики Казахстан в области чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера:

- разрабатывает основные направления единой государственной политики, стратегические и тактические меры по ее осуществлению;

- организует разработку программ в области чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера;

- руководит деятельностью центральных и местных исполнительных органов;

- рассматривает и утверждает государственные доклады о состоянии защиты населения, природной среды и объектов хозяйствования от чрезвычайных ситуаций;

- утверждает положение о центральном исполнительном органе Республики Казахстан по чрезвычайным ситуациям;

- утверждает технические регламенты;

- образует межведомственные государственные комиссии по чрезвычайным ситуациям и утверждает положения о них;

- устанавливает классификацию чрезвычайных ситуаций;

- организует службы наблюдения, контроля обстановки и прогнозирования чрезвычайных ситуаций, экстренной медицинской помощи, аварийно-спасательные службы, республиканскую автоматизированную информационно-управляющую систему по чрезвычайным ситуациям;

- определяет порядок информирования, пропаганды знаний, обучения населения и специалистов в области чрезвычайных ситуаций;

- организует государственную экспертизу и государственный контроль по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций, определяет порядок их деятельности и государственного учета в области чрезвычайных ситуаций;

- определяет порядок финансирования мероприятий по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций, создания государственных резервов, запасов материально-технических, продовольственных, медицинских и других ресурсов и выделяет их для предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций;

- выделяет средства резерва Правительства Республики Казахстан для ликвидации чрезвычайных ситуаций;

- принимает решения о ликвидации последствий глобальных чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера;

- определяет систему и условия социального обеспечения граждан и работников, пострадавших вследствие чрезвычайных ситуаций, порядок возмещения ущерба, причиненного здоровью и имуществу граждан, окружающей среде и объектам хозяйствования;

- осуществляет международное сотрудничество и определяет порядок деятельности иностранных организаций и граждан по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций на территории Республики Казахстан;

- создает аварийно-спасательные службы (в том числе аэромобильные отряды).

В статью 11 внесены изменения в соответствии с Законом РК от 09.12.98 г. № 307-1; Законом РК от 12.03.99 г. № 347-1; Законом РК от 19.05.2000 г. № 51-II (см. стар. ред.); Законом РК от 20.12.04 г. № 13-III (введен в действие с 1 января 2005 года) (см. стар. ред.); Законом РК от 29.12.06 г. № 209-III (см. стар. ред.); Законом РК от 12.01.07 г. № 222-III (см. сроки введения в действие) (см. стар. ред.)

Статья 11. Полномочия центрального исполнительного органа Республики Казахстан по чрезвычайным ситуациям

Центральный исполнительный орган Республики Казахстан по чрезвычайным ситуациям является специально уполномоченным государственным органом в области чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера и имеет подведомственные ему территориальные органы.

Центральный исполнительный орган Республики Казахстан по чрезвычайным ситуациям:

- координирует работу центральных и местных исполнительных органов и научных организаций в области чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера;

- утверждает или согласовывает нормативные правовые акты, за исключением технических регламентов, ведет государственный учет в области чрезвычайных ситуаций, подготавливает и вносит на рассмотрение Правительства Республики Казахстан государственные доклады о состоянии защиты населения, окружающей среды и объектов хозяйствования от чрезвычайных ситуаций;

- руководит участием сил гражданской обороны в мероприятиях по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций, находящимися в его ведении службами наблюдения, контроля обстановки и прогнозирования, республиканской автоматизированной информационно-управляющей системой по чрезвычайным ситуациям;

- руководит государственной противопожарной службой, координирует мероприятия по предупреждению и ликвидации пожаров;

- руководит государственной экспертизой в области чрезвычайных ситуаций и в необходимых случаях организует независимую экспертизу с привлечением международных экспертных организаций;

- обеспечивает открытость и гласность информации в области чрезвычайных ситуаций;

- осуществляет финансирование мероприятий по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций, вносит предложения в Правительство Республики Казахстан об использовании имеющихся в составе государственных и мобилизационных резервов запасов материально-технических, продовольственных, медицинских и других ресурсов, а также об использовании средств из резерва Правительства Республики Казахстан для предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций;

- организует научные исследования, пропаганду знаний, обучение населения и специалистов в области чрезвычайных ситуаций;

- осуществляет государственный контроль по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций;

- проводит аттестации субъектов, осуществляющих деятельность по проведению спасательных и аварийно-восстановительных работ при ликвидации чрезвычайных ситуаций;

- выдает государственным органам, организациям и гражданам предписания по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера, имеющие обязательную силу;

- организует расследование аварий, бедствий и катастроф, приведших к возникновению чрезвычайных ситуаций, передает материалы в установленном порядке для привлечения к ответственности должностных лиц, граждан и организаций;

- по решениям Правительства Республики Казахстан осуществляет непосредственное руководство ликвидацией региональных и глобальных чрезвычайных ситуаций;

- при ликвидации чрезвычайных ситуаций мобилизует материально-технические ресурсы организаций, независимо от форм собственности и ведомственной принадлежности, в соответствии с действующим законодательством;

- осуществляет международное сотрудничество, обеспечивает деятельность иностранных организаций и граждан по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций на территории Республики Казахстан, организует проведение гуманитарных акций;

- разрабатывает программы по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера;

- обеспечивает деятельность аварийно-спасательных служб (в том числе аэромобильных отрядов);

- оказывает экстренную медицинскую помощь пострадавшим, в том числе работникам аварийно-спасательных служб, в зоне чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера;

- разрабатывает технические регламенты в области чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера.

 

В статью 12 внесены изменения в соответствии с Законом РК от 20.12.04 г. № 13-III (введен в действие с 1 января 2005 года) (см. стар. ред.); Законом РК от 29.12.06 г. № 209-III (см. стар. ред.)

Статья 12. Полномочия центральных государственных органов в области чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера

Центральные государственные органы в пределах своей компетенции:

- организуют мероприятия по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций;

- утверждают или согласовывают нормативы, стандарты и правила, ведут государственный учет в области чрезвычайных ситуаций и представляют его данные в центральный исполнительный орган Республики Казахстан по чрезвычайным ситуациям;

- разрабатывают технические регламенты и принимают участие при их разработке;

- образуют отраслевые комиссии по чрезвычайным ситуациям и осуществляют обеспечение их работы;

- руководят находящимися в их ведении службами наблюдения, контроля обстановки и прогнозирования чрезвычайных ситуаций;

- проводят отраслевую государственную экспертизу, организуют научные исследования, пропаганду знаний, обучение населения и специалистов в области чрезвычайных ситуаций;

- организуют отраслевой государственный контроль и надзор, выдают в соответствии со своими задачами предписания местным исполнительным органам, организациям и гражданам, участвуют в расследовании аварий, бедствий и катастроф, приведших к возникновению чрезвычайных ситуаций, привлекают в установленном порядке к ответственности должностных лиц, граждан и организации;

- участвуют в международном сотрудничестве в области чрезвычайных ситуаций.

См.также: Функции центральных исполнительных органов и организаций Республики Казахстан по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций, Постановление Правительства Республики Казахстан от 3 мая 1996 г. № 553 «О Межведомственной государственной комиссии по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций»

 

В статью 13 внесены изменения в соответствии с Законом РК от 19.05.00 г. № 51-II (см. стар. ред.); Законом РК от 15.06.04 г. № 563-II (см. стар. ред.); Законом РК от 20.12.04 г. № 13-III (введен в действие с 1 января 2005 года) (см. стар. ред.); Законом РК от 10.01.06 г. № 116-III (введен в действие с 1 января 2006 года) (см. стар. ред.)

Статья 13. Полномочия местных представительных и исполнительных органов областей (города республиканского значения столицы) в области чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера

Местные представительные и исполнительные органы ответственны за предупреждение и ликвидацию чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера на соответствующей территории.

Местные представительные органы областей (города республиканского значения, столицы) и районов (городов областного значения) в области чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера на соответствующей (подведомственной) территории:

- заслушивают отчеты руководителей местных исполнительных органов и организаций о мерах по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций;

- принимают решения об объемах резерва местного исполнительного органа в составе местного бюджета для финансирования непредвиденных расходов в части, касающейся предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций, а также о создании местных запасов материально-технических, продовольственных, медицинских и других ресурсов;

- вправе принимать обязательные правила по обеспечению общественного порядка и безопасности при возникновении чрезвычайных ситуаций, их предупреждению и ликвидации, за нарушение которых предусмотрена административная ответственность. Обязательные правила не должны противоречить законодательству Республики Казахстан и вступают в силу незамедлительно.

Местные исполнительные органы областей (города республиканского значения, столицы) и районов (городов областного значения) в области чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера:

- организуют мероприятия по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций местного масштаба;

- участвуют в расследовании аварий, бедствий и катастроф, приведших к возникновению чрезвычайных ситуаций;

- информируют население и организации о необходимой безопасности, мерах по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций;

- обеспечивают в соответствии с утвержденными бюджетными назначениями исполнение местного бюджета по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций;

- создают и используют местные запасы материально-технических, продовольственных медицинских и других ресурсов;

- обеспечивают в пределах своей компетенции социальную защиту населения и работников, пострадавших вследствие чрезвычайных ситуаций, возмещение вреда, причиненного здоровью и имуществу граждан, окружающей среде и объектам хозяйствования, медицинское обслуживание, получение компенсаций и льгот за проживание и работу в зонах чрезвычайных ситуаций;

- осуществляют после ликвидации чрезвычайных ситуаций мероприятия по оздоровлению окружающей среды, восстановлению хозяйственной деятельности организаций и граждан.

К исключительному ведению местных исполнительных органов областей (города республиканского значения, столицы) относится организация водно-спасательных служб.

На территории Республики Казахстан допускается участие местного самоуправления в предупреждении и ликвидации чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера, обеспечивающее самостоятельное решение населением вопросов местного значения. Порядок организации и деятельности органов местного самоуправления определяется самими гражданами в пределах, установленных законом.

Глава 4 Предупреждение чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера

 

В статью 14 внесены изменения в соответствии с Законом РК от 29.12.06 г. № 209-III (см. стар. ред.)

Статья 14. Мероприятия по предупреждению чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера

К мероприятиям по предупреждению чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера относятся:

- научные исследования, наблюдения, контроль обстановки, прогнозирование и оповещение об угрозе аварий, бедствий и катастроф, могущих привести к возникновению чрезвычайных ситуаций;

- пропаганда знаний, обучение населения и специалистов, защитные мероприятия в области чрезвычайных ситуаций;

- анализ технических регламентов в области чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера.

См.: Постановление Президента Республики Казахстан от 8 июня 1993 г. № 1218 «О дополнительных мерах по предупреждению и ликвидации последствий чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера».

 

Статья 15. Научные исследования, наблюдения, контроль обстановки и прогнозирование чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера

В основные задачи научных исследований в области чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера входит разработка методов мониторинга и создание банка данных чрезвычайных ситуаций, методов прогноза, предупреждения, мер контроля и средств защиты, целевых и научно-технических программ по прогнозированию, оценке последствий, предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций.

Служба наблюдения, контроля обстановки и прогнозирования чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера (сейсмологическая служба, системы селевого оповещения, контроля за радиационной безопасностью и другие) создаются при специально уполномоченных государственных органах и включаются в государственную систему предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций.

См.: Постановление Правительства Республики Казахстан от 28 августа 1997 года № 1298 «О государственной системе предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций».

 

Статья 16. Гласность и информация в области чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера

Информацию в области чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера составляют сведения о степени риска и вредности деятельности организаций, необходимой безопасности, последствиях, мерах по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций. Она является открытой и гласной, подлежит опубликованию через средства массовой информации, системы связи и оповещения.

Не допускается сокрытие, несвоевременное представление или представление должностными лицами заведомо ложной информации в области чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера.

В целях информационно-технического обеспечения государственных органов создается республиканская автоматизированная информационно-управляющая система по чрезвычайным ситуациям.

См. Порядок работы Комитета Республики Казахстан по чрезвычайным ситуациям со средствами массовой информации.

 

В статью 17 внесены изменения в соответствии с Законом РК от 27.07.07 г. № 320-III (см. стар. ред.)

Статья 17. Пропаганда знаний, обучение населения и специалистов в области чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера

Пропаганда знаний в области чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера осуществляется специально уполномоченными государственными органами и общественными объединениями. Для пропаганды знаний могут использоваться средства массовой информации.

Обучение населения ведется в учреждениях дошкольного и общего среднего образования, организациях по месту работы и жительства, а специалистов - в организациях послесреднего и высшего образования, повышения квалификации и переподготовки кадров, центрах по подготовке к действиям в чрезвычайной ситуации и гражданской обороне, организациях по месту работы.

См.: Правила информирования, пропаганды знаний, обучения населения и специалистов в области чрезвычайных ситуаций.

 

В статью 18 внесены изменения в соответствии с Законом РК от 07.05.07 г. № 244-III (см. стар. ред.)

Статья 18. Защитные мероприятия в области чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера

Для максимально возможного снижения риска, потерь и ущерба при возникновении чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера должны осуществляться защитные мероприятия:

- сейсмостойкое строительство и сейсмоусиление зданий и сооружений;

- гидротехнические и инженерно-геологические защитные мероприятия;

- усовершенствование систем коммуникаций для обеспечения безопасности транспорта и предотвращения чрезвычайных ситуаций на транспорте;

- защитные мероприятия по опасным производственным объектам;

- мероприятия по предотвращению пожаров (взрывов), эпидемий и эпизоотий, поражений сельскохозяйственных растений и лесов болезнями и вредителями;

См.: Совместный приказ Министерства здравоохранения РК № 962, Министерства транспорта и коммуникаций РК № 307-I, Агентства РК по чрезвычайным ситуациям № 231 от 23 октября 2001 г. Об усилении профилактических и противоэпидемических мероприятий по предупреждению биотерроризма, Совместный приказ Министерства здравоохранения Республики Казахстан, Министерства сельского хозяйства Республики Казахстан № 1026 от 12 ноября 2001 г. О реализации решения совместного совещания Министерства здравоохранения РК и Министерства сельского хозяйства РК «Организация совместных профилактических и противоэпидемических мероприятий по зооантропонозным инфекциям».

- другие мероприятия, предусмотренные предписаниями специально уполномоченных органов, имеющими обязательную силу.

Деятельность организаций и граждан, связанная с риском возникновения чрезвычайных ситуаций, подлежит страхованию в соответствии с требованиями законодательных актов Республики Казахстан об обязательных видах страхования.

Например см. решение Акима ВКО от 15 января 1999 года № 635 «Об организации и проведении обязательного страхования от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера», Решение Акима Актюбинской области от 25 мая 1999 года № 85 «Об организации и проведении обязательного страхования от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера в Актюбинской области».

 

Глава 5 Ликвидация чрезвычайных ситуаций природного

и техногенного характера

Статья 19. Исключена в соответствии с Законом РК от 15.06.04 г. № 563-II (см. стар. ред.)

В статью 20 внесены изменения в соответствии с Законом РК от 15.06.04 г. № 563-II (см. стар. ред.)

Статья 20. Первоочередные действия по ликвидации чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера

Первоочередные действия по локализации и ликвидации чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера организуют в соответствии с ранее утвержденными планами местные исполнительные органы и руководители организаций с привлечением сил и средств аварийно-спасательных служб, дислоцированных в зоне чрезвычайной ситуации.

При первоочередных действиях может проводиться временная эвакуация населения из зоны чрезвычайной ситуации, мобилизация необходимых материально-технических ресурсов организаций, прекращается или приостанавливается работа объекта, на котором произошли авария, бедствие или катастрофа, изменяется режим работы в организациях, вводятся ограничения (карантин) на передвижение людей и грузов, осуществляются возможные спасательные и аварийно-восстановительные работы, обеспечиваются общественный порядок и охрана объектов.

Границы зон чрезвычайных ситуаций определяются руководителями ликвидации чрезвычайных ситуаций, назначенными в соответствии с законодательством Республики Казахстан, на основе классификации чрезвычайных ситуаций, установленной Правительством Республики Казахстан.

См.: Положение об использовании резервных источников электроэнергии в чрезвычайных ситуациях».

Статья 21 изменена Законом РК от 20.12.04 г. № 13-III (введен в действие с 1 января 2005 года) (см. стар. ред.)

Статья 21. Экстренная медицинская помощь при ликвидации чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера

При ликвидации чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера немедленно вводится в действие служба экстренной медицинской помощи, а при недостаточности включаются медицинские силы и средства центральных государственных органов и организаций.

См.: Постановление Кабинета Министров Республики Казахстан от 27 сентября 1994 г. № 1068 «О создании службы экстренной медицинской помощи Республики Казахстан в чрезвычайных ситуациях», Постановление Правительства Республики Казахстан от 31 декабря 1998 года № 1382 «О неотложных мерах по совершенствованию организации медико-санитарной помощи населению Республики Казахстан по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций», Положение о межведомственной координационной комиссии Службы экстренной медицинской помощи Республики Казахстан в чрезвычайных ситуациях.

Статья 22. Аварийно-спасательные службы

Аварийно-спасательные службы оснащаются техникой, специальным оборудованием, инструментами и приборами, необходимыми для спасательных и аварийно-восстановительных работ.

В связи с повышенной опасностью труда спасатели наделяются особым статусом в соответствии с законодательством Республики Казахстан.

 

Статья 23. Введение режима чрезвычайного положения в зонах чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера

В целях скорейшей стабилизации обстановки, обеспечения законности и правопорядка, создания условий для проведения необходимых спасательных и аварийно-восстановительных работ в зонах чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера может вводиться режим чрезвычайного положения.

При введении режима чрезвычайного положения могут устанавливаться особые формы управления, ограничиваться отдельные права и свободы граждан, применяться другие меры, предусмотренные законодательством Республики Казахстан.

Статья 24. Исключена в соответствии с Законом РК от 15.06.04 г. № 563-II (см. стар. ред.)

Закон дополнен статьей 24-1 в соответствии с Законом РК от 20.12.04 г. № 13-III (введен в действие с 1 января 2005 года)

Статья 24-1. Создание запасов материально-технических, продовольственных медицинских и других ресурсов, обеспечение транспортными средствами при ликвидации чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера

Для обеспечения гарантированной защиты населения, окружающей среды и объектов хозяйствования от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера заблаговременно создается государственный резерв материально-технических, продовольственных, медицинских и других ресурсов.

Для ликвидации чрезвычайных ситуаций мобилизуются материально-технические ресурсы и транспортные средства организаций независимо от форм собственности и ведомственной принадлежности в соответствии с законодательством Республики Казахстан, а силы и средства экстренной медицинской помощи и аварийно-спасательных служб доставляются в зоны чрезвычайных ситуаций и возвращаются обратно в первоочередном порядке согласно заранее утвержденным планам.

Глава 6 Экспертиза и государственный учет в области чрезвычайных ситуаций природного

и техногенного характера

 

В статью 25 внесены изменения в соответствии с Законом РК от 29.12.06 г. № 209-III (см. стар. ред.)

Статья 25. Задачи и объекты экспертизы в области чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера

Задачами экспертизы являются исследования нормативов, стандартов и правил, полноты и эффективности мероприятий по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера.

Экспертизе в области чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера подлежат:

- нормативная, техническая и проектная документация;

- определение степени риска и вредности деятельности организаций и граждан, если она представляет потенциальную опасность;

- выполнение мероприятий по наблюдению, контролю обстановки и прогнозированию чрезвычайных ситуаций;

- пропаганда знаний, обучение населения и специалистов;

- осуществление защитных мероприятий и работ по ликвидации чрезвычайных ситуаций.

В статью 26 внесены изменения в соответствии с Законом РК от 02.07.03 г. № 454-II; Законом РК от 29.12.06 г. № 209-III (см. стар. ред.)

Статья 26. Проведение экспертизы и государственного учета в области чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера

Государственная экспертиза в области чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера осуществляется специально уполномоченными государственными органами, а общественная экспертиза - общественными объединениями в соответствии с их уставами.

Государственная экспертиза по проектной (проектно-сметной) документации на строительство (расширение, модернизацию, техническое перевооружение, реконструкцию, реставрацию, капитальный ремонт) зданий, сооружений и их комплексов, коммуникаций в части предупреждения чрезвычайных ситуаций проводится в порядке, установленном Правительством Республики Казахстан.

Организации, независимо от форм собственности и ведомственной принадлежности, представляют отчетность об авариях, бедствиях и катастрофах, приведших к возникновению чрезвычайных ситуаций, а специально уполномоченные государственные органы осуществляют государственный учет чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера.

 

Глава VII. Исключена Законом РК от 20.12.04 г. № 13-III (введен в действие с 1 января 2005 года) (см. стар. ред.)

Глава 8 Контроль и надзор в области чрезвычайных

ситуаций природного и техногенного характера

Статья 30. Задачи контроля и надзора в области чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера

Контроль и надзор имеют своими задачами проверку полного и эффективного выполнения планов и мероприятий, соблюдения требований установленных нормативов, стандартов и правил, готовности должностных лиц, сил и средств, их действий по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера.

Статья 31 изменена Законом РК от 20.12.04 г. № 13-III (введен в действие с 1 января 2005 года) (см. стар. ред.)

Статья 31. Государственный контроль и надзор в области чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера

Государственный контроль и надзор в области чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера осуществляют центральный исполнительный орган Республики Казахстан по чрезвычайным ситуациям и местные исполнительные органы в пределах их компетенции.

Статья 32 изменена Законом РК от 20.12.04 г. № 13-III (введен в действие с 1 января 2005 года) (см. стар. ред.)

Статья 32. Ведомственный, производственный и общественный контроль в области чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера

В области чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера осуществляют ведомственный контроль центральные государственные органы, производственный контроль - организации, общественный контроль - общественные объединения и органы местного самоуправления.

Глава 9 Ответственность за нарушение законодательства

в области чрезвычайных ситуаций природного и

техногенного характера

Статья 33. Расследование аварий, бедствий и катастроф, приведших к возникновению чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера

Аварии, бедствия и катастрофы, приведшие к возникновению чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера, подлежат расследованию в порядке, установленном Правительством Республики Казахстан.

В случае выявления противоправных действий или бездействия должностных лиц и граждан материалы расследования подлежат передаче в соответствующие органы для привлечения виновных к ответственности.

См.: Правила устройства и безопасной эксплуатации сосудов, работающих под давлением .

В статью 34 внесены изменения в соответствии с Законом РК от 29.12.06 г. № 209-III (см. стар. ред.)

Статья 34. Виды ответственности за нарушение законодательных и иных нормативных правовых актов в области чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера

Должностные лица и граждане, виновные в невыполнении или недобросовестном выполнении установленных нормативов, технических регламентов и правил, создании условий и предпосылок к возникновению аварий, бедствий и катастроф, непринятии мер по защите населения, окружающей среды и объектов хозяйствования от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера и других противоправных действиях, несут дисциплинарную, административную, имущественную и уголовную ответственность, а организации - имущественную ответственность в соответствии с законами Республики Казахстан.

 

Статья 35. Возмещение ущерба, причиненного вследствие чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера

Ущерб, причиненный здоровью граждан вследствие чрезвычайных ситуаций техногенного характера, подлежит возмещению за счет причинителя ущерба в полном объеме с учетом степени потери трудоспособности потерпевшего, затрат на его лечение, восстановление здоровья, ухода за больным, назначенных единовременных государственных пособий в соответствии с законодательством Республики Казахстан.

Организации и граждане, вправе требовать от причинителей ущерба полного возмещения имущественных убытков в связи с причинением ущерба их здоровью и имуществу , а также смертью из-за чрезвычайных ситуаций техногенного характера, вызванных деятельностью организаций и граждан, и расходов организациям, независимо от формы собственности, частным лицам, участвующим в аварийно-спасательных работах и ликвидации последствий чрезвычайных ситуаций.

Возмещение ущерба, причиненного вследствие чрезвычайных ситуаций природного характера здоровью и имуществу граждан, окружающей среде и объектам хозяйствования, производится в соответствии с законодательством Республики Казахстан.

Организации и граждане, по вине которых возникли чрезвычайные ситуации техногенного характера, обязаны возместить причиненный ущерб земле, воде, растительному и животному миру (территории), включая затраты на рекультивацию земель и по восстановлению естественного плодородия земли.

Глава 10 Разрешение споров в области чрезвычайных

ситуаций природного и техногенного характера

Статья 36. Разрешение споров в области чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера

Споры в области чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера разрешают суды в порядке, установленном законодательством Республики Казахстан.

Глава 11 Международное сотрудничество и международные

договоры в области чрезвычайных ситуаций

природного и техногенного характера

Статья 37. Международное сотрудничество в области чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера

Республика Казахстан участвует в международном сотрудничестве в области чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера, руководствуясь принципами обеспечения всеобщей и региональной безопасности, своевременного и полного информирования зарубежных государств о чрезвычайных ситуациях, которые могут иметь для них значение с точки зрения безопасности, предотвращения трансграничного ущерба населению, окружающей среде и объектам хозяйствования, взаимопомощи государств и мирного разрешения возникших между ними споров.

Статья 38. Деятельность иностранных организаций и граждан по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера на территории Республики Казахстан

Допускается деятельность иностранных организаций и граждан по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера на территории Республики Казахстан, если она не противоречит законодательству Республики Казахстан или регламентируется международными договорами, ратифицированными Республикой.

Статья 39. Международные договоры Республики Казахстан в области чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера

Если международными договорами , ратифицированными Республикой Казахстан установлены иные правила, чем те, которые содержатся в законодательстве Республики Казахстан, то применяются правила международных договоров.

 

Президент

Республики Казахстан

 

Н.НАЗАРБАЕВ