Закон Республики Казахстан от 5 июля 1996 г. № 19-1 О чрезвычайных
ситуациях природного и техногенного характера
(с изменениями, внесенными в соответствии с Законами РК
от 09.12.98 г. № 307-1; от 12.03.99 г. № 347-1; от 19.05.2000 г. N
51-II; от 02.07.03 г. № 454-II)

Данная редакция действовала до внесения изменений от 15 июня 2004 года

Глава    I Общие положения                                 (статьи  1 -  6)
Глава   II Права  и   обязанности  населения  в   области  (статьи  7 -  9) 
           чрезвычайных  ситуаций природного и  техноген-
           ного характера
Глава  III Полномочия  государственных  органов и органов  (статьи 10 - 13) 
           местного самоуправления в области чрезвычайных 
           ситуаций природного и  техногенного  характера
Глава   IV Предупреждение     чрезвычайных       ситуаций  (статьи 14 - 18)
           природного  и  техногенного характера
Глава    V Ликвидация  чрезвычайных  ситуаций  природного  (статьи 19 - 24)
           и техногенного характера 
Глава   VI Экспертиза  и  государственный  учет в области  (статьи 25 - 26)
           чрезвычайных     ситуаций     природного     и 
           техногенного характера 
Глава  VII Материальное   и   финансовое   обеспечение  в  (статьи 27 - 29)    
           области  чрезвычайных  ситуаций  природного  и 
           техногенного характера 
Глава VIII Контроль  и  надзор  в  области   чрезвычайных  (статьи 30 - 32)
           ситуаций  природного  и техногенного характера
Глава   IХ Ответственность  за нарушение законодательства  (статьи 33 - 35)
           в области  чрезвычайных  ситуаций природного и 
           техногенного  характера
Глава    Х Разрешение  споров  в   области   чрезвычайных  (статья 36)
           ситуаций  природного  и техногенного характера 
Глава   ХI Международное  сотрудничество  и международные  (статьи 37 - 39)
           договоры  в  области   чрезвычайных   ситуаций 
           природного и техногенного характера 
 

Защита населения, окружающей среды и объектов хозяйствования от чрезвычайных ситуаций и последствий, вызванных ими, является одной из приоритетных областей проведения государственной политики.

Настоящий закон регулирует общественные отношения на территории Республики Казахстан по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера.

См.: Мероприятия по реализации Закона Республики Казахстан "О чрезвычайных ситуациях природного и техногенного характера" (приложение № 1 к постановлению Комитета Республики Казахстан по чрезвычайным ситуациям от 04 сентября 1996 г. № 26).

Глава I Общие положения

Статья 1 дополнена абзацем в соответствии с Законом РК от 12.03.99 г. № 347-1

Статья 1. Основные понятия

В настоящем Законе используются следующие основные понятия:

Чрезвычайная ситуация - обстановка на определенной территории, возникшая в результате аварии, бедствия или катастрофы, которые повлекли или могут повлечь гибель людей, ущерб их здоровью, окружающей среде и объектам хозяйствования, значительные материальные потери и нарушение условий жизнедеятельности населения.

Чрезвычайные ситуации природного характера - чрезвычайные ситуации, вызванные стихийными бедствиями (землетрясениями, селями, лавинами, наводнениями и другими), природными пожарами, эпидемиями и эпизоотиями, поражениями сельскохозяйственных растений и лесов болезнями и вредителями;

Чрезвычайные ситуации техногенного характера - чрезвычайные ситуации, вызванные промышленными, транспортными и другими авариями, пожарами (взрывами), авариями с выбросами (угрозой выброса) сильнодействующих ядовитых, радиоактивных и биологически опасных веществ, внезапным обрушением зданий и сооружений, прорывами плотин, авариями на электроэнергетических и коммуникационных системах жизнеобеспечения, очистных сооружениях;

Зона чрезвычайной ситуации - определенная территория, на которой объявлена чрезвычайная ситуация.

По масштабу распространения чрезвычайные ситуации природного и техногенного характера разделяются на:

- объектовые (распространение последствий ограничено установкой, цехом, объектом);

- местные (распространение последствий ограничено населенным пунктом, районом, областью);

- региональные (распространение последствий ограничено несколькими областями);

- глобальные (распространение последствий охватывает территории Республики Казахстан и сопредельных государств);

Авария - нарушение технологического процесса, повреждение механизмов, оборудования и сооружений;

Бедствие - разрушительное явление, вследствие которого возникла чрезвычайная ситуация;

Стихийное бедствие - бедствие, вследствие которого возникла чрезвычайная ситуация;

Катастрофа - разрушительное явление, повлекшее чрезвычайную ситуацию регионального или глобального масштаба;

Предупреждение чрезвычайных ситуаций - комплекс мероприятий, проводимых заблаговременно и направленных на максимально возможное уменьшение риска возникновения чрезвычайных ситуаций, сохранение здоровья и жизни людей, снижение размеров ущерба и материальных потерь.

Ликвидация чрезвычайных ситуаций - спасательные, аварийно-восстановительные и другие неотложные работы, проводимые при возникновении чрезвычайных ситуаций и направленные на спасение жизни и сохранение здоровья людей, снижение размеров ущерба и материальных потерь, а также на локализацию зон чрезвычайных ситуаций.

Декларация безопасности промышленного объекта - документ, информирующий о характере и масштабах возможных чрезвычайных ситуаций на промышленном объекте и объявляющий о принятых собственником мерах по их предупреждению и ликвидации на этапах ввода в эксплуатацию, его функционирования и вывода из эксплуатации.

Статья 2. Законодательство Республики Казахстан в области чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера

Законодательство Республики Казахстан в области чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера основывается на Конституции Республики Казахстан, состоит из настоящего Закона, а также иных нормативных правовых актов Республики Казахстан.

Настоящий Закон не регулирует правовые отношения при чрезвычайных ситуациях социального и экологического характера.

Статья 3. Основные принципы защиты населения, окружающей среды и объектов хозяйствования при чрезвычайных ситуациях природного и техногенного характера

Основными принципами защиты населения, окружающей среды и объектов хозяйствования при чрезвычайных ситуациях природного и техногенного характера являются:

- гласность и информирование населения и организаций о прогнозируемых и возникших чрезвычайных ситуациях, мерах по их предупреждению и ликвидации;

- заблаговременное определение степени риска и вредности деятельности организаций и граждан, если она представляет потенциальную опасность, обучение населения методам защиты и осуществление мероприятий по предупреждению чрезвычайных ситуаций;

- обязательность проведения спасательных, аварийно-восстановительных и других неотложных работ по ликвидации чрезвычайных ситуаций, оказание экстренной медицинской помощи, социальная защита населения и пострадавших работников, возмещение вреда, причиненного вследствие чрезвычайных ситуаций здоровью и имуществу граждан, окружающей среде и объектам хозяйствования.

Статья 4. Участие сил гражданской обороны в мероприятиях по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера

Силы гражданской обороны (воинские части, территориальные и ведомственные невоенизированные формирования, специализированные аварийно-спасательные службы) в соответствии с законодательством участвуют в мероприятиях по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера.

См.: Закон Республики Казахстан от 7 мая 1997 года № 100-1 "О гражданской обороне", Инструкцию по организации и ведению Гражданской обороны Республики Казахстан (утверждена приказом Агентства Республики Казахстан по чрезвычайным ситуациям от 13 июля 2000 г. № 165), Правила применения воинских частей Гражданской обороны в мирное время.

Статья 5 дополнена частями третьей и четвертой в соответствии с Законом РК от 12.03.99 г. № 347-1

Статья 5. Обязанности организаций в области чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера

Организации, независимо от форм собственности и ведомственной принадлежности, обязаны в области чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера:

- планировать и проводить мероприятия по повышению устойчивости своего функционирования и обеспечению безопасности работников и населения;

- предоставлять в установленном порядке информацию, оповещать работников и население об угрозе возникновения или о возникновении чрезвычайных ситуаций;

- обучать работников методам защиты и действиям при чрезвычайных ситуациях в составе невоенизированных формирований, создавать и поддерживать в постоянной готовности локальные системы оповещения о чрезвычайных ситуациях;

- проводить защитные мероприятия, спасательные, аварийно-восстановительные и другие неотложные работы по ликвидации чрезвычайных ситуаций на подведомственных объектах производственного и социального назначения и на прилегающих к ним территориях в соответствии с утвержденными планами;

- в случаях, предусмотренных законодательством, обеспечивать возмещение ущерба, причиненного вследствие чрезвычайных ситуаций работникам и другим гражданам, проводить после ликвидации чрезвычайных ситуаций мероприятия по оздоровлению окружающей среды, восстановлению хозяйственной деятельности организаций и граждан.

Организации, деятельность которых имеет повышенный риск возникновения чрезвычайных ситуаций по перечню, определенному Правительством Республики Казахстан, обязаны формировать резервы финансовых и материальных ресурсов, обеспечивать создание, подготовку и поддержание в готовности сил и средств по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций.

Организации также представляют в центральный исполнительный орган Республики Казахстан по чрезвычайным ситуациям и в местные исполнительные органы декларации безопасности промышленных объектов, находящихся в их ведении, в порядке и по форме, утвержденными Правительством Республики Казахстан.

Перечень сведений, содержащихся в декларации безопасности промышленного объекта, и порядок ее оформления определяются центральным исполнительным органом Республики Казахстан по чрезвычайным ситуациям.

Руководители организаций несут персональную ответственность за выполнение мероприятий по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций, предписаний специально уполномоченных государственных органов, имеющих обязательную силу.

Статья 6. Участие общественных объединений в предупреждении и ликвидации чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера

Общественные объединения могут участвовать в мероприятиях по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера, защите от них населения, окружающей среды и объектов хозяйствования в соответствии с законодательством Республики Казахстан и их уставами.

Участники ликвидации чрезвычайных ситуаций от общественных объединений должны иметь специальную подготовку, подтвержденную государственной аттестацией.

Глава II Права и обязанности населения в области

чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера

Статья 7. Права граждан Республики Казахстан в области чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера

Граждане Республики Казахстан имеют право в области чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера:

- быть информированными о риске, которому они могут подвергаться в определенных местах пребывания на территории Республики Казахстан, и о мерах необходимой безопасности;

- обращаться лично, направлять в государственные органы и органы местного самоуправления индивидуальные и коллективные обращения по вопросам защиты граждан, окружающей среды и объектов хозяйствования от чрезвычайных ситуаций и последствий, вызванных ими;

- участвовать в мероприятиях по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций, использовать средства коллективной и индивидуальной защиты, другое имущество, предназначенное для защиты граждан;

- на защиту жизни, здоровья и личного имущества в случае возникновения чрезвычайных ситуаций;

- на обязательное государственное социальное страхование, получение компенсаций и льгот за ущерб, причиненный их здоровью при выполнении обязанностей в ходе ликвидации чрезвычайных ситуаций;

- на пенсионное обеспечение в случае потери трудоспособности в связи с увечьем или заболеванием, потери кормильца, погибшего или умершего от увечья или заболевания, если они произошли вследствие выполнения обязанностей по ликвидации чрезвычайных ситуаций;

- на возмещение ущерба, причиненного их здоровью и имуществу вследствие чрезвычайных ситуаций.

Статья 8. Обязанности граждан Республики Казахстан в области чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера

Граждане Республики Казахстан обязаны в области чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера:

- соблюдать законодательство Республики Казахстан в области чрезвычайных ситуаций и защиты от них граждан, окружающей среды и объектов хозяйствования;

- информировать соответствующие органы об угрозе аварий, бедствий и катастроф, могущих привести к возникновению чрезвычайных ситуаций;

- соблюдать меры безопасности в быту и повседневной трудовой и хозяйственной деятельности, не допускать нарушений производственной и технологической дисциплины, требований безопасности, которые могут привести к возникновению чрезвычайных ситуаций;

- знать сигналы гражданской обороны, установленные правила поведения и порядок действий при угрозе возникновения или возникновении чрезвычайных ситуаций, изучать основные методы защиты, приемы оказания первой медицинской помощи пострадавшим, правила пользования коллективными и индивидуальными средствами защиты, постоянно совершенствовать эти свои знания и практические навыки;

- принимать участие в проводимых учениях и тренировках по ликвидации чрезвычайных ситуаций, бережно относиться к средствам защиты населения, окружающей среды и объектов хозяйствования.

Статья 9. Права и обязанности иностранных граждан и лиц без гражданства в области чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера

Иностранные граждане и лица без гражданства пользуются правами и несут обязанности в области чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера, установленные для граждан Республики Казахстан, если иное не предусмотрено Конституцией, законами и международными договорами, ратифицированными Республикой Казахстан.

Глава III Полномочия государственных органов и органов местного

самоуправления в области чрезвычайных ситуаций природного и техногенного

характера

В абзаце тринадцатом статьи 10 заменены слова в соответствии с Законом РК от 19.05.2000 г. № 51-II (см. стар. ред.)

Статья 10. Полномочия Правительства Республики Казахстан в области чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера

Правительство Республики Казахстан в области чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера:

- разрабатывает основные направления единой государственной политики, стратегические и тактические меры по ее осуществлению;

- разрабатывает государственные программы и представляет их на утверждение Президенту Республики Казахстан;

См.: Постановление Кабинета Министров Республики Казахстан от 29 сентября 1994 г. № 1081 "О Долгосрочной программе по предупреждению и действиям в чрезвычайных ситуациях".

- руководит деятельностью министерств, государственных комитетов и центральных исполнительных органов, не входящих в состав Правительства Республики Казахстан, местных исполнительных органов, обеспечивает исполнение ими законов, актов Президента и Правительства Республики Казахстан;

- рассматривает и утверждает государственные доклады о состоянии защиты населения, природной среды и объектов хозяйствования от чрезвычайных ситуаций;

- утверждает положение о центральном исполнительном органе Республики Казахстан по чрезвычайным ситуациям;

- образует межведомственные государственные комиссии по чрезвычайным ситуациям и утверждает положения о них;

- относит чрезвычайные ситуации к региональным или глобальным, определяет масштаб распространения и зоны этих чрезвычайных ситуаций;

- организует службы наблюдения, контроля обстановки и прогнозирования чрезвычайных ситуаций, экстренной медицинской помощи, аварийно-спасательные службы, республиканскую автоматизированную информационно-управляющую систему по чрезвычайным ситуациям;

См.: Постановление Кабинета Министров Республики Казахстан от 11 октября 1994 г. № 1159 "О создании республиканской автоматизированной информационно-управляющей системы по чрезвычайным ситуациям".

- определяет порядок информирования, пропаганды знаний, обучения населения и специалистов в области чрезвычайных ситуаций;

- организует государственную экспертизу и государственную инспекцию по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций, определяет порядок их деятельности и государственного учета в области чрезвычайных ситуаций;

- определяет порядок финансирования мероприятий по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций из средств республиканского бюджета, создания государственных резервов, запасов материально-технических, продовольственных, медицинских и других ресурсов и выделяет их для предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций;

См.: Правила использования средств резерва Правительства Республики Казахстан.

- выделяет средства резерва Правительства Республики Казахстан для ликвидации чрезвычайных ситуаций;

См.: Правила использования средств резерва Правительства Республики Казахстан.

- определяет порядок проведения защитных мероприятий, спасательных, аварийно-восстановительных и других неотложных работ, привлечения транспортных средств, вооруженных сил, других войск и воинских формирований, осуществления после ликвидации чрезвычайных ситуаций мероприятий по оздоровлению окружающей среды, восстановлению хозяйственной деятельности организаций и граждан;

- определяет систему и условия социального обеспечения граждан и работников, пострадавших вследствие чрезвычайных ситуаций, порядок возмещения ущерба, причиненного здоровью и имуществу граждан, окружающей среде и объектам хозяйствования;

- осуществляет международное сотрудничество и определяет порядок деятельности иностранных организаций и граждан по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций на территории Республики Казахстан.

Статья дополнена в соответствии с Законом РК от 09.12.98 г. № 307-1

В абзаце одиннадцатом части второй статьи 11 слова "и аварийно-восстановительных" исключены в соответствии с Законом РК от 12.03.99 г. № 347-1;

в абзаце восьмом части второй статьи 11 слова в соответствии с Законом РК от 19.05.2000 г. № 51-II (см. стар. ред.)

Статья 11. Полномочия центрального исполнительного органа Республики Казахстан по чрезвычайным ситуациям

Центральный исполнительный орган Республики Казахстан по чрезвычайным ситуациям является специально уполномоченным государственным органом в области чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера и имеет подведомственные ему территориальные органы.

Центральный исполнительный орган Республики Казахстан по чрезвычайным ситуациям:

- координирует работу министерств, государственных комитетов и центральных исполнительных органов, не входящих в состав Правительства Республики Казахстан, местных исполнительных органов и научных учреждений в области чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера;

- утверждает или согласовывает нормативы, стандарты и правила, ведет государственный учет в области чрезвычайных ситуаций, подготавливает и вносит на рассмотрение Правительства Республики Казахстан государственные доклады о состоянии защиты населения, окружающей среды и объектов хозяйствования от чрезвычайных ситуаций;

- руководит участием сил гражданской обороны в мероприятиях по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций, находящимися в его ведении службами наблюдения, контроля обстановки и прогнозирования, республиканской автоматизированной информационно-управляющей системой по чрезвычайным ситуациям;

- руководит государственной противопожарной службой, координирует мероприятия по предупреждению и ликвидации пожаров;

- руководит государственной экспертизой в области чрезвычайных ситуаций и в необходимых случаях организует независимую экспертизу с привлечением международных экспертных организаций;

- обеспечивает открытость и гласность информации в области чрезвычайных ситуаций;

- осуществляет финансирование мероприятий по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций из средств республиканского бюджета в пределах выделенных ассигнований, вносит предложения в Правительство Республики Казахстан об использовании имеющихся в составе государственных и мобилизационных резервов запасов материально-технических, продовольственных, медицинских и других ресурсов, а также об использовании средств из резерва Правительства Республики Казахстан для предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций;

См.: Правила использования средств резерва Правительства Республики Казахстан.

- организует научные исследования, пропаганду знаний, обучение населения и специалистов в области чрезвычайных ситуаций;

- осуществляет государственный контроль и руководит государственной инспекцией по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций;

- проводит аттестации и выдает лицензии субъектов, осуществляющих деятельность по проведению спасательных и аварийно-восстановительных работ при ликвидации чрезвычайных ситуаций;

- выдает министерствам, государственным комитетам и центральным исполнительным органам, не входящим в состав Правительства Республики Казахстан, местным исполнительным органам, организациям и гражданам предписания по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера, имеющие обязательную силу;

- организует расследование аварий, бедствий и катастроф, приведших к возникновению чрезвычайных ситуаций, передает материалы в установленном порядке для привлечения к ответственности должностных лиц, граждан и организаций;

- по решениям Правительства Республики Казахстан осуществляет непосредственное руководство ликвидацией региональных и глобальных чрезвычайных ситуаций;

- при ликвидации чрезвычайных ситуаций мобилизует материально-технические ресурсы организаций, независимо от форм собственности и ведомственной принадлежности, в соответствии с действующим законодательством;

- осуществляет международное сотрудничество, обеспечивает деятельность иностранных организаций и граждан по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций на территории Республики Казахстан, организует проведение гуманитарных акций.

Статья 12. Полномочия министерств, государственных комитетов и иных центральных исполнительных органов, не входящих в состав Правительства Республики Казахстан, в области чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера

Министерства, государственные комитеты и иные центральные исполнительные органы, не входящие в состав Правительства Республики Казахстан, в пределах их компетенции:

- организуют мероприятия по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций;

- утверждают или согласовывают нормативы, стандарты и правила, ведут государственный учет в области чрезвычайных ситуаций и представляют его данные в центральный исполнительный орган Республики Казахстан по чрезвычайным ситуациям;

- образуют отраслевые комиссии по чрезвычайным ситуациям и осуществляют обеспечение их работы;

- руководят находящимися в их ведении службами наблюдения, контроля обстановки и прогнозирования чрезвычайных ситуаций;

- проводят отраслевую государственную экспертизу, организуют научные исследования, пропаганду знаний, обучение населения и специалистов в области чрезвычайных ситуаций;

- организуют отраслевой государственный контроль и надзор, выдают в соответствии со своими задачами предписания местным исполнительным органам, организациям и гражданам, участвуют в расследовании аварий, бедствий и катастроф, приведших к возникновению чрезвычайных ситуаций, привлекают в установленном порядке к ответственности должностных лиц, граждан и организации;

- участвуют в международном сотрудничестве в области чрезвычайных ситуаций.

См.также: Функции центральных исполнительных органов и организаций Республики Казахстан по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций, Постановление Правительства Республики Казахстан от 3 мая 1996 г. № 553 "О Межведомственной государственной комиссии по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций".

Абзацы третий части второй и шестой части третьей статьи 13 изложены в новой редакции в соответствии с Законом РК от 19.05.2000 г. № 51-II (см. стар. ред.)

Статья 13. Полномочия местных представительных и исполнительных органов и органов местного самоуправления в области чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера

Местные представительные и исполнительные органы ответственны за предупреждение и ликвидацию чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера на соответствующей территории.

Местные представительные органы в области чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера:

- заслушивают отчеты руководителей местных исполнительных органов и организаций о мерах по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций;

- принимают решения об объемах резерва местного исполнительного органа в составе местного бюджета для финансирования непредвиденных расходов в части, касающейся предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций, а также о создании местных запасов материально-технических, продовольственных, медицинских и других ресурсов;

- вправе принимать обязательные правила по обеспечению общественного порядка и безопасности при возникновении чрезвычайных ситуаций, их предупреждению и ликвидации, за нарушение которых предусмотрена административная ответственность. Обязательные правила не должны противоречить законодательству Республики Казахстан и вступают в силу незамедлительно.

Местные исполнительные органы в области чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера:

- организуют мероприятия по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций;

- осуществляют государственный контроль, участвуют в расследовании аварий, бедствий и катастроф, приведших к возникновению чрезвычайных ситуаций, привлекают в установленном порядке к ответственности должностных лиц, граждан и организации;

- относят чрезвычайные ситуации к объектовым и местным, определяют масштабы распространения и зоны этих чрезвычайных ситуаций;

- информируют население и организации о необходимой безопасности, мерах по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций;

- обеспечивают в соответствии с утвержденными бюджетными назначениями исполнение местного бюджета по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций, создают и используют местные запасы материально-технических, продовольственных, медицинских и других ресурсов;

- при ликвидации чрезвычайных ситуаций мобилизуют материально-технические ресурсы организаций, независимо от форм собственности и ведомственной принадлежности, в соответствии с действующим законодательством;

- обеспечивают в пределах своей компетенции социальную защиту населения и работников, пострадавших вследствие чрезвычайных ситуаций, возмещение вреда, причиненного здоровью и имуществу граждан, окружающей среде и объектам хозяйствования, медицинское обслуживание, получение компенсаций и льгот за проживание и работу в зонах чрезвычайных ситуаций; - осуществляют после ликвидации чрезвычайных ситуаций мероприятия по оздоровлению окружающей среды, восстановлению хозяйственной деятельности организаций и граждан.

На территории Республики Казахстан допускается участие местного самоуправления в предупреждении и ликвидации чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера, обеспечивающее самостоятельное решение населением вопросов местного значения. Порядок организации и деятельности органов местного самоуправления определяется самими гражданами в пределах, установленных законом.

Глава IV Предупреждение чрезвычайных ситуаций природного и техногенного

характера

Статья 14. Мероприятия по предупреждению чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера

К мероприятиям по предупреждению чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера относятся:

- научные исследования, наблюдения, контроль обстановки, прогнозирование и оповещение об угрозе аварий, бедствий и катастроф, могущих привести к возникновению чрезвычайных ситуаций;

- пропаганда знаний, обучение населения и специалистов, защитные мероприятия в области чрезвычайных ситуаций.

См.: Постановление Президента Республики Казахстан от 8 июня 1993 г. № 1218 "О дополнительных мерах по предупреждению и ликвидации последствий чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера".

Статья 15. Научные исследования, наблюдения, контроль обстановки и прогнозирование чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера

В основные задачи научных исследований в области чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера входит разработка методов мониторинга и создание банка данных чрезвычайных ситуаций, методов прогноза, предупреждения, мер контроля и средств защиты, целевых и научно-технических программ по прогнозированию, оценке последствий, предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций.

Служба наблюдения, контроля обстановки и прогнозирования чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера (сейсмологическая служба, системы селевого оповещения, контроля за радиационной безопасностью и другие) создаются при специально уполномоченных государственных органах и включаются в государственную систему предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций.

См.: Постановление Правительства Республики Казахстан от 28 августа 1997 года № 1298 "О государственной системе предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций".

Статья 16. Гласность и информация в области чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера

Информацию в области чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера составляют сведения о степени риска и вредности деятельности организаций, необходимой безопасности, последствиях, мерах по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций. Она является открытой и гласной, подлежит опубликованию через средства массовой информации, системы связи и оповещения.

Не допускается сокрытие, несвоевременное представление или представление должностными лицами заведомо ложной информации в области чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера.

В целях информационно-технического обеспечения государственных органов создается республиканская автоматизированная информационно-управляющая система по чрезвычайным ситуациям.

См. Порядок работы Комитета Республики Казахстан по чрезвычайным ситуациям со средствами массовой информации.

Статья 17. Пропаганда знаний, обучение населения и специалистов в области чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера

Пропаганда знаний в области чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера осуществляется специально уполномоченными государственными органами и общественными объединениями. Для пропаганды знаний могут использоваться средства массовой информации.

Обучение населения ведется в учреждениях дошкольного и общего среднего образования, организациях по месту работы и жительства, а специалистов - в учреждениях профессионально-технического, среднего специального и высшего образования, повышения квалификации и переподготовки кадров, центрах по подготовке к действиям в чрезвычайной ситуации и гражданской обороне, организациях по месту работы.

См.: Правила информирования, пропаганды знаний, обучения населения и специалистов в области чрезвычайных ситуаций.

Статья 18. Защитные мероприятия в области чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера

Для максимально возможного снижения риска, потерь и ущерба при возникновении чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера должны осуществляться защитные мероприятия:

- сейсмостойкое строительство и сейсмоусиление зданий и сооружений;

- гидротехнические и инженерно-геологические защитные мероприятия;

- усовершенствование систем коммуникаций для обеспечения безопасности транспорта и предотвращения чрезвычайных ситуаций на транспорте;

- защитные мероприятия по опасным производственным объектам;

- мероприятия по предотвращению пожаров (взрывов), эпидемий и эпизоотий, поражений сельскохозяйственных растений и лесов болезнями и вредителями;

См.: Совместный приказ Министерства здравоохранения РК № 962, Министерства транспорта и коммуникаций РК № 307-I, Агентства РК по чрезвычайным ситуациям № 231 от 23 октября 2001 г. Об усилении профилактических и противоэпидемических мероприятий по предупреждению биотерроризма, Совместный приказ Министерства здравоохранения Республики Казахстан, Министерства сельского хозяйства Республики Казахстан № 1026 от 12 ноября 2001 г. О реализации решения совместного совещания Министерства здравоохранения РК и Министерства сельского хозяйства РК "Организация совместных профилактических и противоэпидемических мероприятий по зооантропонозным инфекциям".

- другие мероприятия, предусмотренные предписаниями специально уполномоченных органов, имеющими обязательную силу.

Деятельность организаций и граждан, связанная с риском возникновения чрезвычайных ситуаций, подлежит обязательному страхованию.

Например см. решение Акима ВКО от 15 января 1999 года № 635 "Об организации и проведении обязательного страхования от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера", Решение Акима Актюбинской области от 25 мая 1999 года № 85 "Об организации и проведении обязательного страхования от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера в Актюбинской области".

Глава V Ликвидация чрезвычайных ситуаций природного

и техногенного характера

Статья 19. Объявление чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера

Объявление Правительством Республики Казахстан или местными исполнительными органами чрезвычайной ситуации природного и техногенного характера является основанием для осуществления действий по ликвидации чрезвычайных ситуаций.

См.: Критерии чрезвычайных ситуаций.

Статья 20. Первоочередные действия по ликвидации чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера

Первоочередные действия по локализации и ликвидации чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера организуют в соответствии с ранее утвержденными планами местные исполнительные органы и руководители организаций с привлечением сил и средств аварийно-спасательных служб, дислоцированных в зоне чрезвычайной ситуации.

При первоочередных действиях может проводиться временная эвакуация населения из зоны чрезвычайной ситуации, мобилизация необходимых материально-технических ресурсов организаций, прекращается или приостанавливается работа объекта, на котором произошли авария, бедствие или катастрофа, изменяется режим работы в организациях, вводятся ограничения (карантин) на передвижение людей и грузов, осуществляются возможные спасательные и аварийно-восстановительные работы, обеспечиваются общественный порядок и охрана объектов.

См.: Положение об использовании резервных источников электроэнергии в чрезвычайных ситуациях", Постановление Кабинета Министров РК от 4 октября 1993 года № 981 "Об обеспечении связью органов государственного управления в чрезвычайных ситуациях на территории РК", Правила организации работ по ликвидации последствий аварий при перевозке радиоактивных материалов железнодорожным транспортом, ПЛАЖТ-99.

Статья 21. Экстренная медицинская помощь при ликвидации чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера

При ликвидации чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера немедленно вводится в действие служба экстренной медицинской помощи, а при недостаточности включаются медицинские силы и средства министерств, государственных комитетов, центральных исполнительных органов, не входящих в состав Правительства, и организаций.

См.: Постановление Кабинета Министров Республики Казахстан от 27 сентября 1994 г. № 1068 "О создании службы экстренной медицинской помощи Республики Казахстан в чрезвычайных ситуациях", Постановление Правительства Республики Казахстан от 31 декабря 1998 года № 1382 "О неотложных мерах по совершенствованию организации медико-санитарной помощи населению Республики Казахстан по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций", Положение о межведомственной координационной комиссии Службы экстренной медицинской помощи Республики Казахстан в чрезвычайных ситуациях.

Статья 22. Аварийно-спасательные службы

Аварийно-спасательные службы оснащаются техникой, специальным оборудованием, инструментами и приборами, необходимыми для спасательных и аварийно-восстановительных работ.

В связи с повышенной опасностью труда спасатели наделяются особым статусом в соответствии с законодательством Республики Казахстан.

См.: Закон Республики Казахстан от 27 марта 1997 года № 87-1 " Об аварийно-спасательных службах и статусе спасателей", Временное положение по деятельности отраслевых военизированных аварийно-спасательных служб по обслуживанию предприятий недропользователей угольной, горнорудной и нерудной промышленности Республики Казахстан от 2 февраля 2001 года.

Статья 23. Введение режима чрезвычайного положения в зонах чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера

В целях скорейшей стабилизации обстановки, обеспечения законности и правопорядка, создания условий для проведения необходимых спасательных и аварийно-восстановительных работ в зонах чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера может вводиться режим чрезвычайного положения.

При введении режима чрезвычайного положения могут устанавливаться особые формы управления, ограничиваться отдельные права и свободы граждан, применяться другие меры, предусмотренные законодательством Республики Казахстан.

Статья 24. Прекращение работ по ликвидации чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера и проведение мероприятий по оздоровлению окружающей среды, восстановлению хозяйственной деятельности организаций и граждан

Спасательные и аварийно-восстановительные работы прекращаются после объявления Правительством Республики Казахстан или местными исполнительными органами о ликвидации чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера.

После ликвидации чрезвычайной ситуации местные исполнительные органы и организации обязаны осуществлять мероприятия по оздоровлению окружающей среды, восстановлению хозяйственной деятельности организаций и граждан.

Глава VI Экспертиза и государственный учет в области

чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера

Статья 25. Задачи и объекты экспертизы в области чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера

Задачами экспертизы являются исследования нормативов, стандартов и правил, полноты и эффективности мероприятий по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера.

Экспертизе в области чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера подлежат:

- нормативная, техническая, предплановая, предпроектная и проектная документация;

- определение степени риска и вредности деятельности организаций и граждан, если она представляет потенциальную опасность;

- выполнение мероприятий по наблюдению, контролю обстановки и прогнозированию чрезвычайных ситуаций;

- пропаганда знаний, обучение населения и специалистов;

- осуществление защитных мероприятий и работ по ликвидации чрезвычайных ситуаций.

В статью 26 внесены изменения в соответствии с Законом РК от 02.07.03 г. № 454-II

Статья 26. Проведение экспертизы и государственного учета в области чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера

Государственная экспертиза в области чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера осуществляется специально уполномоченными государственными органами, а общественная экспертиза - общественными объединениями в соответствии с их уставами.

Государственная экспертиза по отдельным видам предпроектной, а также проектной (проектно-сметной) документации на строительство (расширение, модернизацию, техническое перевооружение, реконструкцию, реставрацию, капитальный ремонт) зданий, сооружений и их комплексов, коммуникаций в части предупреждения чрезвычайных ситуаций проводится в порядке, установленном Правительством Республики Казахстан.

Организации, независимо от форм собственности и ведомственной принадлежности, представляют отчетность об авариях, бедствиях и катастрофах, приведших к возникновению чрезвычайных ситуаций, а специально уполномоченные государственные органы осуществляют государственный учет чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера.

См.: Постановление Государственного комитета РК по чрезвычайным ситуациям от 24 марта 1997 г. № 7 "О порядке информирования и осуществления государственного учета чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера".

Глава VII Материальное и финансовое обеспечение в области

чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера

Статья 27. Создание запасов материально-технических, медицинских и других ресурсов, обеспечение транспортными средствами при ликвидации чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера

Для обеспечения гарантированной защиты населения, окружающей среды и объектов хозяйствования от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера заблаговременно создается государственный резерв материально-технических, продовольственных, медицинских и других ресурсов.

См.: Правила использования средств резерва Правительства Республики Казахстан.

Для ликвидации чрезвычайных ситуаций мобилизуются материально-технические ресурсы и транспортные средства организаций, независимо от форм собственности и ведомственной принадлежности, в соответствии с действующим законодательством, а силы и средства экстренной медицинской помощи и аварийно-спасательных служб доставляются в зоны чрезвычайных ситуаций и возвращаются обратно в первоочередном порядке согласно заранее утвержденным планам. См. положение "О порядке обеспечения транспортными средствами и организации перевозок сил и средств Республиканской системы по предупреждению и действиям в чрезвычайных ситуациях" утвержденное постановлением Кабинета Министров Республики Казахстан от 16 апреля 1993 г. № 315

Статья 28. Финансирование мероприятий по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера

Финансирование мероприятий по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера осуществляется за счет республиканского и местных бюджетов.

Статья 29 исключена в соответствии с Законом РК от 19.05.2000 г. № 51-II

Статья 29. Местные фонды предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера

В областях, городах и районах при наличии повышенного риска возникновения чрезвычайных ситуаций могут формироваться местные фонды предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера в составе местных бюджетов и расходоваться по прямому назначению.

Глава VIII Контроль и надзор в области чрезвычайных

ситуаций природного и техногенного характера

Статья 30. Задачи контроля и надзора в области чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера

Контроль и надзор имеют своими задачами проверку полного и эффективного выполнения планов и мероприятий, соблюдения требований установленных нормативов, стандартов и правил, готовности должностных лиц, сил и средств, их действий по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера.

Статья 31. Государственный контроль и надзор в области чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера

Государственный контроль и надзор в области чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера осуществляют специально уполномоченные государственные органы в пределах их компетенции и местные исполнительные органы.

Статья 32. Ведомственный, производственный и общественный контроль в области чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера

В области чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера осуществляют ведомственный контроль министерства, государственные комитеты и центральные исполнительные органы, не входящие в состав Правительства Республики Казахстан, производственный контроль - организации, общественный контроль общественные объединения и органы местного самоуправления.

Глава IХ Ответственность за нарушение законодательства

в области чрезвычайных ситуаций природного и

техногенного характера

Статья 33. Расследование аварий, бедствий и катастроф, приведших к возникновению чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера

Аварии, бедствия и катастрофы, приведшие к возникновению чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера, подлежат расследованию в порядке, установленном Правительством Республики Казахстан.

В случае выявления противоправных действий или бездействия должностных лиц и граждан материалы расследования подлежат передаче в соответствующие органы для привлечения виновных к ответственности.

См.: Правила устройства и безопасной эксплуатации сосудов, работающих под давлением .

Статья 34. Виды ответственности за нарушение законодательных и иных нормативных правовых актов в области чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера

Должностные лица и граждане, виновные в невыполнении или недобросовестном выполнении установленных нормативов, стандартов и правил, создании условий и предпосылок к возникновению аварий, бедствий и катастроф, непринятии мер по защите населения, окружающей среды и объектов хозяйствования от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера и других противоправных действиях, несут дисциплинарную, административную, имущественную и уголовную ответственность, а организации - имущественную ответственность в соответствии с законодательством Республики Казахстан.

См.также: Инструкцию о порядке наложения и взыскания штрафов в административном порядке лицами Агентства Республики Казахстан по чрезвычайным ситуациям с работников поднадзорных предприятий.

Статья 35. Возмещение ущерба, причиненного вследствие чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера

Ущерб, причиненный здоровью граждан вследствие чрезвычайных ситуаций техногенного характера, подлежит возмещению за счет причинителя ущерба в полном объеме с учетом степени потери трудоспособности потерпевшего, затрат на его лечение, восстановление здоровья, ухода за больным, назначенных единовременных государственных пособий в соответствии с законодательством Республики Казахстан.

Организации и граждане, вправе требовать от причинителей ущерба полного возмещения имущественных убытков в связи с причинением ущерба их здоровью и имуществу , а также смертью из-за чрезвычайных ситуаций техногенного характера, вызванных деятельностью организаций и граждан, и расходов организациям, независимо от формы собственности, частным лицам, участвующим в аварийно-спасательных работах и ликвидации последствий чрезвычайных ситуаций.

Возмещение ущерба, причиненного вследствие чрезвычайных ситуаций природного характера здоровью и имуществу граждан, окружающей среде и объектам хозяйствования, производится в соответствии с законодательством Республики Казахстан.

Организации и граждане, по вине которых возникли чрезвычайные ситуации техногенного характера, обязаны возместить причиненный ущерб земле, воде, растительному и животному миру (территории), включая затраты на рекультивацию земель и по восстановлению естественного плодородия земли.

Глава Х Разрешение споров в области чрезвычайных

ситуаций природного и техногенного характера

Статья 36. Разрешение споров в области чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера

Споры в области чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера разрешают суды в порядке, установленном законодательством Республики Казахстан.

Глава ХI Международное сотрудничество и международные

договоры в области чрезвычайных ситуаций

природного и техногенного характера

Статья 37. Международное сотрудничество в области чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера

Республика Казахстан участвует в международном сотрудничестве в области чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера, руководствуясь принципами обеспечения всеобщей и региональной безопасности, своевременного и полного информирования зарубежных государств о чрезвычайных ситуациях, которые могут иметь для них значение с точки зрения безопасности, предотвращения трансграничного ущерба населению, окружающей среде и объектам хозяйствования, взаимопомощи государств и мирного разрешения возникших между ними споров.

Статья 38. Деятельность иностранных организаций и граждан по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера на территории Республики Казахстан

Допускается деятельность иностранных организаций и граждан по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера на территории Республики Казахстан, если она не противоречит законодательству Республики Казахстан или регламентируется международными договорами, ратифицированными Республикой.

Статья 39. Международные договоры Республики Казахстан в области чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера

Если международными договорами , ратифицированными Республикой Казахстан установлены иные правила, чем те, которые содержатся в законодательстве Республики Казахстан, то применяются правила международных договоров.


Президент