(СТАРАЯ РЕДАКЦИЯ) ЗАКОН РЕСПУБЛИКИ КАЗАХСТАН ОТ 12 ЯНВАРЯ 2016 ГОДА № 4...
ЗАКОН
РЕСПУБЛИКИ КАЗАХСТАН
Об использовании атомной энергии
(с изменениями и дополнениями по состоянию на 01.05.2023 г.)
Данная редакция действовала до внесения изменений от 6 апреля 2024 года
См. Распоряжение Премьер-Министра Республики Казахстан от 29 января 2016 года № 7-р «О мерах по реализации Закона Республики Казахстан от 12 января 2016 года «Об использовании атомной энергии»
Статья 1. Основные понятия, используемые в настоящем Законе
Статья 2. Законодательство Республики Казахстан в области использования атомной энергии
Глава 2. ГОСУДАРСТВЕННОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ В ОБЛАСТИ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ АТОМНОЙ ЭНЕРГИИ
Статья 3. Государственное регулирование в области использования атомной энергии
Статья 4. Задачи и принципы государственного регулирования в области использования атомной энергии
Статья 5. Компетенция Правительства Республики Казахстан
Статья 6. Компетенция уполномоченного органа
Статья 7. Государственный контроль и надзор в области использования атомной энергии
Глава 3. УСЛОВИЯ И ПОРЯДОК ОСУЩЕСТВЛЕНИЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ В ОБЛАСТИ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ АТОМНОЙ ЭНЕРГИИ
Статья 8. Общие условия осуществления деятельности в области использования атомной энергии
Статья 9. Лицензирование деятельности в сфере использования атомной энергии
Статья 10. Категории радиационной опасности установок
Статья 11. Категории опасности радионуклидных источников
Статья 12. Строительство ядерных установок и пунктов захоронения
Статья 13. Ядерная физическая безопасность
Статья 14. Государственный учет ядерных материалов и источников ионизирующего излучения
Статья 15. Осуществление экспорта и импорта в области использования атомной энергии
Статья 16. Транспортировка ядерных материалов, радиоактивных веществ и радиоактивных отходов
Статья 17. Обращение с радиоактивными отходами и отработавшим ядерным топливом
Статья 20. Квалификация персонала, занятого на объектах использования атомной энергии
Статья 21. Аттестация персонала, занятого на объектах использования атомной энергии
Статья 23. Аварийная готовность и реагирование
Статья 26-6. Регрессные требования
Глава 5. ЗАКЛЮЧИТЕЛЬНЫЕ ПОЛОЖЕНИЯ
Статья 29. Порядок введения в действие настоящего Закона
Настоящий Закон определяет правовую основу и принципы регулирования общественных отношений в области использования атомной энергии в целях защиты жизни и здоровья людей, их имущества, охраны окружающей среды и направлен на обеспечение режима нераспространения ядерного оружия, ядерной, радиационной и ядерной физической безопасности при использовании атомной энергии.
Статья 1. Основные понятия, используемые в настоящем Законе
В настоящем Законе используются следующие основные понятия:
Подпункт 1 изложен в редакции Закона РК от 25.02.21 г. № 12-VIІ (см. стар. ред.)
1) уровень изъятия - значения физических величин, определяющих характеристики ядерных материалов, радиоактивных веществ и электрофизических установок, установленные уполномоченным органом;
Статья дополнена подпунктом 1-1 в соответствии с Законом РК от 14.05.20 г. № 329-VI
1-1) специальные права заимствования - расчетная единица, определенная Международным валютным фондом и используемая им для операций и сделок;
2) атомная энергия - энергия, высвобождающаяся в ядерных реакциях и при радиоактивном распаде, а также энергия генерируемых ионизирующих излучений;
3) объекты использования атомной энергии - источники ионизирующего излучения, радиоактивные отходы и отработавшее ядерное топливо, ядерные, радиационные, электрофизические установки, пункты хранения и захоронения, транспортные упаковочные комплекты и ядерные материалы;
4) эксплуатация объектов использования атомной энергии - административная, хозяйственная и инженерно-техническая деятельность, осуществляемая физическим или юридическим лицом в области использования атомной энергии;
Подпункт 5 изложен в редакции Закона РК от 25.02.21 г. № 12-VIІ (см. стар. ред.)
5) обращение с объектами использования атомной энергии - совокупность ручных и (или) автоматизированных операций, действий с объектами использования атомной энергии при их строительстве, реконструкции, изготовлении, получении, передаче, поставке, владении, использовании, эксплуатации, вводе в эксплуатацию и выводе из эксплуатации, переработке, монтаже, ремонте, техническом обслуживании, зарядке, перезарядке, демонтаже, утилизации, консервации, транспортировке, импорте, экспорте, дезактивации, постутилизации, хранении, захоронении;
6) жизненный цикл объекта использования атомной энергии - размещение, проектирование, производство, сооружение или строительство, ввод в эксплуатацию, эксплуатация, реконструкция, капитальный ремонт, вывод из эксплуатации, транспортировка, обращение, хранение, захоронение и утилизация объектов использования атомной энергии;
Подпункт 7 изложен в редакции Закона РК от 24.05.18 г. № 156-VI (см. стар. ред.)
7) государственный контроль и надзор в области использования атомной энергии - деятельность уполномоченного органа в области использования атомной энергии в пределах его компетенции, направленная на обеспечение соблюдения физическими и юридическими лицами требований законодательства Республики Казахстан в области использования атомной энергии;
8) уполномоченный орган в области использования атомной энергии (далее - уполномоченный орган) - центральный исполнительный орган, осуществляющий руководство в области использования атомной энергии;
9) источники ионизирующего излучения - радиоактивные вещества, аппараты или устройства, содержащие радиоактивные вещества, а также электрофизические аппараты или устройства, испускающие или способные испускать ионизирующее излучение;
10) реестр источников ионизирующего излучения - база данных источников ионизирующего излучения, представляющая постоянно обновляемый свод сведений об их наличии, перемещении и местонахождении на территории Республики Казахстан, включая сведения о перемещении при их экспорте и импорте;
11) постутилизация - комплекс работ по демонтажу и сносу капитальных строений (зданий, сооружений, комплексов) после прекращения их эксплуатации (пользования, применения) с одновременным восстановлением и вторичным использованием регенерируемых элементов (конструкций, материалов, оборудования), а также переработкой не подлежащих регенерации элементов и отходов;
12) захоронение - размещение отработавшего ядерного топлива или радиоактивных отходов в пункте захоронения без намерения их изъятия;
13) пункт захоронения - ядерная или радиационная установка, предназначенная для захоронения отработавшего ядерного топлива или радиоактивных отходов;
14) закрытие пункта захоронения - завершение всех операций после захоронения с приведением пункта захоронения в безопасное состояние;
15) ввод установки в эксплуатацию - документально оформляемая деятельность по приведению в рабочее состояние компонентов и систем ядерной или радиационной, или электрофизической установки после окончания ее строительства и проведения необходимых испытаний;
16) вывод установки из эксплуатации - документально оформляемая деятельность по прекращению эксплуатации ядерной или радиационной, или электрофизической установки и ее исключению из-под государственного контроля с обеспечением конечного состояния установки и площадки ее размещения, соответствующего требованиям по безопасности;
17) эксплуатирующая организация - юридическое лицо, осуществляющее деятельность по обращению с объектами использования атомной энергии;
18) отработавшее ядерное топливо - ядерное топливо, облученное в ядерном реакторе и окончательно удаленное из него;
19) персонал - физические лица, постоянно или временно работающие с источниками ионизирующего излучения или находящиеся по условиям труда в сфере их воздействия;
20) радиационный риск - вероятность причинения вреда жизни или здоровью человека, имуществу физических и юридических лиц, окружающей среде в результате облучения с учетом тяжести его последствий;
21) радиационная безопасность - состояние свойств и характеристик объекта использования атомной энергии, обеспеченное комплексом мероприятий, ограничивающих радиационное воздействие на персонал, население и окружающую среду, в соответствии с нормами, установленными законодательством Республики Казахстан;
22) категория радиационной опасности - характеристика объекта использования атомной энергии по степени его радиационной опасности для населения и (или) окружающей среды при обращении с ним или в условиях возможной аварии;
Подпункт 23 изложен в редакции Закона РК от 25.02.21 г. № 12-VIІ (см. стар. ред.)
23) радиационная установка - специальная, не являющаяся ядерной установка, включая относящиеся к ней помещения, сооружения и оборудование, на которой осуществляется обращение с ядерными материалами и (или) радиоактивными веществами;
24) радиоактивные вещества - любые материалы природного или техногенного происхождения в любом агрегатном состоянии, содержащие радионуклиды;
25) радиоактивные отходы - радиоактивные вещества, ядерные материалы или радионуклидные источники с содержанием радионуклидов выше уровня изъятия, дальнейшее использование которых не предусматривается;
26) радионуклидный источник - источник ионизирующего излучения, содержащий радиоактивные вещества, специально созданный для его полезного применения или являющийся побочным продуктом какого-либо вида деятельности;
27) хранение - временное размещение в пунктах хранения ядерного топлива, ядерных материалов, радиоактивных веществ, радионуклидных источников, отработавшего ядерного топлива, радиоактивных отходов, предполагающее возможность их извлечения для дальнейшего обращения с ними;
28) пункт хранения - ядерная или радиационная установка, предназначенная для хранения ядерного топлива, ядерных материалов, радиоактивных веществ, радионуклидных источников, отработавшего ядерного топлива, радиоактивных отходов;
29) транспортный упаковочный комплект - совокупность элементов, необходимых для полного размещения и удержания радиоактивного содержимого при перевозке;
30) физическая защита - единая система организационных и технических мер по предотвращению несанкционированного доступа к объекту использования атомной энергии;
31) электрофизическая установка - специальная, не являющаяся ядерной или радиационной установка, генерирующая или способная генерировать ионизирующее излучение, включая относящиеся к ней помещения, сооружения и оборудование;
32) ядерная безопасность - состояние свойств и характеристик объекта использования атомной энергии, при котором с определенной вероятностью обеспечивается невозможность ядерной аварии;
Подпункт 33 изложен в редакции Закона РК от 14.05.20 г. № 329-VI (см. стар. ред.)
33) ядерная установка - установка, включающая помещения, сооружения и оборудование, на которой осуществляется один или несколько из перечисленных видов деятельности: производство, переработка, использование, транспортировка, хранение, захоронение ядерного материала, за исключением установок для добычи и (или) переработки природного урана или тория;
Статья дополнена подпунктом 33-1 в соответствии с Законом РК от 14.05.20 г. № 329-VI
33-1) единый оператор ядерных установок - оператор ядерной установки, владеющий прямо и (или) косвенно более пятьюдесятью процентами голосующих акций (долей участия в уставном капитале) других операторов ядерных установок, находящихся в пределах одной площадки их размещения;
Статья дополнена подпунктом 33-2 в соответствии с Законом РК от 14.05.20 г. № 329-VI
33-2) оператор ядерной установки - юридическое лицо Республики Казахстан, эксплуатирующее одну или несколько ядерных установок;
34) ядерные материалы - материалы, содержащие или способные воспроизвести делящиеся (расщепляющиеся) радионуклиды;
Статья дополнена подпунктом 34-1 в соответствии с Законом РК от 14.05.20 г. № 329-VI
34-1) ядерный ущерб - ущерб, включающий вред жизни или здоровью человека, окружающей среде, а также убытки физических и юридических лиц, причиненный вследствие воздействия ионизирующего излучения в результате обращения с ядерной установкой или ядерным материалом, поступающим с ядерной установки, произведенным в ней или направленным на ядерную установку, а также затраты на превентивные меры;
Статья дополнена подпунктом 34-2 в соответствии с Законом РК от 14.05.20 г. № 329-VI
34-2) ядерный инцидент - происшествие либо серия происшествий, которые причиняют ядерный ущерб или создают опасность причинения ядерного ущерба;
35) ядерная физическая безопасность - состояние единой системы организационных и технических мер, направленных на предотвращение, обнаружение и (или) реагирование на факты хищения, диверсии, несанкционированного доступа, незаконной передачи, обращения или другие противоправные действия в отношении объектов использования атомной энергии и (или) эксплуатирующей организации.
Статья 2. Законодательство Республики Казахстан в области использования атомной энергии
1. Законодательство Республики Казахстан в области использования атомной энергии основывается на Конституции Республики Казахстан, состоит из настоящего Закона и иных нормативных правовых актов Республики Казахстан.
2. Если международным договором, ратифицированным Республикой Казахстан, установлены иные правила, чем те, которые содержатся в настоящем Законе, то применяются правила международного договора.
Глава 2. ГОСУДАРСТВЕННОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ В ОБЛАСТИ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ АТОМНОЙ ЭНЕРГИИ
Статья 3. Государственное регулирование в области использования атомной энергии
Государственное регулирование в области использования атомной энергии применяется в отношении:
1) деятельности физических и юридических лиц в области использования атомной энергии;
2) деятельности физических и юридических лиц при выполнении работ, связанных с жизненным циклом объектов использования атомной энергии;
3) мониторинга ядерных испытаний;
4) деятельности на территориях бывших испытательных ядерных полигонов и других территориях, загрязненных в результате проведенных ядерных испытаний;
Подпункт 5 изложен в редакции Закона РК от 25.02.21 г. № 12-VIІ (см. стар. ред.)
5) экспертизы ядерной безопасности и (или) радиационной безопасности, и (или) ядерной физической безопасности;
6) подготовки и аттестации персонала, занятого на объектах использования атомной энергии.
Статья 4. Задачи и принципы государственного регулирования в области использования атомной энергии
1. Задачами государственного регулирования в области использования атомной энергии являются эффективная защита жизни и здоровья людей, их имущества, обеспечение охраны окружающей среды, поддержание ядерной, радиационной, ядерной физической безопасности, режима нераспространения ядерного оружия при использовании атомной энергии.
2. Государственное регулирование в области использования атомной энергии основывается на принципах:
1) обеспечения безопасности жизни и здоровья людей, охраны окружающей среды при использовании атомной энергии;
2) приоритетности обеспечения безопасности над другими аспектами использования атомной энергии;
3) обязательности и непрерывности государственного контроля за обеспечением безопасности объекта использования атомной энергии;
4) доступности, объективности и своевременности информации о состоянии безопасности и воздействии объектов использования атомной энергии на население и окружающую среду;
5) обязательности возмещения вреда, причиненного радиационным воздействием объектов использования атомной энергии жизни и здоровью людей, имуществу физических и юридических лиц, а также окружающей среде;
6) недопустимости сверхнормативного радиоактивного загрязнения окружающей среды;
7) недопустимости импорта и захоронения радиоактивных отходов и отработавшего ядерного топлива других государств на территории Республики Казахстан, за исключением реимпорта собственных радиоактивных отходов;
8) обязательности государственного регулирования безопасности в области использования атомной энергии.
3. На территории Республики Казахстан запрещается деятельность физических и юридических лиц в области использования атомной энергии в целях разработки, создания, производства, испытания, хранения или распространения ядерного оружия.
Статья 5. Компетенция Правительства Республики Казахстан
Правительство Республики Казахстан:
1) разрабатывает основные направления государственной политики в области использования атомной энергии;
2) принимает решения о районе строительства, строительстве и отмене строительства ядерных установок и пунктов захоронения;
3) принимает решение о досрочном выводе из эксплуатации ядерной установки или закрытии пункта захоронения;
4), 5) исключены в соответствии с Законом РК от 19.04.23 г. № 223-VII (введены в действие с 1 мая 2023 г.) (см. стар. ред.)
6) утверждает правила выбора площадки размещения ядерных установок и пунктов захоронения;
7) утверждает национальный план реагирования на ядерные и радиационные аварии;
8) исключен в соответствии с Законом РК от 19.04.23 г. № 223-VII (введены в действие с 1 мая 2023 г.) (см. стар. ред.)
Статья дополнена подпунктом 8-1 в соответствии с Законом РК от 14.05.20 г. № 329-VI
8-1) обеспечивает выплату денег для возмещения причиненного ядерного ущерба в той части, в которой причиненный ядерный ущерб превышает предел гражданско-правовой ответственности оператора ядерной установки или единого оператора ядерных установок, установленный статьей 26-2 настоящего Закона, посредством предоставления необходимой суммы до полного возмещения причиненного ядерного ущерба, а также в случаях, предусмотренных законодательством Республики Казахстан;
Статья дополнена подпунктом 8-2 в соответствии с Законом РК от 14.05.20 г. № 329-VI
8-2) определяет предел гражданско-правовой ответственности оператора ядерной установки первой категории радиационной опасности в случаях и порядке, предусмотренных пунктом 2 статьи 26-2 настоящего Закона;
9) исключен в соответствии с Законом РК от 19.04.23 г. № 223-VII (введены в действие с 1 мая 2023 г.) (см. стар. ред.)
Статья 6. Компетенция уполномоченного органа
1) осуществляет реализацию государственной политики в области использования атомной энергии;
2) осуществляет международное сотрудничество в области мирного использования атомной энергии;
Подпункт 3 изложен в редакции Закона РК от 24.05.18 г. № 156-VI (см. стар. ред.)
3) осуществляет государственный контроль и надзор в области использования атомной энергии;
4) осуществляет лицензирование деятельности в сфере использования атомной энергии;
5) разрабатывает и утверждает технические регламенты в области использования атомной энергии;
6) разрабатывает и утверждает правила физической защиты ядерных материалов и ядерных установок;
7) разрабатывает и утверждает правила физической защиты источников ионизирующего излучения и пунктов хранения;
В подпункт 8 внесены изменения в соответствии с Законом РК от 19.04.23 г. № 223-VII (введены в действие с 1 мая 2023 г.) (см. стар. ред.)
8) утверждает правила вывода из эксплуатации ядерных и радиационных установок;
9) разрабатывает порядок организации инспекций Международного агентства по атомной энергии на территории Республики Казахстан;
Подпункт 10 изложен в редакции Закона РК от 25.02.21 г. № 12-VIІ (см. стар. ред.)
10) разрабатывает и утверждает правила аккредитации организаций, осуществляющих экспертизу ядерной безопасности и (или) радиационной безопасности, и (или) ядерной физической безопасности;
11) разрабатывает и утверждает правила государственного учета ядерных материалов;
12) разрабатывает и утверждает правила государственного учета источников ионизирующего излучения;
13) разрабатывает и утверждает правила безопасности при обращении с радионуклидными источниками;
14) разрабатывает национальный план реагирования на ядерные и радиационные аварии;
15) исключен в соответствии с Законом РК от 25.02.21 г. № 12-VIІ (см. стар. ред.)
Подпункт 16 изложен в редакции Закона РК от 25.02.21 г. № 12-VIІ (см. стар. ред.)
16) разрабатывает и утверждает правила транспортировки ядерных материалов, радиоактивных веществ и радиоактивных отходов;
17) разрабатывает правила выбора площадки размещения ядерных установок и пунктов захоронения;
Подпункт 18 изложен в редакции Закона РК от 25.02.21 г. № 12-VIІ (см. стар. ред.); внесены изменения в соответствии с Законом РК от 19.04.23 г. № 223-VII (введены в действие с 1 мая 2023 г.) (см. стар. ред.)
18) утверждает правила проведения экспертизы ядерной безопасности и (или) радиационной безопасности, и (или) ядерной физической безопасности;
19) разрабатывает и утверждает правила повышения квалификации персонала, занятого на объектах использования атомной энергии;
20) разрабатывает и утверждает правила аттестации персонала, занятого на объектах использования атомной энергии;
21) вносит в Правительство Республики Казахстан представление о досрочном выводе из эксплуатации ядерных установок или закрытии пунктов захоронения в случае возникновения угрозы безопасности населения и (или) окружающей среды;
22) принимает решение о постановке на государственный учет или снятии с государственного учета ядерных материалов, источников ионизирующего излучения;
23) ведет государственный учет ядерных материалов;
24) ведет государственный учет источников ионизирующего излучения;
В подпункт 25 внесены изменения в соответствии с Законом РК от 28.12.22 г. № 173-VII (введены в действие с 28 февраля 2023 г.) (см. стар. ред.)
25) осуществляет контроль специфических товаров в области использования атомной энергии;
26) исключен в соответствии с Законом РК от 25.02.21 г. № 12-VIІ (см. стар. ред.)
27) определяет порядок утверждения конструкций транспортных упаковочных комплектов и утверждает конструкции транспортных упаковочных комплектов, а также распространяет действие сертификатов-разрешений на них, утвержденных уполномоченными органами других стран, на территории Республики Казахстан;
28) организует исследования по ядерной, радиационной и ядерной физической безопасности, обеспечению режима нераспространения ядерного оружия и мониторингу ядерных испытаний;
29) разрабатывает и утверждает правила организации сбора, хранения и захоронения радиоактивных отходов и отработавшего ядерного топлива;
30) разрабатывает и утверждает методические рекомендации для физических и юридических лиц, осуществляющих деятельность в области использования атомной энергии, относительно методов и способов подтверждения соответствия объекта использования атомной энергии требованиям ядерной, радиационной, ядерной физической безопасности, установленным законодательством Республики Казахстан в области использования атомной энергии;
Подпункт 31 изложен в редакции Закона РК от 25.02.21 г. № 12-VIІ (см. стар. ред.)
31) устанавливает уровни изъятия для ядерных материалов, радиоактивных веществ и электрофизических установок, подлежащих лицензированию в сфере использования атомной энергии;
32) осуществляет иные полномочия, предусмотренные настоящим Законом, иными законами Республики Казахстан, актами Президента Республики Казахстан и Правительства Республики Казахстан.
Статья 7 изложена в редакции Закона РК от 24.05.18 г. № 156-VI (см. стар. ред.); Закона РК от 30.12.21 г. № 95-VII (введено в действие с 1 января 2023 г.) (см. стар. ред.)
Статья 7. Государственный контроль и надзор в области использования атомной энергии
1. Государственный контроль в области использования атомной энергии осуществляется в форме проверки и профилактического контроля.
Государственный надзор в области использования атомной энергии осуществляется в соответствии с Предпринимательским кодексом Республики Казахстан и настоящим Законом.
Проверка субъектов контроля и надзора, осуществляющих лицензируемый вид деятельности в области использования атомной энергии, проводится на соответствие квалификационным требованиям по выданным в соответствии с Законом Республики Казахстан «О разрешениях и уведомлениях» лицензиям (далее - проверка на соответствие требованиям).
Проверки на соответствие требованиям, профилактический контроль с посещением субъектов контроля и надзора, осуществляющих деятельность с объектами I, II, III и IV категорий потенциальной радиационной опасности, проводятся в соответствии с Предпринимательским кодексом Республики Казахстан.
Профилактический контроль без посещения субъектов (объектов) контроля и надзора, осуществляющих деятельность с объектами I, II, III и IV категорий потенциальной радиационной опасности, проводится в соответствии с Предпринимательским кодексом Республики Казахстан и настоящим Законом.
2. Профилактический контроль без посещения субъекта (объекта) контроля и надзора носит предупредительно-профилактический характер.
3. Профилактический контроль без посещения субъекта (объекта) контроля и надзора в области использования атомной энергии проводится путем анализа:
1) информации и отчетности, представляемых физическими и юридическими лицами в соответствии с требованиями законодательства Республики Казахстан в области использования атомной энергии;
2) информации, полученной по запросу уполномоченного органа, по вопросам соблюдения законодательства Республики Казахстан в области использования атомной энергии в пределах своей компетенции - при поступлении информации о его нарушении;
3) информации, поступающей от физических и юридических лиц, касающейся вопросов соблюдения законодательства Республики Казахстан в области использования атомной энергии.
4. Субъектами профилактического контроля без посещения субъекта (объекта) контроля и надзора в области использования атомной энергии являются субъекты, осуществляющие деятельность с объектами I, II, III и IV категорий потенциальной радиационной опасности.
5. В случае выявления нарушений по результатам профилактического контроля без посещения субъекта (объекта) контроля и надзора в действиях (бездействии) субъекта контроля и надзора уполномоченным органом оформляется и направляется рекомендация об устранении нарушений, выявленных по результатам профилактического контроля без посещения субъекта (объекта) контроля и надзора, в срок не позднее пяти рабочих дней со дня выявления нарушений.
6. Рекомендация об устранении нарушений, выявленных по результатам профилактического контроля без посещения субъекта (объекта) контроля и надзора, направленная одним из нижеперечисленных способов, считается врученной (полученной) в следующих случаях:
1) нарочно - с отметкой о получении;
2) почтой - посредством направления заказного письма с уведомлением;
3) электронным способом - посредством отправки уполномоченным органом на электронный адрес субъекта контроля и надзора, указанный в документах, ранее представленных субъектом контроля и надзора в уполномоченный орган.
7. Срок для исполнения рекомендации об устранении нарушений, выявленных по результатам профилактического контроля без посещения субъекта (объекта) контроля и надзора, должен составлять не менее десяти рабочих дней со дня, следующего за днем ее вручения (получения).
8. Субъект контроля и надзора в случае несогласия с нарушениями, указанными в рекомендации об устранении нарушений, выявленных по результатам профилактического контроля без посещения субъекта (объекта) контроля и надзора, вправе направить в уполномоченный орган, направивший рекомендацию, возражение в течение пяти рабочих дней со дня, следующего за днем вручения (получения) рекомендации.
9. Неисполнение в установленный срок рекомендации об устранении нарушений, выявленных по результатам профилактического контроля без посещения субъекта (объекта) контроля и надзора, влечет включение субъекта (объекта) контроля и надзора в полугодовой список для проведения профилактического контроля с посещением субъекта (объекта) контроля и надзора.
10. Кратность проведения профилактического контроля без посещения субъекта (объекта) контроля и надзора определяется по мере необходимости, но не чаще периодичности представления информации и отчетности, предусмотренных законодательством Республики Казахстан в области использования атомной энергии.
См.: Совместный приказ Министра национальной экономики Республики Казахстан от 28 декабря 2015 года № 811 и Министра энергетики Республики Казахстан от 23 декабря 2015 года № 747 «Об утверждении критериев оценки степени риска и проверочного листа в области атомной энергии», форма обязательной ведомственной отчетности по вопросам проверок проверяемых субъектов (объектов) и иных форм контроля и надзора с посещением в области атомной энергии.
Статья 7-1. Исключена в соответствии с Законом РК от 30.12.21 г. № 95-VII (введен в действие с 1 января 2023 г.) (см. стар. ред.)
Глава 3. УСЛОВИЯ И ПОРЯДОК ОСУЩЕСТВЛЕНИЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ В ОБЛАСТИ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ АТОМНОЙ ЭНЕРГИИ
Статья 8. Общие условия осуществления деятельности в области использования атомной энергии
1. Физические и юридические лица, осуществляющие деятельность в области использования атомной энергии, обязаны:
1) иметь лицензию на соответствующий вид деятельности в сфере использования атомной энергии;
2) обеспечивать целевое обращение с объектами использования атомной энергии;
В подпункт 3 внесены изменения в соответствии с Законом РК от 28.12.22 г. № 173-VII (введены в действие с 28 февраля 2023 г.) (см. стар. ред.)
3) обеспечивать соответствие проектных и эксплуатационных характеристик и параметров объекта использования атомной энергии требованиям ядерной, радиационной и ядерной физической безопасности, контроля специфических товаров и (или) требованиям режима нераспространения ядерного оружия;
4) иметь организационную структуру и систему внутренних документов, обеспечивающих выполнение требований ядерной, радиационной и ядерной физической безопасности, установленных законодательством Республики Казахстан в области использования атомной энергии;
5) иметь организационную структуру и систему внутренних документов, обеспечивающих выполнение требований по учету ядерных материалов в соответствии с законодательством Республики Казахстан в области использования атомной энергии;
6) иметь организационную структуру и систему внутренних документов, обеспечивающих выполнение требований по учету источников ионизирующего излучения в соответствии с законодательством Республики Казахстан в области использования атомной энергии;
7) обеспечивать учет и контроль ядерных материалов и представлять в уполномоченный орган отчеты об их наличии, перемещении и местонахождении;
8) обеспечивать учет и контроль источников ионизирующего излучения и представлять в уполномоченный орган отчеты об их наличии, перемещении и местонахождении;
Подпункт 9 изложен в редакции Закона РК от 25.02.21 г. № 12-VIІ (см. стар. ред.)
9) информировать уполномоченный орган о любых предполагаемых изменениях в системах, оборудовании, проектной и эксплуатационной документации ядерной установки, касающихся обеспечения ядерной, радиационной или ядерной физической безопасности;
10) информировать уполномоченный орган об авариях и инцидентах, связанных с ядерной, радиационной и ядерной физической безопасностью;
11) обладать необходимыми организационными, финансовыми, материально-техническими ресурсами и иметь квалифицированный персонал для безопасной эксплуатации и технического обслуживания ядерной установки в течение всего периода жизненного цикла;
12) предусматривать финансовые средства для обеспечения работ по выводу из эксплуатации ядерной установки, закрытию пункта захоронения, постутилизации, захоронению радиоактивных отходов, ликвидации последствий радиационных аварий, компенсации вреда жизни и здоровью людей, имуществу физических и юридических лиц, а также окружающей среде;
13) соблюдать требования ядерной, радиационной и ядерной физической безопасности, установленные законодательством Республики Казахстан в области использования атомной энергии;
14) вести учет и анализ доз облучения работников, допущенных к ядерным и радиационно-опасным работам при осуществлении деятельности в области использования атомной энергии, и обеспечивать реализацию их прав на компенсации;
15) осуществлять подготовку, поддержание квалификации и своевременную аттестацию персонала, занятого на объектах использования атомной энергии.
2. Физические и юридические лица, осуществляющие эксплуатацию объектов использования атомной энергии, и (или) собственники таких объектов не имеют права передавать объекты использования атомной энергии другим физическим и юридическим лицам, если эти лица не имеют лицензий на соответствующий вид деятельности в сфере использования атомной энергии.
3. При прекращении деятельности физические и юридические лица, осуществляющие обращение с объектами использования атомной энергии, обязаны выполнить следующие мероприятия по безопасному прекращению деятельности:
Редакция документа