Лесной кодекс Республики Молдова от 28 марта 2024 года № 69 (с изменениями и дополнениями по состоянию на 20.02.2025 г.)
Лесной кодекс Республики Молдова от 28 марта 2024 года № 69
(с изменениями и дополнениями по состоянию на 20.02.2025 г.)
Парламент принимает настоящий кодекс.
Статья 1. Предмет регулирования
Статья 2. Устойчивое управление лесным фондом
Статья 5. Право собственности на лесной фонд
Статья 6. Компетенция Правительства в сфере регулирования лесных отношений
Статья 8. Компетенция учреждения, ответственного за лесное и охотничье хозяйства
Статья 11. Надзор за состоянием и устойчивым использованием лесного и охотничьего фондов
Глава IV. АДМИНИСТРИРОВАНИЕ И УПРАВЛЕНИЕ ЛЕСНЫМ ФОНДОМ
Статья 12. Цели администрирования лесного фонда
Статья 13. Управление лесным фондом, находящимся в собственности государства
Статья 14. Администрирование и передача в управление лесного фонда
Статья 15. Управление другими землями лесного фонда
Статья 16. Управление лесной растительностью, расположенной за пределами лесного фонда
Статья 17. Подразделение лесов на группы, подгруппы и функциональные категории
Статья 18. Установление возраста спелости и оборота рубки леса
Статья 19. Лесная сертификация
Статья 21. Лесная инфраструктура
Статья 23. Права и обязанности управляющих землями лесного фонда
Статья 24. Права и обязанности лесопользователей
Статья 25. Доступ к землям лесного фонда
Статья 29. Права собственников земель лесного фонда, находящихся в частной собственности
Глава V. ЛЕСНАЯ ПРОДУКЦИЯ И ЛЕСНЫЕ ЭКОСИСТЕМНЫЕ УСЛУГИ
Статья 32. Виды пользования землями с лесной растительностью, лесами
Статья 33. Документы, подтверждающие право пользования продукцией и землями лесного фонда
Статья 34. Нормы лесных пользований
Статья 35. Заготовка и вывоз древесины
Статья 36. Заготовка второстепенной древесной продукции и технического сырья
Статья 37. Побочные лесные пользования
Глава VI. ЭКОНОМИЧЕСКИЙ МЕХАНИЗМ В ОБЛАСТИ АДМИНИСТРИРОВАНИЯ ЛЕСНОГО ФОНДА
Статья 40. Экономический механизм
Статья 41. Планирование и распределение бюджетных ассигнований на лесохозяйственную деятельность
Статья 42. Источники финансирования деятельности лесного и охотничьего фондов
Глава VII. ВОССТАНОВЛЕНИЕ, РАСШИРЕНИЕ И ЭКОЛОГИЧЕСКАЯ РЕКОНСТРУКЦИЯ ЛЕСОВ
Статья 44. Восстановление леса
Статья 45. Естественное лесовосстановление
Глава VIII. ЗАЩИТА И СОХРАНЕНИЕ БИОРАЗНООБРАЗИЯ ЛЕСОВ
Статья 48. Надзор за санитарным состоянием лесов
Статья 50. Задачи по защите лесов
Статья 51. Борьба с болезнями и вредителями
Статья 52. Сохранение и улучшение биоразнообразия лесов
Глава IX. ОХРАНА ЛЕСНОГО ФОНДА И ДРУГИХ ЗЕМЕЛЬ, ПОКРЫТЫХ ЛЕСНОЙ РАСТИТЕЛЬНОСТЬЮ
Статья 54. Работники лесной службы
Статья 55. Задачи работников лесной службы. Права и обязанности работников лесной службы
Глава Х. НАУЧНЫЕ ИССЛЕДОВАНИЯ И ТЕХНИЧЕСКИЕ РАЗРАБОТКИ, ТРАНСФЕР ТЕХНОЛОГИЙ В ЛЕСНОМ ХОЗЯЙСТВЕ
Статья 56. Научные исследования и технические разработки в лесном хозяйстве
Статья 59. Содержание работ по лесоуправлению
Статья 60. Порядок лесоуправления
Статья 61. Национальная инвентаризация лесов
Статья 62. Управление охотничьим фондом и другими землями, покрытыми лесной растительностью
Статья 63. Учет лесного фонда и других земель, покрытых лесной растительностью
Статья 64. Информационная система учета древесины
Статья 65. Государственный лесной кадастр
Глава XIII. ОТВЕТСТВЕННОСТЬ ЗА НАРУШЕНИЕ ЛЕСНОГО ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВА
Статья 70. Нарушения лесного законодательства
Статья 71. Возврат незаконно добытой древесной продукции и иной лесной продукции
Статья 72. Возмещение потерь лесохозяйственного производства
Глава XIV. ЗАКЛЮЧИТЕЛЬНЫЕ И ПЕРЕХОДНЫЕ ПОЛОЖЕНИЯ
Статья 74. Вступление в силу настоящего кодекса
Статья 75. Меры, необходимые для введения в действие настоящего кодекса
Статья 1. Предмет регулирования
(1) Настоящий кодекс устанавливает нормативную базу в области устойчивого управления лесным фондом, сохранения и восстановления биологического разнообразия независимо от вида собственности, а также в области рационального использования и обеспечения лесными ресурсами текущих и будущих потребностей общества.
(2) Правовые отношения, возникающие в процессе пользования лесным фондом, регулируются настоящим кодексом, гражданско-правовым, земельным, природоохранным законодательством и другими нормативными актами в данной области.
(3) Предметом лесных правоотношений является поведение субъектов права в отношении лесов, земель лесного фонда и лесной растительности, расположенной за пределами лесного фонда.
Статья 2. Устойчивое управление лесным фондом
(1) Устойчивое управление лесным фондом предусматривает воспроизводство, охрану и защиту лесов, сохранение биологического биоразнообразия, в том числе обеспечение мер по адаптации лесного сектора к изменениям климата.
(2) Устойчивое управление лесным фондом основывается на следующих принципах:
a) долгосрочная лесная политика;
b) целостность, устойчивость и постоянство экосистем;
c) целостность лесного фонда, устойчивость и восстанавливаемость лесов;
d) биологическое разнообразие леса;
e) гармонизация отношений между лесным хозяйством и другими сферами деятельности;
f) здоровье и жизнеспособность лесов;
g) территориальность управления лесами.
(3) Устанавливаются следующие критерии устойчивого управления лесным фондом:
a) поддержание, сохранение и увеличение биологического разнообразия лесов;
b) поддержание здоровья и жизнеспособности лесов;
c) поддержание и усиление защитных функций лесов;
d) сохранение и укрепление продуктивной способности лесных ресурсов, их вклада в сохранение мирового баланса углерода;
e) сохранение и стимулирование продуктивной функции лесов (древесная и недревесная продукция);
f) сохранение других социально-экономических функций и условий.
(4) Показатели для каждого критерия устойчивого управления лесным фондом утверждаются Правительством.
(5) Программные документы в области лесного фонда разрабатываются и реализуются на основании установленных в части (2) принципов и показателей для каждого критерия устойчивого управления лесным фондом.
Для целей настоящего кодекса следующие понятия используются в значении:
администрирование лесного фонда - совокупность видов деятельности по планированию и мониторингу технического, экономического и правового характера, направленных на обеспечение устойчивого управления лесами, с соблюдением режима ведения лесного хозяйства независимо от вида собственности;
лесоустройство - основы управления лесами, имеющие технико-организационное, правовое и экономическое содержание, опирающиеся на экологических принципах;
лесоуправление - совокупность действий и мер постоянного и непрерывного характера, направленных на обеспечение экологических и социально-экономических функций леса;
субъект лесного хозяйства - юридическое лицо, созданное в соответствии с законодательством для управления лесным фондом и реализации программ и планов развития лесного хозяйства;
спелость - состояние максимальной функциональной эффективности дерева или насаждения, при котором они пригодны для рубки;
культивирование древесины - совокупность интенсивных и промышленных лесных технологий, предназначенных для получения древесной массы;
устойчивое управление лесами - администрирование и использование лесов, земель с лесной растительностью за пределами лесного фонда с целью сохранения, улучшения биоразнообразия, продуктивности, способности к восстановлению, жизнеспособности, санитарного состояния таким образом, чтобы обеспечить в настоящее время и в будущем способность выполнять многочисленные постоянные экологические, экономические и социальные функции на местном, региональном, национальном и глобальном уровнях без ущерба для других экосистем;
лесничество - территориальное лесное подразделение, не имеющее статуса юридического лица, созданное в целях управления или обеспечения охраны лесов, надзора за ними и ежегодного установления лесных работ в соответствии с лесоустройством для земель лесного фонда независимо от вида собственности;
лес - форма естественной растительности, в которой преобладают деревья и обеспечивается собственный климат, специфичный для лесных экосистем, площадью не менее 0,25 га, покрытая деревьями, достигающими в зрелом возрасте при нормальных условиях вегетации не менее 5 метров в высоту, а показатель сомкнутости крон по сравнению с общей площадью земли (консистенция) составляет не менее 30 %;
лесонасаждение - насаждения лесных древесных и кустарниковых пород, созданные путем посадки и посева с целью достижения целей лесного хозяйства;
расчетная лесосека - объем древесины, которую можно заготовить в качестве основной продукции с производственной единицы на основании лесоустройства в течение срока его действия;
предварительный вычет древесины - мероприятие по замещению объемов древесины, предназначенных к заготовке из насаждений, включенных в десятилетние планы заготовки основной продукции, объемами, полученными в результате эксплуатации древесной массы из насаждений, полностью затронутых биотическими или абиотическими факторами, или из насаждений, возраст которых превышает 1/2 возраста технической спелости, частично затронутых биотическими или абиотическими факторами, или возникшими в результате законной раскорчевки лесов и незаконных рубок;
режим ведения лесного хозяйства - совокупность технических, экономических и правовых норм по администрированию и управлению лесным фондом с целью обеспечения устойчивого управления лесными экосистемами;
специальный режим ведения хозяйства и защиты лесного фонда - совокупность правил, норм и мер, установленных нормативными актами или планами управления лесами, с целью обеспечения устойчивого использования лесного фонда, сохранения биоразнообразия лесов, охраны окружающей среды и поддержания экологических и социальных функций леса;
экосистемные услуги - совокупность ощутимых и нематериальных выгод, которые естественные или измененные человеком экосистемы предоставляют обществу и которые жизненно важны для благополучия людей;
рубки главного пользования - основная рубка спелых древостоев (лесов) для заготовки древесины и обеспечения восстановления лесов;
система рубок - совокупность лесотехнических мер по восстановлению, управлению, лесопользованию и охране, предназначенных для применения на протяжении жизни лесонасаждений;
лесная растительность - растительность, состоящая из лесных деревьев и кустарников, созданная естественным или искусственным путем посева и посадки.
(1) Лесной фонд включает:
a) леса (земли, покрытые лесами);
b) земли с лесами, находящимися в стадии восстановления, и насаждения, созданные в целях ведения лесного хозяйства;
c) земли, предназначенные для облесения и лесовосстановления: деградированные земли и безлесные земли, установленные в соответствии с законом для облесения;
d) земли, служащие для нужд лесного хозяйства: питомники, солярии, плантации и культуры маточных растений;
e) земли, служащие для нужд лесохозяйственного производства: культивирование древесины, плетневые культуры, новогодние елки, декоративные и плодовые деревья и кустарники;
f) земли, служащие для нужд управления лесным хозяйством: земли, используемые для обеспечения кормом дичи и производства кормов, земли, переданные во временное пользование работникам лесной службы;
g) земли, занятые строениями, и прилегающие к ним земли, охваченные лесоустройством: административные здания, турбазы, фазанарии, специальные рыбоводные сооружения и объекты, охотничьи фермы, лесные дороги, производственные помещения для переработки лесной продукции, другие технические объекты, характерные для лесного хозяйства;
h) лесные земли в пределах пограничного коридора и охранной полосы государственной границы;
i) непродуктивные земли, охваченные лесоустройством;
j) пруды, русла рек и ручьев, охваченные лесоустройством и Государственного водного кадастра;
k) земли лесного фонда, находящиеся в распоряжении физических и юридических лиц без правового разрешения (захваты и споры).
(2) Земли, покрытые лесами, другими категориями лесной растительности, и земли, предусмотренные в части (1), независимо от вида собственности, охватываются лесоустройством и включаются в земельный кадастр как земли, покрытые лесами или лесными насаждениями.
(3) Отнесение земель к лесному фонду осуществляется на основании материалов лесоустройства путем межевания и регистрации в реестре объектов недвижимости.
(4) Все земли, включенные в лесной фонд, являются землями лесного назначения, составляют часть природного наследия и представляют собой национальный стратегический ресурс.
(5) Земли за пределами лесного фонда, занятые посаженной лесной растительностью и/или лесной растительностью естественного происхождения, соответствующими понятию леса, приведенному в статье 3, подлежат процессу изменения назначения и включения в лесной фонд.
(6) Порядок передачи, обмена, изменения назначения земель, указанных в частях (4) и (5), а также изменение границ лесного фонда утверждаются Правительством.
(7) В лесной фонд не входят:
a) защитные лесные полосы, расположенные на землях сельскохозяйственного назначения в соответствии с положениями генеральных планов обустройства территории;
b) защитные лесные полосы и древесно-кустарниковые насаждения, расположенные вдоль инженерных сетей;
c) лесные полосы для защиты водоемов, расположенные на землях водного фонда, за исключением защитных полос, расположенных на категориях земель, включенных в пункт j) части (1);
d) лесные полосы, участки лесной растительности, другие виды насаждений, созданные на существующих лугах с целью их организации и защиты и/или с целью создания оптимальных условий для роста травяного покрова и увеличения кормовой базы;
e) другие виды насаждений лесных пород, созданные для энергетических целей и/или для получения древесной массы, пищевой, технической, ароматической продукции и т. д., на землях, отличных от земель лесного фонда;
f) земли зеленых насаждений городских и сельских населенных пунктов, ботанических, зоологических садов и дендрологических парков;
g) сельскохозяйственные угодья независимо от вида собственности, занятые посаженной лесной растительностью и/или лесной растительностью естественного происхождения, соответствующие понятию леса, приведенному в статье 3;
h) земли, занятые агролесоводческими и лесопастбищными насаждениями.
Статья 5. Право собственности на лесной фонд
(1) По виду собственности лесной фонд может быть:
a) собственностью государства;
b) собственностью административно-территориальных единиц;
c) частной собственностью.
(2) Право собственности осуществляется:
a) Правительством - в отношении лесного фонда, находящегося в собственности публичной сферы государства;
b) местными советами - в отношении лесного фонда, находящегося в собственности публичной сферы административно-территориальных единиц первого уровня;
c) физическими и/или юридическими лицами - в отношении лесного фонда, находящегося в частной собственности, в соответствии с положениями законодательства.
(3) Земли, соответствующие положениям закона о формировании объектов недвижимого имущества, других нормативных актов в данной области, приобретенные за счет публичных финансовых ресурсов с целью консолидации, поддержания, сохранения и развития лесного фонда, становятся лесным фондом, находящимся в публичной собственности государства.
(4) Земли, приобретенные за счет местных публичных финансовых ресурсов с целью консолидации лесного сектора административно-территориальных единиц, становятся лесным фондом, находящимся в публичной собственности административно-территориальных единиц.
(5) Частная собственность на леса признается в случае посадки и/или естественного происхождения лесной растительности на землях, находящихся в частной собственности, в порядке, установленном законодательством, путем изменения назначения земель.
(6) Лесной фонд, находящийся в собственности государства или административно-территориальных единиц, относится к их публичной сфере, не подлежит отчуждению, обращению взыскания и срок давности на него не распространяется.
(7) Для устойчивого управления землями лесного фонда, консолидации собственности, повышения экономической эффективности сбыта лесной продукции и услуг, создания лесничеств, повышения способности к освоению финансовых ресурсов независимо от их источника, собственники земель лесного фонда могут объединяться путем учреждения ассоциаций собственников лесов и других форм объединения, не противоречащих законодательству.
Глава II
КОМПЕТЕНЦИЯ ПРАВИТЕЛЬСТВА И ОРГАНОВ ЦЕНТРАЛЬНОГО И МЕСТНОГО ПУБЛИЧНОГО УПРАВЛЕНИЯ В СФЕРЕ РЕГУЛИРОВАНИЯ ЛЕСНЫХ ОТНОШЕНИЙ
Статья 6. Компетенция Правительства в сфере регулирования лесных отношений
В процессе регулирования лесных отношений Правительство:
a) осуществляет функцию администратора лесного фонда, находящегося в собственности государства;
b) утверждает и представляет Парламенту программные документы, другие нормативные акты в области сохранения и устойчивого развития лесного фонда и лесных услуг;
c) организует процесс мониторинга и контроля за соблюдением законодательства в области лесного хозяйства;
d) принимает постановления по утверждению объема заготовки древесины в процессе рубок главного пользования;
e) принимает постановления по передаче, изъятию и обмену земель лесного фонда, находящихся в собственности государства, для публичных нужд;
f) принимает постановления по созданию, реорганизации и прекращению деятельности организационных структур в области лесного и охотничьего хозяйств;
g) обеспечивает международное сотрудничество в области лесного и охотничьего хозяйств:
h) осуществляет иные полномочия, предусмотренные настоящим кодексом.
Статья 7. Компетенция органа центрального публичного управления в области охраны окружающей среды, климатических изменений и устойчивого управления природными ресурсами
(1) Орган центрального публичного управления по охране окружающей среды, климатическим изменениям и устойчивому управлению природными ресурсами обеспечивает разработку и продвижение государственной политики и нормативно-правовой базы в области лесного хозяйства и сохранения биоразнообразия, поддерживает посредством программ деятельность в области образования, научных исследований и технологического развития выполняя роль государственного органа с функциями администрирования, синтеза, координации, регулирования мониторинга и контроля.
(2) Орган центрального публичного управления по охране окружающей среды, климатическим изменениям и устойчивому управлению природными ресурсами выполняет следующие основные функции в области администрирования лесного и охотничьего фондов:
1) разрабатывает нормативно-правовую базу, необходимую для реализации задач в области лесного хозяйства обеспечивая ее совместимость с международными договорами, одной из сторон которых является Республика Молдова, и законодательством Европейского Союза;
2) осуществляет через организационные структуры находящиеся в его подчинении, и учреждения, в которых он имеет статус учредителя:
a) государственный контроль за соблюдением природоохранного законодательства в лесном фонде;
b) регламентирование и авторизация деятельности в областях, связанных с использованием лесных ресурсов импортом, экспортом и реэкспортом флоры и фауны осуществление мониторинга и наблюдений, а также изучение воздействия на лесной фонд;
c) учет материалов лесоустройства;
3) обеспечивает международное сотрудничество в области использования, восстановления, охраны и защиты лесов;
4) представляет предложения по разработке бюджетного прогноза на среднесрочный период и проекта закона о государственном бюджете, обеспечивает управление бюджетными ассигнованиями и управление публичным имуществом в соответствии с принципами надлежащего управления.
Статья 8. Компетенция учреждения, ответственного за лесное и охотничье хозяйства
Учреждение, ответственное за лесное и охотничье хозяйства, созданное с целью управления лесным и охотничьим фондами:
1) реализует программные документы и нормативно-правовую базу, необходимые для достижения целей лесного и охотничьего хозяйств;
2) участвует в определении приоритетных направлений развития и в разработке стратегий и программ в области лесного и охотничьего хозяйств;
3) принимает участие в анализе, мониторинге и оценке отраслевых программных документов, а также в оценке их социальных, финансово-экономических и других последствий;
4) содействует продвижению политики европейской интеграции и участвует в пределах своей функциональной компетенции в проведении мероприятий по сотрудничеству в рамках международных программ;
5) участвует в разработке нормативно-правовой базы, необходимой для достижения целей в лесном секторе, и предлагает ее на утверждение, обеспечивая ее совместимость с международными договорами, одной из сторон которых является Республика Молдова, и законодательством Европейского Союза;
6) проводит работы по облесению и лесовосстановлению на землях лесного фонда, сельскохозяйственных землях, деградированных землях независимо от вида собственности;
7) осуществляет мероприятия по поддержанию, сохранению и развитию биоразнообразия;
8) обеспечивает восстановление, охрану и защиту лесных экосистем;
9) разрабатывает, утверждает и реализует программы по развитию производственных факторов и диверсификации маркетинговых стратегий с целью расширения рынков сбыта лесной продукции и лесных услуг, включая охотничьи;
10) участвует в разработке режима ведения лесного хозяйства и предлагает его на утверждение;
11) внедряет материалы лесоустройства, разработанные и утвержденные для лесного фонда, находящегося в собственности государства, ведет их учет;
12) разрабатывает и представляет органу центрального публичного управления по охране окружающей среды, климатическим изменениям и устойчивому управлению природными ресурсами предложения по бюджету, обеспечивает управление бюджетными ассигнованиями и администрирование публичного имущества;
13) определяет потребности в профессиональной подготовке и способствует укреплению кадрового потенциала;
14) обеспечивает создание, администрирование, поддержание и развитие информационных систем и ресурсов, содержащихся в соответствии с нормативно-правовой базой в области информатизации и государственных информационных ресурсов;
15) обеспечивает доступ к информации, представляющей общественный интерес в области лесного и охотничьего хозяйств;
16) сотрудничает со средствами массовой информации, научной и деловой средой, ассоциативным сектором, а также с заинтересованной общественностью в процессе принятия решений и осуществления мероприятий в областях своей деятельности;
17) координирует научные исследования и другие мероприятия по технологическому развитию в лесном и охотничьем фондах, при необходимости участвует в их проведении;
18) координирует порядок и условия осуществления лесопользования;
19) осуществляет надзор за выполнением работ, финансируемых в лесном и охотничьем фондах;
20) обеспечивает сохранность лесного фонда, находящегося в собственности государства, и охотничьего фонда;
21) участвует в определении и утверждении основных направлений развития подведомственных лесных подразделений, контролирует выполнение мероприятий по использованию, восстановлению, экологической реконструкции, сохранению, защите и охране лесов;
22) участвует в разработке и внедрении в установленном порядке государственного учета лесов и земель лесного фонда, в проведении лесного мониторинга, в ведении национальной инвентаризации лесов и Государственного лесного кадастра;
23) ведет Национальный каталог основных материалов для производства лесовосстановительного материала;
24) участвует в разработке экономических механизмов в области устойчивого лесовосстановления, расширения, охраны, защиты и использования лесных ресурсов;
25) содействует продвижению политики сведения к минимуму риска использования лесной биомассы, полученной посредством неустойчивого производственного процесса;
26) участвует в разрешении вопросов, связанных с передачей земель лесного фонда, находящихся в собственности государства, для общественных нужд, строительства и эксплуатации энергетических объектов национального значения и обмена земель лесного фонда;
27) выполняет иные функции, установленные уставом, утвержденным Правительством.
Статья 9. Компетенции органов местного публичного управления в процессе регулирования лесных отношений
(1) В целях регулирования лесных отношений правомочный орган местного публичного управления и автономного территориального образования Гагаузия:
a) администрирует лесной фонд, находящийся в собственности административно-территориальной единицы;
b) передает в пользование земли лесного фонда, находящиеся в собственности административно-территориальной единицы;
c) принимает решения об изменении назначения земель, находящихся в собственности административно- территориальной единицы, или назначения земельных участков, находящихся в собственности физического или юридического лица, расположенных на территории административно-территориальной единицы, на основании заявления собственника;
d) утверждает местные программы устойчивого развития, использования, восстановления, охраны и защиты лесов и других земель, покрытых лесной растительностью, а также координирует и организует реализацию национальных программ;
e) утверждает материалы лесоустройства и лесопастбищные планы для земель, находящихся в собственности административно-территориальной единицы;
f) участвует в решении вопросов, связанных с передачей земель лесного фонда, находящихся в собственности административно-территориальной единицы, для общественных нужд, строительства и эксплуатации энергетических объектов национального и местного значения и обмена земель лесного фонда.
(2) В целях регулирования лесных отношений исполнительный орган местного публичного управления и автономного территориального образования Гагаузия:
a) разрабатывает предложения по расширению земель, покрытых лесной растительностью, установлению специального режима ведения хозяйства и охраны лесного фонда, улучшению управления лесами;
b) оказывает содействие учреждению, ответственному за лесное и охотничье хозяйства, в пределах компетенции, установленной законодательством о местном публичном управлении, в создании лесной инфраструктуры, в том числе при проведении работ по лесоуправлению для рекреационных целей, санитарной очистке земель лесного фонда и осуществлении противопожарных мероприятий;
c) обеспечивает сбор и предоставление информации, необходимой для ведения государственного учета лесного фонда и Государственного лесного кадастра;
d) осуществляет управление и оценку результатов хозяйственной деятельности в лесном фонде и на других землях, покрытых лесной растительностью, находящихся в собственности административно-территориальной единицы;
e) совместно с учреждением, ответственным за лесное и охотничье хозяйства, разрабатывает местные программы устойчивого развития, использования, восстановления, охраны и защиты лесов и других земель, покрытых лесной растительностью, а также координирует и организует выполнение национальных программ;
f) координирует процесс учета и обеспечивает потребности в потреблении лесной продукции, заготовленной на землях лесного фонда, находящихся в собственности административно-территориальной единицы;
g) в случае угрозы или возникновения чрезвычайных ситуаций разрабатывает и согласовывает с учреждением, ответственным за лесное и охотничье хозяйства, и органом публичной власти, наделенным полномочиями в области защиты населения, территории, окружающей среды и собственности, планы по предотвращению лесных пожаров, других стихийных бедствий или техногенных катастроф и по ликвидации их последствий;
h) координирует с учреждением, ответственным за лесное и охотничье хозяйства, центральным административным органом, ответственным за внедрение государственной политики в ветеринарно-санитарной области, в области зоотехнии, защиты растений и фитосанитарного карантина, установление специального режима ограничений для отдельных лесных земель на установленный срок, ограничение и/или запрещение доступа населения и лесопользователей в случае появления очагов заболеваний, передающихся животным и человеку, вредителей;
i) участвует в решении вопросов, связанных с передачей земель лесного фонда, находящихся в собственности административно-территориальной единицы, для общественных нужд, и с обменом земель лесного фонда.
Глава III
КОНТРОЛЬ, НАДЗОР ЗА СОСТОЯНИЕМ ЛЕСНОГО И ОХОТНИЧЬЕГО ФОНДОВ, ДРУГИХ ЗЕМЕЛЬ, ПОКРЫТЫХ ЛЕСНОЙ РАСТИТЕЛЬНОСТЬЮ
Статья 10. Государственный контроль лесного и охотничьего фондов, других земель, покрытых лесной растительностью
(1) Задачей государственного контроля лесного и охотничьего фондов, других земель, покрытых лесной растительностью, является предупреждение нарушений и обеспечение соблюдения учреждением, ответственным за лесное и охотничье хозяйства, административно-территориальными единицами, физическими и юридическими лицами независимо от вида собственности и организационно-правовой формы лесного, охотничьего и природоохранного законодательств.
(2) Государственный контроль лесного и охотничьего фондов, других земель, покрытых лесной растительностью, осуществляется административным органом, уполномоченным осуществлять государственный надзор и контроль в области охраны окружающей среды и использования природных ресурсов, в соответствии с положениями нормативных актов в данной области, включая законодательство о государственном контроле предпринимательской деятельности, и включает:
a) контроль за выполнением материалов лесоустройства и разрешительных документов в области лесного и охотничьего хозяйств;
b) контроль за состоянием, использованием, восстановлением, охраной, защитой лесного и охотничьего фондов, других земель, покрытых лесной растительностью;
c) контроль за соблюдением ограничений (норм/квот) на использование лесной продукции;
d) контроль за выполнением программ расширения лесного фонда, лесовосстановительных работ и порядка эксплуатация лесов;
e) контроль за соблюдением режима, установленного для охраняемых государством природных территорий, экологической сети и Изумрудной сети.
(3) Функции управления лесным и охотничьим фондами, другими землями, покрытыми лесной растительностью, не могут быть совмещены с функциями государственного контроля в данной сфере.
Статья 11. Надзор за состоянием и устойчивым использованием лесного и охотничьего фондов
(1) Обеспечение устойчивого управления лесами осуществляется путем надзора за состоянием, использованием, восстановлением, охраной и защитой лесного фонда и других земель, покрытых лесной растительностью, независимо от вида собственности и организационно- правовой формы.
(2) Надзор за состоянием, использованием, восстановлением, охраной и защитой лесного фонда и других земель, покрытых лесной растительностью, обеспечивается учреждением, ответственным за лесное и охотничье хозяйства, на основе критериев и показателей устойчивого управления лесами.
(3) Собственники и управляющие землями лесного фонда и другими землями, покрытыми лесной растительностью, обязаны предоставлять по запросу учреждению, ответственному за лесное и охотничье хозяйства, имеющуюся у них информацию и статистические данные, и обеспечить свободный доступ к ним.
(4) Основными источниками данных для надзора за состоянием, использованием, восстановлением, охраной и защитой лесного фонда и других земель, покрытых лесной растительностью, являются:
a) материалы лесоустройства;
b) национальная инвентаризация лесов;
c) государственный учет лесного фонда и Государственный лесной кадастр;
d) системы технического надзора и вмешательства в состояние и качество лесов, а также других земель, покрытых лесной растительностью;
e) статистические, кадастровые данные и данные лесного учета.
(5) Результаты надзора за состоянием, использованием, восстановлением, охраной и защитой лесного фонда и других земель, покрытых лесной растительностью, включаются учреждением, ответственным за лесное и охотничье хозяйство, в случае необходимости в национальный отчет, который обновляется каждые пять лет, и/ или в исследование воздействия управления лесами.
(6) Национальный отчет и исследование воздействия управления лесами являются основанием для обращения и расследования для органов, наделенных правом государственного контроля в лесной и охотничьей областях, в том числе в процессе инициирования прекращения права управления землями лесного фонда и другими землями, покрытыми лесной растительностью.