Приказ и.о. Председателя Агентства по защите и развитию конкуренции Республики Казахстан от 16 июня 2025 года № 6 «Об утверждении Правил выдачи заключения антимонопольного органа об отсутствии субъектов частного предпринимательства, осуществляющих производство аналогичных товаров, работ, услуг и об отсутствии иной возможности приобретения соответствующих товаров, работ, услуг на конкурентной основе» (не введен в действие)
Приказ и.о. Председателя Агентства по защите и развитию конкуренции Республики Казахстан от 16 июня 2025 года № 6
Об утверждении Правил выдачи заключения антимонопольного органа об отсутствии субъектов частного предпринимательства, осуществляющих производство аналогичных товаров, работ, услуг и об отсутствии иной возможности приобретения соответствующих товаров, работ, услуг на конкурентной основе
В соответствии с подпунктами 2), 26) и 31) пункта 3 статьи 16 Закона Республики Казахстан «О государственных закупках» ПРИКАЗЫВАЮ:
1. Утвердить прилагаемые Правила выдачи заключения антимонопольного органа об отсутствии субъектов частного предпринимательства, осуществляющих производство аналогичных товаров, работ, услуг и об отсутствии иной возможности приобретения соответствующих товаров, работ, услуг на конкурентной основе, согласно приложению к настоящему приказу.
2. Департаменту индустрии, государственной поддержки и закупок Агентства по защите и развитию конкуренции Республики Казахстан (далее - Агентство) в установленном законодательством Республики Казахстан порядке обеспечить:
1) государственную регистрацию настоящего приказа в Министерстве юстиции Республики Казахстан;
2) размещение настоящего приказа на интернет-ресурсе Агентства после его официального опубликования.
3. Контроль за исполнением настоящего приказа возложить на курирующего заместителя Председателя Агентства.
4. Настоящий приказ вводится в действие по истечении десяти календарных дней после дня его первого официального опубликования.
Исполняющий обязанности Председателя Агентства по защите и развитию конкуренции Республики Казахстан |
Р. Ахметов |
«СОГЛАСОВАН»
Министерство просвещения
Республики Казахстан
Приложение к приказу
Председателя Агентства
по защите и развитию конкуренции
Республики Казахстан
от 16 июня 2025 года № 6
Правила выдачи заключений антимонопольного органа об отсутствии субъектов частного предпринимательства, осуществляющих производство аналогичных товаров, работ, услуг и об отсутствии иной возможности приобретения соответствующих товаров, работ, услуг на конкурентной основе
Глава 1. Общие положения
1. Настоящие Правила разработаны в соответствии с подпунктами 2), 26) и 31) пункта 3 статьи 16 Закона Республики Казахстан «О государственных закупках» (далее - Закон) и определяют порядок, особенности подачи и рассмотрения ходатайств о выдаче заключений антимонопольного органа об отсутствии субъектов частного предпринимательства, осуществляющих производство аналогичных товаров, работ, услуг, а также об отсутствии иной возможности приобретения соответствующих товаров, работ, услуг на конкурентной основе (далее - Правила).
2. В настоящих Правилах используются следующие понятия:
1) Правление Агентства - коллегиальный орган управления, создаваемый первым руководителем антимонопольного органа.
2) потенциальный заменитель - это товар или услуга, которые, исходя из доступной информации, могут рассматриваться в качестве взаимозаменяемых с заявленным товаром или услугой, то есть сопоставимы по функциональному назначению, применению, качественным и техническим характеристикам, цене и иным параметрам, и могут быть использованы потребителем взамен заявленного товара (услуги);
3) потенциальный конкурент - признается субъект рынка, который имеет возможность (владеет оборудованием, технологиями) производить и (или) реализовать товар, аналогичный либо взаимозаменяемый с товаром конкурента, но не производит и не реализует его на соответствующем товарном рынке.
4) принцип приоритета конкуренции - принцип, в соответствии с которым антимонопольный орган при рассмотрении ходатайств о согласовании осуществления закупки способом из одного источника исходит из приоритета применения конкурентных способов закупок;
5) заказчики - государственные органы, государственные учреждения, а также государственные предприятия, юридические лица, пятьдесят и более процентов голосующих акций (долей участия в уставном капитале) которых принадлежат государству, и аффилированные с ними юридические лица, за исключением государственных предприятий как имущественных комплексов, юридических лиц, пятьдесят и более процентов голосующих акций (долей участия в уставном капитале) которых принадлежат государству, и аффилированных с ними юридических лиц, переданных в доверительное управление физическим или негосударственным юридическим лицам с правом последующего выкупа.
Иные понятия применяются в значениях, определенных Предпринимательским кодексом Республики Казахстан, Законом.
Глава 2. Порядок выдачи заключения антимонопольного органа об отсутствии субъектов частного предпринимательства, осуществляющих производство аналогичных товаров, работ, услуг и об отсутствии иной возможности приобретения соответствующих товаров, работ, услуг на конкурентной основе
3. Для получения Заключение антимонопольного органа об отсутствии субъектов частного предпринимательства, осуществляющих производство аналогичных товаров, работ, услуг, а также об отсутствии иной возможности приобретения соответствующих товаров, работ, услуг на конкурентной основе (далее - Заключение), заказчик представляет в антимонопольный орган ходатайство и перечень о подтверждении сведений к ходатайству по формам, установленным в приложениях 1 и 2 к настоящим Правилам, посредством Единой системы электронного документооборота.
При подаче ходатайства заказчик вправе дополнительно представить документы и (или) сведения, которые, по его мнению, имеют значение для рассмотрения ходатайства.
Заказчик несет ответственность за полноту, обоснованность и достоверность сведений и документов, содержащихся в ходатайстве.
4. Ходатайство представляется:
В антимонопольный орган, если заказчиком, является центральный государственный орган или организация, имущество которой находится в республиканской собственности;
В территориальное подразделение антимонопольного органа по месту регистрации заказчика, если заказчиком, является местный исполнительный орган или организация, имущество которой находится в коммунальной собственности.
5. Ходатайство представляется отдельно по каждому предмету закупки - товару, работ, услуг.
Указание сведений, относящихся к нескольким предметам закупок товаров, работ, услуг и (или) нескольким заказчикам в одном ходатайстве не допускается.
6. При поступлении ходатайства антимонопольный орган осуществляет его рассмотрение на соответствие требованиям настоящих Правил, включая полноту представленных документов и надлежащее заполнение установленной формы.
В случае выявления несоответствия ходатайство оставляется без рассмотрения, о чем антимонопольный орган уведомляет заказчика с указанием причин.
7. Срок рассмотрения ходатайства составляет тридцать рабочих дней со дня его регистрации антимонопольным органом.
8. При рассмотрении ходатайств о приобретении товаров и (или) услуг, являющихся объектами интеллектуальной собственности, у лиц, обладающих исключительными правами на соответствующие товары и (или) услуги, предусмотренных подпунктом 2) пункта 3 статьи 16 Закона, установление отсутствия субъектов частного предпринимательства, осуществляющих производство (оказание) аналогичных товаров и (или) услуг, осуществляется в следующей последовательности:
1) определение наименования товара или услуги;
2) выявление потенциальных заменителей;
3) анализ информации на веб-портале государственных закупок на предмет осуществления конкурентных закупок заявленного товара, услуги и их потенциальных заменителей.
Определение наименования товара или услуги осуществляется на основании одного или совокупности следующих критериев:
Нормативных правовых актов, регулирующих соответствующую сферу деятельности;
Анализа сведений, содержащихся в материалах ходатайства, о функциональном назначении и (или) применении товара или услуги, включая цели потребления и потребительские свойства;
Решений о предоставлении лицензий, а также документов, подтверждающих наличие лицензии (при наличии);
Справочника товаров, работ и услуг, определенного уполномоченным органом, используемого для осуществления государственных закупок.
Потенциальные заменители определяются на основании любой доступной информации, включая данные собственных исследований, проведенных антимонопольным органом (в том числе сведения об аналогичных либо взаимозаменяемых товарах и (или) услуг, установленные в рамках анализа состояния конкуренции на товарных рынках), сведения из открытых источников, результаты маркетинговых и социологических исследований, а также информацию, предоставляемую ведомственными и независимыми информационными центрами и службами в отношении соответствующего товара либо услуги.
Определение потенциальных заменителей также может осуществляться на основании анализа классификационной группы товаров и (или) услуг, в которую входит объект закупки, в соответствии с Общим классификатором видов экономической деятельности (далее - ОКЭД).
По результатам вышеуказанных действий осуществляется анализ информации на веб-портале государственных закупок на предмет осуществления конкурентных закупок заявленного товара или услуги и их потенциальных заменителей.
9. В случае, если предметом закупки являются программное обеспечение, продление сроков действия лицензий и технической поддержки, а также оборудование, необходимое для функционирования или использования программного обеспечения, антимонопольный орган отказывает в предоставлении Заключения.
10. При рассмотрении ходатайств о приобретении товаров, работ, услуг у акционерных обществ, товариществ с ограниченной ответственностью, сто процентов голосующих акций (долей участия в уставном капитале) которых принадлежат государству, а также у государственных предприятий, в отношении которых осуществляется управление в соответствии с законодательством Республики Казахстан о государственном имуществе, по основанию, предусмотренному подпунктом 26) пункта 3 статьи 16 Закона, установление отсутствия субъектов частного предпринимательства, осуществляющих производство аналогичных товаров, работ, услуг, осуществляется в следующем порядке:
1) изучение полномочий заявителя в части осуществления управления в отношении заявленного акционерного общества, товарищества с ограниченной ответственностью или государственного предприятия в соответствии с законодательством Республики Казахстан о государственном имуществе, а также на предмет установления таких полномочий законами Республики Казахстан или указами Президента Республики Казахстан;
2) анализ нормативной правовой базы, а также сведений и пояснений, содержащихся в материалах ходатайства, в части наличия законодательных запретов или ограничений для субъектов частного предпринимательства на поставку соответствующих товаров, выполнение работ, оказание услуг государству;
3) определение потенциальных конкурентов на основании анализа информации, предоставляемой уполномоченным органом в области государственной статистики, о действующих субъектах предпринимательства по соответствующему коду по ОКЭД;
4) анализ информации, размещенной на веб-портале государственных закупок, на предмет осуществления конкурентных закупок заявленных товаров, работ, услуг либо их потенциальных заменителей.
11. Установление отсутствия иной возможности приобретения соответствующих товаров, работ, услуг на конкурентной основе при рассмотрении ходатайств, указанных в подпункте 31) пункта 3 статьи 16 Закона, осуществляется в следующем порядке:
Установление предмета закупки и его соответствия цели обращения;
Определение обстоятельств, исключающих возможность осуществления закупки на конкурентной основе.
При рассмотрении ходатайства уполномоченного государственного органа либо заказчика антимонопольный орган устанавливает, что предметом обращения является исключительно:
Приобретение материалов выставок, семинаров, конференций, совещаний, форумов, симпозиумов, тренингов;
Оплата за участие в указанных мероприятиях.
В случае подтверждения соответствия предмета ходатайства указанным требованиям антимонопольный орган дополнительно устанавливает наличие одного из следующих обстоятельств:
1) участие в мероприятии либо приобретение материалов предусмотрено международным договором или межправительственным соглашением, участником которого является Республика Казахстан, и из которого прямо вытекает обязанность Республики Казахстан участвовать в мероприятии либо приобрести соответствующие материалы;
2) наличие прямого поручения или согласования Главы государства, подтвержденного официальным документом.
При наличии одного из указанных обстоятельств антимонопольный орган вправе выдать Заключение.
12. Заключение антимонопольного органа не требуется в следующих случаях:
1) при приобретении товаров, работ, услуг у организаций, обеспечивающих деятельность органов национальной безопасности и избирательных комиссий - в соответствии с Законом;
2) при приобретении учебников и учебно-методических комплексов, в том числе электронной форме, для обучающихся и воспитанников организаций образования - в соответствии с законами Республики Казахстан «Об образовании» и «О статусе педагогов», когда выбор осуществляется педагогами в установленном порядке, на основании предоставленного им законодательством права.
13. По результатам рассмотрения ходатайства антимонопольный орган либо территориальное подразделение антимонопольного органа формирует Заключение, содержащее:
1) основание рассмотрения в соответствии с подпунктами 2), 26) или 31) пункта 3 статьи 16 Закона;
2) предмет ходатайства;
3) сведения о потенциальном поставщике, указанном в ходатайстве;
4) перечень действий, проведенных в рамках рассмотрения (в соответствии с главой 3 настоящих Правил), с кратким описанием полученных результатов;
5) обоснование выводов по каждому этапу рассмотрения;
6) срок действия Заключения;
7) итоговый вывод о наличии или отсутствии оснований для выдачи Заключения.
14. Антимонопольный орган при формировании Заключения исходит из принципа приоритета конкуренции, согласно которому при наличии любой возможности осуществления закупки на конкурентной основе антимонопольный орган отказывает в предоставлении Заключения.
15. Принятие решения осуществляется:
1) Правлением Агентства - при рассмотрении ходатайства антимонопольного органа;
2) руководителем территориального подразделения - при рассмотрении ходатайства соответствующим территориальным органом.
16. Оформленное Заключение либо мотивированный отказ в выдаче Заключения направляется заказчику посредством Единой системы электронного документооборота в срок не позднее трех рабочих дней с даты принятия решения.
Приложение №1
к Правилам выдачи заключения
антимонопольного органа
об отсутствии субъектов частного
предпринимательства, осуществляющих
производство аналогичных товаров,
работ, услуг и об отсутствии иной
возможности приобретения
соответствующих товаров, работ,
услуг на конкурентной основе
Форма
Ходатайство
Прошу предоставить заключение антимонопольного органа для приобретения
______________________________________________________________________________
______________________________________________________________________________
Обоснование закупки из одного источника:
______________________________________________________________________________
______________________________________________________________________________
Сведения о потенциальном поставщике:
_______________________________________________________________________________
_______________________________________________________________________________
Контактное лицо:________________________________________________________________
(Ф.И.О, должность, телефон)
Прилагается перечень о подтверждении сведений к ходатайству согласно приложению.
Полноту и достоверность прилагаемых сведений подтверждаю.
Должность | ФИО |
Приложение №2
к Правилам выдачи заключений
антимонопольного органа об
отсутствии субъектов частного
предпринимательства, осуществляющих
производство аналогичных товаров,
работ, услуг, и об отсутствии иной
возможности приобретения
соответствующих товаров, работ,
услуг на конкурентной основе
Перечень о подтверждении сведений к ходатайству
№ | Наименование заказчика | БИН заказчика | Потенциальный поставщик | БИН потенциального поставщика | Финансовый год | Источник финансирования | Вид предмета закупок |
1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | 8 |
продолжение таблицы
Код товара, работы, услуги | Наименование закупаемых товаров, работ, услуг | Краткая характеристика (описание) товаров, работ, услуг | Дополнительная характеристика | ОКЭД | ТН ВЭД | Способ закупок | Единица измерения |
9 | 10 | 11 | 12 | 13 | 14 | 15 | 16 |
продолжение таблицы
Количество, объем | Цена за единицу, тенге | Общая сумма, утвержденная для закупки, тенге | Обоснования на осуществления закупки из одного источника | Взаимозаменяемость товара | Место поставки товара, выполнения работ, оказания услуг (код населенного пункта в соответствии с КАТО) |
17 | 18 | 19 | 20 | 21 | 22 |
Общие сведения:
1) поле «№» - идентификационный код государственной закупки, определяемый веб-порталом;
2) поле «Наименование заказчика» - указывается полное наименование заказчика;
3) поле «БИН заказчика» - бизнес идентификационный номер (двенадцатизначный код) организации, указанный в свидетельстве о государственной регистрации (перерегистрации) юридического лица; 4) поле «Потенциальный поставщик» - указывается полное наименование потенциального поставщика;
5) поле «БИН потенциального поставщика» - бизнес идентификационный номер (двенадцатизначный код) организации, указанный в свидетельстве о государственной регистрации (перерегистрации) юридического лица;
6) поле «Финансовый год» - указывается финансовый год, на который составляется план закупок;
7) поле «Источник финансирования» - необходимо из выпадающего списка указать источник финансирования государственных закупок:
за счет бюджетных средств, за исключением средств софинансирования по правительственным внешним займам или связанным грантам;
за счет средств софинансирования по правительственным внешним займам или связанным грантам;
за счет денег от реализации государственными учреждениями товаров (работ, услуг), остающихся в их распоряжении;
за счет средств спонсорской и благотворительной помощи;
за счет трансфертов органам местного самоуправления;
8) поле «Вид предмета закупок» - указывается вид предмета государственных закупок (товар, работа, услуга);
9) поле «Код товара, работы, услуги» - указывается код товара, работы, услуги в соответствии со справочником товаров, работ, услуг;
10) поле «Наименование закупаемых товаров, работ, услуг» - указывается наименование закупаемых товаров, работ, услуг в соответствии с введенным значением в поле «Код товара, работы, услуги»;
11) поле «Краткая характеристика (описание) товаров, работ, услуг» - указывается краткая характеристика (описание) закупаемых товаров, работ, услуг в соответствии с введенным значением в поле «Код товара, работы, услуги»;
12) поле «Дополнительная характеристика (на русском языке)» - указывается дополнительная характеристика предмета закупок (необязательное поле);
13) поле «ОКЭД» - указывается код «Общий классификатор видов экономической деятельности»;
14) поле «ТН ВЭД» - указывается код «Товарная номенклатура внешнеэкономической деятельности»;
15) поле «Способ закупок» - указывается способ проведения государственных закупок;
16) поле «Единица измерения» - указывается единица измерения предмета государственных закупок в соответствии с введенным значением в поле «Код товара, работы, услуги»;
17) поле «Количество, объем» - указывается количество или объем закупаемых товаров, работ, услуг;
18) поле «Цена за единицу, тенге» - указывается цена за единицу предмета государственных закупок в тенге;
19) поле «Сумма, утвержденная для закупки, тенге» - рассчитывается путем умножения значения поля «Количество, объем» на значение поля «Цена за единицу, тенге» и обозначает сумму, на которую планируется произвести закупку;
20) поле «Обоснования на осуществления закупки из одного источника» - указывается конкретные причины, по которым товары, работы или услуги планируются приобрести из одного источника и со ссылкой на нормативные правовые акты, подтверждающие правомерность применения данного способа закупки;
21) поле «Взаимозаменяемость товара» - указывается фактическая взаимозаменяемость закупаемого товара;
22) поле «Место поставки товара, выполнения работ, оказания услуг» - указывается место поставки товара, выполнения работ, оказания услуг.
Документ не введен в действие