(СТАРАЯ РЕДАКЦИЯ) ЗАКОН РЕСПУБЛИКИ КАЗАХСТАН ОТ 12 ЯНВАРЯ 2016 ГОДА № 4...
ЗАКОН
РЕСПУБЛИКИ КАЗАХСТАН
Об использовании атомной энергии
(с изменениями и дополнениями от 24.05.2018 г.)
Данная редакция действовала до внесения изменений от 25 ноября 2019 года
См. Распоряжение Премьер-Министра Республики Казахстан от 29 января 2016 года № 7-р «О мерах по реализации Закона Республики Казахстан от 12 января 2016 года «Об использовании атомной энергии»
Статья 1. Основные понятия, используемые в настоящем Законе
Статья 2. Законодательство Республики Казахстан в области использования атомной энергии
Глава 2. ГОСУДАРСТВЕННОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ В ОБЛАСТИ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ АТОМНОЙ ЭНЕРГИИ
Статья 3. Государственное регулирование в области использования атомной энергии
Статья 4. Задачи и принципы государственного регулирования в области использования атомной энергии
Статья 5. Компетенция Правительства Республики Казахстан
Статья 6. Компетенция уполномоченного органа
Статья 7. Государственный контроль и надзор в области использования атомной энергии
Глава 3. УСЛОВИЯ И ПОРЯДОК ОСУЩЕСТВЛЕНИЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ В ОБЛАСТИ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ АТОМНОЙ ЭНЕРГИИ
Статья 8. Общие условия осуществления деятельности в области использования атомной энергии
Статья 9. Лицензирование деятельности в сфере использования атомной энергии
Статья 10. Категории радиационной опасности установок
Статья 11. Категории опасности радионуклидных источников
Статья 12. Строительство ядерных установок и пунктов захоронения
Статья 13. Ядерная физическая безопасность
Статья 14. Государственный учет ядерных материалов и источников ионизирующего излучения
Статья 15. Осуществление экспорта и импорта в области использования атомной энергии
Статья 16. Транспортировка ядерных материалов, радиоактивных веществ и радиоактивных отходов
Статья 17. Обращение с радиоактивными отходами и отработавшим ядерным топливом
Статья 20. Квалификация персонала, занятого на объектах использования атомной энергии
Статья 21. Аттестация персонала, занятого на объектах использования атомной энергии
Статья 23. Аварийная готовность и реагирование
Статья 24. Экспертиза ядерной, радиационной и ядерной физической безопасности
Статья 25. Объекты экспертизы ядерной, радиационной и ядерной физической безопасности
Глава 5. ЗАКЛЮЧИТЕЛЬНЫЕ ПОЛОЖЕНИЯ
Статья 29. Порядок введения в действие настоящего Закона
Настоящий Закон определяет правовую основу и принципы регулирования общественных отношений в области использования атомной энергии в целях защиты жизни и здоровья людей, их имущества, охраны окружающей среды и направлен на обеспечение режима нераспространения ядерного оружия, ядерной, радиационной и ядерной физической безопасности при использовании атомной энергии.
Статья 1. Основные понятия, используемые в настоящем Законе
В настоящем Законе используются следующие основные понятия:
1) уровень изъятия - значения физических величин, определяющих ядерные, радиационные, геометрические, весовые характеристики объекта использования атомной энергии, предусмотренные в гигиенических нормативах, технических регламентах, при которых или ниже которых объекты использования атомной энергии исключаются из-под государственного контроля;
2) атомная энергия - энергия, высвобождающаяся в ядерных реакциях и при радиоактивном распаде, а также энергия генерируемых ионизирующих излучений;
3) объекты использования атомной энергии - источники ионизирующего излучения, радиоактивные отходы и отработавшее ядерное топливо, ядерные, радиационные, электрофизические установки, пункты хранения и захоронения, транспортные упаковочные комплекты и ядерные материалы;
4) эксплуатация объектов использования атомной энергии - административная, хозяйственная и инженерно-техническая деятельность, осуществляемая физическим или юридическим лицом в области использования атомной энергии;
5) обращение с объектами использования атомной энергии - совокупность ручных и (или) автоматизированных операций, действий с объектами использования атомной энергии при их изготовлении, поставке, использовании, эксплуатации, вводе в эксплуатацию и выводе из эксплуатации, переработке, монтаже, ремонте, техническом обслуживании, зарядке, перезарядке, демонтаже, утилизации, консервации, транспортировке, импорте, экспорте, дезактивации, постутилизации, хранении, захоронении;
6) жизненный цикл объекта использования атомной энергии - размещение, проектирование, производство, сооружение или строительство, ввод в эксплуатацию, эксплуатация, реконструкция, капитальный ремонт, вывод из эксплуатации, транспортировка, обращение, хранение, захоронение и утилизация объектов использования атомной энергии;
Подпункт 7 изложен в редакции Закона РК от 24.05.18 г. № 156-VI (см. стар. ред.)
7) государственный контроль и надзор в области использования атомной энергии - деятельность уполномоченного органа в области использования атомной энергии в пределах его компетенции, направленная на обеспечение соблюдения физическими и юридическими лицами требований законодательства Республики Казахстан в области использования атомной энергии;
8) уполномоченный орган в области использования атомной энергии (далее - уполномоченный орган) - центральный исполнительный орган, осуществляющий руководство в области использования атомной энергии;
9) источники ионизирующего излучения - радиоактивные вещества, аппараты или устройства, содержащие радиоактивные вещества, а также электрофизические аппараты или устройства, испускающие или способные испускать ионизирующее излучение;
10) реестр источников ионизирующего излучения - база данных источников ионизирующего излучения, представляющая постоянно обновляемый свод сведений об их наличии, перемещении и местонахождении на территории Республики Казахстан, включая сведения о перемещении при их экспорте и импорте;
11) постутилизация - комплекс работ по демонтажу и сносу капитальных строений (зданий, сооружений, комплексов) после прекращения их эксплуатации (пользования, применения) с одновременным восстановлением и вторичным использованием регенерируемых элементов (конструкций, материалов, оборудования), а также переработкой не подлежащих регенерации элементов и отходов;
12) захоронение - размещение отработавшего ядерного топлива или радиоактивных отходов в пункте захоронения без намерения их изъятия;
13) пункт захоронения - ядерная или радиационная установка, предназначенная для захоронения отработавшего ядерного топлива или радиоактивных отходов;
14) закрытие пункта захоронения - завершение всех операций после захоронения с приведением пункта захоронения в безопасное состояние;
15) ввод установки в эксплуатацию - документально оформляемая деятельность по приведению в рабочее состояние компонентов и систем ядерной или радиационной, или электрофизической установки после окончания ее строительства и проведения необходимых испытаний;
16) вывод установки из эксплуатации - документально оформляемая деятельность по прекращению эксплуатации ядерной или радиационной, или электрофизической установки и ее исключению из-под государственного контроля с обеспечением конечного состояния установки и площадки ее размещения, соответствующего требованиям по безопасности;
17) эксплуатирующая организация - юридическое лицо, осуществляющее деятельность по обращению с объектами использования атомной энергии;
18) отработавшее ядерное топливо - ядерное топливо, облученное в ядерном реакторе и окончательно удаленное из него;
19) персонал - физические лица, постоянно или временно работающие с источниками ионизирующего излучения или находящиеся по условиям труда в сфере их воздействия;
20) радиационный риск - вероятность причинения вреда жизни или здоровью человека, имуществу физических и юридических лиц, окружающей среде в результате облучения с учетом тяжести его последствий;
21) радиационная безопасность - состояние свойств и характеристик объекта использования атомной энергии, обеспеченное комплексом мероприятий, ограничивающих радиационное воздействие на персонал, население и окружающую среду, в соответствии с нормами, установленными законодательством Республики Казахстан;
22) категория радиационной опасности - характеристика объекта использования атомной энергии по степени его радиационной опасности для населения и (или) окружающей среды при обращении с ним или в условиях возможной аварии;
23) радиационная установка - специальная, не являющаяся ядерной установка, включая относящиеся к ней помещения, сооружения и оборудование, на которой осуществляется обращение с радиоактивными веществами;
24) радиоактивные вещества - любые материалы природного или техногенного происхождения в любом агрегатном состоянии, содержащие радионуклиды;
25) радиоактивные отходы - радиоактивные вещества, ядерные материалы или радионуклидные источники с содержанием радионуклидов выше уровня изъятия, дальнейшее использование которых не предусматривается;
26) радионуклидный источник - источник ионизирующего излучения, содержащий радиоактивные вещества, специально созданный для его полезного применения или являющийся побочным продуктом какого-либо вида деятельности;
27) хранение - временное размещение в пунктах хранения ядерного топлива, ядерных материалов, радиоактивных веществ, радионуклидных источников, отработавшего ядерного топлива, радиоактивных отходов, предполагающее возможность их извлечения для дальнейшего обращения с ними;
28) пункт хранения - ядерная или радиационная установка, предназначенная для хранения ядерного топлива, ядерных материалов, радиоактивных веществ, радионуклидных источников, отработавшего ядерного топлива, радиоактивных отходов;
29) транспортный упаковочный комплект - совокупность элементов, необходимых для полного размещения и удержания радиоактивного содержимого при перевозке;
30) физическая защита - единая система организационных и технических мер по предотвращению несанкционированного доступа к объекту использования атомной энергии;
31) электрофизическая установка - специальная, не являющаяся ядерной или радиационной установка, генерирующая или способная генерировать ионизирующее излучение, включая относящиеся к ней помещения, сооружения и оборудование;
32) ядерная безопасность - состояние свойств и характеристик объекта использования атомной энергии, при котором с определенной вероятностью обеспечивается невозможность ядерной аварии;
33) ядерная установка - специальная установка, на которой осуществляется обращение с ядерными материалами, включая относящиеся к ней помещения, сооружения и оборудование;
34) ядерные материалы - материалы, содержащие или способные воспроизвести делящиеся (расщепляющиеся) радионуклиды;
35) ядерная физическая безопасность - состояние единой системы организационных и технических мер, направленных на предотвращение, обнаружение и (или) реагирование на факты хищения, диверсии, несанкционированного доступа, незаконной передачи, обращения или другие противоправные действия в отношении объектов использования атомной энергии и (или) эксплуатирующей организации.
Статья 2. Законодательство Республики Казахстан в области использования атомной энергии
1. Законодательство Республики Казахстан в области использования атомной энергии основывается на Конституции Республики Казахстан, состоит из настоящего Закона и иных нормативных правовых актов Республики Казахстан.
2. Если международным договором, ратифицированным Республикой Казахстан, установлены иные правила, чем те, которые содержатся в настоящем Законе, то применяются правила международного договора.
Глава 2. ГОСУДАРСТВЕННОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ В ОБЛАСТИ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ АТОМНОЙ ЭНЕРГИИ
Статья 3. Государственное регулирование в области использования атомной энергии
Государственное регулирование в области использования атомной энергии применяется в отношении:
1) деятельности физических и юридических лиц в области использования атомной энергии;
2) деятельности физических и юридических лиц при выполнении работ, связанных с жизненным циклом объектов использования атомной энергии;
3) мониторинга ядерных испытаний;
4) деятельности на территориях бывших испытательных ядерных полигонов и других территориях, загрязненных в результате проведенных ядерных испытаний;
5) экспертизы ядерной, радиационной и ядерной физической безопасности;
6) подготовки и аттестации персонала, занятого на объектах использования атомной энергии.
Статья 4. Задачи и принципы государственного регулирования в области использования атомной энергии
1. Задачами государственного регулирования в области использования атомной энергии являются эффективная защита жизни и здоровья людей, их имущества, обеспечение охраны окружающей среды, поддержание ядерной, радиационной, ядерной физической безопасности, режима нераспространения ядерного оружия при использовании атомной энергии.
2. Государственное регулирование в области использования атомной энергии основывается на принципах:
1) обеспечения безопасности жизни и здоровья людей, охраны окружающей среды при использовании атомной энергии;
2) приоритетности обеспечения безопасности над другими аспектами использования атомной энергии;
3) обязательности и непрерывности государственного контроля за обеспечением безопасности объекта использования атомной энергии;
4) доступности, объективности и своевременности информации о состоянии безопасности и воздействии объектов использования атомной энергии на население и окружающую среду;
5) обязательности возмещения вреда, причиненного радиационным воздействием объектов использования атомной энергии жизни и здоровью людей, имуществу физических и юридических лиц, а также окружающей среде;
6) недопустимости сверхнормативного радиоактивного загрязнения окружающей среды;
7) недопустимости импорта и захоронения радиоактивных отходов и отработавшего ядерного топлива других государств на территории Республики Казахстан, за исключением реимпорта собственных радиоактивных отходов;
8) обязательности государственного регулирования безопасности в области использования атомной энергии.
3. На территории Республики Казахстан запрещается деятельность физических и юридических лиц в области использования атомной энергии в целях разработки, создания, производства, испытания, хранения или распространения ядерного оружия.
Статья 5. Компетенция Правительства Республики Казахстан
Правительство Республики Казахстан:
1) разрабатывает основные направления государственной политики в области использования атомной энергии;
2) принимает решения о районе строительства, строительстве и отмене строительства ядерных установок и пунктов захоронения;
3) принимает решение о досрочном выводе из эксплуатации ядерной установки или закрытии пункта захоронения;
4) утверждает правила вывода из эксплуатации ядерных и радиационных установок;
5) утверждает правила проведения экспертизы ядерной, радиационной и ядерной физической безопасности;
6) утверждает правила выбора площадки размещения ядерных установок и пунктов захоронения;
7) утверждает национальный план реагирования на ядерные и радиационные аварии;
8) определяет порядок организации инспекций Международного агентства по атомной энергии на территории Республики Казахстан;
9) выполняет иные функции, возложенные на него Конституцией, настоящим Законом, иными законами Республики Казахстан и актами Президента Республики Казахстан.
Статья 6. Компетенция уполномоченного органа
1) осуществляет реализацию государственной политики в области использования атомной энергии;
2) осуществляет международное сотрудничество в области мирного использования атомной энергии;
Подпункт 3 изложен в редакции Закона РК от 24.05.18 г. № 156-VI (см. стар. ред.)
3) осуществляет государственный контроль и надзор в области использования атомной энергии;
4) осуществляет лицензирование деятельности в сфере использования атомной энергии;
5) разрабатывает и утверждает технические регламенты в области использования атомной энергии;
6) разрабатывает и утверждает правила физической защиты ядерных материалов и ядерных установок;
7) разрабатывает и утверждает правила физической защиты источников ионизирующего излучения и пунктов хранения;
8) разрабатывает правила вывода из эксплуатации ядерных и радиационных установок;
9) разрабатывает порядок организации инспекций Международного агентства по атомной энергии на территории Республики Казахстан;
10) разрабатывает и утверждает правила аккредитации организаций, осуществляющих экспертизу ядерной, радиационной и ядерной физической безопасности;
11) разрабатывает и утверждает правила государственного учета ядерных материалов;
12) разрабатывает и утверждает правила государственного учета источников ионизирующего излучения;
13) разрабатывает и утверждает правила безопасности при обращении с радионуклидными источниками;
14) разрабатывает национальный план реагирования на ядерные и радиационные аварии;
15) разрабатывает и утверждает правила транспортировки ядерных материалов;
16) разрабатывает и утверждает правила транспортировки радиоактивных веществ и радиоактивных отходов;
17) разрабатывает правила выбора площадки размещения ядерных установок и пунктов захоронения;
18) разрабатывает правила проведения экспертизы ядерной, радиационной и ядерной физической безопасности;
19) разрабатывает и утверждает правила повышения квалификации персонала, занятого на объектах использования атомной энергии;
20) разрабатывает и утверждает правила аттестации персонала, занятого на объектах использования атомной энергии;
21) вносит в Правительство Республики Казахстан представление о досрочном выводе из эксплуатации ядерных установок или закрытии пунктов захоронения в случае возникновения угрозы безопасности населения и (или) окружающей среды;
22) принимает решение о постановке на государственный учет или снятии с государственного учета ядерных материалов, источников ионизирующего излучения;
23) ведет государственный учет ядерных материалов;
24) ведет государственный учет источников ионизирующего излучения;
25) осуществляет экспортный контроль в области использования атомной энергии;
26) согласовывает методики расчетов, относящиеся к обеспечению ядерной, радиационной и ядерной физической безопасности, представленные экспертной организацией;
27) определяет порядок утверждения конструкций транспортных упаковочных комплектов и утверждает конструкции транспортных упаковочных комплектов, а также распространяет действие сертификатов-разрешений на них, утвержденных уполномоченными органами других стран, на территории Республики Казахстан;
28) организует исследования по ядерной, радиационной и ядерной физической безопасности, обеспечению режима нераспространения ядерного оружия и мониторингу ядерных испытаний;
29) разрабатывает и утверждает правила организации сбора, хранения и захоронения радиоактивных отходов и отработавшего ядерного топлива;
30) разрабатывает и утверждает методические рекомендации для физических и юридических лиц, осуществляющих деятельность в области использования атомной энергии, относительно методов и способов подтверждения соответствия объекта использования атомной энергии требованиям ядерной, радиационной, ядерной физической безопасности, установленным законодательством Республики Казахстан в области использования атомной энергии;
31) устанавливает значения величины пороговой активности для различных радиоизотопов;
32) осуществляет иные полномочия, предусмотренные настоящим Законом, иными законами Республики Казахстан, актами Президента Республики Казахстан и Правительства Республики Казахстан.
Статья 7 изложена в редакции Закона РК от 24.05.18 г. № 156-VI (см. стар. ред.)
Статья 7. Государственный контроль и надзор в области использования атомной энергии
1. Государственный контроль и надзор в области использования атомной энергии осуществляются в форме проверки и профилактического контроля и надзора.
Проверка субъектов, осуществляющих деятельность с ядерными установками и объектами I и II категорий потенциальной радиационной опасности, проводится в соответствии со статьей 7-1 настоящего Закона.
Проверка субъектов, осуществляющих деятельность с объектами III и IV категорий потенциальной радиационной опасности, за исключением ядерных установок, проводится в соответствии с Предпринимательским кодексом Республики Казахстан.
Профилактический контроль и надзор с посещением субъектов, осуществляющих деятельность с объектами I, II, III и IV категорий потенциальной радиационной опасности, проводятся в соответствии с Предпринимательским кодексом Республики Казахстан.
Профилактический контроль и надзор без посещения субъектов, осуществляющих деятельность с объектами I, II, III и IV категорий потенциальной радиационной опасности, проводятся в соответствии с Предпринимательским кодексом Республики Казахстан и пунктами 3 - 11 настоящей статьи.
2. По результатам государственного контроля и надзора в зависимости от установленного нарушения требований законодательства Республики Казахстан в области использования атомной энергии должностными лицами издаются следующие акты:
1) акт о результатах проверки - документ, выдаваемый должностным лицом, осуществляющим государственный контроль и надзор в области использования атомной энергии, по результатам проверки субъекта на его соответствие требованиям законодательства Республики Казахстан в области использования атомной энергии;
2) предписание об устранении нарушения требований законодательства Республики Казахстан в области использования атомной энергии;
3) предписание о приостановлении или запрещении отдельных видов деятельности;
4) рекомендация по итогам профилактического контроля и надзора без посещения субъекта (объекта) контроля и надзора.
3. Профилактический контроль и надзор без посещения субъекта (объекта) контроля и надзора носят предупредительно-профилактический характер.
4. Профилактический контроль и надзор без посещения субъекта (объекта) контроля и надзора в области использования атомной энергии проводятся путем анализа:
1) информации и отчетности, представляемых физическими и юридическими лицами в соответствии с требованиями законодательства Республики Казахстан в области использования атомной энергии;
2) информации, полученной по запросу уполномоченного органа, по вопросам соблюдения законодательства Республики Казахстан в области использования атомной энергии в пределах своей компетенции - при поступлении информации о его нарушении;
3) информации, поступающей от третьих лиц, касающейся вопросов соблюдения законодательства Республики Казахстан в области использования атомной энергии.
5. Субъектами профилактического контроля и надзора без посещения субъекта (объекта) контроля и надзора в области использования атомной энергии являются субъекты, осуществляющие деятельность с объектами I, II, III и IV категорий потенциальной радиационной опасности.
6. В случае выявления нарушений по результатам профилактического контроля и надзора без посещения субъекта (объекта) контроля и надзора в действиях (бездействии) субъекта контроля и надзора уполномоченным органом оформляется и направляется рекомендация в срок не позднее пяти рабочих дней со дня выявления нарушений.
7. Рекомендация, направленная одним из нижеперечисленных способов, считается врученной в следующих случаях:
1) нарочно - с отметкой о получении;
2) почтой - посредством направления заказного письма с уведомлением;
3) электронным способом - посредством отправки уполномоченным органом на электронный адрес субъекта контроля и надзора, указанный в документах, ранее представленных субъектом контроля и надзора в уполномоченный орган.
8. Срок для исполнения рекомендации об устранении нарушений, выявленных по результатам профилактического контроля и надзора без посещения субъекта (объекта) контроля и надзора, должен составлять не менее десяти рабочих дней со дня, следующего за днем ее вручения.
9. Субъект контроля и надзора в случае несогласия с нарушениями, указанными в рекомендации, вправе направить в уполномоченный орган, направивший рекомендацию, возражение в течение пяти рабочих дней со дня, следующего за днем вручения рекомендации.
10. Неисполнение в установленный срок рекомендации об устранении нарушений, выявленных по результатам профилактического контроля и надзора без посещения субъекта (объекта) контроля и надзора, влечет включение субъекта (объекта) контроля и надзора в полугодовой график проведения проверок по особому порядку.
11. Кратность проведения профилактического контроля и надзора без посещения субъекта (объекта) контроля и надзора определяется по мере необходимости, но не чаще периодичности предоставления информации и отчетности, предусмотренных законодательством Республики Казахстан в области использования атомной энергии.
См.: Совместный приказ Министра национальной экономики Республики Казахстан от 28 декабря 2015 года № 811 и Министра энергетики Республики Казахстан от 23 декабря 2015 года № 747 «Об утверждении критериев оценки степени риска и проверочного листа в области атомной энергии», форма обязательной ведомственной отчетности по вопросам проверок проверяемых субъектов (объектов) и иных форм контроля и надзора с посещением в области атомной энергии.
Закон дополнен статьей 7-1 в соответствии с Законом РК от 24.05.18 г. № 156-VI
Статья 7-1. Порядок осуществления проверки субъектов, осуществляющих деятельность с ядерными установками и объектами I и II категорий потенциальной радиационной опасности
1. Проверка субъектов, осуществляющих деятельность с ядерными установками и объектами I и II категорий потенциальной радиационной опасности (далее - субъекты надзора), проводится уполномоченным органом на периодической основе, но не чаще одного раза в квартал, и внепланово.
Проверкой на периодической основе является проверка, назначаемая уполномоченным органом в отношении субъекта надзора, с целью предупреждения и (или) устранения непосредственной угрозы жизни и здоровью человека, окружающей среде, законным интересам физических и юридических лиц, государства.
Внеплановой проверкой является проверка, назначаемая уполномоченным органом по конкретным фактам и обстоятельствам, послужившим основанием для назначения проверки в отношении конкретного субъекта надзора, с целью предупреждения и (или) устранения непосредственной угрозы жизни и здоровью человека, окружающей среде, законным интересам физических и юридических лиц, государства.
2. Основаниями внеплановой проверки являются:
1) информация об изменениях в системах, оборудовании, документации ядерной установки, касающихся обеспечения ядерной, радиационной или ядерной физической безопасности;
2) информация об авариях и инцидентах, связанных с ядерной, радиационной и ядерной физической безопасностью;
3) обращения физических и юридических лиц по вопросам нарушения законодательства Республики Казахстан в области использования атомной энергии.
3. Проверка проводится на основании акта о назначении проверки, в котором указываются:
2) наименование уполномоченного органа;
3) фамилия, имя, отчество (если оно указано в документе, удостоверяющем личность) и должность лица, уполномоченного на проведение проверки;
4) сведения о специалистах, консультантах и экспертах, привлекаемых для проведения проверки;
5) наименование субъекта надзора, фамилия, имя, отчество (если оно указано в документе, удостоверяющем личность) его представителя, его место нахождения, идентификационный номер и объект надзора;
8) основания проведения проверки;
9) подпись лица, уполномоченного подписывать акты, и печать уполномоченного органа;
10) подпись руководителя субъекта надзора либо его уполномоченного лица о получении или об отказе в получении акта о назначении проверки.
4. Проверка проводится без предварительного уведомления субъекта надзора, но с обязательной регистрацией акта о назначении проверки в уполномоченном органе в области правовой статистики и специальных учетов.
5. Должностные лица уполномоченного органа при проведении проверки имеют право:
1) беспрепятственного доступа на территорию и в помещения субъекта надзора при предъявлении документов, указанных в пункте 6 настоящей статьи;
2) получать документы (сведения) на бумажных и электронных носителях либо их копии для приобщения к акту о результатах проверки, а также доступ к автоматизированным базам данных (информационным системам) в соответствии с задачами и предметом проверки;
3) привлекать специалистов, консультантов и экспертов государственных органов и подведомственных организаций.
6. Должностные лица при проверке обязаны предъявить служебное удостоверение и акт о назначении проверки.
7 Началом проведения проверки считается момент вручения субъекту надзора акта о назначении проверки.
8. Срок проведения проверки устанавливается с учетом объема предстоящих работ, а также поставленных задач и не должен превышать пятнадцать рабочих дней.
9. Срок проведения проверки может быть продлен только один раз в сроки, определенные пунктом 8 настоящей статьи, руководителем уполномоченного органа (либо лицом, его замещающим) только в случаях необходимости:
1) получения информации от иностранных государственных органов в рамках международных договоров Республики Казахстан;
2) проведения сложных и (или) длительных экспертиз (анализов, испытаний);
3) установления местонахождения лица, в отношении которого проводится проверка.
Продление сроков проведения проверки оформляется дополнительным актом о продлении проверки с уведомлением субъекта надзора и регистрацией в уполномоченном органе в области правовой статистики и специальных учетов, в котором указываются номер и дата регистрации предыдущего акта о назначении проверки и причина продления.
10. В случаях отказа в принятии акта о назначении проверки или воспрепятствования доступу должностных лиц, осуществляющих проверку, к субъектам (объектам) и (или) материалам, необходимым для проведения проверки, составляется протокол, который подписывается должностными лицами, осуществляющими проверку, и субъектом надзора либо его уполномоченным представителем.
11. Субъект надзора вправе отказаться от подписания протокола, дав письменное объяснение о причине отказа. Отказ от получения акта о назначении проверки не является основанием для отмены проверки.
12. По результатам проверки должностными лицами, осуществляющими проверку, составляется акт о результатах проверки в двух экземплярах.
В акте о результатах проверки указываются:
1) номер, дата, время и место составления акта;
2) наименование уполномоченного органа;
3) дата и номер акта о назначении проверки, на основании которого проведена проверка;
4) фамилия, имя, отчество (если оно указано в документе, удостоверяющем личность) и должность лиц, проводивших проверку;
5) сведения о специалистах, консультантах и экспертах, привлекаемых для проведения проверки;
6) наименование субъекта надзора, фамилия, имя, отчество (если оно указано в документе, удостоверяющем личность) его представителя, его место нахождения, идентификационный номер и объект надзора;
7) дата, место и период проведения проверки;
8) сведения о результатах проверки, в том числе о выявленных нарушениях;
9) сведения об ознакомлении или отказе в ознакомлении с актом о результатах проверки субъекта надзора, а также лиц, присутствовавших при проведении проверки, их подписи или запись об отказе от подписи;
10) подпись должностного лица, проводившего проверку.
13. Субъект надзора вправе обжаловать результаты проверки вышестоящему должностному лицу или в суд в порядке, предусмотренном законами Республики Казахстан.
14. К акту о результатах проверки прилагаются (при их наличии) заключения проведенных исследований (испытаний), экспертиз и другие документы или их копии, связанные с результатами проверки.
15. В случае наличия замечаний и (или) возражений по результатам проверки субъект надзора излагает их в письменном виде.
Замечания и (или) возражения могут прилагаться к акту о результатах проверки, о чем делается соответствующая отметка.
Один экземпляр акта о результатах проверки с копиями приложений, за исключением копий документов, имеющихся в оригинале у субъекта надзора, вручается субъекту надзора либо его уполномоченному представителю для ознакомления и принятия мер по устранению выявленных нарушений и других действий.
16. Завершением срока проверки считается день вручения субъекту надзора акта о результатах проверки не позднее срока окончания проверки, указанного в акте о назначении проверки.
17. Акт о результатах проверки вручается следующими способами:
1) нарочно - с отметкой о получении;
2) почтой - посредством направления заказного письма с уведомлением.
18. В случае отсутствия нарушения требований законодательства Республики Казахстан в области использования атомной энергии при проведении проверки в акте о результатах проверки производится соответствующая запись.
19. В случае выявления по итогам проверки нарушения требований законодательства Республики Казахстан в области использования атомной энергии должностными лицами выдается предписание об устранении выявленных нарушений, а также принимаются меры оперативного реагирования в виде приостановления или запрещения отдельных видов деятельности субъекта надзора.
20. В предписании об устранении выявленных нарушений указываются:
2) фамилия, имя, отчество (если оно указано в документе, удостоверяющем личность) и должность лиц, проводивших проверку;
3) наименование субъекта надзора, фамилия, имя, отчество (если оно указано в документе, удостоверяющем личность) его представителя, его место нахождения, идентификационный номер и объект надзора;
4) номер и дата акта о результатах проверки;
5) выявленные нарушения и требование об их устранении;
6) сроки исполнения предписания;
21. Должностное лицо в исключительных случаях, представляющих угрозу жизни и здоровью людей, имеет право приостанавливать или запрещать без судебного решения отдельные виды деятельности субъекта надзора на срок не более трех суток. В указанный срок уполномоченный орган (должностное лицо) обязан направить материалы об административном правонарушении в суд.
Редакция документа