Доступ

Для того чтобы поставить документ на контроль, вам нужно авторизоваться.Если у вас нет логина и пароля, зарегистрируйтесь

Совместный приказ Министра науки и высшего образования Республики Казахстан от 9 августа 2023 года № 399 и Министра национальной экономики Республики Казахстан от 9 августа 2023 года № 147 «Об утверждении критериев оценки степени риска и проверочного листа в области применения законодательства Республики Казахстан о языках» (утратил силу)

Совместный приказ Министра науки и высшего образования Республики Казахстан от 9 августа 2023 года № 399
и Министра национальной экономики Республики Казахстан от 9 августа 2023 года № 147
Об утверждении критериев оценки степени риска и проверочного листа в области применения законодательства Республики Казахстан о языках

 

Утратил силу в соответствии с совместным приказом Министра науки и высшего образования РК от 14 июня 2024 года № 297 и и.о. Министра национальной экономики РК от 24 июня 2024 года № 36 (введен в действие с 9 июля 2024 г.)

 

В соответствии с пунктами 5 и 6 статьи 141, пунктом 1 статьи 143 Предпринимательского кодекса Республики Казахстан, ПРИКАЗЫВАЕМ:

1. Утвердить прилагаемые:

1) критерии оценки степени риска в области применения законодательства Республики Казахстан о языках согласно приложению 1 к настоящему совместному приказу;

2) проверочный лист в области применения законодательства Республики Казахстан о языках согласно приложению 2 к настоящему совместному приказу.

2. Комитету языковой политики Министерства науки и высшего образования Республики Казахстан обеспечить:

1) государственную регистрацию настоящего совместного приказа в Министерстве юстиции Республики Казахстан;

2) размещение настоящего совместного приказа на интернет-ресурсе Министерства науки и высшего образования Республики Казахстан.

3. Контроль за исполнением настоящего совместного приказа возложить на курирующего вице-министра науки и высшего образования Республики Казахстан.

4. Настоящий совместный приказ вводится в действие по истечении десяти календарных дней после дня его первого официального опубликования.

 

 

Министр национальной экономики

Республики Казахстан

 

 

__________А. Куантыров

Министр науки и высшего образования

Республики Казахстан

 

__________С. Нурбек

 

«СОГЛАСОВАН»

Комитет по правовой статистике

и специальным учетом

Генеральной прокуратуры

Республики Казахстан

 

Приложение 1

к совместному приказу

Министра науки и высшего образования

Республики Казахстан

от 9 августа 2023 года № 399 и

Министра национальной экономики

Республики Казахстан

от 9 августа 2023 года № 147

 

 

Критерии оценки степени риска в области применения законодательства Республики Казахстан о языках

 

 

Глава 1. Общие положения

 

1. Настоящие Критерии оценки степени риска в области применения законодательства Республики Казахстан о языках (далее - Критерии) разработаны с пунктами 5 и 6 статьи 141 и пунктом 1 статьи 143 Предпринимательского кодекса Республики Казахстан (далее - Кодекс), Законом Республики Казахстан «О языках в Республике Казахстан» (далее - Закон), а также Правилами формирования, регулирующими государственными органами системы оценки и управления рисками, утвержденными приказом исполняющего обязанности Министра национальной экономики Республики Казахстан от 23 июня 2022 года № 48 (зарегистрирован в Реестре государственной регистрации нормативных правовых актов за № 28577).

2. В настоящих Критериях используются следующие понятия:

1) субъект (объекты) контроля - государственные органы Республики Казахстан;

2) незначительное нарушение - нарушение требований, установленных Законом, а также нормативными правовыми актами в сфере употребления языка в деятельности государственных органов, в части не соблюдения требований, предъявляемых к государственному языку, в текстах печатей и штампов государственных органов, не влияют на общественные отношения;

3) значительное нарушение - нарушение требований, установленных в законодательных и иных нормативных правовых актах в сфере употребления языка в деятельности государственных органов, в части не применения государственного языка при совершении сделок в письменной форме, не соблюдения требований по наполнению материалами государственных информационных систем на государственном языке;

4) объективные критерии оценки степени риска за соблюдением законодательства в сфере употребления языка в деятельности государственных органов (далее - объективные критерии) - критерии оценки степени риска в сфере употребления языка, используемые уполномоченным органом в сфере развития языка и местными исполнительными органами для отбора субъектов контроля в зависимости от степени риска в сфере употребления языка, связанных с возможностью наступления последствий, нарушающих законные интересы физических лиц и государства;

5) субъективные критерии оценки степени риска за соблюдением законодательства в сфере употребления языка в деятельности государственных органов (далее - субъективные критерии) - критерии оценки степени риска в сфере употребления языка, используемые уполномоченным органом в сфере развития языка и местными исполнительными органами для отбора субъектов контроля в зависимости от результатов деятельности конкретного субъекта контроля;

6) грубое нарушение - нарушение требований, установленных в законодательных и иных нормативных правовых актах в сфере употребления языка в деятельности государственных органов, в части не ведения учетно-статистической, финансовой и технической документации на государственном языке, не употребления государственного языка или языка обращения при предоставлении ответа на обращения физических лиц, не ведения делопроизводства на государственном языке, не соблюдения требований по разработке и принятию актов государственных органов на государственном языке, при отказе должностного лица в принятии документов, обращений физических и юридических лиц, а также не рассмотрение их по существу, мотивированные незнанием государственного языка, при нарушении требований по размещению реквизитов и визуальной информации, при ограничении прав физических лиц в выборе языка, дискриминация по языковым признакам, а также наличие подтвержденных жалоб и обращений у субъектов контроля в сфере применения законодательства Республики Казахстан о языках;

7) риск - вероятность причинения вреда в результате деятельности субъекта (объекта) контроля законным интересам физических лиц и имущественным интересам государства с учетом степени тяжести его последствий;

8) система оценки и управления рисками - процесс принятия управленческих решений, направленных на снижение вероятности наступления неблагоприятных факторов путем распределения субъектов (объектов) контроля по степеням риска для последующего осуществления профилактического контроля с посещением субъекта (объекта) контроля с целью минимально возможной степени ограничения свободы предпринимательства, обеспечивая при этом допустимый уровень риска в соответствующих сферах деятельности, а также направленных на изменение уровня риска для конкретного субъекта (объекта) контроля и (или) освобождения такого субъекта (объекта) контроля от профилактического контроля с посещением субъекта (объекта) контроля;

9) проверочный лист - перечень требований, включающий в себя требования, предъявляемые к деятельности субъектов (объектов) контроля, несоблюдение которых влечет за собой угрозу законным интересам физических лиц и государства.

3. Критерии оценки степени риска для профилактического контроля с посещением субъекта (объекта) контроля формируются посредством объективных и субъективных критериев.

Профилактический контроль с посещением субъекта (объекта) контроля применяется в отношении субъекта контроля, отнесенного к средней степени риска.

4. Профилактический контроль с посещением субъектов (объектов) контроля проводится на основании списков, формируемых на полугодие, по результатам проводимого анализа и оценки, утвержденных приказом первого руководителя регулирующего государственного органа или местного исполнительного органа в соответствии с пунктом 4 статьи 144-2 Кодекса, за исключением случая формирования полугодовых списков в информационных системах оценки и управления рисками в автоматическом режиме.

5. Списки проведения профилактического контроля с посещением субъекта (объекта) контроля составляются с учетом приоритетности субъекта (объекта) контроля с наибольшим показателем степени риска по субъективным критериям.

 

 

Глава 2. Объективные критерии

 

6. Определение объективных критериев осуществляется посредством определения риска.

7. По объективным критериям к средней степени риска относятся субъекты контроля:

1) в части не ведения учетно-статистической, финансовой и технической документации на государственном языке;

2) в части не употребления государственного языка или языка обращения при предоставлении ответа на обращения физических лиц;

3) в части не ведения делопроизводства на государственном языке;

4) в части не соблюдения требований по разработке и принятию актов государственных органов на государственном языке;

5) если в государственных органах в течение года проведено три и более проверки на предмет соблюдения требований законодательства о языках;

6) если на деятельность которых, либо действия (бездействие) государственных органов данных субъектов контроля в течение года поступило три и более подтвержденных жалоб;

7) в отношении государственных органов, деятельности которых в средствах массовой информации (в том числе на интернет-ресурсах) публиковались негативные материалы либо имелись сведения, вызвавшие общественный резонанс в обществе в связи с употреблением языка;

8) отказ должностного лица в принятии документов, обращений физических и юридических лиц, а также нерассмотрение их по существу, мотивированные незнанием языка;

9) нарушение требований по размещению реквизитов и визуальной информации;

10) ограничение прав физических лиц в выборе языка, дискриминация по языковым признакам.

В отношении субъектов (объектов) контроля, отнесенных по объективным критериям к средней степени риска, применяются субъективные критерии с целью проведения профилактического контроля с посещением субъекта (объекта) контроля.

 

 

Глава 3. Субъективные критерии

 

8. Для отнесения субъекта контроля к степени риска в соответствии с пунктом 5 Критериев применяется следующий порядок расчета показателя степени риска.

Государственный орган собирает информацию и формирует базу данных по субъективным критериям из источников согласно приложению к настоящим Критериям.

9. Определение субъективных критериев осуществляется с применением следующих этапов:

1) сбор информации;

2) анализ информации и оценка рисков.

10. Сбор информации необходим для выявления субъектов (объектов) проверок, нарушающих требования законодательства Республики Казахстан о языках.

Для оценки степени рисков по субъективным критериям используются следующие источники информации:

1) результаты предыдущих проверок и профилактического контроля с посещением субъектов (объектов) контроля;

2) результаты мониторинга отчетности и сведений, представляемых субъектами проверок;

3) анализ официальных интернет-ресурсов государственных органов, средств массовой информации;

4) наличие и количество подтвержденных жалоб и обращений.

11. Субъективные критерии разработаны на основании требований проверочных листов, несоблюдение которых в соответствии с субъективными критериями оценки степени рисков за соблюдением законодательства в сфере языка соответствуют определенной степени нарушения. В отношении каждого требования из проверочных листов определяется степень нарушения - грубое, значительное и незначительное. Субъективные критерии к оценке степени риска деятельности субъектов контроля изложены в приложении к настоящим Критериям.

12. Исходя из приоритетности применяемых источников информации в соответствии с порядком расчета общего показателя степени риска по субъективным критериям в соответствии с главой 3 настоящих Критериев, рассчитывается общий показатель степени риска по субъективным критериям по шкале от 0 до 100.

По показателям степени риска субъект (объект) контроля относится к средней степени риска - при показателе степени риска от 31 до 70 включительно.

13. При выявлении одного грубого нарушения субъекту контроля приравнивается показатель степени риска 100 и в отношении него проводится профилактический контроль с посещением субъекта (объекта) контроля.

При не выявлении грубых нарушений определения показателя степени риска рассчитывается суммарным показателем по нарушениям значительной и незначительной степени.

При определении показателя значительных нарушений применяется коэффициент 0,7 и данный показатель рассчитывается по следующей формуле:

SРз = (SР2 х 100/SР1) х 0,7,

где:

SРз - показатель значительных нарушений;

SР1 - требуемое количество значительных нарушений;

SР2 - количество выявленных значительных нарушений;

При определении показателя незначительных нарушений применяется коэффициент 0,3 и данный показатель рассчитывается по следующей формуле:

SРн = (SР2 х 100/SР1) х 0,3,

где:

SРн - показатель незначительных нарушений;

SР1 - требуемое количество незначительных нарушений;

SР2 - количество выявленных незначительных нарушений;

Общий показатель степени риска (SР) рассчитывается по шкале от 0 до 100 и определяется путем суммирования показателей значительных и незначительных нарушений по следующей формуле:

SР = SРз + SРн,

где:

SР - показатель степени риска по нарушениям;

SРз - показатель значительных нарушений;

SРн - показатель незначительных нарушений.

Полученное значение общего показателя является основанием отнесения субъекта предпринимательства к определенной степени риска в соответствии с пунктом 10 настоящих Критериев.

14. Кратность проведения профилактического контроля с посещением субъекта (объекта) контроля определяется критериями оценки степени риска, но не чаще двух раза в год.

 

 

Глава 4. Управление рисками

 

15. В целях реализации принципа поощрения добросовестных субъектов контроля и концентрации контроля на нарушителях субъекты (объекты) контроля освобождаются от проведения профилактического контроля с посещением субъекта (объекта) контроля на период, определяемый критериями оценки степени риска регулирующего государственного органа, посредством применения субъективных критериев.

 

 

Глава 5. Особенности формирования системы оценки и управления рисками для государственных органов, использующих информационные системы с учетом специфики и конфиденциальности, в соответствии с законодательными актами Республики Казахстан

 

16. Система оценки и управления рисками государственными органами ведется с использованием информационных систем, относящих субъекты (объекты) контроля к конкретным степеням риска и формирующих списки проведения контрольных мероприятий, а также основывается на государственной статистике, итогах ведомственного статистического наблюдения, а также информационных инструментах.

При отсутствии информационной системы оценки и управления рисками минимально допустимый порог количества субъектов (объектов) контроля, в отношении которых осуществляется профилактический контроль с посещением субъекта (объекта) контроля, не должен превышать пяти процентов от общего количества таких субъектов контроля в определенной сфере государственного контроля.

 

Приложение

к Критериям оценки степени риска в

области применения законодательства

Республики Казахстан о языках

 

 

Субъективные критерии оценки степени риска в области применения законодательства Республики Казахстан о языках

 

Субъективные критерии

Степень нарушений

1. Результаты предыдущих проверок и профилактический контроль с посещением

1

Не ведение учетно-статистической, финансовой и технической документации на государственном языке

грубое

2

Не употребление государственного языка или языка обращения при предоставлении ответа на обращения физических лиц

грубое

3

Не ведение делопроизводства на государственном языке

грубое

4

Не соблюдение требований по разработке и принятию актов государственных органов на государственном языке

грубое

5

Отказ должностного лица в принятии документов, обращений физических и юридических лиц, а также нерассмотрение их по существу, мотивированные незнанием государственного языка

грубое

6

Нарушение требований по размещению реквизитов и визуальной информации на государственном языке

грубое

7

Ограничение прав физических лиц в выборе языка, дискриминация по языковым признакам

грубое

8

Не применение государственного языка при совершении сделок в письменной форме

значительное

9

Не соблюдение требований, предъявляемых к государственному языку в текстах печатей и штампов государственных органов

незначительное

2. Результаты мониторинга, отчетности и сведений, представляемого субъектами проверок, в том числе посредством собранных материалов государственных органов

1

Не применение государственного языка при оформлении исходящей корреспонденции в государственных органах

грубое

3. Анализ официальных интернет-ресурсов государственных органов, средств массовой информации

1

Не соблюдение требований по наполнению материалами государственных информационных систем на государственном языке

значительное

4. Наличие и количество подтвержденных жалоб и обращений

1

Наличие подтвержденных жалоб и обращений у субъектов контроля в сфере применения законодательства Республики Казахстан о языках

грубое

 

Приложение 2

к совместному приказу

Министра науки и высшего образования

Республики Казахстан

от 9 августа 2023 года № 399 и

Министра национальной экономики

Республики Казахстан

от 9 августа 2023 года № 147

 

 

Проверочный лист в области применения законодательства Республики Казахстан о языках

 

          В отношении государственных органов

________________________________________________________________________________

          Государственный орган, назначивший проверку/профилактический контроль с посещением

субъекта (объекта) контроля

_________________________________________________________________________________

_________________________________________________________________________________

Акт о назначении проверки/ профилактического контроля с посещением субъекта

(объекта) проверок

_________________________________________________________________________________

_________________________________________________________________________________

                                                                            (№, дата)

Наименование субъекта (объекта) контроля

_________________________________________________________________________________

(Индивидуальный идентификационный номер), бизнес- идентификационный номер субъекта

(объекта) проверок/профилактического контроля с посещением __________________________

Адрес места нахождения ___________________________________________________________

Перечень требований

соответствует требованиям

не соответствует требованиям

1

Не ведение учетно-статистической, финансовой и технической документации на государственном языке

2

Не употребление государственного языка или языка обращения при предоставлении ответа на обращения физических лиц

3

Не ведение делопроизводства на государственном языке

4

Не соблюдение требований по разработке и принятию актов государственных органов на государственном языке

5

Отказ должностного лица в принятии документов, обращений физических и юридических лиц, а также нерассмотрение их по существу, мотивированные незнанием государственного языка

6

Нарушение требований по размещению реквизитов и визуальной информации на государственном языке

7

Ограничение прав физических лиц в выборе языка, дискриминация по языковым признакам

8

Не применение государственного языка при совершении сделок в письменной форме

9

Не соблюдение требований, предъявляемых к государственному языку в текстах печатей и штампов государственных органов

10

Не применение государственного языка при оформлении исходящей корреспонденции в государственных органах

11

Не соблюдение требований по наполнению материалами государственных информационных систем на государственном языке

12

Наличие подтвержденных жалоб и обращений у субъектов контроля в сфере применения законодательства Республики Казахстан о языках

Должностное (ые) лицо (а) _________________________________       _______________________

                                                                      (должность)                                            (подпись)

___________________________________________________________________________________

          (фамилия, имя и отчество (при наличии)

Руководитель субъекта контроля _________________________        __________________________

                                                                      (должность)                                         (подпись)

___________________________________________________________________________________

          (фамилия, имя и отчество (при наличии)

 

Документ утратил силу

Укажите название закладки

Создать новую папку