Доступ

Для того чтобы поставить документ на контроль, вам нужно авторизоваться.Если у вас нет логина и пароля, зарегистрируйтесь

(СТАРАЯ РЕДАКЦИЯ) ЗАКОН РК ОТ 09.01.2012 № 532-IV

Закон
Республики Казахстан
 
О газе и газоснабжении

изменениями и дополнениями по состоянию на 10.07.2012 г.)

 

Данная редакция действовала до внесения изменений от 4 июля 2013 года

 

Глава 1. Общие положения

(статьи 1 - 4)

Глава 2. Компетенция органов государственного управления в сфере газа и газоснабжения

(статьи 5 - 7)

Глава 3. Функционирование и развитие систем газоснабжения

(статьи 8 - 13)

Глава 4. Правовые основы газоснабжения

(статьи 14 - 21)

Глава 5. Государственное регулирование транспортировки, хранения, реализации и учета товарного газа

(статьи 22 - 25)

Глава 6. Государственное регулирование перевозки, хранения, реализации и учета сжиженного нефтяного и сжиженного природного газа

(статьи 26 - 29)

Глава 7. Обеспечение безопасности систем газоснабжения

(статьи 30 - 32)

Глава 8. Заключительные и переходные положения

(статьи 33 - 35)

В оригинале оглавление отсутствует

 

Настоящий Закон определяет правовые, экономические и организационные основы регулирования общественных отношений в сфере газа и газоснабжения в Республике Казахстан и направлен на создание условий для обеспечения внутренних потребностей Республики Казахстан в газе, а также для эффективной, надежной и безопасной эксплуатации объектов систем газоснабжения.

 

 

Глава 1. Общие положения

 

Статья 1. Основные понятия, используемые в настоящем Законе

В настоящем Законе используются следующие основные понятия:

1) автогазозаправочная станция - технологический комплекс, предназначенный для хранения и розничной реализации сжиженного нефтяного газа владельцам транспортных средств, использующим его в качестве топлива;

2) автогазонаполнительная компрессорная станция - технологический комплекс, предназначенный для компримирования, хранения и розничной реализации товарного газа владельцам транспортных средств, использующим его в качестве топлива;

3) аккредитация - процедура официального признания уполномоченным органом газосетевых организаций соответствующими требованиям, установленным законодательством Республики Казахстан о газе и газоснабжении;

4) розничная реализация - предпринимательская деятельность по реализации товарного и (или) сжиженного нефтяного газа потребителям на территории Республики Казахстан для собственных нужд без целей дальнейшей реализации;

5) единый технический коридор - совокупность магистральных газопроводов (или участков) и систем магистральных газопроводов (в том числе с различным давлением), обеспечивающих транспортировку товарного газа в едином направлении (транспортном потоке), проложенных параллельно по одной трассе;

6) газ - сырой, товарный, сжиженный нефтяной и сжиженный природный газ;

7) газоснабжение - деятельность в сфере производства, транспортировки (перевозки), хранения и реализации товарного, сжиженного нефтяного и (или) сжиженного природного газа;

8) охранная зона объектов систем газоснабжения - территория с особыми условиями использования, которая устанавливается вокруг объектов систем газоснабжения в целях обеспечения безопасных условий эксплуатации и исключения возможности их повреждения;

9) система газоснабжения - комплекс технологически взаимосвязанных объектов, предназначенных для производства, транспортировки (перевозки), хранения, реализации и потребления товарного или сжиженного нефтяного газа;

10) газификация - комплекс мероприятий, направленных на использование в качестве топлива товарного и (или) сжиженного нефтяного газа на объектах жилищно-коммунального хозяйства, промышленных, сельскохозяйственных и иных объектах;

11) газовое оборудование - технические изделия полной заводской готовности, используемые в качестве составных элементов газопроводов (компенсаторы, конденсатосборники, предохранительно-сбросная арматура, арматура трубопроводная запорная), а также газоиспользующие установки (газовые приборы, печи и плиты);

12) государственно-частное партнерство в сфере газа и газоснабжения - форма взаимодействия государства и инвестора для решения стратегических и социальных задач по обеспечению глубокой переработки принадлежащего Республике Казахстан попутного газа и производства продукции с высокой добавленной стоимостью на взаимовыгодных условиях;

13) газосетевая организация - юридическое лицо, имеющее свидетельство об аккредитации и осуществляющее эксплуатацию газонаполнительной станции, групповых резервуарных установок, а также оптовую и розничную реализацию сжиженного нефтяного газа на условиях, установленных настоящим Законом;

14) газопровод - сооружение, состоящее из соединенных между собой труб с запорной арматурой и предназначенное для транспортировки газа в газообразном или двухфазном состоянии;

15) газораспределительная система - комплекс технологически взаимосвязанных сооружений, состоящий из газопроводов (линейной части) и сопряженных с ними объектов, предназначенный для транспортировки товарного газа от магистрального газопровода до газопотребляющих систем;

16) газораспределительная организация - юридическое лицо, осуществляющее транспортировку товарного газа по газораспределительной системе, техническую эксплуатацию газораспределительной системы, а также оптовую и розничную реализацию товарного газа на условиях, установленных настоящим Законом;

17) газотранспортная организация - юридическое лицо, оказывающее услуги по транспортировке товарного газа по соединительным, магистральным газопроводам и (или) хранению товарного газа в хранилищах товарного газа на условиях, установленных настоящим Законом;

18) газонаполнительный пункт - инженерное сооружение, предназначенное для хранения, слива и налива сжиженного нефтяного газа в бытовые баллоны;

19) газонаполнительная станция - комплекс технологически взаимосвязанных производственных и иных объектов, предназначенных для хранения, слива и налива сжиженного нефтяного газа в железнодорожные цистерны, автогазовозы, бытовые баллоны, а также ремонта и утилизации бытовых баллонов;

20) газопотребляющая система - комплекс газопроводов (линейной части) и газового оборудования, предназначенный для приема товарного газа из газораспределительной системы или сжиженного нефтяного газа из групповой резервуарной установки, а также их использования в качестве топлива и (или) сырья;

21) приборы учета - средства измерений и другие технические средства, которые выполняют следующие функции: измерение, накопление, хранение, отображение информации о расходе, объеме, температуре, давлении газа и времени работы приборов;

22) соединительный газопровод - газопровод, предназначенный для транспортировки сырого газа от контрактной территории до газоперерабатывающего завода или промышленного потребителя сырого газа либо для транспортировки товарного газа от газоперерабатывающего завода до магистрального газопровода;

23) промысловый газопровод - газопровод, предназначенный для транспортировки газа в пределах контрактной территории;

24) коммунально-бытовой потребитель - физическое или юридическое лицо, приобретающее товарный и (или) сжиженный нефтяной газ для коммунально-бытовых нужд при осуществлении предпринимательской, некоммерческой или иной деятельности без целей дальнейшей его реализации;

25) уполномоченный орган в области коммунального хозяйства - центральный исполнительный орган, осуществляющий руководство и межотраслевую координацию в сфере газа и газоснабжения в пределах границ (черты) населенных пунктов;

26) оптовая реализация - предпринимательская деятельность по реализации товарного, сжиженного нефтяного и (или) сжиженного природного газа на внутреннем рынке для целей дальнейшей реализации либо за пределы территории Республики Казахстан;

27) внутренние потребности Республики Казахстан - объемы товарного и (или) сжиженного нефтяного газа, необходимые для потребления на территории Республики Казахстан;

28) магистральный газопровод - инженерное сооружение, состоящее из одного или нескольких газопроводов (линейной части) и сопряженных с ними объектов, обеспечивающих повышение и понижение давления транспортируемого газа, средств телеуправления, связи и иных коммуникаций, предназначенное для транспортировки товарного газа. Состав объектов магистрального газопровода определяется проектной документацией и требованиями технических регламентов;

29) производитель - юридическое лицо, осуществляющее производство товарного, сжиженного нефтяного и (или) сжиженного природного газа;

30) промышленный потребитель - юридическое лицо, приобретающее газ для использования в качестве топлива и (или) сырья в промышленном производстве;

В подпункт 31 внесены изменения в соответствии с Законом РК от 10.07.12 г. № 31-V (см. стар. ред.)

31) сжиженный нефтяной газ - смесь легких углеводородов (пропан-бутановой фракции, пропана, бутана), преобразованная в жидкое состояние в целях транспортировки и хранения, отвечающая по качественному и количественному содержанию компонентов требованиям технических регламентов и национальных стандартов;

В подпункт 32 внесены изменения в соответствии с Законом РК от 10.07.12 г. № 31-V (см. стар. ред.)

32) сжиженный природный газ - многокомпонентная смесь углеводородов с преобладающим содержанием метана, преобразованная в жидкое состояние в целях транспортировки и хранения, являющаяся продуктом переработки сырого газа и отвечающая по качественному и количественному содержанию компонентов требованиям технических регламентов и национальных стандартов;

33) транспортировка - технологический процесс перекачки сырого или товарного газа по газопроводам;

В подпункт 34 внесены изменения в соответствии с Законом РК от 10.07.12 г. № 31-V (см. стар. ред.)

34) товарный газ - многокомпонентная смесь углеводородов с преобладающим содержанием метана, находящаяся в газообразном состоянии, являющаяся продуктом переработки сырого газа и отвечающая по качественному и количественному содержанию компонентов требованиям технических регламентов и национальных стандартов;

35) хранилище товарного газа - комплекс технологически взаимосвязанных производственных и иных объектов, предназначенных для хранения товарного газа;

36) групповая резервуарная установка - инженерное сооружение, состоящее из группы емкостей, предохранительно-запорной и регулирующей арматуры, газопроводов и предназначенное для хранения и подачи сжиженного нефтяного газа в газопотребляющие системы;

37) бытовой потребитель - физическое лицо, приобретающее товарный и (или) сжиженный нефтяной газ для бытовых нужд без целей использования в предпринимательской деятельности и дальнейшей их реализации;

38) норма потребления - расчетная величина для бытовых потребителей, не имеющих приборов учета, отражающая среднемесячное количество потребленного ими товарного или сжиженного нефтяного газа;

39) потребитель - бытовой, коммунально-бытовой или промышленный потребитель;

40) уполномоченный орган - центральный исполнительный орган, осуществляющий государственное регулирование производства, транспортировки (перевозки), хранения и оптовой реализации газа, а также розничной реализации и потребления товарного и сжиженного нефтяного газа вне пределов границ населенных пунктов;

41) национальный оператор - юридическое лицо, собственником контрольного пакета акций которого является государство либо национальный управляющий холдинг или национальная компания, определяемое Правительством Республики Казахстан и осуществляющее деятельность в сфере газа и газоснабжения в целях обеспечения внутренних потребностей Республики Казахстан в товарном газе;

42) сырой газ - добытый неочищенный природный, попутный, сланцевый газ, газ угольных бассейнов, а также углеводородный газ иного происхождения.

 

Статья 2. Законодательство Республики Казахстан о газе и газоснабжении

1. Законодательство Республики Казахстан о газе и газоснабжении основывается на Конституции Республики Казахстан и состоит из настоящего Закона и иных нормативных правовых актов Республики Казахстан.

2. Если международным договором, ратифицированным Республикой Казахстан, установлены иные правила, чем те, которые содержатся в настоящем Законе, то применяются правила международного договора.

 

Статья 3. Сфера применения настоящего Закона

1. Настоящий Закон распространяется на отношения в сфере газа и газоснабжения.

2. Положения настоящего Закона не распространяются на отношения, возникающие при реализации сжиженного нефтяного газа в баллонах вместимостью менее одного килограмма.

 

Статья 4. Основные цели, принципы и задачи государственного регулирования в сфере газа и газоснабжения

1. Целями государственного регулирования в сфере газа и газоснабжения являются обеспечение энергетической и экологической безопасности, улучшение социально-экономического положения населения Республики Казахстан.

2. Государственное регулирование в сфере газа и газоснабжения основывается на следующих принципах:

1) безопасности и надежности газоснабжения;

2) рациональности использования ресурсов газа;

3) приоритетности обеспечения внутренних потребностей Республики Казахстан товарным и сжиженным нефтяным газом, производимым на территории Республики Казахстан;

4) приоритетности газификации объектов, расположенных на территории Республики Казахстан;

5) сбалансированности ценовой политики в сфере газа и газоснабжения.

3. Задачи государственного регулирования в сфере газа и газоснабжения:

1) создание единой системы снабжения товарным газом;

2) создание условий для бесперебойного обеспечения внутренних потребностей Республики Казахстан в товарном и сжиженном нефтяном газе;

3) увеличение доли товарного и сжиженного нефтяного газа в общем объеме потребляемых в Республике Казахстан топливно-энергетических ресурсов.

 

 

Глава 2. Компетенция органов государственного управления в сфере газа и газоснабжения

 

Статья 5. Компетенция Правительства Республики Казахстан

Правительство Республики Казахстан:

1) разрабатывает основные направления государственной политики в сфере газа и газоснабжения;

2) определяет национального оператора;

3) утверждает порядок подготовки генеральной схемы газификации Республики Казахстан;

4) утверждает генеральную схему газификации Республики Казахстан;

5) утверждает порядок определения цены сырого и товарного газа, приобретаемого национальным оператором в рамках преимущественного права государства;

Подпункт 6 статьи 5 введен в действие с 1 июня 2012 года

6) утверждает предельные цены оптовой реализации товарного и сжиженного нефтяного газа на внутреннем рынке и порядок их определения;

7) утверждает порядок составления плана поставки сжиженного нефтяного газа на внутренний рынок Республики Казахстан;

8) утверждает правила аккредитации газосетевых организаций;

9) утверждает порядок и условия передачи попутного газа инвесторам в рамках государственно-частного партнерства в сфере газа и газоснабжения;

10) утверждает порядок осуществления централизованного оперативно-диспетчерского управления режимами работы объектов единой системы снабжения товарным газом;

11) утверждает порядок представления сведений по мониторингу производства, транспортировки (перевозки), хранения и реализации товарного, сжиженного нефтяного и сжиженного природного газа;

12) утверждает типовые договоры розничной реализации товарного и сжиженного нефтяного газа, а также технического обслуживания газопотребляющих систем и газового оборудования коммунально-бытовых и бытовых потребителей;

13) утверждает порядок розничной реализации и пользования товарным и сжиженным нефтяным газом;

14) утверждает порядок расчета и утверждения норм потребления товарного и сжиженного нефтяного газа;

15) утверждает технические регламенты в сфере газа и газоснабжения;

16) утверждает требования по безопасности объектов систем газоснабжения;

17) регулирует экспорт товарного, сжиженного нефтяного и сжиженного природного газа;

18) принимает решение о строительстве экспортных и (или) транзитных газопроводов;

19) выполняет иные функции, возложенные на него Конституцией, настоящим Законом, иными законами Республики Казахстан и актами Президента Республики Казахстан.

 

Статья 6. Компетенция уполномоченного органа

Уполномоченный орган:

1) обеспечивает реализацию государственной политики в сфере газа и газоснабжения;

2) в пределах своей компетенции разрабатывает и утверждает нормативные правовые акты, регулирующие отношения в сфере газа и газоснабжения;

3) разрабатывает порядок подготовки генеральной схемы газификации Республики Казахстан;

4) разрабатывает генеральную схему газификации Республики Казахстан;

5) осуществляет контроль за реализацией генеральной схемы газификации Республики Казахстан;

6) разрабатывает порядок определения цены сырого и товарного газа, приобретаемого национальным оператором в рамках преимущественного права государства;

7) разрабатывает предложения по уровню предельных цен оптовой реализации товарного и сжиженного нефтяного газа на внутреннем рынке и порядок их определения;

8) разрабатывает порядок и условия передачи попутного газа инвесторам в рамках государственно-частного партнерства в сфере газа и газоснабжения;

9) согласовывает отчуждение объектов единой системы снабжения товарным газом, находящихся в собственности национального оператора или газотранспортных и (или) газораспределительных организаций, пятьдесят и более процентов голосующих акций (долей участия) которых принадлежат национальному оператору;

10) организует ведение баланса производства, реализации и потребления товарного и сжиженного нефтяного газа;

11) разрабатывает порядок осуществления централизованного оперативно-диспетчерского управления режимами работы объектов единой системы снабжения товарным газом;

12) разрабатывает типовые договоры розничной реализации товарного и сжиженного нефтяного газа, а также технического обслуживания газопотребляющих систем и газового оборудования коммунально-бытовых и бытовых потребителей;

13) разрабатывает порядок представления сведений по мониторингу производства, транспортировки (перевозки), хранения и реализации товарного, сжиженного нефтяного и сжиженного природного газа;

14) разрабатывает порядок розничной реализации и пользования товарным и сжиженным нефтяным газом;

15) разрабатывает технические регламенты в сфере газа и газоснабжения;

16) разрабатывает и утверждает нормативно-технические документы в сфере газа и газоснабжения вне пределов границ (черты) населенных пунктов;

Подпункт 17 изложен в редакции Закона РК от 10.07.12 г. № 36-V (см. стар. ред.)

17) разрабатывает и утверждает формы обязательной ведомственной отчетности, проверочных листов, критерии оценки степени риска, полугодовые планы проведения проверок в соответствии с Законом Республики Казахстан «О государственном контроле и надзоре в Республике Казахстан»;

Подпункт 18 статьи 6 введен в действие с 1 июля 2012 года

18) разрабатывает порядок составления плана поставки сжиженного нефтяного газа на внутренний рынок Республики Казахстан;

19) ежемесячно утверждает план поставки сжиженного нефтяного газа на внутренний рынок Республики Казахстан;

20) разрабатывает правила аккредитации газосетевых организаций;

21) осуществляет аккредитацию газосетевых организаций;

22) осуществляет иные полномочия, предусмотренные настоящим Законом, иными законами Республики Казахстан, актами Президента Республики Казахстан и Правительства Республики Казахстан.

 

Статья 7. Компетенция иных уполномоченных государственных органов в сфере газа и газоснабжения

1. Уполномоченный орган в области коммунального хозяйства:

1) формирует и проводит государственную политику и осуществляет межотраслевую координацию в сфере газа и газоснабжения в пределах границ (черты) населенных пунктов;

2) участвует в реализации генеральной схемы газификации Республики Казахстан;

3) разрабатывает и утверждает нормативно-технические документы в сфере газа и газоснабжения в пределах границ (черты) населенных пунктов;

4) разрабатывает порядок расчета и утверждения норм потребления товарного и сжиженного нефтяного газа;

5) осуществляет иные полномочия, предусмотренные настоящим Законом, иными законами Республики Казахстан, актами Президента Республики Казахстан и Правительства Республики Казахстан.

2. Уполномоченный орган в области промышленной безопасности:

1) осуществляет контроль за соблюдением требований безопасной эксплуатации бытовых баллонов и объектов систем газоснабжения, за исключением газопотребляющих систем и газового оборудования бытовых и коммунально-бытовых потребителей;

2) разрабатывает требования по безопасности объектов систем газоснабжения;

3) осуществляет иные полномочия, предусмотренные настоящим Законом, иными законами Республики Казахстан, актами Президента Республики Казахстан и Правительства Республики Казахстан.

3. Уполномоченный орган, осуществляющий руководство в сферах естественных монополий и на регулируемых рынках:

1) утверждает нормы потребления товарного и сжиженного нефтяного газа;

2) осуществляет иные полномочия, предусмотренные настоящим Законом, иными законами Республики Казахстан, актами Президента Республики Казахстан и Правительства Республики Казахстан.

4. Уполномоченный орган, осуществляющий руководство и межотраслевую координацию в области стратегического и экономического планирования, выработки и формирования бюджетной политики:

1) согласовывает предложения по уровню предельных цен оптовой реализации товарного и сжиженного нефтяного газа на внутреннем рынке;

2) осуществляет иные полномочия, предусмотренные настоящим Законом, иными законами Республики Казахстан, актами Президента Республики Казахстан и Правительства Республики Казахстан.

5. Местные исполнительные органы областей, городов республиканского значения и столицы:

1) осуществляют контроль за соблюдением требований безопасной эксплуатации газопотребляющих систем и газового оборудования бытовых и коммунально-бытовых потребителей;

2) участвуют в реализации генеральной схемы газификации Республики Казахстан;

3) представляют в уполномоченный орган прогноз потребления сжиженного нефтяного газа на территории области, города республиканского значения, столицы;

4) представляют в уполномоченный орган сведения по реализации и потреблению сжиженного нефтяного газа на территории области, города республиканского значения, столицы;

5) резервируют в порядке, установленном законодательством Республики Казахстан, земельные участки, на которых генеральной схемой газификации Республики Казахстан предусмотрено строительство объектов систем газоснабжения;

6) предоставляют земельные участки в порядке, установленном законодательством Республики Казахстан, для строительства объектов систем газоснабжения;

7) осуществляют в интересах местного государственного управления иные полномочия, возлагаемые на местные исполнительные органы законодательством Республики Казахстан.

 

 

Глава 3. Функционирование и развитие систем газоснабжения

 

Статья 8. Единая система снабжения товарным газом

1. В целях бесперебойного обеспечения внутренних потребностей Республики Казахстан в товарном газе, безопасной эксплуатации объектов систем газоснабжения, организации непрерывного диспетчерского контроля транспортировки, хранения товарного газа и создания единой системы его учета в Республике Казахстан формируется единая система снабжения товарным газом.

2. Единая система снабжения товарным газом включает соединительные, магистральные газопроводы, хранилища товарного газа, газораспределительные и газопотребляющие системы, автогазонаполнительные компрессорные станции и иные технологические объекты, предназначенные для производства, транспортировки, хранения, реализации и потребления товарного газа.

В состав единой системы снабжения товарным газом не входят промысловые газопроводы, газопотребляющие системы бытовых и коммунально-бытовых потребителей, технологические объекты, предназначенные для производства и регазификации сжиженного природного газа, а также для перевозки, хранения, реализации и потребления сжиженного нефтяного газа.

3. Объекты единой системы снабжения товарным газом могут находиться в государственной или частной собственности.

4. Субъектами единой системы снабжения товарным газом являются:

1) национальный оператор;

2) производители товарного газа;

3) недропользователи, являющиеся собственниками товарного газа, произведенного в процессе переработки добытого ими сырого газа;

4) собственники товарного газа, произведенного за пределами территории Республики Казахстан и ввезенного для потребления на территорию Республики Казахстан;

5) собственники товарного газа, произведенного за пределами территории Республики Казахстан из сырого газа, добываемого в Республике Казахстан, на основании международных договоров Республики Казахстан;

6) газотранспортные и газораспределительные организации;

7) владельцы автогазонаполнительных компрессорных станций;

8) промышленные потребители товарного газа.

5. Уполномоченный орган ведет учет и публикует на интернет-ресурсе перечень производителей товарного газа, недропользователей, являющихся собственниками товарного газа, произведенного в процессе переработки добытого ими сырого газа, собственников товарного газа, произведенного за пределами территории Республики Казахстан и ввезенного для потребления на территорию Республики Казахстан, собственников товарного газа, произведенного за пределами территории Республики Казахстан из сырого газа, добываемого в Республике Казахстан, на основании международных договоров Республики Казахстан, газотранспортных и газораспределительных организаций.

6. Для целей эффективного функционирования единой системы снабжения товарным газом производители товарного газа, газотранспортные и газораспределительные организации обязаны соблюдать устанавливаемые технологические режимы эксплуатации объектов единой системы снабжения товарным газом.

 

Статья 9. Национальный оператор

1. Национальный оператор осуществляет следующие функции:

1) участвует в реализации государственной политики в сфере газа и газоснабжения;

2) участвует в разработке и реализации генеральной схемы газификации Республики Казахстан;

Подпункт 3 пункта 1 статьи 9 введен в действие с 1 апреля 2012 года

3) осуществляет преимущественное право государства на приобретение сырого и товарного газа в соответствии с настоящим Законом;

Подпункт 4 пункта 1 статьи 9 введен в действие с 1 апреля 2012 года

4) осуществляет приоритетное право государства на приобретение объектов единой системы снабжения товарным газом, долей в праве общей собственности на объекты единой системы снабжения товарным газом и пакетов акций (долей участия) юридических лиц - собственников объектов единой системы снабжения товарным газом в соответствии с настоящим Законом;

5) обеспечивает бесперебойную транспортировку и хранение товарного газа, в том числе путем заключения договоров с газотранспортными и газораспределительными организациями;

6) осуществляет оптовую реализацию товарного газа, а также розничную реализацию товарного газа потребителям, присоединенным к магистральным газопроводам и (или) газораспределительным системам;

7) обеспечивает централизованное оперативно-диспетчерское управление технологическим режимом работы объектов единой системы снабжения товарным газом;

8) представляет в уполномоченный орган сведения по транспортировке, хранению и реализации товарного газа на территории Республики Казахстан, по приобретению сырого и товарного газа в рамках преимущественного права государства, а также прогноз внутренних потребностей Республики Казахстан в товарном газе на предстоящий календарный год;

9) обеспечивает взаимодействие с газотранспортными системами сопредельных государств по управлению и обеспечению устойчивости режимов транспортировки товарного газа;

10) обеспечивает создание и функционирование автоматизированной системы коммерческого учета товарного газа, находящегося в единой системе снабжения товарным газом.

2. Национальный оператор обязан:

1) обеспечивать на условиях, установленных настоящим Законом, бесперебойное снабжение товарным газом потребителей, подключенных к объектам единой системы снабжения товарным газом;

2) обеспечивать строительство, эксплуатацию, модернизацию и (или) реконструкцию объектов единой системы снабжения товарным газом в соответствии с генеральной схемой газификации Республики Казахстан;

3) обеспечивать использование на объектах единой системы снабжения товарным газом, которыми владеет национальный оператор, энергосберегающих и экологически чистых технологий и оборудования.

3. Объекты единой системы снабжения товарным газом, находящиеся в собственности национального оператора или газотранспортных и (или) газораспределительных организаций, пятьдесят и более процентов голосующих акций (долей участия) которых принадлежат национальному оператору, могут отчуждаться по согласованию с уполномоченным органом.

 

Статья 10. Системы снабжения сжиженным нефтяным газом

1. Системы снабжения сжиженным нефтяным газом представляют собой совокупность газонаполнительных станций, газонаполнительных пунктов, групповых резервуарных установок, газопотребляющих систем, автогазозаправочных станций и иных технологических объектов, предназначенных для перевозки, хранения, реализации и потребления сжиженного нефтяного газа.

2. Объекты систем снабжения сжиженным нефтяным газом могут находиться в государственной или частной собственности.

3. Субъектами систем снабжения сжиженным нефтяным газом являются:

1) производители сжиженного нефтяного газа;

2) собственники сжиженного нефтяного газа, произведенного в процессе переработки принадлежащего им на праве собственности или иных законных основаниях углеводородного сырья;

3) собственники сжиженного нефтяного газа, произведенного за пределами территории Республики Казахстан и ввезенного для потребления на территорию Республики Казахстан;

4) газосетевые организации;

5) владельцы газонаполнительных пунктов и автогазозаправочных станций;

6) промышленные потребители сжиженного нефтяного газа.

4. Уполномоченный орган ведет учет и публикует на интернет-ресурсе перечень производителей сжиженного нефтяного газа, собственников сжиженного нефтяного газа, произведенного в процессе переработки принадлежащего им на праве собственности или иных законных основаниях углеводородного сырья, собственников сжиженного нефтяного газа, произведенного за пределами территории Республики Казахстан и ввезенного для потребления на территорию Республики Казахстан, газосетевых организаций и промышленных потребителей сжиженного нефтяного газа.

 

Статья 11. Генеральная схема газификации Республики Казахстан

1. Газификация территории Республики Казахстан осуществляется в соответствии с генеральной схемой газификации Республики Казахстан.

2. Генеральная схема газификации Республики Казахстан разрабатывается с учетом приоритетности обеспечения внутренних потребностей Республики Казахстан в товарном и сжиженном нефтяном газе на основе прогнозного баланса производства, реализации и потребления товарного и сжиженного нефтяного газа.

3. Генеральная схема газификации Республики Казахстан содержит схему размещения объектов систем газоснабжения, перечень и техническую характеристику планируемых к строительству, модернизации и (или) реконструкции объектов систем газоснабжения, необходимые финансовые ресурсы и их источники, перспективные ресурсы товарного и сжиженного нефтяного газа, а также схему поставок газа по существующим и планируемым к строительству объектам систем газоснабжения.

4. Генеральная схема газификации Республики Казахстан разрабатывается с учетом приоритета использования бытовыми и коммунально-бытовыми потребителями товарного газа, в том числе полученного в процессе регазификации сжиженного природного газа.

См. Правила подготовки генеральной схемы газификации Республики Казахстан.

5. Финансирование реализации генеральной схемы газификации Республики Казахстан осуществляется за счет доходов национального оператора, бюджетных средств и иных источников, не запрещенных законодательством Республики Казахстан.

6. Резервирование земельных участков для реализации генеральной схемы газификации осуществляется в порядке, установленном Земельным кодексом Республики Казахстан.

 

Статья 12. Проектирование, строительство, модернизация и (или) реконструкция объектов систем газоснабжения

1. Проекты строительства, модернизации и (или) реконструкции магистральных газопроводов согласовываются с уполномоченным органом и иными государственными органами в соответствии с законодательством Республики Казахстан об архитектурной, градостроительной и строительной деятельности.

2. Проекты строительства, модернизации и (или) реконструкции газораспределительных систем и объектов систем снабжения сжиженным нефтяным газом согласовываются с уполномоченным органом в области коммунального хозяйства.

3. Решение о строительстве экспортных и (или) транзитных газопроводов принимается Правительством Республики Казахстан.

4. Технические условия на подключение к магистральному газопроводу, газораспределительной системе или групповой резервуарной установке выдаются эксплуатирующей такой объект газотранспортной либо газораспределительной или газосетевой организацией. При этом выданные технические условия являются основанием для проектирования вновь строящихся, модернизируемых и (или) реконструируемых объектов систем газоснабжения.

5. Расходы, связанные с подключением объектов систем газоснабжения к магистральному газопроводу, газораспределительной системе или групповой резервуарной установке, производятся за счет владельцев подключаемых объектов систем газоснабжения.

6. Вновь присоединяемое и реконструируемое газовое оборудование потребителей должно быть выполнено в соответствии с техническими регламентами и нормативно-техническими документами, а также обеспечено проектной документацией.

 

Статья 13. Регулирование землепользования при строительстве и эксплуатации объектов систем газоснабжения

1. Земли, предоставляемые для строительства и эксплуатации объектов систем газоснабжения, должны соответствовать градостроительным и экологическим требованиям, установленным законодательством Республики Казахстан.

2. Собственник или землепользователь обязан предоставить заинтересованным физическим и юридическим лицам право ограниченного целевого пользования земельным участком, на который ему принадлежит право собственности или землепользования в соответствии с законодательством Республики Казахстан, для доступа к объектам систем газоснабжения.

3. Для выполнения работ по капитальному ремонту, обслуживанию, модернизации и (или) реконструкции объектов систем газоснабжения организации, эксплуатирующей данные объекты, предоставляются земельные участки во временное землепользование в соответствии с Земельным кодексом Республики Казахстан.

 

 

Глава 4. Правовые основы газоснабжения

 

Статья 14 введена в действие с 1 апреля 2012 года

Статья 14. Приоритетное право государства в сфере газа и газоснабжения

1. В целях обеспечения энергетической безопасности и удовлетворения внутренних потребностей в товарном газе Республика Казахстан имеет приоритетное перед другими лицами право на приобретение отчуждаемых объектов единой системы снабжения товарным газом, долей в праве общей собственности на объекты единой системы снабжения товарным газом и пакетов акций (долей участия) юридических лиц-собственников объектов единой системы снабжения товарным газом (далее - приоритетное право государства).

2. Реализация приоритетного права государства в отношении объектов, отнесенных в соответствии с гражданским законодательством Республики Казахстан к стратегическим объектам, осуществляется в соответствии с Законом Республики Казахстан «О государственном имуществе».

Редакция документа

Укажите название закладки

Создать новую папку