Утратили силу в соответствии с постановлением Правительства РК от 2 июня 2025 года № 400
Утверждены
постановлением Правительства
Республики Казахстан
от 17 сентября 2024 года № 754
Правила субсидирования ставки купонного вознаграждения по облигациям, выпущенным субъектами предпринимательства
1. Настоящие Правила субсидирования ставки купонного вознаграждения по облигациям, выпущенным субъектами предпринимательства (далее - Правила субсидирования ставки купонного вознаграждения), разработаны в соответствии с пунктом 3 статьи 94 Предпринимательского кодекса Республики Казахстан (далее - Кодекс) и определяют условия и механизм субсидирования части ставки купонного вознаграждения по облигациям или исламским ценным бумагам, выпущенным субъектами предпринимательства.
2. В настоящих Правилах субсидирования ставки купонного вознаграждения используются следующие основные понятия:
1) пополнение оборотных средств - целевое назначение денежных средств, полученных в результате размещения ценных бумаг предпринимателя, связанное с заявленной деятельностью предпринимателя и исключающее оплату налоговых обязательств, пенсионных и социальных отчислений, таможенных платежей/сборов/пошлин;
2) международный финансовый центр «Астана» (далее - МФЦА) - территория в пределах города Астаны с точно обозначенными границами, определяемыми Президентом Республики Казахстан, в которой действует особый правовой режим в финансовой сфере;
3) фондовая биржа МФЦА - юридическое лицо в организационно-правовой форме акционерного общества, осуществляющее организационное и техническое обеспечение торгов финансовыми инструментами в МФЦА;
4) регистратор фондовой биржи МФЦА - зарегистрированная в соответствии с действующим правом МФЦА частная компания, деятельность которой заключается в предоставлении услуг по формированию и ведению реестра ценных бумаг;
5) уполномоченный орган МФЦА по регулированию финансовых услуг - независимый уполномоченный орган, осуществляющий регулирование финансовых услуг в юрисдикции МФЦА;
6) акт фондовой биржи МФЦА по выпуску облигаций - нормативный документ в рамках биржевого регулирования МФЦА, регламентирующий порядок выпуска облигаций на фондовой бирже МФЦА;
7) акт фондовой биржи МФЦА по выпуску исламских ценных бумаг - нормативный документ в рамках биржевого регулирования МФЦА, регламентирующий порядок выпуска исламских ценных бумаг на фондовой бирже МФЦА;
8) центральный депозитарий фондовой биржи МФЦА - зарегистрированная в соответствии с действующим правом МФЦА частная компания, осуществляющая депозитарную деятельность на основании лицензии, выданной уполномоченным органом МФЦА по регулированию финансовых услуг;
9) правила центрального депозитария фондовой биржи МФЦА - документ, определяющий условия и порядок взаимоотношений центрального депозитария фондовой биржи МФЦА с субъектами рынка ценных бумаг;
10) уполномоченный орган по государственному регулированию рынка ценных бумаг - государственный орган, осуществляющий государственное регулирование, контроль и надзор финансового рынка и финансовых организаций;
11) размещение ценных бумаг - продажа ценных бумаг/исламских ценных бумаг с субсидируемой ставкой купонного вознаграждения на первичном рынке ценных бумаг;
12) ранее утвержденная программа поддержки предпринимательства/ранее утвержденные программы поддержки предпринимательства - Государственная программа поддержки и развития бизнеса «Дорожная карта бизнеса-2020», утвержденная постановлением Правительства Республики Казахстан от 25 августа 2018 года № 522, Государственная программа поддержки и развития бизнеса «Дорожная карта бизнеса-2025», утвержденная постановлением Правительства Республики Казахстан от 24 декабря 2019 года № 968, Национальный проект по развитию предпринимательства на 2021 - 2025 годы, утвержденный постановлением Правительства Республики Казахстан от 12 октября 2021 года № 728, совместный приказ Министра торговли и интеграции Республики Казахстан от 21 ноября 2023 года № 410-НҚ, Министра энергетики Республики Казахстан от 22 ноября 2023 года № 412, Министра туризма и спорта Республики Казахстан от 22 ноября 2023 года № 299, Министра экологии и природных ресурсов Республики Казахстан от 22 ноября 2023 года № 327, Министра сельского хозяйства Республики Казахстан от 22 ноября 2023 года № 401, Министра культуры и информации Республики Казахстан от 22 ноября 2023 года № 450-НҚ, Министра водных ресурсов и ирригации Республики Казахстан от 22 ноября 2023 года № 16, исполняющего обязанности Министра транспорта Республики Казахстан от 23 ноября 2023 года № 91, Министра промышленности и строительства Республики Казахстан от 23 ноября 2023 года № 84, Министра просвещения Республики Казахстан от 23 ноября 2023 года № 347, Министра цифрового развития, инноваций и аэрокосмической промышленности Республики Казахстан от 23 ноября 2023 года № 572/НҚ, Министра науки и высшего образования Республики Казахстан от 23 ноября 2023 года № 598 и исполняющего обязанности Министра здравоохранения Республики Казахстан от 23 ноября 2023 года № 167 «Об утверждении правил, форм государственной финансовой поддержки, отраслей экономики, в которых осуществляют деятельность субъекты частного предпринимательства, подлежащие государственной поддержке» (зарегистрирован в реестре государственной регистрации нормативных правовых актов за № 33681);
13) «зеленые» проекты - определенные на основе утвержденной классификации (таксономии) проекты, направленные на повышение эффективности использования существующих природных ресурсов, снижение уровня негативного воздействия на окружающую среду, повышение энергоэффективности, энергосбережения, смягчение последствий изменения климата и адаптацию к изменению климата, согласно экологическому законодательству Республики Казахстан;
14) «зеленая» облигация - долговой инструмент с фиксированным доходом, выпускаемый субъектами предпринимательства в соответствии с законодательством Республики Казахстан и включенный в официальный список фондовой биржи, и (или) выпущенный в соответствии с актами МФЦА и включенный в официальный список фондовой биржи МФЦА для привлечения денежных средств в целях финансирования реализации «зеленых» проектов;
15) принципы «зеленых» облигаций - международный добровольный стандарт выпуска «зеленых» облигаций, разработанный международной ассоциацией рынков капитала, и (или) стандарт климатических бондов инициативы климатических бондов (Climate Bond Initiative);
16) «зеленая» таксономия - классификация «зеленых» проектов, подлежащих финансированию через «зеленые» облигации и «зеленые» кредиты, согласно экологическому законодательству Республики Казахстан;
17) проект (бизнес-проект) - совокупность действий и мероприятий в различных направлениях предпринимательской деятельности, осуществляемых предпринимателем в качестве инициативной деятельности, направленной на получение дохода и не противоречащей законодательству Республики Казахстан;
18) инвестиции - приобретение и (или) строительство, и (или) модернизация, и (или) реконструкция, и (или) капитальный ремонт основных средств, приобретение биологических и (или) нематериальных активов (расходы по налогу на добавленную стоимость, включенные в стоимость основных средств/биологических/материальных/нематериальных активов согласно счетам к оплате, связанные с указанными в данном определении целями, также относятся к инвестициям);
19) исламские ценные бумаги - эмиссионные ценные бумаги, условия выпуска которых соответствуют принципам исламского финансирования, удостоверяющие право на владение неделимой долей на материальные активы и (или) право на распоряжение активами и (или) доходами от их использования, услугами или активами конкретных проектов, для финансирования которых были выпущены данные ценные бумаги;
20) погашение исламских ценных бумаг - выплата в сроки, установленные проспектом выпуска исламских ценных бумаг, за счет выделенных активов суммы денег, соответствующей доле, пропорциональной соотношению количества исламских ценных бумаг, принадлежащих держателю, к общему количеству исламских ценных бумаг данного выпуска;
21) держатель исламских ценных бумаг - лицо, зарегистрированное в системе реестров держателей ценных бумаг или системе учета номинального держания, обладающее правами по исламским ценным бумагам с субсидируемой ставкой купонного вознаграждения;
22) проспект выпуска исламских ценных бумаг - документ, содержащий сведения об эмитенте, его финансовом состоянии, предполагаемых к продаже исламских ценных бумагах, объеме выпуска, количестве исламских ценных бумаг в выпуске, процедуре и порядке их выпуска, размещения, обращения, выплаты вознаграждения, погашения и другую информацию, которая влияет на решение инвестора о покупке исламских ценных бумаг;
23) предприниматель - субъект малого и (или) среднего предпринимательства, осуществляющий свою деятельность в приоритетных видах экономической деятельности по перечню согласно приложению 1 к настоящим Правилам субсидирования ставки купонного вознаграждения, а также выпускающий финансовые инструменты в виде облигаций или исламских ценных бумаг в соответствии с Гражданским кодексом Республики Казахстан или действующим правом МФЦА;
24) субсидирование части ставки купонного вознаграждения - форма государственной финансовой поддержки эмитентов, используемая для частичного возмещения расходов, оплачиваемых эмитентом держателю облигации с субсидируемой ставкой купонного вознаграждения или держателю исламских ценных бумаг с субсидируемой ставкой купонного вознаграждения;
25) ставка купонного вознаграждения - выраженный в процентах размер купонного вознаграждения, который установлен проспектом выпуска облигаций и подлежащий выплате на периодической основе держателю облигации за пользование деньгами, полученными эмитентом вследствие размещения облигации;
26) облигации с субсидируемой ставкой купонного вознаграждения - облигации, в том числе «зеленые» облигации, выпущенные эмитентом и включенные в официальный список ценных бумаг фондовой биржи и (или) официальный список фондовой биржи МФЦА, по которым финансовым агентством осуществляется субсидирование части ставки купонного вознаграждения;
27) исламские ценные бумаги с субсидируемой ставкой купонного вознаграждения - исламские ценные бумаги, выпущенные эмитентом и включенные в официальный список ценных бумаг фондовой биржи и (или) официальный список фондовой биржи МФЦА, по которым финансовым агентством осуществляется субсидирование части ставки купонного вознаграждения;
28) рефинансирование - замещение за счет средств, полученных эмитентом в результате размещения ценных бумаг, ранее возникших денежных обязательств эмитента (кредита/кредитов), при этом в сумму рефинансирования входит только основной долг без учета вознаграждения, штрафов, пени и иных платежей, связанных с взысканием задолженности, как в судебном, так и во внесудебном порядке;
29) финансовое агентство - акционерное общество «Фонд развития предпринимательства «Даму»;
30) уполномоченный орган финансового агентства - постоянно действующий коллегиальный орган, осуществляющий свою деятельность в пределах полномочий, предоставленных ему уставом финансового агентства, кредитной политикой финансового агентства и закрепленных внутренними документами финансового агентства;
31) финансовая автоматизированная система транспорта информации (далее - ФАСТИ) - специальный канал связи, обладающий защитой от несанкционированного доступа к отправляемой документации;
32) финансовый консультант - организация, предоставляющая эмитенту в соответствии с заключенным договором консультационные услуги по вопросу включения ценных бумаг эмитента в официальный список фондовой биржи и фондовой биржи МФЦА;
33) фондовая биржа - юридическое лицо, созданное в организационно-правовой форме акционерного общества, не менее двадцати пяти процентов от общего количества голосующих акций которого принадлежат Национальному Банку Республики Казахстан, осуществляющее организационное и техническое обеспечение торгов путем их непосредственного проведения с использованием торговых систем данного организатора торгов;
34) листинг - включение ценных бумаг в категорию и (или) сектор официального списка ценных бумаг фондовой биржи и (или) официальный список фондовой биржи МФЦА для включения и нахождения, в которых внутренними документами фондовой биржи и (или) фондовой биржи МФЦА установлены специальные (листинговые) требования к ценным бумагам и их эмитентам;
35) целевое использование - использование эмитентом денежных средств, полученных в результате размещения ценных бумаг на цели, соответствующие условиям настоящих Правил субсидирования ставки купонного вознаграждения (целевое использование подтверждается соответствующими документами, которые в совокупности подтверждают оплату, получение и использование предпринимателем в полном объеме актива/работ/услуг и (или) достижение других целей, в соответствии с условиями настоящих Правил субсидирования ставки купонного вознаграждения);
36) держатель облигации - лицо, зарегистрированное в системе реестров держателей ценных бумаг или системе учета номинального держания, обладающее правами по облигациям с субсидируемой ставкой купонного вознаграждения;
37) проспект выпуска облигаций/частный меморандум (далее - проспект выпуска облигаций) - документ, содержащий сведения об эмитенте, его финансовом состоянии, предполагаемых к продаже облигациях, объеме выпуска, количестве облигаций в выпуске, процедуре и порядке их выпуска, размещения, обращения, выплаты вознаграждения, погашения и другую информацию, которая влияет на решение инвестора о покупке облигации;
38) погашение облигаций - действия эмитента по изъятию из обращения размещенных облигаций с субсидируемой ставкой купонного вознаграждения путем выплаты вознаграждения и номинальной стоимости (без цели последующей продажи) облигации в порядке, установленном проспектом выпуска облигаций;
39) представитель держателей облигаций - организация, действующая в интересах держателей облигаций на основании договора, заключенного с эмитентом, в процессе обращения облигаций на вторичном рынке ценных бумаг, выплаты вознаграждения по облигациям и их погашения;
40) центральный депозитарий - специализированное некоммерческое акционерное общество, осуществляющее виды деятельности, предусмотренные Законом Республики Казахстан «О рынке ценных бумаг»;
41) свод правил центрального депозитария - документ, определяющий условия и порядок взаимоотношений центрального депозитария с субъектами рынка ценных бумаг;
42) региональный координатор - определяемое акимом области (столицы, городов республиканского значения) структурное подразделение местного исполнительного органа в сфере предпринимательства;
43) договор субсидирования - двустороннее письменное соглашение, заключаемое между финансовым агентством и эмитентом, по условиям которого финансовое агентство субсидирует часть ставки купонного вознаграждения по облигациям, в том числе «зеленым» облигациям, исламским ценным бумагам, выпущенным субъектами частного предпринимательства в соответствии с законодательством Республики Казахстан и включенным в официальный список фондовой биржи, а также в соответствии с актами МФЦА и официальный список фондовой биржи МФЦА;
44) ставка вознаграждения - выраженный в процентах размер вознаграждения, который установлен проспектом выпуска облигаций или исламских ценных бумаг, подлежащий выплате на периодической основе держателю облигации или исламских ценных бумаг за пользование деньгами, полученными эмитентом вследствие размещения облигации или исламских ценных бумаг;
45) внешняя оценка (по проекту, финансируемому через выпуск «зеленой» облигации) - процедура оценки соответствия «зеленых» облигаций ключевым элементам принципов «зеленых» облигаций Международной ассоциации рынков капитала и других признанных стандартов в области «зеленых» облигаций, включая проверку соответствия «зеленого» проекта подсекторам проектов «зеленой» таксономии в части соблюдения предусмотренных «зеленой» таксономией пороговых значений;
46) провайдер внешней оценки - организация, осуществляющая независимую оценку по намечаемому к реализации или реализуемому «зеленому» проекту, финансируемому через выпуск «зеленой» облигации, с подготовкой соответствующего заключения;
47) уполномоченный орган - уполномоченный орган по предпринимательству;
48) аффилированные/связанные лица - физические и юридические лица в соответствии с пунктами 1, 1-1 и 2 статьи 64 Закона Республики Казахстан «Об акционерных обществах», пунктами 1 и 2 статьи 12-1 Закона Республики Казахстан «О товариществах с ограниченной и дополнительной ответственностью»;
49) международный идентификационный номер (далее - ISIN) - буквенно-цифровой код, присваиваемый центральным депозитарием ценным бумагам и другим финансовым инструментам в целях их идентификации и систематизации учета;
50) эмитент - предприниматель, осуществляющий выпуск облигаций с субсидируемой ставкой купонного вознаграждения или исламских ценных бумаг с субсидируемой ставкой купонного вознаграждения;
51) экономическая нецелесообразность - отсутствие эффективности от планируемого проекта, в том числе не исполнение критерия по созданию рабочих мест и (или) увеличению налогов, несоответствия цели проекта заявленному коду Общего классификатора видов экономической деятельности (далее - ОКЭД) и иных требований.
3. Субсидирование части ставки купонного вознаграждения по облигациям эмитентов, в том числе «зеленым» облигациям или исламским ценным бумагам, включенным в официальный список ценных бумаг фондовой биржи и (или) фондовой биржи МФЦА, осуществляется в рамках настоящих Правил субсидирования ставки купонного вознаграждения.
4. Субсидирование части ставки купонного вознаграждения по облигациям эмитентов, в том числе по «зеленым» облигациям или исламским ценным бумагам, используется для возмещения части расходов, выплачиваемых эмитентами в виде вознаграждения по облигациям, исламским ценным бумагам, и осуществляется через эффективные механизмы взаимодействия государства с предпринимателями.
5. Услуги финансового агентства оплачиваются уполномоченным органом за счет средств республиканского бюджета.
6. Средства, предусмотренные для субсидирования части ставки купонного вознаграждения, перечисляются за счет средств республиканского бюджета уполномоченным органом в финансовое агентство на специальный счет финансового агентства на основе договора на перечисление средств, заключаемого между ними.
Средства, предусмотренные для субсидирования части ставки купонного вознаграждения за счет средств местного бюджета, перечисляются региональным координатором в финансовое агентство на основе заключаемого договора субсидирования ставки купонного вознаграждения по облигациям, выпущенным субъектами предпринимательства в соответствии с типовой формой договора о субсидировании и гарантировании, утвержденной уполномоченным органом.
Распределение бюджета для субсидирования ставки купонного вознаграждения в рамках новых проектов, утвержденных в соответствующем финансовом году, осуществляется:
на обрабатывающую промышленность до 50 % бюджетных средств;
на деятельность по предоставлению услуг, в том числе в сфере торговой деятельности, до 30 % бюджетных средств;
на деятельность субъектов микро- и малого предпринимательства до 20 % бюджетных средств.
При этом средства, распределенные и не использованные на 1 сентября финансового года в рамках поддержки проектов в обрабатывающей промышленности и/или на предоставление услуг и в сфере торговой деятельности, и/или субъектов микропредпринимательства, перераспределяются финансовым агентством между собой в зависимости от потребности в субсидировании.
7. Финансирование мер поддержки в форме субсидирования части ставки купонного вознаграждения осуществляется за счет средств республиканского и (или) местного бюджетов.
Средства из республиканского и/или местного бюджетов и/или Национального фонда Республики Казахстан, выделенные на субсидирование в рамках ранее действовавших программ поддержки предпринимательства/настоящих Правил субсидирования ставки купонного вознаграждения, допускаются к использованию на субсидирование и/или гарантирование проектов в зависимости от потребности средств.
Глава 2. Порядок субсидирования ставки купонного вознаграждения по облигациям, выпущенным субъектами предпринимательства
Параграф 1. Условия и требования к эмитентам
8. Участниками в рамках настоящих Правил субсидирования ставки купонного вознаграждения являются эмитенты, осуществляющие выпуск и размещение облигаций или исламских ценных бумаг для реализации проектов в приоритетных видах экономической деятельности, по перечню согласно приложению 1 к настоящим Правилам субсидирования ставки купонного вознаграждения.
9. Участниками в рамках настоящих Правил субсидирования ставки купонного вознаграждения также являются эмитенты, осуществляющие выпуск и размещение «зеленых» облигаций в соответствии с законодательством Республики Казахстан и (или) актами МФЦА для финансирования реализации «зеленых» проектов.
10. Участниками в рамках настоящих Правил субсидирования ставки купонного вознаграждения не являются:
1) эмитенты, осуществляющие выпуск/реализацию подакцизных товаров/продукции, за исключением проектов, предусматривающих выпуск моторных транспортных средств и спиртосодержащей продукции медицинского назначения (кроме бальзамов), зарегистрированной в соответствии с законодательством Республики Казахстан в качестве лекарственного средства;
2) эмитенты, реализующие проекты в металлургической промышленности, которые включены в перечень крупных налогоплательщиков;
3) эмитенты, планирующие реализовать проект в горнодобывающей промышленности и разработке карьеров, за исключением проектов на разработку гравийных и песчаных карьеров;
4) эмитенты, учредителями (в том числе участниками, акционерами) которых являются государственные предприятия/учреждения, национальные управляющие холдинги, национальные компании и организации, пятьдесят и более процентов акций (долей участия в уставном капитале) которых прямо или косвенно принадлежат государству, национальному управляющему холдингу, национальному холдингу, национальной компании на момент рассмотрения заявки уполномоченным органом финансового агентства, аффилированные с ними лица, а также предприниматели, форма собственности которых оформлена как частное учреждение согласно статье 10 Закона Республики Казахстан «О некоммерческих организациях»;
5) проекты эмитентов, реализуемые по видам деятельности, указанным в пункте 4 статьи 24 Кодекса (действие настоящего подпункта распространяется на отношения, возникшие с 20 апреля 2020 года);
6) эмитенты, форма собственности которых оформлена как частное учреждение в соответствии с законодательством Республики Казахстан;
7) эмитенты, осуществившие и/или планирующие осуществить продажу/дарение/передачу в доверительное управление/аренду/безвозмездное пользование актива лицу, у которого он был приобретен за счет кредита/микрокредита, в том числе совершающие и/или планирующие в будущем реорганизацию предприятия предпринимателя в форме присоединения к данному лицу или слияния с данным лицом (при выявлении в ходе мониторинга проектов, указанных в настоящем подпункте случаев, субсидирование прекращается и возврату подлежат ранее выплаченные субсидии);
8) эмитенты, прекратившие или приостановившие деятельность как субъект частного предпринимательства.
11. Субсидированию в рамках настоящих Правил субсидирования ставки купонного вознаграждения не подлежит ставка купонного вознаграждения по ценным бумагам/исламским ценным бумагам:
1) эмитентом которых являются государственные институты развития;
2) ставка купонного вознаграждения по которым была удешевлена за счет бюджетных средств, за исключением выпущенных ценных бумаг, ставка вознаграждения которых была удешевлена в рамках реализации настоящих Правил субсидирования ставки купонного вознаграждения;
3) направленные на выкуп долей, акций организаций, а также предприятий как имущественного комплекса;
4) в виде овердрафта;
5) по возвратному, вторичному или сублизингу;
6) выпущенным для реализации деятельности ломбардов, микрофинансовых, факторинговых организаций и лизинговых компаний;
7) выпущенным для приобретения у аффилированных/связанных лиц основных средств, товаров в виде объектов недвижимости, активов, работ и услуг, за исключением:
строительства (в том числе расширения, модернизации, технического обновления, реконструкции, реставрации, капитального ремонта) новых и (или) существующих объектов (зданий, сооружений и их комплексов, коммуникаций), в случае наличия подтверждающего документа на осуществление аффилированным/связанным лицом деятельности по строительству;
приобретения товаров, работ и услуг у аффилированных/связанных лиц, являющихся официальными дистрибьюторами на территории Республики Казахстан;
приобретения товаров, сырья и/или материалов, у аффилированных/связанных лиц, в случае если такой товар, сырье и/или материалы произведены аффилиированным/связанным лицом;
8) выпущенным для приобретения легковых автомобилей (за исключением автомобилей, предназначенных для перевозки грузов, имеющих кузов или грузовую платформу, обособленную от кабины), в том числе на деятельность по коду ОКЭД 49.32 «Деятельность такси» (за исключением «зеленых» проектов, а также проектов, направленных на приобретение легковых автомобилей отечественных производителей стоимостью не более 10 (десять) миллионов тенге за 1 (один) единицу по заявкам до 31 декабря 2024 года включительно), на предоставление в аренду и лизинг легковых автомобилей по коду ОКЭД 77.11 «Аренда и лизинг легковых автомобилей и легких автотранспортных средств» (за исключением предоставления в аренду и лизинг легковых автомобилей отечественных производителей стоимостью не более 10 (десять) миллионов тенге за 1 (один) единицу по заявкам до 31 декабря 2024 года включительно);
9) выпущенным для осуществления операций с недвижимым имуществом (приобретение/аренда/субаренда апартаментов, квартир, жилых домов, земельных участков по индивидуальному жилищному строительству), за исключением случаев дошкольного образования или образования детей младшего возраста (коды ОКЭД 85.10 «Дошкольное образование» и 88.91 «Дневной уход за детьми»), а также когда целевое назначение будет изменено на бизнес-цели (за исключением сдачи в аренду/субаренду апартаментов, квартир, жилых домов, земельных участков по индивидуальному жилищному строительству) в течение одного года с даты первого решения уполномоченного органа финансового агентства (допускается предоставление дополнительного срока на основании решения уполномоченного органа финансового агентства не более чем на 1 (один) финансовый год после истечения срока, установленного настоящими Правилами субсидирования ставки купонного вознаграждения);
10) выпущенным для приобретения готового и веденного в эксплуатацию/действующего проекта, ранее получавшего субсидирование и/или гарантирование, без дополнительной модернизации менее 20 % от приобретаемого проекта;
11) выпущенным для оплаты налоговых обязательств, пенсионных и социальных отчислений, таможенных платежей и сборов;
12) выпущенным для реализации проектов с экономической нецелесообразностью;
13) выпущенным на приобретение/предоставление в аренду электросамокатов.
Параграф 2. Условия субсидирования
12. Суммарная номинальная стоимость выпуска облигаций или исламских ценных бумаг эмитента, по которым осуществляется субсидирование части ставки купонного вознаграждения, не превышает 5 (пять) миллиардов тенге на одного эмитента без учета задолженности по финансированию аффилированных/связанных с ним лиц/компаний и кредитов, по которым осуществляется субсидирование части ставки вознаграждения в рамках иных направлений.
Одним бизнес-проектом считается совокупность двух и более проектов, соответствующих следующим 2 (два) критериям одновременно:
проект реализуется как один объект (является единым зданием/сооружением/объектом неразрывно связанным физически или технологически);
проект реализуется в рамках одного подкласса ОКЭД.
С суммой свыше 500 (пятьсот) миллионов тенге (при расчете общей суммы задолженности учитываются все действующие выпущенные ценные бумаги по проектам предпринимателя) для одного эмитента без учета задолженности по выпущенным ценным бумагам аффилированных/связанных с ним лиц/компаний, предъявляется требование по запрету на выплаты дивидендов в период субсидирования. В случае неисполнения условий настоящего абзаца выплата субсидий прекращается, и предприниматель возмещает сумму выплаченных субсидий в полном объеме.
При финансировании проектов по строительству и (или) реконструкции и оснащению оборудованием гостиниц категории «3», «4» и «5» звезд, реализуемых в областных центрах и использующих франшизы в сфере гостиничного бизнеса международных гостиничных сетей, имеющих не менее 1000 (одна тысяча) гостиничных объектов в десяти и более странах мира, в рамках ОКЭД 55.10 (предоставление услуг гостиницами и аналогичными местами для проживания) суммарная номинальная стоимость выпуска облигаций или исламских ценных бумаг эмитента составляет не более 7 (семь) миллиардов тенге на одного эмитента без учета задолженности по финансированию аффилированных/связанных с ним лиц/компаний, со сроком не более 10 (десять) лет без права пролонгации срока субсидирования. Данное условие не распространяется на проекты, предусмотренные ОКЭД 55.10 (предоставление услуг гостиницами и аналогичными местами для проживания), 55.20 (предоставление жилья на выходные дни и прочие периоды краткосрочного проживания), 55.30 (предоставление услуг кемпингами, стоянками для автофургонов и автоприцепов для жилья) перечня приоритетных видов экономической деятельности согласно приложению 1 к настоящим Правилам ставки купонного вознаграждения.
При наличии инвестиционных преференций по строительству и (или) реконструкции и оснащению оборудованием гостиниц категории «3», «4» и «5» звезд, реализуемых в областных центрах и использующих франшизы в сфере гостиничного бизнеса международных гостиничных сетей, имеющих не менее 1000 (одна тысяча) гостиничных объектов в десяти и более странах мира, в рамках ОКЭД 55.10, требование об увеличении уплачиваемых налогов (корпоративный подоходный налог/индивидуальный подоходный налог) на 10 % после 2 (два) финансовых лет не распространяется.
13. Субсидирование части ставки купонного вознаграждения осуществляется по облигациям или исламским ценным бумагам, выпущенным в соответствии с законодательством Республики Казахстан и включенным в официальный список фондовой биржи, и/или выпущенным в соответствии с актами МФЦА и включенным в официальный список фондовой биржи МФЦА, для финансирования реализации новых эффективных инвестиционных проектов, а также проектов, направленных на модернизацию и расширение производства, и рефинансирование текущих обязательств, за исключением облигаций, или исламским ценным бумагам, по которым в проспекте выпуска облигаций или исламских ценных бумаг указано, что целевым назначением использования денег, полученных от размещения облигаций или исламских ценных бумаг, являются:
1) выкуп долей, акций организаций, а также предприятий как имущественных комплексов;
2) пополнение оборотных средств, за исключением случаев, когда пополнение оборотных средств осуществляется в рамках выпуска облигаций или исламских ценных бумаг на приобретение и (или) модернизацию основных средств, и (или) расширение производства, но не более 30 % от суммарной номинальной стоимости выпуска облигаций.
Допускается субсидирование части ставки купонного вознаграждения по облигациям или исламским ценным бумагам, выпущенным эмитентом, на пополнение оборотных средств до 500 (пятьсот) миллионов тенге для одного эмитента без учета задолженности по финансированию аффилированных/связанных с ним лиц/компаний.
Под новыми эффективными инвестиционными проектами, а также проектами, направленными на модернизацию, расширение производства, понимаются проекты эмитентов, предусматривающие обязательное увеличение уплачиваемых налогов (корпоративный подоходный налог/индивидуальный подоходный налог) на 10 % после 2 (два) финансовых лет с даты решения финансового агентства.
Эмитент также подтверждает рост фонда оплаты труда с сохранением рабочих мест или увеличение среднегодовой численности рабочих мест на основе данных налоговой декларации, в том числе данных по обязательным пенсионным взносам и (или) социальным отчислениям, на 10 % после 2 (два) финансовых лет с даты решения финансового агентства.
При этом вышеуказанные показатели подтверждаются предпринимателем, который непосредственно получал/получает поддержку в виде субсидирования.
На проекты эмитента, направленные на пополнение оборотных средств, а также рефинансирование текущих обязательств, требования, предусмотренные в-третьих и четвертых частях настоящего пункта, не распространяются.
14. Субсидирование части ставки купонного вознаграждения осуществляется по «зеленым» облигациям, выпущенным в соответствии с законодательством Республики Казахстан и включенным в официальный список фондовой биржи, а также выпущенным в соответствии с актами МФЦА и включенным в официальный список фондовой биржи МФЦА, по которым в проспекте выпуска указано, что целевым назначением использования денег, полученных от размещения облигаций, являются финансирование или рефинансирование новых и (или) существующих «зеленых» проектов.
15. Субсидирование части ставки купонного вознаграждения, выдаваемое на реализацию «зеленых» облигаций, предусматривает достижение реализуемых проектов порогового значения (при наличии порогового критерия по подсектору «зеленой» таксономии) после 2 (два) финансовых лет с даты заключения договора субсидирования (продление срока исполнения данного критерия осуществляется на основании решения финансового агентства при наличии объективных причин, определенных внешней оценкой).
16. Субсидирование части ставки купонного вознаграждения по облигациям или исламским ценным бумагам, осуществляется при условии, что размер ставки купонного вознаграждения по облигациям или исламским ценным бумагам не превышает общей величины базовой ставки, установленной Национальным Банком Республики Казахстан и увеличенной на 5 % по облигациям со сроком обращения не более 5 (пять) лет включительно.
При этом 6 % из указанной общей величины оплачивается предпринимателем, а разница субсидируется государством.
При финансировании проектов по строительству и (или) реконструкции и оснащению оборудованием гостиниц категории «3», «4» и «5» звезд, реализуемых в областных центрах и использующих франшизы в сфере гостиничного бизнеса международных гостиничных сетей, имеющих не менее 1000 (одна тысяча) гостиничных объектов в десяти и более странах мира, в рамках ОКЭД 55.10 (предоставление услуг гостиницами и аналогичными местами для проживания) субсидирование части ставки купонного вознаграждения осуществляется при условии, что размер ставки купонного вознаграждения по облигациям или исламским ценным бумагам не превышает общей величины базовой ставки, установленной Национальным Банком Республики Казахстан и увеличенной на 5 % по облигациям, из которых 6 % оплачивает предприниматель, а разница субсидируется государством.
17. Субсидированию подлежит только ставка вознаграждения, начисленная по размещенным облигациям (за минусом выкупленных эмитентом) или размещенным исламским ценным бумагам (за минусом выкупленных эмитентом).
18. Внесение изменений и дополнений в проспекты выпуска облигаций, исламских ценных бумаг, по которым осуществляется субсидирование части ставки купонного вознаграждения, в течение всего срока субсидирования возможно по согласованию с уполномоченным органом финансового агентства с учетом условий пунктов 37 и 39 настоящих Правил субсидирования ставки купонного вознаграждения, кроме случаев, установленных Законом о рынке ценных бумаг или действующим правом МФЦА.
19. Срок субсидирования части ставки купонного вознаграждения по облигациям или исламским ценным бумагам составляет 5 (пять) лет, но не более срока обращения облигаций или исламских ценных бумаг. В случае, если по одному проекту заключается несколько договоров субсидирования, общий срок субсидирования устанавливается с начала срока субсидирования, указанного в подписанном финансовым агентством первом договоре субсидирования.
Срок субсидирования при рефинансировании устанавливается с момента подписания первого договора субсидирования по проекту и не превышает 2 (два) года с момента субсидирования, но не более срока обращения облигаций или исламских ценных бумаг.
При предоставлении отсрочки по оплате купонного вознаграждения на основании распоряжения и (или) иного документа, и (или) акта уполномоченного органа по регулированию, контролю и надзору финансового рынка и финансовых организаций срок субсидирования, предусмотренный в настоящих Правилах субсидирования ставки купонного вознаграждения, продлевается на срок предоставленной отсрочки.
В отношении «зеленых» облигаций срок субсидирования составляет 5 (пять) лет без права пролонгации срока субсидирования. Срок субсидирования устанавливается с момента подписания финансовым агентством первого договора субсидирования по «зеленому» проекту.
20. Субсидирование части ставки купонного вознаграждения осуществляется по облигациям или исламским ценным бумагам в соответствии с графиком погашений, отраженным в проспекте выпуска облигаций/исламских ценных бумаг.
21. Облигации эмитента с субсидируемой ставкой купонного вознаграждения учитываются в системе учета номинального держания, в том числе в системе учета реестра ценных бумаг по праву МФЦА. Исламские ценные бумаги эмитента с субсидируемой ставкой купонного вознаграждения учитываются в системе учета номинального держания. Регистрация сделок с облигациями с субсидируемой ставкой купонного вознаграждения или исламскими ценными бумагами осуществляется в системе номинального держания (системе учета центрального депозитария и/или системе учета центрального депозитария фондовой биржи МФЦА) в порядке, предусмотренном в постановлении Правления Национального Банка Республики Казахстан от 22 октября 2014 года № 210 «Об утверждении Правил регистрации сделок с эмиссионными ценными бумагами, уступки прав требования по обязательствам эмитентов по эмиссионным ценным бумагам в системе учета центрального депозитария, предоставления выписки с лицевого счета зарегистрированного лица в системе учета центрального депозитария и (или) в системе учета номинального держания и предоставления номинальным держателем информации о клиентах, ценные бумаги которых находятся в его номинальном держании, по требованию центрального депозитария и эмитента» (зарегистрирован в реестре государственной регистрации нормативных правовых актов под № 9876) или в порядке, предусмотренном правилами центрального депозитария фондовой биржи МФЦА/регистратора фондовой биржи МФЦА и/или правом МФЦА.
22. Выбор представителя держателей облигаций с субсидируемой ставкой купонного вознаграждения или держателей исламских ценных бумаг с субсидируемой ставкой купонного вознаграждения эмитент осуществляет самостоятельно из числа профессиональных участников рынка ценных бумаг, осуществляющих кастодиальную и (или) брокерскую и дилерскую деятельность на рынке ценных бумаг. При этом не допускается выбирать представителя держателя облигаций или держателя исламских ценных бумаг из числа аффилированных лиц эмитента.
Параграф 3. Взаимодействие участников
23. Предприниматель или финансовый консультант для получения субсидирования направляют финансовому агентству типовой договор субсидирования, к которому прилагают следующий пакет документов (копии, заверенные печатью (при наличии) и подписью руководителя):
1) заявление-анкету эмитента по форме согласно приложению 2 к настоящим Правилам субсидирования ставки купонного вознаграждения;
2) информацию о заявке (с подписью эмитента) согласно приложению 3 к настоящим Правилам субсидирования ставки купонного вознаграждения;
3) проект проспекта выпуска облигаций или проект проспекта выпуска исламских ценных бумаг;
4) решение уполномоченного органа эмитента о выпуске облигаций или исламских ценных бумаг;
5) справку о государственной регистрации/перерегистрации эмитента;
6) лицензии, если основной вид деятельности эмитента подлежит лицензированию;
7) устав/учредительный договор со всеми изменениями и (или) дополнениями (акционерное общество дополнительно предоставляет проспект выпуска акций и выписку из реестра держателей ценных бумаг);
8) справку из налогового органа об отсутствии задолженности по обязательным платежам в бюджет, выданную не ранее чем за 30 (тридцать) календарных дней до даты обращения;
9) копии налоговых деклараций за последние 3 (три) финансовых года (в случае, если срок существования предпринимателя составляет менее 3 (три) лет, копию налоговой декларации за последний финансовый год);
10) заключение финансового консультанта о финансовом состоянии эмитента;
11) заключение по итогам внешней оценки (по проекту, финансируемому через выпуск «зеленой» облигации);
12) бизнес-план проекта, содержащий этапы по увеличению уплачиваемых налогов (корпоративный подоходный налог/индивидуальный подоходный налог), а также по достижению роста фонда оплаты труда с сохранением рабочих мест или увеличению среднегодовой численности рабочих мест на основе данных налоговой декларации, в том числе данных по обязательным пенсионным взносам и (или) социальным отчислениям, на 10 % после 2 (два) финансовых лет со дня принятия финансовым агентством решения о субсидировании.
24. Финансовое агентство после получения документов, указанных в пункте 23 настоящих Правил субсидирования ставки купонного вознаграждения, в течение 10 (десять) рабочих дней:
1) проверяет пакет документов на его полноту (в случаях представления неполного пакета документов либо представления документов, не соответствующих установленным формам, в пятидневный срок возвращает эмитенту представленные документы с указанием конкретных недостатков по представленным документам для доработки);
2) проверяет целевое назначение проекта проспекта выпуска облигаций или исламских ценных бумаг на предмет соответствия условиям настоящих Правил субсидирования ставки купонного вознаграждения;
3) выносит на рассмотрение уполномоченного органа финансового агентства проект эмитента с приложением полного пакета документов.
25. Порядок проведения заседаний, количество членов уполномоченного органа финансового агентства, а также соответствующие формы для рассмотрения проектов эмитентов определяются внутренними нормативными документами, утверждаемыми уполномоченным органом финансового агентства.
26. Уполномоченный орган финансового агентства рассматривает проекты при наличии бюджетных средств для субсидирования в соответствующем финансовом году.
27. Финансовое агентство в течение 1 (один) рабочего дня после принятия решения уполномоченным органом финансового агентства оформляет, подписывает протокол и направляет выписку из протокола с сопроводительным письмом эмитенту/финансовому консультанту, фондовой бирже/фондовой бирже МФЦА.
28. Срок действия решения уполномоченного органа финансового агентства составляет 6 (шесть) месяцев со дня принятия решения.
29. После получения выписки из протокола уполномоченного органа финансового агентства предприниматель направляет документы в фондовую биржу/фондовую биржу МФЦА для получения предварительного заключения о соответствии эмитента и выпускаемых им облигаций или исламских ценных бумаг листинговым требованиям, проходит государственную регистрацию выпуска негосударственных облигаций или исламских ценных бумаг в соответствии с нормативными правовыми актами уполномоченного органа по государственному регулированию рынка ценных бумаг/актами МФЦА, процедуру листинга на фондовой бирже/фондовой бирже МФЦА, осуществляет размещение облигаций в соответствии с внутренними правилами фондовой биржи/фондовой биржи МФЦА и постановлением Правления Национального Банка Республики Казахстан от 29 октября 2018 года № 248 «Об утверждении Правил государственной регистрации выпуска негосударственных облигаций (облигационной программы), регистрации изменений и (или) дополнений в проспект выпуска негосударственных облигаций (проспект облигационной программы), частный меморандум, аннулирования выпуска негосударственных облигаций, Требований к документам для государственной регистрации выпуска негосударственных облигаций (облигационной программы), регистрации изменений и (или) дополнений в проспект выпуска негосударственных облигаций (проспект облигационной программы), частный меморандум, Перечня документов для аннулирования выпуска негосударственных облигаций и требований к ним, Правил составления и оформления проспекта выпуска негосударственных облигаций (проспекта облигационной программы), изменений и (или) дополнений в проспект выпуска негосударственных облигаций (проспект облигационной программы)» (зарегистрирован в реестре государственной регистрации нормативных правовых актов под № 17884) и иными применимыми правовыми актами в целях регистрации выпуска ценных бумаг в юрисдикции Республики Казахстан или МФЦА.
Договор субсидирования заключается после предоставления эмитентом:
1) зарегистрированного проспекта выпуска облигаций или исламских ценных бумаг уполномоченным органом по государственному регулированию рынка ценных бумаг/фондовой биржей МФЦА;
2) уведомления фондовой биржи/фондовой биржи МФЦА о включении облигаций или исламских ценных бумаг эмитента в официальный список фондовой биржи/фондовой биржи МФЦА (листинг);
3) уведомления о заключении между эмитентом и центральным депозитарием или центральным депозитарием фондовой биржи МФЦА договора на оказание услуг платежного агента (или иного подтверждения центрального депозитария фондовой биржи МФЦА об осуществлении функций платежного агента в отношении ценных бумаг эмитента в соответствии с правилами центрального депозитария фондовой биржи МФЦА);
4) выписки из системы учета центрального депозитария или выписки из системы учета центрального депозитария фондовой биржи МФЦА или отчета об итогах размещения облигаций или исламских ценных бумаг.
30. После представления эмитентом документов, указанных в пункте 29 настоящих Правил субсидирования ставки купонного вознаграждения, между финансовым агентством и эмитентом заключается договор субсидирования.
В случае отсутствия средств из бюджета для субсидирования от соответствующего уполномоченного органа/регионального координатора договор субсидирования не подписывается.
Договор субсидирования вступает в силу с даты его подписания сторонами.
Эмитент не позднее 5 (пять) рабочих дней со дня заключения договора субсидирования направляет центральному депозитарию/центральному депозитарию фондовой биржи МФЦА и фондовой бирже/фондовой бирже МФЦА уведомления о заключении договора субсидирования, которые в обязательном порядке содержат сведения о размере субсидируемой части ставки вознаграждения и количестве размещенных облигаций или исламских ценных бумаг.
Параграф 4. Механизм субсидирования
31. Центральный депозитарий/центральный депозитарий фондовой биржи МФЦА не позднее следующего рабочего дня за днем размещения облигаций с субсидируемой ставкой купонного вознаграждения или исламских ценных бумаг с субсидируемой ставкой купонного вознаграждения размещает информацию об общем количестве размещенных облигаций с субсидируемой ставкой купонного вознаграждения или исламских ценных бумаг с субсидируемой ставкой купонного вознаграждения на интернет-ресурсе центрального депозитария/центрального депозитария фондовой биржи МФЦА.
32. Эмитент в соответствии со сводом правил центрального депозитария/правил центрального депозитария фондовой биржи МФЦА перечисляет в соответствии с графиком погашений несубсидируемую сумму вознаграждения и основного долга (при наличии в графике погашений) на счет в центральном депозитарии/центральном депозитарии фондовой биржи МФЦА в день фиксации реестра для выплаты вознаграждения.
После перечисления средств эмитент в течение 3 (три) рабочих дней уведомляет центральный депозитарий/центральный депозитарий фондовой биржи МФЦА путем направления копии документа о перечислении средств по электронной почте. В уведомлении указываются эмитент, регион, сумма вознаграждения и период, за который осуществлена выплата.
33. Центральный депозитарий/центральный депозитарий фондовой биржи МФЦА не позднее чем через 3 (три) рабочих дня после перечисления эмитентом несубсидируемой части ставки вознаграждения и основного долга (при наличии в графике погашений) направляет финансовому агентству уведомление о поступлении/непоступлении средств от эмитента.
34. Финансовое агентство на основании уведомления от центрального депозитария/центрального депозитария фондовой биржи МФЦА о поступлении средств от эмитента в течение 3 (три) рабочих дней при наличии бюджетных средств для субсидирования перечисляет субсидируемую часть ставки вознаграждения на счет центрального депозитария/центрального депозитария фондовой биржи МФЦА и одновременно после перечисления средств финансовое агентство уведомляет центральный депозитарий/центральный депозитарий фондовой биржи МФЦА путем направления копии документа о перечислении средств по электронной почте. В уведомлении указываются эмитент, регион, сумма субсидий и период, за который осуществлена выплата.
35. Центральный депозитарий/центральный депозитарий фондовой биржи МФЦА в течение срока, установленного договором об оказании услуг платежного агента или установленного центральным депозитарием фондовой биржи МФЦА, осуществляет перевод денег на счета/банковские счета держателей облигаций или держателей исламских ценных бумаг.
36. Центральный депозитарий/центральный депозитарий фондовой биржи МФЦА не позднее чем через 3 (три) рабочих дня после перевода субсидируемой и несубсидируемой части ставки вознаграждения и основного долга (при наличии в графике погашений) на счета/банковские счета держателей облигаций или держателей исламских ценных бумаг направляет эмитенту/представителю держателей облигаций/представителю держателей исламских ценных бумаг и финансовому агентству (при наличии доступа посредством системы ФАСТИ или иными каналами связи, обладающие защитой от несанкционированного доступа к отправляемой документации) отчет о субсидировании, содержащий сведения о:
1) ISINе облигаций или исламских ценных бумаг;
2) количестве облигаций или исламских ценных бумаг на счетах держателей облигаций или держателей исламских ценных бумаг по состоянию на дату фиксации реестра;
3) общей сумме вознаграждения, переведенного центральным депозитарием/центральным депозитарием фондовой биржи МФЦА на счета/банковские счета держателей облигаций или держателей исламских ценных бумаг;
4) количестве/сумме неразмещенных облигаций или исламских ценных бумаг;
5) сумме, полученной центральным депозитарием/центральным депозитарием фондовой биржи МФЦА от эмитента.
37. В случае, если меняют условия проспекта выпуска облигаций (суммарная номинальная стоимость выпуска облигаций или исламских ценных бумаг и (или) ставка вознаграждения, льготный период, изменение эмитента/наименования эмитента) эмитент направляет соответствующее уведомление финансовому агентству, которое в свою очередь в течение 7 (семь) рабочих дней выносит на согласование уполномоченного органа финансового агентства информацию по изменениям условий в действующие условия финансирования с приложением пакета документов по изменяемому вопросу. По результатам рассмотрения уполномоченный орган финансового агентства принимает решение о согласовании/несогласовании внесения изменений в проспект выпуска облигаций, которое оформляется протоколом в течение 2 (два) рабочих дней со дня принятия решения уполномоченного органа финансового агентства. При этом произведенные изменения условий финансирования четко отражаются в протоколе/решении.
38. Финансовое агентство в течение 1 (один) рабочего после принятия решения уполномоченным органом финансового агентства направляет копию выписки из протокола эмитенту и центральному депозитарию/центральному депозитарию фондовой биржи МФЦА.
39. Об иных изменениях проспекта выпуска облигаций эмитент соответствующим письмом уведомляет финансовое агентство, которое в свою очередь в течение 7 (семь) рабочих дней с даты получения полного пакета документов принимает решение по изменениям в действующие условия проспекта выпуска облигаций эмитента и письмом согласовывает произведенные изменения или отказывает в согласовании.
При этом произведенные изменения условий проспекта выпуска облигаций эмитента (отказ в согласовании) четко отражаются в письме согласования.
40. Проекты, одобренные в рамках ранее утвержденных программ поддержки предпринимательства, действуют на ранее одобренных условиях уполномоченным органом финансового агентства до полного исполнения предпринимателями своих обязательств по ним.
По проектам, одобренным уполномоченным органом финансового агентства в рамках ранее утвержденных программ поддержки предпринимательства, допускается внесение изменений в текущие условия финансирования, касающихся гаранта, созаемщика, цели и срока обращения облигаций или исламских ценных бумаг, уменьшения суммарной номинальной стоимости выпуска облигаций или исламских ценных бумаг, ставки купонного вознаграждения, отсрочки/льготного периода, даты погашения, условий погашения, возобновляемости/невозобновляемости лимита на пополнение оборотных средств, изменения наименования предпринимателя, кода ОКЭД.
В случае изменения текущих условий финансирования обеспечивается соответствие проекта действующим условиям настоящих Правил субсидирования ставки купонного вознаграждения.
Параграф 5. Приостановление/возобновление/прекращение договора субсидирования
41. Решение о прекращении и возобновлении субсидирования проекта эмитента принимается финансовым агентством.
42. Финансовое агентство приостанавливает субсидирование эмитента при установлении следующих фактов на основании уведомления центрального депозитария/центрального депозитария фондовой биржи МФЦА/представителя держателей облигаций или держателей исламских ценных бумаг и/или результатов мониторинга:
1) нецелевое использование средств от размещения облигаций или исламских ценных бумаг, по которым осуществляется субсидирование;
2) несоответствие проекта и (или) эмитента условиям настоящих Правил субсидирования ставки купонного вознаграждения;
3) неисполнение эмитентом обязательств по оплате купонного вознаграждения по облигациям или исламским ценным бумагам;
4) арест денег на счетах эмитента (за исключением наложения ареста денег на счетах в качестве мер по обеспечению иска, при условии достаточности денег на счете, в полном объеме обеспечивающих исковые требования) и (или) приостановление расходных операций по счету эмитента;
5) неисполнение обязательств эмитентом по увеличению уплачиваемых налогов (корпоративный подоходный налог/индивидуальный подоходный налог), а также достижению роста фонда оплаты труда с сохранением рабочих мест или увеличению среднегодовой численности рабочих мест на основе данных налоговой декларации, в том числе данных по обязательным пенсионным взносам и (или) социальным отчислениям, в бюджет на 10 % после 2 (два) финансовых лет со дня принятия решения уполномоченного органа финансового агентства;
6) недостижения эмитентом по «зеленым» облигациям пороговых критериев «зеленой» таксономии, заявленных по намечаемым «зеленым» облигациям, по истечении 2 (два) лет с начала субсидирования проекта на основании предоставляемого эмитентом заключения провайдера внешней оценки в случаях, когда данные пороговые критерии предусматривают:
1) конкретные минимальные значения снижения энергопотребления;
2) минимальные уровни выбросов парниковых газов;
3) снижение доли/утилизации отходов;
4) снижение водопотребления;
5) соответствие требованиям справочников наилучших доступных технологий (в части, указанной в пороговом критерии);
7) приостановления/прекращения деятельности эмитента как субъекта частного предпринимательства;
8) выплату дивидендов по проектам с суммой свыше 500 (пятьсот) миллионов тенге.
43. В случае, если в период приостановления субсидий осуществляется выплата вознаграждения по облигациям или исламским ценным бумагам с субсидируемой ставкой купонного вознаграждения, держателям облигаций или исламских ценных бумаг выплата этого вознаграждения осуществляется полностью за счет эмитента в соответствии со сводом правил центрального депозитария/правилами центрального депозитария фондовой биржи МФЦА.
44. Финансовое агентство после установления фактов, указанных в пункте 42 настоящих Правил субсидирования ставки купонного вознаграждения, в течение 5 (пять) рабочих дней принимает решение о прекращении/предоставлении отсрочки по прекращению либо возобновлении субсидирования и соответствующим письмом уведомляет эмитента/представителя держателей облигаций или держателей исламских ценных бумаг и центральный депозитарий/центральный депозитарий фондовой биржи МФЦА.
В случае неисполнения эмитентом обязательств по оплате купона по облигациям или исламским ценным бумагам эмитенту предоставляется срок в течение 30 (тридцать) календарных дней для закрытия возникшей задолженности.
Уполномоченный орган финансового агентства в течение 5 (пять) рабочих дней принимает положительное решение о возобновлении субсидирования при условии устранения эмитентом причин, явившихся основанием для приостановления субсидирования.
45. Финансовое агентство производит выплату субсидируемой части купона, не выплаченной им за период приостановления.
Выплата субсидируемой части купона, не выплаченной эмитенту за период приостановления субсидирования, осуществляется путем перечисления денег на счет эмитента после принятия решения уполномоченным органом финансового агентства о возобновлении субсидирования.
46. При принятии решения о прекращении субсидирования эмитента финансовое агентство соответствующими письмами в течение 3 (три) рабочих дней направляет уведомления об одностороннем расторжении договора субсидирования эмитенту, представителю держателей облигаций или держателей исламских ценных бумаг и центральному депозитарию, центральному депозитарию фондовой биржи МФЦА, в которых указывает дату расторжения договора субсидирования и причину расторжения.
Прекращенные проекты возобновлению не подлежат.
47. Сумма выплаченных предпринимателю субсидий подлежит возврату в финансовое агентство для дальнейшего использования средств по выплате субсидий.
48. Выплаты субсидий прекращаются, а договор субсидирования признается расторгнутым в случаях:
1) полного погашения облигаций эмитентом (датой прекращения субсидирования будет считаться дата полного погашения эмитентом облигаций, исламских ценных бумаг, если срок субсидирования равен сроку размещения облигаций или исламских ценных бумаг);
2) признания государственной регистрации выпуска облигаций или исламских ценных бумаг недействительной по решению суда;
3) аннулирования выпуска облигаций или исламских ценных бумаг по решению уполномоченного органа по государственному регулированию рынка ценных бумаг/уполномоченного органа МФЦА по регулированию финансовых услуг;
4) принятия решения о прекращении субсидирования;
5) расторжения договора субсидирования по инициативе эмитента;
6) истечения срока действия договора субсидирования;
7) приостановления размещения или делистинга облигаций или исламских ценных бумаг.
49. В случае досрочного погашения облигаций или исламских ценных бумаг эмитент уведомляет финансовое агентство о факте досрочного погашения данных облигаций или исламских ценных бумаг в течение 2 (два) рабочих дней, следующих за днем такого погашения.
50. При установлении фактов нецелевого использования средств и (или) несоответствия проекта при принятии решения уполномоченного органа финансового агентства о прекращении субсидирования эмитент осуществляет возврат суммы вознаграждения, оплаченной финансовым агентством.
При нецелевом использовании средств от размещения облигаций или исламских ценных бумаг субсидирование прекращается пропорционально сумме нецелевого использования средств от размещения облигаций или исламских ценных бумаг. По оставшейся части средств от размещения облигаций или исламских ценных бумаг, подтверждающей целевое использование, и в случае возврата предпринимателем суммы выплаченных субсидий, пропорциональной размеру нецелевого использования, субсидирование продолжается в соответствии с графиком погашения.
Глава 3. Мониторинг реализации проектов
51. Мониторинг реализации проектов предпринимателей в рамках настоящих Правил субсидирования ставки купонного вознаграждения осуществляется финансовым агентством, эмитентом/представителем держателей облигаций или держателей исламских ценных бумаг. Финансовым агентством осуществляется мониторинг в соответствии с Правилами проведения мониторинга проектов, реализуемых в рамках мер государственной поддержки частного предпринимательства, утвержденными уполномоченным органом по предпринимательству.
52. Финансовое агентство в рамках мониторинга осуществляет:
1) мониторинг использования денег, полученных от размещения облигаций или исламских ценных бумаг эмитентом, с которым заключен договор субсидирования на основании данных и документов, представляемых эмитентом, представителем держателей облигаций или держателей исламских ценных бумаг;
2) мониторинг платежной дисциплины эмитента на основании данных, представляемых центральным депозитарием или центральным депозитарием фондовой биржи МФЦА;
3) мониторинг соответствия проекта и (или) эмитента условиям настоящих Правил субсидирования ставки купонного вознаграждения.
53. Представитель держателей облигаций или держателей исламских ценных бумаг в рамках мониторинга осуществляет:
1) контроль исполнения эмитентом обязательств, установленных проспектом выпуска облигаций или исламских ценных бумаг, перед держателями облигаций или держателями исламских ценных бумаг;
2) контроль целевого использования эмитентом денег, полученных от размещения облигаций или исламских ценных бумаг;
3) сопровождение подписания договора субсидирования/ дополнительного соглашения к договору субсидирования, направление пакета документов для субсидирования финансовому агентству;
4) принятие мер, направленных на защиту прав и интересов держателей облигаций или держателей исламских ценных бумаг, в том числе посредством подачи иска в суд от имени держателей облигаций или держателей исламских ценных бумаг, в собственности которых находятся пятьдесят и более процентов размещенных (за вычетом выкупленных) облигаций или исламских ценных бумаг эмитента, по вопросам неисполнения эмитентом обязательств, установленных проспектом выпуска облигаций или исламских ценных бумаг;
5) не реже одного раза в квартал информирование держателей облигаций и уполномоченного органа по государственному регулированию рынка ценных бумаг/уполномоченного органа МФЦА по регулированию финансового рынка о своих действиях в соответствии с вышеперечисленными подпунктами настоящего пункта и результатах таких действий.
54. Для осуществления мониторинга финансовое агентство запрашивает у эмитента и (или) представителя держателей облигаций или держателей исламских ценных бумаг необходимые документы и информацию, относящиеся к предмету мониторинга, в том числе составляющую налоговую тайну, осуществляет мониторинг реализации проекта с выездом на место.
В рамках мониторинга целевого использования средств финансовой поддержки по «зеленым» облигациям финансовым агентством проверяется достижение эмитентом заявленных по намечаемому «зеленому» проекту пороговых критериев «зеленой» таксономии на основании независимой оценки провайдеров в случаях, когда данные пороговые критерии предусматривают:
1) конкретные минимальные значения снижения энергопотребления;
2) минимальные уровни выбросов парниковых газов;
3) снижение доли/утилизации отходов;
4) снижение водопотребления;
5) соответствие требованиям справочников наилучших доступных технологий (в части, указанной в пороговом критерии).
Заключение провайдера внешней оценки предоставляет эмитент.
По истечении 2 (два) лет с начала субсидирования проекта эмитентом проведены соответствующие независимые оценки достижения указанных показателей либо энергоаудиты, которые предоставляются финансовому агентству. Внешние проверки последующего выполнения заявленных эмитентом пороговых критериев «зеленой» таксономии по проекту проводятся провайдерами оценки, выдавшими первоначальное заключение о соответствии проекта пороговым критериям «зеленой» таксономии.
Применение «зеленой» таксономии осуществляется в соответствии с классификацией «зеленых» проектов, подлежащих финансированию через «зеленые» облигации и «зеленые» кредиты, утвержденной постановлением Правительства Республики Казахстан от 31 декабря 2021 года № 996 «Об утверждении классификации (таксономии) «зеленых» проектов, подлежащих финансированию через «зеленые» облигации и «зеленые» кредиты».
55. Для осуществления мониторинга эмитент обеспечивает представителю держателей облигаций или держателей исламских ценных бумаг необходимые документы и предоставляет информацию, относящуюся к предмету мониторинга, в том числе составляющую налоговую и коммерческую тайны, с правом выезда на место.
56. Эмитент/представитель держателей облигаций или держателей исламских ценных бумаг информирует о своих действиях уполномоченный орган по государственному регулированию рынка ценных бумаг в соответствии с законодательством Республики Казахстан и актами уполномоченного органа по государственному регулированию рынка ценных бумаг и/или уполномоченный орган МФЦА по регулированию финансовых услуг в соответствии с действующим правом МФЦА.
57. Порядок и сроки мониторинга, а также формы отчетности устанавливаются финансовым агентством и эмитентом/представителем держателей облигаций или держателей исламских ценных бумаг самостоятельно, каждым в части своих функций.
Приложение 1
к Правилам субсидирования
ставки купонного вознаграждения
по облигациям, выпущенным
субъектами предпринимательства
Перечень приоритетных видов экономической деятельности
Код общего классификатора видов экономической деятельности | Наименование |
1 | 2 |
1. В обрабатывающей промышленности | |
10 | Производство продуктов питания |
11.06 | Производство солода |
11.07 | Производство безалкогольных напитков, минеральных вод и других вод в бутылках |
13 | Производство текстильных изделий |
14 | Производство одежды |
15 | Производство кожаной и относящейся к ней продукции |
16 | Производство деревянных и пробковых изделий, кроме мебели; производство изделий из соломки и материалов для плетения |
17 | Производство бумаги и бумажной продукции |
18 | Полиграфическая деятельность и воспроизведение записанных носителей информации |
20 | Производство продуктов химической промышленности |
21 | Производство основных фармацевтических продуктов и фармацевтических препаратов |
22 | Производство резиновых и пластмассовых изделий |
23 | Производство прочей не металлической минеральной продукции |
24 | Металлургическое производство* |
25 | Производство готовых металлических изделий, кроме машин и оборудования |
26 | Производство компьютеров, электронного и оптического оборудования |
27 | Производство электрического оборудования |
28 | Производство машин и оборудования, не включенных в другие группировки |
29 | Производство автомобилей, прицепов и полуприцепов |
30 | Производство прочих транспортных средств |
31 | Производство мебели |
32 | Производство прочих готовых изделий |
33 | Ремонт и установка машин и оборудования |
2. По услугам и прочим видам деятельности | |
Сельское, лесное и рыбное хозяйство | |
01 | Растениеводство и животноводство, охота и предоставление услуг в этих областях, за исключением 01.11 «Выращивание зерновых (кроме риса), бобовых и масличных культур» |
03 | Рыболовство и рыбоводство |
Горнодобывающая промышленность и разработка карьеров | |
08.12.1 | Разработка гравийных и песчаных карьеров |
09 | Предоставление услуг в горнодобывающей промышленности |
Снабжение электроэнергией, газом, паром, горячей водой и кондиционированным воздухом | |
35.11.2 | Производство электроэнергии гидроэлектростанциями |
35.11.4 | Производство электроэнергии ветровыми электростанциями |
35.11.5 | Производство электроэнергии солнечными электростанциями |
35.11.9 | Производство электроэнергии прочими электростанциями |
Водоснабжение; водоотведение; сбор, обработка и удаление отходов, деятельность по ликвидации загрязнений | |
38 | Сбор, обработка и удаление отходов; утилизация (восстановление) материалов |
39 | Деятельность по ликвидации загрязнений и прочие услуги в области удаления отходов |
Транспорт и складирование | |
49.3 | Деятельность прочего пассажирского сухопутного транспорта** |
49.41 | Деятельность грузового автомобильного транспорта |
50 | Деятельность водного транспорта |
52 | Складирование грузов и вспомогательная транспортная деятельность |
Предоставление услуг по проживанию и питанию | |
55.10 | Предоставление услуг гостиницами и аналогичными местами для проживания |
55.20 | Предоставление жилья на выходные дни и прочие периоды краткосрочного проживания*** |
55.30 | Предоставление услуг кемпингами, стоянками для автофургонов и автоприцепов для жилья |
Информация и связь | |
58 | Издательская деятельность |
59.14 | Деятельность по показу кинофильмов |
61 | Телекоммуникации |
62 | Компьютерное программирование, консультационные и другие сопутствующие услуги |
Операции с недвижимым имуществом | |
68.20.8 | Аренда (субаренда) и управление собственными или арендованными складскими помещениями **** |
Профессиональная, научная и техническая деятельность | |
75 | Ветеринарная деятельность |
Образование | |
85 | Образование |
Здравоохранение и социальное обслуживание населения | |
86 | Деятельность в области здравоохранения |
87 | Деятельность в области социального обслуживания населения с обеспечением проживания |
88 | Деятельность в области социального обслуживания населения без обеспечения проживания |
Искусство, развлечения и отдых | |
93.1 | Деятельность в области спорта |
* за исключением производства чугуна, стали и ферросплавов (код общего классификатора видов экономической деятельности (далее - ОКЭД) «24.10»), переработка ядерного топлива (код ОКЭД «24.46»), литье чугуна (код ОКЭД «24.51»), литье стали (код ОКЭД «24.52»);
** за исключением деятельности по коду ОКЭД 49.32 «Деятельность такси» (за исключением «зеленых» проектов и проектов, направленных на приобретение легковых автомобилей отечественных производителей стоимостью не более 10 (десять) миллионов тенге за 1 (один) единицу);
за исключением автобусов (код ОКЭД 49.31.1 «Перевозки автобусами», 49.31.9 «Перевозки прочими видами транспорта, подчиняющегося расписанию») на дизельном топливе в городах республиканского значения;
*** за исключением апартаментов, квартир и жилых домов;
**** данный ОКЭД предусматривает аренду складских помещений и складских площадок.
Приложение 2
к Правилам субсидирования
ставки купонного вознаграждения
по облигациям, выпущенным
субъектами предпринимательства
Форма
Куда: «Региональный филиал
акционерного общества «Фонд развития
предпринимательства
«Даму» (далее - Фонд «Даму»)
___________________________________
От кого: ___________________________
(далее - эмитент (предприниматель)
Заявление-анкета № __________
В соответствии с Правилами субсидирования ставки купонного вознаграждения по облигациям, выпущенным субъектами предпринимательства (далее - Правила субсидирования ставки купонного вознаграждения), прошу Вас инициировать вынесение вопроса о субсидировании части ставки вознаграждения по облигации/исламской ценной бумаге, выпущенной субъектами предпринимательства в соответствии с законодательством Республики Казахстан и включенной в официальный список фондовой биржи, а также выпущенной в соответствии с актами МФЦА и включенной в официальный список фондовой биржи МФЦА, на рассмотрение Фонда «Даму» согласно нижеследующему:
1. Сведения об участнике
Наименование эмитента (предпринимателя) |
|
Данные об учредителе(-ях) |
|
Юридический адрес |
|
Фактический адрес |
|
Почтовый адрес |
|
Дата государственной регистрации/ перерегистрации |
|
№ справки о государственной регистрации/перерегистрации |
|
Виды деятельности |
|
Курирующее ведомство, холдинг или материнская компания |
|
Опыт работы |
|
2. Руководство
Первый руководитель
Фамилия, имя, отчество (при его наличии) |
|
Должность |
|
Телефон рабочий/домашний |
|
Год и место рождения |
|
№, серия удостоверения личности |
|
Место жительства (фактическое) |
|
Прописка |
|
Опыт работы |
|
3. Контактное лицо
(Фамилия, имя, отчество (при его наличии), должность, телефон) |
|
4. Собственники
(учредитель, участники, для акционерного общества - акционеры, владеющие 5 и более процентами акций)
Наименование/фамилия, имя, отчество (при его наличии) | % | Реквизиты |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
5. Информация о текущей деятельности
Раздел (согласно Общего классификатора видов экономической деятельности (далее - ОКЭД) |
|
Подкласс (согласно ОКЭД) |
|
Виды продукции и услуг |
|
Годовой оборот |
|
Прибыль или убыток на последнюю отчетную дату |
|
Фактическая численность работников | ______ из них женщин _______ |
Наименование проекта (краткое описание) |
|
Применительно к «зеленой» облигации: категория/категории «зеленой» таксономии, к которой (которым) относится «зеленый» проект | |
Место реализации проекта (область, город) |
|
Количество рабочих мест |
|
6. Гарантии и согласия
Эмитент (предприниматель) заявляет и гарантирует Фонду «Даму» следующее:
1. Все данные, информация и документация, переданные (представленные) или представляемые Фондом «Даму» совместно с настоящим заявлением либо по запросу Фонда «Даму», являются достоверными и полностью соответствуют действительности на нижеуказанную дату, в случае изменения указанных данных обязуюсь незамедлительно уведомить _________________ (наименование соответствующего регионального филиала Фонда «Даму»).
2. Обязуется предоставлять и раскрывать по первому требованию Фонда «Даму» любую информацию и документы, содержащие банковскую и коммерческую тайну, а также первичные статистические данные, затребованные в рамках рассмотрения настоящего заявления.
3. Фонд «Даму» не обеспечивает проверку действительности указанных заверений и гарантий.
4. Эмитент (предприниматель) предупрежден об ответственности за представление ложных, неполных и (или) недостоверных сведений, предусмотренной законодательством Республики Казахстан.
5. Эмитент (предприниматель) подтверждает, что уставная компетенция эмитента (предпринимателя) позволяет подавать настоящее заявление лицу, которое подписывает настоящее заявление.
6. Согласен с тем, что в случае выявления недостоверности указанных данных и информации, настоящее заявление отклоняется на любом этапе, когда будут выявлены сведения, подтверждающие недостоверность указанных данных, при этом Фонд «Даму» не сообщает причины отклонения.
Эмитент (предприниматель) настоящим предоставляет Фонду «Даму» согласие с тем, что:
1. Фонд «Даму» представляет указанные в настоящем заявлении сведения, информацию и представленные эмитентом (предпринимателем) документы заинтересованным третьим лицам (право которых на получение информации в рамках Правил субсидирования ставки купонного вознаграждения по облигациям, выпущенным субъектами предпринимательства, предусмотрено законодательством Республики Казахстан), а также в уполномоченные органы по предпринимательству, по регулированию, контролю и надзору финансового рынка и финансовых организаций, акционерное общество «Национальный управляющий холдинг «Байтерек».
2. Все сведения, содержащиеся в настоящем заявлении, а также все затребованные Фондом «Даму» документы представлены исключительно для субсидирования в рамках Правил субсидирования ставки купонного вознаграждения.
3. Фонд «Даму» оставляет за собой право проверки любой сообщаемой эмитентом (предпринимателем) о себе информации, а документы, предоставленные эмитентом (предпринимателем), и оригинал заявления будут храниться у Фонда «Даму», даже если субсидирование не будет предоставлено.
4. Принятие Фондом «Даму» данного заявления к рассмотрению, а также возможные расходы эмитентом (предпринимателем) (на оформление необходимых для получения субсидирования документов и тому подобное) не являются обязательством Фонда «Даму» предоставить субсидирование или возместить понесенные эмитентом (предпринимателем) издержки.
5. Подтверждает, что с порядком рассмотрения вопроса о субсидировании ознакомлен и согласен, в последующем претензий к Фонду «Даму» иметь не будет.
7. Приложения
(документы, предусмотренные по ________________ направлению)
_____________________________________________________
____________________________________ _________________
(фамилия, имя, отчество (при его наличии) (подпись, дата)
Приложение 3
к Правилам субсидирования
ставки купонного вознаграждения
по облигациям, выпущенным
субъектами предпринимательства
Информация о заявке
№ п/п | Условия | Проект | Соответствие условиям |
1 | 2 | 3 | 4 |
1. | Наименование эмитента | ||
2. | Бизнес-идентификационный номер (БИН) эмитента | ||
3. | Дата регистрации эмитента | ||
4. | Субъект предпринимательства | ||
5. | Место реализации проекта | ||
6. | Подкласс по общему классификатору видов экономической деятельности | ||
7. | Наименование проекта | Пример 1: инвестиции (приобретение автотранспорта в количестве 10 единиц для деятельности такси) Пример 2: пополнение оборотных средств (закуп сырья для производства мясных изделий) Пример 3: инвестиции (капитальный ремонт/реконструкция нежилого помещения для деятельности швейного цеха) и так далее. Пример 4: смешанные проекты: приобретение производственной базы с земельным участком и пополнение оборотных средств в рамках деятельности по производству бетонных смесей | |
8. | Цель проекта Применительно к «зеленой» облигации: категория/категории «зеленой» таксономии, к которой/которым относится «зеленый» проект | ||
9. | Стоимость проекта | ||
10. | Сумма субсидируемой части ставки купонного вознаграждения по облигациям или исламским ценным бумагам эмитента | ||
11. | Суммарная номинальная стоимость одного выпуска облигаций эмитента не превышает 3 (три) миллиардов тенге (превышает/не превышает) Применительно к «зеленой» облигации: суммарная номинальная стоимость одного выпуска облигаций эмитента не превышает 3 (три) миллиардов тенге (превышает/не превышает) | Пример: превышает/не превышает | |
12. | Срок субсидирования | ||
13. | Процентная ставка | ||
14. | Субсидируемая часть ставки | ||
15. | Осуществляет свою деятельность в горнодобывающей промышленности | Да/нет | |
16. | Целевое назначение не предусматривает выпуск подакцизных товаров/продукции | Да/нет | |
17. | Реализует проект в металлургической промышленности, осуществляющей переработку минерального сырья, включенной в перечень крупных налогоплательщиков | Да/нет | |
18. | Учредителями (в том числе участниками, акционерами) являются государственные предприятия/учреждения, национальные управляющие холдинги, национальные компании и организации, 50 и более процентов акций (долей участия в уставном капитале) которых прямо или косвенно принадлежат государству, национальному управляющему холдингу, национальному холдингу, национальной компании (за исключением социально-предпринимательских корпораций (СПК) и предприятий государственно-частного партнерства (ГЧП) | Да/нет | |
19. | Примечание: | Пример: |
Особые условия проекта: особые условия, которые исполняются до конкретного периода после утверждения проекта. Пример:
Возможно внесение изменений и дополнений в проспект выпуска облигаций или исламских ценных бумаг, по которым осуществляется субсидирование ставки купонного вознаграждения, в течение всего срока субсидирования.
________________ подпись эмитента.