В Конституционный Совет Республики Казахстан
от эксперта Б.А.Раисовой
ЗАКЛЮЧЕНИЕ ЭКСПЕРТА
По Закону Республики Казахстан
«О внесении изменений и дополнений в некоторые законодательные акты Республики Казахстан по вопросам адвокатской деятельности и юридической помощи»
19 мая 2021 года г.Нур-Султан
Рассмотрев направленные материалы: Закон Республики Казахстан «О внесении изменений и дополнений в некоторые законодательные акты Республики Казахстан по вопросам адвокатской деятельности и юридической помощи», принятый Парламентом Республики Казахстан 8 апреля 2021 года, и Определение члена Конституционного Совета Республики Казахстан И.Меркель от 12 мая 2021 года за № 10-02-01/155-И о привлечении в качестве эксперта, установлено следующее:
Парламентом Республики Казахстан 8 апреля 2021 года принят Закон Республики Казахстан «О внесении изменений и дополнений в некоторые законодательные акты Республики Казахстан по вопросам адвокатской деятельности и юридической помощи».
Президент Республики Казахстан 12 мая 2021 года направил в Конституционный Совет обращение о проверке на соответствие Конституции Республики Казахстан Закона Республики Казахстан «О внесении изменений и дополнений в некоторые законодательные акты Республики Казахстан по вопросам адвокатской деятельности и юридической помощи».
Конституционным Советом Республики Казахстан данное обращение приято к производству. Для полноты исследования и правильной оценки собранного материала, всестороннего и объективного рассмотрения обращения Президента Республики Казахстан о проверке на соответствие Конституции Республики Казахстан Закона Республики Казахстан «О внесении изменений и дополнений в некоторые законодательные акты Республики Казахстан по вопросам адвокатской деятельности и юридической помощи» перед экспертом поставлены следующие вопросы:
1. На основе статуса адвокатуры как независимого и самоуправляемого института каково соотношение законодательного, подзаконного государственного и корпоративного регулирования в правовой регламентации деятельности адвокатов и их организаций?
2. С учетом принципов организации и деятельности адвокатуры возможно ли определение в законе размера и порядка внесения взносов адвокатов в адвокатскую коллегию, в том числе в республиканскую?
3. Кем и в каком порядке должны приниматься корпоративные акты нормативно-правового характера, обязательные для всех адвокатов (Кодекс этики, стандарты оказания услуг, критерии их качества, положения о дискомиссиях и др.), возможно ли возложение этих полномочий Президиуму РКА?
4. Нарушает ли внедрение единой информационной системы юридической помощи, в том числе при оказании гарантированной государством, принципы оказания юридической помощи, закрепленные в законе?
5. Каковы законодательство и практика зарубежных стран и требования документов международного характера?
Законом Республики Казахстан «О внесении изменений и дополнений в некоторые законодательные акты Республики Казахстан по вопросам адвокатской деятельности и юридической помощи» вносятся изменения и дополнения в следующие нормативные акты:
1) Уголовно-процессуальный Кодекс
2) Уголовно-исполнительный Кодекс
3) Гражданский процессуальный Кодекс
4) Закон «О нотариате»
5) Закон «О некоммерческих организациях»
6) Закон «О национальных реестрах идентификационных номеров»
7) Закон «Об исполнительном производстве и статусе судебных исполнителей»
8) Закон «О Фонде компенсации потерпевшим»
9) Закон «Об адвокатской деятельности и юридической помощи»
Предмет регулирования Закона.
Принятый Парламентом Закон Республики Казахстан «О внесении изменений и дополнений в некоторые законодательные акты Республики Казахстан по вопросам адвокатской деятельности и юридической помощи» направлен на расширение процессуальных полномочий адвокатов:
1) в уголовном процессе в отношении защиты прав и законных интересов свидетеля, имеющего право на защиту; исключается денежное взыскание с адвокатов за нарушение порядка в судебном заседании; дается точное толкование, что не является разглашением данных досудебного расследования; предусматривается порядок опроса адвокатом лица, предположительно владеющего информацией, относящейся к уголовному делу; вводится понятие запроса адвоката о производстве судебной экспертизы;
2) в отношении потерпевших, имеющих право на получение компенсации;
3) на стадии исполнения уголовного наказания в отношении прав осужденных лиц в части оказания им квалифицированной юридической помощи, гарантированной государством;
4) в гражданском процессе в части оказания бесплатной юридической помощи для ускорения направления определения суда в форме электронного документа через единую информационную систему;
5) в части возможности получения сведений из национальных реестров идентификационных номеров.
Следующий ряд поправок направлен на совершенствование деятельности адвокатуры в целом, прав и обязанностей адвокатов, исключена норма о пожизненном лишении лицензии, адвокатским конторам разрешено заключать договоры о юридической помощи, что повысит привлекательность такой формы деятельности адвокатов, а также расширение полномочий Президиума Республиканской Коллегии адвокатов как органа самоуправления адвокатуры, укрепления статуса Республиканской Коллегии адвокатов, усовершенствована процедура дисциплинарного производства.
Следует отметить, что данный Закон был разработан по инициативе депутатов Парламента. Право законодательной инициативы в соответствии с пунктом 1 статьи 61 Конституции Республики Казахстан принадлежит, в том числе депутатам Парламента, и реализуется исключительно в Мажилисе. В соответствии с пунктом 3 статьи 61 Конституции Парламент вправе издавать законы, которые регулируют важнейшие общественные отношения, устанавливают основополагающие принципы и нормы, касающиеся правосубъектности физических и юридических лиц, гражданских прав и свобод, обязательств и ответственности физических и юридических лиц. Признание правосубъектности и права на защиту своих прав и свобод, в том числе право на получение квалифицированной юридической помощи декларируется статьей 13 Конституции Республики Казахстан. В соответствии с частью 2 статьи 17 Закона Республики Казахстан «О правовых актах» разработчиками проектов законов, подготавливаемых в порядке законодательной инициативы депутатов Парламента Республики Казахстан, являются депутаты Парламента.
Ответы на постановленные вопросы:
Вопрос:
1. На основе статуса адвокатуры, как независимого и самоуправляемого института, каково соотношение законодательного, подзаконного государственного и корпоративного регулирования в правовой регламентации деятельности адвокатов и их организаций? (пункт 2.1 Определения о привлечении в качестве эксперта).
Ответ на вопрос пункта 2.1 Определения о привлечении в качестве эксперта:
Деятельность адвокатуры основана на Конституции Республики Казахстан и регулируется Законами Республики Казахстан: «Об адвокатской деятельности и юридической помощи», «Об органах юстиции» в части оказания квалифицированной юридической помощи, «О минимальных социальных стандартах и их гарантиях», «О специальных социальных услугах» в части комплексной социальной юридической помощи, «О некоммерческих организациях» в отношении организаций адвокатов. Кроме этого, при оказании юридической помощи адвокаты руководствуются кодексами и законами Республики Казахстан.
При этом Закон Республики Казахстан «Об адвокатской деятельности и юридической помощи» является консолидированным, регулирующим комплексные по характеру общественные отношения в сфере оказания квалифицированной юридической помощи.
Подзаконные акты в отношении деятельности адвокатуры издаются уполномоченным органом в данной сфере - Министерством юстиции на основе, во исполнение и для дальнейшей реализации законодательных, вышестоящих по иерархии нормативных правовых актов. При этом следует отметить, что Министерство юстиции осуществляет регуляторную политику, которая в соответствии с пунктом 3) статьи 14-1 Закона Республики Казахстан «О правовых актах» включает в себя в случае необходимости введение регулирования посредством принятия нормативного правового акта.
Помимо указанных правовых актов, корпоративное регулирование в правовой регламентации осуществляется на основании принятых на общих собраниях (конференциях) уставов коллегий адвокатов, в том числе Устава Республиканской коллегии адвокатов, а также на основании: Кодекса этики, Стандартов оказания юридической помощи, Критериев качества оказания юридической помощи (по согласованию с уполномоченным органом), Стандартов повышения квалификации (по согласованию с уполномоченным органом), Положения о порядке проведения аттестации адвокатов, Положения о дисциплинарной комиссии, Регламента конференции, Правил поведения адвокатов в средствах массовой информации.
Правовое обоснование ответа к пункту 2.1:
Законодательство Республики Казахстан об адвокатской деятельности и юридической помощи основывается на Конституции Республики Казахстан, состоит из Закона «Об адвокатской деятельности и юридической помощи» и иных нормативных актов Республики Казахстан, регулирующих адвокатскую деятельность и юридическую помощь (часть 1 статьи 2 Закона «Об адвокатской деятельности и юридической помощи»).
Государственная политика в сфере оказания юридической помощи обеспечивается совокупностью организационно-правовых, социально-экономических, технических, информационных, аккредитационных, лицензионно-контрольных и иных мер, осуществляемых в целях реализации гарантии прав физических и юридических лиц на получение юридической помощи2 (часть 1 статьи 21 ЗРК «Об адвокатской деятельности и юридической помощи»).
Правительство Республики Казахстан: разрабатывает основные направления государственной политики в сфере оказания юридической помощи; устанавливает размеры оплаты гарантированной государством юридической помощи, оказанной адвокатом, и возмещения расходов, связанных с правовым консультированием, защитой и представительством, а также проведением примирительных процедур; выполняет иные функции, возложенные на него Конституцией Республики Казахстан, Законом «Об адвокатской деятельности и юридической помощи», иными законами Республики Казахстан и актами Президента Республики Казахстан3 (статья 22 ЗРК «Об адвокатской деятельности и юридической помощи»).
Уполномоченным органом, обеспечивающим реализацию государственной политики в сфере оказания юридической помощи является Министерство юстиции4 (статья 23 ЗРК «Об адвокатской деятельности и юридической помощи»). К Компетенции Министерства юстиции, как уполномоченного органа относится конкретный перечень функций, предусмотренный статьей 23 ЗРК «Об адвокатской деятельности и юридической помощи», в том числе: обеспечение реализации государственной политики в сфере оказания юридической помощи; координация деятельности лиц, оказывающих гарантированную государством юридическую помощь; разработка проектов нормативных правовых актов по вопросам оказания юридической помощи и проведение мониторинга законодательства Республики Казахстан об адвокатской деятельности и юридической помощи, полноты объема и качества оказания юридической помощи, согласовывает стандарты оказания юридической помощи; согласовывает критерии качества оказания юридической помощи; разрабатывает и утверждает критерии качества оказания гарантированной государством юридической помощи; обеспечивает функционирование и развитие системы гарантированной государством юридической помощи; разрабатывает и утверждает порядок учета гарантированной государством юридической помощи в виде правового консультирования, оказанной адвокатом; утверждает правила оплаты гарантированной государством юридической помощи, оказываемой адвокатом, и возмещения расходов, связанных с правовым консультированием, защитой и представительством, а также проведением примирительных процедур; осуществляет контроль за качеством оказываемой гарантированной государством юридической помощи; обеспечивает правовое информирование населения о лицах, оказывающих юридическую помощь, механизмах, об основаниях и условиях оказания юридической помощи; разрабатывает и утверждает типовой договор страхования профессиональной ответственности адвокатов по согласованию с уполномоченным органом по регулированию, контролю и надзору финансового рынка и финансовых организаций; то есть осуществляет иные полномочия, предусмотренные настоящим Законом, иными законами Республики Казахстан, актами Президента и Правительства Республики Казахстан (статья 23 ЗРК «Об адвокатской деятельности и юридической помощи). В соответствии с пунктом 125 Положения о Министерстве юстиции, утвержденного Постановлением Правительства, в компетенцию уполномоченного органа входит координация деятельности лиц, оказывающих гарантированную государством юридическую помощь. В соответствии с пунктом 126 указанного Постановления Правительства уполномоченный орган обязан проводить мониторинг законодательства Республики Казахстан об адвокатской деятельности и юридической помощи, полноты объема и качества оказания юридической помощи (Постановление Правительства РК от 28 октября 2004 года № 1120 об утверждении Положения о Министерстве юстиции). Аналогичные полномочия Министерства указаны в пункте 6). части 1 статьи 19 Закона Республики Казахстан «Об органах юстиции» от 18 марта 2002 года (п.6 ч.1 ст.19 ЗРК «Об органах юстиции»»).
Одной из главных задач органов юстиции является участие в формировании национального законодательства, направленного на обеспечение верховенства прав и свобод человека и гражданина, реализация государственной политики в сфере организации и оказания юридической помощи (пункты 1, 3-1,4 ЗРК «Об органах юстиции»).
В сфере ведения законопроектной работы, совершенствования законодательства органы юстиции осуществляют в том числе и функцию обеспечения правовой информатизации, ведения информационной системы «Е-заңнама», ведения единой системы правовой информации (пункт 5 статьи 15 ЗРК «Об органах юстиции»).
Функции органов юстиции в сферах организации и оказания юридической помощи, правовой пропаганды предусмотрены статьей 19 ЗРК «Об органах юстиции»: выдача, приостановление и прекращение лицензий адвокатов, контроль за качеством юридической помощи, оказываемой физическим и юридическим лицам адвокатами, предоставление на договорной основе эталонных законодательных актов и иных нормативных правовых актов, информационных и справочно-методических материалов, в том числе с использованием единой системы правовой информации 10 ( пп.1,6 части 1, п.2 ч.2 статьи 19 ЗРК «Об органах юстиции»).
Вопрос:
2. С учетом принципов организации и деятельности адвокатуры возможно ли определение в законе размера и порядка внесения взносов адвокатов в адвокатскую коллегию, в том числе в республиканскую? (Пункт 2.2. Определения)
Ответ на вопрос пункта 2.2. Определения о привлечении в качестве эксперта:
Да, возможно, так как в соответствии с Законом Республики Казахстан «О некоммерческих организациях» от 16 января 2001 года коллегии адвокатов образованы в иной организационной форме некоммерческой организации. Источниками формирования имущества некоммерческой организации в денежной форме являются поступления от учредителей. При этом, законодательными актами могут устанавливаться ограничения на источники доходов некоммерческих организаций отдельных видов (статья 17, части 1 и 2 статьи 35 ЗРК «О некоммерческих организациях»).
В данном случае новелла Закона не устанавливает конкретный размер, а вносит дополнение в части нижнего предела (порогового уровня) взноса. В части порядка исчисления за каждого адвоката, данная норма является более справедливой по сравнению с действующей и соответствует международному опыту зарубежных стран, где взносы взимают за каждого члена профессиональной ассоциации.
Таким образом, такие принципы деятельности коллегии адвокатов как: самостоятельность, равноправие всех членов Коллегии, прозрачность деятельности, подотчетность, ответственность перед своими членами, эффективность, системность и оперативность в принятии решений и их реализации 12 (раздел 3 пункт 12 Устав Республиканской Коллегии адвокатов) принятием данной нормы не нарушаются.
Правовое обоснование ответа к пункту 2.2.
Адвокатура в Республике Казахстан призвана содействовать реализации гарантированных государством и закрепленных Конституцией Республики Казахстан прав человека на судебную защиту своих прав, свобод и получение юридической помощи, а также содействовать мирному урегулированию спора 13(статья 31 ЗРК «Об адвокатской деятельности и юридической помощи»).
Коллегия адвокатов является некоммерческой, независимой, профессиональной, самоуправляемой и самофинансируемой организацией адвокатов, создаваемой адвокатами для оказания юридической помощи физическим и юридическим лицам, выражения и защиты прав и законных интересов адвокатов, выполнения иных функций, установленных Законом «Об адвокатской деятельности и юридической помощи» 14 (статья 50 ЗРК «Об адвокатской деятельности и юридической помощи»).
Республиканская Коллегия адвокатов является некоммерческой, независимой, профессиональной, самоуправляемой и самофинансируемой организацией, основанной на обязательном членстве коллеги адвокатов 15 (статья 65 ЗРК «Об адвокатской деятельности и юридической помощи»).
Следует разграничить принципы оказания юридической помощи и принципы организации деятельности адвокатуры.
Оказание юридической помощи основывается на принципах:
1) верховенства закона;
2) независимости лиц, оказывающих юридическую помощь;
3) уважения и защиты прав и свобод клиента;
4) предоставления юридической помощи в интересах клиента;
5) сохранения профессиональной тайны;
6) соблюдения норм профессионального и этического поведения;
7) свободы определения пределов и мер оказания юридической помощи;
8) соблюдения стандартов оказания юридической помощи;
9) уважения к суду, правилам судопроизводства и коллегам по профессии;
10) доступности юридической помощи. (статья 3 ЗРК «Об адвокатской деятельности и юридической помощи»).
Принципами оказания юридической помощи являются фундаментальные начала оказания юридической помощи, определяющие ее содержание и обеспечивающие общие условия реализации прав и обязанностей участников юридической помощи, они взаимосвязаны и образуют их систему. Несоблюдение принципов оказания юридической помощи влечет ответственность, установленную законами Республики Казахстан (статья 4 ЗРК «Об адвокатской деятельности и юридической помощи»).
Принципами деятельности Республиканской коллегии адвокатов являются: самостоятельность, равноправие, всех членов Коллегии, прозрачность деятельности, подотчетность, ответственность перед своими членами, эффективность, системность и оперативность в принятии решений и их реализации (раздел 3 пункт 12 Устав Республиканской Коллегии адвокатов). Аналогичные принципы прописаны в Уставах территориальных коллегий.
Территориальные коллегии обязаны производить отчисления, необходимые для обеспечения деятельности Коллегии в размере и порядке, установленном Уставом РКА (подпункт 6 пункта 22, пункты 49 и 50 Устава Республиканской Коллегии адвокатов).
К исключительной компетенции Республиканской конференции коллегий адвокатов относится, в том числе, определение размера и порядка взносов, осуществляемых коллегиями адвокатов на общие нужды Республиканской коллегии адвокатов (пункт 22 части 2 статьи 67 ЗРК «Об адвокатской деятельности и юридической помощи»). Именно в данной части Закон дополнен нормой о том, что размер взносов должен исчисляться за каждого адвоката и составлять не менее одного месячного расчетного показателя, установленного законом о республиканском бюджете на соответствующий финансовый год, то есть, установлен нижний предел (или порог) размера взносов.
Уставом Республиканской коллегии адвокатов, утвержденным 23 ноября 2018 года, установлен следующий порядок внесения взносов: территориальные коллегии вносят ежемесячные отчисления путем перечисления их на расчетный счет Коллегии не позднее двадцать пятого числа каждого месяца в следующем размере:
- коллегии адвокатов численностью до 100 адвокатов, перечисляют 30 месячных расчетных показателей (87 510 тенге);
- коллегии адвокатов численностью от 101 до 200 адвокатов, перечисляют 60 месячных расчетных показателей (175 020 тенге);
- коллегии адвокатов численностью свыше 200 адвокатов, перечисляют 80 месячных расчетных показателей (233 360 тенге).
Для исчисления ежемесячных отчислений применяется месячный расчетный показатель, размер которого устанавливается законодательством Республики Казахстан на соответствующий год (пункт 54 Устава Республиканской Коллегии адвокатов).
Существующий порядок дифференцирует несправедливо, так как коллегии адвокатов с численностью 101 человек и 200 человек платят одинаковую сумму взносов, а коллегии с численностью свыше 200 адвокатов до 900 человек перечисляют также одинаковую сумму, то есть взносы перечисляются, не исходя из реальной численности территориальной коллегии, а абстрактно.
Также необходимо учитывать, что каждая территориальная коллегия адвокатов самостоятельно устанавливает размеры ежемесячных членских взносов, которые составляют от 2 до 6 МРП по стране.
Новелла Закона об исчислении взносов за каждого адвоката носит более справедливый и разумный подход.
Учитывая, что имущество Республиканской коллегии адвокатов формируется за счет взносов, осуществляемых коллегиями адвокатов, а к затратам на общие нужды Республиканской коллегии адвокатов относятся расходы на ее материальное обеспечение, вознаграждение адвокатов и компенсация расходов, связанных с их работой в органах Республиканской коллегии адвокатов, расходы на заработную плату работников аппарата Республиканской коллегии адвокатов и иные расходы, предусмотренные законодательством Республики Казахстан и сметой Республиканской коллегии адвокатов (статья 71 ЗРК «Об адвокатской деятельности и юридической помощи), приостановление действующей редакции нормы Закона до 2026 года в части перечисления взносов за каждого адвоката с установлением минимального порога (нижнего предела) повлечет увеличение бюджета на содержание Республиканской коллегии адвокатов, что укрепит ее не только на материальном уровне, но и позволит решать какие-то материальные проблемы и задачи, в том числе, связанные с оплатой расходов членов Президиума и других структурных образований внутри коллегии, например, Дисциплинарной комиссии, Научно-Консультативного Совета. Данная новелла положительно повлияет на укрепление материальной базы Республиканской коллегии адвокатов.
В соответствии с Законом «О некоммерческих организациях» от 16 января 2001 года коллегии адвокатов образованы в иной организационной форме некоммерческой организации. Источниками формирования имущества некоммерческой организации в денежной форме являются поступления от учредителей. При этом, законодательными актами могут устанавливаться ограничения на источники доходов некоммерческих организаций отдельных видов (статья 17, части 1 и 2 статьи 35 ЗРК «О некоммерческих организациях»).
Порядок поступлений финансовых и иных средств от учредителей определяется учредительными документами некоммерческой организации (статья 17, часть 3 статьи 35 ЗРК «О некоммерческих организациях»). В случае установления законодательством ограничений на источники доходов, как следует из предыдущего пункта, Устав необходимо будет привести в соответствие с новыми нормами.
Контроль за деятельностью некоммерческой организации выражается в том, что размеры и структура её доходов, сведения о размерах и составе имущества, о её расходах не могут быть предметом коммерческой тайны (пункт 4 статьи 41 ЗРК «О некоммерческих организациях»).
Установление минимального порога взносов в Казахстане, равно как и изменение порядка внесения денежных средств, то есть исходя не из абстрактной цифры с «разбежкой» от 100 человек и выше, укрепило бы материальную базу Республиканской коллегии адвокатов, что положительно бы повлияло в целом на функционирование данного органа самоуправления адвокатским сообществом. Так, бюджет РКА не содержит статей на покрытие расходов членам Президиума, РКА не имеет собственного центра обучения и повышения квалификации, помещения и современного технического оборудования.
Вопрос:
3. Кем и в каком порядке должны приниматься корпоративные акты нормативно-правового характера, обязательные для всех адвокатов (Кодекс этики, стандарты оказания услуг, критерии их качества, положения о дискомиссиях и др.), возможно ли возложение этих полномочий Президиуму РКА? (пункт 2.3 Определения)
Ответ на вопрос в пункте 2.3
Принятие корпоративных актов нормативно-правового характера, обязательных для адвокатов (таких как Кодекс этики, стандарты оказания услуг, критерии их качества, положения о дисциплинарных комиссиях и др.) относится к исключительной компетенции Республиканской конференции коллегий адвокатов, которая созывается не реже одного раза в два года. Конференция считается правомочной, если в ее работе принимают участие делегаты от не менее трех четвертей членов Республиканской коллегии адвокатов.
Все корпоративные акты разрабатываются Президиумом Республиканской коллегии адвокатов, проекты размещаются на интернет - ресурсе для обсуждения всем адвокатским сообществом.
Возложение этих полномочий на Президиум возможно, поскольку корпоративные акты разрабатываются непосредственно его членами и публично обсуждаются. Это будет целесообразно, так как заседания Президиума проводятся периодически и чаще, чем Конференция. В современных условиях, проведение Конференции затруднено, в связи с чем, многие документы до недавнего времени не были приняты.
Правовое обоснование ответа к пункту 2.3.
Высшим органом Республиканской коллегии адвокатов является Республиканская конференция коллегий адвокатов, которая созывается не реже одного раза в два года. Конференция считается правомочной, если в ее работе принимают участие делегаты от не менее трех четвертей членов Республиканской коллегии адвокатов. Конференция вправе решать любые вопросы деятельности Республиканской коллегии адвокатов.
К исключительной компетенции конференции относятся в том числе (порядковый номер соответствует действующей норме Закона):
1) принятие устава Республиканской коллегии адвокатов и внесение в него изменений и дополнений;
8) утверждение Кодекса профессиональной этики адвокатов и внесение в него изменений и дополнений;
9) утверждение положения о порядке проведения аттестации адвокатов;
10) утверждение стандартов оказания юридической помощи по согласованию с уполномоченным органом;
11) утверждение критериев качества оказания юридической помощи по согласованию с уполномоченным органом;
14) утверждение положения о порядке прохождения стажировки стажерами адвокатов по согласованию с уполномоченным органом;
15) утверждение стандартов повышения квалификации адвокатов по согласованию с уполномоченным органом;
16) утверждение порядка повышения квалификации адвокатов;
18) утверждение объема и порядка оказания комплексной социальной юридической помощи;
19) утверждение правил поведения адвокатов в средствах массовой информации;
20) утверждение положения о дисциплинарной комиссии адвокатов;
21) утверждение положения о дисциплинарной комиссии адвокатуры;
26) утверждение регламента конференции; (статья 67 ЗРК «Об адвокатской деятельности и юридической помощи», пункты 15, 16, 25 Устава Республиканской коллегии адвокатов).
Президиум Республиканской коллегии адвокатов является коллегиальным исполнительным органом Республиканской коллегии адвокатов, избирается тайным голосованием на четыре года и состоит из равного количества адвокатов от каждой коллегии адвокатов, организует работу Республиканской коллегии адвокатов и исполнение решений Республиканской конференции коллегий адвокатов; в период между конференциями принимает решения о досрочном прекращении полномочий членов президиума и ревизионной комиссии, исключенных из членов коллегий адвокатов; разрабатывает документы, подлежащие утверждению Республиканской конференцией коллегий адвокатов, координирует деятельность коллегий адвокатов; представляет в уполномоченный орган статистические сведения об оказанной адвокатами юридической помощи по форме, утверждаемой уполномоченным органом; организует работу по повышению профессионального уровня адвокатов, разрабатывает единую методику профессиональной подготовки адвокатов; защищает социальные и профессиональные права адвокатов; участвует в проведении экспертиз проектов нормативных правовых актов по вопросам, относящимся к адвокатской деятельности; обобщает ежеквартально отчеты коллегий адвокатов об их деятельности; организует методическое обеспечение по вопросам адвокатской деятельности; организует информационное обеспечение коллегий адвокатов; ежегодно по результатам мониторинга определяет среднюю стоимость услуг адвокатов коллегий (по видам услуг) и обеспечивает размещение этой информации на интернет-ресурсе Республиканской коллегии адвокатов и публикацию в средствах массовой информации; размещает на интернет-ресурсе Республиканской коллегии адвокатов: список адвокатов, занимающихся адвокатской деятельностью, а также списки адвокатов территориальных коллегий адвокатов в актуальном состоянии; нормативные правовые акты Республики Казахстан, касающиеся адвокатской деятельности и юридической помощи; Кодекс профессиональной этики адвокатов; стандарты оказания юридической помощи; критерии качества юридической помощи; стандарты повышения квалификации; отчет о финансово-хозяйственной деятельности Республиканской коллегии адвокатов, включающий информацию обо всех поступлениях и расходах по каждой специфике отдельно; сведения о составах президиумов коллегий адвокатов и Республиканской коллегии адвокатов; сведения об оказании комплексной социальной юридической помощи; результаты работы дисциплинарной комиссии адвокатуры; мероприятия и события адвокатуры; и иную необходимую информацию о деятельности Республиканской коллегии адвокатов; созывает не реже одного раза в два года Республиканскую конференцию коллегий адвокатов, формирует ее повестку дня; в пределах своей компетенции распоряжается имуществом Республиканской коллегии адвокатов в соответствии со сметой и назначением имущества; утверждает регламент президиума Республиканской коллегии адвокатов; утверждает эмблему Республиканской коллегии адвокатов; осуществляет иные функции, предусмотренные уставом Республиканской коллегии адвокатов. Решения президиума принимаются простым большинством голосов от общего числа членов, присутствующих на его заседании (статья 68 Закона «Об адвокатской деятельности и юридической помощи»).
Вопрос:
4. Нарушает ли внедрение единой информационной системы юридической помощи, в том числе при оказании гарантированной государством, принципы оказания юридической помощи, закрепленные в законе? (вопрос пункта 2.4 Определения)
Ответ на вопрос в пункте 2.4.
Внедрение единой информационной системы юридической помощи, в том числе при оказании гарантированной государством, на принципы оказания юридической помощи, закрепленные в законе, не влияет и, соответственно, не нарушает их.
Единая информационная система предоставляет гражданам возможность дистанционно выбирать себе представителя или защитника, исходя из его специализации и опыта, проверять сведения адвоката о наличии страхования профессиональной деятельности, консультироваться в режиме онлайн, оставлять отзывы. Система работает в пилотном режиме в течение года, в настоящий момент интегрирована с ИС «ГБД «Физические лица» и «Юридические лица», ИС ГБД «У-лицензирование», ИС «BestProf», ИС ГБД «Регистр недвижимости», ИС «ЕСЭДО», ИС «Единый реестр досудебных расследований». Планируется подключить АИАС «Төрелiқ». В настоящий момент разработана мобильная версия в приложении, таким образом, любой человек может онлайн проконсультироваться и найти в срочном порядке адвоката на указанной им местности.
Посредством данной системы адвокаты смогут получить доступ к национальным реестрам идентификационных номеров. В связи с чем, важен вопрос безопасности сведений и персональных данных.
Автоматическое равномерное распределение дел онлайн в рамках гарантированной государством юридической помощи является справедливой системой и исключает возможность вмешательства человеческого фактора и заинтересованности некоторых лиц.
Правовое обоснование ответа к пункту 2.4.
В соответствии с пунктом 2 части 2 статьи 19 Закона Республики Казахстан «Об органах юстиции» Министерство юстиции в сфере правовой пропаганды осуществляет функции по предоставлению на договорной основе эталонных законодательных актов и иных нормативных правовых актов, информационных и справочно-методических материалов, в том числе с использованием единой системы правовой информации (пункт 2 части 2 статьи 19 ЗРК «Об органах юстиции»). Поэтому обоснованно, что Министерство юстиции реализует указанные нормы.
Принципами оказания юридической помощи являются:
1) верховенства закона;
2) независимости лиц, оказывающих юридическую помощь;
3) уважения и защиты прав и свобод клиента;
4) предоставления юридической помощи в интересах клиента;
5) сохранения профессиональной тайны;
6) соблюдения норм профессионального и этического поведения;
7) свободы определения пределов и мер оказания юридической помощи;
8) соблюдения стандартов оказания юридической помощи;
9) уважения к суду, правилам судопроизводства и коллегам по профессии;
10) доступности юридической помощи. (статья 3 ЗРК «Об адвокатской деятельности и юридической помощи»).
Единой информационной системой юридической помощи является информационная система, предназначенная для автоматизации адвокатской деятельности и деятельности юридических консультантов. При функционировании единой информационной системы юридической помощи обеспечивается соблюдение конфиденциальности (статья 24 ЗРК «Об адвокатской деятельности и юридической помощи»).
Поэтому сама по себе информационная система не может влиять на принципы оказания юридической помощи, а наоборот, делает её более доступной для населения. Особенно это актуально в настоящий момент, когда многие рабочие процессы идут дистанционно.
Нормы Закона дополняются новеллами о передаче объектов информатизации единой информационной системы юридической помощи в доверительное управление Республиканской коллегии адвокатов. При этом Закон содержит нормы, в соответствии с которыми нотариату и частным судебным исполнителям также передают в доверительное управление аналогичные объекты.
Доводы некоторых юристов о том, что это могла быть другая альтернативная компания не обоснованы, потому что система интегрирована с государственными информационными системами хранения персональных данных, то есть вопрос информационной безопасности необходимо обязательно учитывать. Если допускать на конкурентной основе компании к большим данным существует вероятность утечки сведений и персональных данных граждан.
Таким образом, внедрение единой информационной системы юридической помощи необходимо и не может влиять на принципы оказания юридической помощи.
Вопрос:
5. Каковы законодательство и практика зарубежных стран и требования документов международного характера? (вопрос пункта 2.5 Определения)
Ответ на вопрос в пункте 2.5
Краткий обзор законодательства
в сфере адвокатской деятельности в зарубежных странах.
Эстония. Адвокатская практика в Эстонии регулируется Законом «Об адвокатуре» от 21 марта 2001 года. Высшим органом самоуправления является Пленум, на котором решения принимаются при условии участия половины адвокатов, имеющих право голоса. Это обусловлено тем, что голосуют адвокаты, имеющие звание «присяжный поверенный» (пункты 1 и 5 статьи 7 Закона Эстонии «Об адвокатуре»).
Пленум устанавливает условия и порядок уплаты членских взносов адвокатуры, размер членского взноса, условия и порядок совершенствования иных выплат и компенсационных расходов, а также их величину (пункт 9 статьи 9 Закона Эстонии «Об адвокатуре»).
Финансирование деятельности адвокатуры осуществляется за счет членских взносов адвокатов. Ставку членского взноса адвокатов Пленум устанавливает в размере, который обеспечивает достаточное финансирование адвокатуры (статья 14 Закона Эстонии «Об адвокатуре»).
Взносы исчисляются за каждого адвоката, исходя из утвержденной годовой ставки.
Источник: www.juristaitab.ee
Литва. Закон Литовской Республики «Об адвокатуре» от 18 марта 2004 года предусматривает, что деятельность адвокатуры Литвы финансируется за счет уплачиваемых взносов и других источников. Высший орган самоуправления - Общее собрание адвокатов по представлению Совета адвокатов утверждает размер взносов и бюджет на расходы в адвокатуру Литвы. Взносы также исчисляются за каждого адвоката, исходя из утвержденной годовой ставки, размер зависит от предполагаемого бюджета адвокатуры в части затрат на аппарат и избираемых членов Совета адвокатов. (часть 5 статьи 56, пункт5 части2 статьи 59 Закон Литовской Республики «Об адвокатуре»).
Источник: www.e-seimas.lrs.lt
Грузия. На основании Закона «Об адвокатах (Об адвокатской деятельности)» Грузии от 20 июня 2001 года предусматривает, что Генеральная ассамблея грузинской ассоциации адвокатов на общем собрании (Генеральной ассамблее) простым большинством голосов присутствующих членов устанавливает фиксированный размер годового членского взноса исходя из сметы расходов ассоциации. В 2021 году это 200 лари (примерно около 65 долларов США) с адвоката 35(часть 3 статьи 24 Закона Грузии «Об адвокатской деятельности»)
Источник: www.matsne.gov.ge
Франция. Деятельность адвокатов во Франции регулируется несколькими законодательными актами, в том числе, Декретом от 27 ноября 1991 года «Об адвокатуре и адвокатской деятельности», Законом «О реформе ряда судебных и юридических профессий» от 31 декабря 1971 года, Законом от 12 июля 2005 года «О правилах профессиональной этики адвоката».
В соответствии с Декретом «Об адвокатуре» Национальный Совет коллегий Французской Республики устанавливает для себя операционный бюджет и ежегодно определяет размер членских взносов и порядок их уплаты. Ресурсы Совета формируются за счет членских взносов, уплачиваемых адвокатами, зарегистрированными в коллегиях 36(статья 37 Закона «О реформе судебных и юридических профессий»).
При этом в составляющей бюджета Национального Совета есть отдельная статья расходов на содержание Центров обучения. Так Национальный Совет коллегий адвокатов ежегодно определяет размер взноса в следующем году, в зависимости от финансовых потребностей Центров обучения и прогнозирования роста числа учащихся. Размер взноса при этом определяется пропорционально количеству адвокатов, зарегистрированных в реестре коллегий. В случае невыплаты в течение месяца установленной суммы Национальный Совет коллегии адвокатов выдает в отношении должника-коллегии адвокатов исполнительный документ37 (часть 1 статьи 14-1 Декрета «Об адвокатуре и адвокатской деятельности» от 27 ноября 1991 года).
Таким образом, Национальный Совет коллегий адвокатов компетентен по всем вопросам определять размер членских взносов адвокатов, входящих в коллегию 38(статья 17 Декрета «Об адвокатуре и адвокатской деятельности» от 27 ноября 1991 года).
В то же время, следует отметить, что права Национального Совета коллегий адвокатов Французской Республики подкреплены серьезными полномочиями по прямому взысканию на основании исполнительного документа. Это обусловлено несколькими статьями расходов, таких как: взносы в региональную коллегию, взносы в Национальный Совет коллегий, взносы на содержание Центров по обучению.
Источник: www.cnb.avokat.fr
Российская Федерация. В соответствии с Федеральным Законом Российской Федерации «Об адвокатской деятельности и адвокатуре в РФ» от 31 мая 2002 года высшим органом адвокатской палаты субъектов Российской Федерации является собрание адвокатов. К компетенции собрания (конференции) относится, в том числе, определение размера обязательных отчислений адвокатов на общие нужды адвокатской палаты 39(пункт 4 части 2 статьи 30 Закона Российской Федерации «Об адвокатской деятельности и адвокатуре в РФ»).
Аналогичная норма применяется в отношении компетенции Всероссийского съезда адвокатов, на котором определяется размер отчислений адвокатских палат на общие нужды Федеральной Палаты адвокатов, исходя из численности адвокатских палат 40(статья 35, пункт 4 части 2 статьи 36 Закона Российской Федерации «Об адвокатской деятельности и адвокатуре в РФ»).
В соответствии с пунктом 46 Устава Федеральной Палаты адвокатов размер членских взносов устанавливается решением Съезда в порядке и сроки, определенные Советом Палаты, который также определяет порядок индексации размеров отчислений в зависимости от срока их уплаты. Адвокатские палаты субъектов Российской Федерации, в свою очередь обязаны вносить отчисления на общие нужды в размере, установленном Съездом.41 (пункт 46 Устава Федеральной Палаты адвокатов)
Источник: www.fparf.ru
Таким образом, анализ зарубежного законодательства показывает, что организации адвокатов, создаваемые в виде ассоциаций и объединений, осуществляют свою деятельность на основе самоуправления и самофинансирования. При установлении размера членских взносов все руководствуются: численностью адвокатского сообщества, то есть оплата производится за каждого члена организации; и прогнозами на собственные нужды, в зависимости от чего утверждается годовой бюджет. При этом, во всех указанных выше законодательных актах зарубежных стран содержится норма о том, что денежные выплаты из образуемого бюджета идут на содержание не только аппарата адвокатских ассоциаций, и руководителей исполнительных органов, но и на покрытие всех расходов адвокатов, в том числе командировочных, входящих в состав исполнительных органов, или органов самоуправления, учебу, содержание центров обучения и повышения квалификации и прочие расходы, которые помогают реализовать право на самоуправление. То есть расходуются на собственные нужды.
Если обратиться к нормам международного права, то в соответствии с Положением от 27 августа 1990 г. «О роли юристов» (принятым восьмым Конгрессом ООН по предупреждению преступности и обращению с правонарушителями в Гаване, Куба, 27 августа - 07 сентября 1990 г.), то основные положения о Роли Адвокатов, сформулированы таким образом, чтобы помочь Государствам - Участникам в их задаче содействовать и обеспечить надлежащую роль адвокатов, которая должна уважаться и гарантироваться Правительствами при разработке национального законодательства и его применении, и должны приниматься во внимание, как адвокатами, так и судьями, прокурорами, членами законодательной и исполнительной властей и обществом в целом. Эти принципы должны также применяться к лицам, которые осуществляют адвокатские функции без получения формального статуса адвоката.
В рамках доступа к адвокатам и юридической помощи Правительства должны гарантировать эффективную процедуру и работающий механизм для реального и равного доступа к адвокатам всех лиц, проживающих на его территории и подчиненных его юрисдикции. Профессиональные ассоциации адвокатов должны сотрудничать в организации и создании условий предоставления такой помощи. Является ответственностью Правительств и профессиональных ассоциаций адвокатов разработать программу, имеющую целью информировать общественность о ее правах и обязанностях по закону значения роли адвокатов в защите основных свобод. Адвокатам должно быть предоставлено право формировать самоуправляемые ассоциации для представительства их интересов, постоянной учебы и переподготовки и поддержания их профессионального уровня. Профессиональные ассоциации должны кооперироваться с Правительствами для обеспечения права каждого на равный и эффективный доступ и к юридической помощи, чтобы адвокаты были способны без неуместного вмешательства со стороны давать советы и помогать своим клиентам в соответствии с законом и признанными профессиональными стандартами и этическими правилами (Положение от 27 августа 1990 г. «О роли юристов» принятые восьмым Конгрессом ООН по предупреждению преступности и обращению с правонарушителями в Гаване, Куба, 27 августа - 07 сентября 1990 г.)
Вывод:
Анализ Закона Республики Казахстан «О внесении изменений и дополнений в некоторые законодательные акты Республики Казахстан по вопросам адвокатской деятельности и юридической помощи» приводит к выводу о том, что содержание норм, как и в целом его направленность, в полной мере соответствует ряду принципов, содержащихся в Конституции Республики Казахстан, Концепции Правовой политики и международным актам, в частности Положению от 27 августа 1990 г. «О роли юристов», принятому восьмым Конгрессом ООН по предупреждению преступности и обращению с правонарушителями в Гаване, Куба.
Правовое регулирование деятельности адвокатуры соответствует конституционным нормам и действующему законодательству.
Определение нижнего уровня (предела или порога) взноса, эквивалентного 1 МРП не может влиять на принципы организации адвокатуры, так как законодатель допускает такие ограничения для иных некоммерческих организаций. Исчисление взносов за каждого адвоката соответствует принципу справедливости и разумности, а также применяется во многих зарубежных странах.
Передача ряда полномочий по принятию корпоративных актов от общего собрания (конференции) к Президиуму возможно, так как это оптимизирует работу Республиканской коллегии адвокатов.
Внедрение единой информационной системы на принципы оказания юридической помощи влиять не может, а наоборот ведет к совершенствованию её качества. Альтернативные компании для предоставления таких услуг не могут рассматриваться, так как речь идет о персональных данных и информационной безопасности граждан.
Настоящее заключение подготовлено экспертом Балгуль Раисовой. Мнения и взгляды, содержащиеся в Заключении, могут не совпадать с позициями Республиканской коллегии адвокатов и палат юридических консультантов, так как отражают авторскую точку зрения. Настоящее заключение касается поправок, внесенных Законом Республики Казахстан «О внесении изменений и дополнений в некоторые законодательные акты Республики Казахстан по вопросам адвокатской деятельности и юридической помощи».
Эксперт Б.А.Раисова