ЗАКОН
РЕСПУБЛИКИ КАЗАХСТАН

Об энергосбережении и повышении энергоэффективности
изменениями и дополнениями по состоянию на 03.09.2023 г.)

 

Данная редакция действовала до внесения изменений от 6 апреля 2024 года

 

Глава 1. ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ

Статья 1. Основные понятия, используемые в настоящем Законе

Статья 2. Законодательство Республики Казахстан об энергосбережении и повышении энергоэффективности

Глава 2. ГОСУДАРСТВЕННОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ В ОБЛАСТИ ЭНЕРГОСБЕРЕЖЕНИЯ И ПОВЫШЕНИЯ ЭНЕРГОЭФФЕКТИВНОСТИ

Статья 3. Основные направления государственного регулирования в области энергосбережения и повышения энергоэффективности

Статья 4. Компетенция Правительства Республики Казахстан

Статья 5. Компетенция уполномоченного органа

Статья 6. Компетенция иных государственных органов в области энергосбережения и повышения энергоэффективности

Статья 7. Государственный контроль в области энергосбережения и повышения энергоэффективности

Статья 7-1. Профилактический контроль без посещения субъекта (объекта) контроля в области энергосбережения и повышения энергоэффективности

Глава 3. ОБЩИЕ ТРЕБОВАНИЯ В ОБЛАСТИ ЭНЕРГОСБЕРЕЖЕНИЯ И ПОВЫШЕНИЯ ЭНЕРГОЭФФЕКТИВНОСТИ

Статья 8. Использование энергосберегающего оборудования и материалов, ограничения по приемке новых объектов и оплата за потребленную тепловую энергию

Статья 9. Государственный энергетический реестр

Статья 10. Исключена

Статья 11. Обеспечение энергоэффективности зданий, строений, сооружений

Статья 12. Электрические энергопотребляющие устройства

Статья 13. Ограничения по продаже и использованию продукции

Глава 4. МЕРОПРИЯТИЯ, НАПРАВЛЕННЫЕ НА ОБЕСПЕЧЕНИЕ ЭНЕРГОСБЕРЕЖЕНИЯ И ПОВЫШЕНИЯ ЭНЕРГОЭФФЕКТИВНОСТИ

Статья 14. Уведомление в области энергосбережения и повышения энергоэффективности

Статья 14-1. Подтверждение соответствия энергоаудитора

Статья 14-2. Энергоаудитор

Статья 15. Комплексная вневедомственная экспертиза проектов строительства в части энергосбережения и повышения энергоэффективности

Статья 16. Энергоаудит

Глава 5. ГОСУДАРСТВЕННАЯ ПОДДЕРЖКА В ОБЛАСТИ ЭНЕРГОСБЕРЕЖЕНИЯ И ПОВЫШЕНИЯ ЭНЕРГОЭФФЕКТИВНОСТИ

Статья 17. Направления государственной поддержки в области энергосбережения и повышения энергоэффективности

Статья 18. Соглашение в области энергосбережения и повышения энергоэффективности

Статья 18-1. Энергосервисный договор

Статья 19. Информационное обеспечение деятельности по энергосбережению и повышению энергоэффективности

Глава 6. ПРАВА И ОБЯЗАННОСТИ СУБЪЕКТОВ В ОБЛАСТИ ЭНЕРГОСБЕРЕЖЕНИЯ И ПОВЫШЕНИЯ ЭНЕРГОЭФФЕКТИВНОСТИ

Статья 20. Права и обязанности оператора Государственного энергетического реестра

Статья 21. Права и обязанности субъектов в области энергосбережения и повышения энергоэффективности

Глава 7. ЗАКЛЮЧИТЕЛЬНЫЕ ПОЛОЖЕНИЯ

Статья 22. Ответственность за нарушение законодательства Республики Казахстан об энергосбережении и повышении энергоэффективности

Статья 23. Обжалование действий (бездействия) должностного лица уполномоченного органа

Статья 23-1. Переходные положения

Статья 24. Порядок введения в действие настоящего Закона

 

 

По всему тексту слова «таможенного союза», «Таможенного союза» заменены словами «Евразийского экономического союза» в соответствии с Законом РК от 26.12.17 г. № 124-VI (введен в действие с 1 января 2018 года) (см. стар. ред.)

 

Настоящий Закон регулирует общественные отношения и определяет правовые, экономические и организационные основы деятельности физических и юридических лиц в области энергосбережения и повышения энергоэффективности.

 

 

Глава 1. Общие положения

 

Статья 1. Основные понятия, используемые в настоящем Законе

В настоящем Законе используются следующие основные понятия:

1) исключен в соответствии с Законом РК от 29.03.16 г. № 479-V (см. стар. ред.)

1-1) исключен в соответствии с Законом РК от 17.11.15 г. № 407-V (см. стар. ред.)

В подпункт 2 внесены изменения в соответствии с Законом РК от 30.06.22 г. № 130-VII (введены в действие с 31 августа 2022 г.) (см. стар. ред.)

2) субъекты квазигосударственного сектора - государственные предприятия, товарищества с ограниченной ответственностью, акционерные общества, в том числе национальные управляющие холдинги, национальные холдинги, национальные компании, учредителем, участником или акционером которых является государство, а также дочерние, зависимые и иные юридические лица, являющиеся аффилиированными с ними в соответствии с законодательными актами Республики Казахстан;

3) Государственный энергетический реестр - систематизированный свод информации о субъектах Государственного энергетического реестра;

4) исключен в соответствии с Законом РК от 17.11.15 г. № 407-V (см. стар. ред.)

Подпункт 5 изложен в редакции Закона РК от 14.01.15 г. № 279-V (см. стар. ред.); Закона РК от 17.11.15 г. № 407-V (см. стар. ред.); внесены изменения в соответствии с Законом РК от 30.06.22 г. № 130-VII (введены в действие с 31 августа 2022 г.) (см. стар. ред.)

5) субъекты Государственного энергетического реестра - индивидуальные предприниматели и юридические лица, потребляющие энергетические ресурсы в объеме, эквивалентном тысяче пятистам и более тонн условного топлива в год, а также государственные учреждения, субъекты квазигосударственного сектора и естественных монополий;

Статья дополнена подпунктом 5-1 в соответствии с Законом РК от 14.01.15 г. № 279-V; изложен в редакции Закона РК от 29.03.16 г. № 479-V (см. стар. ред.); Закона РК от 29.06.20 г. № 352-VI (см. стар. ред.); Закона РК от 30.06.22 г. № 130-VII (введены в действие с 31 августа 2022 г.) (см. стар. ред.)

5-1) целевой энергоаудит - энергоаудит, проводимый на добровольной основе, имеющий целевой характер и ограничение по объему проведения;

Статья дополнена подпунктами 5-2 и 5-3 в соответствии с Законом РК от 30.06.22 г. № 130-VII (введено в действие с 31 августа 2022 г.)

5-2) учебный центр - субъект предпринимательства, осуществляющий деятельность в области переподготовки и (или) повышения квалификации кадров в сфере энергосбережения и повышения энергоэффективности;

5-3) заказчики - государственные учреждения, а также государственные предприятия, юридические лица, пятьдесят и более процентов голосующих акций (долей участия в уставном капитале) которых принадлежат государству, и аффилированные с ними юридические лица, за исключением национальных управляющих холдингов, национальных холдингов, национальных управляющих компаний и аффилированных с ними юридических лиц;

6) термомодернизация - мероприятие по улучшению теплотехнических характеристик здания, строения и сооружения, приводящее к снижению в них потерь тепловой энергии;

7) класс энергоэффективности здания, строения, сооружения - уровень экономичности энергопотребления здания, строения, сооружения, характеризующий его энергоэффективность на стадии эксплуатации;

8) условное топливо - принятая при технико-экономических расчетах, регламентируемая в нормативах и стандартах единица, служащая для сопоставления тепловой ценности различных видов органического топлива;

Статья дополнена подпунктом 8-1 в соответствии с Законом РК от 30.06.22 г. № 130-VII (введено в действие с 31 августа 2022 г.)

8-1) экспресс-энергоаудит - энергоаудит, проводимый по сокращенной программе и с целью подтверждения результатов энергетического анализа, осуществляемого в рамках системы менеджмента в области энергосбережения и повышения энергоэффективности и предыдущего заключения по энергосбережению и повышению энергоэффективности;

Статья дополняется подпунктом 8-2 в соответствии с Законом РК от 30.06.22 г. № 130-VII (вводится в действие по истечении двенадцати месяцев со дня принятия национальных стандартов в области энергосбережения и повышения энергоэффективности)

Подпункт 9 изложен в редакции Закона РК от 30.06.22 г. № 130-VII (введено в действие с 31 августа 2022 г.) (см. стар. ред.)

9) энергетический аудит (далее - энергоаудит) - сбор, обработка и анализ данных об использовании энергетических ресурсов в целях оценки возможности и потенциала энергосбережения и подготовки заключения по энергосбережению и повышению энергоэффективности;

10) энергетические ресурсы - совокупность природных и произведенных носителей энергии, запасенная энергия которых используется в настоящее время или может быть использована в перспективе в хозяйственной и иных видах деятельности, а также виды энергии (атомная, электрическая, химическая, электромагнитная, тепловая и другие виды энергии);

11) эффективное использование энергетических ресурсов - достижение технически возможного и экономически оправданного уровня использования энергетических ресурсов;

Подпункт 12 изложен в редакции Закона РК от 14.01.15 г. № 279-V (см. стар. ред.); Закона РК от 30.06.22 г. № 130-VII (введено в действие с 31 августа 2022 г.) (см. стар. ред.)

12) энергетическая эффективность (далее - энергоэффективность) - количественное отношение объема предоставленных услуг, работ, выпущенной продукции (товаров) или произведенных энергетических ресурсов к затраченным на это исходным энергетическим ресурсам;

Статья дополнена подпунктами 12-1, 12-2 и 12-3 в соответствии с Законом РК от 14.01.15 г. № 279-V

Подпункт 12-1 изложен в редакции Закона РК от 29.03.16 г. № 479-V (см. стар. ред.)

12-1) энергоаудиторская организация - юридическое лицо, осуществляющее энергоаудит;

12-2) исключен в соответствии с Законом РК от 30.06.22 г. № 130-VII (введено в действие с 31 августа 2022 г.) (см. стар. ред.)

12-3) энергосервисная компания - юридическое лицо, выполняющее за счет собственных и (или) привлеченных средств в рамках энергосервисного договора работы (услуги) в области энергосбережения и повышения энергоэффективности, в том числе с привлечением подрядных организаций;

13) класс энергоэффективности электрического энергопотребляющего устройства - уровень экономичности энергопотребления электрического энергопотребляющего устройства, характеризующий его энергоэффективность на стадии эксплуатации;

14) энергосбережение - реализация организационных, технических, технологических, экономических и иных мер, направленных на уменьшение объема используемых энергетических ресурсов;

Статья дополнена подпунктом 14-1 в соответствии с Законом РК от 30.06.22 г. № 130-VII (введено в действие с 31 августа 2022 г.)

14-1) менеджмент в области энергосбережения и повышения энергоэффективности (далее - энергоменеджмент) - комплекс административных действий, направленных на обеспечение рационального потребления энергетических ресурсов и повышение энергоэффективности объекта;

Статья дополняется подпунктом 14-2 в соответствии с Законом РК от 30.06.22 г. № 130-VII (вводится в действие по истечении двенадцати месяцев со дня принятия национальных стандартов в области энергосбережения и повышения энергоэффективности)

15) исключен в соответствии с Законом РК от 29.03.16 г. № 479-V (см. стар. ред.)

16) исключен в соответствии с Законом РК от 14.01.15 г. № 279-V (см. стар. ред.)

16-1) исключен в соответствии с Законом РК от 17.11.15 г. № 407-V (см. стар. ред.)

17) уполномоченный орган в области энергосбережения и повышения энергоэффективности (далее - уполномоченный орган) - центральный исполнительный орган, осуществляющий руководство в области энергосбережения и повышения энергоэффективности;

Статья дополнена подпунктом 17-1 в соответствии с Законом РК от 17.11.15 г. № 407-V; изложен в редакции Закона РК от 30.06.22 г. № 130-VII (введено в действие с 31 августа 2022 г.) (см. стар. ред.)

17-1) национальный институт развития в области энергосбережения и повышения энергоэффективности - юридическое лицо, пятьдесят и более процентов голосующих акций (долей участия в уставном капитале) которых принадлежат государству;

См.: Правила формирования и ведения карты энергоэффективности, отбора и включения проектов в карту энергоэффективности

Статья дополнена подпунктом 17-2 в соответствии с Законом РК от 30.06.22 г. № 130-VII (введено в действие с 31 августа 2022 г.)

17-2) карта энергоэффективности - единый республиканский перечень проектов в области энергосбережения и повышения энергоэффективности с указанием источников финансирования, графиков и планов мероприятий по их реализации;

18) исключен в соответствии с Законом РК от 14.01.15 г. № 279-V (см. стар. ред.)

19) энергосберегающее оборудование - оборудование, позволяющее повысить эффективность использования энергетических ресурсов;

20) энергосберегающий материал - материал, позволяющий повысить эффективность использования энергетических ресурсов.

 

Статья 2. Законодательство Республики Казахстан об энергосбережении и повышении энергоэффективности

1. Законодательство Республики Казахстан об энергосбережении и повышении энергоэффективности основывается на Конституции Республики Казахстан и состоит из настоящего Закона и иных нормативных правовых актов Республики Казахстан.

2. Если международным договором, ратифицированным Республикой Казахстан, устанавливаются иные правила, чем те, которые содержатся в настоящем Законе, то применяются правила международного договора.

 

 

Глава 2. Государственное регулирование в области энергосбережения и повышения энергоэффективности

 

Статья 3. Основные направления государственного регулирования в области энергосбережения и повышения энергоэффективности

Основными направлениями государственного регулирования в области энергосбережения и повышения энергоэффективности являются:

1) осуществление технического регулирования в области энергосбережения и повышения энергоэффективности;

2) осуществление сбалансированной тарифной политики и ценообразования в области производства и потребления энергетических ресурсов;

3) стимулирование энергосбережения и повышения энергоэффективности, включая использование энергосберегающих оборудований и материалов;

4) осуществление государственного контроля за эффективным использованием энергетических ресурсов;

5) пропаганда экономических, экологических и социальных преимуществ эффективного использования энергетических ресурсов, повышение общественного образовательного уровня в этой области;

6) обеспечение соблюдения законодательства Республики Казахстан об энергосбережении и повышении энергоэффективности.

 

Статья 4. Компетенция Правительства Республики Казахстан

Правительство Республики Казахстан:

1) разрабатывает основные направления государственной политики в области энергосбережения и повышения энергоэффективности;

2) исключен в соответствии с Законом РК от 19.04.23 г. № 223-VII (введены в действие с 1 мая 2023 г.) (см. стар. ред.)

3) осуществляет международное сотрудничество в области энергосбережения и повышения энергоэффективности;

4) - 15) исключены в соответствии с Законом РК от 29.09.14 г. № 239-V (см. стар. ред.)

16) исключен в соответствии с Законом РК от 03.07.13 г. № 124-V (см. стар. ред.)

17) - 19) исключены в соответствии с Законом РК от 29.09.14 г. № 239-V (см. стар. ред.)

20) исключен в соответствии с Законом РК от 19.04.23 г. № 223-VII (введены в действие с 1 мая 2023 г.) (см. стар. ред.)

 

Статья 5. Компетенция уполномоченного органа

Уполномоченный орган:

Подпункт 1 изложен в редакции Закона РК от 19.04.23 г. № 223-VII (введены в действие с 1 мая 2023 г.) (см. стар. ред.)

1) формирует и реализует государственную политику в области энергосбережения и повышения энергоэффективности;

2) осуществляет в пределах своей компетенции международное сотрудничество в области энергосбережения и повышения энергоэффективности;

3) осуществляет межотраслевую координацию деятельности государственных органов в области энергосбережения и повышения энергоэффективности;

Подпункт 4 изложен в редакции Закона РК от 14.01.15 г. № 279-V (см. стар. ред.); Закона РК от 17.11.15 г. № 407-V (см. стар. ред.)

4) определяет порядок формирования и ведения Государственного энергетического реестра;

Подпункт 5 изложен в редакции Закона РК от 24.05.18 г. № 156-VI (см. стар. ред.)

5) осуществляет государственный контроль в области энергосбережения и повышения энергоэффективности;

Подпункт 6 изложен в редакции Закона РК от 29.09.14 г. № 239-V (см. стар. ред.)

6) разрабатывает и утверждает нормативные правовые акты в области энергосбережения и повышения энергоэффективности;

Статья дополнена подпунктами 6-1 - 6-14 в соответствии с Законом РК от 29.09.14 г. № 239-V; изложен в редакции Закона РК от 29.03.16 г. № 479-V (см. стар. ред.)

6-1) утверждает перечень информационно-измерительных комплексов и технических средств, необходимых для осуществления деятельности в области энергосбережения и повышения энергоэффективности;

В подпункт 6-2 внесены изменения в соответствии с Законом РК от 24.05.18 г. № 156-VI (см. стар. ред.)

6-2) утверждает нормативы энергопотребления, нормативные значения коэффициента мощности в электрических сетях субъектов Государственного энергетического реестра;

6-3) исключен в соответствии с Законом РК от 14.01.15 г. № 279-V (см. стар. ред.)

Подпункт 6-4 изложен в редакции Закона РК от 17.11.15 г. № 407-V (см. стар. ред.)

6-4) определяет национальный институт развития в области энергосбережения и повышения энергоэффективности;

6-5) утверждает механизм оценки деятельности местных исполнительных органов по вопросам энергосбережения и повышения энергоэффективности;

6-6) устанавливает требования по энергоэффективности зданий, строений, сооружений и их элементов, являющихся частью ограждающих конструкций;

6-7) устанавливает требования по энергоэффективности транспорта;

Подпункт 6-8 изложен в редакции Закона РК от 14.01.15 г. № 279-V (см. стар. ред.); внесены изменения в соответствии с Законом РК от 30.06.22 г. № 130-VII (введены в действие с 31 августа 2022 г.) (см. стар. ред.)

6-8) устанавливает требования по энергоэффективности оборудования, в том числе электрооборудования;

6-9) утверждает правила определения и пересмотра классов энергоэффективности зданий, строений, сооружений;

Подпункт 6-10 изложен в редакции Закона РК от 14.01.15 г. № 279-V (см. стар. ред.); Закона РК от 30.06.22 г. № 130-VII (введено в действие с 31 августа 2022 г.) (см. стар. ред.)

6-10) разрабатывает и утверждает порядок проведения энергоаудита;

Подпункт 6-11 изложен в редакции Закона РК от 14.01.15 г. № 279-V (см. стар. ред.)

6-11) утверждает требования по энергосбережению и повышению энергоэффективности, предъявляемые к проектным (проектно-сметным) документациям зданий, строений, сооружений;

В подпункт 6-12 внесены изменения в соответствии с Законом РК от 30.06.22 г. № 130-VII (введены в действие с 31 августа 2022 г.) (см. стар. ред.)

6-12) утверждает требования к форме и содержанию плана мероприятий по энергосбережению и повышению энергоэффективности;

Подпункт 6-13 изложен в редакции Закона РК от 14.01.15 г. № 279-V (см. стар. ред.)

6-13) определяет порядок деятельности учебных центров;

6-14) утверждает форму и сроки представления центральными исполнительными органами отчетов по реализации государственной политики в области энергосбережения и повышения энергоэффективности;

Статья дополнена подпунктами 6-15 - 6-17 в соответствии с Законом РК от 30.06.22 г. № 130-VII (введено в действие с 31 августа 2022 г.)

6-15) разрабатывает и утверждает методику расчета нормативов энергопотребления;

6-16) разрабатывает и утверждает правила мониторинга энергопотребления государственных учреждений;

6-17) устанавливает целевые индикаторы по энергоэффективности для субъектов Государственного энергетического реестра, потребляющих энергетические ресурсы в объеме, эквивалентном пятидесяти тысячам и более тонн условного топлива в год;

7) разрабатывает и утверждает форму предписания об устранении нарушения требований законодательства Республики Казахстан об энергосбережении и повышении энергоэффективности;

8) исключен в соответствии с Законом РК от 03.07.13 г. № 124-V (см. стар. ред.)

Подпункт 9 введен в действие с 1 января 2013 года

9) формирует и размещает на своем интернет-ресурсе перечень субъектов Государственного энергетического реестра, не обеспечивших ежегодное снижение объема потребления энергетических ресурсов, воды на единицу продукции, площади зданий, строений и сооружений до величин, определенных по итогам энергоаудита, в том числе включающий государственные учреждения, не соблюдающие нормативы энергопотребления;

Подпункт 10 изложен в редакции Закона РК от 17.11.15 г. № 407-V (см. стар. ред.)

10) координирует формирование, ведение и реализацию карты энергоэффективности, проведение научно-исследовательских, опытно-конструкторских и технологических работ в области энергосбережения и повышения энергоэффективности;

11) исключен в соответствии с Законом РК от 13.01.14 г. № 159-V (см. стар. ред.)

12) исключен в соответствии с Законом РК от 29.03.16 г. № 479-V (см. стар. ред.)

Статья дополнена подпунктом 12-1 в соответствии с Законом РК от 17.11.15 г. № 407-V

Подпункт 12-1 исключается в соответствии с Законом РК от 30.06.22 г. № 130-VII (вводится в действие по истечении двенадцати месяцев со дня принятия национальных стандартов в области энергосбережения и повышения энергоэффективности)

12-1) проводит аттестацию кандидатов в энергоаудиторы;

Подпункт 13 изложен в редакции Закона РК от 29.03.16 г. № 479-V (см. стар. ред.)

13) ведет реестр юридических лиц, осуществляющих деятельность в области энергосбережения и повышения энергоэффективности;

Статья дополнена подпунктами 13-1 - 13-5 в соответствии с Законом РК от 14.01.15 г. № 279-V; изложен в редакции Закона РК от 17.11.15 г. № 407-V (см. стар. ред.); Закона РК от 24.05.18 г. № 156-VI (см. стар. ред.)

Подпункты 13-1 - 13-3 исключаются в соответствии с Законом РК от 30.06.22 г. № 130-VII (вводится в действие по истечении двенадцати месяцев со дня принятия национальных стандартов в области энергосбережения и повышения энергоэффективности)

13-1) разрабатывает и утверждает разрешительные требования и перечень документов, необходимых для выдачи аттестата энергоаудитора в области энергосбережения и повышения энергоэффективности;

Подпункт 13-2 изложен в редакции Закона РК от 17.11.15 г. № 407-V (см. стар. ред.)

13-2) ведет реестр энергоаудиторов;

Подпункт 13-3 изложен в редакции Закона РК от 17.11.15 г. № 407-V (см. стар. ред.)

13-3) определяет порядок проведения аттестации кандидатов в энергоаудиторы;

13-4) исключен в соответствии с Законом РК от 17.11.15 г. № 407-V (см. стар. ред.)

13-5) исключен в соответствии с Законом РК от 17.11.15 г. № 407-V (см. стар. ред.)

Статья дополнена подпунктом 13-6 в соответствии с Законом РК от 17.11.15 г. № 407-V

Подпункт 13-6 исключается в соответствии с Законом РК от 30.06.22 г. № 130-VII (вводится в действие по истечении двенадцати месяцев со дня принятия национальных стандартов в области энергосбережения и повышения энергоэффективности)

13-6) утверждает форму аттестата энергоаудитора в области энергосбережения и повышения энергоэффективности;

Статья дополнена подпунктом 13-7 в соответствии с Законом РК от 17.11.15 г. № 407-V

13-7) утверждает форму маркировки зданий, строений, сооружений по энергоэффективности;

14) исключен в соответствии с Законом РК от 14.01.15 г. № 279-V (см. стар. ред.)

15) исключен в соответствии с Законом РК от 24.05.18 г. № 156-VI (см. стар. ред.)

Статья дополнена подпунктами 15-1 и 15-2 в соответствии с Законом РК от 14.01.15 г. № 279-V

15-1) разрабатывает и утверждает учебные программы и планы по согласованию с уполномоченным органом в области образования;

15-2) устанавливает требования по энергоэффективности строительных материалов, изделий и конструкций;

Подпункт 16 изложен в редакции Закона РК от 14.01.15 г. № 279-V (см. стар. ред.)

16) осуществляет мониторинг за реализацией государственной политики в области энергосбережения и повышения энергоэффективности, проводит анализ представляемых отчетов центральными уполномоченными органами по форме и в сроки, установленные уполномоченным органом;

Статья дополнена подпунктами 16-1 - 16-5 в соответствии с Законом РК от 30.06.22 г. № 130-VII (введено в действие с 31 августа 2022 г.)

16-1) проводит оценку деятельности местных исполнительных органов по вопросам энергосбережения и повышения энергоэффективности;

16-2) разрабатывает и утверждает правила мониторинга государственных закупок и закупок товаров, работ, услуг в области энергосбережения и повышения энергоэффективности;

16-3) разрабатывает и утверждает перечень товаров, работ, услуг, на которые распространяются требования по энергоэффективности при осуществлении государственных закупок и закупок товаров, работ, услуг;

16-4) устанавливает требования по энергоэффективности товаров, работ, услуг при осуществлении государственных закупок и закупок товаров, работ, услуг;

16-5) проводит мониторинг государственных закупок и закупок товаров, работ, услуг в области энергосбережения и повышения энергоэффективности;

Подпункт 17 изложен в редакции Закона РК от 29.09.14 г. № 239-V (см. стар. ред.)

17) разрабатывает и утверждает типовое соглашение в области энергосбережения и повышения энергоэффективности;

Статья дополнена подпунктом 17-1 в соответствии с Законом РК от 14.01.15 г. № 279-V

17-1) утверждает типовые формы энергосервисного договора;

Статья дополнена подпунктом 17-2 в соответствии с Законом РК от 17.11.15 г. № 407-V

17-2) определяет порядок формирования и ведения карты энергоэффективности, отбора и включения проектов в карту энергоэффективности;

Статья дополнена подпунктом 17-3 в соответствии с Законом РК от 17.11.15 г. № 407-V; внесены изменения в соответствии с Законом РК от 30.06.22 г. № 130-VII (введены в действие с 31 августа 2022 г.) (см. стар. ред.)

17-3) определяет порядок проведения анализа заключений по энергосбережению и повышению энергоэффективности;

Статья дополнена подпунктом 17-4 в соответствии с Законом РК от 04.07.23 г. № 15-VIII (введено в действие с 3 сентября 2023 г.)

17-4) разрабатывает и утверждает профессиональные стандарты для энергоаудиторов;

18) исключен в соответствии с Законом РК от 29.12.14 г. № 269-V (см. стар. ред.)

19) исключен в соответствии с Законом РК от 29.09.14 г. № 239-V (см. стар. ред.)

20) осуществляет иные полномочия, предусмотренные настоящим Законом, иными законами Республики Казахстан, актами Президента Республики Казахстан и Правительства Республики Казахстан.

 

Статья 6. Компетенция иных государственных органов в области энергосбережения и повышения энергоэффективности

В пункт 1 внесены изменения в соответствии с Законом РК от 14.01.15 г. № 279-V (см. стар. ред.)

1. Центральные исполнительные органы в пределах своей компетенции реализуют государственную политику в области энергосбережения и повышения энергоэффективности и представляют в уполномоченный орган отчеты об энергосбережении и повышении энергоэффективности по форме и в сроки, установленные уполномоченным органом.

2. Уполномоченный государственный орган по делам архитектуры, градостроительства и строительства:

1) обеспечивает соблюдение требований по энергосбережению и повышению энергоэффективности в архитектурно-строительной и иной предпроектной и (или) проектной (проектно-сметной) документации, разрабатываемой и утверждаемой в целях реконструкции, строительства зданий, строений, сооружений;

2) обеспечивает разработку и утверждение предпроектной и (или) проектной (проектно-сметной) документации типовых многоквартирных домов, с учетом термомодернизации;

3) осуществляет иные полномочия, предусмотренные настоящим Законом, иными законами Республики Казахстан, актами Президента Республики Казахстан и Правительства Республики Казахстан.

3. Уполномоченный государственный орган в области технического регулирования:

1) осуществляет государственный контроль за обозначением класса и характеристик энергоэффективности в технической документации и на этикетке электрических энергопотребляющих устройств в соответствии с техническим регламентом Евразийского экономического союза;

2) осуществляет иные полномочия, предусмотренные настоящим Законом, иными законами Республики Казахстан, актами Президента Республики Казахстан и Правительства Республики Казахстан.

4. Местные исполнительные органы областей:

1) обеспечивают включение мероприятий по энергосбережению и повышению энергоэффективности в программу развития соответствующей территории;

Статья дополнена подпунктом 1-1 в соответствии с Законом РК от 30.06.22 г. № 130-VII (введено в действие с 31 августа 2022 г.)

1-1) разрабатывают и утверждают дорожные карты по энергосбережению и повышению энергоэффективности со сроком реализации три года по согласованию с уполномоченным органом, а также осуществляют их реализацию;

2) реализуют в пределах своей компетенции государственную политику в области энергосбережения и повышения энергоэффективности;

3) осуществляют в пределах своей компетенции мониторинг за соблюдением нормативов энергопотребления государственными учреждениями;

4) осуществляют иные функции в соответствии с законодательством Республики Казахстан.

В пункт 5 внесены изменения в соответствии с Законом РК от 28.12.18 г. № 210-VI (см. стар. ред.)

5. Местные исполнительные органы городов республиканского значения, столицы:

1) обеспечивают включение мероприятий по энергосбережению и повышению энергоэффективности в программу развития соответствующей территории;

Статья дополнена подпунктом 1-1 в соответствии с Законом РК от 30.06.22 г. № 130-VII (введено в действие с 31 августа 2022 г.)

1-1) разрабатывают и утверждают дорожные карты по энергосбережению и повышению энергоэффективности со сроком реализации три года по согласованию с уполномоченным органом, а также осуществляют их реализацию;

2) реализуют в пределах своей компетенции государственную политику в области энергосбережения и повышения энергоэффективности;

3) в пределах своей компетенции осуществляют мониторинг за соблюдением нормативов энергопотребления государственными учреждениями, организуют проведение энергоаудита, термомодернизации государственных учреждений, закуп и установку приборов учета энергетических ресурсов и автоматических систем регулирования теплопотребления для государственных учреждений, а также обеспечивают модернизацию паркового и уличного освещения с учетом использования энергосберегающих ламп;

4) организуют утилизацию ртутьсодержащих энергосберегающих ламп, бывших в употреблении у населения;

5) осуществляют иные функции в соответствии с законодательством Республики Казахстан.

6. Местные исполнительные органы районов (городов областного значения):

1) обеспечивают включение мероприятий по энергосбережению и повышению энергоэффективности в программу развития соответствующего района (города областного значения);

2) реализуют в пределах своей компетенции государственную политику в области энергосбережения и повышения энергоэффективности;

3) в пределах своей компетенции осуществляют мониторинг за соблюдением нормативов энергопотребления государственными учреждениями, организуют проведение энергоаудита, термомодернизации государственных учреждений, закуп и установку приборов учета энергетических ресурсов и автоматических систем регулирования теплопотребления для государственных учреждений, а также обеспечивают модернизацию паркового и уличного освещения с учетом использования энергосберегающих ламп;

4) организуют утилизацию ртутьсодержащих энергосберегающих ламп, бывших в употреблении у населения;

5) осуществляют иные функции в соответствии с законодательством Республики Казахстан.

 

Заголовок статьи 7 изложен в редакции Закона РК от 24.05.18 г. № 156-VI (см. стар. ред.)

Статья 7. Государственный контроль в области энергосбережения и повышения энергоэффективности

1. Государственный контроль в области энергосбережения и повышения энергоэффективности осуществляется за:

1) достоверностью предоставляемой в Государственный энергетический реестр информации;

2) исключен в соответствии с Законом РК от 24.05.18 г. № 156-VI (см. стар. ред.)

Подпункт 3 изложен в редакции Закона РК от 24.05.18 г. № 156-VI (см. стар. ред.)

3) соблюдением нормативов энергопотребления и нормативных значений коэффициента мощности в электрических сетях субъектами Государственного энергетического реестра;

Подпункт 4 изложен в редакции Закона РК от 14.01.15 г. № 279-V (см. стар. ред.); Закона РК от 24.05.18 г. № 156-VI (см. стар. ред.)

4) проведением энергоаудита;

4-1) исключен в соответствии с Законом РК от 17.11.15 г. № 407-V (см. стар. ред.)

5) соблюдением иных требований, установленных настоящим Законом и другими нормативными правовыми актами в области энергосбережения и повышения энергоэффективности.

В пункт 2 внесены изменения в соответствии с Законом РК от 29.10.15 г. № 376-V (введен в действие с 1 января 2016 года) (см. стар. ред.); изложен в редакции Закона РК от 24.05.18 г. № 156-VI (см. стар. ред.); Закона РК от 30.06.22 г. № 130-VII (введено в действие с 31 августа 2022 г.) (см. стар. ред.)

2. Государственный контроль в области энергосбережения и повышения энергоэффективности осуществляется в форме проверок и профилактического контроля.

Проверки и профилактический контроль с посещением субъекта (объекта) контроля осуществляются в соответствии с Предпринимательским кодексом Республики Казахстан.

Профилактический контроль без посещения субъекта (объекта) контроля осуществляется в соответствии с настоящим Законом и Предпринимательским кодексом Республики Казахстан.

См. Совместный приказ Министра по инвестициям и развитию Республики Казахстан от 23 декабря 2015 года № 1230 и и.о. Министра национальной экономики Республики Казахстан от 30 декабря 2015 года № 837 «Об утверждении критериев оценки степени риска и проверочных листов в области энергосбережения и повышения энергоэффективности»

 

Закон дополнен статьей 7-1 в соответствии с Законом РК от 30.06.22 г. № 130-VII (введено в действие с 31 августа 2022 г.)

Статья 7-1. Профилактический контроль без посещения субъекта (объекта) контроля в области энергосбережения и повышения энергоэффективности

1. Целями профилактического контроля без посещения субъекта (объекта) контроля в области энергосбережения и повышения энергоэффективности являются своевременное пресечение и недопущение нарушений требований законодательства Республики Казахстан об энергосбережении и повышении энергоэффективности, предоставление субъекту контроля права самостоятельного устранения нарушений, выявленных по результатам такого контроля, и снижение административной нагрузки на него.

2. Профилактический контроль без посещения субъекта (объекта) контроля в области энергосбережения и повышения энергоэффективности осуществляется путем изучения, анализа, сопоставления информации, полученной из различных источников, в том числе на основе сведений:

1) представленных центральными государственными и местными исполнительными органами;

2) представленных национальным институтом развития в области энергосбережения и повышения энергоэффективности;

3) полученных из средств массовой информации и иных источников, обращений физических и юридических лиц.

3. Профилактический контроль без посещения субъекта (объекта) контроля в области энергосбережения и повышения энергоэффективности осуществляется уполномоченным органом.

4. По итогам профилактического контроля без посещения субъекта (объекта) контроля составляется рекомендация об устранении выявленных нарушений требований законодательства Республики Казахстан об энергосбережении и повышении энергоэффективности (далее - рекомендация) в срок не позднее пяти рабочих дней со дня выявления таких нарушений без возбуждения дела об административном правонарушении с обязательным разъяснением субъекту контроля способа устранения нарушений.

5. Рекомендация должна быть вручена субъекту контроля лично под роспись или иным способом, подтверждающим факты ее отправки и получения.

Рекомендация, направленная одним из нижеперечисленных способов, считается врученной (полученной) в следующих случаях:

1) нарочно - с даты отметки в рекомендации о получении;

2) почтой - с даты уведомления о получении почтового отправления заказным письмом;

3) электронным способом - с даты отправки на электронный адрес субъекта контроля.

При отказе субъекта контроля принять рекомендацию, лицо, доставляющее или вручающее ее, делает соответствующую отметку на рекомендации, которая возвращается в уполномоченный орган.

6. Рекомендация должна быть исполнена в течение десяти рабочих дней со дня, следующего за днем ее вручения (получения), за исключением случаев, когда более длительный срок исполнения указан в самой рекомендации.

7. В случае несогласия с нарушениями, указанными в рекомендации, субъект контроля вправе направить в уполномоченный орган возражение в течение пяти рабочих дней со дня, следующего за днем вручения (получения) рекомендации.

8. Неисполнение в установленный срок рекомендации влечет назначение профилактического контроля с посещением субъекта (объекта) контроля путем включения в полугодовой список проведения профилактического контроля с посещением субъекта (объекта) контроля.

9. Кратность проведения профилактического контроля без посещения субъекта (объекта) контроля в области энергосбережения и повышения энергоэффективности - не более двух раз в год.

10. Результаты профилактического контроля без посещения субъекта (объекта) контроля в области энергосбережения и повышения энергоэффективности подлежат учету в специальном журнале регистрации профилактического контроля без посещения субъекта (объекта), который должен быть пронумерован, прошнурован и скреплен печатью уполномоченного органа.

 

 

Глава 3. Общие требования в области энергосбережения и повышения энергоэффективности

 

В статью 8 внесены изменения в соответствии с Законом РК от 15.06.15 г. № 322-V (см. стар. ред.)

Статья 8. Использование энергосберегающего оборудования и материалов, ограничения по приемке новых объектов и оплата за потребленную тепловую энергию

1. В проектах строительства объектов, потребляющих энергетические и водные ресурсы, предусматривается обязательное использование энергосберегающих материалов, установка приборов учета энергетических и водных ресурсов, автоматизированных систем регулирования теплопотребления.

В проектах многоквартирных жилых домов предусматриваются обязательное использование энергосберегающих материалов, установка общедомовых приборов учета тепловой энергии и воды, поквартирных приборов учета электрической энергии, холодной и горячей воды, газа, а также приборов-регуляторов в отопительных системах, автоматизированных систем регулирования теплопотребления.

Пункт 2 введен в действие с 1 января 2013 года

2. Не допускается приемка в эксплуатацию новых объектов, потребляющих энергетические и водные ресурсы, которые не оснащены приборами учета энергетических ресурсов и воды и автоматизированными системами регулирования теплопотребления.

3. Требования пунктов 1 и 2 настоящей статьи, в части автоматизированных систем регулирования теплопотребления, не распространяются на объекты со среднечасовым потреблением тепловой энергии (включая расходы тепловой энергии, отопления, вентиляции, кондиционирования и горячего водоснабжения) менее 50 кВт.

Пункт 4 изложен в редакции Закона РК от 28.12.16 г. № 34-VI (см. стар. ред.)

4. Потребители производят оплату за потребленную тепловую энергию по тарифам, дифференцированным в зависимости от наличия или отсутствия приборов учета тепловой энергии, утвержденным в соответствии с законодательством Республики Казахстан о естественных монополиях.

 

Статья 9 введена действие с 1 января 2013 года

Статья 9. Государственный энергетический реестр

В пункт 1 внесены изменения в соответствии с Законом РК от 30.06.22 г. № 130-VII (введены в действие с 31 августа 2022 г.) (см. стар. ред.)

1. Информация, вносимая в Государственный энергетический реестр в отношении субъектов Государственного энергетического реестра, за исключением государственных учреждений, включает:

Подпункт 1 изложен в редакции Закона РК от 30.06.22 г. № 130-VII (введено в действие с 31 августа 2022 г.) (см. стар. ред.)

1) индивидуальный идентификационный номер индивидуального предпринимателя, его почтовый адрес, наименование или бизнес-идентификационный номер юридического лица, его почтовый адрес, наименование и основные виды деятельности;

2) объемы добычи, производства, потребления, передачи и потерь энергетических ресурсов и воды в натуральном и денежном выражении за один календарный год;

Подпункт 3 изложен в редакции Закона РК от 30.06.22 г. № 130-VII (введено в действие с 31 августа 2022 г.) (см. стар. ред.)

3) копию плана мероприятий по энергосбережению и повышению энергоэффективности, а также дополнения и (или) изменения, вносимые в данный план мероприятий;

Подпункт 4 изложен в редакции Закона РК от 30.06.22 г. № 130-VII (введено в действие с 31 августа 2022 г.) (см. стар. ред.)

4) результаты исполнения плана мероприятий по энергосбережению и повышению энергоэффективности за отчетный период;

5) фактическое энергопотребление на единицу продукции и (или) расход энергетических ресурсов на отопление на единицу площади зданий, строений, сооружений;

Подпункт 6 изложен в редакции Закона РК от 30.06.22 г. № 130-VII (введено в действие с 31 августа 2022 г.) (см. стар. ред.)

6) копию заключения по энергосбережению и повышению энергоэффективности;

6-1) исключен в соответствии с Законом РК от 17.11.15 г. № 407-V (см. стар. ред.)

7) исключен в соответствии с Законом РК от 30.06.22 г. № 130-VII (введено в действие с 31 августа 2022 г.) (см. стар. ред.)

Статья дополнена пунктом 1-1 в соответствии с Законом РК от 30.06.22 г. № 130-VII (введено в действие с 31 августа 2022 г.)

1-1. Информация, вносимая в Государственный энергетический реестр в отношении субъектов Государственного энергетического реестра, являющихся государственными учреждениями, включает:

1) бизнес-идентификационный номер юридического лица, его почтовый адрес, наименование и основные виды деятельности;

2) объемы потребления энергетических ресурсов и воды в натуральном и денежном выражении за один календарный год;

3) мероприятия по энергосбережению и повышению энергоэффективности за отчетный период и копию заключения по энергосбережению и повышению энергоэффективности или технического отчета (при наличии);

4) источники отопления и расход энергетических ресурсов на отопление на единицу площади зданий, строений, сооружений за отчетный период;

5) перечень энергопотребляющего оборудования.

Пункт 2 изложен в редакции Закона РК от 14.01.15 г. № 279-V (см. стар. ред.); Закона РК от 17.11.15 г. № 407-V (см. стар. ред.); Закона РК от 30.06.22 г. № 130-VII (введено в действие с 31 августа 2022 г.) (см. стар. ред.)

2. Информация, указанная в пунктах 1 и 1-1 настоящей статьи, предоставляется субъектами Государственного энергетического реестра национальному институту развития в области энергосбережения и повышения энергоэффективности на бумажном или электронном носителе ежегодно в срок до 1 апреля.

При этом информация, указанная в подпунктах 3), 4) и 6) пункта 1 настоящей статьи, предоставляется субъектами Государственного энергетического реестра, потребляющими энергетические ресурсы в объеме, эквивалентном менее тысячи пятисот тонн условного топлива в год при наличии.

3. На основе данных Государственного энергетического реестра и государственных органов уполномоченный орган обеспечивает анализ и прогнозирование энергоемкости внутреннего валового продукта и эффективности использования энергетических ресурсов в Республике Казахстан.

См. Правила формирования Государственного энергетического реестра, Методику по предоставлению субъектами Государственного энергетического реестра информации, необходимой для формирования и ведения Государственного энергетического реестра (утверждена приказом и.о. президента АО «Казахэнергоэкспертиза» от 4 февраля 2014 года № 09-38-71)

 

Статья 10. Исключена в соответствии с Законом РК от 14.01.15 г. № 279-V (см. стар. ред.)

 

Статья 11. Обеспечение энергоэффективности зданий, строений, сооружений

1. Проектируемые и строящиеся (реконструируемые, капитально ремонтируемые) здания, строения, сооружения должны соответствовать требованиям законодательства Республики Казахстан об энергосбережении и повышении энергоэффективности.

2. Требования по энергоэффективности зданий, строений, сооружений должны включать в себя:

1) показатели, характеризующие удельную величину расхода энергетических ресурсов в здании, строении, сооружении;

2) требования к влияющим на энергоэффективность зданий, строений, сооружений архитектурным, объемно-планировочным, технологическим, конструктивным и инженерно-техническим решениям;

3) требования к используемым в зданиях, строениях, сооружениях инженерным системам и технологическому оборудованию;

4) требования к включаемым в проектную документацию и применяемым при строительстве (реконструкции, капитальном ремонте) зданий, строений, сооружений технологиям и материалам, позволяющие исключить нерациональный (необоснованный) расход энергетических ресурсов.

Выполнение требований по энергоэффективности при вводе в эксплуатацию зданий, строений, сооружений возлагается на застройщика.

3. Требования по энергоэффективности не распространяются на следующие здания, строения, сооружения:

1) здания, строения, сооружения, которые отнесены к объектам историко-культурного наследия;

2) временные строения хозяйственного назначения, подсобные помещения, срок службы которых составляет не более двух лет;

3) индивидуальные жилые дома, а также строения, находящиеся на дачных и садовых участках;

4) отдельно стоящие здания, строения, сооружения общей площадью менее пятидесяти квадратных метров;

5) культовые здания, строения и сооружения;

6) отдельно стоящие не отапливаемые здания, строения и сооружения.

В пункт 4 внесены изменения в соответствии с Законом РК от 30.06.22 г. № 130-VII (введены в действие с 31 августа 2022 г.) (см. стар. ред.); изложен в редакции Закона РК от 05.04.23 г. № 221-VII (введены в действие с 1 июля 2023 г.) (см. стар. ред.)

4. Требуемый класс энергоэффективности указывается в задании на разработку проекта строительства (реконструкции, капитального ремонта) и кадастровом паспорте объекта недвижимости при регистрации прав на недвижимое имущество после ввода завершенного строительством (реконструкцией, капитальным ремонтом) объекта в эксплуатацию.

В пункт 5 внесены изменения в соответствии с Законом РК от 14.01.15 г. № 279-V (см. стар. ред.); Законом РК от 30.06.22 г. № 130-VII (введены в действие с 31 августа 2022 г.) (см. стар. ред.); изложен в редакции Закона РК от 05.04.23 г. № 221-VII (введены в действие с 1 июля 2023 г.) (см. стар. ред.)

5. Класс энергоэффективности существующих зданий, строений, сооружений и его пересмотр устанавливаются в порядке, определяемом уполномоченным органом, по итогам проведения энергоаудита и указываются в кадастровом паспорте объекта недвижимости.

Заключение энергоаудита прилагается к кадастровому паспорту объекта недвижимости (зданий, строений, сооружений).

Статья дополнена пунктом 6 в соответствии с Законом РК от 17.11.15 г. № 407-V; внесены изменения в соответствии с Законом РК от 30.06.22 г. № 130-VII (введены в действие с 31 августа 2022 г.) (см. стар. ред.)

6. Маркировка существующих зданий, строений, сооружений по энергоэффективности устанавливается по итогам проведения энергоаудита и указывается в заключении по энергосбережению и повышению энергоэффективности.

 

Статья 12. Электрические энергопотребляющие устройства

1. В технической документации и на этикетках электрических энергопотребляющих устройств, реализуемых на территории Республики Казахстан, должна содержаться информация о классе и характеристиках их энергоэффективности.

2. Перечень электрических энергопотребляющих устройств, на которые распространяются требования пункта 1 настоящей статьи, устанавливается техническим регламентом Евразийского экономического союза.

3. Определение класса и характеристик энергоэффективности производится в соответствии с техническим регламентом Евразийского экономического союза и осуществляется производителем (импортером).

4. Производители (импортеры) обязаны указывать класс и характеристики энергоэффективности в технической документации и на этикетках электрических энергопотребляющих устройств в соответствии с техническим регламентом Евразийского экономического союза.

 

В статью 13 внесены изменения в соответствии с Законом РК от 14.01.15 г. № 279-V (см. стар. ред.)

Статья 13. Ограничения по продаже и использованию продукции

1. В целях энергосбережения и повышения энергоэффективности не допускается:

Подпункт 1 пункта 1 статьи 13 введен в действие для электрических ламп накаливания мощностью 100 Вт и выше - с 1 июля 2012 года, мощностью 75 Вт и выше - с 1 января 2013 года, мощностью 25 Вт и выше - с 1 января 2014 года.

Подпункт 1 изложен в редакции Закона РК от 24.05.18 г. № 156-VI (см. стар. ред.)

1) использование электрических ламп накаливания мощностью 25 Вт и выше, которые могут быть использованы в цепях переменного тока в целях освещения;

2) осуществление закупок для государственных учреждений и субъектов квазигосударственного сектора электрических ламп накаливания мощностью 25 Вт и выше, которые могут быть использованы в цепях переменного тока в целях освещения;

3) продажа и использование технологий и материалов, не соответствующих требованиям, установленным законодательством Республики Казахстан об энергосбережении и повышении энергоэффективности, в строящихся (реконструируемых, капитально ремонтируемых) зданиях, строениях, сооружениях;

4) продажа и (или) использование электрических энергопотребляющих устройств, не содержащих информацию о классе и характеристиках их энергоэффективности согласно техническому регламенту Евразийского экономического союза;

Подпункт 5 пункта 1 статьи 13 введен в действие с 1 января 2014 года

В подпункт 5 внесены изменения в соответствии с Законом РК от 30.06.22 г. № 130-VII (введены в действие с 31 августа 2022 г.) (см. стар. ред.)

5) использование в целях коммерческого учета счетчиков электрической энергии с классом точности выше 1,0.

Ограничения, предусмотренные настоящим пунктом, не распространяются на физических лиц.

2. В новых вводимых объектах и при замене счетчиков электрической энергии в существующих объектах запрещается использование счетчиков электрической энергии, не предназначенных для дифференцированного учета и контроля расхода электроэнергии по времени суток.

 

 

Глава 4. Мероприятия, направленные на обеспечение энергосбережения и повышения энергоэффективности

 

Статья 14 изложена в редакции Закона РК от 29.03.16 г. № 479-V (см. стар. ред.)

Статья 14. Уведомление в области энергосбережения и повышения энергоэффективности

1. Уведомлению в области энергосбережения и повышения энергоэффективности подлежат следующие виды деятельности:

Подпункт 1 изложен в редакции Закона РК от 30.06.22 г. № 130-VII (введены в действие с 31 августа 2022 г.) (см. стар. ред.)

1) энергоаудит, осуществляемый юридическими лицами;

2) переподготовка и (или) повышение квалификации кадров, осуществляющих деятельность в области энергосбережения и повышения энергоэффективности.

В пункт 2 внесены изменения в соответствии с Законом РК от 30.06.22 г. № 130-VII (введены в действие с 31 августа 2022 г.) (см. стар. ред.)

2. Субъекты предпринимательства до начала осуществления или прекращения деятельности в области энергосбережения и повышения энергоэффективности уведомляют уполномоченный орган в порядке, установленном Законом Республики Казахстан «О разрешениях и уведомлениях».

3. Юридические лица, уведомившие уполномоченный орган о начале осуществления деятельности в области энергосбережния и повышения энергоэффективности по проведению энергоаудита, должны соответствовать следующим требованиям:

См. изменения в подпункт 1 - Закон РК от 30.06.22 г. № 130-VII (вводятся в действие по истечении двенадцати месяцев со дня принятия национальных стандартов в области энергосбережения и повышения энергоэффективности)

1) иметь в штате не менее четырех энергоаудиторов, аттестованных уполномоченным органом;

Пункт дополняется подпунктом 1-1 в соответствии с Законом РК от 30.06.22 г. № 130-VII (вводятся в действие по истечении двенадцати месяцев со дня принятия национальных стандартов в области энергосбережения и повышения энергоэффективности)

2) владеть на праве собственности или на ином законном основании поверенными на территории Республики Казахстан информационно-измерительными комплексами и техническими средствами согласно перечню информационно-измерительных комплексов и технических средств, утвержденных уполномоченным органом.

См.: Ответ Министра индустрии и инфраструктурного развития РК от 23 июля 2019 года на вопрос от 18 июля 2019 года № 559236 (dialog.egov.kz) «Об аренде информационно-измерительных комплексов и технических средств для начала осуществления деятельности по проведению энергоаудита»

В пункт 4 внесены изменения в соответствии с Законом РК от 30.06.22 г. № 130-VII (введены в действие с 31 августа 2022 г.) (см. стар. ред.)

4. Субъекты предпринимательства, уведомившие уполномоченный орган о начале осуществления деятельности в области энергосбережения и повышения энергоэффективности по проведению переподготовки и (или) повышения квалификации кадров, осуществляющих деятельность в области энергосбережения и повышения энергоэффективности, должны соответствовать следующим требованиям:

1) иметь утвержденные учебные программы и планы в соответствии с утвержденными учебными программами и планами по согласованию с уполномоченным органом в области образования;

2) иметь в штате не менее двух преподавателей с высшим образованием, в том числе не менее одного преподавателя с ученой степенью не ниже кандидата (магистра) технических наук;

3) владеть на праве собственности или на ином законном основании учебным кабинетом, компьютерами и информационно-измерительными комплексами и техническими средствами согласно перечню информационно-измерительных комплексов и технических средств, утвержденных уполномоченным органом.

 

Закон дополнен статьей 14-1 в соответствии с Законом РК от 30.06.22 г. № 130-VII (введен в действие с 31 августа 2022 г.)

Статья 14-1. Подтверждение соответствия энергоаудитора

Национальные стандарты в области энергосбережения и повышения энергоэффективности разрабатываются и утверждаются в порядке, установленном законодательством Республики Казахстан в сфере стандартизации.

Часть вторая статьи 14-1 в редакции Закона РК от 30.06.22 г. № 130-VII введена в действие по истечении шести месяцев со дня принятия национальных стандартов в области энергосбережения и повышения энергоэффективности

Подтверждение соответствия энергоаудитора осуществляется в соответствии с законами Республики Казахстан «О техническом регулировании» и «Об аккредитации в области оценки соответствия» и национальными стандартами в области энергосбережения и повышения энергоэффективности.

См.: Письмо Комитета технического регулирования и метрологии Министерства торговли и интеграции Республики Казахстан от 10 апреля 2024 года № ЖТ-2023-03538660 и См.: Письмо Министерства промышленности и строительства Республики Казахстан от 8 апреля 2024 года № ЖТ-2023-03538654 «Касательно стандартов в области энергосбережения и повышения энергоэффективности»

 

Закон дополнен статьей 14-2 в соответствии с Законом РК от 30.06.22 г. № 130-VII (введен в действие по истечении шести месяцев со дня принятия национальных стандартов в области энергосбережения и повышения энергоэффективности)

Статья 14-2. Энергоаудитор

1. Энергоаудитор осуществляет свою деятельность только в составе одной энергоаудиторской организации на основе трудового договора и (или) в качестве индивидуального предпринимателя.

2. Энергоаудитор, являющийся индивидуальным предпринимателем, проводит энергоаудит только зданий, строений, сооружений.

3. Энергоаудитор, являющийся индивидуальным предпринимателем, обязан владеть на праве собственности или на ином законном основании поверенными на территории Республики Казахстан информационно-измерительными комплексами и техническими средствами согласно перечню информационно-измерительных комплексов и технических средств, утвержденному уполномоченным органом.

См.: Письмо Комитета технического регулирования и метрологии Министерства торговли и интеграции Республики Казахстан от 10 апреля 2024 года № ЖТ-2023-03538660 и См.: Письмо Министерства промышленности и строительства Республики Казахстан от 8 апреля 2024 года № ЖТ-2023-03538654 «Касательно стандартов в области энергосбережения и повышения энергоэффективности»

 

 

Статья 15 изложена в редакции Закона РК от 14.01.15 г. № 279-V (см. стар. ред.)

Статья 15. Комплексная вневедомственная экспертиза проектов строительства в части энергосбережения и повышения энергоэффективности

1. Комплексная вневедомственная экспертиза проектов (технико-экономических обоснований и проектно-сметной документации), предназначенных для строительства новых объектов или изменения (расширения, модернизации, технического перевооружения, реконструкции, капитального ремонта) существующих объектов (зданий, сооружений и их комплексов, коммуникаций), проводится в соответствии с законодательством об архитектурной, градостроительной и строительной деятельности.

2. Проведение комплексной вневедомственной экспертизы проектов в части энергосбережения и повышения энергоэффективности является обязательной:

1) для объектов, проектное потребление энергетических ресурсов которых превышает эквивалентный показатель в пятьсот тонн условного топлива в год;

2) по проектам строительства уникальных объектов, не обеспеченных наличием действующих государственных или межгосударственных нормативов и разработанных по заменяющим их специальным техническим условиям (особым нормам).

3. Если по указанным в пунктах 1 и 2 настоящей статьи проектам в течение трех лет после проведения комплексной вневедомственной экспертизы и их утверждения не начато строительство (расширение, модернизация, техническое перевооружение, реконструкция, капитальный ремонт) объектов (зданий, сооружений и их комплексов, коммуникаций), то эти проекты до реализации подлежат приведению в соответствие с действующими на этот момент государственными (межгосударственными) нормативами и используются для реализации только после проведения новой комплексной вневедомственной экспертизы.

 

Статья 16. Энергоаудит

1. Исключен в соответствии с Законом РК от 30.06.22 г. № 130-VII (введено в действие с 31 августа 2022 г.) (см. стар. ред.)

В пункт 2 внесены изменения в соответствии с Законом РК от 30.06.22 г. № 130-VII (введены в действие с 31 августа 2022 г.) (см. стар. ред.)

2. Энергоаудит осуществляется за счет средств обратившегося лица на основании договора, заключенного в соответствии с законодательством Республики Казахстан.

Пункт 3 изложен в редакции Закона РК от 30.06.22 г. № 130-VII (введено в действие с 31 августа 2022 г.) (см. стар. ред.)

3. По результатам энергоаудита или экспресс-энергоаудита составляется заключение по энергосбережению и повышению энергоэффективности.

По результатам целевого энергоаудита составляется технический отчет по энергосбережению и повышению энергоэффективности.

Статья дополнена пунктом 3-1 в соответствии с Законом РК от 30.06.22 г. № 130-VII (введено в действие с 31 августа 2022 г.)

3-1. Субъекты Государственного энергетического реестра, за исключением государственных учреждений, разрабатывают и утверждают план мероприятий по энергосбережению и повышению энергоэффективности по итогам проведенного энергоаудита или экспресс-энергоаудита. План мероприятий по энергосбережению и повышению энергоэффективности разрабатывается и утверждается в течение шести месяцев со дня получения заключения по энергосбережению и повышению энергоэффективности.

Пункт 4 изложен в редакции Закона РК от 30.06.22 г. № 130-VII (введено в действие с 31 августа 2022 г.) (см. стар. ред.)

4. Субъекты Государственного энергетического реестра, потребляющие энергетические ресурсы в объеме, эквивалентном тысяче пятистам и более тонн условного топлива в год, за исключением государственных учреждений, проходят обязательный энергоаудит не реже одного раза каждые пять лет.

См.: Ответ Министра индустрии и инфраструктурного развития РК от 11 февраля 2021 года на вопрос от 8 февраля 2021 года № 666669 (dialog.egov.kz) «Касательно сроков проведения энергоаудита ТОО, после включения в перечень субъектов Государственного энергетического реестра»

Статья дополнена пунктом 4-1 в соответствии с Законом РК от 30.06.22 г. № 130-VII (введено в действие с 31 августа 2022 г.)

4-1. Субъекты Государственного энергетического реестра, потребляющие энергетические ресурсы в объеме, эквивалентном тысяче пятистам и более тонн условного топлива в год, за исключением государственных учреждений, вправе провести экспресс-энергоаудит взамен обязательного энергоаудита при одновременном соблюдении следующих условий:

1) наличие предыдущего заключения по энергосбережению и повышению энергоэффективности;

2) достижение потенциала энергосбережения в объеме не менее пяти процентов в течение последних пяти лет за счет выполнения плана мероприятий по энергосбережению и повышению энергоэффективности и (или) снижение ими удельного энергопотребления на единицу продукции в объеме не менее пяти процентов в течение пяти лет;

3) наличие сертификата соответствия системы энергоменеджмента.

В пункт 5 внесены изменения в соответствии с Законом РК от 14.01.15 г. № 279-V (см. стар. ред.); изложен в редакции Закона РК от 24.05.18 г. № 156-VI (см. стар. ред.)

5. Субъекты Государственного энергетического реестра, за исключением государственных учреждений, обязаны в течение четырех лет, а осуществляющие производство, заготовку, хранение, транспортировку, переработку и реализацию продукции сельского, рыбного хозяйства, - в течение шести лет со дня введения в действие настоящего Закона получить заключение по результатам проведения энергоаудита.

5-1. Исключен в соответствии с Законом РК от 24.05.18 г. № 156-VI (см. стар. ред.)

Статья дополнена пунктом 6 в соответствии с Законом РК от 14.01.15 г. № 279-V; внесены изменения в соответствии с Законом РК от 17.11.15 г. № 407-V (введены в действие с 1 января 2019 г.) (см. стар. ред.)

См. изменения в пункт 6 - Закон РК от 30.06.22 г. № 130-VII (вводятся в действие по истечении двенадцати месяцев со дня принятия национальных стандартов в области энергосбережения и повышения энергоэффективности)

6. Энергоаудиторским организациям запрещается проведение энергоаудита:

заказчиков, чьим участником, кредитором являются данная энергоаудиторская организация или ее работники, осуществляющие данный энергоаудит (энергоаудиторы);

работники, осуществляющие энергоаудит (энергоаудиторы), которых состоят в трудовых отношениях с аудируемым субъектом или являются близкими родственниками (родителями, детьми, усыновителями (удочерителями), усыновленными (удочеренными), полнородными и неполнородными братьями и сестрами, дедушками, бабушками, внуками) или супругом (супругой), или свойственниками должностных лиц аудируемого субъекта, а также акционера (участника), владеющего десятью и более процентами акций (или долями участия в уставном капитале) аудируемого субъекта;

работники, осуществляющие энергоаудит (энергоаудиторы), которых имеют личные имущественные интересы в аудируемом субъекте;

если у них имеются денежные обязательства перед аудируемым субъектом или у аудируемого субъекта перед ними, за исключением обязательств по проведению энергоаудита.

См. Правила проведения энергоаудита

Статья дополнена пунктом 7 в соответствии с Законом РК от 30.06.22 г. № 130-VII (введено в действие с 31 августа 2022 г.)

7. Субъекты Государственного энергетического реестра не проводят обязательный энергоаудит в случаях:

1) потребления энергетических ресурсов в объеме, эквивалентном менее тысячи пятисот тонн условного топлива в год;

2) отсутствия на балансе объекта (объектов) потребления энергетических ресурсов;

3) потребления энергетических ресурсов только в целях эксплуатации транспортных средств;

4) если являются объектом историко-культурного наследия или культовым зданием, строением и сооружением.

 

 

Глава 5. Государственная поддержка в области энергосбережения и повышения энергоэффективности

 

Статья 17. Направления государственной поддержки в области энергосбережения и повышения энергоэффективности

Государственная поддержка в области энергосбережения и повышения энергоэффективности осуществляется по следующим направлениям:

1) стимулирование использования энергосберегающего оборудования;

2) содействие в осуществлении образовательной деятельности и информационной поддержки мероприятий в области энергосбережения и повышения энергоэффективности;

3) реализация комплексного плана повышения энергоэффективности;

4) проведение научно-исследовательских работ в области энергосбережения и повышения энергоэффективности, в том числе финансирование разработки и развития методической и нормативной правовой базы в области энергосбережения и повышения энергоэффективности;

5) утилизация ртутьсодержащих энергосберегающих ламп, бывших в употреблении у населения;

Подпункт 6 изложен в редакции Закона РК от 14.01.15 г. № 279-V (см. стар. ред.)

6) создание учебных центров;

7) оказание помощи собственникам жилых домов (жилых зданий), жилых помещений (квартир) на оплату мероприятий, направленных на обеспечение энергосбережения и повышение энергоэффективности в соответствии с законодательством Республики Казахстан о жилищных отношениях;

Статья дополнена подпунктом 8 в соответствии с Законом РК от 17.11.15 г. № 407-V

8) содействие в реализации проектов в рамках энергосервисных договоров;

Статья дополнена подпунктом 9 в соответствии с Законом РК от 17.11.15 г. № 407-V

9) содействие в реализации проектов в рамках карты энергоэффективности.

 

Статья 18. Соглашение в области энергосбережения и повышения энергоэффективности

1. Соглашение в области энергосбережения и повышения энергоэффективности заключается на добровольной основе между уполномоченным органом, местным исполнительным органом области, города республиканского значения, столицы и субъектом Государственного энергетического реестра, потребляющим энергетические ресурсы в объеме сто тысяч и более тонн условного топлива в год (далее - Соглашение).

В пункт 2 внесены изменения в соответствии с Законом РК от 14.01.15 г. № 279-V (см. стар. ред.)

2. Основанием заключения Соглашения является заявление субъекта Государственного энергетического реестра, потребляющего энергетические ресурсы в объеме сто тысяч и более тонн условного топлива в год, в местный исполнительный орган области, города республиканского значения, столицы.

Предметом Соглашения является принятие субъектом Государственного энергетического реестра обязательств по снижению им удельного энергопотребления на единицу продукции в объеме не менее чем на пятнадцать процентов в течение пяти лет за счет выполнения плана мероприятий по энергосбережению и повышению энергоэффективности. Соглашение заключается на срок не менее пяти лет.

3. Прекращение действия Соглашения осуществляется в соответствии с нормами гражданского законодательства Республики Казахстан.

См. типовое соглашение в области энергосбережения и повышения энергоэффективности

 

Закон дополнен статьей 18-1 в соответствии с Законом РК от 14.01.15 г. № 279-V

Статья 18-1. Энергосервисный договор

Пункт 1 изложен в редакции Закона РК от 17.11.15 г. № 407-V (см. стар. ред.)

1. В целях энергосбережения и повышения энергоэффективности используемых энергетических ресурсов физическими и юридическими лицами, в том числе государственными учреждениями и субъектами квазигосударственного сектора, могут заключаться энергосервисные договоры с энергосервисными компаниями.

Государственные учреждения заключают энергосервисные договоры в соответствии с типовым энергосервисным договором для государственных учреждений на срок не более шести лет.

2. Энергосервисный договор должен содержать условия:

1) о величине экономии энергетических ресурсов, которая должна быть обеспечена энергосервисной компанией в результате исполнения энергосервисного договора;

2) о сроке действия энергосервисного договора, который должен быть не менее чем срок, необходимый для достижения установленной энергосервисным договором величины экономии энергетических ресурсов;

3) об оплате работ за счет средств, получаемых от ежегодной экономии используемых энергоресурсов.

Цена по энергосервисному договору должна определяться исходя из достигнутых либо запланированных к достижению в результате реализации энергосервисного договора показателей, в том числе исходя из стоимости сэкономленных энергетических ресурсов или из экономии энергетических ресурсов, образующихся за счет снижения удельного энергопотребления на единицу продукции.

3. Энергосервисный договор может содержать условие об обязанности энергосервисной компании обеспечивать при исполнении энергосервисного договора согласованных сторонами режима, условий потребления (использования) энергетических ресурсов (включая температурный режим, уровень освещенности, другие характеристики, соответствующие требованиям в области организации труда, содержания зданий, строений, сооружений), режима, условий производства, передачи энергетических ресурсов и иных согласованных условий.

 

В статью 19 внесены изменения в соответствии с Законом РК от 03.07.13 г. № 124-V (см. стар. ред.)

Статья 19. Информационное обеспечение деятельности по энергосбережению и повышению энергоэффективности

Информационное обеспечение деятельности по энергосбережению и повышению энергоэффективности осуществляется центральными и местными исполнительными органами и субъектами квазигосударственного сектора регулярно путем:

1) пропаганды эффективного использования энергетических ресурсов;

2) координации работ по созданию демонстрационных проектов высокой энергоэффективности;

3) содействия в организации выставок энергосберегающих материалов и оборудования.

 

 

Глава 6. Права и обязанности субъектов в области энергосбережения и повышения энергоэффективности

 

Статья 20 изложена в редакции Закона РК от 17.11.15 г. № 407-V (см. стар. ред.); внесены изменения в соответствии с Законом РК от 30.06.22 г. № 130-VII (введены в действие с 31 августа 2022 г.) (см. стар. ред.)

Статья 20. Национальный институт развития в области энергосбережения и повышения энергоэффективности

Национальный институт развития в области энергосбережения и повышения энергоэффективности:

1) формирует и ведет Государственный энергетический реестр;

2) формирует и ведет карту энергоэффективности, осуществляет отбор и включение проектов в карту энергоэффективности;

3) передает в уполномоченный орган информацию о субъектах Государственного энергетического реестра, уклоняющихся от предоставления информации или предоставляющих недостоверную информацию;

Подпункт 4 изложен в редакции Закона РК от 29.03.16 г. № 479-V (см. стар. ред.)

См. изменения в подпункт 4 - Закон РК от 30.06.22 г. № 130-VII (вводятся в действие по истечении двенадцати месяцев со дня принятия национальных стандартов в области энергосбережения и повышения энергоэффективности)

4) запрашивает и получает информацию, необходимую для формирования и ведения Государственного энергетического реестра, от субъектов Государственного энергетического реестра и юридических лиц, осуществляющих деятельность в области энергосбережения и повышения энергоэффективности, а также от энергосервисных компаний;

5) вносит в уполномоченный орган предложения по формированию и ведению Государственного энергетического реестра и карты энергоэффективности;

В подпункт 6 внесены изменения в соответствии с Законом РК от 30.06.22 г. № 130-VII (введены в действие с 31 августа 2022 г.) (см. стар. ред.)

6) проводит оценку и анализ эффективности планов мероприятий по энергосбережению и повышению энергоэффективности, оценку и анализ эффективности мероприятий по энергосбережению и повышению энергоэффективности, осуществляемых субъектами Государственного энергетического реестра, анализ потребления энергетических ресурсов субъектов Государственного энергетического реестра, сравнительный анализ с предыдущим годом, аналитическое исследование по энергоемкости внутреннего валового продукта и эффективности использования энергетических ресурсов в Республике Казахстан, анализ по удельным расходам и нормативам энергопотребления субъектов Государственного энергетического реестра, анализ практической реализации настоящего Закона, дает рекомендации по реализации государственной политики в области энергосбережения и повышения энергоэффективности и предоставляет сводную информацию уполномоченному органу;

Статья дополнена подпунктами 6-1 и 6-2 в соответствии с Законом РК от 30.06.22 г. № 130-VII (введено в действие с 31 августа 2022 г.)

6-1) проводит мониторинг энергопотребления государственных учреждений и размещает на своем интернет-ресурсе отчет по итогам проведения мониторинга энергопотребления государственных учреждений;

6-2) содействует уполномоченному органу при проведении мониторинга государственных закупок и закупок товаров, работ, услуг в области энергосбережения и повышения энергоэффективности и в подготовке рекомендаций по актуализации перечня товаров, работ, услуг, на которые распространяются требования по энергоэффективности при осуществлении государственных закупок и закупок товаров, работ, услуг;

В подпункт 7 внесены изменения в соответствии с Законом РК от 30.06.22 г. № 130-VII (введены в действие с 31 августа 2022 г.) (см. стар. ред.)

7) проводит анализ заключений по энергосбережению и повышению энергоэффективности и предоставляет информацию уполномоченному органу;

Подпункт 8 изложен в редакции Закона РК от 30.06.22 г. № 130-VII (введено в действие с 31 августа 2022 г.) (см. стар. ред.)

8) оказывает информационные, аналитические и консультационные услуги в области энергосбережения и повышения энергоэффективности;

9) сотрудничает с международными организациями с целью привлечения информационных, образовательных и финансовых ресурсов для стимулирования развития энергосбережения;

10) выдает экспертные заключения и (или) рекомендации в области энергосбережения и повышения энергоэффективности уполномоченному органу.

 

Статья 21. Права и обязанности субъектов в области энергосбережения и повышения энергоэффективности

В пункт 1 внесены изменения в соответствии с Законом РК от 30.06.22 г. № 130-VII (введены в действие с 31 августа 2022 г.) (см. стар. ред.)

1. Субъекты в области энергосбережения и повышения энергоэффективности, указанные в пунктах 2, 3, 4 и 5 настоящей статьи, вправе:

1) вносить в государственные органы предложения по обеспечению энергосбережения и повышения энергоэффективности;

2) получать информацию от уполномоченного органа по вопросам энергосбережения и повышения энергоэффективности.

Статья дополнена пунктом 1-1 в соответствии с Законом РК от 14.01.15 г. № 279-V

1-1. Индивидуальные предприниматели и юридические лица вправе заключать энергосервисные договоры с энергосервисными компаниями.

2. Индивидуальные предприниматели и юридические лица обязаны:

1) соблюдать нормативные значения коэффициента мощности в электрических сетях;

2) не превышать нормативы энергопотребления;

В подпункт 3 внесены изменения в соответствии с Законом РК от 30.06.22 г. № 130-VII (введены в действие с 31 августа 2022 г.) (см. стар. ред.)

3) при осуществлении производства и (или) передачи энергетических ресурсов, воды не допускать их прямых потерь, вызванных неисправностью оборудования, арматуры, эксплуатацией трубопроводов без их теплоизоляции или несоблюдением режима работы энергопотребляющего оборудования.

Статья дополнена пунктом 2-1 в соответствии с Законом РК от 30.06.22 г. № 130-VII (введено в действие с 31 августа 2022 г.)

2-1. Заказчики, определенные настоящим Законом, обязаны осуществлять государственные закупки и закупки товаров, работ, услуг в соответствии с требованиями по энергоэффективности.

Пункт 3 введен в действие с 1 января 2013 года

3. Субъекты Государственного энергетического реестра обязаны предоставлять информацию, указанную в статье 9 настоящего Закона, и, за исключением государственных учреждений, обеспечивать ежегодное снижение объема потребления энергетических ресурсов и воды на единицу продукции, площади зданий, строений и сооружений до величин, определенных по итогам энергоаудита, в течение пяти лет после прохождения энергоаудита.

При этом государственные учреждения, не имеющие на праве собственности недвижимое имущество, освобождаются от предоставления информации, указанной в пункте 1-1 статьи 9 настоящего Закона.

Статья дополнена пунктом 3-1 в соответствии с Законом РК от 30.06.22 г. № 130-VII (введено в действие с 31 августа 2022 г.)

3-1. Субъекты Государственного энергетического реестра, потребляющие энергетические ресурсы в объеме, эквивалентном тысяче пятистам и более тонн условного топлива в год, обязаны назначить ответственное лицо по энергосбережению и повышению энергоэффективности.

Статья дополнена пунктом 3-2 в соответствии с Законом РК от 30.06.22 г. № 130-VII (введено в действие с 31 августа 2022 г.)

3-2. Субъекты Государственного энергетического реестра, потребляющие энергетические ресурсы в объеме, эквивалентном пятидесяти тысячам и более тонн условного топлива в год, обязаны обеспечить достижение целевых индикаторов по энергоэффективности, установленных уполномоченным органом.

Пункт 4 изложен в редакции Закона РК от 14.01.15 г. № 279-V (см. стар. ред.)

См. изменения в пункт 4 - Закон РК от 30.06.22 г. № 130-VII (вводятся в действие по истечении двенадцати месяцев со дня принятия национальных стандартов в области энергосбережения и повышения энергоэффективности)

4. Энергоаудиторские организации обязаны:

1) соблюдать порядок проведения энергоаудита, установленный законодательством Республики Казахстан об энергосбережении и повышении энергоэффективности;

2) своевременно исполнять предписания уполномоченного органа по устранению допущенных нарушений при проведении энергоаудита;

3) исключен в соответствии с Законом РК от 30.06.22 г. № 130-VII (введено в действие с 31 августа 2022 г.) (см. стар. ред.)

Пункт 5 изложен в редакции Закона РК от 14.01.15 г. № 279-V (см. стар. ред.)

5. Учебные центры обязаны:

1) соблюдать порядок деятельности учебных центров, установленный законодательством Республики Казахстан об энергосбережении и повышении энергоэффективности;

2) своевременно исполнять предписания уполномоченного органа по устранению допущенных нарушений при проведении переподготовки и (или) повышения квалификации кадров, осуществляющих деятельность в области энергосбережения и повышения энергоэффективности;

3) исключен в соответствии с Законом РК от 30.06.22 г. № 130-VII (введено в действие с 31 августа 2022 г.) (см. стар. ред.)

См. Правила деятельности учебных центров по переподготовке и повышению квалификации кадров, осуществляющих энергоаудит и (или) экспертизу энергосбережения и повышения энергоэффективности, а также созданию, внедрению и организации системы энергоменеджмента

 

 

Глава 7. Заключительные положения

 

Статья 22. Ответственность за нарушение законодательства Республики Казахстан об энергосбережении и повышении энергоэффективности

Нарушение законодательства Республики Казахстан об энергосбережении и повышении энергоэффективности влечет ответственность в соответствии с законами Республики Казахстан.

 

Статья 23 изложена в редакции Закона РК от 30.06.22 г. № 130-VII (введено в действие с 31 августа 2022 г.) (см. стар. ред.)

Статья 23. Обжалование действий (бездействия) должностного лица уполномоченного органа

Физические и (или) юридические лица вправе обжаловать действия (бездействие) должностного лица уполномоченного органа в порядке, установленном законами Республики Казахстан.

 

Закон дополнен статьей 23-1 в соответствии с Законом РК от 30.06.22 г. № 130-VII (введено в действие с 31 августа 2022 г.)

Статья 23-1. Переходные положения

Энергоаудитор, имеющий аттестат энергоаудитора в области энергосбережения и повышения энергоэффективности, вправе пройти подтверждение соответствия энергоаудитора по истечении шести месяцев со дня принятия национальных стандартов в области энергосбережения и повышения энергоэффективности.

 

Статья 24. Порядок введения в действие настоящего Закона

1. Настоящий Закон вводится в действие по истечении шести месяцев после его первого официального опубликования, за исключением:

подпункта 9) статьи 5, который вводится в действие с 1 января 2013 года;

пункта 2 статьи 8, который вводятся в действие с 1 января 2013 года;

пункта 4 статьи 8, который вводится в действие с 1 июля 2012 года;

статьи 9, которая вводится в действие с 1 января 2013 года;

пункта 1 статьи 10, который вводится в действие с 1 января 2014 года;

подпункта 1) пункта 1 статьи 13, который вводится в действие для электрических ламп накаливания мощностью 100 Вт и выше - с 1 июля 2012 года, мощностью 75 Вт и выше - с 1 января 2013 года, мощностью 25 Вт и выше - с 1 января 2014 года;

подпункта 5) пункта 1 статьи 13, который вводится в действие с 1 января 2014 года;

пунктов 1 и 9 статьи 15, которые вводятся в действие с 1 января 2013 года;

пункта 3 статьи 21, который вводится в действие с 1 января 2013 года.

2. Признать утратившим силу Закон Республики Казахстан от 25 декабря 1997 года «Об энергосбережении» (Ведомости Парламента Республики Казахстан, 1997 г., № 24, ст. 343; 2004 г., № 23, ст. 142; 2006 г., № 1, ст. 5; 2009 г., № 13-14, ст. 62; 2010 г., № 5, ст. 23; 2011 г., № 1, ст. 2; № 11, ст. 102).

 

 

Президент

Республики Казахстан

 

Н. НАЗАРБАЕВ

 

 

Астана, Акорда, 13 января 2012 года

 

№ 541-IV