Досье на проект Закона Республики Казахстан
«Об амнистии»
(сентябрь 2022 года)
1. Консультативный документ регуляторной политики (сентябрь 2022 года)
2. Постановление Мажилиса Парламента РК от 19.10.22 г. № 561-VII
3. Закон РК от 2 ноября 2022 года № 152-VII «Об амнистии»
Консультативный документ регуляторной политики
«Проект Закона Республики Казахстан «Об амнистии»
(сентябрь 2022 года)
Проект Закона РК одобрен и направлен на рассмотрение в Сенат Парламента РК постановлением Мажилиса Парламента РК от 19 октября 2022 года № 561-VII
1. Основание разработки консультативного документа регуляторной политики.
В Послании народу Казахстана от 1 сентября 2022 года «Справедливое государство. Единая нация. Благополучное общество» Глава государства, исходя из идеи гуманизма, в качества акта доброй воли поручил провести единоразовую амнистию участников январских событий (пункт 99 Общенационального плана мероприятий по реализации Послания от 1 сентября т.г., утвержденного Указом Президента Республики Казахстан от 13 сентября 2022 года № 1008).
Как отметил Глава государства в своем Послании:
«Сегодня нам как никогда нужно единство.
И участники протестов, и сотрудники силовых органов – это наши сограждане, которые надеются не только на объективное правосудие, но и на милосердие общества.
Государство уже смягчило наказание для тех участников январских событий, которые не совершили серьезных преступлений.
Многие из нарушителей закона осознали свою вину и раскаиваются в содеянном.
Думаю, они заслуживают второго шанса. Поэтому я принял решение провести единоразовую амнистию участников январских событий.
Разумеется, амнистия не затронет главных фигурантов, причастных к организации беспорядков, а также обвиняемых в государственной измене и попытке насильственной смены власти.
Под амнистию не подпадут и лица, совершившие террористические и экстремистские преступления, рецидивисты, а также применявшие пытки.
Проявив гуманизм, мы, как нация, извлечем уроки из этой трагедии и не допустим ее повторения.».
2. Описание проблемы, для решения которой требуется законодательное регулирование:
№ п/п | Проблемный вопрос | Основные причины возникшей проблемы | Аналитические сведения, показывающие уровень и значимость описываемой проблемы |
1. | Участники «январских событий», попавшие под негативное влияние провокаторов, совершили ряд уголовных правонарушений. Проблему представляют правовые последствия их деяний – наказание, судимость и т.д. | Привлечение к уголовной ответственности | По «январским событиям» (подпадающие под амнистию) в производстве органов досудебного расследования находится 391 уголовное дело. По ним проходят 383 подозреваемых, обвиняемых. (избраны меры пресечения: подписка о невыезде – 153 лицам, содержание под стражей – 147, домашний арест – 24, залог – 19, личное поручительство – 2; мера пресечения не избиралась – 28, в розыске – 10). В производстве суда находится 36 дел на 102 лица. Осуждено – 1035 лиц, из них отбывают наказание в местах лишения свободы – 93, под пробацией – 930, назначены штрафы – 3, общественные работы – 9, исправительные работы – 0. |
3. Предлагаемые пути решения описанной проблемы:
Амнистирование лиц указанной категории, совершивших уголовные проступки и преступления небольшой, средней тяжести, тяжкие и особо тяжкие преступления, с исключением у них судимости.
Предлагается полностью освободить от уголовной ответственности лиц, совершивших уголовные проступки и преступления небольшой и средней тяжести. Лицам, совершившим тяжкие и особо тяжкие преступления, может быть сокращен срок наказания.
Действие законопроекта не распространяется на лиц, совершивших преступления, связанные с государственной изменой, организацией массовых беспорядков, коррупционными преступлениями, террористическими преступлениями, экстремистскими преступлениями, пытками, а также наказание которым назначено при рецидиве преступлений или опасном рецидиве преступлений.
4. Рассмотренные альтернативные пути решения проблемы (если проводился анализ возможных альтернатив):
Не имеется.
5. Целевые группы для публичного обсуждения:
Ученые, общественные и правозащитные деятели, судьи, сотрудники правоохранительных и специальных государственных органов, лица, привлекаемые и привлеченные к уголовной ответственности за участие в «январских событиях» и другие граждане.
6. Способы уведомления целевых групп:
1) адресная рассылка приглашений почтовой связью, нарочно и посредством электронной почты конкретным субъектам – представителям целевой группы;
2) публикация объявления на интернет – ресурсе государственного органа – организатора обсуждения;
3) публикация объявления в СМИ;
7. Способ публичного обсуждения:
Планируется размещение Консультативного документа и прилагающихся к нему материалов на портале «Открытых НПА» для проведения публичного обсуждения.
8. Анализ текущей ситуации, международного опыта и предлагаемых механизмов регулирования:
№ п/п | Текущая ситуация | Международный опыт | Предлагаемое регулирование |
1. | По «январским событиям» (подпадающие под амнистию) в производстве органов досудебного расследования находится 391 уголовное дело. По ним проходят 383 подозреваемых, обвиняемых. (избраны меры пресечения: подписка о невыезде – 153 лицам, содержание под стражей – 147, домашний арест – 24, залог – 19, личное поручительство – 2; мера пресечения не избиралась – 28, в розыске – 10). В производстве суда находится 36 дел на 102 лица. Осуждено – 1035 лиц, из них отбывают наказание в местах лишения свободы – 93, под пробацией – 930, назначены штрафы – 3, общественные работы – 9, исправительные работы – 0. | В целом, практика применения такого гуманного акта как амнистия осуществляется повсеместно во всем мире. Каких-либо особенностей в международной практике по объявлению и применению амнистии в сравнении с отечественным законодательством не наблюдается. Во всем мире амнистия воспринимается как жест доброй воли государства и акт милосердия и прощения правонарушителям их действий со стороны государства. | Объявление амнистии |
9. Индикаторы измерения проблемы и ожидаемые результаты:
№ п/п | Текущие показатели | Результаты, которые будут достигнуты за 1 год (после принятия закона) | Результаты, которые будут достигнуты за 2 года (после принятия закона) | Результаты, которые будут достигнуты за 3 года (после принятия закона) | Результаты, которые будут достигнуты за 4 года (после принятия закона) | Результаты, которые будут достигнуты за 5 лет (после принятия закона)
|
1. | Применение амнистии |
| * | * | * | * |
*Примечание:
Органы, ведущие уголовный процесс, а также учреждения и органы, исполняющие наказание, должны будут в течение шести месяцев со дня введения его в действие Закона принять меры к обеспечению его исполнения.