Данная редакция действовала до внесения изменений от 2 июня 2025 года
Утверждены
постановлением Правительства
Республики Казахстан
от 17 сентября 2024 года № 754
Правила предоставления портфельного субсидирования части ставки вознаграждения и частичного гарантирования по кредитам/микрокредитам субъектов малого, в том числе микропредпринимательства
1. Настоящие Правила предоставления портфельного субсидирования части ставки вознаграждения и частичного гарантирования по кредитам/микрокредитам субъектов малого, в том числе микропредпринимательства (далее - Правила), разработаны в соответствии с пунктом 3 статьи 94 Предпринимательского кодекса Республики Казахстан (далее - Кодекс) и определяют порядок предоставления портфельного субсидирования части ставки вознаграждения/наценки и частичного гарантирования по кредитам/микрокредитам/финансированию банков второго уровня (далее - БВУ)/организаций, осуществляющих микрофинансовую деятельность, субъектам малого, в том числе микропредпринимательства.
2. В настоящих Правилах используются следующие основные понятия:
1) пополнение оборотных средств - целевое назначение кредита предпринимателя, связанное с заявленной деятельностью предпринимателя и исключающее оплату налоговых обязательств, пенсионных и социальных отчислений, таможенных платежей/сборов/пошлин;
2) специальная финансовая компания - юридическое лицо, создаваемое в соответствии с Законом Республики Казахстан «О проектном финансировании и секьюритизации» для осуществления сделок проектного финансирования и секьюритизации, в пользу которого уступаются права требования;
3) субъект социального предпринимательства - индивидуальные предприниматели и юридические лица (за исключением субъектов крупного предпринимательства), включенные в реестр субъектов социального предпринимательства;
4) банк-платежный агент - уполномоченный банк микрофинансовой организации, который согласован с финансовым агентством и осуществляет функции по ведению специального счета микрофинансовой организации, предназначенного для перечисления и списания субсидий по проектам;
5) выделенные активы - права требования, уступленные специальной финансовой компании в сделках проектного финансирования и секьюритизации, деньги на счетах в банке-кастодиане, полученные по уступленным ей правам требования, финансовые инструменты, приобретенные специальной финансовой компанией в результате инвестирования указанных денег, деньги, полученные в результате продажи финансовых инструментов, а также имущество и имущественные права, возникающие при создании дополнительного обеспечения;
6) ранее утвержденная программа поддержки предпринимательства/ранее утвержденные программы поддержки предпринимательства - Государственная программа поддержки и развития бизнеса «Дорожная карта бизнеса - 2025», утвержденная постановлением Правительства Республики Казахстан от 24 декабря 2019 года № 968, Национальный проект по развитию предпринимательства на 2021 - 2025 годы, утвержденный постановлением Правительства Республики Казахстан от 12 октября 2021 года № 728, совместный приказ Министра торговли и интеграции Республики Казахстан от 21 ноября 2023 года № 410-НҚ, Министра энергетики Республики Казахстан от 22 ноября 2023 года № 412, Министра туризма и спорта Республики Казахстан от 22 ноября 2023 года № 299, Министра экологии и природных ресурсов Республики Казахстан от 22 ноября 2023 года № 327, Министра сельского хозяйства Республики Казахстан от 22 ноября 2023 года № 401, Министра культуры и информации Республики Казахстан от 22 ноября 2023 года № 450-НҚ, Министра водных ресурсов и ирригации Республики Казахстан от 22 ноября 2023 года № 16, исполняющего обязанности Министра транспорта Республики Казахстан от 23 ноября 2023 года № 91, Министра промышленности и строительства Республики Казахстан от 23 ноября 2023 года № 84, Министра просвещения Республики Казахстан от 23 ноября 2023 года № 347, Министра цифрового развития, инноваций и аэрокосмической промышленности Республики Казахстан от 23 ноября 2023 года № 572/НҚ, Министра науки и высшего образования Республики Казахстан от 23 ноября 2023 года № 598 и исполняющего обязанности Министра здравоохранения Республики Казахстан от 23 ноября 2023 года № 167 «Об утверждении правил, форм государственной финансовой поддержки, отраслей экономики, в которых осуществляют деятельность субъекты частного предпринимательства, подлежащие государственной поддержке» (зарегистрирован в реестре государственной регистрации нормативных правовых актов за № 33681);
7) проект (бизнес-проект) - совокупность действий и мероприятий, осуществляемых предпринимателем в качестве инициативной деятельности, направленной на получение дохода и не противоречащей законодательству Республики Казахстан в рамках деятельности, на которую предоставляется государственная финансовая поддержка (в рамках одного проекта возможно получение нескольких банковских кредитов/совершение лизинговых сделок);
8) инвестиционные цели - приобретение и (или) строительство, и (или) модернизация, и (или) реконструкция, и (или) капитальный ремонт основных средств, приобретение биологических и (или) нематериальных активов (расходы по налогу на добавленную стоимость включенные в стоимость основных средств/биологических/материальных/нематериальных активов согласно счетам к оплате, связанные с указанными в данном определении целями, также относятся к инвестициям);
9) исламский банк - банк второго уровня, осуществляющий банковскую деятельность, предусмотренную главой 4-1 Закона Республики Казахстан «О банках и банковской деятельности в Республике Казахстан», на основании лицензии, в рамках реализации настоящих Правил;
10) финансирование, предоставляемое исламским банком (далее - финансирование) - отсрочка или рассрочка платежа за товар, предоставляемые исламским банком предпринимателю;
11) предприниматель - субъект малого предпринимательства, в том числе микропредпринимательства, а также субъект социального предпринимательства, определяемый в соответствии с Кодексом и имеющий статус действующего субъекта предпринимательства;
12) кредитный договор - письменное соглашение, заключенное между БВУ/микрофинансовой организацией и предпринимателем, по условиям которого БВУ/микрофинансовая организация предоставляет кредит/микрокредит предпринимателю (к кредитному договору также относится соглашение об открытии кредитной линии);
13) целевое использование кредита/микрокредита - использование предпринимателем кредита/микрокредита, полученного по договору займа на цели, соответствующие условиям настоящих Правил (целевое использование подтверждается соответствующими документами, которые в совокупности подтверждают оплату, получение и использование предпринимателем в полном объеме актива/работ/услуг и (или) достижение других целей, в соответствии с условиями настоящих Правил);
14) финансовое агентство - акционерное общество «Фонд развития предпринимательства «Даму»;
15) уполномоченный орган финансового агентства - постоянно действующий коллегиальный орган, осуществляющий свою деятельность в пределах полномочий, предоставленных ему уставом финансового агентства, кредитной политикой финансового агентства и закрепленных внутренними документами финансового агентства;
16) договор финансирования - письменное соглашение, заключенное между исламским банком и предпринимателем, по условиям которого исламский банк предоставляет коммерческий кредит предпринимателю - покупателю или продавцу товара (к договору финансирования также относится генеральное соглашение финансирования, в рамках которого исламским банком и предпринимателем заключаются отдельные договоры о предоставлении коммерческого кредита (финансирования);
17) микрокредит - деньги, предоставляемые организацией, осуществляющей микрофинансовую деятельность, субъекту малого, в том числе микропредпринимательства в национальной валюте Республики Казахстан, в размере, не превышающем восьмитысячекратного размера месячного расчетного показателя, установленного на соответствующий финансовый год законом о республиканском бюджете;
18) организация, осуществляющая микрофинансовую деятельность, - микрофинансовая организация (далее - МФО), осуществляющая деятельность по предоставлению микрокредитов;
19) региональный координатор - определяемое акимом области (столицы, городов республиканского значения) структурное подразделение местного исполнительного органа в сфере предпринимательства;
20) портфельное частичное гарантирование - форма предоставления гарантий предпринимателям в рамках установленного финансовым агентством лимита для БВУ/МФО;
21) секьюритизация - финансирование под уступку денежного требования путем выпуска облигаций, обеспеченных выделенными активами;
22) соглашение о портфельном субсидировании части ставки вознаграждения/наценки и частичном гарантировании - письменное соглашение, заключаемое между БВУ/МФО и финансовым агентством, определяющее права и обязанности каждого из сторон в рамках реализации портфельного субсидирования части ставки вознаграждения/наценки и частичного гарантирования;
23) портфельное субсидирование части ставки вознаграждения/наценки - форма предоставления субсидий предпринимателям в рамках установленного финансовым агентством лимита для БВУ/МФО.
Также субсидированию подлежат кредиты/микрокредиты БВУ/МФО, направленные на финансирование предпринимателей через механизм секьюритизации. В таком случае функции администрирования (сопровождения) кредитов/микрокредитов предпринимателей, поддержанных по инструменту субсидирования в рамках реализации настоящих Правил, осуществляются БВУ/МФО, уступившими такие кредиты/микрокредиты специальной финансовой компании.
Механизм секьюритизации предусматривает форму государственной финансовой поддержки предпринимателей путем: выпуска специальной финансовой компанией облигаций, обеспеченных выделенными активами БВУ/МФО; приобретения финансовым агентством облигаций, выпущенных специальной финансовой компанией, обеспеченных выделенными активами (сделка секьюритизации); предоставления специальной финансовой компанией БВУ/МФО средств, привлеченных от финансового агентства;
24) уполномоченный орган - уполномоченный орган по предпринимательству;
25) аффилированные/связанные лица - физические и юридические лица в соответствии с пунктами 1, 1-1 и 2 статьи 64 Закона Республики Казахстан «Об акционерных обществах», пунктами 1 и 2 статьи 12-1 Закона Республики Казахстан «О товариществах с ограниченной и дополнительной ответственностью».
3. Финансирование портфельного субсидирования части ставки вознаграждения/наценки и частичного гарантирования по кредитам/микрокредитам/финансированию осуществляется за счет средств местного и/или республиканского бюджетов, предусмотренных на субсидирование и гарантирование.
4. Средства, предусмотренные для субсидирования части ставки вознаграждения/наценки и частичного гарантирования, перечисляются за счет средств республиканского бюджета уполномоченным органом по предпринимательству в финансовое агентство на специальный счет финансового агентства на основе договора на перечисление средств, заключаемого между ними.
5. Средства, предусмотренные для субсидирования части ставки вознаграждения/наценки и частичного гарантирования за счет средств местного бюджета, перечисляются региональным координатором в финансовое агентство на основе заключаемого договора о субсидировании и (или) гарантировании в соответствии с типовой формой договора о субсидировании и (или) гарантировании, утвержденной уполномоченным органом по предпринимательству.
Финансирование мер поддержки в форме субсидирования по проектам, одобренным и подписанным в рамках ранее действовавших программ поддержки предпринимательства, осуществляется за счет средств республиканского и местного бюджетов, выделенных в рамках реализации ранее действовавших программ поддержки предпринимательства/настоящих Правил.
Средства из республиканского и/или местного бюджетов и/или Национального фонда Республики Казахстан, выделенные на субсидирование в рамках ранее действовавших программ поддержки предпринимательства/настоящих Правил, допускаются к использованию на субсидирование и/или гарантирование проектов в зависимости от потребности средств.
Средства, выделенные для субсидирования и перечисленные из местного и/или республиканского бюджетов в рамках ранее действовавших программ поддержки предпринимательства, используются финансовым агентством до полного освоения.
В случае образования недостатка бюджетных средств для частичного гарантирования проектов финансовое агентство приостанавливает частичное гарантирование проектов до получения дополнительных средств от местного исполнительного органа области (столицы, городов республиканского значения)/уполномоченного органа по предпринимательству.
Стоимость гарантии, которую оплачивает местный исполнительный орган области (столицы, городов республиканского значения)/уполномоченного органа по предпринимательству финансовому агентству, составляет 20 % от суммы портфельной частичной гарантии и является оплатой за выпущенные гарантии. При досрочном прекращении действия договора портфельной частичной гарантии сумма используется для последующего портфельного частичного гарантирования проектов. Финансовое агентство размещает полученные средства в различные финансовые инструменты. Полученные средства от стоимости выпущенных гарантий учитываются как отложенный доход и ежемесячно амортизируется в течение срока жизни выпущенной гарантии.
Распределение бюджета для субсидирования и гарантирования по кредитам/микрокредитам/финансированию в рамках новых проектов, утвержденных в соответствующем финансовом году, осуществляется:
на обрабатывающую промышленность до 50 % бюджетных средств;
на деятельность по предоставлению услуг, в том числе в сфере торговой деятельности, до 30 % бюджетных средств;
на деятельность субъектов микро- и малого предпринимательства (кредиты до 20 (двадцать) миллионов тенге) - 20 % бюджетных средств.
При этом средства, распределенные и не использованные на 1 сентября финансового года в рамках поддержки проектов в обрабатывающей промышленности и/или на предоставление услуг и в сфере торговой деятельности, и/или субъектов микропредпринимательства, перераспределяются финансовым агентством между собой в зависимости от потребности в субсидировании и/или гарантировании.
6. Финансовое агентство для целей формирования общего комплексного годового аналитического отчета эффективности не позднее июля года, следующего за отчетным, направляет результаты мониторинга реализации программы поддержки предпринимательства) в части субсидирования и гарантирования по кредитам/микрокредитам уполномоченному органу.
Глава 2. Порядок предоставления портфельного субсидирования части ставки вознаграждения и частичного гарантирования по кредитам/микрокредитам субъектов малого, в том числе микропредпринимательства
Параграф 1. Условия предоставления субсидий и гарантий по направлению «Поддержка микро- и малого предпринимательства»
7. Участниками направления «Поддержка микро- и малого предпринимательства» являются предприниматели.
Портфельное субсидирование части ставки вознаграждения/наценки на товар, составляющей доход исламского банка, и частичное гарантирование осуществляются по кредитам/микрокредитам/финансированию, направленным на инвестиционные цели и пополнение оборотных средств без отраслевых ограничений, за исключением деятельности в сфере торговли (допускается торговля продуктами питания).
Для субъектов малого и микропредпринимательства, реализующих проекты в населенных пунктах, за исключением городов республиканского значения/областных центров, в том числе в моно- и малых городах, сельских населенных пунктах, портфельное субсидирование части ставки вознаграждения/наценки на товар, составляющей доход исламского банка, и частичное гарантирование осуществляются без отраслевых ограничений.
Инвестиционные проекты предпринимателей предусматривают обязательное увеличение рабочих мест не менее 1 (один) человека через 2 (два) финансовых года с даты решения БВУ/МФО.
8. Субсидированию и гарантированию в рамках направления «Поддержка микро- и малого предпринимательства» не подлежат:
1) проекты предпринимателей, реализуемые по видам деятельности, указанным в пункте 4 статьи 24 Кодекса;
2) кредиты/микрокредиты, в которых кредитором являются национальные институты развития;
3) кредиты/микрокредиты, ставка вознаграждения по которым была удешевлена за счет бюджетных средств, за исключением кредитов/микрокредитов/финансирования БВУ/МФО, ставка вознаграждения которых была удешевлена в рамках реализации настоящих Правил;
4) кредиты/микрокредиты, направленные на выкуп долей, акций организаций, а также предприятий как имущественного комплекса;
5) кредиты в виде овердрафта;
6) кредиты/микрокредиты, направленные на приобретение основных средств, товаров в виде объектов недвижимости, активов, работ и услуг у аффилиированных/связанных лиц, за исключением:
строительства (в том числе расширение, модернизация, техническое обновление, реконструкция, реставрация, капитальный ремонт) новых и (или) существующих объектов (здания, сооружения и их комплексы, коммуникации), в случае наличия подтверждающего документа на осуществление аффилированным/связанным лицом деятельности по строительству;
приобретения товаров, работ и услуг у аффилированных/связанных лиц, являющихся официальными дистрибьюторами на территории Республики Казахстан;
приобретения товаров, сырья и/или материалов у аффилированных/связанных лиц в случае, если такой товар, сырье и/или материалы, произведены аффилиированным/связанным лицом;
7) кредиты/микрокредиты, направленные на приобретение легковых автомобилей (за исключением автомобилей, предназначенных для перевозки грузов, имеющих кузов или грузовую платформу, обособленную от кабины), в том числе на деятельность по коду ОКЭД 49.32 «Деятельность такси» (за исключением «зеленых» проектов, а также проектов, направленных на приобретение легковых автомобилей отечественных производителей стоимостью не более 10 (десять) миллионов тенге за 1 (один) единицу по заявкам до 31 декабря 2024 года включительно), на предоставление в аренду легковых автомобилей по коду ОКЭД 77.11 «Аренда и лизинг легковых автомобилей и легких автотранспортных средств» (за исключением предоставления в аренду и лизинг легковых автомобилей отечественных производителей стоимостью не более 10 (десять) миллионов тенге за 1 (один) единицу по заявкам до 31 декабря 2024 года включительно);
8) кредиты/микрокредиты, направленные на осуществление операций с недвижимым имуществом (приобретение/аренда/субаренда апартаментов, квартир, жилых домов, земельных участков по индивидуальному жилищному строительству), за исключением случаев дошкольного образования или образования детей младшего возраста (коды ОКЭД 85.10 «Дошкольное образование» и 88.91 «Дневной уход за детьми»), а также когда целевое назначение будет изменено на бизнес-цели (за исключением сдачи в аренду/субаренду апартаментов, квартир, жилых домов, земельных участков по индивидуальному жилищному строительству) в течение одного года с даты первого решения БВУ/МФО (допускается предоставление дополнительного срока на основании решения БВУ/МФО не более чем на 1 (один) финансовый год после истечения срока, установленного настоящими Правилами);
9) предприниматели, осуществляющие деятельность ломбардов, микрофинансовых, факторинговых организаций и лизинговых компаний;
10) кредиты/микрокредиты, направленные на приобретение готового и введенного в эксплуатацию/действующего проекта, ранее получавшего субсидирование и/или гарантирование, без дополнительной модернизации менее 20 % от приобретаемого проекта;
11) кредиты/микрокредиты, направленные на оплату налоговых обязательств, пенсионных и социальных отчислений, таможенных платежей и сборов;
12) предприниматели, осуществившие и/или планирующие осуществить продажу/дарение/передачу в доверительное управление/аренду/безвозмездное пользование актива лицу, у которого он был приобретен за счет кредита/микрокредита, в том числе совершающие и/или планирующие в будущем реорганизацию предприятия предпринимателя в форме присоединения к данному лицу или слияния с данным лицом (при выявлении в ходе мониторингов проектов указанных в настоящем подпункте случаев субсидирование прекращается и ранее выплаченные субсидии подлежат возврату);
13) предприниматели, прекратившие или приостановившие деятельность как субъект частного предпринимательства;
14) предприниматели, форма собственности которых оформлена как частное учреждение согласно статье 10 Закона Республики Казахстан «О некоммерческих организациях»;
15) предприниматели, осуществляющие выпуск/реализацию подакцизных товаров/продукции.
Субсидированию в рамках направления «Поддержка микро- и малого предпринимательства» не подлежат кредиты/микрокредиты/финансирование направленные на приобретение/предоставление в аренду электросамокатов.
9. Максимальная сумма кредита/микрокредита/финансирования на инвестиционные цели, по которому осуществляется портфельное субсидирование части ставки вознаграждения/наценки на товар, составляющей доход исламского банка, и частичное гарантирование, составляет не более 20 (двадцать) миллионов тенге и на пополнение оборотных средств - не более 5 (пять) миллионов тенге. Кредиты/микрокредиты/финансирование на пополнение оборотных средств допускаются в виде кредитной линии на возобновляемой и/или невозобновляемой основе. Лимит на одного заемщика составляет 20 (двадцать) миллионов тенге. Допускается повторное получение кредита/микрокредита/финансирования в пределах установленного Правилами лимита при частичном/полном досрочном погашении основного долга по кредиту/микрокредиту/финансированию.
10. В случае превышения заемщиком лимита, указанного в пункте 9 настоящих Правил, размер финансирования сокращается до уровня установленного лимита.
11. Портфельное субсидирование части ставки вознаграждения/наценки на товар, составляющей доход исламского банка, и частичное гарантирование осуществляются только по кредитам/финансированию с номинальной ставкой вознаграждения/наценкой на товар, составляющей доход исламского банка, не превышающей базовую ставку, установленную Национальным Банком Республики Казахстан и увеличенную на 7 (семь) процентных пунктов, из которых 8 % оплачивает предприниматель, а разница субсидируется государством. Проекты, одобренные до утверждения вышеуказанной ставки вознаграждения, действуют на ранее одобренных условиях уполномоченным органом финансового агентства до полного исполнения предпринимателями своих обязательств по ним.
Для субъектов малого и микропредпринимательства, реализующих проекты в населенных пунктах, в том числе в моно- и малых городах, сельских населенных пунктах, субсидирование осуществляется по кредитам/финансированию с номинальной ставкой вознаграждения, не превышающей базовую ставку, установленную Национальным Банком Республики Казахстан и увеличенную на 7 (семь) процентных пунктов, из которых 7 % оплачивает предприниматель, а разница субсидируется государством. Проекты, одобренные до утверждения вышеуказанной ставки вознаграждения, действуют на ранее одобренных условиях уполномоченным органом финансового агентства до полного исполнения предпринимателями своих обязательств по ним.
Для субъектов социального предпринимательства субсидирование и гарантирование по кредитам/финансированию осуществляются без отраслевых ограничений и с номинальной ставкой вознаграждения, не превышающей базовую ставку, установленную Национальным Банком Республики Казахстан и увеличенную на 7 (семь) процентных пунктов, из которых 7 % оплачивает предприниматель, а разница субсидируется государством.
Портфельное субсидирование части ставки вознаграждения и частичное гарантирование осуществляются только по микрокредитам МФО с номинальной ставкой вознаграждения не более 28 % годовых, из которых 50 % от номинальной ставки вознаграждения субсидируется государством.
Портфельное субсидирование части ставки вознаграждения осуществляется по микрокредитам МФО по проектам в приоритетных видах экономической деятельности по перечню согласно приложению 1 к настоящим Правилам.
Портфельное частичное гарантирование осуществляется по микрокредитам МФО по проектам в приоритетных видах экономической деятельности по перечню согласно приложению 2 к настоящим Правилам.
При этом размер портфельной частичной гарантии для субъектов малого, в том числе микропредпринимательства, а также субъектов социального предпринимательства составляет до 85 % включительно от суммы кредита/микрокредита/финансирования, оставшаяся сумма кредита/микрокредита/финансирования покрывается предпринимателем на усмотрение БВУ/МФО.
12. Срок портфельного субсидирования части ставки вознаграждения/наценки на товар, составляющей доход исламского банка по кредитам/микрокредитам/финансированию на инвестиционные цели, составляет 3 (три) года, на пополнение оборотных средств - 2 (два) года без права пролонгации срока субсидирования.
13. Срок предоставляемой портфельной частичной гарантии составляет не более срока кредита/микрокредита/финансирования.
14. Портфельное субсидирование части ставки вознаграждения/наценки на товар, составляющей доход исламского банка, и частичное гарантирование осуществляются по кредитам/микрокредитам/финансированию БВУ/МФО, отбираемым в соответствии с внутренними нормативными документами, утверждаемыми органом управления финансового агентства.
15. Уполномоченный орган финансового агентства определяет лимит портфельного субсидирования части ставки вознаграждения/наценки на товар, составляющей доход исламского банка и частичного гарантирования, для каждого БВУ/МФО в разрезе его региональных филиалов.
16. В случае превышения выплаченных финансовым агентством требований БВУ/МФО порога свыше 10 % от объема (остатка задолженности) кредитного портфеля, сформированного по гарантии финансового агентства, финансовое агентство прекращает портфельное субсидирование части ставки вознаграждения и частичное гарантирование. При наступлении такого случая не допускаются к рассмотрению новые проекты.
При этом финансовое агентство обеспечивает исполнение обязательств по ранее заключенным договорам.
17. Субсидированию подлежат кредиты/микрокредиты БВУ/МФО, направленные на финансирование предпринимателей через механизм (сделку) секьюритизации. При этом финансовым агентством приобретаются секьюритизированные облигации за счет собственных либо привлеченных средств из иных источников финансирования.
18. Проекты, одобренные в рамках ранее утвержденных программ поддержки предпринимательства, действуют на ранее одобренных условиях.
В случае изменения иных условий финансирования обеспечивается соответствие проекта действующим условиям настоящих Правил.
Параграф 2. Определение лимита на БВУ/МФО в рамках предоставления портфельного субсидирования части ставки вознаграждения по кредитам/микрокредитам субъектов малого, в том числе микропредпринимательства
19. Лимиты на БВУ/МФО утверждаются уполномоченным органом финансового агентства ежегодно по предварительному согласованию с БВУ/МФО, а также допускается дополнительное увеличение в течение года в случае освоения лимита либо секвестированы в случае ненадлежащего исполнения обязательств по освоению БВУ/МФО средств.
Лимиты на БВУ/МФО в рамках субсидирования части ставки вознаграждения устанавливаются исходя из расчета суммы принятых обязательств по ранее утвержденным графикам погашений платежей к кредитным договорам и потребности средств для принятия новых графиков платежей к кредитным договорам в текущем финансовом году.
При этом принятые обязательства по ранее утвержденным графикам погашений платежей к кредитным договорам на текущий финансовый год оплачиваются без установления лимита на БВУ/МФО.
20. Для участия в распределении лимита БВУ соответствует следующим требованиям:
1) выполнение пруденциальных и иных нормативов Национального Банка Республики Казахстан;
2) соответствие внутренним документам, утверждаемым органом управления финансового агентства.
21. Для участия в распределении лимита МФО соответствуют следующим требованиям:
1) собственный капитал МФО не ниже минимального уровня, установленного Национальным Банком Республики Казахстан на дату подачи документов;
2) наличие учетной регистрации в Национальном Банке Республики Казахстан;
3) выполнение пруденциальных и иных нормативов Национального Банка Республики Казахстан;
4) соответствие внутренним документам, утверждаемым органом управления финансового агентства.
22. В случае, если объем освоения лимита БВУ/МФО составляет менее 30 % по истечении 6 (шесть) месяцев с момента определения финансовым агентством лимита, допускается перераспределение лимитов в другие БВУ/МФО.
23. После определения лимита между БВУ/МФО и финансовым агентством заключается соглашение о портфельном субсидировании части ставки вознаграждения/наценки и частичном гарантировании, в котором указываются:
1) сроки освоения лимитов БВУ/МФО;
2) порядок оплаты портфельной частичной гарантии;
3) порядок оплаты портфельного субсидирования части ставки вознаграждения;
4) осуществление мониторинга реализации проектов;
5) условия перераспределения высвободившихся лимитов между проектами, по которым прекращено субсидирование (нецелевое использование средств).
24. В случае частичного досрочного погашения основного долга по кредиту/микрокредиту/финансированию предпринимателя БВУ/МФО направляют в финансовое агентство копию дополнительного соглашения к кредитному договору/договору финансирования либо письмо БВУ/МФО с измененным графиком погашения платежей в электронном формате (XLS или XLSX) и указанием причитающейся к выплате суммы субсидий.
В случае неоднократно частичного досрочного погашения основного долга по кредиту/микрокредиту/финансированию предпринимателем в течение календарного месяца допускается предоставление в финансовое агентство копии БВУ/МФО объединенных по таким случаям дополнительного соглашения к кредитному договору/договору финансирования либо письма БВУ/МФО с измененным графиком погашения платежей в электронном формате (XLS или XLSX) и указанием причитающейся к выплате суммы субсидий.
Параграф 3. Предоставление портфельного частичного гарантирования
25. Предприниматель обращается в БВУ/МФО с заявкой на предоставление кредита/микрокредита/финансирования.
26. В случае недостаточности залогового обеспечения у заемщика по кредиту/микрокредиту/финансированию финансовое агентство обеспечивает гарантирование в размере до 85 % от суммы кредита/микрокредита/ финансирования.
27. БВУ/МФО проводит комплексную оценку/экспертизу финансово-экономической эффективности проекта. В случае принятия БВУ/МФО положительного решения о предоставлении кредита/микрокредита/ финансирования с гарантией финансового агентства в рамках портфельного гарантирования БВУ/МФО предоставляет финансовому агентству:
1) копию кредитного договора/договора финансирования или данные на автоматизированный сервис финансового агентства по кредитному договору/договору финансирования;
2) письмо-уведомление по форме согласно приложению 3 к настоящим Правилам.
При этом в случае передачи данных на автоматизированный сервис финансового агентства письмо-уведомление не требуется.
28. На основании вышеуказанных документов со дня получения письма-уведомления финансовое агентство в течение 1 (один) рабочего дня направляет в БВУ/МФО гарантийное обязательство по форме согласно приложению 4 к настоящим Правилам.
Гарантийное обязательство заключается на бумажном носителе/в электронной форме, при этом электронная форма гарантийного обязательства подписывается электронной цифровой подписью в соответствии с действующим законодательством Республики Казахстан. В случае рассмотрения заявки через автоматизированный сервис гарантийное обязательство направляется финансовым агентством посредством сервиса.
29. В случае превышения заемщиком лимита, указанного в пункте 9 настоящих Правил, финансирование проекта заемщика не допускается либо размер финансирования сокращается до уровня установленного лимита.
30. В случае рассмотрения заявки через автоматизированный сервис финансового агентства БВУ/МФО в течение 5 (пять) рабочих дней со дня получения гарантийного обязательства уведомляют финансовое агентство посредством сервиса о предоставлении кредита/микрокредита/финансирования предпринимателю.
31. В случае ухудшения показателя БВУ/МФО, указанного в пункте 16 настоящих Правил, финансовым агентством допускается перераспределение лимита по портфельному частичному гарантированию в другие БВУ/МФО.
32. Выплата гарантии финансовым агентством БВУ/МФО осуществляется в соответствии с процедурами, указанными в соглашении о портфельном субсидировании части ставки вознаграждения/наценки и частичном гарантировании между БВУ/МФО и финансовым агентством.
33. Если в течение 120 (сто двадцать) календарных дней с даты неисполнения/ненадлежащего исполнения предпринимателем обязательств по погашению суммы основного долга по кредитному договору/договору финансирования предприниматель не исполнил/исполнил ненадлежащим образом обязательства по погашению суммы основного долга по кредитному договору/договору финансирования, БВУ/МФО допускается предъявлять требование к финансовому агентству.
34. Финансовое агентство оплачивает гарантии по кредитам/микрокредитам/финансированию БВУ/МФО в течение 20 (двадцать) рабочих дней с момента получения требования.
35. При нецелевом/частичном нецелевом использовании кредита/микрокредита/финансирования гарантия финансового агентства аннулируется/сумма гарантии снижается пропорционально сумме кредита микрокредита/финансирования, использованного по нецелевому назначению.
В случае, если предпринимателем не достигнут показатель по увеличению рабочих мест не менее 1 (один) человека через 2 (два) финансовых года со дня принятия решения БВУ/МФО, гарантийное обязательство не аннулируется.
36. В случае высвобождения средств за счет аннулирования гарантии/снижения суммы гарантии по кредитам/микрокредитам/ финансированию БВУ/МФО рассматривает заявки по новым проектам в рамках выделенного лимита.
37. БВУ/МФО не взимают какие-либо комиссии, сборы и/или иные платежи, связанные с кредитом/микрокредитом/финансированием, за исключением:
1) связанных с изменением условий кредитования/финансирования, инициируемых предпринимателем;
2) взимаемых по причине нарушения предпринимателем обязательств по кредиту/микрокредиту/финансированию.
38. Финансовое агентство до уточнения республиканского и/или местного бюджетов текущего финансового года заключает договоры гарантии при дальнейшем возмещении средств из республиканского и/или местного бюджетов уполномоченным органом по предпринимательству/местным исполнительным органом области (столицы, городов республиканского значения) в объеме не более 10 % от объема расходов бюджетной программы на текущий финансовый год по утвержденному (уточненному) бюджету.
Финансовое агентство уведомляет уполномоченный орган по предпринимательству/местный исполнительный орган области (столицы, городов республиканского значения) о заключенных договорах гарантии с указанием суммы возмещения ежемесячно в срок до 10-го числа для дальнейшего возмещения средств уполномоченным органом по предпринимательству/местным исполнительным органом области (столицы, городов республиканского значения) при очередном уточнении бюджета.
При выделении средств из республиканского и/или местного бюджетов в текущем финансовом году первоочередно осуществляется возмещение по ранее заключенным договорам гарантии, а оставшаяся сумма распределяется на новые проекты.
В случае недостатка выделенных средств на возмещение ранее заключенных договоров гарантии, в соответствии с частью первой настоящего пункта финансовое агентство приостанавливает гарантирование проектов до полного возмещения средств из республиканского и/или местного бюджетов.
Параграф 4. Порядок предоставления портфельного субсидирования части ставки вознаграждения
39. Предприниматель обращается в БВУ/МФО с заявкой на предоставление финансирования.
40. БВУ/МФО проводит комплексную оценку/экспертизу финансово-экономической эффективности проекта. В случае принятия БВУ/МФО положительного решения о предоставлении кредита/микрокредита/финансирования в рамках портфельного субсидирования БВУ/МФО предоставляет финансовому агентству:
1) копию кредитного договора/договора финансирования или данные на автоматизированный сервис финансового агентства по кредитному договору/договору финансирования;
2) письмо-уведомление по форме согласно приложению 3 к настоящим Правилам (в случае передачи данных на автоматизированный сервис финансового агентства письмо уведомление не требуется).
41. При подписании кредитного договора/договора финансирования предприниматель принимает на себя обязательство по целевому использованию кредитных средств. При неисполнении данного обязательства предпринимателем:
1) субсидирование прекращается, предприниматель возмещает финансовому агентству сумму оплаченных субсидий;
2) условия финансирования предпринимателя пересматриваются, согласно которым номинальная ставка вознаграждения не превышает базовую ставку, установленную Национальным Банком Республики Казахстан и увеличенную на 7 (семь) процентных пунктов.
42. БВУ открывают финансовому агентству текущий счет для перечисления сумм субсидий.
МФО, не имеющие права открытия и ведения банковских счетов юридических лиц, по согласованию с финансовым агентством определяют банк-платежного агента, в котором МФО откроет текущий счет для перечисления субсидий.
43. По мере подписания кредитных договоров/договоров финансирования БВУ/МФО официальным письмом направляет финансовому агентству пакет документов для осуществления выплат с учетом пункта 40 настоящих Правил.
Перечисление средств, предусмотренных для субсидирования, осуществляется финансовым агентством на текущий счет в банке/банке-платежном агенте ежемесячно авансовыми платежами (однократно/несколько раз в месяц) с учетом графика платежей к кредитному договору/договору финансирования, предоставленного БВУ/МФО, с учетом возмещения субсидий за предыдущие периоды.
При этом БВУ/МФО самостоятельно рассчитывают причитающуюся сумму субсидий к получению с учетом норм настоящих Правил, проверка указанных расчетов финансовым агентством не осуществляется.
После перечисления средств, предусмотренных для субсидирования, финансовое агентство одновременно уведомляет БВУ/МФО путем направления копии документа о перечислении средств по электронной почте. В уведомлении указываются наименование БВУ/МФО, регион, наименование предпринимателя, сумма субсидий и период, за который осуществлена выплата.
44. Перечисление средств, предусмотренных для субсидирования, по проектам предпринимателей, при снижении кредитного рейтинга и иных признаков ухудшения финансового состояния БВУ/банка-платежного агента (наступление одного или нескольких случаев), в том числе:
при снижении кредитного рейтинга от международных рейтинговых агентств ниже уровня «В» по шкале рейтингов Standard&Poors;
при снижении значения коэффициента К4 ниже уровня 0,4;
при нарушении пруденциальных нормативов в течение 2 (два) месяцев подряд осуществляется финансовым агентством на основании уведомления БВУ/МФО о факте проведения предпринимателем полной выплаты по кредиту (основной долг, субсидируемая и несубсидируемая часть вознаграждения) либо платежами, покрывающими предстоящие обязательства предпринимателя по субсидируемой части вознаграждения на краткосрочный период, исходя из графиков платежей к кредитному договору/договору финансирования.
В случае исправления у БВУ/банка-платежного агента показателей, указанных выше, перечисление финансовым агентством средств, предусмотренных для субсидирования, осуществляется авансовыми платежами (однократно/несколько раз в месяц) с учетом графика платежей к кредитному договору/договору финансирования.
45. БВУ/МФО на основании уведомления финансового агентства осуществляют списание с текущего счета финансового агентства суммы субсидий по проектам предпринимателей. БВУ/банк-платежный агент не может списывать средства с общих текущих остатков средств на счетах.
При этом БВУ/МФО возмещает субсидии по измененным графикам погашения, рассчитанным согласно частичным досрочным погашениям в пределах суммы остатка, не превышающей плановый платеж по графику платежей к кредитному договору/договору финансирования.
46. Предприниматель производит выплату вознаграждения БВУ/МФО в части несубсидируемой ставки вознаграждения согласно графику погашения в соответствии с кредитным договором/договором финансирования.
По факту проведения предпринимателем полной выплаты платежа по кредиту/микрокредиту/финансированию (основному долгу и несубсидируемой части ставки вознаграждения) БВУ/МФО осуществляют списание денег с текущего счета финансового агентства в счет погашения субсидируемой части ставки вознаграждения по кредиту/микрокредиту/финансированию предпринимателя при:
1) наличии средств на счете финансового агентства на дату погашения предпринимателем планового платежа по кредиту/микрокредиту/ финансированию предпринимателя;
2) поступлении средств от финансового агентства после даты погашения по графику.
47. БВУ/МФО обязаны официальным письмом направлять финансовому агентству информацию о заемщике для соблюдения требования по лимиту, указанному в пункте 9 настоящих Правил.
48. В случае превышения заемщиком лимита, указанного в пункте 9 настоящих Правил, финансирование проекта заемщика не допускается либо размер финансирования сокращается до уровня установленного лимита.
49. Выплата субсидий финансовым агентством БВУ/МФО осуществляется в соответствии с процедурами, указанными в соглашении о портфельном субсидировании части ставки вознаграждения/наценки и частичном гарантировании между БВУ/МФО и финансовым агентством.
50. При этом выплата субсидий финансовым агентством БВУ/МФО осуществляется при наличии средств от соответствующего регионального координатора.
В случае отсутствия средств из бюджета для субсидирования от соответствующего уполномоченного органа/регионального координатора, в том числе при наличии установленного финансовым агентством лимита субсидирования, финансовое агентство не принимает от БВУ/МФО документы, указанные в пункте 40 настоящих Правил, до момента получения средств от соответствующего уполномоченного органа/регионального координатора.
51. В случае ухудшения показателя БВУ/МФО, указанного в пункте 16 настоящих Правил, финансовое агентство прекращает субсидирование новых проектов в рамках лимита.
52. При нецелевом/частичном нецелевом использовании кредита/микрокредита/финансирования, несоответствии проекта и/или предпринимателя условиям настоящих Правил финансовое агентство прекращает субсидирование ставки вознаграждения/наценки, при этом субсидирование прекращается пропорционально сумме нецелевого использования кредита/микрокредита/финансирования, в том числе при самостоятельном выявлении финансовым агентством нецелевого/частичного нецелевого использования и/или несоответствия проекта и/или предпринимателя условиям настоящих Правил.
53. Прекращение субсидирования финансовым агентством осуществляется в соответствии с процедурами, указанными в соглашении о портфельном субсидировании части ставки вознаграждения/наценки и частичном гарантировании между БВУ/МФО и финансовым агентством.
54. Финансовое агентство на основании уведомления БВУ/МФО, направленного не позднее 5 (пять) рабочих дней с момента выявления БВУ/МФО, и (или) на основании отчета о мониторинге финансового агентства прекращает субсидирование ставки вознаграждения/наценки с даты наступления любого из следующих случаев:
1) нецелевого/частичного нецелевого использования кредита/ микрокредита/финансирования, по которому осуществляется субсидирование, при этом субсидирование прекращается пропорционально сумме нецелевого использования кредита/микрокредита/финансирования;
2) несоответствия проекта и/или предпринимателя условиям настоящих Правил;
3) ареста денег на счетах предпринимателя (за исключением наложения ареста денег на счетах в качестве мер по обеспечению иска, при условии достаточности денег на счете, в полном объеме обеспечивающих исковые требования), и/или приостановления расходных операций по счету предпринимателя;
4) неисполнения предпринимателем в течение 3 (три) месяцев подряд обязательств по оплате платежей перед БВУ/МФО согласно графику платежей к кредитному договору/договору финансирования, за исключением случаев, если невозможность исполнения явилась следствием обстоятельств непреодолимой силы, то есть чрезвычайных и непредотвратимых при данных условиях обстоятельствах (стихийные явления, военные действия), а также на основании распоряжения и/или иного документа и/или акта уполномоченного органа по регулированию, контролю и надзору финансового рынка и финансовых организаций.
55. При прекращении субсидирования части ставки вознаграждения по кредитам/микрокредитам/финансированию БВУ/МФО пересматривают условия финансирования, согласно которым номинальная ставка вознаграждения не превышает базовую ставку, установленную Национальным Банком Республики Казахстан и увеличенную на 7 (семь) процентных пунктов.
Сумма выплаченных предпринимателю субсидий подлежит возврату в финансовое агентство для дальнейшего использования средств по выплате субсидий.
56. Возобновление субсидирования части ставки вознаграждения/наценки осуществляется в случае устранения нарушений предпринимателем по подпунктам 3)-4) пункта 54 настоящих Правил и согласно условиям, предусмотренным в соглашении о портфельном субсидировании части ставки вознаграждения/наценки и частичном гарантировании между БВУ/МФО и финансовым агентством.
57. БВУ/МФО не взимают какие-либо комиссии, сборы и/или иные платежи, связанные с кредитом/микрокредитом/финансированием, за исключением:
1) связанных с изменением условий кредитования/финансирования, инициируемых предпринимателем;
2) взимаемых по причине нарушения предпринимателем обязательств по кредиту/микрокредиту/финансированию.
Глава 3. Мониторинг реализации проектов
58. Мониторинг реализации проектов предпринимателей в рамках настоящих Правил осуществляется финансовым агентством в соответствии с Правилами проведения мониторинга проектов, реализуемых в рамках мер государственной поддержки частного предпринимательства, утвержденными уполномоченным органом по предпринимательству.
59. Банк/МФО осуществляют мониторинг проекта на соответствие условиям настоящих Правил и соглашения о портфельном субсидировании части ставки вознаграждения/наценки и частичном гарантировании между БВУ/МФО и финансовым агентством, а именно:
мониторинг целевого использования кредита/договора финансирования/микрокредита в срок не позднее 6 (шесть) месяцев с момента заключения кредитного договора/договора финансирования/микрокредита;
мониторинг платежной дисциплины (на постоянной основе);
мониторинг соответствия проекта и (или) предпринимателя условиям настоящих Правил и соглашения о портфельном субсидировании части ставки вознаграждения/наценки и частичном гарантировании в срок не позднее 6 (шесть) месяцев с момента заключения кредитного договора/договора финансирования/микрокредита.
60. Финансовое агентство проводит мониторинг в случаях:
1) неисполнения предпринимателем обязательств по погашению суммы основного долга по кредитному договору в течение 60 (шестьдесят) календарных дней (или в иной срок, установленный договором гарантии) по инвестиционным проектам (смешанным кредитным линиям по инвестиционным траншам);
2) выявления нецелевого использования кредитных средств/несоответствия проекта и/или предпринимателя условиям настоящих Правил БВУ/МФО самостоятельно в соответствии с подпунктами 1) и 2) пункта 54 настоящих Правил при условии направления уведомления финансовому агентству.
Приложение 1
к Правилам предоставления
портфельного субсидирования
части ставки вознаграждения и
частичного гарантирования по
кредитам/микрокредитам
субъектов малого, в том числе
микропредпринимательства
Перечень приоритетных видов экономической деятельности
Код общего классификатора видов экономической деятельности | Наименование |
1 | 2 |
1. В обрабатывающей промышленности | |
10 | Производство продуктов питания |
11.06 | Производство солода |
11.07 | Производство безалкогольных напитков, минеральных вод и других вод в бутылках |
13 | Производство текстильных изделий |
14 | Производство одежды |
15 | Производство кожаной и относящейся к ней продукции |
16 | Производство деревянных и пробковых изделий, кроме мебели; производство изделий из соломки и материалов для плетения |
17 | Производство бумаги и бумажной продукции |
18 | Полиграфическая деятельность и воспроизведение записанных носителей информации |
20 | Производство продуктов химической промышленности |
21 | Производство основных фармацевтических продуктов и фармацевтических препаратов |
22 | Производство резиновых и пластмассовых изделий |
23 | Производство прочей не металлической минеральной продукции |
24 | Металлургическое производство* |
25 | Производство готовых металлических изделий, кроме машин и оборудования |
26 | Производство компьютеров, электронного и оптического оборудования |
27 | Производство электрического оборудования |
28 | Производство машин и оборудования, не включенных в другие группировки |
29 | Производство автомобилей, прицепов и полуприцепов |
30 | Производство прочих транспортных средств |
31 | Производство мебели |
32 | Производство прочих готовых изделий |
33 | Ремонт и установка машин и оборудования |
2. По услугам и прочим видам деятельности | |
Сельское, лесное и рыбное хозяйство | |
01 | Растениеводство и животноводство, охота и предоставление услуг в этих областях, за исключением 01.11 «Выращивание зерновых (кроме риса), бобовых и масличных культур» |
03 | Рыболовство и рыбоводство |
Горнодобывающая промышленность и разработка карьеров | |
08.12.1 | Разработка гравийных и песчаных карьеров |
09 | Предоставление услуг в горнодобывающей промышленности |
Снабжение электроэнергией, газом, паром, горячей водой и кондиционированным воздухом | |
35.11.2 | Производство электроэнергии гидроэлектростанциями |
35.11.4 | Производство электроэнергии ветровыми электростанциями |
35.11.5 | Производство электроэнергии солнечными электростанциями |
35.11.9 | Производство электроэнергии прочими электростанциями |
Водоснабжение; водоотведение; сбор, обработка и удаление отходов, деятельность по ликвидации загрязнений | |
38 | Сбор, обработка и удаление отходов; утилизация (восстановление) материалов |
39 | Деятельность по ликвидации загрязнений и прочие услуги в области удаления отходов |
Транспорт и складирование | |
49.3 | Деятельность прочего пассажирского сухопутного транспорта** |
49.41 | Деятельность грузового автомобильного транспорта |
50 | Деятельность водного транспорта |
52 | Складирование грузов и вспомогательная транспортная деятельность |
Предоставление услуг по проживанию и питанию | |
55.10 | Предоставление услуг гостиницами и аналогичными местами для проживания |
55.20 | Предоставление жилья на выходные дни и прочие периоды краткосрочного проживания*** |
55.30 | Предоставление услуг кемпингами, стоянками для автофургонов и автоприцепов для жилья |
Информация и связь | |
58 | Издательская деятельность |
59.14 | Деятельность по показу кинофильмов |
61 | Телекоммуникации |
62 | Компьютерное программирование, консультационные и другие сопутствующие услуги |
Операции с недвижимым имуществом | |
68.20.8 | Аренда (субаренда) и управление собственными или арендованными складскими помещениями **** |
Профессиональная, научная и техническая деятельность | |
75 | Ветеринарная деятельность |
Образование | |
85 | Образование |
Здравоохранение и социальное обслуживание населения | |
86 | Деятельность в области здравоохранения |
87 | Деятельность в области социального обслуживания населения с обеспечением проживания |
88 | Деятельность в области социального обслуживания населения без обеспечения проживания |
Искусство, развлечения и отдых | |
93.1 | Деятельность в области спорта |
* за исключением производства чугуна, стали и ферросплавов (код общего классификатора видов экономической деятельности (далее - ОКЭД) «24.10»), переработка ядерного топлива (код ОКЭД «24.46»), литье чугуна (код ОКЭД «24.51»), литье стали (код ОКЭД «24.52»);
** за исключением деятельности по коду ОКЭД 49.32 «Деятельность такси» (за исключением «зеленых» проектов и проектов, направленных на приобретение легковых автомобилей отечественных производителей стоимостью не более 10 (десять) миллионов тенге за 1 (один) единицу);
за исключением автобусов (код ОКЭД 49.31.1 «Перевозки автобусами», 49.31.9 «Перевозки прочими видами транспорта, подчиняющегося расписанию») на дизельном топливе в городах республиканского значения;
*** за исключением апартаментов, квартир и жилых домов;
**** данный код ОКЭД предусматривает аренду складских помещений и складских площадок.
Приложение 2
к Правилам предоставления
портфельного субсидирования
части ставки вознаграждения и
частичного гарантирования по
кредитам/микрокредитам
субъектов малого, в том числе
микропредпринимательства
Перечень приоритетных видов экономической деятельности
Код общего классификатора видов экономической деятельности | Наименование |
1 | 2 |
1. В обрабатывающей промышленности | |
10 | Производство продуктов питания |
11.06 | Производство солода |
11.07 | Производство безалкогольных напитков, минеральных вод и других вод в бутылках |
13 | Производство текстильных изделий |
14 | Производство одежды |
15 | Производство кожаной и относящейся к ней продукции |
16 | Производство деревянных и пробковых изделий, кроме мебели; производство изделий из соломки и материалов для плетения |
17 | Производство бумаги и бумажной продукции |
18 | Полиграфическая деятельность и воспроизведение записанных носителей информации |
20 | Производство продуктов химической промышленности |
21 | Производство основных фармацевтических продуктов и фармацевтических препаратов |
22 | Производство резиновых и пластмассовых изделий |
23 | Производство прочей не металлической минеральной продукции |
24 | Металлургическое производство* |
25 | Производство готовых металлических изделий, кроме машин и оборудования |
26 | Производство компьютеров, электронного и оптического оборудования |
27 | Производство электрического оборудования |
28 | Производство машин и оборудования, не включенных в другие группировки |
29 | Производство автомобилей, прицепов и полуприцепов |
30 | Производство прочих транспортных средств |
31 | Производство мебели |
32 | Производство прочих готовых изделий |
33 | Ремонт и установка машин и оборудования |
2. По услугам и прочим видам деятельности | |
Сельское, лесное и рыбное хозяйство | |
01 | Растениеводство и животноводство, охота и предоставление услуг в этих областях, за исключением 01.11 «Выращивание зерновых (кроме риса), бобовых и масличных культур» |
03 | Рыболовство и рыбоводство |
Горнодобывающая промышленность и разработка карьеров | |
08.12.1 | Разработка гравийных и песчаных карьеров |
09 | Предоставление услуг в горнодобывающей промышленности |
Снабжение электроэнергией, газом, паром, горячей водой и кондиционированным воздухом | |
35.11.2 | Производство электроэнергии гидроэлектростанциями |
35.11.4 | Производство электроэнергии ветровыми электростанциями |
35.11.5 | Производство электроэнергии солнечными электростанциями |
35.11.9 | Производство электроэнергии прочими электростанциями |
Водоснабжение; водоотведение; сбор, обработка и удаление отходов, деятельность по ликвидации загрязнений | |
38 | Сбор, обработка и удаление отходов; утилизация (восстановление) материалов |
39 | Деятельность по ликвидации загрязнений и прочие услуги в области удаления отходов |
Оптовая и розничная торговля; ремонт автомобилей и мотоциклов | |
45.2 | Техническое обслуживание и ремонт автомобилей |
Транспорт и складирование | |
49.3 | Деятельность прочего пассажирского сухопутного транспорта** |
49.41 | Деятельность грузового автомобильного транспорта |
50 | Деятельность водного транспорта |
52 | Складирование грузов и вспомогательная транспортная деятельность |
53 | Почтовая и курьерская деятельность*** |
Предоставление услуг по проживанию и питанию | |
55.10 | Предоставление услуг гостиницами и аналогичными местами для проживания |
55.20 | Предоставление жилья на выходные дни и прочие периоды краткосрочного проживания**** |
55.30 | Предоставление услуг кемпингами, стоянками для автофургонов и автоприцепов для жилья |
Информация и связь | |
58 | Издательская деятельность |
59.14 | Деятельность по показу кинофильмов |
61 | Телекоммуникации |
62 | Компьютерное программирование, консультационные и другие сопутствующие услуги |
Операции с недвижимым имуществом | |
68.20.8 | Аренда (субаренда) и управление собственными или арендованными складскими помещениями ***** |
Профессиональная, научная и техническая деятельность | |
69.2 | Деятельность в области бухгалтерского учета и аудита; консультирование по налогообложению |
71 | Деятельность в области архитектуры, инженерных изысканий; технических испытаний и анализа |
72 | Научные исследования и разработки |
74 | Прочая профессиональная, научная и техническая деятельность |
75 | Ветеринарная деятельность |
Деятельность в области административного и вспомогательного обслуживания | |
81 | Деятельность по обслуживанию зданий и благоустройству территорий |
Образование | |
85 | Образование |
Здравоохранение и социальное обслуживание населения | |
86 | Деятельность в области здравоохранения |
87 | Деятельность в области социального обслуживания населения с обеспечением проживания |
88 | Деятельность в области социального обслуживания населения без обеспечения проживания |
Искусство, развлечения и отдых | |
91 | Деятельность библиотек, архивов, музеев и прочая деятельность в области культуры |
93 | Деятельность в области спорта, организации отдыха и развлечений****** |
Предоставление прочих видов услуг | |
95 | Ремонт компьютеров, предметов личного потребления и бытовых товаров |
96.01 | Стирка и (химическая) чистка текстильных и меховых изделий |
* за исключением производства чугуна, стали и ферросплавов (код общего классификатора видов экономической деятельности (далее - ОКЭД) «24.10»), переработка ядерного топлива (код ОКЭД «24.46»), литье чугуна (код ОКЭД «24.51»), литье стали (код ОКЭД «24.52»);
** за исключением деятельности по коду ОКЭД 49.32 «Деятельность такси» (за исключением «зеленых» проектов и проектов, направленных на приобретение легковых автомобилей отечественных производителей стоимостью не более 10 (десять) миллионов тенге за 1 (один) единицу);
за исключением автобусов (код ОКЭД 49.31.1 «Перевозки автобусами», 49.31.9 «Перевозки прочими видами транспорта, подчиняющегося расписанию») на дизельном топливе в городах республиканского значения;
*** за исключением деятельности, относящейся к сфере естественных монополий;
**** за исключением апартаментов, квартир и жилых домов;
***** данный код ОКЭД предусматривает аренду складских помещений и складских площадок;
****** за исключением дискотек и караоке.
Приложение 3
к Правилам предоставления
портфельного субсидирования
части ставки вознаграждения и
частичного гарантирования по
кредитам/микрокредитам
субъектов малого, в том числе
микропредпринимательства
Форма
в АО «Фонд развития
предпринимательства «Даму»
Письмо-уведомление
В рамках подписанного Соглашения о портфельном субсидировании части ставки вознаграждения и частичном гарантировании между АО «Фонд развития предпринимательства «Даму» (далее - фонд) и АО _________________ (указать наименование банка второго уровня (далее - банк) №___ от «_____» ___________ 20__ года сообщаем, что банк рассмотрел и одобрил заявку индивидуального предпринимателя/товарищества с ограниченной ответственностью/акционерного общества/крестьянского хозяйства (ИП/ТОО/АО/КХ) «___________________» (в том числе указываются созаемщики по кредиту) на нижеследующих условиях*:
Договор банковского займа/Договор финансирования** | |
Бизнес-идентификационный номер/индивидуальный идентификационный номер (БИН/ИИН) заемщика | |
Юридический адрес и фактический адрес (при наличии) заемщика | |
Дата регистрации (ИП/ТОО/АО/КХ) | |
Наименование банка | |
Номер счета заемщика | |
Код бенефициара (КБЕ) | |
Дата подачи заявления в банк | |
Дата решения уполномоченного органа банка | |
Программа фондирования | |
Целевое назначение кредита/микрокредита/финансирования | |
Сумма кредита/микрокредита/финансирования на дату заключения настоящего договора | |
Валюта кредита/микрокредита/финансирования | |
Срок кредита/микрокредита/финансирования (в месяцах, с указанием даты окончания) | |
Ставка вознаграждения кредита/микрокредита/финансирования | |
Отрасль финансирования | |
Размер гарантии (с указанием % от суммы кредита) | |
Срок гарантии (с указанием даты окончания) | |
Залоговое обеспечение по кредиту (кроме гарантии фонда); наименование, адрес, рыночная и залоговая стоимость | |
Место реализации проекта (область, с обязательным указанием города/района) |
*допускается включение условий в табличной форме
** копия прилагается
С уважением,
___________ _____________ _____________________________________
(должность) (подпись) (фамилия, имя, отчество (при его наличии)
Приложение 4
к Правилам предоставления
портфельного субсидирования
части ставки вознаграждения
и частичного гарантирования
по кредитам/микрокредитам
субъектов малого, в том числе
микропредпринимательства
Форма
Наименование гаранта:
АО «Фонд развития
предпринимательства «Даму»
Адрес: _______________________
Кому: ________________________
(полное наименование и
реквизиты банка/МФО)
Гарантийное обязательство №____
город ____________ «____» ___________ 20___ год
Принимая во внимание условия Правил предоставления портфельного субсидирования части ставки вознаграждения и частичного гарантирования по кредитам/микрокредитам субъектов малого, в том числе микропредпринимательства (далее - Правила), а также, учитывая, что _______ «_______» (далее - заемщик) заключил (-о) с АО _______ (далее - Банк/МФО) кредитный договор/договор финансирования № ___ от «_____» ______ 20__ года (указываются полное название договора и его реквизиты) (далее - кредитный договор/договор финансирования) на следующих основных условиях:
1) сумма кредита/микрокредита/финансирования ____________________;
2) ставка вознаграждения по кредиту/наценка на товар, составляющей доход исламского банка _________________;
3) срок кредита/микрокредита/финансирования ___________ (в месяцах);
4) целевое назначение кредита/микрокредита/финансирования _________;
5) общий классификатор видов экономической деятельности по проекту заемщика ________________________________, настоящим АО «Фонд развития предпринимательства «Даму» подтверждает, что является гарантом по вышеуказанному кредитному договору/договору финансирования и берет на себя обязательство выплатить Банку/МФО по его/ее требованию сумму, равную остатку основного долга, без учета суммы начисленного вознаграждения/наценки, комиссий, неустойки, пени, штрафных санкций, судебных издержек по взысканию долга, других убытков Банка/МФО, вызванных неисполнением и (или) ненадлежащим исполнением заемщиком обязательств по кредитному договору/договору финансирования.
Гарантия подлежит исполнению только в случае неисполнения заемщиком обязательств по возврату суммы основного долга по кредитному договору/договору финансирования.
Ответственность гаранта перед Банком/МФО ограничена суммой гарантии в размере ____ (________) тенге (округление суммы осуществляется в соответствии с правилами математического округления), что составляет _____ % от суммы кредита/микрокредита/финансирования.
При погашении/частичном погашении основного долга по кредитному договору/договору финансирования ответственность гаранта уменьшается на сумму, равную сумме погашения основного долга.
Размер обязательств гаранта по гарантии уменьшается на сумму исполненного гарантом требования.
Гарантия подлежит исполнению в течение 20 (двадцать) рабочих дней с даты получения оригинала письменного требования Банка/МФО на оплату с приложением оригиналов документов, подтверждающих то, что заемщик не исполнил/ненадлежащим образом исполнил обязательство по погашению основного долга по кредитному договору/договору финансирования, и иных документов, предусмотренных соглашением о портфельном субсидировании и гарантировании №___ от «___» ___________ 20___года, заключенным между гарантом и Банком/МФО (далее - Соглашение).
Гарантия подлежит исполнению только при соблюдении всех требований и условий, предусмотренных Соглашением.
Данное гарантийное обязательство вступает в силу с момента его подписания и действует по «___» ___________ 20___года включительно, истекает полностью и автоматически независимо от того, будет нам возвращен этот документ или нет. При этом Ваше письменное требование должно быть получено нами не позднее 16:00 часов по времени города Астаны в вышеуказанный день.
Все права и обязанности, возникающие между гарантом, Банком/МФО и заемщиком (далее - стороны), включая, но не ограничиваясь, порядком предъявления и исполнения гарантии, порядком перехода прав требований по кредитному договору/договору финансирования от Банка/МФО к гаранту, основаниями прекращения гарантии и ответственностью сторон в связи с настоящим гарантийным обязательством, регулируются законодательством Республики Казахстан, Правилами, Соглашением.
______________________________
(подпись первого руководителя)