Совместный приказ Министра юстиции Республики Казахстан от 27 декабря 2019 года № 627 и Министра национальной экономики Республики Казахстан от 30 декабря 2019 года № 99
Об утверждении критериев оценки степени риска и проверочного листа в сфере деятельности палат юридических консультантов

 

Данная редакция действовала до внесения изменений от 30 ноября 2022 года (введены в действие с 1 января 2023 г.)

 

В соответствии с пунктом 3 статьи 141 и пунктом 1 статьи 143 Предпринимательского кодекса Республики Казахстан от 29 октября 2015 года, пунктом 2 статьи 97 Закона Республики Казахстан от 5 июля 2018 года «Об адвокатской деятельности и юридической помощи» ПРИКАЗЫВАЕМ:

1. Утвердить:

1) критерии оценки степени риска в сфере деятельности палаты юридических консультантов, согласно приложению 1 к настоящему совместному приказу;

2) проверочный лист в сфере деятельности палат юридических консультантов, согласно приложению 2 к настоящему совместному приказу.

2. Департаменту регистрационной службы и организации юридических услуг Министерства юстиции Республики Казахстан в установленном законодательством порядке обеспечить:

1) государственную регистрацию настоящего совместного приказа;

2) размещение настоящего совместного приказа на интернет-ресурсе Министерства юстиции Республики Казахстан.

3. Контроль за исполнением настоящего совместного приказа возложить на курирующего вице-министра юстиции Республики Казахстан.

4. Настоящий совместный приказ вводится в действие по истечении десяти календарных дней после дня его первого официального опубликования.

 

 

Министр национальной экономики

Республики Казахстан

Р. Даленов

27 декабря 2019 года

Министр юстиции

Республики Казахстан

М. Бекетаев

27 декабря 2019 года

 

«СОГЛАСОВАН»

Комитет по правовой статистике

и специальным учетам

Генеральной прокуратуры

Республики Казахстан

 

 

Приложение 1

к совместному приказу

Министра юстиции

Республики Казахстан

от 27 декабря 2019 года № 627

Министра национальной

экономики

Республики Казахстан

от 30 декабря 2019 года № 99

 

 

Критерии
оценки степени риска в сфере деятельности
палат юридических консультантов

 

 

Глава 1. Общие положения

 

1. Настоящие Критерии оценки степени риска в сфере деятельности палат юридических консультантов (далее - Критерии) разработаны в соответствии с Предпринимательским Кодексом Республики Казахстан от 29 октября 2015 года (далее - Кодекс), Законом Республики Казахстан от 5 июля 2018 года «Об адвокатской деятельности и юридической помощи» (далее - Закон) и Правилами формирования государственными органами системы оценки рисков и формы проверочных листов, утвержденными приказом исполняющего обязанности Министра национальной экономики Республики Казахстан от 31 июля 2018 года № 3 (зарегистрирован в Реестре государственной регистрации нормативных правовых актов № 17371) для отнесения субъектов (объектов) контроля, осуществляющих деятельность палат юридических консультантов к степеням риска.

2. В настоящих Критериях использованы следующие понятия:

1) риск - вероятность причинения вреда в результате деятельности субъекта (объекта) контроля законным интересам физических и юридических лиц с учетом степени тяжести его последствий;

2) система оценки рисков - комплекс мероприятий, проводимых органом контроля с целью назначения профилактического контроля с посещением субъекта (объекта) контроля;

3) объективные критерии оценки степени риска (далее - объективные критерии) - критерии оценки степени риска, используемые для отбора субъектов (объектов) контроля в зависимости от степени риска деятельности и не зависящие непосредственно от отдельного субъекта (объекта) контроля;

4) субъективные критерии оценки степени риска (далее - субъективные критерии) - критерии оценки степени риска, используемые для отбора субъектов (объектов) контроля в зависимости от результатов деятельности конкретного субъекта (объекта) контроля;

5) проверочный лист - перечень требований, включающий в себя требования, предъявляемые к деятельности субъектов (объектов) контроля, несоблюдение которых влечет за собой угрозу законным интересам физических и юридических лиц, государства;

6) субъект (объект) контроля - палаты юридических консультантов, в соответствии с Законом;

7) грубые нарушения - нарушение требований, установленных законодательством Республики Казахстан в сфере деятельности юридических консультантов, касательно членства юридических консультантов в палате, обязательных согласований с государственными органами внутренних документов палаты юридических консультантов, ведения реестра членов палаты, наличия ревизионной комиссии, предоставления информации в уполномоченный орган;

8) значительные нарушения - нарушение требований, установленных законодательством Республики Казахстан в сфере деятельности юридических консультантов, касательно размещения информации на интернет-ресурсе, наличия в составе ревизионной комиссии членов коллегиального или исполнительного органов управления палаты юридических консультантов, обеспечения повышения квалификации своих членов в соответствии с утвержденными стандартами палаты, наличия правил профессионального поведения и Кодекса профессиональной этики;

9) незначительные нарушения - нарушения требований, установленных законодательством Республики Казахстан в сфере деятельности юридических консультантов, касательно надлежащего ведения реестра членов палаты, наличия установленного объема, порядка оказания комплексной социальной юридической помощи и условий приема в члены палаты, а также иные нарушения не отнесенные к грубым и значительным нарушениям.

 

 

Глава 2. Способы проведения профилактического контроля
с посещением субъекта (объекта) контроля

 

3. Критерии оценки степени риска для профилактического контроля с посещением субъекта (объекта) контроля в сфере деятельности палат юридических консультантов формируются посредством субъективных и объективных критериев.

 

 

Параграф 1. Объективные критерии

 

4. По объективным критериям к субъектам (объектам) контроля относятся палаты юридических консультантов.

5. В отношении субъектов (объектов) контроля проводятся внеплановые проверки, профилактический контроль с посещением и без посещения субъекта (объекта) контроля.

6. Профилактический контроль с посещением субъекта (объекта) контроля проводится на основании полугодовых списков профилактического контроля с посещением субъекта (объекта) контроля.

 

 

Параграф 2. Субъективные критерии

 

7. Определение субъективных критериев осуществляется с применением следующих этапов:

1) формирование базы данных и сбор информации;

2) анализ информации и оценка степени риска.

8. Формирование базы данных и сбор информации необходимы для выявления субъектов (объектов) контроля, нарушающих законодательство Республики Казахстан.

Для оценки степени риска используются следующие источники информации:

1) результаты мониторинга отчетности и сведений, представляемых субъектом (объектом) контроля, в том числе посредством автоматизированных информационных систем, проводимого государственными органами;

2) результаты предыдущих проверок и профилактического контроля с посещением субъекта (объекта) контроля;

3) наличие и количество подтвержденных жалоб и обращений;

4) результаты анализа сведений, представляемых государственными органами.

9. На основании имеющихся источников информации субъективные критерии подразделяются на три степени нарушения: грубые, значительные, незначительные.

Анализ и оценка субъективных критериев позволит сконцентрировать профилактический контроль с посещением субъекта (объекта) контроля в отношении субъекта (объекта) контроля с наибольшим потенциальным риском.

При этом при анализе и оценке не применяются данные субъективных критериев, ранее учтенные и использованные в отношении конкретного субъекта (объекта) контроля либо данные, по которым истек срок исковой давности в соответствии с законодательством Республики Казахстан.

10. В зависимости от возможного риска и значимости проблемы, единичности или системности нарушения, анализа принятых ранее решений по каждому источнику информации определяются субъективные критерии, которые в соответствии с критериями оценки степени риска соответствуют степени нарушения - грубое, значительное и незначительное.

Субъективные критерии к оценке степени риска деятельности субъектов (объектов) контроля изложены в приложении к настоящим Критериям.

11. Исходя из приоритетности применяемых источников информации в соответствии с критериями оценки степени риска общий показатель степени риска по субъективным критериям рассчитывается по шкале от 0 до 100.

По показателям степени риска субъект (объект) контроля относится:

1) к высокой степени риска - при показателе степени риска от 61 до 100 включительно и в отношении него проводится профилактический контроль с посещением субъекта (объекта) контроля;

2) не отнесенной к высокой степени риска - при показателе степени риска от 0 до 60 включительно и в отношении него не проводится профилактический контроль с посещением субъекта (объекта) контроля.

 

 

Глава 3. Расчет общего показателя степени риска по субъективным критериям

 

12. Для отнесения субъекта (объекта) контроля к степени риска применяется следующий порядок расчета показателя степени риска.

При выявлении одного грубого нарушения, субъекта (объекта) контроля приравнивается показатель степени риска 100 и в отношении него проводится профилактический контроль с посещением субъекта (объекта) контроля.

В случае если грубых нарушений не выявлено, для определения показателя степени риска рассчитывается суммарный показатель по нарушениям значительной и незначительной степени.

При определении показателя значительных нарушений применяется коэффициент 0,7 и данный показатель рассчитывается по следующей формуле:

 

SРз = (SР2 х 100/SР1) х 0,7

 

где:

SРз - показатель значительных нарушений;

SР1 - требуемое количество значительных нарушений;

SР2 - количество выявленных значительных нарушений;

при определении показателя незначительных нарушений применяется коэффициент 0,3 и данный показатель рассчитывается по следующей формуле:

 

SРн = (SР2 х 100/SР1) х 0,3

 

где:

SРн - показатель незначительных нарушений;

SР1 - требуемое количество незначительных нарушений;

SР2 - количество выявленных незначительных нарушений;

общий показатель степени риска (SР) рассчитывается по шкале от 0 до 100 и определяется путем суммирования показателей значительных и незначительных нарушений по следующей формуле:

 

SР = SРз + SРн

 

где:

SР - общий показатель степени риска;

SРз - показатель значительных нарушений;

SРн - показатель незначительных нарушений.

13. При анализе и оценке степени риска не применяются данные субъективных критериев, ранее учтенных и использованных в отношении конкретного субъекта (объекта) контроля.

14. Кратность проведения профилактического контроля с посещением субъекта (объекта) контроля определяется по результатам проводимого анализа и оценки получаемых сведений по субъективным критериям, но не чаще одного раза в год.

15. Профилактический контроль с посещением субъекта (объекта) контроля проводятся на основании полугодовых списков проведения профилактического контроля с посещением субъекта (объекта) контроля, формируемых на полугодие по результатам проводимого анализа и оценки степени риска, утвержденных первым руководителем регулирующего государственного органа в соответствии с пунктом 3 статьи 141 Кодекса.

16. Списки профилактического контроля с посещением субъекта (объекта) контроля составляются с учетом приоритетности субъекта контроля с наибольшим показателем степени риска по субъективным критериям.

17. Проверочный лист формируется по форме, согласно приложению 2 к настоящему совместному приказу.

 

 

Приложение

к Критериям оценки

степени риска в сфере

деятельности палат

юридических консультантов

 

 

Субъективные критерии к оценке степени риска деятельности субъектов (объектов) контроля

 

Критерии

Степень нарушения

Раздел 1. По результатам мониторинга отчетности и сведений, представляемых субъектом (объектом) контроля, в том числе посредством автоматизированных информационных систем, проводимого государственными органами

1

наличие в членстве не менее пятидесяти юридических консультантов

грубое

2

ведение реестра членов палаты

грубое

3

отсутствие членства юридического консультанта в других палатах юридических консультантов для оказания юридической помощи в виде представительства интересов лиц в судах

грубое

4

отсутствие членства лица в палате юридических консультантов, исключенного из реестра членов палаты юридических консультантов за нарушение требований законодательства Республики Казахстан об адвокатской деятельности и юридической помощи, правил и стандартов оказания юридической помощи, Кодекса профессиональной этики, если с даты исключения прошло менее чем три года

грубое

5

наличие у члена палаты юридических консультантов договора страхования профессиональной ответственности по обязательствам, возникающим вследствие причинения вреда третьим лицам, которым в соответствии с договором оказывается юридическая помощь

грубое

6

наличие на своем интернет-ресурсе Палаты следующей информации:

о составе своих членов;

об условиях, способах и порядке обеспечения ответственности членов палаты;

о членах, прекративших свое членство в палате юридических консультантов и об основаниях прекращения их членства;

об условиях членства в палате юридических консультантов;

о содержании правил и стандартов палаты юридических консультантов;

о критериях качества юридической помощи;

о структуре и компетенции органов управления и специализированных органов палаты юридических консультантов, количественном и персональном составе коллегиального органа управления, исполнительного органа управления палаты юридических консультантов, о лице, осуществляющем функции единоличного исполнительного органа управления палаты юридических консультантов;

о решениях, принятых общим собранием членов палаты юридических консультантов и коллегиальным органом управления;

о случаях привлечения членов палаты юридических консультантов к ответственности за нарушение требований законодательства Республики Казахстан об адвокатской деятельности и юридической помощи, правил и стандартов, Кодекса профессиональной этики;

о любых исках и заявлениях, поданных палатой юридических консультантов в суды, а также в отношении палаты;

об отчете о финансово-хозяйственной деятельности, включающем информацию обо всех поступлениях и расходах по каждой специфике отдельно

значительное

7

размещение не реже одного раза в год на своем интернет-ресурсе сводно-аналитической информации о формируемой средней стоимости оказываемых членами палаты юридических услуг за предыдущий период, начиная с даты последнего размещения данной информации, на основании данных, предоставляемых членами палаты, с учетом требований о конфиденциальности

значительное

8

отсутствие в составе ревизионной комиссии членов коллегиального или исполнительного органов управления палаты юридических консультантов

значительное

9

обеспечение повышения квалификации своих членов в соответствии с утвержденными стандартами палаты

значительное

10

наличие правил профессионального поведения и Кодекса профессиональной этики

значительное

11

наличие установленных условий приема в члены палаты

незначительное

12

наличие установленного объема и порядка оказания комплексной социальной юридической помощи

незначительное

13

наличие контрольного органа (ревизионной комиссии) палаты в порядке, установленном уставом палаты

грубое

14

надлежащее ведение субъектом (объектом) контроля реестра членов палаты юридических консультантов, а именно наличие следующих сведений в реестре:

регистрационный номер члена палаты юридических консультантов, дату его регистрации в реестре;

фамилия, имя, отчество (при его наличии) члена палаты юридических консультантов, дата его рождения, данные документа, удостоверяющего личность, место жительства, индивидуальный идентификационный номер (для физического лица), номера контактных телефонов;

сведения об обеспечении имущественной ответственности члена палаты юридических консультантов;

сведения о результатах проведенных палатой юридических консультантов проверок члена палаты и фактах применения к нему дисциплинарных и иных взысканий;

сведения о дате приостановления и прекращения членства в палате юридических консультантов и основание такого прекращения.

незначительное

Раздел 2. Результаты предыдущего профилактического контроля с посещением объектов контроля (степень тяжести устанавливается при несоблюдении нижеперечисленных требований)

15

соответствие члена палаты юридических консультантов следующим требованиям:

наличие высшего юридического образования;

наличие стажа работы по юридической специальности не менее двух лет;

наличие аттестации.

грубое

16

отсутствие членства лица в палате юридических консультантов, признанного в судебном порядке недееспособным либо ограниченно дееспособным

грубое

17

отсутствие членства лица в палате юридических консультантов, имеющего непогашенную или неснятую в установленном законом порядке судимость

грубое

18

наличие согласованных с уполномоченным органом критериев качества оказания юридической помощи

грубое

19

предоставление ежеквартальной информации в уполномоченный орган о включении членов в палату юридических консультантов, приостановлении членства и об исключении из членства

грубое

20

наличие согласованных с уполномоченным органом правил проведения аттестации для вступления в палату юридических консультантов

грубое

21

наличие согласованных с уполномоченным органом и уполномоченным органом в области саморегулирования стандартов оказания юридической помощи и правил саморегулируемой организации

грубое

22

наличие согласованных с уполномоченным органом и уполномоченным органом в области саморегулирования правил о порядке организации и проведении проверок членов (участников) палаты

грубое

Раздел 3. Наличие и количество подтвержденных жалоб и обращений

23

рассмотрение жалоб и обращений лиц на необоснованность исключения из членов палаты

грубое

24

принятие мер воздействия в отношении члена палаты в случае выявления в результате проверки факта нарушений требований законодательства Республики Казахстан, правил и стандартов, условий членства (участия) палаты

грубое

 

 

Приложение 2

к совместному приказу

Министра юстиции

Республики Казахстан

от 27 декабря 2019 года № 627

и Министра национальной экономики

Республики Казахстан

от 30 декабря 2019 года № 99

 

 

Проверочный лист в сфере деятельности палат юридических консультантов

 

в сфере/в области/ деятельности палат юридических консультантов

в соответствии с Предпринимательским кодексом Республики Казахстан

в отношении палаты юридических консультантов    

наименование однородной группы субъектов (объектов) контроля

Государственный орган, назначивший проверку ___________________________________________________

_______________________________________________________________________________________________

Акт о назначении проверки/профилактического контроля с посещением

субъекта (объекта) контроля _______________________________________________________________________

_________________________________________________________________________________________________

                                                                                        (№, дата)

Наименование субъекта (объекта) контроля ___________________________________________________________

___________________________________________________________________________________________________

                                  (Индивидуальный идентификационный номер), бизнес-идентификационный

номер субъекта (объекта) контроля __________________________________________________________

___________________________________________________________________________________

Адрес места нахождения ____________________________________________________________________________

 

Перечень требований

Требуется

Не требуется

Соответствует требованиям

Не соответствует требованиям

1

2

3

4

5

6

1

соответствие члена палаты юридических консультантов следующим требованиям:

наличие высшего юридического образования;

наличие стажа работы по юридической специальности не менее двух лет;

наличие аттестации.

2

отсутствие членства лица в палате юридических консультантов, признанного в судебном порядке недееспособным либо ограниченно дееспособным

3

отсутствие членства лица в палате юридических консультантов, имеющего непогашенную или неснятую в установленном законом порядке судимость

4

наличие согласованных с уполномоченным органом критериев качества оказания юридической помощи

5

предоставление ежеквартальной информации в уполномоченный орган о включении членов в палату юридических консультантов, приостановлении членства и об исключении из членства

6

наличие согласованных с уполномоченным органом правил проведения аттестации для вступления в палату юридических консультантов

7

наличие согласованных с уполномоченным органом и уполномоченным органом в области саморегулирования стандартов оказания юридической помощи и правил саморегулируемой организации

8

наличие согласованных с уполномоченным органом и уполномоченным органом в области саморегулирования правил о порядке организации и проведении проверок членов (участников) палаты

 

Должностное (ые) лицо (а):

___________________________________ _________________________ _____

                  (должность)                                                (подпись)

__________________________________________________________________

       (фамилия, имя, отчество (при его наличии) должность) (подпись)

Руководитель субъекта (объекта) контроля ______________________________

                                                                                    (должность) (подпись)

___________________________________________________________________

                            (фамилия, имя, отчество (при его наличии)