Приказ и.о. Министра по чрезвычайным ситуациям Республики Казахстан от 16 июля 2021 года № 349
Об утверждении инструкции по разработке плана ликвидации аварий и проведению учебных тревог и противоаварийных тренировок на опасных производственных объектах

изменениями от 04.08.2023 г.)

 

Преамбула изложена в редакции приказа Министра по чрезвычайным ситуациям РК от 14.07.23 г. № 382 (введен в действие с 4 августа 2023 г.) (см. стар. ред.)

В соответствии с подпунктом 130) пункта 16 Положения о Министерстве по чрезвычайным ситуациям Республики Казахстан, утвержденного постановлением Правительства Республики Казахстан от 23 октября 2020 года № 701, ПРИКАЗЫВАЮ:

1. Утвердить прилагаемую к настоящему приказу инструкцию по разработке плана ликвидации аварий и проведению учебных тревог и противоаварийных тренировок на опасных производственных объектах.

2. Комитету промышленной безопасности Министерства по чрезвычайным ситуациям Республики Казахстан обеспечить:

1) государственную регистрацию настоящего приказа в Министерстве юстиции Республики Казахстан;

2) размещение настоящего приказа на интернет-ресурсе Министерства по чрезвычайным ситуациям Республики Казахстан;

3) в течение десяти рабочих дней после государственной регистрации настоящего приказа в Министерстве юстиции Республики Казахстан представление в Юридический департамент Министерства по чрезвычайным ситуациям Республики Казахстан сведения об исполнении мероприятий, предусмотренных подпунктами 1) и 2) настоящего пункта.

3. Контроль за исполнением настоящего приказа возложить на курирующего вице-министра по чрезвычайным ситуациям Республики Казахстан.

4. Настоящий приказ вводится в действие по истечении шестидесяти календарных дней после дня его первого официального опубликования.

 

 

исполняющий обязанности

Министра по чрезвычайным ситуациям

Республики Казахстан

 

 

И. Кульшимбаев

 

«СОГЛАСОВАН»:

Министерство национальной экономики

Республики Казахстан

 

 

Утверждена

приказом Министра

по чрезвычайным ситуациям

Республики Казахстан

от 16 июля 2021 года № 349

 

 

Инструкция
по разработке плана ликвидации аварий и проведению учебных тревог и противоаварийных
тренировок на опасных производственных объектах

 

Глава 1. Общие положения

 

Пункт 1 изложен в редакции приказа Министра по чрезвычайным ситуациям РК от 14.07.23 г. № 382 (введен в действие с 4 августа 2023 г.) (см. стар. ред.)

1. Настоящая инструкция по разработке плана ликвидации аварий и проведению учебных тревог и противоаварийных тренировок на опасных производственных объектах (далее – Инструкция) разработана в соответствии с подпунктом 130) пункта 16 Положения о Министерстве по чрезвычайным ситуациям Республики Казахстан, утвержденного постановлением Правительства Республики Казахстан от 23 октября 2020 года № 701 и детализирует разработку плана ликвидации аварий (далее - План) и проведение учебных тревог и противоаварийных тренировок на опасных производственных объектах.

Пункт 2 изложен в редакции приказа Министра по чрезвычайным ситуациям РК от 14.07.23 г. № 382 (введен в действие с 4 августа 2023 г.) (см. стар. ред.)

2. В Инструкции применяются термины и их определения в значениях, установленных Законом Республики Казахстан «О гражданской защите» (далее – Закон).

 

 

Глава 2. План ликвидации аварий

 

3. Для каждого опасного производственного объекта разрабатывается План. Организации, владеющие и (или) эксплуатирующие опасные производственные объекты, ежегодно, не позднее 1 декабря, представляют на согласование профессиональной аварийно-спасательной службе в области промышленной безопасности или профессиональной объектовой аварийно-спасательной службе в области промышленной безопасности (далее - аварийно-спасательной службе) План. План согласовывается непосредственно с аварийно-спасательной службой осуществляющее обслуживание опасного производственного объекта.

4. В Плане предусматриваются:

1) мероприятия по спасению людей;

2) мероприятия по ликвидации аварий в начальной стадии их возникновения;

3) действия персонала при возникновении аварий;

4) действия аварийно-спасательной службы;

5) графики проведения противоаварийных тренировок и учебных тревог;

6) список должностных лиц и учреждений, оповещаемых в случае аварии и участвующих в ее ликвидации;

7) схема опасного производственного объекта.

5. План подлежит утверждению:

первичному - при пуске опасного производственного объекта;

периодическому - ежегодно, не позднее 1 декабря;

внеочередному - в случае несоответствия статье 80 Закона, при изменениях технологий производства и управления технологическим процессом, после аварии по результатам расследования причин аварии. А также, в случае если в течение действия Плана организация, владеющая и (или) эксплуатирующая опасные производственные объекты, заключают договор с иной аварийно-спасательной службой. В течение десяти календарных дней в План вносятся соответствующие изменения.

6. План согласовывается с аварийно-спасательной службой и утверждается руководителем организации за десять календарных дней до начала работ на опасном производственном объекте. Аварийно-спасательная служба рассматривает представленный План в течение десяти календарных дней с даты его получения.

7. В случае несоответствия Плана статье 80 Закона, аварийно-спасательная служба не позднее срока, установленного пунктом 5 настоящей Инструкций, в письменной форме направляет руководству организации, владеющей и (или) эксплуатирующей опасные производственные объекты, мотивированный документ с указанием причин отказа, обосновывающий несогласие с Планом. После устранения несоответствий организация, владеющая и (или) эксплуатирующая опасные производственные объекты, повторно представляет План на согласование в аварийно-спасательную службу.

8. План (или выписка из него) размещается на общедоступном месте опасного производственного объекта.

9. План включает:

1) оперативную часть;

2) распределение обязанностей между персоналом, участвующим в ликвидации аварий, и порядок его действия;

3) список должностных лиц и учреждений, которые немедленно извещаются об аварии, приведены в приложении 1 к настоящей Инструкции.

10. План в оригинале со всеми приложениями находится у:

руководителя объекта;

диспетчера или дежурного по объекту;

руководителя аварийно-спасательной службы.

11. К экземпляру Плана, находящемуся у руководителя объекта, прилагаются бланки пропусков на объект во время аварии, согласно приложения 2 к настоящей Инструкции; оперативный журнал по ликвидации аварии ведется согласно приложения 3 к настоящей Инструкции.

12. Форма оперативной части Плана указана в приложении 4 настоящей Инструкции.

13. В Плане предусматриваются следующее:

порядок оповещения персонала об аварии;

порядок эвакуации персонала из зоны воздействия аварии;

порядок оказания медицинской помощи пострадавшим;

использование технических средств для обеспечения безопасности персонала и скорейшей его эвакуации;

назначение лиц, осуществляющих эвакуацию персонала с каждого рабочего места (рабочей зоны).

14. К оперативной части прилагаются следующие документы:

схема объекта с указанием путей возможной эвакуации персонала и подъездных путей;

схемы системы пожаротушения;

схемы вентиляции;

схемы электроснабжения;

схемы газовых сетей;

схемы подачи сжатого воздуха;

системы связи и оповещения.

15. Указания по составлению оперативной части Плана:

оперативной частью Плана охватываются все участки объекта. В позиции Плана могут включаться один или несколько участков, если пути выхода и мероприятия по безопасному выводу людей для этих участков одинаковы;

по каждой позиции указываются средства, используемые для ликвидации аварий, их количество и местонахождение;

не допускается перегружать оперативную часть Плана указаниями о проведении мероприятий, не имеющих прямого отношения к ликвидации аварий в первый момент ее возникновения.

Оповещение персонала об аварии во всех случаях осуществляется двумя независящими друг от друга способами.

 

 

Глава 3. Противоаварийные тренировки

 

16. Противоаварийные тренировки (далее - тренировки) проводятся с целью приобретения практических навыков и способности персонала самостоятельно, быстро и технически грамотно действовать при возникновении технологических нарушений, применяя требования эксплуатационной документации и ремонтно-эксплуатационных паспортов и инструкций в области промышленной безопасности.

В целях проверки способности персонала самостоятельно и на основе коллективных действий ликвидировать и предупреждать развитие опасных производственных факторов при аварии и инциденте в качестве обязательной формы обучения и работы с персоналом является участие в противоаварийной тренировке.

17. Противоаварийная тренировка проводится с работниками объекта по каждой позиции Плана. Противоаварийные тренировки проводятся без нарушения режима работы на объекте.

Проведение тренировок предусматривает решение следующих задач:

1) проверка способности персонала правильно воспринимать и анализировать информацию о технологическом нарушении, на основе этой информации принимать оптимальное решение по его ликвидации посредством определенного действия или отдачи конкретных распоряжений;

2) обеспечение формирования четких навыков принятия оперативных решений в любой обстановке и в наиболее короткое время;

3) разработка организационных и технических мероприятий, направленных на повышение уровня профессиональной подготовки персонала и надежности работы опасных производственных объектов.

18. Целью проведения тренировки является проверка готовности объекта к ликвидации аварии и инцидента, знание персоналом своих действий во время ликвидации.

19. Итоги противоаварийной тренировки оформляются актом, в котором указываются замечания и предложения по устранению замечаний по ходу противоаварийной тренировки. По результатам анализа противоаварийной тренировки вырабатываются мероприятия по устранению выявленных несоответствий в Плане на объекте.

 

 

Глава 4. Учебная тревога

 

20. В целях проверки эффективности Плана на каждом объекте не реже одного раза в год проводится учебная тревога с вызовом подразделений аварийно-спасательной службы, обслуживающего объект.

21. Проведение учебной тревоги не вызывает нарушения работ, ведущихся на объекте, обеспечения боеспособности подразделений аварийно-спасательной службы в случае возникновения аварий.

22. Задачами проведения учебной тревоги являются:

проверка подготовленности объекта, персонала к спасению людей и ликвидации аварии;

проверка соответствия Плана фактическому положению на объекте;

проверка подразделений аварийно-спасательной службы, обслуживающей объект.

23. Учебная тревога проводится техническим руководителем организации, эксплуатирующей опасный производственный объект, совместно с представителями территориального подразделения уполномоченного органа в области промышленной безопасности и профессиональных аварийно-спасательных служб в области промышленной безопасности.

24. Дата проведения учебной тревоги на объекте в соответствии с Планом определяется совместным решением руководства организации и аварийно-спасательной службы. Персонал объекта не извещается о дате и времени проведения учебной тревоги.

25. До начала учебной тревоги:

намечают место и характер «аварии»;

устанавливают время начала учебной тревоги;

уточняют количество и расстановку контролеров, составляют порядок проведения учебной тревоги;

определяют количество вызываемых аварийно-спасательных служб;

определяют перечень лиц и учреждений, подлежащих исключению из списка извещаемых об аварии.

26. Лица, руководящие проведением учебной тревоги, перед началом учения объясняют контролерам их обязанности и знакомят их с порядком проведение учебной тревоги.

27. Все контролеры к назначенному времени занимают места для контроля проведения учебной тревоги.

28. Контролер, которому поручено сообщить об «аварии», в назначенное время с места «аварии» звонит диспетчеру (дежурному) объекта об «аварии», указав ее место и характер.

29. Контролер, находящийся у диспетчера (дежурного) объекта, знакомит их с перечнем лиц и учреждений, которые не оповещаются об аварии, и следит за правильностью и своевременностью вызова остальных лиц и учреждений.

30. Проверяющие контролируют действия ответственного руководителя работ по ликвидации аварии, руководителя аварийно-спасательных работ, лиц, прибывших на «аварию», согласно распределению обязанностей, предусмотренному Планом, обращая особое внимание на их действия в начальный период «аварии».

31. Контролеры, каждый на своем посту, проверяют действия персонала, отделений аварийно-спасательной службы, состояние технических средств, подлежащих использованию при аварии, правильность их применения, состояние запасных выходов.

32. При учебной тревоге устанавливаются:

способ оповещения об «аварии» и время, затраченное на него;

время вызова и время прибытия подразделения аварийно-спасательной службы на объект;

время прибытия должностных лиц, которые извещены об «аварии» на объект;

время, затраченное на выход (вывод) людей (если такой вывод предусмотрен в Плане) из «аварийного» участка в безопасное место;

выполнение ответственным руководителем объекта и лицами производственного контроля мероприятий по выводу людей и работ по ликвидации «аварии», предусмотренных в Плане;

наличие воды в противопожарном трубопроводе в месте «аварии» (при «пожаре»), ее давление и расход у места «пожара», время, затраченное на подачу воды непосредственно к очагу «пожара»;

соответствие действий персонала Плану, знание ими запасных выходов, наличие средств индивидуальной защиты и умение пользоваться ими;

умение персонала тушить пожар в начальный момент его возникновения;

умение персонала оказывать первую доврачебную медицинскую помощь «пострадавшим» при «аварии»;

полнота и правильность взятого отделениями аварийно-спасательной службы по виду аварии оснащения и умение пользоваться им;

выполнение отделениями заданий по выводу людей, выносу «пострадавших» и оказанию им первой доврачебной медицинской помощи;

сработанность и четкость взаимодействия личного состава аварийно-спасательной службы;

выполнение отделениями заданий по ликвидации «аварии»;

умение спасателей устанавливать связь и пользоваться сигнальным кодом при работе в атмосфере непригодной для дыхания;

умение руководителей аварийно-спасательной службы рассчитывать расход кислорода при движении по различным маршрутам к месту «аварии» и обратно;

правильность действий руководителя аварийно-спасательной службы и умение руководить в атмосфере непригодной для дыхания;

наличие средств пожаротушения (огнетушителей, песка или инертной пыли, средствами для определения загазованности, сигнальные ленты, пожарные щиты) на «аварийном» участке;

подготовленность транспорта для вывоза людей с «аварийного» участка и доставки отделений аварийно-спасательной службы к месту «аварии»;

наличие, состояние и возможность использования противопожарных водоемов, насосов, противопожарных трубопроводов, вентилей и пожарных гаек;

укомплектованность складов материалов, противопожарных поездов и время, затраченное на доставку противопожарного поезда к месту «аварии».

33. При подземных работах:

правильность использования и состояние подъемных установок при выезде людей из подземных выработок во время «аварии»;

наличие в выработках, служащих запасными выходами, и на разветвлениях этих выработок указателей с наименованием выработки и направления к выходу.

34. После окончания учебной тревоги, проверяющие совместно с контролерами, руководителями и персоналом объекта, руководителями аварийно-спасательной службы, участвовавшими в ликвидации «аварии», проводят разбор учебной тревоги.

35. Контролеры докладывают о соответствии положения на участке объекта Плану, о подготовленности технического персонала участка, подразделений аварийно-спасательной службы.

36. Акт о проведенной учебной тревоге вручается руководителю организации, руководителю аварийно-спасательной службы и подписывается представителем территориального подразделения уполномоченного органа в области промышленной безопасности, участвовавшего в проведении учебной тревоги с указанием оценки и внесением предложений по проведенной учебной тревоге.

Результаты проведения учебной тревоги обсуждаются на собраниях коллективов, работающих на объекте.

37. Контроль за выполнением изложенных в акте предложений возлагается на руководителя организации и руководитель аварийно-спасательной службы.

 

 

Приложение 1

к Инструкции по разработке плана

ликвидации аварий и проведению учебных

тревог и противоаварийных тренировок

на опасных производственных объектах

 

Форма

 

 

Список
должностных лиц и учреждений
извещаемых об аварии

 

п.п.

Организация или должностное лицо

Фамилия, имя, отчество (при его наличии)

№ телефона

Адрес

служебный

домашний

служебный

домашний

1

Дежурный аварийно-спасательной службы

2

Руководитель организаций

3

Руководитель объекта

4

Дежурный пожарной части

5

Главные специалисты

а)

б)

в)

г)

д)

6

Начальники подразделения

объекта

а)

б)

в)

г)

д)

ж)

з)

и)

7

Руководитель медицинской службы

8

Территориальное подразделение уполномоченного органа

9

Дежурный Комитета национальной безопасности

10

Отдел внутренних дел

11

Прокуратура

 

 

Приложение 2

к Инструкции по разработке плана

ликвидации аварий и проведению учебных

тревог и противоаварийных тренировок

на опасных производственных объектах

 

Форма

 

 

Пропуск

Выдан ___________________________________________________________________________

                                   (Фамилия, имя, отчество (при его наличии), должность)

_________________________________________________________________________________

                                        (для прохода на территорию аварийного объекта)

____________________________________________________________________

  (Фамилия, имя, отчество (при его наличии), должность выдавшего пропуск)

«___» ____________ 20___г. ____ час. _____ мин.

_______________________

              (подпись)

 

 

Приложение 3

к Инструкции по разработке плана

ликвидации аварий и проведению учебных

тревог и противоаварийных тренировок

на опасных производственных объектах

 

Форма

 

 

Оперативный журнал по ликвидации аварий

________________________________________________________________________________

(организация)

Место аварии ___________________________________________________________________

Характер аварии _________________________________________________________________

Время возникновения аварии (год, месяц, число, часы, минуты)_________________________

________________________________________________________________________________

________________________________________________________________________________

 

Дата

Часы и минуты

Содержание заданий по ликвидации аварии и срок выполнения

Ответственные за выполнение задания

Отметка об исполнении заданий (число, часы, минуты)

1

2

3

4

5

 

 

Ответственный руководитель работ по ликвидации аварий

Подпись _________________________

 

 

Приложение 4

к Инструкции по разработке плана

ликвидации аварий и проведению учебных

тревог и противоаварийных тренировок

на опасных производственных объектах

 

Форма

 

 

Оперативная часть плана ликвидации аварии

 

Мероприятия по ликвидации аварий

Лица, ответственные за выполнение мероприятий и исполнители

Пути выхода людей

Пути движения спасательных отделений

Задание для спасательных отделений

1

2

3

4

5

 

 

Руководитель объекта

Согласовано: Руководитель аварийно-спасательной службы