Приказ Министра образования и науки Республики Казахстан от 20 декабря 2021 года № 521
О внесении изменения в приказ Министра образования и науки Республики Казахстан от 12 ноября 2014 года № 459 «Об утверждении Правил осуществления образовательного мониторинга»

 

ПРИКАЗЫВАЮ:

1. Внести в приказ Министра образования и науки Республики Казахстан от 12 ноября 2014 года № 459 (зарегистрирован в Реестре государственной регистрации нормативных правовых актов под № 9940) «Об утверждении Правил осуществления образовательного мониторинга» следующее изменение:

Правила осуществления образовательного мониторинга, утвержденные указанным приказом, изложить в редакции согласно приложению к настоящему приказу.

2. Департаменту цифровой трансформации образования Министерства образования и науки Республики Казахстан в установленном законодательством Республики Казахстан порядке обеспечить:

1) государственную регистрацию настоящего приказа в Министерстве юстиции Республики Казахстан;

2) размещение настоящего приказа на официальном интернет-ресурсе Министерства образования и науки Республики Казахстан после его официального опубликования;

3) в течение десяти рабочих дней после государственной регистрации настоящего приказа представление в Юридический департамент Министерства образования и науки Республики Казахстан сведений об исполнении мероприятий, предусмотренных подпунктами 1) и 2) настоящего пункта.

3. Контроль за исполнением настоящего приказа возложить на курирующего вице-министра образования и науки Республики Казахстан.

4. Настоящий приказ вводится в действие по истечении десяти календарных дней после дня его первого официального опубликования.

 

 

Министр образования и науки

Республики Казахстан

 

А. Аймагамбетов

 

«СОГЛАСОВАН»

Министерство цифрового развития,

инноваций и аэрокосмической

промышленности Республики Казахстан

 

Приложение к приказу

Министра образования и науки

Республики Казахстан

от 20 декабря 2021 года № 521

 

Утверждены

приказом Министра

образования и науки

Республики Казахстан

от 12 ноября 2014 года № 459

 

 

Правила осуществления образовательного мониторинга

 

 

Глава 1. Общие положения

 

1. Настоящие Правила осуществления образовательного мониторинга (далее - Правила) разработаны в соответствии с подпунктом 8-1) статьи 5 Закона Республики Казахстан «Об образовании» (далее – Закон) и определяют порядок осуществления образовательного мониторинга.

2. В настоящих Правилах используются следующие понятия:

1) информационная система – организационно-упорядоченная совокупность информационно-коммуникационных технологий, обслуживающего персонала и технической документации, реализующих определенные технологические действия посредством информационного взаимодействия и предназначенных для решения конкретных функциональных задач;

2) объекты информатизации – электронные информационные ресурсы, программное обеспечение, интернет-ресурс и информационно-коммуникационная инфраструктура;

3) административные данные – индивидуальные количественные (измеряемые с помощью чисел) и (или) качественные (выстроенные по определенному принципу и (или) признаку) данные по физическому или юридическому лицу и данные похозяйственного учета, формируемые административными источниками, за исключением первичных статистических данных;

4) образовательный мониторинг – систематическое наблюдение, анализ, оценка и прогноз состояния и динамики изменений результатов и условий осуществления образовательных процессов, контингента обучающихся, сети, а также рейтинговых показателей достижений деятельности организаций образования;

5) уполномоченный орган в области образования – центральный исполнительный орган Республики Казахстан, осуществляющий руководство и межотраслевую координацию в области образования;

6) качество образования – совокупность показателей, характеризующих систему образования и отражающих степень соответствия фактически достигнутых образовательных результатов, условий функционирования системы образования нормативным требованиям, социальным и личностным особенностям;

7) национальный сборник – информационно-статистический публичный документ, содержащий статистическую информацию системы образования данных по итогам предыдущего года в разрезе регионов на основе административных данных;

8) национальный доклад – аналитический публичный документ, характеризующий состояние и развитие системы образования по итогам предыдущего года на основе государственной статистики и административных данных;

9) электронная цифровая подпись – набор электронных цифровых символов, созданный средствами электронной цифровой подписи и подтверждающий достоверность электронного документа, его принадлежность и неизменность содержания.

3. Субъектами осуществления образовательного мониторинга являются:

1) организации образования;

2) районные (городские) отделы образования;

3) Управления образования областей, городов республиканского значения и столицы.

4. Объектом осуществления образовательного мониторинга является система образования.

 

 

Глава 2. Порядок осуществления образовательного мониторинга

 

5. Образовательный мониторинг осуществляется:

по уровням образования (дошкольного воспитания и обучения, общего среднего образования, технического и профессионального образования, послесреднего, высшего и послевузовского);

по охвату (районный/городской, областной, республиканский, международный);

по форме организации (дистанционный, прямой).

6. Образовательный мониторинг осуществляется в виде:

систематического наблюдения за деятельностью организаций образования путем сбора, системного учета, обработки, а также хранения, обновления и накопления информации в объектах информатизации уполномоченного органа в области образования;

организации и проведения управлениями и отделами образования методических дней для анализа и методической коррекции процесса обучения в организациях среднего образования и оказания практической помощи педагогическому сообществу;

организации социологических или мониторинговых исследований (в том числе для международных сопоставительных исследований);

анализа результатов образовательной деятельности (анализ и сопоставление результатов единого национального тестирования, итоговых оценок школьников, международных сопоставительных исследований).

7. Сбор документов и материалов осуществляется на основе:

административных данных уполномоченного органа в области образования;

государственной статистической отчетности;

проведения сравнительного анализа факторов, влияющих на динамику качества образования;

результатов процедур лицензирования, государственной аттестации и аккредитации организаций образования;

результатов проверок деятельности органов управления образованием, организаций образования органами, осуществляющими государственный контроль за реализацией государственной политики в области образования;

результатов государственной итоговой аттестации обучающихся;

результатов единого национального тестирования;

результатов комплексного тестирования;

данных о повышении квалификации и прохождения аттестации педагогических работников;

результатов международных сопоставительных исследований;

результатов мониторинговых исследований;

результатов социологических исследований.

8. Порядок организации сбора, системного учета, обработки, а также хранения, обновления, накопления и защиты информации в объектах информатизации уполномоченного органа в области образования в соответствии с законодательством Республики Казахстан, включает:

1) внесение и/или актуализацию административных данных в объектах информатизации уполномоченного органа в области образования субъектами осуществления образовательного мониторинга;

2) осуществление контроля за обеспечением полноты, достоверности и своевременности актуализации данных в объекте информатизации уполномоченного органа организациями образования, районными (городскими) отделами образования и Управлениями образования областей, городов республиканского значения и столицы в сроки, указанные в пункте 9 настоящих Правил;

3) подтверждение данных электронной цифровой подписью руководителя субъекта осуществления образовательного мониторинга;

4) фиксацию данных на одну дату ежегодно для хранения в архиве систем уполномоченным органом в области образования;

9. Актуализация данных в объектах информатизации уполномоченного органа в области образования субъектами образовательного мониторинга осуществляется постоянно, по факту возникновения изменений, но не позднее пяти рабочих дней с момента их возникновения.

10. Уполномоченный орган в области образования ежегодно в октябре обеспечивает фиксацию данных в объектах информатизации уполномоченного органа в области образования для формирования административных данных по всем уровням образования. В данный период актуализация данных в объектах информатизации уполномоченного органа в области образования приостанавливается на срок до 10 рабочих дней. О сроках фиксации и приостановления актуализации данных пользователи уведомляются в объектах информатизации за три рабочих дня.

11. Местные исполнительные органы в области образования, руководители дошкольных организаций, организаций среднего, технического и профессионального, послесреднего, высшего и (или) послевузовского образования, независимо от формы собственности и ведомственной принадлежности, предоставляют и обеспечивают полное, достоверное и своевременное заполнение данных в объектах информатизации уполномоченного органа в области образования или в других интегрированных с ним информационных системах.

12. По результатам образовательного мониторинга уполномоченный орган в области образования:

вносит корректировки в параметры объекта информатизации уполномоченного органа в области образования;

ежегодно, до 1 декабря, следующего за отчетным периодом, публикует Национальный доклад;

ежегодно, до 1 марта, следующего за отчетным периодом, публикует Национальный статистический сборник.