Приказ и.о. Министра труда и социальной защиты населения Республики Казахстан от 18 августа 2023 года № 348
Об утверждении правил разработки и утверждения квалификационных программ, а также требования к ним

 

Данная редакция действовала до внесения изменений от 27 января 2025 года

 

В соответствии с подпунктом 4) пункта 2 статьи 17, подпунктом 4) пункта 1 статьи 24 Закона Республики Казахстан «О профессиональных квалификациях», ПРИКАЗЫВАЮ:

1. Утвердить прилагаемые Правила разработки и утверждения квалификационных программ, а также требования к ним.

2. Департаменту развития национальной системы квалификаций и прогнозирования Министерства труда и социальной защиты населения Республики Казахстан в установленном законодательством Республики Казахстан порядке обеспечить:

1) государственную регистрацию настоящего приказа в Министерстве юстиции Республики Казахстан;

2) размещение настоящего приказа на официальном интернет-ресурсе Министерства труда и социальной защиты населения Республики Казахстан после его официального опубликования;

3) в течение десяти рабочих дней после государственной регистрации настоящего приказа в Министерстве юстиции Республики Казахстан представление в Департамент юридической службы Министерства труда и социальной защиты населения Республики Казахстан сведений об исполнении мероприятий, предусмотренных подпунктами 1) и 2) настоящего пункта.

3. Контроль за исполнением настоящего приказа возложить на курирующего вице-министра труда и социальной защиты населения Республики Казахстан.

4. Настоящий приказ вводится в действие с 4 сентября 2023 года и подлежит официальному опубликованию.

 

 

Приказ и.о. Министра труда

и социальной защиты населения

Республики Казахстан

 

 

А. Сарбасов

 

приложение к приказу

от 18 августа 2023 года № 348

 

 

Правила разработки и утверждения квалификационных программ, а также требования к ним

 

 

Глава 1. Общие положения

 

1. Настоящие Правила разработки и утверждения квалификационных программ, а также требования к ним (далее - Правила) разработаны в соответствии с подпунктом 4) пункта 2 статьи 17, подпунктом 4) пункта 1 статьи 24 Закона Республики Казахстан «О профессиональных квалификациях» (далее - Закон) и определяют порядок разработки и утверждения квалификационных программ, а также требования к ним.

Нумерация пунктов приводится в соответствии с оригиналом

3. Основные термины и определения, используемые в настоящих Правилах:

1) квалификационная программа - комплекс мер, используемых для оценки соответствия кандидата, претендующего на признание профессиональной квалификации, требованиям профессиональных стандартов, а при их отсутствии - квалификационным требованиям к применению знаний, умений и навыков в определенных условиях работы с использованием определенного оборудования, методологии и (или) инструментов;

2) навык - способность применять знания и умения, позволяющая выполнять профессиональную задачу целиком;

3) профессиональная квалификация - степень профессиональной подготовки, характеризующая владение компетенциями, требуемыми для выполнения трудовых функций по профессии;

4) признание профессиональной квалификации - процедура оценки и принятия решения о соответствии кандидата требованиям профессиональных стандартов, а при их отсутствии - квалификационным требованиям;

5) центр признания профессиональных квалификаций (далее - центр признания) - юридическое лицо, аккредитованное в порядке, установленном законодательством Республики Казахстан, осуществляющее признание профессиональных квалификаций;

6) профессиональный стандарт - письменный официальный документ, устанавливающий общие требования к знаниям, умениям, навыкам, опыту работы с учетом формального и (или) неформального, и (или) информального образования, уровню квалификации и компетентности, содержанию, качеству и условиям труда в конкретной области профессиональной деятельности;

7) заявитель - юридическое лицо, подавшее заявку на аккредитацию для осуществления деятельности по признанию профессиональной квалификации.

 

 

Глава 2. Порядок разработки и утверждения квалификационных программ, а также требования к ним

 

3. Квалификационные программы разрабатываются и утверждаются в соответствии с требованиями к ним согласно приложению 1 к настоящим Правилам по форме согласно приложению 2 к настоящим Правилам.

4. Квалификационные программы разрабатываются заявителем на основе требований соответствующих профессиональных стандартов, а при их отсутствии - квалификационных требований, установленных в соответствии с Трудовым кодексом Республики Казахстан.

5. Проект квалификационной программы направляется заявителем в региональную палату предпринимателей Республики Казахстан в соответствии с Правилами аккредитации центров признания профессиональных квалификаций, переоформления, отзыва, возобновления и прекращения действия аттестата аккредитации, а также типовой формы и условий постаккредитационного договора, утвержденными уполномоченным органом в соответствии с пунктом 4 статьи 23 Закона.

6. Квалификационная программа утверждается центрами признания на государственном и русском языках в течение десяти рабочих дней после дня получения ими аттестата аккредитации, выданного Национальной палатой предпринимателей Республики Казахстан.

7. Центр признания в течение пяти рабочих дней после дня утверждения Квалификационной программы размещает перечень утвержденных им квалификационных программ на цифровой платформе НСК и своем интернет-ресурсе по форме согласно приложению 3 к настоящим Правилам.

 

Приложение 1

к Правилам разработки и

утверждения квалификационных

программ, а также

требованиям к ним

 

 

Требования к квалификационным программам

 

Квалификационные программы содержат:

1) Общие положения, а именно:

наименование квалификационной программы, указание на наименование соответствующего профессионального стандарта, а при его отсутствии - указание на квалификационные требования (с приложением квалификационных требований), по применению знаний, умений и навыков в определенных условиях работы с использованием определенного оборудования, методологии и (или) инструментов;

глоссарий (содержит перечень терминов и определений, сокращений, используемых в квалификационной программе);

описание квалификации (код и название профессии, уровень национальной рамки квалификаций (далее - НРК)/отраслевой рамки квалификаций (далее - ОРК), описание трудовых функций, признание отдельного навыка или группы навыков, требования к опыту работу, условиям признания при неформальном и (или) информальном образовании, запреты и ограничения, перечень используемого оборудования, методлогии и инструментов);

структуру и формат (онлайн и (или) офлайн) экзамена: указывается описание структуры экзамена и формат (онлайн и (или) офлайн) экзамена. В зависимости от требований к профессии, профессиональной квалификации и отраслевой специфики экзамен включает задания на проверку теоретических знаний, а также практические задания на проверку профессиональных навыков и умений, с указанием длительности, условий и последовательности сдачи каждого их этапов экзамена;

структуру оценки: указывается, каким образом формируется итоговая оценка, которая базируется на критериях успешности выполнения кандидатом теоретического и практического этапа экзамена, знаний, умений и навыков на соответствие необходимой профессиональной квалификации. При оценке определяется долевая градация распределения баллов для прохождения теоретического и практического этапов экзамена, оценки личностных компетенций;

2) сведения о теоретическом этапе экзамена, а именно:

информацию о заданиях на проверку теоретических знаний: письменный или устный ответы на теоретические вопросы, измерение понимания принципов, фактов, концепций и теорий;

объем знаний (темы, разделы), которые необходимы для оценки профессиональной квалификации, с указанием количества часов, необходимых для освоения указанного объема знаний (тем, разделов);

3) сведения о практическом этапе экзамена, а именно:

информацию о виде и содержании заданий на проверку практических умений и навыков. Например, выполнение расчетов, моделирование ситуации и действия как отклик на ситуацию, интервью, практическое выполнение задания;

список навыков, владение которыми необходимо для профессиональной квалификации, с указанием количества часов, необходимых для получения каждого навыка.

Для описания практической работы применяется технологическая карта по квалификации и (или) технологическая карта по отдельному навыку или группе навыков. Технологическая карта описывает алгоритм выполнения практической работы в виде схемы, на которой отражаются стадии, количество сырья или материалов, перечень необходимого оборудования, условия, процессы, требования к готовому продукту, нормы времени.

При этом указываются требования по использованию оборудования, по технике безопасности.

Практический этап экзамена предусматривает:

1) подбор рабочих материалов (инструментов) и подготовку к выполнению практического задания и разработку плана выполнения задания;

2) выбор средств индивидуальной защиты (из случайного набора средств индивидуальной защиты: очки, каска, перчатки, фартук и т.д.);

3) практическое выполнение задания;

4) оценку личностных компетенций, которая проводится на обязательной основе и содержит методы оценки личностных компетенций в соответствии с требованиями к профессиональной квалификации (при наличии в профессиональных стандартах, а при их отсутствии - в квалификационных требованиях);

5) критерии оценки: методы оценки теоретического и практического этапов экзамена.

При оценке теоретического и практического этапов экзамена, оценки личностных компетенций используется оценка «сдал» и «не сдал». Кандидат, получивший более 70 (семидесяти) процентов верных ответов от общего количества вопросов на теоретическом этапе экзамена, допускается к сдаче практического этапа экзамена.

Результаты теоретического и практического этапов экзамена учитываются при формировании итоговой оценки признания профессиональной квалификации.

 

Приложение 2

к Правилам разработки и

утверждения квалификационных

программ, а также

требованиям к ним

 

 

форма

 

Квалификационная программа

 

 

Центр признания профессиональных квалификаций ________________________________________________________________

                                                                                                                   (полное наименование, юридический адрес)

Профессиональный стандарт (профессиональные стандарты) или квалификационные требования

_________________________________________________________________

                                     (полный перечень документов)

 

Глава 1. «Общие положения»

Наименование квалификационной программы

Глоссарий

Признание профессиональной квалификации

Код профессии

Название профессии

Вид трудовой деятельности

Уровень НРК/ОРК

Трудовая функция

Профессиональная задача

Умения

Знания

Требования к опыту работы

Запреты и ограничения

Условия признания неформального образования

Условия признания информального образования

Признание отдельного навыка или группы навыков

Профессиональная задача

Умения

Знания

Требования к опыту работы

Запреты и ограничения

Условия признания неформального образования

Условия признания информального образования

Структура и формат экзамена

Перечень используемого оборудования

Глава 2. «Сведения о теоретическом этапе экзамена»

Признание профессиональной квалификации

Описание форм и методов проведения теоретического этапа

Перечень разделов и тем знаний

Примеры теоретических заданий

Признание отдельного навыка или группы навыков

Описание форм и методов проведения теоретического этапа

Перечень разделов и тем знаний

Примеры теоретических заданий

Глава 3. «Сведения о практическом этапе экзамена»

Признание профессиональной квалификации

Описание форм и методов проведения практического этапа

Перечень практических работ

Список умений для выполнения практических работ

Пример и описание технологической карты для выполнения практической работы

Требования по использованию оборудования, по технике безопасности

Признание отдельного навыка или группы навыков

Описание форм и методов проведения практического этапа

Перечень практических работ

Список умений для выполнения практических работ

Пример и описание технологической карты для выполнения практической работы

Глава 4. «Оценка личностных компетенций»

Признание профессиональной квалификации

Описание форм и методов оценки личностных компетенций

Перечень личностных компетенций для проведения оценки в рамках профессии

Признание отдельного навыка или группы навыков

Описание форм и методов оценки личностных компетенций

Перечень личностных компетенций для проведения оценки в рамках отдельного навыка или группы навыков

Глава 5. «Критерии оценки»

Требования к оценке теоретического этапа

Определение долевой градации баллов для прохождения теоретического этапа экзамена

Требования к оценке практического этапа

Определение долевой градации баллов для прохождения практического этапа экзамена

Требования к оценке личностных компетенций

Определение долевой градации баллов для прохождения оценки личностных компетенций

Описание формирования итоговой оценки признания профессиональной квалификации

Дата утверждения квалификационной программы

 

Приложение 3

к Правилам разработки

и утверждения

квалификационных программ,

а также требованиям к ним

 

 

Перечень утвержденных квалификационных программ центра признания профессиональных квалификаций
__________________________________________________
(полное наименование, юридический адрес)

 

 

№ п/п

Наименование квалификационной программы

Профессия

Профессиональный стандарт (профессиональный стандарты)

при наличии

Квалификационные требования

Уровень НРК/ОРК