Описание: C:\Users\Saule\Desktop\Dutch Embassy.jpg

Описание: C:\Users\Saule\Desktop\Country study Kazakhstan\Logos\pri.jpg

Посольство Королевства Нидерландов в Казахстане

Представительство PRI

в Центральной Азии

 

КОНЦЕПЦИЯ
кодекса Республики Казахстан по исполнению наказаний и других принудительных мер
(новая редакция Уголовно-исполнительного кодекса
Республики Казахстан)

 

См.также: Проблемы сокращения и численность «тюремного населения» Казахстана за последние 10 лет: динамика и причины ее колебаний (Представительство МОО «Penal Reform International» (Международная тюремная реформа в Центральной Азии), 2012)

 

Астана, 2012

 

Проект Концепции Кодекса Республики Казахстан по исполнению наказаний и других принудительных мер (новая редакция Уголовно-исполнительного кодекса Республики Казахстан)

 Данная концепция подготовлена Представительством PRI (Международная тюремная реформа) в Центральной Азии в рамках проекта «Укрепление системы уголовного правосудия Республики Казахстан путем совершенствования уголовного и уголовно-исполнительного законодательства с учетом прав человека», финансируемого Посольством Королевства Нидерландов в Казахстане.

 

 Положения концепции не обязательно отражают официальную точку зрения Представительства PRI (Международная тюремная реформа) в Центральной Азии и организаций-доноров.

 Ответственность за содержание несут их авторы.

  

© Представительство МОО «Penal Reform International» (Международная тюремная реформа в Центральной Азии)

 

ВВЕДЕНИЕ

 

Об организации «Penal Reform International» (PRI) (Международная тюремная реформа)

«Международная тюремная реформа» (PRI) - международная неправительственная организация (НПО), имеющая консультативный статус при Экономическом и социальном совете ООН (ЭКОСОС) и Совете Европы, а также статус наблюдателя при Африканской комиссии по правам человека и народов. Целью деятельности PRI является разработка и внедрение международных стандартов отправления правосудия, сокращение излишнего использования наказаний, связанных с лишением свободы, продвижение использования правовых санкций, альтернативных лишению свободы и способствующих социальной интеграции преступников, при этом учитывающих интересы жертв преступлений.

 

О настоящем ресурсе

Проект концепции Кодекса Республики Казахстан по исполнению наказаний и других принудительных мер был разработан с целью вовлечения общественности в работу над созданием проекта концепции Уголовно-исполнительного кодекса Республики Казахстан и полностью соответствует положениям Концепции правовой политики Республики Казахстан на период с 2010 до 2020 года.

Данный проект концепции подготовлен экспертами PRI (Международная тюремная реформа) в Центральной Азии - доктором юридических наук, профессором Акимжановым Т.К., доктором юридических наук, профессором Балтабаевым К.Ж. и доктором юридических наук, профессором Скаковым А.Б. в рамках проекта «Укрепление системы уголовного правосудия Республики Казахстан путем совершенствования уголовного и уголовно-исполнительного законодательства с учетом прав человека», финансируемого Посольством Королевства Нидерландов в Казахстане. Проект концепции обобщает наиболее прогрессивные идеи и разработки казахстанской и зарубежной научной среды, рекомендации проектов PRI, реализуемых в Казахстане и регионе Центральной Азии с 2001 года.

При подготовке настоящего проекта концепции были приняты во внимание рекомендации, представленные уполномоченными сотрудниками Администрации Президента Республики Казахстан, Комитета национальной безопасности Республики Казахстан и Комитета уголовно-исполнительной системы Министерства внутренних дел Республики Казахстан в рамках рабочей встречи, которая состоялась в офисе PRI в Центральной Азии 20 июля 2012 года. 

Предназначено для широкого круга читателей.

 

ПРОЕКТ

 

КОНЦЕПЦИЯ

Кодекса Республики Казахстан по исполнению наказаний и других принудительных мер

(новая редакция Уголовно-исполнительного кодекса Республики Казахстан)

 

 

1. Название законопроекта

Кодекс Республики Казахстан по исполнению наказаний и других принудительных мер.

Предлагаемое новое название нормативного правового акта (Уголовно-исполнительного кодекса) обусловлено следующим.

Уголовно-исполнительный кодекс Республики Казахстан осуществляет правовое регулирование исполнения основных видов уголовных наказаний. Вместе с тем некоторые уголовные наказания регламентируются другими нормативными правовыми актами, не входящими в уголовно-исполнительное законодательство. В предлагаемой Концепции нового Кодекса предусматривается правовое регулирование всех видов уголовных наказаний.

Другой сложной теоретической проблемой, имеющей важное практическое значение, является исполнение такой процессуальной меры пресечения, как арест. В уголовно-процессуальном законодательстве регламентируется порядок избрания меры пресечения - ареста. Однако исполнение данной процессуальной меры, а также правовое положение следственно-арестованных, порядок обеспечения их конституционных прав, свобод и законных интересов не нашли своего отражения в национальном законодательстве. В представленной Концепции Кодекса предлагается урегулировать указанные вопросы в уголовно-исполнительном законодательстве. Данное положение связано с тем, что орган, исполняющий арест, следственный изолятор, гармонично входит в структуру уголовно-исполнительной (пенитенциарной) системы. Указанное обстоятельство является весомым основанием для возложения правового регулирования исполнения меры пресечения (ареста), а также обеспечения правового статуса следственно-арестованных на новый Кодекс.

Приведенные выше основания следует отнести и к другим категориям лиц, находящихся в местах принудительного содержания (например, в приемниках-распределителях). И в этом случае, также как и с арестом, исполнение принудительной изоляции следует возложить на уголовно-исполнительную (пенитенциарную) систему.

Кроме того, включение в Кодекс норм о функционировании специальных учреждений, осуществляющих временную изоляцию от общества, оправдано с точки зрения Концепции нового Уголовного кодекса, который вводит понятие уголовного проступка в лоно уголовного права, что подразумевает аналогичное слияние Закона «О порядке и условиях содержания лиц в специальных учреждениях, обеспечивающих временную изоляцию от общества» и Уголовно-исполнительного кодекса.

 

2. Обоснование необходимости разработки законопроекта

Действующий Уголовно-исполнительный кодекс Республики Казахстан (далее - УИК РК) направлен на правовую регламентацию эффективного выполнения завершающей стадии правоприменительного процесса - исполнения наказаний в отношении виновных в совершении преступлений. Кроме того, УИК РК реализует цели наказания как перевоспитание осужденных, недопущение совершения ими повторных преступлений, создание благоприятных условий по возвращению осужденных в общество в качестве полноправных его членов.

Признание Казахстаном положений международных документов способствовало имплементации ряда новелл данных правовых актов в национальное законодательство, а также реализации их в правоприменительной практике. Это, безусловно, отразилось и на уголовной политике государства, основными тенденциями которой на современном этапе являются ужесточение наказаний за особо тяжкие преступления и декриминализация деяний, не представляющих большой общественной опасности. Приоритетными принципами становятся: при назначении наказания - экономия репрессий, при исполнении - гуманизация условий его отбывания.

Действующие Уголовный и Уголовно-исполнительный кодексы Республики Казахстан, принятые 16 июля 1997 года и 13 декабря 1997 года соответственно, явились документами переходного периода, и их миссия заключалась в регламентации соответствующих общественных отношений в условиях непростой экономической, политической и социальной обстановки в стране на тот период. В настоящее время произошли положительные перемены как в экономике страны, так и в сознании граждан, изменилась в позитивную сторону обстановка в государстве в целом. Достижения в социально-экономическом развитии способствовали выходу нашей страны на международный уровень и принятию ряда международных обязательств, в том числе и в сфере исполнения наказаний.

За время, прошедшее с момента введения в действие УИК РК (1998-2012 гг.), были приняты более 20 законов, которыми вносились изменения и дополнения в УИК РК. При этом из него был полностью исключен один раздел (Раздел 3) и одна глава (Глава 20), нормы ряда разделов и глав неоднократно подвергались коррекции (Главы 3, 5, 6, 8 и др.). Нередко в течение одного года принималось сразу несколько законов, предусматривающих поправки в уголовно-исполнительное законодательство. Так, в 2001 и 2009 годах было принято 3 таких закона, в 2004 году - 4, наибольшее число было принято в 2007 году - 6.

Внесение изменений и дополнений было продиктовано, как правило, либо необходимостью уточнения правовой регламентации отдельных вопросов, либо стремлением к дальнейшей гуманизации исполнения наказаний. В то же время изменения и дополнения, внесенные в Уголовно-исполнительный кодекс, были обусловлены не столько совершенствованием его норм, сколько динамичными условиями общественной жизни переходного периода.

В Концепции правовой политики Республики Казахстан на период с 2010 до 2020 года указано, что в целях повышения эффективности нормотворческой деятельности необходимо продолжить работу по систематизации действующего законодательства; освобождению его от устаревших и дублирующих норм, восполнению пробелов в правовом регулировании, устранению внутренних противоречий в действующем праве; минимизации количества отсылочных норм в законах и расширению практики принятия законов прямого действия.

Также в этом значимом документе правового, программно-политического характера определены основные направления дальнейшего развития уголовно-исполнительной политики, которые предлагается реализовать путем принятия комплекса конкретных мер в уголовно-исполнительной сфере.

К сожалению, Казахстан в силу исторических обстоятельств продолжает бороться с высокой численностью тюремного населения. Анализ статистических данных за последние 10 лет о практике применения судами наказаний свидетельствует о широком применении лишения свободы. Так, если в 1998 году удельный вес лишения свободы в структуре назначаемых наказаний составлял 45,3%, то в 2006 году эта цифра равнялась 57,6%, в 2007 - 46,6%, в 2008 г. - 47,2%, а в 2009 г. - 52,6%.

Обобщение практики назначения судами наказания в виде лишения свободы за преступления небольшой и средней тяжести в 2003 году Верховным Судом Республики Казахстан показало, что за эти деяния в 30,3% случаях суды назначают лишение свободы. Это означает, что численность «тюремного населения» постоянно рекрутируется судами. Проведенная кампания по сокращению осужденных дала определенный результат, и Казахстан продвинулся на 33 место в мире среди других государств по индексу заключенных в стране. Но это не должно успокаивать при таком частом применении лишения свободы. Изложенная выше ситуация в судах по частому применению лишения свободы создается действующим законодательством, в том числе и уголовно-исполнительным.

Помимо обозначенного выше, современная система исполнения наказаний в Казахстане имеет ряд нерешенных проблем, которые, безусловно, препятствуют развитию уголовно-исполнительной системы Республики Казахстан. Для некоторых основных видов уголовных наказаний до настоящего времени не определены правовые и материальные условия их исполнения. Это, в первую очередь, относится к таким видам уголовных наказаний, как арест, который не действует ввиду отсутствия необходимой материально-технической обеспеченности; общественные работы, которые не подкреплены правовым регулированием порядка и условий их отбывания, а также различные виды лишения свободы (например, пожизненное лишение свободы), исполнение которых в отдельных случаях не соответствует законодательно установленным требованиям.

Все вышеизложенное свидетельствует о том, что назрела необходимость в разработке новой редакции УИК, кардинальном переосмыслении пенитенциарного законодательства с тем, чтобы и внутри страны, и на международно-правовой арене избавиться от наследия советской лагерной системы. При подготовке нового Кодекса, безусловно, целесообразно сохранить базовые для уголовно-исполнительного права, оправданные временем и практикой институты. Однако следует категорически переосмыслить многие основополагающие положения, пересмотреть порядок и условия исполнения отдельных видов уголовных наказаний и иных мер государственного воздействия, преодолеть расхождения между текстом уголовно-исполнительного законодательства и реальной пенитенциарной инфраструктурой.

Наряду с этим, в рамках новой редакции Уголовно-исполнительного кодекса следует реализовать задачи по дальнейшему совершенствованию уголовно-исполнительного законодательства, предусмотренные Концепцией правовой политики на период с 2010 до 2020 года, Стратегическим планом развития страны до 2020 года (в том числе задачи по повышению эффективности охраны прав и законных интересов детей), Программой развития уголовно-исполнительной системы в Республике Казахстан на 2012 - 2015 годы.

В свете изложенного в проекте новой редакции Уголовно-исполнительного кодекса Республики Казахстан должны быть отражены следующие положения.

 

1. Новая редакция уголовно-исполнительного законодательства должна предусматривать реализацию программных документов государства. Важнейшим звеном правовой политики государства, закрепленной в Концепции правовой политики Республики Казахстан на период с 2010 до 2020 года, утвержденной Указом Президента Республики Казахстан от 24 августа 2009 года № 858, является уголовная политика, совершенствование которой должно осуществляться путем комплексной, взаимосвязанной коррекции уголовного, уголовно-процессуального и уголовно-исполнительного права, а также правоприменительной деятельности.

При подготовке нового Кодекса следует придерживаться следующих направлений современной уголовной политики, указанных в Концепции правовой политики Республики Казахстан:

- дальнейшая декриминализация правонарушений, не представляющих большой общественной опасности, с переводом их в категорию административных правонарушений и усилением административной ответственности за их совершение, а также переоценка степени тяжести отдельных преступлений путем смягчения наказаний (депенализация);

- усиление уголовной ответственности за преступления, посягающие на несовершеннолетних, их права и законные интересы; за преступления, совершенные в составе организованной преступной группы или преступного сообщества; при рецидиве преступлений;

- расширение сферы применения уголовных наказаний, не связанных с лишением свободы, в том числе исключение из отдельных санкций наказаний в виде лишения свободы либо снижение максимальных сроков лишения свободы;

- определение штрафа как одного из эффективных видов уголовных наказаний и возможности расширения его применения;

- установление соразмерности наказаний в санкциях статей Уголовного кодекса, отнесенных к одной категории тяжести, и соответствия их принципу справедливости наказания;

- внедрение альтернативных уголовному наказанию мер государственного принуждения;

- продолжение курса на постепенное сужение сферы применения смертной казни;

- совершенствование институтов освобождения от уголовной ответственности, отбывания наказания, условно-досрочного освобождения от отбывания наказания.

 

2. В новом Кодексе, в соответствии с его новым названием необходимо расширить предмет его регулирования. Кроме традиционных норм права, регламентирующих взаимоотношения органов государственной власти и осужденных, в рассматриваемую отрасль права должны быть также включены нормы, обеспечивающие: правовое положение подозреваемых, обвиняемых, осужденных и иных лиц, находящихся в местах принудительного содержания, их личную безопасность, свободу совести осужденных, порядок рассмотрения обращений осужденных, возможность защищать свои права и свободы всеми не противоречащими закону способами.

Структура и содержание нового Кодекса в полной мере зависят от новелл, закрепленных в УК РК. В то же время новый Кодекс должен регламентировать все меры принуждения, применяемые со стороны государства за противоправное поведение. В настоящее время порядок исполнения отдельных видов наказания и деятельность органов, их исполняющих, содержатся в ряде иных законов. Так, порядок исполнения конфискации имущества и компетенция органа исполнения данного наказания, помимо УИК, предусмотрена в Законе «Об исполнительном производстве и статусе судебных исполнителей» от 2 апреля 2010 года. На наш взгляд, эти положения должны содержаться в новом Кодексе по исполнению принудительных мер.

Согласно Минимальным стандартным правилам обращения с заключенными ООН (1955 г.) правовое положение лиц, изолированных государством от общества за совершение преступлений и иных правонарушений, является одинаковым, независимо от того, на основании норм какой отрасли права они признаны таковыми. Так, этот правовой акт содержит подраздел под названием «Лица, находящиеся под арестом или ожидающие суда», другой подраздел «Лица, арестованные или помещенные в тюрьму без предъявления обвинения». Все данные лица в указанном международно-правовом документе называются «заключенными».

Такой же подход осуществлен и в Минимальных стандартных правилах Организации Объединенных Наций, касающихся отправления правосудия в отношении несовершеннолетних (Пекинские правила, 1985 г.).

В настоящее время общественные отношения, регулирующие правовое положение лиц, изолированных от общества государством, кроме УИК РК предусматриваются и Законом Республики Казахстан «О порядке и условиях содержания лиц в специальных учреждениях, обеспечивающих временную изоляцию от общества» от 30 марта 1999 года. Специальными учреждениями, согласно указанному документу, признаются следственный изолятор, изолятор временного содержания, приемник-распределитель, специальный приемник. В этих специальных учреждениях лица пребывают на основании административного, уголовно-процессуального законодательства.

В теории права является не совсем ясной правовая природа норм, регламентирующих указанную сферу. В уголовно-процессуальном праве имеются нормы, касающиеся применения ареста как меры пресечения, но эту отрасль права совершенно не интересуют вопросы, касающиеся порядка и условий пребывания следственно-арестованных в следственных изоляторах. Поэтому эти общественные отношения регулируются Законом «О порядке и условиях содержания лиц в специальных учреждениях, обеспечивающих временную изоляцию от общества». Между тем уголовно-исполнительное законодательство, обеспечивающее правовое регулирование содержания граждан в местах изоляции, также не содержит регламентацию правового положения следственно-арестованных в следственных изоляторах. Принимая во внимание то, что следственные изоляторы структурно входят в уголовно-исполнительную (пенитенциарную) систему, предлагается включить регламентацию правового положения следственно-арестованных в сферу действия нового Кодекса по исполнению принудительных мер.

Введение норм о следственно-арестованных в текст Кодекса будет отвечать конституционному приоритету прав человека, так как обеспечит большую защиту лиц, лишенных свободы в связи с вовлечением в орбиту уголовного производства.

Кроме того, такое реформирование законодательства позволило бы включить в сферу пенитенциарной науки исследование вопросов, касающихся важнейших прав граждан при их взаимодействии с органами власти.

В уголовном законодательстве будут определены виды иных мер уголовно-правового воздействия. Предполагается, что с учетом законодательной практики и теории уголовного права ими будут считаться: принудительные меры медицинского характера, принудительные меры воспитательного характера, конфискация имущества и условное осуждение.

Учитывая это обстоятельство, предлагается рассмотреть порядок и условия исполнения иных мер уголовно-правового воздействия перед разделом  «Исполнение наказаний, не связанных с изоляцией осужденного от общества» и начать с них Особенную часть УИК.

В этом разделе «Исполнение иных мер уголовно-правового воздействия» следует провести ревизию действующих нормативно-правовых документов, регламентирующих рассматриваемые общественные отношения. В частности, Совместный приказ Министерства образования и науки Республики Казахстан от 14 августа 2002 года № 607, Министерства внутренних дел Республики Казахстан от 17 сентября 2002 года № 604, Министерства здравоохранения Республики Казахстан от 26 сентября 2002 года № 895 «Об утверждении Правил об организации деятельности специальной воспитательной или лечебно-воспитательной организации образования для несовершеннолетних, освобожденных от уголовной ответственности, с применением принудительных мер воспитательного воздействия». Целесообразно использовать наиболее оправданные нормы этого документа при подготовке текста Кодекса.

Нормы нового Кодекса следует согласовать и с Кодексом Республики Казахстан от 18 сентября 2009 года № 193-IV «О здоровье народа и системе здравоохранения», в котором регламентированы порядок и условия применения принудительных мер медицинского характера.

В разделе 2 «Исполнение наказаний, не связанных с изоляцией осужденного от общества» следует учесть новые альтернативные лишению свободы виды наказаний. Ограничение свободы в УК будет изменено, т. к. в действующей редакции эта мера дублирует условное осуждение. Будет изменено содержание и исправительных работ, и эта мера, возможно, будет применена и к безработным с тем, чтобы обеспечить определенный государственный контроль над лицами, склонными к совершению уголовных правонарушений, и создать определенную альтернативу лишению свободы.

В связи с переводом конфискации имущества к иным мерам уголовно-правового воздействия в системе наказаний УК в качестве дополнительного наказания остается лишь исполнение приговора суда о лишении специального, воинского или почетного звания, классного чина, дипломатического ранга, квалификационного класса и государственных наград. Порядок и условия исполнения этого наказания следует определить в  разделе «Исполнение наказаний, не связанных с изоляцией осужденного от общества».

 

3. Новая редакция Кодекса в целом должна сохранить наработанный положительный опыт в период суверенного развития государства, в том числе деление на Общую и Особенную части.

Предлагается сохранить деление Кодекса на Общую и Особенную части.

Следует также оставить название и содержание раздела 1 «Уголовно-исполнительное законодательство Республики Казахстан». В этом разделе следует учесть все предлагаемые ниже изменения в структуре и содержании рассматриваемого закона.

При определении структуры Кодекса следует учитывать систему наказаний, закрепленную в УК РК. При этом следует учитывать принятую в УК РК «лестницу наказаний» - от менее сурового наказания к более строгому. Такой принцип существует в действующем УИК, и его следует сохранить.

 

4. Пересмотреть название исправительных учреждений с учетом выполняемых ими задач.

Важным обстоятельством в дальнейшем развитии уголовно-исполнительной (пенитенциарной) системы Республики Казахстан является не только реорганизация структуры учреждений и органов, исполняющих наказания, но и устранение наследия прежней исправительно-трудовой системы СССР. Они не только извращают содержание проводимой независимым Казахстаном уголовно-исполнительной политики, но даже препятствуют её эффективной реализации. В частности, следует изменить существующие названия исправительных учреждений, исполняющих наказания в виде лишения свободы, - исправительная колония общего режима, исправительная колония строгого режима, исправительная колония особого режима. Данные названия учреждений создают путаницу как в национальном законодательстве, так и в процессе исполнения лишения свободы. Так, по действующему уголовно-исполнительному законодательству исполнение лишения свободы осуществляется в соответствии с прогрессивной системой, предусматривающей поэтапное изменение условий содержания (режима) осужденных в зависимости от их поведения (строгие условия содержания, обычные условия содержания, облегченные условия содержания и льготные условия содержания). В ранее действовавшем исправительно-трудовом законодательстве данная дифференциация режима содержания отсутствовала. Правда, прежнее законодательство предполагало перевод осужденных на улучшенные условия содержания, но правовая природа данных изменений в корне отличается от современного понимания прогрессивной системы отбывания лишения свободы. Перевод осужденных на улучшенные условия содержания предполагал предоставление дополнительного питания в виде пайка хлеба со сливочным маслом, в то время как прогрессивная система предполагает комплексное изменение условий содержания.

Таким образом, при отсутствии в исправительно-трудовом законодательстве детальной дифференциации осужденных, которая присуща прогрессивной системе исполнения лишения свободы, в исправительно-трудовых колониях одного вида содержались осужденные в одних и тех же условиях. В этой связи, присутствие в названии колоний слова «режим» оправдывало себя - исправительно-трудовая колония общего режима, исправительно-трудовая колония усиленного режима, исправительно-трудовая колония строгого режима и исправительно-трудовая колония особого режима. В современных условиях дифференцированного исполнения лишения свободы наличие в названии исправительных учреждений слова «режим» препятствует единообразному пониманию правового института - режима содержания.

В целях устранения данной коллизии предлагается изменить названия исправительных колоний в зависимости от степени безопасности изоляции от общества и содержания осужденных. Учитывая опыт США, думается, следует применить аналогичную классификацию исправительных (пенитенциарных) учреждений с некоторым дополнением, так как в казахстанской уголовно-исполнительной (пенитенциарной) системе видов колоний больше, а именно: название «исправительная колония-поселение изменить на «исправительная колония минимальной безопасности»; название «исправительная колония общего режима» изменить на «исправительная колония средней безопасности»; название «исправительная колония строгого режима» изменить на «исправительная колония полной безопасности»; название «исправительная колония особого режима» изменить на «исправительная колония максимальной безопасности»; название исправительного учреждения «тюрьма» изменить на исправительное учреждение - «тюрьма чрезвычайной безопасности».

Аналогичные изменения следует произвести с названиями воспитательных колоний, где содержатся несовершеннолетние осужденные: название «воспитательная колония общего режима» изменить на «воспитательная колония средней безопасности»; «воспитательная колония усиленного режима» - на «воспитательная колония полной безопасности».

Высказанные предложения следует отнести на ближайшую перспективу развития уголовно-исполнительной (пенитенциарной) системы. В дальнейшем, учитывая международный опыт исполнения наказаний, необходимо при определении вида режима исправительного учреждения законодательно перейти от использования термина «колония» к термину «тюрьма», как отвечающему по своему смысловому содержанию месту, специально предназначенному для отбывания лишения свободы.

Так, например, учитывая целесообразность создания условий для применения такого уголовного наказания, как арест, следует арестованных, наряду со следственно-арестованными, содержать в специально-оборудованных локальных участках следственных изоляторов, которые необходимо переименовать в следственную тюрьму. Это обеспечит ускоренное внедрение в правоприменительную практику данного вида наказания и существенную экономию финансовых средств, необходимых для строительства новых исправительных учреждений.

В то же время, принимая во внимание то, что исполнение наказания осуществляется по прогрессивной системе, пересмотреть структуру и виды исправительных учреждений, положив в основу их классификации степень изоляции осужденных от общества. В этих целях продолжить работу по переводу мест лишения свободы с лагерного на камерный тип, а для колоний-поселений - на тип общежитий, из расчета 1-4 чел. в одной комнате. В соответствии с этим, установить следующие исправительные учреждения (тюрьмы):

- тюрьмы открытого типа (вместо колоний-поселений, где осужденные будут иметь возможность, при соблюдении ими установленных условий порядка отбывания, на осуществление их права на получение общеобразовательного, профессионального образования и осуществление трудовой деятельности вне пределов тюрьмы, а также выезда к близким родственникам в выходные и праздничные дни) для содержания лиц, осужденных к лишению свободы за совершение преступлений по неосторожности; впервые осужденных к лишению свободы за совершение преступлений небольшой, средней тяжести и тяжких преступлений, а также осужденных, переведенных с тюрем полузакрытого типа в порядке поощрения;

- тюрьмы полузакрытого типа (где камеры будут закрываться только в ночное время) для содержания осужденных к лишению свободы за совершение умышленных преступлений, не подлежащих направлению в тюрьмы открытого типа и осужденных за совершение особо тяжких преступлений;

- тюрьмы закрытого типа (где камеры будут закрыты постоянно, и осужденные, следственно-арестованные и арестованные будут из них выводиться только на прогулки, свидания, на проведение уголовно-процессуальных действий и т.д.) для содержания следственно-арестованных, арестованных и осужденных к пожизненному лишению свободы, а также к лишению свободы за совершение преступлений при особо опасном рецидиве.

В этих целях продолжить поэтапное создание необходимого количества тюрем, отвечающих требованиям международных стандартов (в каждом областном центре и больших городах либо вблизи от них), путем реконструкции имеющихся и строительства новых. Следует закрепить положение о переходе к камерному содержанию осужденных, лишенных свободы, в целях обеспечения их личной безопасности, а также создания условий для нейтрализации влияния криминальной субкультуры, препятствующей воспитательному процессу, проводимому с осужденными.

При этом необходимо обеспечить исполнение уголовных наказаний по прогрессивной системе отбывания наказания, осуществляя дифференцированный и индивидуальный подход к определению порядка и условий содержания осужденных, типа тюрем, а также изменения условий отбывания наказания по мере их исправления. Тюрьма полузакрытого типа и тюрьма закрытого типа могут находиться в пределах одного исправительного учреждения, но в различных специализированных локальных блоках с соблюдением необходимых соответствующих условий режима содержания. Это обеспечит реализацию требований норм уголовно-исполнительного законодательства, в частности, ст. 68 УИК РК, согласно которой осужденные к лишению свободы должны отбывать наказание в учреждении, расположенном на территории области, на которой они проживали до ареста или до осуждения.

Следственно-арестованные и арестованные будут содержаться отдельно от осужденных. Тюрьмы открытого типа будут располагаться отдельно от вышеуказанных учреждений.

 

5. Уголовно-исполнительное законодательство должно эффективно обеспечивать реализацию основных целей наказания, создавать благоприятные условия для исправления осужденных, их перевоспитания и недопущения совершения ими новых преступлений.

При этом следует помнить, что приоритетным направлением деятельности государства является обеспечение прав, свобод и законных интересов человека. Это требование распространяется и на осужденных, составляющих часть казахстанского общества. Поэтому наряду с принудительными мерами законодательством предусмотрены и иные способы воздействия на осужденных. Одним из них является стимулирование правопослушного поведения осужденных путем реализации в процессе отбытия наказаний прогрессивной системы. Прогрессивная система - это комплексный межотраслевой институт уголовного и уголовно-исполнительного права, включающий несколько самостоятельных институтов, в процессе применения которых правовое положение осужденных меняется в зависимости от степени его исправления либо в сторону расширения, либо в сторону ограничения объема его прав.

Так, в новом Уголовно-исполнительном кодексе необходимо предусмотреть возможность перевода из колонии строгого режима в колонию особого режима, из колонии особого режима в тюрьму и наоборот. При отбывании наказания в новом учреждении возможен досрочный перевод в прежнее исправительное учреждение за правопослушное поведение. Это повысит эффективность прогрессивной системы.

В целях снижения репрессивности уголовно-исполнительного законодательства, обеспечения его возможностей реализации основных целей наказания, следует расширить условия, соблюдение которых необходимо для применения института досрочного освобождения из исправительных учреждений осужденных лиц, твердо ставших на путь исправления (т.е. достигших 6 степени исправления).

Особое внимание должно быть уделено новому органу уголовно-исполнительной системы - службе пробации. Считаем необходимым ввести комплексную службу пробации, а не просто ее элементы, как это существует на данный момент. Для этого следует наделить службу пробации, кроме функций уголовно-исполнительной инспекции, следующими функциями: 1) досудебное сопровождение обвиняемого с предоставлением суду специального отчета о личности обвиняемого, рекомендации суду о виде и сроках наказания и виде исправительного учреждения; 2) организация процесса примирения жертвы преступления с виновным; 3) контроль не только над условно осужденными, но и условно-досрочно освобожденными и другими категориями наказанных, так как условно-досрочное освобождение, на наш взгляд, не означает полное освобождение от наказания. За лицом, освобожденным условно-досрочно, должен осуществляться контроль, проводиться воспитательная работа, оказываться помощь в его социальной реабилитации и адаптации. Кроме того, необходимо наделить службу пробации реально действующим инструментарием, обеспечив возможностью использовать возможности неправительственного сектора для дополнения своей деятельности, возможно, посредством использования государственного социального заказа.

В сферу деятельности службы пробации должны войти и лица, освобожденные из исправительных учреждений, в отношении которых установлен административный надзор. Исполнение административного надзора службой пробации обеспечит реализацию комплексного воспитательного процесса с учетом индивидуальных особенностей личности поднадзорного. Сочетание административного надзора с пробационным контролем, по нашему глубокому убеждению, принесет положительный эффект в постпенитенциарной профилактике. В целом, в связи с расширением спектра работы службы пробации, следует рассмотреть вопрос преобразования института административного надзора в постпенитенциарную пробацию.

 

6. Пересмотреть режим содержания, предоставив возможность большинству осужденных, не представляющих угрозу окружающим, трудиться и зарабатывать деньги.

Прогрессивная система исполнения уголовных наказаний применяется по действующему законодательству только в отношении лиц, лишенных свободы. Однако, учитывая положительных опыт реализации прогрессивной системы, следует применить данный правовой комплексный институт уголовного и уголовно-исполнительного права и в отношении лиц, осужденных к наказаниям, альтернативным лишению свободы - штраф, исправительные работы, общественные работы и т.д. Применение прогрессивной системы поэтапного отбывания позволит органам, исполняющим наказания, постоянно контролировать поведение лиц, осужденных к наказаниям, альтернативным лишению свободы, проводить с ними воспитательные мероприятия с целью общей и частной превенции.

Кроме того, применение прогрессивной системы в отношении лиц, осужденных к наказаниям, не связанным с изоляцией от общества, позволит судам более широко применять наказания, альтернативные лишению свободы, что значительно сократит «тюремное» население. В местах лишения свободы будут содержаться только те, кто действительно являются общественно опасными (убийцы, насильники, педофилы). В отношении лиц, осужденных за иные, ненасильственные преступления, должны применяться наказания, альтернативные лишению свободы, с применением возмещения причиненного ущерба в трехкратном размере.

Следует отметить, что значительная часть элементов прогрессивной системы реализована в национальном законодательстве и правоприменительной практике. Из традиционно выделяемых форм прогрессивной системы в УИК РК предусмотрено постепенное изменение условий содержания осужденных как внутри одного исправительного учреждения, так и путем перевода в исправительное учреждение другого вида. В УК РК закреплены возможность замены наказания более мягким или более строгим видом наказания, а также условно-досрочное освобождение.

Анализ действующего уголовно-исполнительного законодательства позволяет утверждать, что в отличие от прежнего ИТК Казахской ССР «центр тяжести» применения прогрессивной системы резко сместился в сторону её применения в пределах одного исправительного учреждения. Общим правилом стало существование в колониях одного вида нескольких видов условий отбывания наказания (строгие условия содержания, обычные условия содержания, облегченные условия содержания, льготные условия содержания). Все виды условий содержания установлены в колониях общего и строгого режимов, а также в воспитательных колониях общего и усиленного режимов. В колонии особого режима в наличии только три условия содержания - строгие, обычные и облегченные. В других учреждениях такая дифференциация условий содержания не предусмотрена. В этой связи, в целях широкого применения прогрессивной системы, необходимо установить различные условия содержания во всех исправительных учреждениях. Так, в исправительной колонии-поселении и тюрьме необходимо установить три условия содержания: строгие, обычные и облегченные. При этом в законодательстве должно быть определено правило о начале отбывания осужденными наказания не на «низшей» ступени, как это предусмотрено в тюрьме, а на «средней», то есть в обычных условиях. Затем уже при наличии определенных оснований возможны изменения правового положения осужденных как в сторону расширения их прав (перевод на облегченные или льготные условия содержания), так и в сторону ограничения (перевод на строгие условия содержания).

 

7. Лишение свободы как исключительный вид наказания.

При исполнении наказания в виде лишения свободы исправление осужденных рассматривается как основание улучшения условий отбывания наказания. В связи с чем важным вопросом становится определение степени исправления осужденных. Определение степени исправления осужденного является ключевым моментом в применении институтов прогрессивной системы.

По ранее действовавшему исправительно-трудовому законодательству положительно характеризовавшиеся осужденные подразделялись на вставших на путь исправления, твердо вставших на путь исправления и доказавших свое исправление. Отрицательно характеризовавшиеся - на не вставших на путь исправления и злостных нарушителей.

В действующем уголовно-исполнительном законодательстве не нашла никакого отражения общепринятая доктрина классификации степеней исправления осужденных, упомянутая выше. Более того, за основу формулировок берутся разные, не соответствующие друг другу показатели, что недопустимо, так как понижает эффективность реализации прогрессивной системы. Кроме того, возникают трудности в практическом применении прогрессивной системы, когда при достижении одной степени исправления возможно применение сразу двух институтов прогрессивной системы. Иными словами, возникает неразрешимая коллизия между стимулирующими положительное поведение нормами. Необходима более «дробная» классификация осужденных, когда определенной степени улучшения его правового положения должна соответствовать определенная степень исправления.

Действующее уголовно-исполнительное законодательство предусматривает шесть степеней улучшения правового положения осужденных: перевод на обычные, облегченные и льготные условия отбывания наказания в рамках одного исправительного учреждения, перевод в учреждение иного вида, замена наказания и условно-досрочное освобождение.

Классификация осужденных по степени исправления - не самоцель. Она направлена на решение сугубо практических задач - на определение возможности применения соответствующих институтов прогрессивной системы. С этой точки зрения предлагается выделить следующие пять групп положительно характеризующихся осужденных: осужденные, достигшие первой степени исправления (к этой группе могла бы применяться такая мера, как перевод на облегченные условия содержания); осужденные, достигшие второй степени исправления (перевод на льготные условия содержания); осужденные, достигшие третьей степени исправления (перевод в учреждение другого вида); осужденные, достигшие четвертой степени исправления (замена наказания более мягким); осужденные, достигшие пятой степени исправления (условно-досрочное освобождение). Отрицательно характеризующихся осужденных необходимо разделить на три группы: нарушители установленного порядка отбывания наказания (перевод в зависимости от того, где находились - из льготных условий содержания на облегченные; из облегченных условий содержания на обычные); лица, систематически нарушающие установленный порядок отбывания наказания (здесь применяются все иные виды внутренних переводов); злостные нарушители установленного порядка отбывания наказания (переводятся в исправительные учреждения иного, более строгого вида).

 

8. Усиление профилактических функций подразделений уголовно-исполнительной (пенитенциарной) системы.

Для реализации рассматриваемой важной государственной функции следует создать самостоятельный государственный орган - Агентство по исполнению принудительных мер и пробации. Только самостоятельный государственный орган способен надлежаще выполнить принудительные меры воздействия и одновременно реализовать процесс социальной адаптации и реабилитации лиц, освобожденных от этих мер. В состав Агентства должны входить современная уголовно-исполнительная (пенитенциарная) система, Служба пробации, психологическая служба, психиатрическая служба и другие органы, ответственные за трудоустройство осужденных, их обучение и профессиональную подготовку.

Кроме того, учитывая опыт деятельности пенитенциарных систем развитых зарубежных стран, следует особое внимание уделить созданию психиатрической службы, что позволит глубже изучить личность преступника и разработать индивидуальный план его перевоспитания.

Проблема исполнения наказания, организации процесса исправления, перевоспитания осужденных и возвращения их в общество в качестве его полноправных членов должна стать проблемой всего государства, а не только правоохранительных органов. Это требование должно найти отражение в уголовно-исполнительном законодательстве, что в корне может поменять содержание выполняемых функций подразделениями УИС МВД Республики Казахстан.

При этом следует совершенствовать взаимодействие органов уголовно-исполнительной системы с правоохранительными и специальными органами по вопросам обеспечения законности, правопорядка, борьбы с преступностью в местах лишения свободы. В то же время функцию оперативно-розыскной деятельности уголовно-исполнительная (пенитенциарная) система должна делегировать правоохранительным органам.

 

9. Особое внимание следует уделить процессу ресоциализации. Существующая сегодня система разделения функций по ресоциализационной работе между уголовно-исполнительной системой и местными исполнительными органами нуждается в усовершенствовании.

В Кодексе следует закрепить координационную функцию по ресоциализации за самой уголовно-исполнительной системой, сохранив при этом ответственность за создание и содержание центров ресоциализации освобожденных за местными исполнительными органами.

При этом центры реабилитации и адаптации освобожденных от отбытия наказаний должны быть созданы в каждой области страны в обязательном порядке, а не являться инициативой отдельных акиматов, как это существует на данный момент. Главной задачей данных центров должно стать оказание помощи лицам, отбывшим наказания, в их трудоустройстве, приобретении профессий, решении жилищных проблем, паспортизации. В центрах должны работать педагоги, психологи, социальные работники, юристы.

Целесообразно заложить в основу исполнения наказаний принцип подготовки осужденных к жизни на свободе с первого дня отбывания наказаний, для чего создать необходимые условия для укрепления социальных связей осужденных с родственниками, общественными организациями, трудовыми коллективами и т.д. В большинстве тюремных систем высокоразвитых зарубежных стран данные функции осуществляет опять-таки служба пробации (в данном случае пенитенциарной пробации), что еще раз подтверждает необходимость усиления службы пробации в новом Кодексе и введения всех ее компонентов.

При исполнении наказаний необходимо создать условия для реализации права осужденных на свободу вероисповедания, соблюдения национальных традиций, обычаев и обрядов и т. д., так как это существенно «нормализирует» процесс исполнения наказаний.

 

10. В новом уголовно-исполнительном законодательстве следует детально прописать основные права и обязанности осужденных, конкретизировать механизм применения мер взыскания и поощрения к ним, закрепить правовое положение иных лиц, находящихся в местах принудительного содержания.

Также необходимо в отдельной статье регламентировать и систематизировать порядок исчисления сроков наказаний.

Особое место в уголовно-исполнительном законодательстве должно занять правовое положение лиц, подозреваемых и обвиняемых в совершении преступлений. На сегодня правовой статус данной категории лиц, изолированных от общества, не урегулирован законодательством. В то время как, и с точки зрения теории, и с точки зрения правоприменительной практики, на стадии предварительного расследования в отношении подозреваемых и обвиняемых правоохранительными органами допускаются недозволенные методы следствия и дознания (физические и психологические пытки и т.д.). В этой связи особую тревогу у казахстанской общественности вызывает деятельность изоляторов временного содержания, где содержатся подозреваемые в течение 72 часов.

Другим «уязвимым» звеном уголовно-исполнительной (пенитенциарной) системы является деятельность следственных изоляторов. После реорганизации уголовно-исполнительной системы, орган уголовного преследования стал и органом, исполняющим уголовное наказание. Учитывая прежний порочный опыт деятельности НКВД и МВД СССР, можно смело предположить рост числа фактов нарушения прав и законных интересов подозреваемых и обвиняемых, содержащихся в изоляторах временного содержания и следственных изоляторах. Принимая во внимание данные обстоятельства, а также факт ратификации 26 сентября 2005 года Республикой Казахстан Конвенции ООН против пыток и других жестоких, бесчеловечных или унижающих достоинство видов обращения и наказания, необходимо ликвидировать изоляторы временного содержания во всех правоохранительных органах и спецслужбах, а их функции делегировать следственным изоляторам. Кроме того, необходимо передать в ведение уголовно-исполнительной (пенитенциарной) системы следственные изоляторы всех правоохранительных органов (в частности Комитета национальной безопасности), обеспечив сохранение государственных секретов путем внедрения системы тщательной проверки сотрудников следственных изоляторов.

В этой связи в новом Кодексе необходимо закрепить права, свободы и законные интересы подозреваемых и обвиняемых, содержащихся в следственных изоляторах. Кроме того, законодательно предусмотреть общественный контроль за деятельностью следственных изоляторов.

Также в уголовно-исполнительном законодательстве должно быть закреплено право психологической и психиатрической службы, являющейся частью системы пробации, по подготовке психологического портрета подозреваемого и обвиняемого, который будет учитываться судом при назначении наказания и определении вида исправительных учреждений.

Резюмируя изложенное, а также учитывая содержание международных документов (например, Минимальных стандартных правил обращения с заключенными), в новое уголовно-исполнительное законодательство следует ввести понятие «заключенный», отказавшись от термина «осужденный», который не отражает содержания правового положения всех лиц, находящихся в местах принудительного содержания, и не вполне отражает правовой статус лица, находящегося в исправительном учреждении. Термин «осужденный» должен применяться только в уголовном процессе, когда определяется правовое положение лица, в отношении которого вынесено судебное решение.

 

11. Уголовно-исполнительное законодательство РК должно строго соответствовать Конституции, в том числе с позиции ограничения законом прав и свобод человека и гражданина «лишь в той мере, в какой это необходимо в целях восстановления социальной справедливости, исправления осужденных, предупреждения совершения новых преступлений как осужденными, так и иными лицами».

Исполнение наказаний не должно быть дополнительным видом наказания за совершенное преступление. Оно есть не что иное, как обеспечивающая функция государства по реализации установленного виновному судом наказания.

Кроме того, новая редакция Кодекса должна предусматривать реализацию международных обязательств Казахстана. Так, в частности, в июне 1998 года Казахстан присоединился к Конвенции ООН против пыток и других жестоких, бесчеловечных или унижающих достоинство видов обращения и наказания. Парламентом Республики Казахстан 28 ноября 2005 года был ратифицирован Международный пакт о гражданских и политических правах. В декабре 2007 года Республика Казахстан признала компетенцию Комитета ООН против пыток рассматривать заявления в отношении Казахстана от других государств-участников Конвенции и индивидуальные жалобы на действия Казахстана о невыполнении обязательств и применении пыток. Стоит отметить, что первое решение в отношении Казахстана Комитетом против пыток уже вынесено.

В июне 2008 года Парламент Республики Казахстан ратифицировал Факультативный протокол к Конвенции ООН против пыток и других жестоких, бесчеловечных или унижающих достоинство видов обращения и наказания, обязывающий государства гарантировать и обеспечить двухступенчатую - на международном и национальном уровне - систему предотвращения применения пыток на основе регулярного и периодического мониторинга всех мест содержания под стражей. В этой связи в новом Кодексе следует особенно тщательно изложить порядок работы Национального превентивного механизма, порядок реагирования на жалобы о фактах пыток, процедуру независимого рассмотрения жалоб о фактах пыток и иные защитные механизмы, вытекающие из норм упомянутых международных договоров.

В целях строгого соблюдения законности правоохранительными органами во время исполнения наказаний, а также обеспечения широкого участия общественности в воспитательном процессе, проводимом с осужденными, в новом Кодексе следует не просто сохранить нормы об общественном контроле, но и детально регламентировать порядок его осуществления, расширив права и возможности общественных наблюдательных комиссий и иных форм общественного контроля.

В этой связи Кодекс должен дать детальную регламентацию вопроса доступа к информации, обеспечив максимальную транспарентность уголовно-исполнительной системы и стимулировав более энергичную работу со СМИ, размещение всей информации на веб-сайте и другие механизмы, позволяющие родственникам осужденных отслеживать судьбу заключенных.

 

12. Другим вопросом, требующим своего разрешения, является исполнение лишения свободы в колонии-поселении. В сложившейся ситуации отсутствия альтернатив лишению свободы следовало бы пересмотреть статус колоний-поселений. Действительно, как отмечается в литературе, отбывание наказания в колонии-поселении трудно назвать лишением свободы в привычном её понимании. Согласно ч. 1 ст. 48 УК РК основным признаком лишения свободы является изоляция от общества. Между тем осужденные в колониях-поселениях содержатся без охраны и находятся под надзором администрации, с разрешения администрации колонии-поселения могут передвигаться без надзора вне учреждения, но в пределах административно-территориального образования, если это необходимо по характеру выполняемой ими работы либо в связи с обучением. В ст. 125 УИК РК указаны и другие права этих лиц, которые свидетельствуют о существенном различии их статуса от положения осужденных к лишению свободы. Поэтому, на наш взгляд, следовало бы отбывание наказания в колонии-поселении выделить в самостоятельный вид наказания. Ранее предлагалось объединить эту меру с ограничением свободы и назвать её также - ограничение свободы. В настоящее время, с учетом уже внесенных изменений в законодательство от 21 декабря 2002 года, предлагаемый новый вид наказания нужно назвать все же ограничением свободы. Дело в том, что названные изменения значительно изменили как условное осуждение, предусмотренное ст. 63 УК РК, так и ст. 45 УК РК (ограничение свободы). Из ст. 63 УК условия применения этой меры были перенесены в ст. 45 УК РК. В результате в настоящее время мера воздействия, указанная ст. 63, фактически является отсрочкой исполнения приговора. Вид наказания, предусмотренный в ст. 45 УК (ограничение свободы), есть не что иное, как условное осуждение. Ещё при прежней редакции ограничения свободы делались предложения по её трансформации и отбыванию этого наказания в колониях-поселениях.

Необходимо отказаться от изменений и дополнений, принятых в ст. 45 УК и ст. 63 УК Законом РК от 21 декабря 2002 года. В ст. 45 УК ограничением свободы считать направление в колонии-поселения. Сразу можно было бы подумать о вариантах назначения этого вида наказания в отношении лиц, впервые совершивших умышленные преступления небольшой и средней тяжести, как это было в прежнем законодательстве и как этот вопрос решен в УК РФ (ст. 58 УК). Предлагаемая новелла позволила бы сразу решить две проблемы: во-первых, определить альтернативу лишению свободы, во-вторых, такой шаг положительно повлиял бы на численность сугубо тюремного населения.

 

13. Права и обязанности заключенных в новом Кодексе необходимо выстроить в соответствии со стандартами, установленными Минимальными стандартными правилами обращения с заключенными ООН.

Особое внимание требуется уделить регламентации правового статуса женщин-заключенных, руководствуясь Правилами ООН, касающимися обращения с женщинами-заключенными и мер наказания для женщин-правонарушителей, не связанных с лишением свободы (Бангкокские правила), а также прав и обязанностей несовершеннолетних заключенных в соответствии с Минимальными стандартными правилами ООН, касающимися отправления правосудия в отношении несовершеннолетних (Пекинские правила).

Принимая во внимание международно-правовые стандарты, следует пересмотреть режим применения спецсредств в исправительных учреждениях: исключить возможности применения спецсредств к женщинам и несовершеннолетним. Особой регламентации требует вопрос реагирования сотрудников пенитенциарной системы на акты членовредительства или иные акты выражения собственного мнения: все полномочия персонала должны быть тщательно регламентированы, сотрудники не должны допускать каких-либо ограничений прав заключенных.

В новом Кодексе должны быть предусмотрены новые формы и методы организации досуга осужденных, сохраняющие их физическое и психологическое здоровье, развитие системы клубной и кружковой работы, а также различные формы самоуправления среди осужденных. Следует совершенствовать систему правового обучения осужденных, разъяснения их прав.

 

14. Следует привести в соответствие с международными стандартами лечебно-профилактическое обеспечение осужденных. Осуществить дифференцированное применение больным осужденным основных средств исправления с учетом особенностей психики, степени социально-нравственной деградации этих лиц, медицинских показаний.

Целесообразно пересмотреть основания освобождения от отбывания наказания в связи с инвалидностью или заболеванием осужденного, упростив данный порядок и включив в перечень оснований тяжкие последствия здоровью, ставшие результатом применения пыток. На сегодня условия освобождения весьма сложные, в результате количество лиц, освобождающихся в связи с заболеваниями, сравнительно низкое.

 

15. Кодекс должен предложить кардинально новое решение вопросов трудозанятости. Важность реализации данного вопроса заключается в том, что основная причина большинства чрезвычайных происшествий в исправительных учреждениях в первую очередь связана, как правило, не с какими-то преступными проявлениями или социально-экономическими потрясениями, а с банальной незанятостью осужденных. Процент трудовой занятости осужденных, при самых лучших показателях, не превышает 25-30%. Этому мешают отсутствие работы, особенно оплачиваемой, а также плохая организация труда осужденных со стороны администрации учреждения. Вместе с тем научно доказано, что участие осужденных в производственном процессе положительно влияет на их социальную реабилитацию, создает условия для нейтрализации и устранения причин постпенитенциарного рецидива, а также обеспечивает сохранение социальных связей (с родственниками; с работниками предприятий, где до осуждения трудился осужденный). Существуют примеры у нас, в Казахстане, а также в странах дальнего зарубежья, когда осужденные, охваченные оплачиваемым трудом, оказывают финансовую помощь своим родственникам. Более того, при освобождении осужденного от отбытия наказания у него на счету имеются накопления, необходимые для вступления в новую жизнь. Сказанное позволяет внести предложение о предоставлении некоторым категориям осужденных права трудиться вне мест изоляции при соблюдении определенных условий.

Следует обеспечить условия трудовой деятельности, в том числе и оплату труда осужденных в соответствии с трудовым законодательством, освободив их от возмещения средств, затраченных на их содержание, а также предусмотреть увеличение гарантированных отчислений на лицевые счета. Кроме того, следует принять во внимание то, что труд осужденных должен быть добровольным (принудительный труд может быть применен только по решению суда). Труд осужденных должен способствовать получению ими рабочих профессий и полезных навыков, а не использоваться государством для извлечения прибыли.

С целью привлечения инвестиционных ресурсов для создания рабочих мест следует внедрить новые формы и методы взаимодействия с хозяйственными субъектами, в том числе осуществить комплекс мер по реструктуризации промышленности пенитенциарной системы, включающий:

1) интегрирование промышленного потенциала уголовно-исполнительной (пенитенциарной) системы в экономику страны, рациональное и эффективное использование трудовых ресурсов, участие в долгосрочных государственных и инвестиционных программах развития промышленности в Республике Казахстан;

2) формирование государственного заказа по обеспечению потребностей в питании, вещевом имуществе, продукции материально-бытового, хозяйственного и специального назначения, оказание комплекса коммунальных, строительных и других услуг населению Республики Казахстан, уголовно-исполнительной (пенитенциарной) системе и иным государственным органам. Потребности всех государственных монополий - казахстанской железной дороги, системы медицинских, образовательных учреждений - могли бы решаться за счет труда осужденных.

3) совершенствование системы профессионально-технического обучения и профессиональной подготовки осужденных, исходя из современной ситуации, сложившейся на рынке труда;

4) развитие профессионального маркетинга;

5) снижение, а при необходимости, освобождение от уплаты налогов юридическими лицами, участвующими в трудовом воспитании осужденных, создание необходимых условий для активного привлечения в производство частного капитала и для индивидуальной трудовой деятельности осужденных.

Все обозначенные направления требуют соответствующей регламентации полномочий уголовно-исполнительной службы в новом Кодексе.

 

16. Поиск новых путей к вопросам образования.

Другой не менее важный вопрос - это правильная организация обучения осужденных по программам послесреднего и высшего образования, а также подготовка и переподготовка по узким специальностям. Формы обучения могут быть различными - дневная, заочная и дистанционная. Существующая система обучения в исправительных учреждениях рассчитана на лиц, не имеющих начального образования, в то время как остальные образовательные возможности упускаются из вида. Представьте ситуацию, когда осужденный после отбытия своего срока выходит на свободу не деградированным и не оторванным от внешнего мира человеком, без средств существования, готового к совершению новых преступлений, а с дипломом специалиста, востребованного на производстве, и с первоначальными накоплениями. В такого осужденного государству не потребуется больших дополнительных вложений для его возвращения к нормальной жизни.

В этой связи необходимо шире использовать возможности общеобразовательного и профессионального обучения осужденных. Для этого создать в каждом закрытом исправительном учреждений общеобразовательные и профессиональные школы, а также усовершенствовать систему профессионального обучения осужденных в местах лишения свободы путем предоставления возможности получения среднего специального и высшего образования с более широким использованием заочных и дистанционных форм обучения. 

 

3. Ожидаемые результаты реализации Концепции

Реализация настоящей Концепции развития уголовно-исполнительной политики государства позволит:

- сформировать и законодательно оформить государственную политику в пенитенциарной сфере в рамках долгосрочной перспективы;

- совершенствовать систему исполнения уголовных наказаний путем качественного развития и расширенного применения наказаний, не связанных с лишением свободы, гуманизации уголовно-исполнительного законодательства, условий отбывания уголовных наказаний, в том числе и лишения свободы, а также существенно приблизить уголовно-исполнительную (пенитенциарную) систему к требованиям международных стандартов;

- обеспечить дальнейшее развитие гарантий защиты правового положения осужденных, в том числе путем реализации норм международных документов по соблюдению прав человека, а также по обращению с осужденными;

- повысить материально-техническую оснащенность (переустройство) учреждений и органов уголовно-исполнительной (пенитенциарной) системы страны;

- совершенствовать деятельность уголовно-исполнительной (пенитенциарной) системы по дифференциации и индивидуализации исполнения наказаний;

- создать новые учреждения и органы уголовно-исполнительной (пенитенциарной) системы, соответствующие требованиям международных стандартов, для наиболее эффективного исполнения наказаний, проведения воспитательной работы и осуществления контроля за лицами, условно осужденными и условно-досрочно освобожденными от отбывания наказания, оказания помощи осужденным в их социальной адаптации и реабилитации;

- создать эффективную систему подготовки, переподготовки и повышения квалификации персонала уголовно-исполнительной (пенитенциарной) системы и выработать действенные механизмы повышения их социальной защищенности;

- минимизировать негативное влияние криминогенных процессов на экономику и социальную стабильность в государстве, а также совершенствовать деятельность по профилактике преступлений;

- развивать дальнейшее взаимодействие с международными и национальными неправительственными организациями и иными институтами гражданского общества в области реализации уголовно-исполнительной политики государства;

- создать научное обеспечение деятельности уголовно-исполнительной (пенитенциарной) системы;

- сократить количество совершаемых преступлений, что будет способствовать снижению уровня социальной напряженности в обществе.

Таким образом, предлагаемый подход к определению содержания уголовной политики страны позволит разработать новое уголовно-исполнительное законодательство и успешно решить многие задачи, стоящие перед правоохранительными органами и обществом в целом, по обеспечению в стране надлежащего правопорядка и общественной безопасности.

  

Предлагаемая структура Кодекса Республики Казахстан по исполнению наказаний и других принудительных мер (новая редакция Уголовно-исполнительного кодекса Республики Казахстан)

 

Общая часть

 

Раздел 1. Законодательство Республики Казахстан по исполнению наказаний и других принудительных мер

 

Глава 1. Общие положения

Глава 2. Правовое положение лиц, в отношении которых применяются принудительные меры

Глава 3. Учреждения и органы, исполняющие принудительные меры, и контроль за их деятельностью

 

Особенная часть

 Раздел 2. Исполнение иных мер уголовно-правового воздействия

Глава 4. Исполнение принудительных мер воспитательного характера

Глава 5. Исполнение принудительных мер медицинского характера

Глава 6. Исполнение условного осуждения

Глава 7. Исполнение конфискации имущества

 

Раздел 3. Исполнение наказаний, не связанных с изоляцией осужденного от общества

Глава 8. Исполнение наказания в виде штрафа

Глава 9. Исполнение наказания в виде лишения права занимать определенную должность или заниматься определенной деятельностью

Глава 10. Исполнение наказания в виде привлечения к общественным работам

Глава 11. Исполнение наказания в виде исправительных работ

Глава 12. Порядок и условия исполнения наказания в виде ограничения свободы

 

Раздел 4. Исполнение наказания в виде лишения свободы

Глава 13. Общие положения исполнения наказания в виде лишения свободы

Глава 14. Режим в исправительных учреждениях и средства его обеспечения

Глава 15. Условия отбывания наказания в исправительных учреждениях

Глава 16. Труд, профессиональное образование и профессиональная подготовка осужденных к лишению свободы

Глава 17. Воспитательное воздействие на осужденных к лишению свободы

Глава 18. Особенности исполнения наказания в исправительных учреждениях разных видов

Глава 19. Особенности отбывания наказания в виде лишения свободы осужденными несовершеннолетними

 

Раздел 5. Исполнение наказаний в виде ограничения по воинской службе, содержания на гауптвахте в отношении осужденных военнослужащих

Глава 20. Исполнение наказания в виде ограничения по воинской службе

Глава 21. Исполнение содержания на гауптвахте в отношении осужденных военнослужащих

 

Раздел 6. Исполнение наказания в виде смертной казни

Глава 22. Порядок и условия исполнения наказания в виде смертной казни

 

Раздел 7. Освобождение от отбывания наказания. Помощь осужденным, освобожденным от отбывания наказания

Глава 23. Освобождение от отбывания наказания

Глава 23. Помощь осужденным, освобождаемым от отбывания наказания, и контроль за ними

 

Раздел 8. Контроль за лицами, условно-досрочно освобожденными и условно осужденными

Глава 24. Осуществление контроля за поведением условно-досрочно освобожденных и условно осужденных