ЗАКОН
РЕСПУБЛИКИ КАЗАХСТАН

О государственной статистике

изменениями и дополнениями по состоянию на 17.07.2024 г.)

 

Глава 1. ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ

Статья 1. Основные понятия, используемые в настоящем Законе

Статья 2. Законодательство Республики Казахстан в области государственной статистики

Статья 3. Сфера действия настоящего Закона

Статья 4. Органы государственной статистики

Статья 5. Принципы государственной статистики

Статья 6. Государственная политика в области государственной статистики

Статья 7. Цель и задачи в области государственной статистики

Статья 8. Обеспечение гарантий конфиденциальности и защиты представляемых данных

Статья 9. Исключена

Глава 2. ГОСУДАРСТВЕННОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ В ОБЛАСТИ ГОСУДАРСТВЕННОЙ СТАТИСТИКИ

Статья 10. Компетенция Президента Республики Казахстан

Статья 11. Компетенция Правительства Республики Казахстан в области государственной статистики

Статья 12. Компетенция уполномоченного органа

Статья 12-1. Государственный контроль в области государственной статистики в отношении административных источников

Статья 12-2. Государственный контроль в области государственной статистики в отношении респондентов

Статья 13. Компетенция государственных органов и Национального Банка Республики Казахстан, относящихся к органам государственной статистики

Статья 14. Исключена

Статья 15. Исключена

Статья 16. Права и обязанности административных источников

Статья 17. Права и обязанности респондентов

Статья 18. Права пользователей

Глава 3. СТАТИСТИЧЕСКАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ

Статья 19. Планирование статистической деятельности

Статья 20. Статистическое наблюдение

Статья 21. Национальные переписи

Статья 22. Исключена

Статья 23. Национальная справочная информация и статистические регистры

Статья 23-1. Государственная монополия в области государственной статистики

Статья 24. Источники формирования статистической информации

Статья 25. Обработка и хранение

Статья 26. Распространение статистической информации

Глава 4. ЗАКЛЮЧИТЕЛЬНЫЕ ПОЛОЖЕНИЯ

Статья 27. Ответственность за нарушение законодательства Республики Казахстан в области государственной статистики

Статья 28. Порядок введения в действие настоящего Закона

 

 

В преамбулу внесены изменения в соответствии с Законом РК от 05.07.24 г. № 115-VIII (введен в действие с 17 июля 2024 г.) (см. стар. ред.)

Настоящий Закон регулирует общественные отношения, возникающие в процессе государственной статистической деятельности, а также при определении качества административных данных, и направлен на удовлетворение потребности общества, государства и международного сообщества в официальной статистической информации.

 

 

Глава 1. Общие положения

 

Статья 1. Основные понятия, используемые в настоящем Законе

В настоящем Законе используются следующие основные понятия:

1) исключен в соответствии с Законом РК от 05.07.24 г. № 115-VIII (введен в действие с 17 июля 2024 г.) (см. стар. ред.)

Статья дополнена подпунктом 1-1 в соответствии с Законом РК от 05.11.18 г. № 192-VI

1-1) специально созданная комиссия - комиссия, созданная для решения организационных и инструктивных вопросов, связанных с подготовкой и проведением национальной переписи;

Статья дополнена подпунктом 1-2 в соответствии с Законом РК от 05.11.18 г. № 192-VI; внесены изменения в соответствии с Законом РК от 05.07.24 г. № 115-VIII (введен в действие с 17 июля 2024 г.) (см. стар. ред.)

1-2) сельскохозяйственная перепись - статистическое наблюдение, включающее в себя процесс сбора, обработки данных о структуре и состоянии сельского хозяйства, анализа и распространения официальной статистической информации;

В подпункт 2 внесены изменения в соответствии с Законом РК от 03.07.13 г. № 121-V (см. стар. ред.)

2) административные источники - центральные и местные исполнительные органы, акимы поселка, села, сельского округа, Национальный Банк Республики Казахстан и иные государственные органы, осуществляющие сбор учетных или иных данных в процессе реализации стратегических, регулятивных, реализационных или контрольных функций в соответствии с законодательством Республики Казахстан, за исключением статистической деятельности;

Подпункт 3 изложен в редакции Закона РК от 05.11.18 г. № 192-VI (см. стар. ред.); внесены изменения в соответствии с Законом РК от 05.07.24 г. № 115-VIII (введен в действие с 17 июля 2024 г.) (см. стар. ред.)

3) административные данные - индивидуальные количественные (измеряемые с помощью чисел) и (или) качественные (выстроенные по определенному принципу и (или) признаку) данные по физическому или юридическому лицу и данные похозяйственного учета, формируемые административными источниками, за исключением первичных статистических и альтернативных данных;

Статья дополнена подпунктом 3-1 в соответствии с Законом РК от 05.11.18 г. № 192-VI; изложен в редакции Закона РК от 05.07.24 г. № 115-VIII (введен в действие с 17 июля 2024 г.) (см. стар. ред.)

3-1) график представления административных данных - документ, содержащий сведения об административных источниках, представляющих административные данные в уполномоченный орган в области государственной статистики, о периодичности и сроках представления административных данных;

Статья дополнена подпунктами 3-2 - 3-4 в соответствии с Законом РК от 05.07.24 г. № 115-VIII (введен в действие с 17 июля 2024 г.)

3-2) регистрация цен - мониторинг цен на основе общегосударственных статистических наблюдений о ценах (тарифах) на товары и услуги, административных и альтернативных данных;

3-3) альтернативные данные - данные, не являющиеся первичными статистическими или административными данными;

3-4) первичные статистические данные - данные, полученные или зарегистрированные в статистических формах;

4) ведомственное статистическое наблюдение - статистическое наблюдение, проводимое государственными органами и Национальным Банком Республики Казахстан, за исключением уполномоченного органа в области государственной статистики, уполномоченными на проведение статистических работ в соответствии с планом статистических работ;

Статья дополнена подпунктами 4-1 - 4-3 в соответствии с Законом РК от 05.07.24 г. № 115-VIII (введен в действие с 17 июля 2024 г.)

4-1) продукт данных - продукт, формируемый на основе обработки альтернативных данных;

4-2) контролер данных - специалист в области информационно-коммуникационных технологий субъекта государственной монополии в области государственной статистики, привлекаемый при проведении государственного контроля в отношении административных источников для оценки качества административных данных;

4-3) качество данных - характеристика, показывающая степень пригодности данных к использованию в соответствии с законодательством Республики Казахстан;

5) общегосударственное статистическое наблюдение - статистическое наблюдение, проводимое уполномоченным органом в области государственной статистики;

Статья дополнена подпунктом 5-1 в соответствии с Законом РК от 05.11.18 г. № 192-VI

5-1) интервьюер - лицо, осуществляющее опрос респондентов и домашних хозяйств при проведении общегосударственных статистических наблюдений и национальных переписей;

6) государственная статистика - производство официальной статистической информации;

В подпункт 7 внесены изменения в соответствии с Законом РК от 05.07.24 г. № 115-VIII (введен в действие с 17 июля 2024 г.) (см. стар. ред.)

7) уполномоченный орган в области государственной статистики (далее - уполномоченный орган) - государственный орган, осуществляющий руководство, а также межотраслевую координацию в области государственной статистики, определяющий качество административных данных в пределах своей компетенции;

7-1) исключен в соответствии с Законом РК от 14.07.22 г. № 141-VII (см. стар. ред.)

8) пользователь - лицо, обращающееся за получением официальной статистической информации и (или) пользующееся ею;

В подпункт 9 внесены изменения в соответствии с Законом РК от 05.07.24 г. № 115-VIII (введен в действие с 17 июля 2024 г.) (см. стар. ред.)

9) официальная статистическая информация - статистическая информация, формируемая органами государственной статистики в соответствии с планом статистических работ и при проведении национальной переписи;

10) график распространения официальной статистической информации - документ, обеспечивающий пользователей сведениями о статистических показателях, формируемых органами государственной статистики в соответствии с планом статистических работ;

11) респондент - физическое или юридическое лицо и его структурные и обособленные подразделения, представляющие данные по объекту статистического наблюдения в соответствии со статистической методологией;

12) график представления респондентами первичных статистических данных - документ, содержащий сведения о круге респондентов, наименованиях статистических наблюдений, периодичности и сроках представления респондентами первичных статистических данных и государственном органе, ответственном за сбор первичных статистических данных;

В подпункт 13 внесены изменения в соответствии с Законом РК от 05.07.24 г. № 115-VIII (введен в действие с 17 июля 2024 г.) (см. стар. ред.)

13) статистическая информация - агрегированные данные, полученные в процессе обработки первичных статистических данных и (или) административных, и (или) альтернативных данных;

14) статистическая методология - совокупность утвержденных в установленном порядке научно обоснованных приемов, способов и методов, используемых в статистической деятельности;

15) статистическое наблюдение - научно организованный сбор первичных статистических данных по объекту статистического наблюдения;

16) объект статистического наблюдения - социально-экономический объект и (или) явление либо их совокупность, о которых должны быть собраны количественные и (или) качественные характеристики;

Подпункт 17 изложен в редакции Закона РК от 05.07.24 г. № 115-VIII (введен в действие с 17 июля 2024 г.) (см. стар. ред.)

17) план статистических работ - план проведения общегосударственных и ведомственных статистических наблюдений, за исключением национальных переписей, определяющий сроки сбора первичных статистических данных, представления административных и альтернативных данных, а также сроки формирования официальной статистической информации;

В подпункт 18 внесены изменения в соответствии с Законом РК от 05.07.24 г. № 115-VIII (введен в действие с 17 июля 2024 г.) (см. стар. ред.)

18) статистическая деятельность - процесс, включающий планирование данной деятельности, разработку статистической методологии, проведение статистического наблюдения, обработку, анализ, защиту и хранение первичных статистических, административных и альтернативных данных, формирование и распространение статистической информации;

19) статистическая форма - формуляр статистического документа (бланк, форма отчетности, вопросник, анкета, переписной лист и другие формуляры) на бумажном или электронном носителе, предназначенный для получения или регистрации в установленном порядке первичных статистических данных;

20) исключен в соответствии с Законом РК от 05.07.24 г. № 115-VIII (введен в действие с 17 июля 2024 г.) (см. стар. ред.)

21) статистический регистр - систематизированный перечень единиц объекта статистического наблюдения с их количественными и (или) качественными характеристиками;

Статья дополнена подпунктом 21-1 в соответствии с Законом РК от 05.11.18 г. № 192-VI; изложен в редакции Закона РК от 05.07.24 г. № 115-VIII (введен в действие с 17 июля 2024 г.) (см. стар. ред.)

21-1) аналитическая информация - информация, полученная в ходе анализа первичных статистических и (или) административных, и (или) альтернативных данных, в том числе на основе инновационных методов обработки и анализа первичных статистических и (или) административных, и (или) альтернативных данных;

Статья дополнена подпунктом 21-2 в соответствии с Законом РК от 05.07.24 г. № 115-VIII (введен в действие с 17 июля 2024 г.)

21-2) компьютеризированная система телефонного опроса - информационная система, позволяющая проводить общегосударственные статистические наблюдения посредством опроса респондентов по телефону;

Статья дополнена подпунктом 21-3 в соответствии с Законом РК от 05.07.24 г. № 115-VIII (введен в действие с 17 июля 2024 г.)

21-3) национальная справочная информация - совокупность классификаторов, каталогов, справочников, номенклатур и другой технико-экономической информации;

Подпункт 22 изложен в редакции Закона РК от 05.11.18 г. № 192-VI (см. стар. ред.)

22) национальная перепись - специально организованное статистическое наблюдение, включающее в себя перепись населения и сельскохозяйственную перепись, проводимое уполномоченным органом вне плана статистических работ по решению Правительства Республики Казахстан;

23) домашнее хозяйство - экономический субъект, состоящий из одного или более физических лиц, проживающих совместно, объединяющих полностью или частично свои доходы и имущество и совместно потребляющих товары и услуги;

Статья дополнена подпунктом 23-1 в соответствии с Законом РК от 05.11.18 г. № 192-VI; внесены изменения в соответствии с Законом РК от 05.07.24 г. № 115-VIII (введен в действие с 17 июля 2024 г.) (см. стар. ред.)

23-1) перепись населения - статистическое наблюдение, включающее в себя процесс сбора, обработки демографических, экономических и социальных данных, характеризующих респондентов по состоянию на определенный момент времени, анализа и распространения официальной статистической информации;

Подпункт 24 изложен в редакции Закона РК от 29.09.14 г. № 239-V (см. стар. ред.)

24) похозяйственный учет - процесс формирования административных данных по домашним хозяйствам и крестьянским и (или) фермерским хозяйствам.

 

Статья 2. Законодательство Республики Казахстан в области государственной статистики

1. Законодательство Республики Казахстан в области государственной статистики основывается на Конституции Республики Казахстан и состоит из настоящего Закона и иных нормативных правовых актов Республики Казахстан.

2. Если международным договором, ратифицированным Республикой Казахстан, установлены иные правила, чем те, которые предусмотрены в настоящем Законе, то применяются правила международного договора.

 

Статья 3. Сфера действия настоящего Закона

1. Настоящий Закон действует на территории Республики Казахстан и распространяется на отношения, связанные с процессом производства и распространения статистической информации.

2. Отношения в области правовой статистики и ведения специальных учетов регулируются настоящим Законом с учетом особенностей, предусмотренных Законом Республики Казахстан «О государственной правовой статистике и специальных учетах».

3. Исключен в соответствии с Законом РК от 29.09.14 г. № 239-V (см. стар. ред.)

 

Статья 4. Органы государственной статистики

К органам государственной статистики относятся:

1) уполномоченный орган;

2) государственные органы и Национальный Банк Республики Казахстан, проводящие ведомственные статистические наблюдения и (или) формирующие официальную статистическую информацию в соответствии с планом статистических работ.

 

Статья 5. Принципы государственной статистики

Основными принципами государственной статистики являются:

1) согласованность и сопоставимость государственной статистики с общепринятыми международными стандартами, классификациями и методами;

2) профессиональная независимость и самостоятельность при осуществлении статистической деятельности;

3) обеспечение равного доступа пользователей к официальной статистической информации;

4) конфиденциальность и использование первичных статистических данных исключительно для статистических целей;

5) использование всех видов источников информации с учетом качества, своевременности, затрат и нагрузки на респондентов;

6) достоверность, научная обоснованность, своевременность предоставления и общедоступность официальной статистической информации;

В подпункт 7 внесены изменения в соответствии с Законом РК от 05.07.24 г. № 115-VIII (введен в действие с 17 июля 2024 г.) (см. стар. ред.)

7) обеспечение сохранности и безопасности статистической информации, первичных статистических, административных и альтернативных данных.

 

Статья 6. Государственная политика в области государственной статистики

1. Государственная политика Республики Казахстан в области государственной статистики направлена на создание, функционирование, развитие и совершенствование государственной статистики.

2. Государственная политика в области государственной статистики основывается на принципах государственной статистики.

3. Центральные и местные исполнительные органы принимают участие в реализации государственной политики в области государственной статистики в пределах их компетенции, определенной настоящим Законом, иными законами Республики Казахстан, актами Президента Республики Казахстан и Правительства Республики Казахстан.

4. Центральные и местные исполнительные органы используют в своей деятельности официальную статистическую информацию со ссылкой на источник, собирают и используют иную информацию по какому-либо социально-экономическому объекту или явлению только при отсутствии возможности получения официальной статистической информации по нему.

 

Статья 7 изложена в редакции Закона РК от 19.04.23 г. № 223-VII (введен в действие с 1 мая 2023 г.) (см. стар. ред.)

Статья 7. Цель и задачи в области государственной статистики

1. Целью государственной статистики является обеспечение пользователей официальной статистической информацией.

2. Достижение цели в области государственной статистики реализуется посредством решения следующих задач:

1) формирование статистической методологии;

2) осуществление статистической деятельности с соблюдением принципов государственной статистики;

3) удовлетворение потребности общества, государства и международного сообщества в официальной статистической информации;

Пункт 2 дополнен подпунктом 4 в соответствии с Законом РК от 05.07.24 г. № 115-VIII (введен в действие с 17 июля 2024 г.)

4) определение качества административных данных.

 

Статья 8. Обеспечение гарантий конфиденциальности и защиты представляемых данных

1. Первичные статистические данные являются конфиденциальными и используются органами государственной статистики исключительно в целях производства статистической информации, за исключением сведений, указанных в пункте 4 настоящей статьи. Конфиденциальность первичных статистических данных органами государственной статистики обеспечивается при их сборе, обработке и хранении.

2. Использование первичных статистических данных государственными органами и Национальным Банком Республики Казахстан в отношении респондента, в том числе при осуществлении ими контрольных и надзорных функций, не допускается.

3. Не допускается вмешательство центральных и местных исполнительных органов и иных лиц в деятельность респондентов по формированию первичных статистических данных.

Пункт 4 изложен в редакции Закона РК от 24.12.12 г. № 60-V (см. стар. ред.)

4. Не являются конфиденциальными следующие сведения, содержащиеся в базах данных, формируемых уполномоченным органом:

1) фамилия, имя, отчество (при его наличии) индивидуального предпринимателя или наименование юридического лица;

2) вид экономической деятельности по общему классификатору видов экономической деятельности;

3) исключен в соответствии с Законом РК от 14.07.22 г. № 141-VII (см. стар. ред.)

Пункт дополнен подпунктом 3-1 в соответствии с Законом РК от 14.07.22 г. № 141-VII

3-1) код по классификатору секторов экономики;

Пункт дополнен подпунктом 3-2 в соответствии с Законом РК от 14.07.22 г. № 141-VII

3-2) код по классификатору форм и видов собственности;

4) бизнес-идентификационный номер;

5) код по классификатору административно-территориальных объектов;

Подпункт 6 изложен в редакции Закона РК от 29.10.15 г. № 376-V (введен в действие с 1 января 2016 года) (см. стар. ред.)

6) код по классификатору размерности юридических лиц, филиалов и представительств, а также субъектов индивидуального предпринимательства по численности работников;

Пункт 4 дополнен подпунктом 7 в соответствии с Законом РК от 29.10.15 г. № 376-V (введен в действие с 1 января 2016 года)

7) информация о респондентах, относящаяся в соответствии с Предпринимательским кодексом Республики Казахстан к общедоступной.

В пункт 5 внесены изменения в соответствии с Законом РК от 08.06.15 г. № 317-V (см. стар. ред.); изложен в редакции Закона РК от 30.12.20 г. № 397-VI (введено в действие с 1 июля 2021 г.) (см. стар. ред.)

5. Статистическая информация и базы данных, позволяющие прямо или косвенно установить респондента или определить первичные статистические данные о нем, являются конфиденциальными и могут распространяться только при наличии согласия респондента, за исключением сведений, указанных в частях второй и третьей настоящего пункта и в пункте 4 настоящей статьи.

По запросу уполномоченного органа в области внешнеторговой деятельности и регулирования торговой деятельности сведения представляются для целей проводимых расследований в соответствии с законодательством Республики Казахстан о специальных защитных, антидемпинговых и компенсационных мерах по отношению к третьим странам и регулировании торговой деятельности.

По запросу уполномоченного органа в области регулирования торговой деятельности сведения представляются для целей применения таможенно-тарифного и нетарифного регулирования внешнеторговой деятельности в соответствии с законодательством Республики Казахстан о регулировании торговой деятельности.

Представленные сведения, указанные в частях второй и третьей настоящего пункта, могут передаваться уполномоченным органом в области внешнеторговой деятельности и регулирования торговой деятельности в Евразийскую экономическую комиссию, компетентным органам государств - членов Евразийского экономического союза, иностранных государств, союза иностранных государств в соответствии с законодательством Республики Казахстан о специальных защитных, антидемпинговых и компенсационных мерах по отношению к третьим странам и регулировании торговой деятельности.

В пункт 6 внесены изменения в соответствии с Законом РК от 14.07.22 г. № 141-VII (см. стар. ред.); Законом РК от 05.07.24 г. № 115-VIII (введен в действие с 17 июля 2024 г.) (см. стар. ред.)

6. Допускается представление и использование в научной и научно-технической деятельности баз данных в деидентифицированном виде в порядке, установленном уполномоченным органом, по согласованию с Комитетом национальной безопасности Республики Казахстан.

Статья дополнена пунктом 6-1 в соответствии с Законом РК от 05.07.24 г. № 115-VIII (введен в действие с 17 июля 2024 г.)

6-1. Допускается представление сведений, не являющихся конфиденциальными в соответствии с пунктом 4 настоящей статьи.

7. Порядок предоставления статистической информации, содержащей государственные секреты, определяется в соответствии с законодательством Республики Казахстан о государственных секретах.

 

Статья 9. Исключена в соответствии с Законом РК от 19.04.23 г. № 223-VII (введен в действие с 1 мая 2023 г.) (см. стар. ред.)

 

 

Глава 2. Государственное регулирование в области государственной статистики

 

Статья 10. Компетенция Президента Республики Казахстан

Президент Республики Казахстан определяет основные направления государственной политики в области государственной статистики и осуществляет другие полномочия в соответствии с Конституцией и законами Республики Казахстан.

 

Статья 11 изложена в редакции Закона РК от 19.04.23 г. № 223-VII (введен в действие с 1 мая 2023 г.) (см. стар. ред.)

Статья 11. Компетенция Правительства Республики Казахстан в области государственной статистики

Правительство Республики Казахстан в области государственной статистики:

1) разрабатывает основные направления государственной политики в области государственной статистики;

2) принимает решение о проведении национальной переписи.

 

Статья 12 изложена в редакции Закона РК от 29.09.14 г. № 239-V (см. стар. ред.)

Статья 12. Компетенция уполномоченного органа

Уполномоченный орган:

1) координирует деятельность центральных и местных исполнительных органов и Национального Банка Республики Казахстан при формировании государственной политики в области государственной статистики;

Подпункт 2 изложен в редакции Закона РК от 19.04.23 г. № 223-VII (введен в действие с 1 мая 2023 г.) (см. стар. ред.)

2) формирует и реализует государственную политику в области государственной статистики;

Статья дополнена подпунктами 2-1 и 2-2 в соответствии с Законом РК от 19.04.23 г. № 223-VII (введен в действие с 1 мая 2023 г.)

2-1) утверждает план мероприятий по проведению национальной переписи;

2-2) определяет порядок и сроки проведения национальных переписей;

3) разрабатывает и утверждает нормативные правовые акты в области государственной статистики в пределах своей компетенции;

4) исключен в соответствии с Законом РК от 19.04.23 г. № 223-VII (введен в действие с 1 мая 2023 г.) (см. стар. ред.)

Подпункт 5 изложен в редакции Закона РК от 19.04.23 г. № 223-VII (введен в действие с 1 мая 2023 г.) (см. стар. ред.)

5) утверждает статистическую методологию на основе научных методов и подходов, в том числе методики, по общегосударственным статистическим наблюдениям;

Подпункт 6 изложен в редакции Закона РК от 19.04.23 г. № 223-VII (введен в действие с 1 мая 2023 г.) (см. стар. ред.)

6) организует и проводит общегосударственные статистические наблюдения, в том числе регистрацию цен, в соответствии с планом статистических работ;

6-1) - 8) исключены в соответствии с Законом РК от 19.04.23 г. № 223-VII (введен в действие с 1 мая 2023 г.) (см. стар. ред.)

Подпункт 7 изложен в редакции Закона РК от 05.11.18 г. № 192-VI (см. стар. ред.)

7) определяет порядок и проводит регистрацию цен;

В подпункт 8 внесены изменения в соответствии с Законом РК от 14.07.22 г. № 141-VII (см. стар. ред.)

8) утверждает статистические формы для проведения общегосударственных статистических наблюдений, инструкции по их заполнению, а также порядок их утверждения;

Статья дополнена подпунктом 8-1 в соответствии с Законом РК от 05.11.18 г. № 192-VI

8-1) утверждает расчет численности интервьюеров и стоимости их услуг при проведении общегосударственных статистических наблюдений и национальных переписей по договору возмездного оказания услуг в соответствии с бюджетным законодательством Республики Казахстан;

8-2) - 12) исключены в соответствии с Законом РК от 19.04.23 г. № 223-VII (введен в действие с 1 мая 2023 г.) (см. стар. ред.)

13) исключен в соответствии с Законом РК от 14.07.22 г. № 141-VII (см. стар. ред.)

14), 15) исключены в соответствии с Законом РК от 19.04.23 г. № 223-VII (введен в действие с 1 мая 2023 г.) (см. стар. ред.)

Статья дополнена подпунктом 15-1 в соответствии с Законом РК от 29.10.15 г. № 376-V (введен в действие с 1 января 2016 г.); внесены изменения в соответствии с Законом РК от 05.11.18 г. № 192-VI (см. стар. ред.)

15-1) получает контактные данные по респондентам от операторов связи в порядке, определенном уполномоченным органом;

Статья дополнена подпунктом 15-2 в соответствии с Законом РК от 14.07.22 г. № 141-VII; внесены изменения в соответствии с Законом РК от 05.07.24 г. № 115-VIII (введен в действие с 17 июля 2024 г.) (см. стар. ред.)

15-2) получает на безвозмездной основе от государственных органов, относящихся к органам государственной статистики, за исключением Национального Банка Республики Казахстан, первичные статистические и административные данные, необходимые для производства официальной статистической информации, формируемой уполномоченным органом;

Статья дополнена подпунктом 15-3 в соответствии с Законом РК от 14.07.22 г. № 141-VII

15-3) на основании запроса получает на безвозмездной основе от Национального Банка Республики Казахстан первичные статистические данные в обезличенном виде, собираемые в целях формирования статистики внешнего сектора;

Статья дополнена подпунктом 15-4 в соответствии с Законом РК от 05.07.24 г. № 115-VIII (введен в действие с 17 июля 2024 г.)

15-4) заключает соглашения с собственниками или владельцами альтернативных данных, не относящимися к административным источникам, о представлении альтернативных данных;

Подпункт 16 изложен в редакции Закона РК от 05.11.18 г. № 192-VI (см. стар. ред.)

16) получает на возмездной и безвозмездной основе необходимые первичные статистические данные от домашних хозяйств об их доходах и расходах в порядке, определенном уполномоченным органом;

17) при производстве статистической информации для подтверждения достоверности первичных статистических данных требует от респондентов дополнительную информацию;

18) при выявлении искажений респондентами первичных статистических данных требует от респондентов внесения исправлений в статистические формы, содержащие первичные статистические данные;

Статья дополнена подпунктом 18-1 в соответствии с Законом РК от 05.11.18 г. № 192-VI; изложен в редакции Закона РК от 19.04.23 г. № 223-VII (введен в действие с 1 мая 2023 г.) (см. стар. ред.)

18-1) пересматривает опубликованную официальную статистическую информацию для статистических целей в случае изменения статистической методологии и на основании обновленной, подтвержденной документально информации;

В подпункт 19 внесены изменения в соответствии с Законом РК от 31.12.21 г. № 100-VII (введены в действие с 1 января 2021 г.) (см. стар. ред.); Законом РК от 05.07.24 г. № 115-VIII (введен в действие с 17 июля 2024 г.) (см. стар. ред.)

19) использует административные данные, альтернативные данные для производства официальной статистической информации и актуализации статистических регистров;

Статья дополнена подпунктом 19-1 в соответствии с Законом РК от 31.12.21 г. № 100-VII (введены в действие с 1 января 2021 г.)

19-1) представляет административные данные, учтенные в книге похозяйственного учета, органам государственных доходов для осуществления налогового администрирования и (или) контроля в соответствии с Кодексом Республики Казахстан «О налогах и других обязательных платежах в бюджет» (Налоговый кодекс);

Статья дополнена подпунктом 19-2 в соответствии с Законом РК от 14.07.22 г. № 141-VII; внесены изменения в соответствии с Законом РК от 21.12.22 г. № 167-VII (введены в действие с 2 января 2023 г.) (см. стар. ред.)

19-2) получает и использует на безвозмездной основе данные от соответствующих уполномоченных государственных органов, организаций, сформированные при осуществлении государственных заказов и государственно-частного партнерства, в том числе данные дистанционного зондирования Земли, при осуществлении статистической деятельности;

20) исключен в соответствии с Законом РК от 05.07.24 г. № 115-VIII (введен в действие с 17 июля 2024 г.) (см. стар. ред.)

21) обеспечивает накопление, ведение и актуализацию информационных статистических баз данных о социально-экономическом положении республики и ее регионов;

22) исключен в соответствии с Законом РК от 19.04.23 г. № 223-VII (введен в действие с 1 мая 2023 г.) (см. стар. ред.)

Подпункт 23 изложен в редакции Закона РК от 05.11.18 г. № 192-VI (см. стар. ред.); Закона РК от 14.07.22 г. № 141-VII (см. стар. ред.)

23) проводит анализ соответствия статистической деятельности государственных органов и Национального Банка Республики Казахстан, относящихся к органам государственной статистики, требованиям, утвержденным типовой методикой описания процесса производства статистической информации государственными органами, а также запрашивает необходимые для проведения анализа документы (информацию);

Статья дополнена подпунктами 23-1, 23-2 в соответствии с Законом РК от 05.07.24 г. № 115-VIII (введен в действие с 17 июля 2024 г.)

23-1) согласовывает структуру, содержание национальной справочной информации и их изменения;

23-2) согласовывает формирование и изменение национальных регистров;

В подпункт 24 внесены изменения в соответствии с Законом РК от 29.10.15 г. № 376-V (введен в действие с 1 января 2016 года) (см. стар. ред.); изложен в редакции Закона РК от 05.07.24 г. № 115-VIII (введен в действие с 17 июля 2024 г.) (см. стар. ред.)

24) осуществляет государственный контроль в области государственной статистики;

24-1) исключен в соответствии с Законом РК от 24.05.18 г. № 156-VI (см. стар. ред.)

25) исключен в соответствии с Законом РК от 19.04.23 г. № 223-VII (введен в действие с 1 мая 2023 г.) (см. стар. ред.)

26) осуществляет иные функции, предусмотренные настоящим Законом, иными законами Республики Казахстан, актами Президента Республики Казахстан и Правительства Республики Казахстан.

 

Статья 12-1 изложена в редакции Закона РК от 06.04.24 г. № 71-VIII (введен в действие с 8 июня 2024 г.) (см. стар. ред.)

Статья 12-1. Государственный контроль в области государственной статистики в отношении административных источников

1. Государственный контроль в области государственной статистики в отношении административных источников осуществляется в форме дистанционного контроля, периодической и внеплановой проверки в соответствии с настоящей статьей.

2. Государственный контроль в области государственной статистики в отношении административных источников проводится с целью выявления:

1) недостоверности административных данных;

2) непредставления административных данных;

3) несогласованных форм, предназначенных для сбора административных данных;

4) несогласованных методик расчета показателей;

5) несоответствия качества данных требованиям по управлению данными;

Пункт 2 дополнен подпунктом 6 в соответствии с Законом РК от 05.07.24 г. № 115-VIII (введен в действие с 17 июля 2024 г.)

6) несогласованных элементов национальной справочной информации.

3. Государственный контроль в области государственной статистики в отношении административных источников осуществляется:

1) по центральным государственным органам, их ведомствам, Национальному Банку Республики Казахстан - ведомством уполномоченного органа;

2) по местным государственным органам, территориальным подразделениям центральных государственных органов и их ведомствам, акимам поселков, сел, сельских округов - территориальными подразделениями ведомства уполномоченного органа.

4. Дистанционный контроль проводится на постоянной основе без посещения административного источника путем мониторинга, анализа, оценки качества и сопоставления административных данных, полученных ведомством уполномоченного органа и его территориальными подразделениями из официальных источников.

5. При выявлении нарушений в действиях (бездействии) административного источника оформляется и направляется заключение об устранении нарушений, выявленных по результатам дистанционного контроля, в срок не позднее десяти рабочих дней со дня выявления нарушений, в котором указываются:

1) номер, дата и место составления заключения;

2) наименование государственного органа;

3) фамилия, имя, отчество (если оно указано в документе, удостоверяющем личность), должность лица, уполномоченного на проведение дистанционного контроля;

В подпункт 4 внесены изменения в соответствии с Законом РК от 05.07.24 г. № 115-VIII (введен в действие с 17 июля 2024 г.) (см. стар. ред.)

4) сведения о контролерах данных, а также о специалистах, консультантах, экспертах государственных органов и их подведомственных организаций, привлеченных для проведения дистанционного контроля;

5) наименование административного источника, его место нахождения;

6) проверяемый период;

7) выявленные нарушения и требования об их устранении с указанием срока исполнения;

8) подпись должностного лица, проводившего дистанционный контроль.

Заключение об устранении нарушений, выявленных по результатам дистанционного контроля, считается надлежащим образом доставленным в случаях направления его по электронному документообороту или по электронному адресу, полученному из официальных источников (интернет-ресурс административного источника), либо с использованием иных средств связи, обеспечивающих фиксацию получения.

6. Заключение об устранении нарушений, выявленных по результатам дистанционного контроля, исполняется административным источником в течение пятнадцати рабочих дней со дня, следующего за днем его получения, с обязательным представлением в ведомство уполномоченного органа или его территориальное подразделение материалов, доказывающих факт устранения нарушений.

В пункт 7 внесены изменения в соответствии с Законом РК от 05.07.24 г. № 115-VIII (введен в действие с 17 июля 2024 г.) (см. стар. ред.)

7. При неисполнении в установленный срок заключения об устранении нарушений, выявленных по результатам дистанционного контроля, указанных в подпунктах 1) и 2) пункта 2 настоящей статьи, возбуждается административное производство в соответствии с законодательством Республики Казахстан об административных правонарушениях.

Неисполнение в установленный срок заключения об устранении нарушений, выявленных по результатам дистанционного контроля, указанных в подпунктах 3), 4), 5) и 6) пункта 2 настоящей статьи, а также отрицательные результаты предыдущих проверок, проведенных в соответствии с настоящей статьей, являются основаниями для включения административного источника в полугодовой план проведения периодических проверок.

8. Периодическая проверка проводится с посещением административного источника на основании полугодовых планов проведения периодической проверки, которые утверждаются первым руководителем ведомства уполномоченного органа не позднее 10 декабря года, предшествующего году проверки, и до 10 июня текущего календарного года и размещаются на его интернет-ресурсе не позднее 20 декабря года, предшествующего году проверок, и до 20 июня текущего календарного года.

Полугодовые планы проведения периодической проверки включают:

1) номер и дату утверждения плана;

2) наименование государственного органа;

3) наименование административного источника;

4) место нахождения административного источника;

5) предмет проверки;

6) сроки проведения проверки;

7) подпись лица, уполномоченного подписывать полугодовой план.

Внесение изменений и дополнений в полугодовые планы проведения периодической проверки осуществляется в случаях ликвидации, реорганизации, изменения наименования административного источника, возникновения чрезвычайной ситуации природного, техногенного и социального характера, введения режима чрезвычайного положения, возникновения или угрозы возникновения распространения эпидемии, очагов карантинных объектов и особо опасных вредных организмов, инфекционных, паразитарных заболеваний, отравлений, а также радиационных аварий и связанных с ними ограничений.

Измененные полугодовые планы проведения периодических проверок размещаются на интернет-ресурсе ведомства уполномоченного органа с отметкой об изменениях.

9. Внеплановая проверка проводится с посещением административного источника на основании:

1) требования прокурора, материалов, поступивших из правоохранительных органов, а также других государственных органов, органов местного самоуправления по конкретным фактам нарушения законодательства Республики Казахстан в области государственной статистики;

2) сообщений или заявлений физических или юридических лиц по конкретным фактам нарушения законодательства Республики Казахстан в области государственной статистики;

3) сообщений в средствах массовой информации по конкретным фактам нарушения законодательства Республики Казахстан в области государственной статистики;

4) поручений органа уголовного преследования по основаниям, предусмотренным Уголовно-процессуальным кодексом Республики Казахстан.

Внеплановые проверки не проводятся в случаях анонимных обращений.

10. Ведомство уполномоченного органа и его территориальные подразделения обязаны уведомить административный источник о начале проведения периодической проверки не менее чем за трое суток, о начале проведения внеплановой проверки не менее чем за сутки до ее начала с указанием предмета проведения проверки по электронному документообороту или электронному адресу, полученному из официальных источников (интернет-ресурс административного источника), либо с использованием иных средств связи, обеспечивающих фиксацию получения.

11. Должностные лица ведомства уполномоченного органа и его территориальных подразделений, прибывшие на проверку к административному источнику, обязаны предъявить акт о назначении проверки, служебное удостоверение либо идентификационную карту.

12. Началом срока проверки считается день вручения административному источнику акта о назначении проверки, в котором указываются:

1) номер и дата акта;

2) наименование государственного органа;

3) фамилия, имя, отчество (если оно указано в документе, удостоверяющем личность) и должность лица (лиц), уполномоченного (уполномоченных) на проведение проверки;

В подпункт 4 внесены изменения в соответствии с Законом РК от 05.07.24 г. № 115-VIII (введен в действие с 17 июля 2024 г.) (см. стар. ред.)

4) сведения о контролерах данных, а также о специалистах, консультантах, экспертах государственных органов и их подведомственных организаций, привлекаемых для проведения проверки;

5) наименование административного источника, его место нахождения;

6) предмет назначенной проверки;

7) вид проверки;

8) срок проведения проверки;

9) основания проведения проверки;

10) проверяемый период;

11) права и обязанности административного источника, предусмотренные настоящей статьей;

12) подпись лица, уполномоченного подписывать акт;

13) подпись руководителя или лица, исполняющего обязанности руководителя административного источника, о получении или об отказе в получении акта.

Акты о назначении, приостановлении, возобновлении, прекращении и продлении проверок подписываются руководством ведомства уполномоченного органа или первым руководителем территориального подразделения ведомства уполномоченного органа и вручаются руководителю или лицу, исполняющему обязанности руководителя административного источника, для его ознакомления.

13. Течение срока проверок приостанавливается на срок действия чрезвычайной ситуации природного, техногенного и социального характера, введения режима чрезвычайного положения, возникновения или угрозы возникновения распространения эпидемии, очагов карантинных объектов и особо опасных вредных организмов, инфекционных, паразитарных заболеваний, отравлений, а также радиационных аварий и связанных с ними ограничений, а также в случаях осуществления административных производств и процедур, препятствующих проведению проверок.

Течение срока проверок возобновляется в течение десяти рабочих дней со дня прекращения действия чрезвычайной ситуации природного, техногенного и социального характера, введения режима чрезвычайного положения, возникновения или угрозы возникновения распространения эпидемии, очагов карантинных объектов и особо опасных вредных организмов, инфекционных, паразитарных заболеваний, отравлений, а также радиационных аварий и связанных с ними ограничений, а также прекращения административных производств и процедур, препятствующих проведению проверок.

Течение срока проверок прекращается в случаях ликвидации административного источника.

Сроки проведения проверок устанавливаются с учетом объема предстоящих работ, а также поставленных задач и не должны превышать тридцать рабочих дней с продлением на срок не более пятнадцати рабочих дней. Срок проведения проверок может быть продлен только один раз.

Продление сроков проведения проверок оформляется дополнительным актом о продлении сроков проверки с уведомлением административного источника, в котором указываются дата и номер предыдущего акта о назначении проверки и причины продления. Уведомление о продлении срока проверки вручается административному источнику должностным лицом ведомства уполномоченного органа или его территориального подразделения за один рабочий день до продления с уведомлением о вручении.

14. По результатам проверок должностным лицом ведомства уполномоченного органа или его территориального подразделения составляется заключение о результатах проверки, в котором указываются:

1) номер, дата и место составления заключения;

2) наименование государственного органа;

3) дата и номер акта о назначении проверки (дополнительного акта о продлении срока при его наличии);

4) фамилии, имена, отчества (если они указаны в документах, удостоверяющих личность) и должности лиц, проводивших проверку;

В подпункт 5 внесены изменения в соответствии с Законом РК от 05.07.24 г. № 115-VIII (введен в действие с 17 июля 2024 г.) (см. стар. ред.)

5) сведения о контролерах данных, а также о специалистах, консультантах, экспертах государственных органов и их подведомственных организаций, привлеченных для проведения проверки;

6) наименование административного источника, его место нахождения;

7) вид проверки;

8) срок и период проведения проверки;

9) предмет проверки;

10) сведения о результатах проверки, в том числе о выявленных нарушениях, их характере;

11) требования об устранении выявленных нарушений с указанием срока исполнения требований;

12) подписи должностных лиц, проводивших проверку;

13) сведения об ознакомлении или отказе в ознакомлении с заключением руководителя или лица, исполняющего обязанности руководителя административного источника, а также лиц, присутствовавших при проведении проверки, их подписи или запись об отказе от подписи.

Первый экземпляр заключения о результатах проверки сдается в электронной форме в государственный орган, осуществляющий в пределах своей компетенции деятельность в области государственной правовой статистики и специальных учетов, второй экземпляр на бумажном носителе под роспись вручается руководителю или лицу, исполняющему обязанности руководителя административного источника, для ознакомления, третий экземпляр остается у ведомства уполномоченного органа или его территориального подразделения.

15. Завершением срока проверок считается день вручения административному источнику заключения о результатах проверки.

16. Нарушения, выявленные по результатам проверки, устраняются административным источником в течение пятнадцати рабочих дней со дня, следующего за днем завершения проверки, с обязательным представлением в ведомство уполномоченного органа или его территориальное подразделение, составившее заключение материалов, доказывающих факт устранения нарушений.

В случае отсутствия нарушений при проведении проверки в заключении о результатах проверки производится соответствующая запись.

17. В случае наличия замечаний и (или) возражений по результатам проверок или дистанционного контроля административный источник излагает их в письменном виде и направляет посредством электронного документооборота в ведомство уполномоченного органа или его территориальное подразделение, составившее заключение, в течение пяти рабочих дней со дня завершения проверки.

Ведомство уполномоченного органа или его территориальное подразделение рассматривает замечания и (или) возражения административного источника к заключению в течение пятнадцати рабочих дней со дня их поступления и дает мотивированный ответ.

18. Требования об устранении выявленных нарушений, указанные в заключении об устранении нарушений, выявленных по результатам дистанционного контроля, а также в заключении о результатах проверки, являются обязательными для исполнения административным источником.

19. При неисполнении заключения о результатах проверки возбуждается административное производство в соответствии с законодательством Республики Казахстан об административных правонарушениях.

20. Должностные лица ведомства уполномоченного органа и его территориальных подразделений при проведении государственного контроля в отношении административных источников имеют право:

1) беспрепятственного доступа на территорию и в помещения административного источника с соблюдением установленных требований пропускного и внутриобъектового режима;

В подпункт 2 внесены изменения в соответствии с Законом РК от 05.07.24 г. № 115-VIII (введен в действие с 17 июля 2024 г.) (см. стар. ред.)

2) получать административные данные, а также документы (сведения) на бумажных и электронных носителях либо их копии для приобщения к результатам проверок и при необходимости использовать их в проведении дистанционного контроля;

3) получать доступ к автоматизированным базам данных (информационным системам) в соответствии с предметом проверки с соблюдением требований, предусмотренных законодательством Республики Казахстан о государственных секретах и иной охраняемой законом Республики Казахстан тайне;

Подпункт 4 изложен в редакции Закона РК от 05.07.24 г. № 115-VIII (введен в действие с 17 июля 2024 г.) (см. стар. ред.)

4) привлекать контролеров данных, а также иных специалистов, консультантов, экспертов государственных органов и их подведомственных организаций;

5) осуществлять аудио-, фото- и видеосъемку;

6) фиксировать на видеосъемку факты отказа выполнения обязательств административного источника, предусмотренных настоящей статьей.

21. Должностные лица ведомства уполномоченного органа и его территориальных подразделений при осуществлении государственного контроля в отношении административных источников обязаны:

1) соблюдать законодательство Республики Казахстан, права и законные интересы административных источников;

2) проводить дистанционный контроль и проверки на основании и в строгом соответствии с порядком, установленным настоящей статьей;

3) не препятствовать установленному режиму работы административного источника в период проведения проверок;

4) не препятствовать руководителю или лицу, исполняющему обязанности руководителя административного источника, присутствовать при проведении проверок, давать разъяснения по вопросам, относящимся к предмету проверок;

5) предоставлять административному источнику необходимую информацию, относящуюся к предмету проверок;

6) вручить административному источнику заключение о результатах проверки или заключение об устранении нарушений, выявленных по результатам дистанционного контроля;

7) обеспечить сохранность и конфиденциальность документов и сведений, полученных в результате проведения дистанционного контроля и проверок;

8) своевременно и в полной мере исполнять предоставленные в соответствии с законами Республики Казахстан полномочия по предупреждению, выявлению и пресечению нарушений требований, установленных законодательством Республики Казахстан.

22. Административные источники при проведении государственного контроля в отношении их вправе:

Подпункт 1 изложен в редакции Закона РК от 05.07.24 г. № 115-VIII (введен в действие с 17 июля 2024 г.) (см. стар. ред.)

1) не представлять административные данные, а также документы и сведения, если они не относятся к предмету проводимого дистанционного контроля и проверок;

2) по выявленным в результате дистанционного контроля и проверок нарушениям в случае необходимости дополнительных временных и (или) финансовых затрат не позднее пяти рабочих дней обратиться в ведомство уполномоченного органа или его территориальное подразделение с обоснованным заявлением о продлении сроков устранения нарушений;

3) обжаловать результаты дистанционного контроля и проверок, а также действия (бездействие) должностных лиц ведомства уполномоченного органа или его территориального подразделения в порядке, установленном законодательством Республики Казахстан;

4) фиксировать процесс осуществления проверок, а также отдельные действия должностного лица, проводимые им в рамках проверок, с помощью средств аудио- и видеотехники, не создавая препятствий деятельности должностного лица.

23. Административные источники при проведении государственного контроля в отношении их обязаны:

1) обеспечить беспрепятственный доступ должностных лиц ведомства уполномоченного органа и его территориальных подразделений на территорию и в помещения административного источника;

Подпункт 2 изложен в редакции Закона РК от 05.07.24 г. № 115-VIII (введен в действие с 17 июля 2024 г.) (см. стар. ред.)

2) представлять должностным лицам ведомства уполномоченного органа и его территориальных подразделений административные данные, а также документы (сведения) на бумажных и (или) электронных носителях либо их копии для приобщения их к результатам государственного контроля;

3) с соблюдением требований по охране либо иной охраняемой законом Республики Казахстан тайны доступ к автоматизированным базам данных (информационным системам) в соответствии с предметом проверки;

4) делать отметки в акте о назначении проверки, заключении о результатах проверки;

5) не допускать внесения изменений и дополнений в проверяемые документы в период проведения проверок, если иное не предусмотрено законами Республики Казахстан;

6) находиться по месту нахождения административного источника в назначенные сроки проверки, указанные в уведомлении о начале проведения проверки.

 

Статья 12-2 изложена в редакции Закона РК от 06.04.24 г. № 71-VIII (введен в действие с 8 июня 2024 г.) (см. стар. ред.)

Статья 12-2. Государственный контроль в области государственной статистики в отношении респондентов

1. Государственный контроль в области государственной статистики в отношении респондентов осуществляется соответствующими органами государственной статистики без посещения респондентов в соответствии с настоящим Законом.

2. Государственный контроль без посещения респондентов осуществляется в виде выявления непредставления респондентами первичных статистических данных в сроки, указанные в графике представления респондентами первичных статистических данных, а также представления ими недостоверных первичных статистических данных.

3. Государственный контроль без посещения респондента проводится в сроки, установленные в статистической форме путем анализа:

1) статистических форм, представляемых респондентами в соответствии с требованиями законодательства Республики Казахстан в области государственной статистики;

2) информации, полученной по запросу территориальных подразделений уполномоченного органа в области государственной статистики, в пределах своей компетенции - при производстве официальной статистической информации для подтверждения достоверности первичных статистических данных.

4. При выявлении представления респондентами недостоверных первичных статистических данных органы государственной статистики, за исключением Национального Банка Республики Казахстан, извещают респондента по контактным данным, указанным респондентом в ранее представленных статистических формах (абонентский номер сотовой связи, электронный адрес), о необходимости внесения исправлений в статистические формы, содержащие первичные статистические данные, путем повторного представления статистической формы либо предоставления дополнительной информации, подтверждающей достоверность представленных первичных статистических данных, в течение одного рабочего дня.

При наличии достаточных оснований, указывающих на представление респондентами недостоверных первичных статистических данных, органы государственной статистики возбуждают производство по делу об административном правонарушении в соответствии с законодательством Республики Казахстан об административных правонарушениях.

5. При выявлении непредставления респондентами первичных статистических данных в сроки, указанные в графике представления респондентами первичных статистических данных, органы государственной статистики возбуждают производство по делу об административном правонарушении и требуют от респондента представления соответствующих статистических форм с первичными статистическими данными путем направления сообщения по контактным данным, указанным респондентом в ранее представленных статистических формах, или на контактные данные, полученные из официальных источников (абонентский номер сотовой связи, электронный адрес).

 

В статью 13 внесены изменения в соответствии с Законом РК от 14.07.22 г. № 141-VII (см. стар. ред.); Законом РК от 05.07.24 г. № 115-VIII (введен в действие с 17 июля 2024 г.) (см. стар. ред.)

Статья 13. Компетенция государственных органов и Национального Банка Республики Казахстан, относящихся к органам государственной статистики

Органы государственной статистики, указанные в подпункте 2) статьи 4 настоящего Закона:

1) реализуют государственную политику в области государственной статистики;

Подпункт 2 изложен в редакции Закона РК от 14.07.22 г. № 141-VII (см. стар. ред.)

2) разрабатывают, формируют и утверждают по согласованию с уполномоченным органом статистическую методологию в порядке, определенном уполномоченным органом;

Статья дополнена подпунктом 2-1 в соответствии с Законом РК от 14.07.22 г. № 141-VII; изложен в редакции Закона РК от 05.07.24 г. № 115-VIII (введен в действие с 17 июля 2024 г.) (см. стар. ред.)

2-1) утверждают по согласованию с уполномоченным органом статистические формы для проведения ведомственных статистических наблюдений и инструкции по их заполнению;

3) проводят ведомственные статистические наблюдения и формируют официальную статистическую информацию в соответствии с планом статистических работ;

4) в случае выявления искажений, ошибок, погрешностей при производстве статистической информации для подтверждения достоверности первичных статистических данных требуют от респондентов дополнительную информацию;

5) получают на безвозмездной основе от респондентов первичные статистические данные при проведении ведомственных статистических наблюдений;

Статья дополнена подпунктом 5-1 в соответствии с Законом РК от 05.11.18 г. № 192-VI

5-1) пересматривают опубликованную официальную статистическую информацию для статистических целей в случае изменения статистической методологии и на основании обновленной, подтвержденной документально информации в порядке, определенном уполномоченным органом;

Статья дополнена подпунктом 5-2 в соответствии с Законом РК от 14.07.22 г. № 141-VII

5-2) получают на основании запроса обезличенные первичные статистические данные от уполномоченного органа для использования исключительно в статистических целях без передачи третьим лицам;

6) осуществляют иные функции, предусмотренные настоящим Законом, иными законами Республики Казахстан, актами Президента Республики Казахстан и Правительства Республики Казахстан.

 

Статьи 14, 15. Исключены в соответствии с Законом РК от 19.04.23 г. № 223-VII (введен в действие с 1 мая 2023 г.) (см. стар. ред.)

 

Статья 16. Права и обязанности административных источников

1. Административные источники имеют право получать официальную статистическую информацию в соответствии со статьей 26 настоящего Закона.

В пункт 2 внесены изменения в соответствии с Законом РК от 03.07.13 г. № 121-V (см. стар. ред.)

2. Акимы поселка, села, сельского округа обязаны вести похозяйственный учет в соответствии с утвержденной уполномоченным органом статистической методологией, организовывать ведение регистрационных записей по форме, утвержденной уполномоченным органом, и обеспечивать достоверность данных похозяйственного учета.

3. Административные источники обязаны:

В подпункт 1 внесены изменения в соответствии с Законом РК от 29.10.15 г. № 376-V (введен в действие с 1 января 2016 г.) (см. стар. ред.); изложен в редакции Закона РК от 05.10.18 г. № 184-VI (введены в действие с 11 апреля 2019 г.) (см. стар. ред.); Закона РК от 05.07.24 г. № 115-VIII (введен в действие с 17 июля 2024 г.) (см. стар. ред.)

1) применять национальную справочную информацию;

Подпункт 2 изложен в редакции Закона РК от 29.09.14 г. № 239-V (см. стар. ред.); Закона РК от 25.12.17 г. № 122-VI (введен в действие с 1 января 2018 г.) (см. стар. ред.); внесены изменения в соответствии с Законом РК от 05.11.18 г. № 192-VI (см. стар. ред.); изложен в редакции Закона РК от 14.07.22 г. № 141-VII (см. стар. ред.); внесены изменения в соответствии с Законом РК от 05.07.24 г. № 115-VIII (введен в действие с 17 июля 2024 г.) (см. стар. ред.)

2) утверждать по согласованию с уполномоченным органом формы, предназначенные для сбора административных данных;

См. Инструкция по представлению банками второго уровня, Банком Развития Казахстана и ипотечными организациями в Национальный Банк Республики Казахстан сведений для формирования обзора финансового сектора от 29 июня 2018 года № 139

Пункт дополнен подпунктами 2-1, 2-2 в соответствии с Законом РК от 05.07.24 г. № 115-VIII (введен в действие с 17 июля 2024 г.) (

2-1) утверждать методики расчета показателей на основе научных методов и подходов по согласованию с уполномоченным органом и публиковать их на своих интернет-ресурсах;

2-2) пересматривать опубликованную статистическую информацию, формируемую административными источниками, в случае изменения методики и на основании обновленной, подтвержденной документально информации публиковать истории изменений;

Подпункт 3 изложен в редакции Закона РК от 05.07.14 г. № 236-V (см. стар. ред.)

3) представлять в уполномоченный орган административные данные на безвозмездной основе в порядке и сроки, установленные уполномоченным органом;

Пункт дополнен подпунктом 4 в соответствии с Законом РК от 05.07.24 г. № 115-VIII (введен в действие с 17 июля 2024 г.)

4) обеспечивать качество административных данных в соответствии с требованиями по управлению данными.

4. Национальный Банк Республики Казахстан представляет уполномоченному органу административные данные, за исключением сведений, составляющих банковскую тайну.

 

Статья 17. Права и обязанности респондентов

1. Респонденты имеют право:

1) на получение официальной статистической информации;

2) требовать от органов государственной статистики соблюдения конфиденциальности первичных статистических данных;

3) получать от уполномоченного органа разъяснения по порядку заполнения статистических форм;

Пункт дополнен подпунктом 3-1 в соответствии с Законом РК от 05.11.18 г. № 192-VI

3-1) представлять первичные статистические данные одним из следующих способов:

в электронном виде в порядке, определенном законодательством Республики Казахстан;

на бумажном носителе;

посредством компьютеризированной системы телефонного опроса;

при проведении личного опроса интервьюером;

Подпункт 4 изложен в редакции Закона РК от 14.07.22 г. № 141-VII (см. стар. ред.)

4) получать на безвозмездной основе статистическую форму и (или) программное обеспечение, необходимые для представления первичных статистических данных в электронном виде;

5) пользоваться государственными услугами, оказываемыми уполномоченным органом, в порядке, установленном законодательством Республики Казахстан;

6) на иные права, предусмотренные законодательством Республики Казахстан в области государственной статистики.

2. Респонденты обязаны:

Подпункт 1 изложен в редакции Закона РК от 19.04.23 г. № 223-VII (введен в действие с 1 мая 2023 г.) (см. стар. ред.)

1) представлять достоверные первичные статистические данные по утвержденным статистическим формам при проведении статистических наблюдений в порядке, определенном уполномоченным органом, согласно графику представления респондентами первичных статистических данных и статистической методологии;

Пункт дополнен подпунктом 1-1 в соответствии с Законом РК от 14.07.22 г. № 141-VII

1-1) на основании размещенного на официальном интернет-ресурсе уполномоченного органа уведомления о продлении срока и переносе срока представления респондентами первичных статистических данных при наличии подтверждения возникновения в информационной системе в последний день срока представления статистических форм технических неполадок, повлекших непредставление респондентами первичных статистических данных, представлять статистические формы на следующий рабочий день после устранения технических неполадок;

2) выполнять требования органов государственной статистики, предусмотренные настоящим Законом.

 

Статья 18. Права пользователей

Пользователи имеют право:

В подпункт 1 внесены изменения в соответствии с Законом РК от 05.07.24 г. № 115-VIII (введен в действие с 17 июля 2024 г.) (см. стар. ред.)

1) одновременного и равного доступа к официальной статистической информации;

2) использования официальной статистической информации в собственных целях со ссылкой на источник.

 

 

Глава 3. Статистическая деятельность

 

Статья 19. Планирование статистической деятельности

Пункт 1 изложен в редакции Закона РК от 29.09.14 г. № 239-V (см. стар. ред.); Закона РК от 05.11.18 г. № 192-VI (см. стар. ред.); внесены изменения в соответствии с Законом РК от 05.07.24 г. № 115-VIII (введен в действие с 17 июля 2024 г.) (см. стар. ред.)

1. Статистическая деятельность осуществляется на основе утвержденного уполномоченным органом плана статистических работ.

В пункт 2 внесены изменения в соответствии с Законом РК от 05.07.24 г. № 115-VIII (введен в действие с 17 июля 2024 г.) (см. стар. ред.)

2. Во исполнение плана статистических работ уполномоченным органом утверждаются график представления респондентами первичных статистических данных, график представления административных данных и график распространения официальной статистической информации.

В пункт 3 внесены изменения в соответствии с Законом РК от 14.07.22 г. № 141-VII (см. стар. ред.); Законом РК от 05.07.24 г. № 115-VIII (введен в действие с 17 июля 2024 г.) (см. стар. ред.)

3. План статистических работ, график представления респондентами первичных статистических данных, график представления административных данных и график распространения официальной статистической информации формируются уполномоченным органом на три календарных года с учетом предложений государственных органов и Национального Банка Республики Казахстан, а также на основании итогов анализа статистической деятельности.

Государственные органы и Национальный Банк Республики Казахстан представляют предложения в уполномоченный орган в срок до 1 апреля года утверждения плана статистических работ с внесением изменений и дополнений в него не более одного раза в год.

В пункт 4 внесены изменения в соответствии с Законом РК от 05.07.24 г. № 115-VIII (введен в действие с 17 июля 2024 г.) (см. стар. ред.)

4. Уполномоченный орган обеспечивает формирование плана статистических работ, графика представления респондентами первичных статистических данных, графика представления административных данных и графика распространения официальной статистической информации в срок до 1 июля года утверждения плана статистических работ.

 

Статья 20. Статистическое наблюдение

1. Статистические наблюдения проводятся органами государственной статистики в соответствии со статистической методологией по статистическим формам.

2. Вмешательство центральных и местных исполнительных органов и их должностных лиц и органов местного самоуправления, физических и (или) юридических лиц, их объединений при проведении статистических наблюдений не допускается.

 

Статья 21. Национальные переписи

1. Необходимость проведения национальных переписей определяется Правительством Республики Казахстан по предложению уполномоченного органа.

2. Национальные переписи проводятся уполномоченным органом вне плана статистических работ.

3. При проведении национальных переписей координация деятельности центральных и местных исполнительных органов может быть возложена Правительством Республики Казахстан как на уполномоченный орган, так и на специально созданную комиссию.

4. Сведения, полученные в ходе национальных переписей, относятся к первичным статистическим данным и не должны быть использованы в целях причинения имущественного и морального вреда физическому или юридическому лицу, затруднения реализации их прав и свобод.

5. Первичные статистические данные при проведении национальных переписей представляются респондентами в обязательном порядке на безвозмездной основе.

См: Приказ Председателя Агентства по стратегическому планированию и реформам Республики Казахстан от 20 июня 2023 года № 3 «Об утверждении Правил и сроков проведения национальных переписей»

 

Статья 22. Исключена в соответствии с Законом РК от 19.04.23 г. № 223-VII (введен в действие с 1 мая 2023 г.) (см. стар. ред.)

 

Заголовок изложен в редакции Закона РК от 05.07.24 г. № 115-VIII (введен в действие с 17 июля 2024 г.) (см. стар. ред.)

Статья 23. Национальная справочная информация и статистические регистры

В пункт 1 внесены изменения в соответствии с Законом РК от 29.10.15 г. № 376-V (введен в действие с 1 января 2016 года) (см. стар. ред.); изложен в редакции Закона РК от 05.10.18 г. № 184-VI (введены в действие с 11 апреля 2019 г.) (см. стар. ред.); Закона РК от 05.07.24 г. № 115-VIII (введен в действие с 17 июля 2024 г.) (см. стар. ред.)

1. При эксплуатации объектов информатизации «электронного правительства» применяется национальная справочная информация.

Элементы национальной справочной информации разрабатываются и утверждаются уполномоченными государственными органами по согласованию с уполномоченным органом в порядке, определенном уполномоченным органом.

Пункт 2 изложен в редакции Закона РК от 19.04.23 г. № 223-VII (введен в действие с 1 мая 2023 г.) (см. стар. ред.)

2. Для формирования статистической информации уполномоченный орган осуществляет ведение следующих статистических регистров:

1) статистический бизнес-регистр, включающий в себя информацию о зарегистрированных на территории Республики Казахстан индивидуальных предпринимателях и юридических лицах, их обособленных подразделениях;

2) статистический регистр населения, содержащий информацию о физических лицах, проживающих на территории Республики Казахстан, а также о гражданах Республики Казахстан, временно находящихся за ее пределами;

3) сельскохозяйственный статистический регистр, включающий в себя информацию по субъектам, производящим сельскохозяйственную продукцию в Республике Казахстан;

4) статистический регистр жилищного фонда, включающий в себя информацию о жилищах всех форм собственности Республики Казахстан.

3. Статистические регистры ведутся только в статистических целях и не могут быть использованы для официального подтверждения свойств и (или) количественных характеристик объектов статистического наблюдения, содержащихся в регистрах.

4 - 7. Исключены в соответствии с Законом РК от 19.04.23 г. № 223-VII (введен в действие с 1 мая 2023 г.) (см. стар. ред.)

В пункт 8 внесены изменения в соответствии с Законом РК от 05.07.24 г. № 115-VIII (введен в действие с 17 июля 2024 г.) (см. стар. ред.)

8. Актуализация данных статистических регистров производится на основе первичных статистических и (или) административных данных, и (или) альтернативных данных.

 

Закон дополнен статьей 23-1 в соответствии с Законом РК от 10.07.12 г. № 34-V

Статья 23-1. Государственная монополия в области государственной статистики

1. К государственной монополии в области государственной статистики относятся следующие виды деятельности:

Подпункт 1 изложен в редакции Закона РК от 05.07.24 г. № 115-VIII (введен в действие с 17 июля 2024 г.) (см. стар. ред.)

1) сбор, обработка первичных статистических данных, представленных территориальными подразделениями ведомства уполномоченного органа и респондентами, полученных при общегосударственных статистических наблюдениях и национальных переписях, а также обработка полученных административных данных и (или) альтернативных данных и их хранение в период обработки в электронной форме при формировании официальной статистической и аналитической информации;

В подпункт 2 внесены изменения в соответствии с Законом РК от 05.07.24 г. № 115-VIII (введен в действие с 17 июля 2024 г.) (см. стар. ред.)

2) формирование, сопровождение и актуализация информационно-статистических систем, баз данных и их платформ, статистических регистров, интернет-ресурсов уполномоченного органа;

В подпункт 3 внесены изменения в соответствии с Законом РК от 05.07.24 г. № 115-VIII (введен в действие с 17 июля 2024 г.) (см. стар. ред.)

3) формирование статистических публикаций и распространение официальной статистической информации, подлежащей распространению уполномоченным органом в соответствии с графиком распространения статистической информации, а также информации об итогах национальной переписи;

В подпункт 4 внесены изменения в соответствии с Законом РК от 05.07.24 г. № 115-VIII (введен в действие с 17 июля 2024 г.) (см. стар. ред.)

4) формирование статистической и аналитической информации, не предусмотренной графиком распространения официальной статистической и аналитической информации.

2. Указанные в пункте 1 настоящей статьи виды деятельности осуществляются республиканским государственным предприятием на праве хозяйственного ведения, созданным по решению Правительства Республики Казахстан.

Пункт 3 изложен в редакции Закона РК от 29.09.14 г. № 239-V (см. стар. ред.)

3. Цены на товары (работы, услуги), производимые и (или) реализуемые субъектом государственной монополии, устанавливаются уполномоченным органом по согласованию с антимонопольным органом.

 

В статью 24 внесены изменения в соответствии с Законом РК от 19.04.23 г. № 223-VII (введен в действие с 1 мая 2023 г.) (см. стар. ред.); Законом РК от 05.07.24 г. № 115-VIII (введен в действие с 17 июля 2024 г.) (см. стар. ред.)

Статья 24. Источники формирования статистической информации

При формировании статистической информации в качестве источника служат:

1) первичные статистические данные;

2) административные данные;

3) статистическая информация государственных органов;

4) статистическая информация органов статистики других государств и международных организаций;

Часть первая дополнена подпунктом 5 в соответствии с Законом РК от 05.07.24 г. № 115-VIII (введен в действие с 17 июля 2024 г.)

5) альтернативные данные.

Формирование статистической информации осуществляется в соответствии со статистической методологией.

Альтернативные данные представляются их собственниками или владельцами в соответствии с заключенными соглашениями о представлении альтернативных данных в уполномоченный орган на безвозмездной основе.

 

Статья 25. Обработка и хранение

В пункт 1 внесены изменения в соответствии с Законом РК от 05.07.24 г. № 115-VIII (введен в действие с 17 июля 2024 г.) (см. стар. ред.)

1. Первичные статистические данные, полученные при проведении статистических наблюдений, и (или) административные данные, и (или) альтернативные данные обрабатываются в соответствии со статистической методологией и с соблюдением принципов государственной статистики.

Пункт 2 изложен в редакции Закона РК от 05.07.24 г. № 115-VIII (введен в действие с 17 июля 2024 г.) (см. стар. ред.)

2. Бумажные носители, содержащие первичные статистические или административные, или альтернативные данные, подлежат обязательному переводу на электронные носители и хранятся не менее года с момента распространения официальной статистической информации, сформированной на основании указанных данных. Электронные носители, содержащие первичные статистические или административные, или альтернативные данные, хранятся не менее пятидесяти лет.

 

Статья 26. Распространение статистической информации

1. Официальная статистическая информация подлежит распространению в соответствии с графиком распространения официальной статистической информации в объемах, предусмотренных планом статистических работ.

Статья дополнена пунктом 1-1 в соответствии с Законом РК от 05.07.24 г. № 115-VIII (введен в действие с 17 июля 2024 г.)

1-1. Официальная статистическая информация при проведении национальной переписи распространяется по итогам ее завершения.

Пункт 2 изложен в редакции Закона РК от 14.07.22 г. № 141-VII (см. стар. ред.)

2. Органы государственной статистики обеспечивают пользователям равные права на одновременный доступ к качественной официальной статистической информации, в том числе в формате машиночитаемых данных и статистической методологии, путем их размещения на интернет-ресурсах органов государственной статистики и интернет-портале открытых данных веб-портала «электронного правительства».

В пункт 3 внесены изменения в соответствии с Законом РК от 05.07.24 г. № 115-VIII (введен в действие с 17 июля 2024 г.) (см. стар. ред.)

3. Статистическая и аналитическая информация, не предусмотренная графиком распространения официальной статистической информации и требующая дополнительных затрат на ее разработку, предоставляется на возмездной основе в порядке, определенном уполномоченным органом.

На основании разовых запросов государственных органов в целях осуществления ими полномочий в соответствии с законодательством Республики Казахстан возможно предоставление на безвозмездной основе статистической информации, не предусмотренной графиком распространения официальной статистической информации и разработанной на основании первичных статистических данных, представляемых респондентами в соответствии с графиком представления респондентами первичных статистических данных, с соблюдением требований статьи 8 настоящего Закона в порядке, установленном уполномоченным органом.

4. Распространение статистической информации обеспечивается с соблюдением норм законодательства Республики Казахстан.

Статья дополнена пунктом 4-1 в соответствии с Законом РК от 05.07.24 г. № 115-VIII (введен в действие с 17 июля 2024 г.)

4-1. Распространение продукта данных обеспечивается его собственником или владельцем.

Собственник или владелец продукта данных, представляемого в уполномоченный орган, включается в реестр поставщиков продуктов данных в порядке, определенном уполномоченным органом.

5. Статистическая информация, формируемая по административным данным, распространяется государственными органами самостоятельно.

 

 

Глава 4. Заключительные положения

 

Статья 27. Ответственность за нарушение законодательства Республики Казахстан в области государственной статистики

1. Нарушение законодательства Республики Казахстан в области государственной статистики влечет ответственность, установленную законами Республики Казахстан.

Пункт 2 изложен в редакции Закона РК от 05.07.14 г. № 236-V (см. стар. ред.)

2. Работники органов государственной статистики несут ответственность за утрату, продажу, передачу и иное незаконное разглашение первичных статистических данных, статистической информации и (или) баз данных, позволяющих идентифицировать респондента, в порядке, установленном законами Республики Казахстан.

3. Вред, причиненный физическому или юридическому лицу в результате утраты, разглашения работниками органов государственной статистики или их должностными лицами первичных статистических данных либо статистической информации и (или) баз данных, позволяющих идентифицировать респондента, подлежит возмещению в порядке, установленном законодательством Республики Казахстан.

 

Статья 28. Порядок введения в действие настоящего Закона

1. Настоящий Закон вводится в действие по истечении десяти календарных дней после его первого официального опубликования.

2. Признать утратившим силу Закон Республики Казахстан от 7 мая 1997 года «О государственной статистике» (Ведомости Парламента Республики Казахстан, 1997 г., № 9, ст. 91; 2001 г., № 4, ст. 23; 2002 г., № 1, ст. 3; № 17, ст. 155; 2004 г., № 23, ст. 142; № 24, ст. 143; 2007 г., № 4, ст. 33; 2009 г., № 18, ст. 84; Закон Республики Казахстан от 30 декабря 2009 года «О внесении изменений и дополнений в некоторые законодательные акты Республики Казахстан по вопросам обязательного и взаимного страхования, налогообложения», опубликованный в газетах «Егемен Қазақстан» и «Казахстанская правда» 9 февраля 2010 г.).

 

 

Президент

Республики Казахстан

 

Н. НАЗАРБАЕВ

 

 

Астана, Акорда, 19 марта 2010 года

257-IV ЗРК