Закон Республики Казахстан от 9 июля 2004 года № 588-II
Об электроэнергетике

изменениями и дополнениями по состоянию на 05.07.2008 г.)

 

Данная редакция действовала до внесения изменений от 29 декабря 2008 г.

 

Глава 1. Общие положения

Глава 2. Государственное регулирование в области электроэнергетики

Глава 3. Системный оператор и участники отношений производства, передачи и потребления на рынке электрической энергии

Глава 4. Организация энергоснабжения на основе функционирования рынка электрической энергии

Глава 5. Управление объектами электроэнергетики при аварийных нарушениях в единой электроэнергетической системе Республики Казахстан

Глава 6. Заключительные и переходные положения

(статьи 1-2)

(статьи 3-9)

(статьи 10-13)

 

(статьи 14-19)

(статьи 20-23)

 

(статьи 24-25)

В оригинале оглавление отсутствует

 

В преамбулу внесены изменения в соответствии с Законом РК от 11.04.06 г. № 136-III (см. стар. ред.)

Настоящий Закон регулирует общественные отношения, возникающие в процессе производства, передачи и потребления электрической и тепловой энергии.

 

Глава 1. Общие положения

В статью 1 внесены изменения в соответствии с Закона РК от 11.04.06 г. № 136-III (см. стар. ред.), изложена в редакции Закона РК от 29.12.06 г. № 209-III (см. стар. ред.); внесены изменения в соответствии с Законом РК от 27.07.07 г. № 316-III (см. стар. ред.)

Статья 1. Основные понятия, используемые в настоящем Законе

В настоящем Законе используются следующие основные понятия:

1) аварийная бронь - минимально необходимая электрическая мощность, подача которой на объект непрерывного электроснабжения сохраняет функционирование важных для него устройств и предотвращает нарушение работы объектов жизнеобеспечения, а также катастрофические экологические, социальные или экономические последствия или гибель людей;

2) аварийное нарушение - недопустимые отклонения технологических параметров работы электроустановки или ее элементов, вызвавшие вывод их из работы или повреждение во время эксплуатации;

3) системная авария - аварийное нарушение режимов работы объектов электроэнергетики, приведшее к потере устойчивости единой электроэнергетической системы Республики Казахстан и разделению ее на части;

4) системные услуги - услуги, оказываемые системным оператором субъектам оптового рынка электрической энергии по передаче электрической энергии, технической диспетчеризации, регулированию и резервированию мощности, организации балансирования производства-потребления электрической энергии;

5) системный оператор - организация, осуществляющая централизованное оперативно-диспетчерское управление, обеспечение параллельной работы с энергосистемами других государств, поддержание баланса в энергосистеме, оказание системных услуг и приобретение вспомогательных услуг у субъектов оптового рынка электрической энергии, а также передачу электрической энергии по национальной электрической сети, ее техническое обслуживание и поддержание в эксплуатационной готовности;

6) охранная зона тепловых сетей - земельные участки, отведенные в целях обеспечения сохранности тепловых сетей, создания нормальных условий эксплуатации, предотвращения их повреждений, а также несчастных случаев среди населения, оказавшегося в охранной зоне этих сетей;

7) передача тепловой энергии - услуга по транспортировке тепловой энергии по тепловым сетям, оказываемая энергопередающими организациями в соответствии с заключенными договорами;

8) розничный рынок тепловой энергии - система отношений участников производства, передачи и потребления тепловой энергии, функционирующая на основе договоров;

9) прибор коммерческого учета - техническое устройство, предназначенное для коммерческого учета электрической мощности, электрической или тепловой энергии, разрешенное к применению в порядке, установленном законодательством Республики Казахстан;

10) единая электроэнергетическая система Республики Казахстан - совокупность электрических станций, линий электропередачи и подстанций, обеспечивающих надежное и качественное энергоснабжение потребителей Республики Казахстан;

11) резерв электрической мощности единой электроэнергетической системы Республики Казахстан - электрическая мощность агрегатов энергопроизводящих организаций, имеющих требуемую структуру, величину, а также степень готовности к диспетчеризации, соответствующие требованиям, предусмотренным договором;

12) вспомогательные услуги - услуги, приобретаемые системным оператором у субъектов оптового рынка электрической энергии для обеспечения готовности необходимых объемов и структуры оперативных резервов электрической мощности, регулирования активной и реактивной мощностей, по запуску энергосистемы из обесточенного состояния;

13) операционные сутки - текущие сутки, в течение которых системный оператор осуществляет операции по централизованному оперативно-диспетчерскому управлению исполнением заключенных субъектами оптового рынка электрической энергии договоров купли-продажи электрической энергии;

14) централизованное оперативно-диспетчерское управление - осуществляемый системным оператором процесс непрерывного управления технически согласованной работой энергопроизводящих, энергопередающих, энергоснабжающих организаций и потребителей электрической энергии, обеспечивающий нормативный уровень надежности единой электроэнергетической системы Республики Казахстан и соблюдение нормативного качества электрической энергии;

15) межрегиональные и (или) межгосударственные линии электропередачи - линии электропередачи напряжением 220 кВ и выше, обеспечивающие передачу электрической энергии между регионами и (или) государствами;

16) региональная электросетевая компания - энергопередающая организация, эксплуатирующая электрические сети регионального уровня;

17) дисбаланс электроэнергии - отклонение фактической величины производства-потребления электрической энергии от величины, утвержденной системным оператором в почасовом суточном графике производства-потребления электрической энергии;

18) техническая диспетчеризация - услуга, оказываемая системным оператором по осуществлению централизованного оперативно-диспетчерского управления режимами производства и потребления электрической энергии в единой электроэнергетической системе Республики Казахстан;

19) потребитель - физическое или юридическое лицо, потребляющее на основе договора электрическую и (или) тепловую энергию;

20) уполномоченный орган - государственный орган, осуществляющий контроль и регулирование в области электроэнергетики;

21) национальная электрическая сеть - совокупность подстанций, распределительных устройств, межрегиональных и (или) межгосударственных линий электропередачи и линий электропередачи, осуществляющих выдачу электрической энергии электрических станций, напряжением 220 кВ и выше, не подлежащих приватизации и ее предварительным стадиям;

22) коммерческий учет электрической и тепловой энергии - учет электрической и тепловой энергии, необходимый для взаиморасчета между сторонами по договорам купли-продажи и передачи электрической и тепловой энергии;

23) охранная зона электрических сетей - земельные участки, водное и воздушное пространство, отведенные в целях обеспечения сохранности электрических сетей, создания нормальных условий эксплуатации, предотвращения их повреждения, а также несчастных случаев среди населения, оказавшегося в охранной зоне этих сетей;

24) регулирование электрической мощности - услуга по компенсации отклонений фактической электрической нагрузки субъекта оптового рынка электрической энергии от заявленной электрической нагрузки при условии соблюдения нулевого сальдо обменной электрической энергии с планированием или без планирования в суточном графике;

25) электроэнергетика - сфера производства, передачи и потребления электрической и тепловой энергии;

26) субъекты розничного рынка электрической энергии - энергопроизводящие, энергоснабжающие, энергопередающие организации, потребители электрической энергии и иные организации, осуществляющие деятельность на розничном рынке электрической энергии;

27) субъекты оптового рынка электрической энергии - энергопроизводящие, энергопередающие, энергоснабжающие организации, потребители электрической энергии, системный оператор, оператор централизованной торговли электрической энергией и иные организации, осуществляющие деятельность на оптовом рынке электрической энергии;

28) гарантирующий поставщик электрической энергии - энергоснабжающая организация, осуществляющая энергоснабжение потребителей в случаях прекращения энергоснабжения потребителей всеми другими энергоснабжающими организациями не по вине потребителя;

29) передача электрической энергии - услуга, оказываемая энергопередающими организациями в соответствии с заключенными договорами передачи электрической энергии;

30) розничный рынок электрической энергии - система отношений, функционирующая на основе договоров (купли-продажи, передачи и потребления электрической энергии, а также предоставления связанных с этим услуг) между субъектами розничного рынка электрической энергии вне оптового рынка;

31) оптовый рынок электрической энергии - система отношений, связанных с куплей-продажей электрической энергии, функционирующая на основе договоров между субъектами оптового рынка электрической энергии;

32) оператор рынка централизованной торговли электрической энергией - организация, осуществляющая централизованные торги электрической энергией, включая спот-торги электрической энергии;

33) централизованная торговля электрической энергией - сделки по купле-продаже электрической энергии, осуществляемые субъектами оптового рынка электрической энергии в электронной системе торговли на добровольной основе, за исключением случаев, установленных настоящим Законом;

34) суточный график производства-потребления электрической энергии - утвержденный системным оператором документ, регламентирующий почасовые величины производства и потребления электрической энергии на каждые календарные сутки в соответствии с договорами по купле-продаже электрической энергии, заключенными участниками оптового рынка на рынках децентрализованной купли-продажи электрической энергии и централизованной торговли электрической энергией;

35) спот-торги электрической энергии (далее - спот-торги) - организованная торговля почасовыми объемами электроэнергии на краткосрочном основании в режимах: за день вперед и в течение операционных суток;

 

36) балансирующий рынок электрической энергии - система взаимоотношений между системным оператором и энергопроизводящими, энергоснабжающими организациями, оптовыми потребителями, иными организациями, осуществляющими деятельность на оптовом рынке электрической энергии, складывающаяся в результате физического и последующего финансового урегулирования системным оператором возникающих в режиме реального времени дисбалансов между договорными и фактическими величинами производства и (или) потребления электрической энергии в единой электроэнергетической системе Республики Казахстан в текущие операционные сутки;

37) балансирующая электроэнергия - электрическая энергия, используемая для устранения возникающих дисбалансов при реализации утвержденного системным оператором почасового суточного графика производства-потребления электрической энергии;

38) энергетическая экспертиза - экспертиза, проводимая в области электроэнергетики по действующим объектам, проектам реконструируемых, модернизируемых и вновь строящихся объектов, при расследовании технологических нарушений и аварий на энергетическом оборудовании в электрических и тепловых сетях, а также в случаях производственного травматизма на них, на соответствие нормативным правовым актам Республики Казахстан;

39) энергопередающая организация - организация, осуществляющая на основе договоров передачу электрической или тепловой энергии;

40) энергоснабжающая организация - организация, осуществляющая продажу физическим и юридическим лицам произведенной и (или) купленной электрической и (или) тепловой энергии;

41) энергопроизводящая организация - организация, осуществляющая производство электрической и (или) тепловой энергии.

 

Статья 2. Законодательство Республики Казахстан об электроэнергетике

1. Законодательство Республики Казахстан об электроэнергетике основывается на Конституции Республики Казахстан и состоит из настоящего Закона и иных нормативных правовых актов Республики Казахстан.

2. Если международным договором, ратифицированным Республикой Казахстан, установлены иные правила, чем те, которые содержатся в настоящем Законе, то применяются правила международного договора.

Глава 2. Государственное регулирование в области электроэнергетики

Статья 3. Цели и задачи государственного регулирования в области электроэнергетики

1. Государственное регулирование в области электроэнергетики осуществляется в целях:

1) максимального удовлетворения спроса потребителей энергии и защиты прав участников рынка электрической и тепловой энергии путем создания конкурентных условий на рынке, гарантирующих потребителям право выбора поставщиков электрической и тепловой энергии;

В подпункт 2 внесены изменения в соответствии с Законом РК от 29.12.06 г. № 209-III (см. стар. ред.)

2) обеспечения безопасного, надежного и стабильного функционирования электроэнергетического комплекса Республики Казахстан;

3) единства управления электроэнергетическим комплексом Республики Казахстан как особо важной системой жизнеобеспечения хозяйственно-экономического и социального комплексов страны.

2. Задачами государственного регулирования в области электроэнергетики являются:

В подпункт 1 внесены изменения в соответствии с Законом РК от 29.12.06 г. № 209-III (см. стар. ред.)

1) эффективное, безопасное функционирование и развитие электроэнергетического комплекса на основе единства управления, развития конкуренции;

2) право выбора потребителями поставщика электрической и (или) тепловой энергии;

3) регулирование деятельности в сфере естественной монополии, а также создание условий для защиты отечественных энергопроизводителей;

4) создание и совершенствование регулируемого рынка электрической и тепловой энергии;

В подпункт 5) внесены изменения в соответствии с Законом РК от 11.04.06 г. № 136-III (см. стар. ред.)

5) рациональное и экономное потребление электрической и тепловой энергии;

6) использование и развитие возобновляемых и нетрадиционных источников энергии;

7) привлечение инвестиций в развитие и перевооружение электроэнергетического комплекса;

8) создание условий для выполнения комплекса мероприятий по охране окружающей среды, надежности и безопасности строительства при эксплуатации линий электропередачи, электро- и энергоустановок;

9) создание условий для организации энергоснабжения в отдаленных районах страны;

10) установление государственных стандартов работы единой электроэнергетической системы Республики Казахстан и качества электрической энергии.

3. Государственное регулирование в области электроэнергетики включает:

1) лицензирование;

2) государственное регулирование тарифов (цен, ставок сбора);

3) демонополизацию и приватизацию объектов электроэнергетики;

4) государственный надзор за надежностью, безопасностью и экономичностью производства, передачи, технической диспетчеризации и потребления электрической энергии;

Подпункт 5 изложен в редакции Закона РК от 29.12.06 г. № 209-III (см. стар. ред.)

5) техническое регулирование в области электроэнергетики.

См.: Постановление Правительства Республики Казахстан от 9 апреля 1999 года № 384 «О Программе развития электроэнергетики до 2030 года».

 

Статья 4. Компетенция Правительства Республики Казахстан

Правительство Республики Казахстан:

1) разрабатывает основные направления государственной политики в области электроэнергетики;

2) разрабатывает государственные программы развития электроэнергетики;

3) утверждает Положение о государственном энергетическом надзоре Республики Казахстан;

4) принимает решение о включении электрической энергии в перечень приобретаемого имущества (активов), реализуемого на торгах (аукционах) в соответствии с законодательством Республики Казахстан.

Статья дополнена подпунктом 5 в соответствии с Законом РК от 29.12.06 г. № 209-III

5) утверждает технические регламенты в области электроэнергетики.

 

Статья 5. Компетенция уполномоченного органа

Уполномоченный орган:

1) реализует государственную политику в области электроэнергетики;

2) разрабатывает программы развития электроэнергетики и осуществляет контроль за их выполнением;

Подпункт 3 изложен в редакции Закона РК от 29.12.06 г. № 209-III (см. стар. ред.)

3) разрабатывает технические регламенты в области электроэнергетики;

4) осуществляет международное сотрудничество в области электроэнергетики;

В подпункт 5 внесены изменения в соответствии с Законами РК от 11.04.06 г. № 136-III (см. стар. ред.); от 29.12.06 г. № 209-III (см. стар. ред.); от 27.07.07 г. № 316-III (см. стар. ред.)

5) разрабатывает и утверждает в пределах своей компетенции нормативные правовые акты Республики Казахстан, за исключением технических регламентов, в области производства, передачи и потребления электрической и тепловой энергии;

В подпункт 6 внесены изменения в соответствии с Законом РК от 29.12.06 г. № 209-III (см. стар. ред.)

6) разрабатывает и утверждает нормативные правовые акты, за исключением технических регламентов, в сфере технической эксплуатации и техники безопасности, эксплуатационных характеристик оборудования, норм расхода электрической и тепловой энергии на технологические нужды энергопроизводящих, энергопередающих, энергоснабжающих организаций;

В подпункт 7 внесены изменения в соответствии с Законом РК от 05.07.06 г. № 166-III (см. стар. ред.)

7) разрабатывает и утверждает нормативные технические документы в сферах проектирования, строительства, технической эксплуатации и техники безопасности объектов электроэнергетики, эксплуатационных и технико-экономических характеристик оборудования, норм расхода электрической и тепловой энергии на технологические нужды энергопроизводящих организаций, не являющихся субъектами естественных монополий;

8) Исключен в соответствии с Законом РК от 27.07.07 г. № 316-III (см. стар. ред.)

9) утверждает порядок определения гарантирующего поставщика и зоны его ответственности;

10) определяет методику, порядок и сроки проведения энергетической экспертизы;

11) устанавливает порядок составления суточного графика производства-потребления электрической энергии;

Статья дополнена подпунктом 11-1 в соответствии с Законом РК от 11.04.06 г. № 136-III

11-1) определяет системного оператора и оператора рынка централизованной торговли электрической энергией;

12) определяет особенности функционирования и организации оптового рынка электрической энергии для регионов, не имеющих электрической связи по территории Республики Казахстан с единой электроэнергетической системой Республики Казахстан;

13) выполняет иные функции в соответствии с законами Республики Казахстан.

Статья 6 изложена в редакции Закона РК от 31.01.06 г. № 125-III (см. стар. ред.)

Статья 6. Государственный энергетический надзор и контроль

1. Надзор и контроль в области электроэнергетики осуществляются государственным органом по государственному энергетическому надзору и контролю.

2. Орган по государственному энергетическому надзору и контролю осуществляет надзор за:

1) выполнением технических требований нормативных правовых актов Республики Казахстан в сфере электроэнергетики;

2) эксплуатацией и техническим состоянием энергетического оборудования электрических станций, электрических и тепловых сетей, а также электрических и теплоиспользующих установок потребителей;

3) Исключен в соответствии с Законом РК от 27.07.07 г. № 316-III (см. стар. ред.)

3. Государственный энергетический надзор и контроль осуществляются путем проверок.

4. Проверки объектов электроэнергетики могут быть плановыми и внеплановыми.

5. Основанием проверки является план работы, утвержденный уполномоченным органом. План работы должен содержать перечень объектов, в отношении которых предполагаются проведение проверок и период их проведения.

6. Плановая проверка является заранее запланированным мероприятием, проводимым с учетом установленных законами временных интервалов по отношению к предшествующим проверкам (план работы).

7. Внеплановая проверка проводится в следующих случаях:

1) при росте числа аварийных технологических нарушений на объектах электроэнергетики по сравнению с предыдущим периодом;

2) по обращениям физических и юридических лиц, а также государственных органов, поступившим в орган по государственному энергетическому надзору и контролю.

8. Для устранения выявленных нарушений руководителю объекта электроэнергетики выдается предписание установленного образца с указанием сроков и лиц, ответственных за исполнение, или составляется акт, на основе которого руководством объекта разрабатывается план мероприятий по устранению выявленных нарушений, который представляется в орган по государственному энергетическому надзору и контролю.

9. Энергетический надзор и контроль осуществляются за:

1) соблюдением требований технических условий по качеству электрической и тепловой энергии;

2) соблюдением правил пользования электрической и тепловой энергией в пределах своей компетенции;

3) рациональным и экономным использованием, оптимизацией режимов производства, передачей, потреблением электрической и тепловой энергии;

4) готовностью электрических станций, электрических и тепловых сетей к работе в осенне-зимних условиях.

10. Орган по государственному энергетическому надзору и контролю:

1) участвует в работе комиссий электроэнергетических предприятий по оценке готовности объектов и оборудования к работе в зимних условиях;

2) ведет учет расследований крупных технологических нарушений в работе электростанций, тепловых и электрических сетей, приведших к разделению единой электроэнергетической системы Республики Казахстан на несколько частей, массовому ограничению потребителей по электрической и тепловой энергии, повреждению крупного энергетического оборудования.

11. Орган по государственному энергетическому надзору и контролю вправе в порядке, установленном законодательством Республики Казахстан:

1) иметь доступ к электро- и энергоустановкам;

2) осуществлять периодическое обследование технического состояния энергетического оборудования электрических станций, электрических и тепловых сетей, а также энергетического оборудования потребителей;

3) организовывать квалификационные проверки знаний правил технической эксплуатации и правил безопасности руководителей организаций, осуществляющих производство, передачу и распределение электрической и тепловой энергии и их покупку в целях перепродажи, для осуществления контроля технического состояния и безопасности эксплуатации электро- и энергоустановок;

4) организовывать проведение энергетических экспертиз на энергетических объектах по безопасному и рациональному производству, передаче, распределению и использованию электрической и тепловой энергии, контроль за выполнением энергосберегающей политики, обследование энергетической эффективности юридических лиц;

5) осуществлять подготовку предложений по совершенствованию законодательства Республики Казахстан в области электроэнергетики;

6) привлекать экспертов при проведении обследования поднадзорного энергетического оборудования, комплексных проверок энергетических организаций и при расследовании технологических нарушений в работе энергетического оборудования электрических станций, электрических и тепловых сетей;

7) организовывать разработку программы, нормативно-методических актов, правовых и экономических механизмов энергосбережения;

8) вносить предложения собственникам организаций о привлечении к дисциплинарной ответственности лиц, виновных в допущении аварий, несчастных случаев и иных грубых нарушений технических требований нормативных правовых актов в области электроэнергетики, или направлять материалы в соответствующие государственные органы о привлечении к административной или уголовной ответственности в соответствии с законами Республики Казахстан лиц, виновных в нарушении законодательства Республики Казахстан об электроэнергетике.

См. Постановление Правительства РК от 26 июля 1999 года № 1065 О Республиканском государственном предприятии «Госэнергоэкспертиза»

 

Статья 7. Государственное регулирование тарифов (цен, ставок сбора) в электроэнергетике

1. Государственное регулирование тарифов (цен, ставок сбора) на продукцию и услуги субъектов естественной монополии осуществляется государственным органом, осуществляющим контроль и регулирование деятельности в сфере естественной монополии в порядке, установленном законодательством Республики Казахстан.

2. Учет затрат по передаче электрической энергии в энергопередающих организациях ведется раздельно от затрат по другим видам деятельности в порядке, установленном государственным органом, осуществляющим контроль и регулирование деятельности в сфере естественной монополии.

 

Закон дополнен статьей 7-1 в соответствии с Законом РК от 27.07.07 г. № 316-III

Статья 7-1. Лицензирование в сфере электроэнергетики

Отдельные виды деятельности в сфере электроэнергетики подлежат лицензированию в соответствии с законодательством Республики Казахстан о лицензировании.

 

Статья 8. Недопустимость вмешательства в производственно-технологическую деятельность

Центральные исполнительные органы, а также местные представительные и исполнительные органы не вправе вмешиваться в производственно-технологическую деятельность организаций, связанную с производством и передачей электрической и тепловой энергии или с технологическим управлением этими процессами, за исключением случаев, предусмотренных законами Республики Казахстан.

Статья 9 изложена в редакции Закона РК от 11.04.06 г. № 136-III (см. стар. ред.)

Статья 9. Проектирование и строительство электрических станций, линий электропередачи и подстанций

1. Проектирование и строительство дублирующих (шунтирующих) линий электропередачи и подстанций осуществляются с предварительного уведомления и согласования с уполномоченным органом, государственным органом, осуществляющим контроль и регулирование деятельности в сферах естественных монополий и системным оператором.

2. Проектирование и строительство электрических станций, линий электропередачи и подстанций, а также их эксплуатация могут осуществляться на основании концессионных соглашений.

В пункт 3 внесены изменения в соответствии с Законом РК от 05.07.08 г. № 66-IV (см. стар. ред.)

3. Межрегиональные и (или) межгосударственные линии электропередачи, подстанции и распределительные устройства напряжением 220 кВ и выше, построенные на основании концессионных соглашений, на период их действия находятся во временном владении и пользовании концессионера и передаются в республиканскую собственность с момента их создания.

4. Централизованное оперативно-диспетчерское управление, а также эксплуатацию межрегиональных и (или) межгосударственных линий электропередачи, подстанций, распределительных устройств напряжением 220 кВ и выше построенных на основании концессионных соглашений, осуществляет системный оператор на основании договоров.

 

Закон дополнен главой 2-1 в соответствии с Законом РК от 29.12.06 г. № 209-III

Глава 2-1. Общие требования безопасности в области электроэнергетики

 

Статья 9-1. Общие положения

1. Организационные мероприятия при эксплуатации электрического оборудования, электрических и тепловых сетей, установок потребителей должны обеспечивать безопасность для жизни и здоровья человека и окружающей среды.

2. Объектами технического регулирования являются электрическое оборудование, электрические и тепловые сети, установки потребителей, предназначенные для производства, передачи и пользования электрической и тепловой энергией, электрическая и тепловая энергия.

3. Показатели качества электрической энергии на выводах приемников электрической энергии у потребителей должны соответствовать установленным нормам.

Порядок оценки качества электрической энергии устанавливается в договорах на поставку электроэнергии.

4. Характеристиками качества электрической энергии являются:

максимальное отклонение рабочего напряжения от номинального значения;

отклонение частоты напряжения;

допустимая длительность повышения напряжения промышленной частоты напряжения.

5. Параметры тепловой энергии для отопления и горячего водоснабжения магистральных и распределительных трубопроводов должны соответствовать поддерживаемому температурному графику, показателям безопасных и качественных характеристик сетевой воды.

 

Статья 9-2. Требования безопасности при проектировании оборудовании и электроустановок в области электроэнергетики

1. При проектировании и эксплуатации электрических сетей должно быть обеспечено выполнение требований, установленных к электрической энергии, в соответствии с настоящим Законом и техническими регламентами.

2. Оборудование электрических станций, электрических и тепловых сетей, установки потребителей, предназначенные для производства, передачи и потребления электрической и тепловой энергии, должны соответствовать техническим требованиям, установленным техническими регламентами.

 

Статья 9-3. Требования безопасности к электротехническому оборудованию и материалам, используемым при производстве, передаче и потреблении электрической и тепловой энергии

1. Производимые в Республике Казахстан и ввозимые на ее территорию электротехническое оборудование и материалы должны соответствовать требованиям, установленным техническими регламентами, и в случаях, предусмотренных законодательством Республики Казахстан, должны пройти процедуру подтверждения соответствия.

2. Электротехническое оборудование и материалы должны соответствовать требованиям, обеспечивающим безопасность для жизни и здоровья человека и окружающей среды.

3. Ввод в эксплуатацию оборудования электрических станций, электрических и тепловых сетей, установок потребителей, подлежащих подтверждению соответствия требованиям, предъявляемым техническими регламентами, без документа в сфере подтверждения соответствия не допускается.

4. Оборудование электрических станций, электрических и тепловых сетей, установки потребителей должны находиться в технически исправном состоянии, обеспечивающем безопасные условия.

 

Глава 3. Системный оператор и участники отношений производства,

передачи и потребления на рынке электрической энергии

Статья 10. Системный оператор

1. Системный оператор выполняет следующие функции:

1) оказывает системные услуги по передаче электрической энергии по национальной электрической сети в соответствии с договором, обеспечивает ее техническое обслуживание и поддержание в эксплуатационной готовности;

2) оказывает системные услуги по технической диспетчеризации, осуществляя централизованное оперативно-диспетчерское управление режимами работы единой электроэнергетической системы Республики Казахстан в соответствии с договором, включая составление фактических балансов и формирование суточного графика производства-потребления электрической энергии;

3) обеспечивает надежность работы единой электроэнергетической системы Республики Казахстан;

Нормы, установленные подпунктом 4 действовали до 31 декабря 2007 года

4) оказывает системные услуги по регулированию электрической мощности;

5) оказывает системные услуги по физическому урегулированию дисбалансов электрической энергии;

6) осуществляет последующее финансовое урегулирование дисбалансов электрической энергии в порядке, установленном законодательством Республики Казахстан;

7) определяет объем, структуру, распределение резервов мощности между энергопроизводящими организациями и задействование резервов мощности в единой электроэнергетической системе Республики Казахстан;

8) осуществляет организацию функционирования балансирующего рынка электрической энергии в режиме реального времени и рынка системных и вспомогательных услуг;

9) взаимодействует с энергосистемами сопредельных государств по управлению и обеспечению устойчивости режимов параллельной работы;

10) осуществляет техническое и методическое руководство по созданию единой информационной системы, автоматизированной системы коммерческого учета электрической энергии, сопряженных устройств релейной защиты и противоаварийной автоматики всех субъектов оптового рынка электрической энергии;

11) обеспечивает равные условия для доступа субъектов оптового рынка электрической энергии к национальной электрической сети;

12) обеспечивает участников оптового рынка электрической энергии Республики Казахстан информацией, не затрагивающей сведения, составляющие коммерческую и иную охраняемую законом тайну;

13) согласовывает вывод в ремонт основного оборудования электростанций, подстанций, линий электропередачи, устройств релейной защиты и противоаварийной автоматики, систем технологического управления и обеспечения их готовности к работе;

14) участвует в разработке режимов работы гидроэлектростанций с учетом их водно-хозяйственных балансов и режимов работы единой электроэнергетической системы Республики Казахстан;

15) осуществляет разработку долгосрочного прогнозирования балансов электрической энергии.

2. Системный оператор имеет право осуществлять куплю-продажу электрической энергии в следующих случаях:

1) на технологические и производственные нужды;

Нормы, установленные подпунктом 2 действовали до 31 декабря 2007 года

2) для обеспечения договорных величин перетоков электрической энергии с энергосистемами сопредельных государств.

3. Системный оператор осуществляет централизованное оперативно-диспетчерское управление единой электроэнергетической системой Республики Казахстан.

4. Централизованное оперативно-диспетчерское управление единой электроэнергетической системой Республики Казахстан заключается в:

1) управлении режимами производства, передачи и потребления электрической энергии в единой электроэнергетической системе Республики Казахстан, реализующем условия договоров купли-продажи, передачи электрической энергии, регулирования электрической мощности, балансирования производства-потребления электрической энергии;

2) управлении режимами межгосударственных перетоков электрической энергии;

3) обеспечении предотвращения, локализации и ликвидации технологических нарушений в единой электроэнергетической системе Республики Казахстан;

4) оперативном управлении резервами мощности в единой электроэнергетической системе Республики Казахстан;

5) определении структуры, принципов, мест размещения, объемов и уставок систем релейной защиты, противоаварийной и режимной автоматики, обеспечивающих надежную и устойчивую работу единой электроэнергетической системы Республики Казахстан;

6) формировании и утверждении суточных графиков производства-потребления электрической энергии в единой электроэнергетической системе Республики Казахстан;

7) составлении фактических балансов производства-потребления электрической энергии на оптовом рынке электрической энергии.

5. Централизованное оперативно-диспетчерское управление режимами производства, передачи и потребления электрической энергии в единой электроэнергетической системе Республики Казахстан и выдача соответствующих распоряжений осуществляются на основании текущих значений качественной характеристики электрической энергии - мощности, частоты и напряжения.

См.: Правила оказания услуг по обеспечению надежности и устойчивости электроснабжения.

 

Статья 11. Распоряжения по режиму производства, передачи и потребления электрической энергии при осуществлении централизованного оперативно-диспетчерского управления

1. Распоряжения системного оператора по режимам производства, передачи и потребления электрической энергии при осуществлении централизованного оперативно-диспетчерского управления обязательны для исполнения всеми субъектами оптового рынка электрической энергии.

2. Системный оператор вправе отключать электроустановки субъектов оптового рынка электрической энергии, не выполняющих оперативные распоряжения по режиму производства, передачи и потребления электрической энергии, от электрических сетей, находящихся под централизованным оперативно-диспетчерским управлением.

Статья 12. Права и обязанности участников производства и передачи электрической энергии

1. Участники производства и передачи электрической энергии имеют право:

1) пользоваться на основании заключенных договоров системными услугами;

2) получать техническую информацию от системного оператора, необходимую для осуществления деятельности по производству и передаче электрической энергии.

2. Участники производства и передачи электрической энергии обязаны:

1) предоставлять системному оператору информацию, необходимую для осуществления централизованного оперативно-диспетчерского управления единой электроэнергетической системой Республики Казахстан, и фактическую информацию по технико-экономическим показателям работы электростанций (выработку, отпуск с шин, собственные нужды, удельные расходы на отпуск с шин электроэнергии);

2) предоставлять системному оператору доступ к приборам коммерческого учета;

Подпункт 3 изложен в редакции Закона РК от 29.12.06 г. № 209-III (см. стар. ред.)

3) обеспечить качество и безопасность электрической энергии в соответствии с требованиями, установленными техническими регламентами;

4) осуществлять совместно с системным оператором регулирование и поддержание стандартной частоты в единой электроэнергетической системе Республики Казахстан на основе заключенных договоров;

В подпункт 5 внесены изменения в соответствии с Законом РК от 29.12.06 г. № 209-III (см. стар. ред.)

5) содержать в рабочем состоянии основное и вспомогательное оборудование, средства противоаварийной и режимной автоматики, релейной защиты, диспетчерского технологического управления в соответствии с требованиями технических регламентов;

6) устанавливать новые и производить усовершенствование эксплуатируемых устройств релейной защиты и противоаварийной автоматики на своих объектах в объемах, определяемых уполномоченным органом.

Статья 13. Требования к участникам производства и передачи электрической энергии

1. Региональные электросетевые компании обеспечивают соблюдение суточных графиков производства-потребления электрической энергии всеми субъектами розничного рынка электрической энергии, присоединенными к их сети, и соблюдение согласованных с системным оператором сальдо-перетоков электрической энергии между сетями региональных электросетевых компаний и национальной электрической сетью.

Пункт 2 введен в действие с 1 октября 2004 г.

2. В случае прекращения энергоснабжения не по вине потребителя энергоснабжающая организация - гарантирующий поставщик электрической энергии обеспечивает на договорной основе энергоснабжение потребителей.

3. Энергоснабжающие организации осуществляют покупку электрической энергии в целях энергоснабжения своих потребителей у энергопроизводящих организаций.

Статья дополнена пунктом 3-1 в соответствии с Законом РК от 27.07.07 г. № 316-III

3-1. Энергопроизводящие организации обязаны осуществлять продажу вырабатываемой электрической энергии:

1) потребителям, энергоснабжающим организациям, энергопередающим организациям (для покрытия нормативных потерь электрической энергии в собственных сетях и на хозяйственные нужды) и на экспорт на основе договоров, заключаемых на рынке децентрализованной купли-продажи электрической энергии;

2) на рынке централизованной торговли электрической энергией;

3) на балансирующем рынке электрической энергии.

4. Энергопроизводящие организации обеспечивают поддержание резервов мощности, объем, структуру и размещение в порядке, установленном правилами организации и функционирования рынка системных и вспомогательных услуг.

5. Участники отношений производства, передачи и потребления электрической энергии несут взаимные обязательства за финансовое урегулирование на балансирующем рынке электроэнергии между договорными и фактическими величинами производства-потребления электрической энергии на основании расчетов объемов балансирующей электроэнергии, представляемых системным оператором по результатам физического урегулирования дисбалансов электроэнергии.

Пункт 6 введен в действие с 1 января 2008 года

6. Субъекты оптового рынка электрической энергии независимо от формы собственности обязаны участвовать в балансирующем механизме (рынке) в режиме реального времени.

7. Энергопроизводящие организации-гидроэлектростанции обязаны продавать вырабатываемую в период природоохранных попусков воды электрическую энергию на централизованных торгах.

Глава 4. Организация энергоснабжения на основе функционирования

рынка электрической энергии

Статья 14. Рынок электрической и тепловой энергии

1. Энергоснабжение в Республике Казахстан осуществляется в условиях функционирования рынков электрической и тепловой энергии.

2. Электрическая и тепловая энергия являются товаром на рынке.

3. Рынок электрической энергии состоит из двух уровней: оптового и розничного рынков электрической энергии, рынок тепловой энергии состоит из одного уровня - розничного рынка.

См. Постановление Правительства Республики Казахстан от 18 февраля 2004 года № 190 О мерах по дальнейшему развитию рыночных отношений в электроэнергетике Республики Казахстан.

Пункт 4 введен в действие с 1 октября 2004 г.

Пункт 4 изложен в редакции Закона РК от 11.04.06 г. № 136-III (см. стар. ред.); внесены изменения в соответствии с Законом РК от 27.07.07 г. № 316-III (см. стар. ред.)

4. Энергопроизводящие, энергоснабжающие организации, гарантирующие поставщики электрической энергии и организации, осуществляющие покупку электрической энергии в целях последующей продажи, должны покупать или продавать на централизованных торгах электрическую энергию в порядке, установленном государственным органом, осуществляющим контроль и регулирование деятельности в сферах естественных монополий.

В пункт 5 внесены изменения в соответствии с Законом РК от 27.07.07 г. № 316-III (см. стар. ред.)

5. Системный оператор, региональные электросетевые компании и иные организации, владеющие электрическими сетями, обеспечивают свободный доступ к рынку электрической энергии всех участников рынка в порядке, установленном государственным органом, осуществляющим контроль и регулирование деятельности в сферах естественных монополий.

6. Энергопередающая организация не вправе отказывать в подключении энергопроизводящим и энергоснабжающим организациям и потребителям к электрическим и тепловым сетям, а также в передаче электрической или тепловой энергии при условии выполнения ими требований, установленных нормативными правовыми актами Республики Казахстан.

7. Отношения, возникающие при производстве, передаче и потреблении на рынке электрической или тепловой энергии, регулируются в электроэнергетике соответствующими договорами.

Статья 15. Оптовый рынок электрической энергии

1. Оптовый рынок электрической энергии состоит из:

1) рынка децентрализованной купли-продажи электрической энергии, функционирующего на основе заключаемых участниками рынка договоров купли-продажи электрической энергии по ценам и условиям поставки, устанавливаемым соглашением сторон;

2) рынка централизованной торговли электрической энергией, представляющего собой организованную торговую площадку для купли-продажи электрической энергии на краткосрочном (спот-торги), среднесрочном (неделя, месяц) и долгосрочном (квартал, год) основании;

3) балансирующего рынка в режиме реального времени, функционирующего в целях физического и последующего финансового урегулирования почасовых дисбалансов, возникающих в операционные сутки между фактическими и договорными величинами производства - потребления электрической энергии в единой электроэнергетической системе Республики Казахстан, утвержденными системным оператором в суточном графике производства-потребления электрической энергии;

См. Правила проведения централизованных торгов электрической энергией на балансирующем ОРЭМЭ Республики Казахстан «за день вперёд» (утверждены приказом заместителя Премьер-министра - Министра энергетики и минеральных ресурсов Республики Казахстан от 8 октября 2001 г. № 240).

4) рынка системных и вспомогательных услуг, функционирующего на основе как приобретения у субъектов оптового рынка электрической энергии, так и оказания системным оператором соответствующих услуг субъектам оптового рынка электрической энергии для обеспечения установленных государственными стандартами надежности работы единой электроэнергетической системы Республики Казахстан и качества электрической энергии.

2. Оператор рынка централизованной торговли электрической энергией:

1) осуществляет организацию и проведение спот-торгов;

2) осуществляет организацию и проведение централизованной торговли электрической энергией на среднесрочный (неделя, месяц) и долгосрочный (квартал, год) периоды;

3) обеспечивает равные условия доступа субъектов оптового рынка электрической энергии на рынок централизованной торговли электрической энергией;

4) определяет соответствие субъектов оптового рынка электрической энергии требованиям, установленным правилами централизованной торговли электрической энергией;

5) осуществляет регистрацию и учет заключенных сделок по купле-продаже электрической энергии на централизованных торгах электрической энергией;

6) обеспечивает в пределах своей компетенции субъектов оптового рынка электрической энергии информацией по индикативным ценам на электрическую энергию, сложившимся на централизованных торгах, и другой рыночной информацией.

См. Правила организации и функционирования оптового рынка электрической энергии Республики Казахстан.

 

Статья 16. Розничный рынок электрической энергии

В пункт 1 внесены изменения в соответствии с Законом РК от 27.07.07 г. № 316-III (см. стар. ред.)

1. Порядок доступа на розничный рынок электрической энергии определяется государственным органом, осуществляющим контроль и регулирование деятельности в сферах естественных монополий.

2. Региональные электросетевые компании осуществляют функции передачи электрической энергии по электрическим сетям в границах ее балансовой принадлежности.

3. Исключен в соответствии с Законом РК от 11.04.06 г. № 136-III (см. стар. ред.)

4. Гарантирующим поставщикам электрической энергии при осуществлении хозяйственной деятельности не могут быть предоставлены преимущества по отношению к иным энергоснабжающим организациям.

См. Правила организации и функционирования розничного рынка электрической энергии, а также доступа и предоставления услуг на данном рынке.

 

Статья 17. Договоры на оптовом рынке электрической энергии

В пункт 1 внесены изменения в соответствии с Законом РК от 11.04.06 г. № 136-III (см. стар. ред.)

1. Купля-продажа электрической энергии, оказание услуг по передаче электрической энергии, технической диспетчеризации, регулированию электрической мощности, балансированию производства-потребления электрической энергии, организации и функционированию централизованных торгов электрической энергией на оптовом рынке электрической энергии осуществляются на основании договоров, заключаемых в соответствии с Гражданским кодексом Республики Казахстан, настоящим Законом и иными нормативными правовыми актами Республики Казахстан.

2. Договоры купли-продажи электрической энергии должны содержать:

1) график суточного электропотребления;

2) порядок резервирования энергопроизводящими организациями электрической мощности.

3. Договоры купли-продажи электрической энергии, договоры на оказание услуг по передаче электрической энергии, технической диспетчеризации, регулированию электрической мощности, балансированию производства-потребления электрической энергии на оптовом рынке электрической энергии должны содержать условия и порядок прекращения энергоснабжения или оказания соответствующих услуг в случае несвоевременной оплаты по договору.

См.: Правила организации и функционирования оптового рынка электрической энергии Республики Казахстан.

 

Статья 18. Договоры на розничном рынке электрической и тепловой энергии

1. Купля-продажа электрической и тепловой энергии на розничном рынке осуществляется на основании договоров энергоснабжения, заключаемых потребителями с энергоснабжающими организациями.

2. Договоры, заключаемые энергоснабжающими и энергопередающими организациями на розничном рынке, обязаны содержать равные условия для всех участников розничного рынка электрической и тепловой энергии.

3. Цены и условия поставки электрической энергии, поставляемой энергоснабжающими организациями, устанавливаются в соответствии с договором купли-продажи по соглашению сторон с учетом тарифа энергопередающей организации.

4. Передача электрической энергии по региональным электрическим сетям осуществляется на основании договора на оказание услуг по передаче электрической энергии, заключаемого энергоснабжающей организацией или потребителем с региональной электросетевой компанией, по типовой форме, установленной Правительством Республики Казахстан.

5. Договор энергоснабжения между гарантирующими поставщиками и потребителями электрической энергии является публичным.

Статья 19. Права и обязанности потребителей электрической и тепловой энергии

1. Потребители электрической и тепловой энергии имеют право:

1) получать электрическую и тепловую энергию в соответствии с заключенными договорами;

2) требовать от энергопроизводящей, энергопередающей и энергоснабжающей организаций возмещения реального ущерба, причиненного недопоставкой или поставкой некачественной электрической и тепловой энергии, в соответствии с условиями заключенных договоров;

3) обращаться в суд для решения спорных вопросов, связанных с заключением и исполнением договоров;

В подпункт 4) внесены изменения в соответствии с Законом РК от 11.04.06 г. № 136-III (см. стар. ред.)

4) производить оплату за потребленную электроэнергию по дифференцированным тарифным системам учета в порядке, установленном законодательством Республики Казахстан.

2. Потребители электрической и тепловой энергии обязаны:

1) поддерживать надлежащее техническое состояние электро- и энергоустановок и приборов коммерческого учета, находящихся в собственности потребителей, выполнять требования к их техническому состоянию в соответствии с правилами пользования электрической и тепловой энергией;

2) соблюдать режимы энергопотребления, определенные договором купли-продажи электрической и тепловой энергии;

3) выполнять нормативные требования, направленные на поддержание стандартной частоты электрической энергии в единой электроэнергетической системе Республики Казахстан;

4) своевременно оплачивать отпущенную, переданную и потребленную электрическую и (или) тепловую энергию согласно заключенным договорам;

В подпункт 5) внесены изменения в соответствии с Законом РК от 31.01.06 г. № 125-III (см. стар. ред.)

5) допускать работников энергоснабжающих и энергопередающих организаций к приборам коммерческого учета, а также работников государственного органа по государственному энергетическому надзору и контролю для осуществления контроля технического состояния и безопасности эксплуатации электро- и энергоустановок;

Подпункт 6) изложен в редакции Закона РК от 11.04.06 г. № 136-III (см. стар. ред.)

6) при подключении дополнительных мощностей компенсировать затраты энергопроизводящих и энергопередающих организаций для расширения и реконструкции объектов электроэнергетических установок в порядке, установленном Правительством Республики Казахстан.

 

Глава 5. Управление объектами электроэнергетики при

аварийных нарушениях в единой электроэнергетической системе

Республики Казахстан

Статья 20. Меры, предпринимаемые для предотвращения и ликвидации аварийных нарушений

1. Классификация аварийных нарушений в единой электроэнергетической системе Республики Казахстан, порядок осуществления мер, предпринимаемых для их предотвращения и ликвидации, определяются уполномоченным органом.

2. Для ликвидации системных аварий системный оператор привлекает резервные мощности любых энергопроизводящих организаций независимо от формы собственности и автономные источники питания потребителей.

3. При недостатке мощности для ликвидации аварийных нарушений системный оператор имеет право оперативно вносить изменения в утвержденные графики расходов воды через гидроузлы для использования аварийного резерва гидроэлектростанций.

4. При возникновении дисбаланса, не покрываемого балансирующим рынком электрической энергии в целях поддержания нормативной частоты электрического тока в единой электроэнергетической системе Республики Казахстан, системный оператор имеет право осуществлять куплю-продажу электрической энергии.

Статья 21. Энергоснабжение по аварийной брони

1. При возникновении системной аварии энергоснабжение потребителей осуществляется по разрабатываемым энергопередающими организациями схемам, обеспечивающим поставку электрической мощности в размере аварийной брони для организаций хозяйственной инфраструктуры, в силу технологических причин нуждающихся в непрерывном энергоснабжении, остановка деятельности которых влечет за собой угрозу жизни людей, а также катастрофические экологические, социальные или экономические последствия.

2. Порядок и условия энергоснабжения потребителей, имеющих аварийную бронь, утверждаются Правительством Республики Казахстан.

3. Государственным учреждениям, содержащимся за счет бюджетных средств, аварийная бронь предоставляется в пределах средств, предусмотренных на расходы государственных учреждений по потреблению электрической энергии, а также при наличии соответствующей банковской гарантии, оформленной в порядке, установленном законодательством Республики Казахстан, для государственных предприятий и иных организаций.

Статья 22. Обеспечение сохранности и целостности объектов электроэнергетики

1. Охрана наиболее важных объектов электроэнергетики осуществляется специальными службами военизированной охраны или подразделениями Министерства внутренних дел Республики Казахстан. Перечни таких объектов устанавливаются Правительством Республики Казахстан.

В пункт 2 внесены изменения в соответствии с Законом РК от 11.04.06 г. № 136-III (см. стар. ред.)

2. Правила охраны электрических и тепловых сетей, производства работ в охранных зонах электрических и тепловых сетей утверждаются Правительством Республики Казахстан.

3. Имущество энергопроизводящих, энергопередающих организаций, участвующее в едином технологическом процессе производства и передачи электрической и (или) тепловой энергии, является неделимым.

4. Купля-продажа, передача в аренду или в доверительное управление объектов электроэнергетики и (или) его отдельных частей независимо от форм собственности осуществляются с предварительного уведомления и согласования с уполномоченным органом и государственным органом, осуществляющим контроль и регулирование деятельности в сфере естественной монополии.

Статья 23. Ответственность за нарушение законодательства Республики Казахстан об электроэнергетике

Лица, виновные в нарушении законодательства Республики Казахстан об электроэнергетике, несут ответственность в порядке, установленном законами Республики Казахстан.

Глава 6. Заключительные и переходные положения

Статья 24. Порядок введения в действие настоящего Закона

1. Настоящий Закон вводится в действие со дня его официального опубликования, за исключением:

1) пункта 2 статьи 13 и пункта 4 статьи 14, которые вводятся с 1 октября 2004 года;

Подпункт 2 изложен в редакции Закона РК от 11.04.06 г. № 136-III (см. стар. ред.)

2) пункта 6 статьи 13, который вводится с 1 января 2008 года.

В пункт 2 внесены изменения в соответствии с Законом РК от 11.04.06 г. № 136-III (см. стар. ред.)

2. Нормы, установленные подпунктом 4) пункта 1 и подпунктом 2) пункта 2 статьи 10, действуют до 31 декабря 2007 года.

3. Признать утратившим силу Закон Республики Казахстан от 16 июля 1999 г. «Об электроэнергетике» (Ведомости Парламента Республики Казахстан, 1999 г., № 20, ст.729).

Статья 25. Заключительные и переходные положения

1. Энергопередающим организациям осуществить разделение деятельности по передаче электрической и (или) тепловой энергии от деятельности по энергоснабжению до 1 октября 2004 года.

2. Региональным электросетевым компаниям осуществить разделение деятельности по передаче электрической энергии от деятельности по энергоснабжению путем создания энергоснабжающих организаций до 1 октября 2004 года.

 

Президент

Республики Казахстан

Н. НАЗАРБАЕВ