Юридические лица по Гражданскому кодексу Республики Казахстан.
Понятие и общая характеристика
Юрий Григорьевич Басин
Заслуженный деятель науки Республики Казахстан,
доктор юридических наук, профессор
СОДЕРЖАНИЕ
ГЛАВА 1. Понятие юридического лица
ГЛАВА 2. Виды и организационно-правовые формы юридических лиц
ГЛАВА 3. Правоспособность и дееспособность юридических лиц
ГЛАВА 4. Права учредителей (участников) на имущество созданных
ими юридических лиц
ГЛАВА 5. Наименование и место нахождения юридического лица
ГЛАВА 6. Создание юридического лица
ГЛАВА 7. Государственная регистрация юридических лиц
ГЛАВА 8. Филиалы и представительства
ГЛАВА 1. Понятие юридического лица
Помимо граждан (физических лиц) субъектами гражданских правоотношений могут быть организации - юридические лица. Согласно статье 33 ГК Республики Казахстан юридическим лицом признается организация, имеющая свое обособленное имущество, которым она отвечает по своим обязательствам, приобретающая и осуществляющая от своего имени имущественные и личные неимущественные права и обязанности, могущая быть истцом и ответчиком в суде.
Основополагающий признак юридического лица - его имущественная обособленность и вытекающая из этого самостоятельная имущественная ответственность по своим обязательствам.
Юридические лица образуются во всех сферах общественной и хозяйственной деятельности, но необходимость и важность этого института прежде всего определяется тем, что он позволяет отделить образуемого субъекта имущественных отношений от тех, кто образовал юридическое лицо. И, поскольку юридическое лицо - это самостоятельный и имущественно обособленный субъект прав и обязанностей, его учредители, как правило, не отвечают по его долгам (равно как и юридические лица не отвечают по долгам создателей).
Учредители юридического лица имеют возможность ограничить свой предпринимательский риск суммами, какие они считают для себя допустимыми. Таким образом, практическое значение юридическое лицо имеет прежде всего для имущественных гражданско-правовых отношений.
Статья 33 ГК называет юридическое лицо организацией, ему свойственно организационное единство, то есть внутренняя структура и взаимосвязь всех входящих в состав юридического лица подразделений, система должностных лиц и органов с разграниченной между ними компетенцией, определенный внутренний распорядок деятельности и т.п.
Имущественная обособленность юридического лица проявляется в том, что за ним закреплено имущество, которым юридическое лицо вправе владеть, пользоваться и распоряжаться, хотя в некоторых случаях право распоряжения ограничивается. Форма закрепления - различна. Чаще всего такая форма, при которой имущество принадлежит юридическому лицу на праве собственности, поэтому юридическое лицо имеет в отношении этого имущества все права и все обязанности, свойственные собственнику. В других случаях имущество принадлежит юридическому лицу на праве хозяйственного ведения. Таковыми могут быть только государственные предприятия. Поскольку право собственности на то же имущество принадлежит собственнику, право юридического лица распоряжаться этим имуществом имеет определенные ограничения. Право же владения и пользования принадлежит юридическому лицу в полной мере.
Наконец, за некоторыми юридическими лицами, также в большинстве своем - государственными, имущество закрепляется на праве оперативного управления. Такие права в части распоряжения являются еще более ограниченными, даже по сравнению с правом хозяйственного ведения.
Но во всех случаях имущество:
а) принадлежит юридическому лицу;
б) служит материальной базой его самостоятельной деятельности;
в) служит источником погашения задолженности и материальной ответственности юридического лица по его обязательствам с другими субъектами.
г) фиксируется самостоятельным балансом данного юридического лица (самостоятельной сметой);
От самостоятельного баланса следует отличать отдельный баланс, который учитывает имущество внутренних подразделений юридического лица с целью индивидуализации результатов их хозяйственной деятельности, и сводный баланс, охватывающий имущество целой системы юридических лиц для учетной цели.
Самостоятельная смета - это надлежаще утвержденный перечень финансовых поступлений для содержания юридического лица и перечень его целевых расходов. Самостоятельная смета применяется для определения пределов имущественных правомочий юридического лица, финансирование деятельности которых осуществляется не за счет собственных доходов, а за счет средств, выделяемых государством либо иными субъектами. Самостоятельная смета, например, применяется для финансирования бюджетных учреждений.
По своим обязательствам юридическое лицо отвечает всем принадлежащим ему имуществом, то есть не только тем, что принадлежит ему на праве собственности, хозяйственного ведения или оперативного управления, но и тем, какое охватывается его обязательственными правомочиями, например, денежными средствами, которые должны юридическому лицу другие лица. Исключения могут устанавливаться законодательными актами.
Общее правило здесь таково: ни учредители, ни работники юридического лица, ни другие юридические лица, ни государство не отвечают по долгам данного юридического лица, которое, в свою очередь, не отвечает по долгам своих учредителей, работников, других юридических лиц или государства.
Из этого общего правила, однако, законом предусмотрен ряд исключений, направленных на усиление защиты интересов кредиторов. Но и при этих исключениях по долгам юридического лица прежде всего отвечает само юридическое лицо, и лишь при недостаточности его имущества - другие субъекты.
Прежде всего это - финансируемые собственниками учреждения и казенные предприятия, которые отвечают по долгам кредиторов своим имуществом и то не всем, а лишь имеющимися у них денежными средствами. Остальная часть долгов должна погашаться собственниками имущества упомянутых юридических лиц (пункт 6 статьи 104, пункт 3 статьи 207 Гражданского кодекса).
Такая ответственность собственника является субсидиарной, то есть дополнительной.
Субсидиарная ответственность по долгам юридического лица возможна и в силу статей 63 (по долгам полного товарищества), 84 (по долгам товарищества с дополнительной ответственностью), 96 (по долгам производственного кооператива), 96, 108 (ответственность членов кооператива по долгам кооператива), 330-332 ГК (ответственность, принятая на себя гарантом по обязательствам юридического лица).
Это все случаи, когда другие лица отвечают по долгам юридического лица независимо от того, виновны ли они в возникновении долгов. Но закон (статья 44 ГК) предусматривает и виновную ответственность учредителей по долгам созданного ими юридического лица. Так, если неплатежеспособность вызвана действиями учредителя, например, его указаниями о том, какие сделки, с кем и на каких условиях должны заключаться юридическим лицом, то правомерные интересы кредиторов в случае банкротства этого юридического лица обеспечиваются дополнительной ответственностью учредителя.
Аналогична ответственность основного хозяйственного товарищества по долгам его дочернего хозяйственного товарищества (пункт 2 статья 94 ГК).
В развитие этого положения пункт 6 статьи 69 Указа Президента Республики Казахстан, имеющего силу закона, от 2 мая 1995 года «О хозяйственных товариществах» применительно к акционерному обществу гласит: «В случае принудительной ликвидации общества должностные лица общества несут имущественную ответственность перед кредиторами по обязательствам общества при недостаточности имущества общества для оплаты его обязательства в случае, если должностные лица виновны в грубой небрежности при выполнении своих обязанностей или их невыполнении и если указанное выполнение или невыполнение ими своих обязанностей непосредственно привело к принудительной ликвидации общества».
Дополнительная ответственность учредителей (участников) юридических лиц по долгам последних может быть установлена учредительными документами. При этом учредительный договор и (или) устав могут предусматривать более высокую ответственность, но не могут ограничивать ее ниже тех пределов, какие установлены императивными правилами закона.
Однако никакие учредительные документы открытого акционерного общества не вправе возлагать дополнительную ответственность по долгам акционерного общества на акционеров.
Общий юридический статус юридического лица не допускает его ответственности по личным долгам его учредителей, участников, работников. Но на то имущество юридического лица, на которое имеют обязательственное право его учредители (участники, работники), ответственность может быть обращена в добровольном или (по решению суда) в принудительном порядке. Так, взыскание по долгам работника может быть обращено на его неполученную заработную плату; взыскание по долгам участника хозяйственного товарищества или члена кооператива - на долю этого члена товарищества (члена кооператива) в имуществе юридического лица (см. статьи 69, 83, 100 ГК).
Это общее правило нуждается в некоторой корректировке. Во-первых, рассмотренная ответственность юридического лица может быть только субсидиарной. Во-вторых, акционерное общество не может нести даже дополнительную ответственность по личным долгам акционера.
Юридическое лицо выступает в гражданском обороте, то есть во всех имущественных (в ряде случаев - и неимущественных) правоотношениях от своего имени. Юридическое лицо не может действовать от имени своего руководителя, или создателя, или государства, но только от своего имени - от имени юридического лица как такового. Это имеет важное практическое значение, ибо позволяет точно определить истинного субъекта и прав, и обязанностей, и ответственности.
Так, по одному арбитражному делу было установлено, что директор совхоза выдал от имени совхоза гарантийное обязательство. Через некоторое время директор совхоза был заменен другим лицом. Когда наступила необходимость исполнять гарантийное обязательство, новый директор заявил о недействительности гарантийного письма, подписанного его (директора) предшественником. Арбитражный суд в решении по делу указал, что директор является органом юридического лица, которое выступает в гражданском обороте от своего имени; обязательство возникло не у директора, а у юридического лица; отвечать по обязательству должен не директор, а юридическое лицо. Поэтому замена директоров не влияет ни на действительность обязательства, ни на его исполнимость, ни на ответственность за неисполнение.
Юридическое лицо должно иметь печать со своим наименованием. Печать подтверждает в необходимых случаях, что документ действительно выдается данным юридическим лицом, поэтому она служит средством индивидуализации юридического лица в гражданском обороте.
Ни одно коллективное образование, не обладающее вместе взятыми признаками имущественной обособленности, организационного единства, самостоятельной имущественной ответственности и правом выступать в обороте от своего имени, не может быть признано юридическим лицом, то есть не может быть субъектом гражданских правоотношений. Исключение составляет возможность участия государства и административно-территориальных единиц в отношениях, регулируемых гражданским законодательством (см. статьи 111-114 ГК), но тогда к ним применяются нормы о юридических лицах.
Закон говорит о юридическом лице как об организации. Обычно организация понимается как коллектив граждан, группа граждан, поэтому она (организация) противопоставляется индивидуальному субъекту, физическому лицу. Прежний Гражданский кодекс не допускал существования юридического лица, состоящего из одного участника. Действующий Кодекс изменил это правило и признал возможность образования некоторых юридических лиц, имеющих только одного участника (см. статьи 58, 77, 85).
ГЛАВА 2. Виды и организационно-правовые
формы юридических лиц
Статья 34 Гражданского кодекса различает два вида юридических лиц: коммерческие и некоммерческие организации.
Для коммерческого юридического лица основной целью является извлечение прибыли. Сама прибыль может быть частично использована и на некоммерческие (например, благотворительные) цели, но основным направлением деятельности служит прибыль.
Некоммерческие юридические лица, напротив, создаются для достижения управленческих, гуманитарных, политических, духовных и иных социальных целей. Прибыль иногда может быть получена при осуществлении сопутствующей деятельности. Высшее учебное заведение, например, создает платные курсы для подготовки выпускников средней школы к конкурсному поступлению в вуз.
Проведение полного разграничения между коммерческими и некоммерческими организациями бывает на практике затруднительным. Во-первых, потому, что коммерческие юридические лица нередко, особенно в первые годы после их образования, все получаемые доходы расходуют на развитие материальной базы, совершенствование технологии и т.п. Во-вторых же, некоторые некоммерческие юридические лица ведут весьма активную предпринимательскую деятельность и тоже получают доходы.
Самым надежным критерием разграничения служит возможность распределения прибыли между участниками. Если юридическое лицо вправе в силу закона или учредительных документов распределять прибыль между участниками (выплачивать дивиденды), то оно должно быть признано коммерческой организацией, независимо от того, производятся или не производятся очередные выплаты дивидендов. Если же юридические лицо в силу законодательства или учредительных документов не вправе выплачивать дивиденды, оно должно быть признано некоммерческой организацией. И вся его прибыль, если таковая появляется, должна быть направлена на достижение уставных целей.
Казахстанское законодательство последовательно проводит такое разграничение. Гражданский же кодекс Российской Федерации допускает отклонения. Например, статья 116 ГК РФ устанавливает возможность распределения между членами потребительского кооператива, который относится к некоммерческим организациям, доходов, полученных от деятельности кооператива.
В терминологии актов законодательства и официальных документов нередко различаются государственные и негосударственные юридические лица. Под государственными следует понимать только такие юридические лица (предприятия и учреждения), имущество которых не разбито на доли или акции и полностью как единое целое принадлежит на праве собственности государству (см. статью 102 Гражданского Кодекса).
Все остальные юридические лица относятся к негосударственным. Даже те, в уставном капитале которых государство имеет какие-то доли, какое-то количество акций.
Статья 34 ГК определяет исчерпывающий перечень организационно-правовых форм, в которых могут создаваться коммерческие юридические лица. Это: государственное предприятие, хозяйственное товарищество и производственный кооператив. Необходимость такой организационно-правовой четкости вызвана нередким стремлением предпринимателей создавать различные нестандартные и комбинированные экономические образования (например, фирма, МЧП, корпорация, трест, трастовая компания, холдинг и т.п.) без точного наименования их организационно-правовой формы. Поскольку же права, обязанности, внутренняя структура, компетенция органов и ответственность по обязательствам во многом зависят от организационно-правовой формы, особенности которой, как правило, определяются «своим» законом, создание «бесформенных» юридических лиц затрудняет определение их подлинного юридического статуса. Поэтому Постановлением Верховного Совета Республики Казахстан от 27 декабря 1994 года «О введении в действие Гражданского кодекса Республики Казахстан (общая часть)»установлено, что юридические лица, образованные до официального опубликования Гражданского кодекса (общая часть) в организационно-правовых формах, не предусмотренных Гражданским кодексом (общая часть), подлежат преобразованию в организационно-правовые формы, предусмотренные Гражданским кодексом (общая часть), до 1 января 1998 года.
Название организационно-правовой формы должно быть включено в регистрируемое наименование юридического лица. Но в наименование по желанию учредителей юридического лица могут включаться и другие определяющие термины.
Что же касается организационно-правовых форм некоммерческих юридических лиц, то они возможны в более широких вариантах, нежели те, какие названы статье 34 ГК (учреждение, общественное объединение, потребительский кооператив, общественный фонд, религиозное объединение), но и они должны определяться не бесконтрольным желанием учредителей, а соответствующими законными границами.
Специально следует определить место среди юридических лиц предприятий с иностранным участием. О них говорит Положение «О порядке создания и деятельности на территории Казахской ССР предприятий с иностранными инвестициями», утвержденное Постановлением Кабинета Министров Казахской ССР от 31 октября 1991 г. № 661. Постановление различает совместные предприятия и иностранные предприятия.
В обиходной практике словами «совместное предприятие» обозначают иногда предприятия, созданные несколькими субъектами, независимо от их государственной принадлежности. Такое обозначение не содержит никакой специальной юридической характеристики. Но и для предприятий с иностранным участием термины «СП» или «иностранное предприятие» характеризуют лишь участие иностранного капитала, но не их организационно-правовую форму, которая должна подчиняться правилам статьи 34 ГК. На практике предприятия с иностранным участием образуются в Республике Казахстан либо в форме товарищества с ограниченной ответственностью, либо в форме акционерного общества.
Юридические лица вправе создавать объединения, которые сами становятся юридическими лицами.
Правовое положение подобных объединений определяется теми юридическими лицами, которые их образуют (см. статью 110). Юридическое лицо, вошедшее в состав объединения, сохраняет полную самостоятельность, добровольно уступая объединению лишь те свои права, какие считает целесообразным. Юридическое лицо во всякое время вправе выйти из состава объединения.
ГЛАВА 3. Правоспособность и дееспособность
юридических лиц
Правоспособность юридического (как и физического) лица - это его способность приобретать права и обязанности в различных сферах общественной жизни. Поскольку же гражданские права и обязанности возникают в результате юридических фактов, прежде всего - имущественных сделок, совершаемых юридическими лицами, содержание и границы правоспособности во многом определяются кругом сделок, какие вправе совершать юридические лица.
Хорошо известно, что прежде действовавшее законодательство запрещало всем юридическим лицам совершать не разрешенные им сделки, то есть сделки, не соответствующие установленным целям их деятельности (статья 27 Гражданского кодекса Казахской ССР). Нарушение данного правила вело к недействительности подобных сделок (статья 48 старого ГК). Общепринятым поэтому было мнение, что юридические лица в отличие от граждан, обладавших общей правоспособностью, наделялись правоспособностью специальной.
С принятием нового Гражданского кодекса положение радикально изменилось. Коммерческие юридические лица могут заниматься любыми видами предпринимательской деятельности, кроме тех, что прямо запрещены в общей форме или специально для каких-либо видов юридических лиц. Запреты могут содержаться в законодательных актах или учредительных документах. В остальных случаях коммерческое юридическое лицо вправе совершать любые не запрещенные законом сделки, даже если они не отвечают видам деятельности, зафиксированным учредительными документами. Следовательно, коммерческие юридические лица, как правило, обладают общей и равной правоспособностью.
В особом положении находятся государственные предприятия. Предприятия, имущество которых принадлежит им на праве хозяйственного ведения, обладают более узкой правоспособностью, нежели та, которой обладают негосударственные коммерческие юридические лица (см. статью 200 ГК, также Указ Президента Республики Казахстан, имеющий силу закона, от 19 июня 1995 года «О государственном предприятии»).
Предприятия же, за которыми имущество закреплено на праве оперативного управления (казенные предприятия), создаются для осуществления лишь определенных для них видов деятельности и потому должны признаваться субъектами со специальной правоспособностью (см. главу 3 того же Указа от 19 июня 1995 года).
Такое же положение с некоммерческими юридическими лицами. Поскольку они вправе совершать лишь то, что предусмотрено их уставами, их правоспособность является специальной.
Помимо общих границ правоспособности, которые применимы ко всем юридическим лицам, образованным в той или иной организационно-правовой форме, закон для некоторых видов юридических лиц ограничивает правоспособность с учетом содержания их деятельности. Ограничение проводится либо путем разрешения заниматься той или иной деятельностью только определенным юридическим лицам, либо, напротив, путем запрета юридическим лицам, указанным законодательством, заниматься определенными видами деятельности.
Например, статья 1.3 Указа Президента Республики Казахстан, имеющего силу закона, от 31 августа 1995 года «О банках и банковской деятельности в Республике Казахстан» запрещает любым юридическим лицам, не получившим официального статуса банка, именовать себя банком и заниматься банковской деятельностью.
Напротив, статья 8 того же Указа Президента определяет виды деятельности, которыми банкам заниматься запрещено.
Правоспособность юридических лиц в сфере предпринимательства может ограничиваться системой лицензирования определенных видов деятельности.
Как сказано в статье 10 ГК, производство и продажа ряда товаров и услуг по соображениям государственной безопасности, обеспечения правопорядка, защиты окружающей среды, собственности, жизни и здоровья граждан могут осуществляться только по государственным лицензиям. Перечень видов деятельности, требующих лицензирования, а также порядок выдачи лицензий установлены Указом Президента Республики Казахстан, имеющим силу закона, от 17 апреля 1995 года «О лицензировании» с последующими изменениями и дополнениями.
Указом от 17 апреля 1995 года установлены также законодательные основания для отказа в выдаче лицензии, ее отзыва, приостановления и прекращения ее действия. Лицензия, как и всякий юридический акт, может быть признана недействительной.
Особенности лицензирования деятельности по использованию природных ресурсов и охране окружающей среды устанавливаются специальным законодательством.
Необходимость лицензирования некоторых видов деятельности требует уточнения времени возникновения и прекращения правоспособности юридических лиц, а также определения ее границ.
Как говорится в статье 35 ГК, правоспособность юридического лица возникает в момент его создания и прекращается в момент его ликвидации. Но права совершать действия, требующие лицензирования, в содержание такой правоспособности не входят. Лишь после получения лицензии указанные права вводятся в содержание правоспособности, расширяя ее границы. При истечении срока действия лицензии, признании ее недействительной, ее досрочном прекращении, отзыве либо приостановлении ее действия содержание правоспособности юридического лица возвращается в его прежние общие границы.
Лицензии непередаваемы и неотчуждаемы, кроме случаев, предусмотренных законодательными актами.
Так, Указ Президента Республики Казахстан, имеющий силу закона, от 27 января 1996 года «О недрах и недропользовании» устанавливает, что лицензия на разведку недр и добычу полезных ископаемых выдается, как правило, на основе конкурса. Передача права недропользования лицом, получившим лицензию, другому лицу либо передача этого права в залог допускается только с разрешения лицензионного органа (статья 14 Указа).
Если условием выдачи лицензии является определенный состав участников юридического лица, получившего лицензию, изменение состава участников без разрешения лицензионного органа прекращает действие лицензии. При отсутствии такого условия, либо получении требуемого согласия лицензионного органа, либо переходе лицензии к другому юридическому лицу в порядке универсального правопреемства лицензия подлежит соответствующему переоформлению без изменения даты ее первоначальной выдачи (статья 39).
Тем же Указом (статья 34) допускается продление срока действия лицензии.
В соответствии со статьей 37 ГК дееспособность юридического лица (то есть способность осуществлять свои права и обязанности) реализуется действиями органов юридических лиц, а в предусмотренных законодательными актами случаях - также через своих участников и представителей.
К органам юридического лица относятся должностные лица и коллективные звенья юридического лица, уполномоченные законодательством или учредительными документами решать вопросы, определяющие правовое положение юридического лица, а также выступать от имени юридического лица перед другими субъектами и органами государства.
Орган юридического лица не является самостоятельным субъектом права. Поэтому он лично (если это физическое лицо), действуя в качестве органа, не приобретает для себя никаких прав и обязанностей. Таковые непосредственно приобретает юридическое лицо.
Отсюда вывод: смена конкретных физических лиц, осуществляющих функции органа юридического лица, а также реорганизация самих органов не влечет изменения или прекращения тех прав и обязанностей, которые уже приобретены юридическим лицом через действия органов.
Органы юридического лица могут быть индивидуальными (директор, президент, управляющий) либо коллективными (коллегиальными). Так, в акционерном обществе органами могут быть: общее собрание акционеров, наблюдательный совет, директор и т.п.
Здесь возникает задача разграничения компетенции органов. Если законом или учредительными документами установлено, например, что какие-либо сделки заключаются директором только при согласии на это наблюдательного совета, то такие сделки директор самостоятельно заключать не должен.
При этом следует учитывать, что пункт 4 статьи 44 устанавливает, что юридическое лицо несет ответственность за деятельность своих органов, даже превысивших свои полномочия, кроме, конечно, случаев, когда орган, будучи физическим лицом, действует от своего имени, но не от имени юридического лица.
Это весьма важное правило, которого не было в прежних нормах о юридических лицах: об ответственности юридического лица перед третьими лицами по обязательствам, принятым органом юридического лица с превышением полномочий. Целесообразность включения данной нормы в Гражданский кодекс была определена затруднениями выяснения точных пределов полномочий органа юридического лица при заключении им (органом) сделок с третьим лицом, особенно, если эти пределы устанавливаются уставом юридического лица либо общим собранием его участников без должного информирования об этом третьих лиц.
Так, президент закрытого акционерного общества по договору с банком заложил здание, принадлежащее акционерному обществу, в обеспечение кредита, выданного банком третьему лицу, которое, получив банковский кредит, скрылось. Когда же по требованию банка на заложенное здание было обращено взыскание с целью погашения указанного кредитного долга, в банк был представлен протокол общего собрания акционеров, датированный днем раньше, нежели был подписан залоговый договор, и содержащий решение о запрете президенту закладывать имущество без разрешения общего собрания акционеров, чего в данном случае не было.
Подобные случаи и вызывают необходимость включения в Гражданский кодекс данного правила.
Но ответственность юридического лица за действия его органа, превысившего полномочия, установлена только для случаев, когда границы компетенции органа определены учредительными документами или решениями общего собрания.
На те же случаи, когда полномочия органа определены непосредственно законодательством, правило механически распространяться не должно, так как речь будет идти о сделках, нарушающих требования законодательства.
Орган юридического лица не является представителем последнего, поэтому выполнение функций органа не требует какой-либо доверенности. Достаточно предъявления служебного документа, подтверждающего должностное положение.
Юридическое лицо может приобретать гражданские права и обязанности через представителей. Границы уполномочия представителей определяются обычно доверенностью (см. статьи 163-171 ГК). Но полномочия представителей могут также явствовать из обстановки, в которой действует представитель (например, кассир или продавец в магазине).
Обязанности юридического лица могут также вытекать из действий его работников, которых нельзя считать ни органами юридического лица, ни его представителями. Так, юридическое лицо обязано возместить вред, причиненный действиями его работников при исполнении ими своих трудовых (служебных) обязанностей (см. пункт 2 статьи 126 Основ гражданского законодательства).
ГЛАВА 4. Права учредителей (участников) на имущество созданных ими
юридических лиц
Юридические лица осуществляют свою деятельность на материальной имущественной базе, образованной создателями юридического лица и его последующими доходами. Какие же права на это имущество имеют создатели и участники юридического лица?
На этот вопрос отвечает статья 36 Гражданского кодекса.
Здесь возможны три варианта ответов:
а) обладают вещными правами(прежде всего - правом собственности);
б) обладают обязательственными правами;
в) не обладают ни вещными, ни обязательственными правами.
Вещными правами (правом собственности) обладает государство в отношении имущества государственных предприятий и учреждений. Именно государство как собственник может в определенных границах распоряжаться имуществом государственных предприятий и учреждений. К государству же (собственнику) это имущество возвращается при ликвидации государственных юридических лиц.
Сами же государственные юридические лица имеют на закрепленное за ними имущество право хозяйственного ведения или право оперативного управления.
Названные права неотделимы от государственной собственности. Это означает, что приобретение каким-либо государственным юридическим лицом того или иного имущества ведет к одновременному возникновению на это имущество как права хозяйственного ведения или оперативного управления (у государственного юридического лица), так и права государственной собственности. Причем это распространяется и на случай, когда имущество попадает к государственному юридическому лицу по договору дарения или по завещанию. См. Указ Президента Республики Казахстан, имеющий силу закона, от 19 июня 1995 года «О государственном предприятии».
Продажа или иное отчуждение своего имущества каким-либо государственным юридическим лицом негосударственному субъекту ведет к одновременному прекращению права государственной собственности на имущество.
Государственные предприятия в порядке, установленном законодательными актами, могут создавать в качестве самостоятельных юридических лиц дочерние предприятия. Порядок их образования и их правовое положение определены главой 4 Указа Президента о государственном предприятии.
Учредителем дочернего предприятия выступает основное государственное предприятие. Поэтому учредитель имеет на имущество дочернего предприятия право хозяйственного ведения. Дочернее же предприятие имеет на свое имущество производное право хозяйственного ведения. Собственником и имущества основного предприятия, и имущества дочернего предприятия является государство.
Имущество государственного предприятия как объект государственной собственности является неделимым (статья 102 настоящего Кодекса) и не может складываться из долей или паев, принадлежащих каким-либо другим субъектам. Поэтому законодательство Российской Федерации именует государственные предприятия унитарными предприятиями.
Можно продать какое-либо конкретное имущество государственного предприятия, но нельзя продать долю в таком имуществе, ибо таковой нет.
В отношении имущества хозяйственного товарищества или кооператива его создателям (учредителям, участникам) принадлежит только обязательственное право, но не право собственности. Это значит, что любой участник может претендовать при выходе из состава участников выделения своей доли в суммарном выражении либо выкупа такой доли, но не может требовать передачи ему части здания, какой-либо машины, земельного участка и т.п. Право же собственности на все имущество принадлежит хозяйственному товариществу или кооперативу как юридическому лицу.
Нужно четко себе представлять, что имущество хозяйственного товарищества или кооператива - это не общая собственность членов товарищества (кооператива), а моносубъектная собственность юридического лица. Поскольку, однако, юридическое лицо является, как правило, объединением нескольких или многих участников, в его имуществе, в отличие от имущества государственного предприятия, можно при необходимости выделить доли или паи обязательственного характера, на которые вправе претендовать участник хозяйственного товарищества или кооператива.
Но есть и такой вид товарищества, участники которого имеют на его имущество более сложные правомочия, нежели обязательственные. Это акционерные общества.
Член акционерного общества не имеет права собственности на имущество акционерного общества, но и обязательственные права акционера по отношению к обществу весьма ограничены и сводятся к получению доли при разделе имущества ликвидированного АО. Основной же элемент имущественных прав акционера - право собственности на ценные бумаги - акции. Акционер вправе продавать их, передавать по наследству, закладывать и т.п. Но это характеризует его права и обязанности по отношению к новым приобретателям акций, но не к самому акционерному обществу, которое никаких обязанностей перед акционером по выкупу акций или их денежной компенсации не несет.
Особый случай возникает, когда в акционерное общество преобразуется государственное предприятие, причем государство оставляет за собой контрольный пакет акций либо даже все акции.
Кому же принадлежит право собственности на имущество такого акционерного общества?
Нередко считают, что даже будучи преобразованным в акционерное общество, такое предприятие принадлежит государству. Его так и называют: государственное акционерное общество.
Но, говоря строго юридически, это - неправильно. Акционерное общество, даже образованное государством, становится субъектом права собственности на свое имущество, государство же в лице того, кто управляет акциями, превращается в собственника акций. Экономически это не ослабляет власти государства над имуществом юридического лица, так как, обладая большинством акций, государство, давая указания тому, кто управляет акциями от имени государства, имеет возможность принимать через органы акционерного общества любое решение по распоряжению имуществом. Но юридически подобное распоряжение осуществляется не через административные решения министерства (ведомства, Госкомитеты), а через решение органов управления акционерного общества.
Аналогичным образом осуществляется управление имуществом дочернего юридического лица со стороны основной (родительской) фирмы.
Существуют и такие юридические лица, учредители (участники) которых вовсе не имеют ни вещных, ни обязательственных прав на имущество юридического лица. Они названы пунктом 4 статьи 36 ГК. Это общественные объединения, общественные фонды и религиозные объединения. Это значит, что члены, организаторы, учредители, участники общественных объединений, общественных фондов и религиозных объединений не вправе предъявлять никаких имущественных претензий к названным объединениям, в том числе - и о возврате денежных средств, переданных в виде вступительных или членских взносов, пожертвований и пр.
Даже при ликвидации подобного юридического лица оставшееся после уплаты долгов имущество не переходит к членам, участникам, учредителям, организаторам, а направляется на цели, определенные уставом юридического лица. Например, при ликвидации религиозной общины оставшееся имущество либо перейдет к субъекту, прямо указанному уставом, либо к религиозным организациям той же концессии.
ГЛАВА 5. Наименование и место нахождения
юридического лица
Каждое юридическое лицо имеет свое наименование, позволяющее отличить его от других юридических лиц (статья 38 ГК).
Наименование юридического лица - это его словесное обозначение, позволяющее индивидуализировать юридическое лицо, то есть выделить его из массы всех других юридических лиц того же или иного профиля, того же или иного региона, того же иди иного вида. Наименование может давать точную характеристику деятельности юридического лица, например: Казахский государственный юридический институт. Может, напротив, быть чисто символическим обозначением, например: производственный кооператив «Утро». Важно лишь, чтобы у всех других зарегистрированных юридических лиц не было иного юридического лица с таким же словесным обозначением.
В обычной практике юридические лица нередко обозначаются сокращенно, но во всех официальных документах наименование должно быть полным.
Наименование юридического лица включает в себя его название и указание на организационно-правовую форму. Оно может включать в себя дополнительную информацию, предусмотренную законодательством. Наименование юридического лица указывается в его учредительных документах (статья 38 ГК).
В наименовании юридического лица не допускается использование названий, противоречащих требованиям законодательства или нормам общественно морали: собственных имен лиц, если они не совпадают с именем участников либо если участники не получили разрешения этих лиц (их наследников) на использование собственного имени.
Юридическое лицо, являющееся коммерческой организацией, должно иметь фирменное наименование, которое должно быть зарегистрировано при регистрации юридического лица.
Юридическое лицо имеет исключительное право использования фирменного наименования. Лицо, неправомерно использующее чужое фирменное наименование, по требованию обладателя права на фирменное наименование обязано прекратить использование такого наименования и возместить причиненные убытки.
Права и обязанности юридического лица, связанные с использованием фирменного наименования, определяются законодательством.
Индивидуализация юридического лица через индивидуализацию его наименования вводится с целью помочь потребителям и другим субъектам найти нужное предприятие или учреждение, чаще всего - индивидуально определенного хозяйственного партнера.
Помимо сведений, названных статьей 38 ГК, наименование юридического лица должно обязательно содержать некоторые сведения, установленные законодательными актами для определенных видов юридических лиц. Так, статья 7 Указа Президента Республики Казахстан, имеющего силу закона, от 19 июня 1995 года «О государственном предприятии» устанавливает, что наименование государственного предприятия должно содержать указания на собственника имущества, на принадлежность к виду государственной собственности и на ведомственную подчиненность.
Кроме сведений, которые должны включаться в наименование юридического лица по требованиям статьи 38 ГК, в это наименование по желанию учредителей могут входить и иные слова, не нарушающие запретов, установленных комментируемой статьей. Например, «научный центр», «торговый дом», «трастовая компания», «холдинг» и т.п.
Следует обратить внимание на то, что некоторые запреты на включение в наименование юридических лиц определенных слов, ранее содержавшиеся в комментируемой статье, были исключены из нее Законом Республики Казахстан от 15 июля 1996 года «О внесении изменений и дополнений в некоторые законодательные акты Республики Казахстан».
Наименование юридического лица помещается на его бланках и всех официальных документах, направляемых от имени данного юридического лица государственным органам, хозяйственным партнерам и иным третьим лицам.
Наименование коммерческих юридических лиц называется статьей 38 фирменным наименованием. С разрешения юридических лиц, предоставляемого, как правило, за деньги, фирменное наименование может быть использовано другим юридическим лицом.
На практике нередко встречаются случаи, когда учредители юридического лица включают в его наименование слова, которые могут ввести в заблуждение других лиц. Известен, например, случай, когда кооператив, выполнявший фотозаказы, включил в свое наименование слово «Кодак». При сходных обстоятельствах возник конфликт между алматинской фирмой «Терминал» и жамбылской фирмой, которая к слову «Терминал» добавила «Жамбыл».
Обычно подобное сходство создается с целью выдать себя за фирму, связанную с известным и авторитетным юридическим лицом. По-существу это - недобросовестная конкуренция.
Полагаем, что любые обозначения фирмы с использованием в ее наименовании слов, могущих ввести в заблуждение других лиц (прежде всего - потребителей и клиентов) о тождестве или связанности данного юридического лица с иным юридическим лицом, являются нарушением закона.
Этот вывод опирается и на международные правила, признаваемые Республикой Казахстан, в частности, на статью 10 Парижской конвенции по охране промышленной собственности.
Помимо фирменного наименования коммерческое юридическое лицо может пользоваться и такими средствами индивидуализации как товарный знак или знак обслуживания. Соответствующий зарубежный термин переводится на русский язык как торговая марка. Закон Республики Казахстан «О товарных знаках, знаках обслуживания и наименования мест происхождения товаров» принят 18 января 1993 года. Статья 4 Закона определяет товарный знак (знак обслуживания) как зарегистрированное словесное, изобразительное, объемное или другое обозначение, служащее для отличия товаров или услуг одних хозяйствующих субъектов от однородных товаров и услуг других хозяйствующих субъектов. По товарному знаку мы можем определить, кто изготовил данный товар и, следовательно, отобрать товар, изготовленный нужным нам производителем. Вместе с этим при помощи товарного знака мы можем узнать, к кому обратиться с претензиями и требованиями, если товар окажется недоброкачественным, некомплектным и т.п.
Правовой режим товарного знака во многом сходен с правовым режимом фирменного наименования, и на него также распространяется действие Парижской конвенции по охране промышленной собственности.
Практическое значение точного определения местонахождения юридического лица заключается в обозначении места, по которому можно определить, куда направлять деловую и официальную корреспонденцию, адресованную юридическому лицу. Поэтому местонахождение юридического лица указывается в регистрационных документах, на бланках, в тексте договоров, заключаемых данным юридическим лицом, и т. п.
Местонахождение юридического лица определяет также важные условия его создания и деятельности - выбор регистрирующего органа, выбор судебного органа при предъявлении иска юридическим лицом либо к юридическому лицу, определение места исполнения обязательства (статья 281 ГК) и во многих других случаях. Иногда даже выбор применимого права (статья 166 Основ гражданского законодательства).
Статья 39 ГК определяет местонахождение юридического лица через место нахождения его постоянно действующего органа. Но в казахстанской и международной юридической практике местонахождение юридического лица нередко связывают с местом его регистрации.
Во всяком случае, при переезде постоянно действующего органа юридического лица за пределы той области, где производилась его регистрация, в регистрационные документы должна быть внесена соответствующая поправка.
Возможны случаи, когда постоянно действующие органы юридического лица находятся по разным адресам либо меняют адреса в пределах того же населенного пункта. Возникают трудности с контактами и направлением корреспонденции. Устранение трудностей видится в официальном обозначении наряду с местонахождением юридического лица также адреса, по которому может быть направлена почтовая и иная корреспонденция. И в отношениях с третьими лицами юридическое лицо не вправе ссылаться на несоответствие своего фактического адреса адресу, внесенному в регистрационные документы. При этом третьи лица должны иметь право направлять юридическому лицу почтовую и иную корреспонденцию как по адресу, внесенному в регистрационные документы, так и по фактическому адресу.
ГЛАВА 6. Создание юридического лица
Юридическое лицо создается его учредителями, которыми могут быть и уполномоченные государственные органы, и юридические лица, и граждане. Некоторые юридические лица могут создаваться только гражданами (полное товарищество - пункт 3 статьи 58 ГК), другие - только юридическими лицами (статья 110).
Отдельные юридические лица могут быть образованы только несколькими субъектами (пункт 3 статьи 58), другие же могут создаваться и одним субъектом (пункт 1 статьи 58), который становится единственным учредителем юридического лица.
В зависимости от характера права учредителя на имущество образованных им юридических лиц (статья 36 ГК) последние могут быть разделены на учреждаемые и самоучреждающиеся (за рубежом можно встретить деление на учреждения и корпорации). К первому виду относятся юридические лица, собственником имущества которых остается учредитель. Последний сохраняет свои качества субъекта права и может, будучи собственником имущества, управлять юридическим лицом средствами внешнего управления (административные приказы).
При создании же самоучреждающегося юридического лица его учредители входят в его состав, становятся его участниками. Они могут управлять деятельностью юридического лица лишь средствами внутреннего управления (решение общего собрания, правления, наблюдательного совета и т. п.).
Все расходы, связанные с учреждением юридического лица, учредители покрывают собственными средствами. Все договоры в интересах будущего юридического лица (аренда помещения для деятельности, приобретение инвентаря и оргтехники) заключаются учредителями от своего имени, так как юридического лица как субъекта права еще не существует. По этой причине ответственность за неисполнение или ненадлежащее исполнение таких договоров несут учредители, причем солидарную ответственность (см. статью 287 ГК).
Но как только юридическое лицо образовано, его высший орган управления (обычно - общее собрание) выносит решение о переводе на юридическое лицо всех обязательств и всей ответственности за действия учредителей, совершенные в интересах юридического лица до его создания, если, конечно, такие действия были законными и целесообразными.
Учредители самоучреждающегося юридического лица сохраняют свой статус и после его образования, продолжая управлять его делами. Они уже могут называться участниками. При этом состав участников может изменяться. Лица, вновь принятые в состав участников, приобретают такие же права (на участие в управлении, получении прибыли, доли в имуществе после ликвидации юридического лица), что и первоначальные учредители, если иное не установлено учредительными документами либо решением высшего органа управления юридического лица. Изменение состава учредителей не означает реорганизацию юридического лица (о реорганизации см. статью 45). Особенно отчетливо сближение правовых статусов учредителя и участника юридического лица проявляется при образовании акционерного общества.
От учредителей (участников) юридического лица следует отличать его работников и должностных лиц, которые получают вознаграждение за свою работу, совершают в пределах своей должностной компетенции действия, порождающие права и обязанности для юридического лица, но не вправе принимать участие с правом голоса в общем собрании участников, получать дивиденды и т. п., если иное не предусмотрено учредительными документами или решением общего собрания.
В свою очередь и учредители (участники) могут быть рабочими, служащими, должностными сотрудниками юридического лица. И несут при этом все трудовые права и обязанности, не смешиваемые с правами и обязанностями учредителя (участника) юридического лица.
Все изложенные соображения не распространяются на правовое положение учредителей государственных предприятий и учреждений, где государство как собственник имущества образуемых им юридических лиц, и в дальнейшем не сливается с этими юридическими лицами, продолжая управлять ими «сверху» методами, установленными законодательством.
Учредительный договор юридического лица заключается, а устав утверждается его учредителями. Учредительный договор не заключается, если коммерческая организация учреждается одним лицом.
В учредительных документах некоммерческой организации и государственного предприятия должны быть определены предмет и цели деятельности юридического лица.
Юридические лица осуществляют свою деятельность, руководствуясь учредительными документами, к которым согласно статье 41 ГК относятся учредительный договор и (или) устав. Учредительные документы служат необходимыми предпосылками образования и деятельности юридического лица. Но между названными документами, входящими в одну «связку», существуют важные различия как по назначению, так и по содержанию каждого из них.
В учредительном договоре стороны (учредители) обязуются создать юридическое лицо, определяют порядок совместной деятельности по его созданию, условия передачи в его собственность (хозяйственное ведение, оперативное управление) своего имущества и участия в его деятельности. Договором определяются также условия и порядок распределения между учредителями прибыли и убытков управления деятельностью юридического лица, выхода учредителей из его состава и утверждается его устав, если он необходим для юридических лиц данного вида.
В учредительный договор по согласию учредителей могут быть включены и другие условия.
Учредительный договор не заключается, если юридическое лицо образуется одним субъектом.
Учредительный договор является индивидуальным юридическим актом.
Иногда учредительным называют договор между учредителем и его юридическим лицом, в котором отражаются все их взаимоотношения по правомочиям учредителя, обязанностям юридического лица перечислять часть прибыли учредителю и пр. Такие договоры не основаны на законе и нецелесообразны, поскольку учредитель все подобные вопросы может решать в уставе, который утверждает единолично.
В уставе юридического лица определяются: его наименование, местонахождение, порядок формирования и компетенция органов управления, условия реорганизации и прекращения его деятельности.
Если юридическое лицо учреждается одним лицом, то в его уставе определяются также порядок образования имущества и распределения доходов. В уставе могут содержаться и другие положения, не противоречащие законодательству.
В отличие от учредительного договора устав необходим не только для внутренней организации деятельности юридического лица, но и для его отношений с третьими лицами.
Устав содержит правовые нормы и является локальным нормативным актом.
Ряд положений учредительного договора воспроизводится обычно уставом, например, о порядке голосования, порядке формирования руководящих органов и т. п.
В этой части противоречия между учредительным договором и уставом недопустимы. Они могут устраняться следующим образом: если учредители по объему прав совпадают с участниками юридического лица (например, в товариществе с ограниченной или дополнительной ответственностью), учредители (они же участники) могут сами устранить противоречие, внеся поправки в один из двух названных документов; при недостижении между учредителями соглашения по этому вопросу приоритет, по нашему мнению, должен предоставляться уставу.
Ни учредительный договор, ни устав прямо не направлены на регулирование взаимоотношений юридического лица с посторонними третьими лицами, которые (взаимоотношения) должны подпадать под регулирующее воздействие закона, иных нормативных актов и договора юридического лица с третьим лицом. Это особенно важно отметить потому, что третьи лица, заключая контракты, далеко не всегда знакомы с уставом и могут быть не осведомлены о разграничении компетенции между различными органами своего хозяйственного партнера. На этой почве могут возникать негативные последствия.
Так, группа граждан, образовавших ТОО, взяла у землевладельца заброшенный земельный участок в аренду на 10 лет. Со стороны арендодателя договор подписал председатель кооператива, которому принадлежал участок. В течение двух лет арендаторы расчистили участок, возвели нужные постройки и полностью подготовили участок к интенсивной эксплуатации. И тогда арендодатель - производственный кооператив потребовал через суд признать договор аренды недействительным, ссылаясь на то, что согласно уставу кооператива договор об аренде земельного участка сроком свыше трех лет может заключаться председателем кооператива лишь с согласия его правления. Такого согласия при заключении данного договора не было. Арбитражный суд иск удовлетворил. После введения в действие настоящего Кодекса подобный иск не подлежал бы удовлетворению, так как юридическое лицо отвечает за действия своих органов даже, если они выходят за пределы полномочий.
Из приведенного примера видно, что непрямое, косвенное влияние устава юридического лица на его отношения с третьими лицами несомненно проявляется.
Учитывая важность ознакомления хозяйственных партнеров (в том числе - будущих) юридического лица с учредительными документами, прежде всего - с уставом, следует обеспечить возможность такого ознакомления. На практике, однако, руководство юридического лица нередко уклоняется от предоставления документов для ознакомления, ссылаясь на конфиденциальность. Это прямо противоречит пункту 7 статьи 58 Гражданского кодекса. Такую функцию ознакомления должен также исполнять регистрирующий орган, в котором находятся учредительные документы со всеми последующими изменениями (см. статью 2 Указа Президента Республики Казахстан, имеющего силу закона, от 17 апреля 1995 г. «О государственной регистрации юридических лиц» в редакции 5 октября 1995 г.).
ГЛАВА 7. Государственная регистрация юридических лиц
Согласно статье 42 Гражданского кодекса юридическое лицо полежит государственной регистрации в органах юстиции. Порядок государственной регистрации определяется законодательством.
Юридическое лицо считается созданным с момента его государственной регистрации.
Нарушение установленного законом порядка образования юридического лица или несоответствие его учредительных документов закону влекут отказ в государственной регистрации юридического лица. Отказ в регистрации по мотивам нецелесообразности образования юридического лица не допускается
Отказ в государственной регистрации, а также уклонение от такой регистрации могут быть обжалованы в суд.
В соответствии со статьей 42 ГК государственная регистрация юридического лица, независимо от его вида является обязательной, ибо до регистрации юридическое лицо просто не существует; момент его возникновения, приобретения им право- и дееспособности совпадает с моментом его государственной регистрации.
Порядок регистрации установлен названной статьей Гражданского кодекса и Указом Президента Республики Казахстан, имеющим силу закона, от 17 апреля 1995 года «О государственной регистрации юридических лиц» с последующими изменениями и дополнениями.
Наиболее важные изменения и дополнения вносились Указами Президента Республики Казахстан, имеющими силу закона, от 31 августа 1995 г. № 2447, от 5 октября 1995 г. № 2489 и Законом «О внесении изменений и дополнений в некоторые законодательные акты Республики Казахстан» от 15 июля 1996 г. 14 июля 1995 года Министром юстиции Республики Казахстан было утверждено Положение «О порядке государственной регистрации юридических лиц органами Министерства юстиции Республики Казахстан».
Регистрирующему органу для регистрации подается заявление в установленной форме. К нему прилагаются учредительные документы (см. статью 41 ГК) и оформляется статистическая карточка установленного образца.
Учредительные документы представляются в двух экземплярах на казахском или русском языке.
Данные государственной регистрации, в том числе для коммерческих организаций - фирменное наименование, включаются в единый государственный регистр юридических лиц.
Значение регистрации заключается в том, что она:
а) подтверждает факт возникновения юридического лица;
б) позволяет вести государственный учет всех юридических лиц страны, ибо они через регистрацию вносятся в единый государственный регистр;
в) обеспечивает возможность государственного контроля за деятельностью юридического лица;
г) создает условия гласности, так как через регистрирующие органы всякое заинтересованное лицо вправе ознакомиться со всеми материалами, характеризующими каждое юридическое лицо, кроме, разумеется, тех, что являются конфиденциальными или составляют коммерческую тайну.
От регистрации следует отличать перерегистрацию, которая проводится в том же органе, что и первоначальная регистрация, но в отличие от нее не имеет конститутивного значения ни для возникновения юридического лица, ни для его прекращения. Задача перерегистрации - государственный учет и включение в объем информации, которая может быть запрошена заинтересованными лицами, изменений, внесенных в правовой статус уже зарегистрированного юридического лица.
Перерегистрация необходима в случаях:
1) уменьшения размера уставного фонда;
2) изменения наименования;
3) изменения состава участников в хозяйственных товариществах, за исключением открытых акционерных обществ.
Изменения, внесенные в учредительные документы по указанным основаниям без перерегистрации юридического лица, являются недействительными.
Если иностранные учредители образуют самостоятельно или совместно с казахстанскими учредителями юридическое лицо на территории Республики Казахстан, оно регистрируется в общем порядке и после регистрации приобретает правовой статус казахстанского юридического лица.
В отличие от юридических лиц, созданных только казахстанскими учредителями, упомянутые юридические лица называются предприятиями с иностранным участием, в общей массе которых различаются:
а) иностранные предприятия, в которых весь уставный фонд образован иностранными учредителями;
б) совместные предприятия, в которых уставный фонд образован и иностранными, и казахстанскими учредителями.
И те, и другие - казахстанские юридические лица, но при их регистрации требуются дополнительные документы, подтверждающие правовой статус и платежеспособность их иностранных учредителей.
Помимо регистрации и перерегистрации закон предусматривает еще одну форму обращения юридического лица к регистрирующему органу уведомление, то есть извещение о том, что в устав уже зарегистрированного юридического лица внесены изменения или дополнения, не требующие его перерегистрации. Такие изменения или дополнения могут касаться перемены адреса, увеличения уставного фонда, изменения компетенции органов и других вопросов, кроме тех, что названы пунктом 6 статьи 42 ГК.
Цель уведомления - обеспечить регистрирующий орган и заинтересованных лиц полной информацией о содержании устава юридического лица на день ознакомления с уставом.
Уведомление совершается простой подачей в месячный срок регистрационному органу надлежаще удостоверенного заявления. Уведомление не требует предоставления документов, обязательных для перерегистрации.
ГЛАВА 8. Филиалы и представительства
Часто образуемые на практике филиалы и представительства не являются самостоятельными юридическими лицами, хотя и представляют собой имущественно и территориально обособленные подразделения основного, образовавшего их юридического лица (статья 43 ГК). На практике они именуются иногда отделениями, конторами, агентствами и т. п., но это отклонение от строгой юридической терминологии.
Неточность терминологии проникает и в официальные документы, где можно иногда встретить указания на филиал как на самостоятельное юридическое лицо, что является недопустимой для юриспруденции ошибкой.
При регистрации подразделения юридического лица, обладающего качествами филиала или представительства, его следует точно отнести к одному из этих видов, хотя бы образовавшим его юридическим лицом оно было названо как-то иначе.
Основным признаком и филиала, и представительства, объединяющим их, является расположение вне места нахождения юридического лица (см. статью 39 ГК). Такое общее определение недостаточно конкретно, так как не дает ответа на вопросы, нередко возникающие на практике: может ли филиал (представительство) находиться в одном городе с органом юридического лица? В одном районе? В одной области?
Нам представляется, что в этом плане правило комментируемой статьи можно толковать так: филиал (представительство) находится вне места расположения исполнительного органа юридического лица, то есть между расположением филиала (представительства) и расположением исполнительного органа существует территориальный разрыв, хотя бы это было в одном городе, в одном районе и т. п.
Будучи частью основного юридического лица, филиал (представительство) не обладает ни одним из его основных признаков:
а) он не имеет своего обособленного имущества, имущество филиала (представительства) с учетной целью числится, как правило, на отдельном балансе, но такой баланс не является самостоятельным;
б) он (филиал) выступает не от своего имени, а от имени создавшего его юридического лица;
в) он не несет самостоятельной имущественной ответственности, напротив, за его действия отвечает основное юридическое лицо.
Различие между филиалом и представительством статья 43 ГК проводит по характеру выполняемых функций: для филиала таковыми является принципиально то же, что делает основное юридическое лицо; для представительства - совершение юридических действий от имени основного юридического лица и контроль за их исполнением. Но различие является весьма условным, нередко и филиал занимается представительством, а представительство - производством.
Филиалы и представительства также подлежат государственной регистрации по месту их нахождения в действующих там регистрирующих органах. Поскольку филиалы и представительства не являются самостоятельными юридическими лицами, то должны представить при регистрации копии решений юридических лиц об образовании филиалов и представительств. Регистрация филиалов и представительств носит сугубо учетный характер.
В таком же порядке, как казахстанские филиалы и представительства, регистрируются образованные на территории Казахстана филиалы и представительства иностранных юридических лиц. Но и здесь требуются указанные выше дополнительные документы.
Будучи частью юридического лица, филиал (иногда - и представительство) является подразделением, четко выделенным в организационном и производственно-финансовом планах: собственные должностные лица, свои сферы деятельности, круг разрешенных действий, производственные здания, отдельный баланс, отдельный счет в банке, отдельная (учетная) государственная регистрация. Это позволяет лучше организовать работу филиала, контроль за его деятельностью, оценку результатов работы. Этому содействует утверждаемое для каждого филиала (представительства) отдельное Положение.
Статья 43 Гражданского кодекса устанавливает, что руководителей филиалов и представительств назначают уполномоченные органы основного юридического лица. И такие руководители выступают в обороте на основании доверенности, где обозначено, какие именно правовые действия (сделки) от имени основного юридического лица может совершать руководитель филиала (представительства). И обязанность, и ответственность по таким действиям возлагаются на основное юридическое лицо.
Доверенности подобного рода, как правило, бывают не разовыми и не специальными(см. статью 167 ГК), а генеральными, то есть в общей форме определяющими, какие сделки могут совершаться с неопределенным кругом третьих лиц.
Если возникает необходимость совершения руководителем филиала (представительства) сделки, выходящей за пределы генеральной доверенности, на этот случай руководителю может быть выдана разовая доверенность.
В итоге Законом предусмотрены два документа, определяющих правовой статус филиала или представительства: положение о филиале (пункт 3 статьи 43) и доверенность, выдаваемая руководителю (пункт 4 статьи 43).
Возникают практически значимые вопросы:
а) какая разница в содержании и юридической направленности этих двух документов;
б) как толкуются возможные противоречия между ними.
Мы предлагаем следующие ответы.
Положение о филиале (представительстве) определяет внутрифилиальные отношения и отношения между филиалом (его внутренними подразделениями) и основным юридическим лицом: цели и основные виды деятельности филиала, порядок назначения его должностных лиц, их компетенция, формы контроля, порядок передачи имущества от филиала юридическому лицу и наоборот.
Доверенность же выдается конкретному, прямо названному в доверенности руководителю филиала (представительства), устанавливая как круг возможных сделок, так и круг их возможных участников.
Отсюда вывод: положение решает только внутренние вопросы филиала, доверенность - только внешние.
Вот конкретные возникшие на практике вопросы: действительна ли сделка, охватываемая теми границами деятельности филиала, которые очерчены положением о нем, но не охватываемая доверенностью; действительна ли сделка, входящая в содержание деятельности филиала, определенное положением, но заключенная директором, вообще не имеющим доверенности (обычно - еще не успевшим получить доверенность).
На оба вопроса ответ представляется одинаковым и отрицательным: такие сделки должны признаваться недействительными.
Если же руководитель филиала(представительства) получил доверенность на совершение сделки, не разрешаемой положением, такая сделка должна быть признана действительной. Руководитель может нести ответственность за нарушение положения, но интересы того лица, которое заключило сделку, предусмотренную доверенностью, нарушаться не должны.
От филиалов и представительств следует отличать дочерние и зависимые юридические лица (см. статьи 94-95 Гражданского кодекса, статьи 46-49 Указа Президента Республики Казахстан, имеющего силу закона, от 19 июня 1995 года «О государственном предприятии»). Дочерние и зависимые юридические лица являются самостоятельными субъектами права, выступают в гражданском обороте от своего имени и несут самостоятельную ответственность по своим обязательствам, но основные юридические лица через специальные правовые механизмы могут влиять на принятие дочерними и зависимыми юридическими лицами решений, влияющих на характер и последствия деятельности.