Закон Республики Казахстан от 9 апреля 1993 года № 2108-XII
О
б обороне и Вооруженных Силах Республики Казахстан

(с изменениями, внесенными в соответствии с Указами Президента РК от 19.05.95 г.; от

05.10.95 г.; от 14.11.95 г.; Законами РК от 05.04.99 г. № 360-1; от 29.01.02 г. № 287-II)

 

Утратил силу в соответствии с Законом РК от 7 января 2005 года № 29-III

О введении в действие настоящего Закона см. постановление Верховного Совета Республики Казахстан от 9 апреля 1993 г. № 2108a-XII

Настоящий Закон устанавливает основы организации обороны Республики Казахстан, полномочия органов государственной власти и управления в решении вопросов обороны, систему ее экономического обеспечения, обязанности организаций, должностных лиц и граждан по укреплению обороноспособности государства; определяет роль, место и задачи Вооруженных Сил в общей системе обеспечения безопасности Республики Казахстан, а также порядок проведения оборонных мероприятий.

Раздел I. Общие положения

Статья 1. Основы обороны Республики Казахстан

Оборона Республики Казахстан - это система государственных мер политического, военного, экономического, экологического и социально-правового характера, осуществляемых в целях обеспечения готовности республики к защите суверенитета, территориальной целостности и неприкосновенности ее границ.

Оборона Республики Казахстан предусматривает создание необходимых условий для предотвращения военного нападения и вооруженного отпора возможной агрессии против Республики Казахстан.

Оборона Республики Казахстан относится к важнейшим функциям государства, является делом всего народа.

Оборона Республики Казахстан строится в соответствии с военной доктриной государства, которая имеет оборонительную направленность.

Статья 2. Организация обороны Республики Казахстан

Организация обороны Республики Казахстан включает:

деятельность высших органов управления государством, направленную на укрепление обороноспособности государства, поддержание войск (сил) в постоянной боевой готовности;

прогнозирование и оценку военной угрозы; разработку военной политики государства и военной доктрины; обеспечение военно-политического и военного сотрудничества с другими государствами и согласование усилий по совместной обороне, а также участие в проведении соответствующих мероприятий на международной арене для предотвращения войны;

оборону государственной границы, подготовку и осуществление мероприятий гражданской и территориальной обороны;

разработку структуры, определение необходимой численности Вооруженных Сил и поддержание их на уровне оборонной достаточности;

разработку и проведение военно-технической политики, реализацию программ (планов) развития вооружения и военной техники, военной науки;

мобилизационную подготовку экономики, государственных органов и организаций к функционированию в военное время, а также подготовку населения и территорий, коммуникаций республики к обороне;

создание запасов материальных ценностей в государственном и мобилизационном резервах;

подготовку граждан Республики Казахстан к военной службе, накопление мобилизационных людских ресурсов на военное время;

координацию деятельности органов государственной власти и управления в военное время;

сохранение государственной и военной тайны;

осуществление мероприятий по охране окружающей среды в связи с военной деятельностью.

Статья 3. Законодательство об обороне Республики Казахстан

Законодательство об обороне Республики Казахстан основывается на Конституции Республики Казахстан, настоящем Законе, а также других законодательных и иных нормативных актах Республики Казахстан.

Раздел II. Вооруженные силы, другие войска и воинские формирования

Республики Казахстан

Статья 4 изложена в редакции Закона РК от 29.01.02 г. № 287-II (см. стар. ред.)

Статья 4. Предназначение и состав Вооруженных Сил Республики Казахстан

Вооруженные Силы Республики Казахстан предназначены для:

защиты неприкосновенности государственной границы Республики Казахстан, ее территориальной целостности и суверенитета;

отражения нападения и нанесения поражения агрессору;

охраны и обороны государственных и военных объектов;

выполнения с вооруженными силами иностранных государств задач по совместной обороне в соответствии с международными договорами, ратифицированными Республикой Казахстан.

Применение Вооруженных Сил Республики Казахстан в других случаях осуществляется в соответствии с законодательными актами Республики Казахстан.

Вооруженные Силы Республики Казахстан включают: органы военного управления Вооруженных Сил (центральные и местные органы военного управления); виды Вооруженных Сил - Сухопутные войска, Силы воздушной обороны. Сухопутные войска в составе: военных округов (Восточный, Западный, Центральный, Южный), родов войск (ракетные войска и артиллерия, войска противовоздушной обороны); Мобильные силы; Специальные войска; Тыл Вооруженных Сил; военно-учебные заведения, военно-научные учреждения.

В военное время, кроме того, в состав Вооруженных Сил входят: внутренние войска Министерства внутренних дел; Пограничная служба и войска Комитета национальной безопасности; Республиканская гвардия; органы управления и части гражданской обороны Агентства Республики Казахстан по чрезвычайным ситуациям (далее - другие войска и воинские формирования).

Отдельные воинские формирования Республики Казахстан временно могут входить в состав объединенных (коалиционных) вооруженных сил (группировок войск) или находиться под объединенным командованием в соответствии с международными договорами, ратифицированными Республикой Казахстан.

См.: Указ Президента РК от 7 мая 2003 года № 1085 "О мерах по дальнейшему совершенствованию структуры Вооруженных Сил Республики Казахстан".

Статья 5. Принципы строительства Вооруженных Сил Республики Казахстан

Вооруженные Силы Республики Казахстан формируются на основе всеобщей воинской обязанности и контрактной системы, строятся на принципах сочетания демократического управления с централизованным руководством и единоначалием, подотчетности конституционным органам законодательной и исполнительной властей, постоянной боевой готовности, социально-правовой защищенности военнослужащих.

В статью 6 внесены изменения в соответствии с Законом Республики Казахстан от 5 апреля 1999 года № 360-1

В статью 6 внесены изменения в соответствии с Законом РК от 29.01.02 г. № 287-II (см. стар. ред.)

Статья 6. Дислокация войск

Дислокация и размещение воинских объединений, соединений, частей и учреждений осуществляются в соответствии с планами, разработанными Министерством обороны Республики Казахстан по решению Верховного главнокомандующего Вооруженными Силами.

Передислокация и размещение соединений, частей, учреждений на землях, отведенных Вооруженным Силам, другим войскам и воинским формированиям Республики Казахстан осуществляются решением Министра обороны, Министра внутренних дел, Председателя Агентства Республики Казахстан по чрезвычайным ситуациям, Председателя Комитета национальной безопасности и Командующего Республиканской гвардией Республики Казахстан после утверждения Президентом Республики Казахстан.

В статью 7 внесены изменения в соответствии с Законом РК от 29.01.02 г. № 287-II (см. стар. ред.)

Статья 7. Гражданский персонал

Рабочие и служащие Вооруженных Сил, других войск и воинских формирований Республики Казахстан выполняют административные, научно-исследовательские, хозяйственные, производственные, строительные и другие работы. Их численность устанавливается в пределах выделенных средств.

Рабочие и служащие Вооруженных Сил, других войск и воинских формирований обладают всей совокупностью трудовых прав и обязанностей, предусмотренных законодательством Республики Казахстан о труде и государственной службе.

Одной из основных обязанностей рабочих и служащих Вооруженных Сил является сохранение служебной и государственной тайны.

В статью 8 внесены изменения в соответствии с Законом РК от 29.01.02 г. № 287-II (см. стар. ред.)

Статья 8. Цели и принципы воспитательной работы в Вооруженных силах, других войсках и воинских формированиях Республики Казахстан

Целью воспитательной работы в Вооруженных силах, других войсках и воинских формированиях Республики Казахстан является формирование у личного состава высоких морально-волевых, боевых и психологических качеств. При этом приоритет отдается принципам гуманизма, казахстанского патриотизма и интернационализма.

Статья 9. О деятельности политических партий в Вооруженных Силах, других войсках и воинских формированиях Республики Казахстан

Создание и деятельность политических партий в Вооруженных Силах, других войсках и воинских формированиях Республики Казахстан запрещается.

В статью 10 внесены изменения в соответствии с Законом РК от 29.01.02 г. № 287-II (см. стар. ред.)

Статья 10. Надзор за соблюдением законности в Вооруженных Силах, других войсках и воинских формированиях Республики Казахстан, правовая защита военнослужащих, обеспечение правопорядка в войсках

Надзор за соблюдением законности в деятельности Вооруженных Сил, других войск и воинских формирований Республики Казахстан осуществляет Генеральный прокурор Республики Казахстан и подчиненные ему военные прокуроры. Надзор за соблюдением законности воинскими формированиями других государств, временно дислоцированными на территории Республики Казахстан, осуществляется в соответствии с заключенными международными договорами.

Правовую защиту военнослужащих, рассмотрение гражданских и уголовных дел в Вооруженных Силах, других войсках и воинских формированиях Республики Казахстан осуществляют суды.

Обеспечение правопорядка в Вооруженных Силах, других войсках и воинских формированиях Республики Казахстан осуществляет военная полиция, организационно входящая в состав Министерства обороны, Министерства внутренних дел, пограничной службы Комитета национальной безопасности Республики Казахстан. Функции и права военной полиции регулируются законодательством Республики Казахстан.

Раздел III. Полномочия органов государственной власти в области

обороны и руководство Вооруженными Силами, другими войсками и воинскими

формированиями

В статью 11 внесены изменения в соответствии с Законом РК от 29.01.02 г. № 287-II (см. стар. ред.)

Статья 11. Руководство обороной, Вооруженными Силами, другими войсками и воинскими формированиями Республики Казахстан

Общее руководство обороной, Вооруженными Силами, другими войсками и воинскими формированиями Республики Казахстан осуществляется органами государственной власти Республики Казахстан - Президентом Республики Казахстан, Парламентом Республики Казахстан, Правительством Республики Казахстан.

Военно-политическое руководство Вооруженными Силами Республики Казахстан возлагается на Министра обороны Республики Казахстан.

Оперативное руководство служебно-боевой деятельностью других войск и воинских формирований возлагается:

внутренних войск - на министра внутренних дел Республики Казахстан;

Пограничной службы и войск Комитета национальной безопасности - на председателя Комитета национальной безопасности Республики Казахстан;

органов управления и частей гражданской обороны - на председателя Агентства Республики Казахстан по чрезвычайным ситуациям;

Республиканской гвардии - на командующего Республиканской гвардией.

Непосредственное руководство и управление видами Вооруженных Сил, родами войск, военными округами, объединениями (соединениями и частями) осуществляют соответствующие командующие (командиры и начальники).

См.: Постановление Правительства РК от 14 июня 2002 года № 649 О создании государственного учреждения "Управление Командующего Сухопутными войсками Вооруженных Сил Республики Казахстан" Министерства обороны РК.

В статью 12 внесены изменения в соответствии с Законом Республики Казахстан от 5 апреля 1999 года № 360-1

Статья 12. Полномочия Президента Республики Казахстан

Президент Республики Казахстан является Верховным главнокомандующим Вооруженными Силами Республики Казахстан. Он принимает необходимые меры по обеспечению обороноспособности государства и поддержанию его вооруженных сил в постоянной боевой готовности.

Президент Республики Казахстан:

утверждает военную доктрину, структуру, лимит штатной численности, основные направления военного строительства Вооруженных сил, других войск и воинских формирований Республики Казахстан, оперативного оборудования территории республики, а также долгосрочные программы развития вооружения и военной техники;

в случае агрессии против Республики Казахстан либо непосредственной внешней угрозы ее безопасности вводит на всей территории республики или в отдельных ее местностях военное положение, объявляет частичную или общую мобилизацию и незамедлительно информирует об этом Парламент республики;

вводит в действие нормативные акты военного времени и прекращает их действие, принимает решение о демобилизации;

принимает решение и отдает приказ Вооруженным Силам Республики Казахстан на введение боевых действий исходя из положения военной доктрины;

ведет переговоры и подписывает международные договоры Республики Казахстан о сотрудничестве в военной области;

устанавливает полномочия, организацию и порядок деятельности органов военного управления;

назначает на должности и освобождает от должностей высшее командование Вооруженных Сил; присваивает высшие воинские звания;

утверждает текст военной присяги, уставы, знамена и флаги, военную форму одежды и знаки различия Вооруженных Сил, других войск и воинских формирований Республики Казахстан;

принимает решения о призыве граждан Республики Казахстан на срочную военную службу и увольнении в запас военнослужащих срочной службы.

Статья 13. Полномочия Парламента Республики Казахстан

Парламент Республики Казахстан:

осуществляет законодательное регулирование вопросов в области обороны и безопасности государства;

утверждает ежегодные расходы на оборону;

устанавливает воинские звания;

ратифицирует и денонсирует международные переговоры Республики Казахстан по вопросам обороны и военного сотрудничества;

принимает по предложению Президента Республики Казахстан решение об использовании Вооруженных Сил, других войск и воинских формирований для выполнения международных обязательств по поддержанию мира и безопасности;

решает вопросы войны и мира.

Статья 14. Полномочия Совета безопасности Республики Казахстан

Совет безопасности Республики Казахстан является специальным органом коллегиального руководства по вопросам обороны и безопасности Республики Казахстан.

Полномочия Совета безопасности определяются Президентом Республики Казахстан.

В статью 15 внесены изменения в соответствии с Законом РК от 29.01.02 г. № 287-II (см. стар. ред.)

Статья 15. Полномочия Правительства Республики Казахстан

Правительство Республики Казахстан:

разрабатывает основные направления политики государства в области обеспечения его обороноспособности, безопасности и организует их осуществление;

утверждает нормы снабжения и определяет объем материально-технических ресурсов, продовольствия, вещевого и другого имущества, объем ассигнований для нужд обороны и Вооруженных Сил, других войск и воинских формирований;

организует обеспечение Вооруженных Сил, других войск и воинских формирований Республики Казахстан оружием, военной техникой и материально-техническими ресурсами;

обеспечивает выполнение государственных программ и планов развития вооружений;

руководит созданием инфраструктуры Вооруженных Сил, других войск и воинских формирований Республики Казахстан;

устанавливает ежегодные контингенты граждан, подлежащих призыву на военную службу, а также ежегодное количество военнообученных специалистов, подлежащих подготовке и переподготовке; осуществляет общее руководство подготовкой допризывников и призывников к военной службе и призывом граждан на военную службу и накоплением военнообученных ресурсов, издает постановления о призыве военнообязанных на сборы;

утверждает Правила о порядке ведения воинского учета военнообязанных и призывников, Правила прохождения военной службы в Вооруженных Силах Республики Казахстан и службы в запасе;

создает комиссию по вопросам бронирования рабочей силы за организациями, независимо от форм собственности;

создает и упраздняет высшие и средние военно-учебные заведения, научно-исследовательские организации Вооруженных сил, военные кафедры высших учебных заведений, республиканские военные школы, военные представительства на предприятиях промышленности, а также утверждает положения об их деятельности;

утверждает положения о местных органах военного управления;

руководит гражданской и территориальной обороной;

организует разработку мобилизационных планов экономики, устанавливает министерствам, агентствам и организациям, независимо от форм собственности, задания по накоплению и сохранению мобилизационных резервов и мобилизационных мощностей в порядке, установленном законодательством Республики Казахстан;

утверждает положение о военно-транспортной обязанности министерств, агентств, организаций, независимо от форм собственности; см. Положение "О военно-транспортной обязанности в РК" утвержденное постановлением Правительства РК от 3 сентября 1996 г. № 1083

руководит мобилизационной подготовкой экономики, мобилизационным развертыванием и переводом ее на режим работы в условиях военного времени, издает нормативные акты военного времени;

устанавливает задания по подготовке и передаче в Вооруженные Силы, другие войска и воинские формирования средств транспорта, связи, других материально-технических средств при объявлении мобилизации и в военное время, возлагает иные мобилизационные задания;

организует контроль за экспортом оружия и военной техники, стратегических материалов, передовых технологий и продукции двойного назначения;

принимает решения о создании на территории Республики Казахстан оборонных объектов и порядке пользования ими;

устанавливает порядок передачи, сдачи в аренду, реализации и утилизации оружия, военной техники, оборонных объектов и другого военного имущества;

принимает решения по вопросам социальных и правовых гарантий военнослужащих, лиц, уволенных в запас или в отставку, их семей, а также семей военнослужащих, погибших (умерших), пропавших без вести или попавших в плен при выполнении служебных обязанностей;

устанавливает льготы для гражданского персонала Вооруженных Сил, других войск и воинских формирований Республики Казахстан;

утверждает качественные требования и порядок технической приемки продукции, изготовляемой по государственному оборонному заказу.

Абзац седьмой части второй статьи 16 изложен в новой редакции в соответствии с Законом Республики Казахстан от 5 апреля 1999 года № 360-1 (см. стар. ред.)

Статья 16 изложена в редакции Закона РК от 29.01.02 г. № 287-II (см. стар. ред.)

Статья 16. Полномочия Министерства обороны и функции Генерального штаба Вооруженных Сил Республики Казахстан

Министерство обороны Республики Казахстан является центральным исполнительным органом военного управления, проводящим единую военно-техническую политику в государстве и осуществляющим руководство Вооруженными Силами и оборонным строительством в Республике Казахстан.

В Министерстве обороны создается коллегия, численный и персональный состав которой утверждается министром обороны.

Руководство Вооруженными Силами в мирное время Министр обороны осуществляет через Генеральный штаб.

Министерство обороны:

разрабатывает предложения по вопросам военной политики государства;

проводит работу по разработке Военной доктрины, концепций строительства и развития Вооруженных Сил Республики Казахстан;

устанавливает структуру, штатную численность видов, родов войск Вооруженных Сил, а также штатную численность по подведомственным Министерству обороны государственным учреждениям в пределах утвержденных Президентом и Правительством Республики Казахстан лимитов штатной численности Вооруженных Сил, аппарата Министерства и подведомственных Министерству государственных учреждений;

разрабатывает Правила о порядке ведения воинского учета военнообязанных и призывников, Правила прохождения военной службы в Вооруженных Силах Республики Казахстан и службы в запасе;

организует и обеспечивает охрану и защиту воздушного пространства Республики Казахстан;

осуществляет разведывательную деятельность в целях обеспечения безопасности и обороны страны;

определяет оперативное предназначение и задачи видов Вооруженных Сил, родов войск и специальных войск, их применение во взаимодействии с другими войсками и воинскими формированиями Республики Казахстан, а также с вооруженными силами иностранных государств в соответствии с международными договорами, ратифицированными Республикой Казахстан;

организует и проводит мероприятия по поддержанию боевой и мобилизационной готовности Вооруженных Сил;

осуществляет руководство научно-исследовательскими, опытно-конструкторскими и другими работами, организует контроль за их качеством;

осуществляет инспектирование войск и контроль за расходом финансовых средств в Вооруженных Силах;

организует взаимодействие с органами государственного управления по вопросам обеспечения военной безопасности и обороны страны;

осуществляет контроль за деятельностью и качеством учебно-воспитательной работы военно-учебных заведений, военных кафедр гражданских учебных заведений;

участвует совместно с другими государственными уполномоченными органами в разработке планов гражданской и территориальной обороны;

осуществляет в соответствии с законодательством призыв граждан на военную службу (сборы) и увольнение в запас военнослужащих, выслуживших установленные сроки службы, а также призыв граждан по мобилизации в военное время и увольнение по демобилизации;

принимает участие в подготовке допризывной и призывной молодежи к военной службе;

осуществляет руководство воспитательной и социально-правовой работой в Вооруженных Силах;

разрабатывает предложения по расходам на оборону в проекте республиканского бюджета и определяет порядок расходования выделенных финансовых средств;

организует производство, капитальный ремонт и закупку вооружения, военной техники и снаряжения для Вооруженных Сил, а также строительство и ремонт военных объектов;

осуществляет заказ и финансирование производства и закупок преимущественно у отечественных товаропроизводителей продовольствия, вещевого и другого имущества для Вооруженных Сил;

принимает участие в разработке и выполнении государственных программ развития и конверсии оборонной промышленности, ликвидации продукции оборонного и двойного назначения;

осуществляет международное военное сотрудничество с военными ведомствами иностранных государств;

разрабатывает мероприятия по соблюдению законности и правопорядка в Вооруженных Силах и обеспечивает социальные и правовые гарантии военнослужащим, членам их семей и гражданскому персоналу;

издает в случаях, предусмотренных законодательством Республики Казахстан, нормативные правовые акты по вопросам обороны и контролирует их выполнение;

осуществляет иные необходимые полномочия по вопросам обороны и безопасности в соответствии с законодательством Республики Казахстан.

Генеральный штаб Вооруженных Сил Республики Казахстан является главным органом управления Вооруженными Силами государства в мирное и в военное время.

В мирное время Генеральный штаб:

координирует разработку планов строительства, развития Вооруженных Сил, других войск и воинских формирований Республики Казахстан;

осуществляет руководство оперативной, боевой и мобилизационной подготовкой войск;

организует и осуществляет оперативно-стратегическое планирование и взаимодействие Вооруженных Сил, других войск и воинских формирований, а также разрабатывает план оперативного оборудования территории страны в интересах обороны;

принимает участие в разработке плана оперативного применения и взаимодействия Вооруженных Сил, других войск и воинских формирований Республики Казахстан с вооруженными силами иностранных государств в соответствии с международными договорами, ратифицированными Республикой Казахстан.

В военное время Генеральный штаб является основным рабочим органом ставки верховного главнокомандующего Вооруженными Силами Республики Казахстан.

Начальник Генерального штаба является первым заместителем Министра обороны.

См.: постановление Правительства РК от 16 августа 2001 года № 1074 "Вопросы Министерства обороны Республики Казахстан".

В статью 17 внесены изменения в соответствии с Законом РК от 29.01.02 г. № 287-II (см. стар. ред.)

Статья 17. Полномочия министерств, агентств и организаций

Министерство экономики и торговли Республики Казахстан разрабатывает мобилизационный план, формирует и представляет на утверждение в Правительство Республики Казахстан проект государственного оборонного заказа, который предусматривает государственные нужды обороны и безопасности Республики Казахстан, а также экспорт вооружения, военной техники и других материальных средств в соответствии с межправительственными соглашениями и решениями Правительства Республики Казахстан.

Порядок формирования, утверждения и исполнения мобилизационного плана, государственных оборонных заказов устанавливается законодательством Республики Казахстан.

Министерства и агентства разрабатывают проекты планов:

выпуска и поставок вооружения и военной техники на текущий год и на военное время;

создания, развития и сохранения мобилизационных мощностей для производства вооружения, военной техники и другого военного имущества;

поставок продовольственных товаров и вещевого имущества для нужд обороны;

создания государственных и мобилизационных материальных резервов;

по объемам материально-технических ресурсов для нужд обороны на соответствующий плановый период. Совместно с Министерством обороны республики вносят указанные проекты и предложения в Правительство Республики Казахстан.

Министерства, агентства, организации несут ответственность в порученных отраслях экономики за поставку необходимой для нужд обороны продукции и осуществление других, возложенных на них задач в этой области.

Министерства, агентства, организации:

обеспечивают выполнение зданий по исследованиям, разработкам, испытаниям, производству и ремонту вооружения, военной техники, а также по поставкам материально-технических ресурсов, продовольственных товаров и вещевого имущества для нужд обороны;

руководят мобилизационной подготовкой отрасли, созданием, развитием и сохранением объектов мобилизационного назначения, мощностей по разработке, производству, выпуску и ремонту необходимой для нужд обороны продукции и обеспечивают накопление мобилизационных резервов;

осуществляют мероприятия по устойчивому функционированию отрасли в военное время, разрабатывают планы ее перевода на режим работы военного времени;

обеспечивают подготовку транспорта к работе в военное время, а также выполняют иные мобилизационные задания с объявлением мобилизации и в военное время;

организуют и проводят мероприятия гражданской и территориальной обороны и обеспечивают их выполнение подведомственными предприятиями, учреждениями и организациями;

участвуют в подготовке населения и территории республик к обороне, создают за счет собственных средств необходимую учебно-материальную базу для подготовки граждан к военной службе, осуществляют постоянный контроль за соблюдением законодательства Республики Казахстан по вопросам обороны;

выделяют подведомственным предприятиям, учреждениям и организациям необходимые ассигнования для выполнения оборонных мероприятий;

предоставляют без оплаты аэродромные сети воздушным судам Вооруженных Сил, других войск и воинских формирований по их заявкам.

SUB170006Организации оборонных отраслей промышленности, помимо задач, указанных в абзаце 2, представляют в Правительство Республики Казахстан и Министерство экономики и торговли Республики Казахстан предложения по обеспечению межотраслевой кооперации по научно-исследовательским и опытно-конструкторским работам, разработке и изготовлению сложных изделий вооружения и военной техники и по приоритетным направлениям межотраслевого и отраслевого развития промышленности в интересах обороны;

Осуществляют по назначению Правительства Республики Казахстан функции головных учреждений по производству вооружения и военной техники, выполнению комплексных программ развития науки, промышленности в интересах обороны.

Организации оборонных отраслей промышленности обязаны предусматривать в учредительном договоре (уставе) меры по осуществлению задач, указанных в статье 19 настоящего Закона.

В статью 18 внесены изменения в соответствии с Законом РК от 29.01.02 г. № 287-II

Статья 18. Полномочия местных представительных и исполнительных органов

Местные представительные и исполнительные органы несут ответственность за выполнение всеми подведомственными предприятиями, учреждениями, организациями, а также должностными лицами и гражданами законодательства об обороне Республики Казахстан.

Местные представительные и исполнительные органы в пределах своей компетенции:

организуют и контролируют выполнение мероприятий в области обороны и мобилизационных заданий;

предоставляют земли для нужд обороны и осуществляют контроль за их использованием и охраной воинскими частями, учреждениями, военно-учебными заведениями, предприятиями и организациями Вооруженных Сил, других войск и воинских формирований Республики Казахстан;

содействуют в размещении и расквартировании войск, обеспечивают на договорной основе поставку в приоритетном порядке воинским частям, учреждениям и организациям продукции производственно-технического назначения и продовольствия, производимых предприятиями местного подчинения, а также отвечают за бесперебойное снабжение водой, электро-и теплоэнергией, предоставление средств связи, коммунально-бытовых и других услуг;

руководят гражданской обороной на своей территории и отвечают за ее состояние;

участвуют совместно с органами военного управления в организации территориальной обороны;

предусматривают в местном бюджете и осуществляют расходы по проведению учетно-призывной и мобилизационной работы, возложенной на них законодательством Республики Казахстан;

поддерживают во взаимодействии с военными комиссариатами в надлежащем порядке памятники, военные кладбища и могилы воинов, оказывают помощь в захоронении погибших (умерших) военнослужащих;

проводят во взаимодействии с военными комиссариатами работу по воинскому учету допризывников, призывников и военнообязанных, подготовке и призыву граждан на военную службу и сборы, подготовке населения к выполнению конституционного долга по защите Республики Казахстан, к участию в гражданской обороне, по материальному, медицинскому и иному обеспечению проводимых оборонных мероприятий;

обеспечивают в установленном порядке жилыми помещениями военнослужащих, лиц, уволенных с военной службы, и членом их семей;

принимают меры по недопущению противоправных действий в отношении военных объектов, военных городков, военнослужащих, членов их семей в местах их проживания;

устанавливают и поддерживают связь с воинскими частями, дислоцирующимися на их территории, и принимают меры по улучшению культурно-просветительного, торгово-бытового и медицинского обеспечения военнослужащих и членов их семей, по трудоустройству членов семей военнослужащих и лиц, уволенных с военной службы.

В статью 19 внесены изменения в соответствии с Законом РК от 29.01.02 г. № 287-II (см. стар. ред.)

Статья 19. Деятельность организаций, независимо от форм собственности, по обеспечению обороны

Организации, независимо от форм собственности, в соответствии с законодательством Республики Казахстан:

в приоритетном порядке выполняют заявки государственных нужд обороны, договорные обязательства по созданию, производству, поставке и ремонту необходимых для обороны вооружений, техники и другого имущества, продукции производственно-технического назначения, продовольствия, электроэнергии, топлива, горюче-смазочных материалов, а также осуществляют подрядные работы и представляют коммунальные, бытовые услуги воинским частям;

создают своим работникам необходимые условия для выполнения ими воинской обязанности в соответствии с действующим законодательством;

обеспечивают создание, развитие и сохранение мобилизационных мощностей, а также накопление, освежение, хранение и неприкосновенность материальных ценностей мобилизационного резерва, установленных Правительством Республики Казахстан.

Раздел IV. Состояние войны, военное время, военное положение,

мобилизация

Статья 20. Состояние войны, военное время

Состояние войны объявляется Парламентом Республики Казахстан в случае военного нападения (агрессии) на республику или при необходимости выполнения международных договорных обязательств по совместной обороне от агрессии.

С объявлением состояния войны или началом боевых действий наступает военное время. Началом военного времени являются день и время объявления состояния войны или военного нападения (агрессии) на Республику Казахстан. Окончанием военного времени являются объявленный день и время прекращения военных действий.

В случае военного нападения (агрессии) на Республику Казахстан военное командование и органы государственной власти и управления, не ожидая объявления войны, обязаны принять все меры для отражения нападения (агрессии).

В статью 21 внесены изменения в соответствии с Законом РК от 29.01.02 г. № 287-II (см. стар. ред.)

Статья 21. Военное положение

Президент Республики Казахстан в случае агрессии против республики либо непосредственной внешней угрозы ее безопасности вводит на всей территории Республики или отдельных ее местностях военное положение, объявляет частичную или общую мобилизацию и незамедлительно информирует об этом Парламент Республики Казахстан.

В местностях, объявленных на военном положении, расширяются полномочия военного командования, к нему переходят все функции органов государственной власти и управления в области обороны и обеспечения общественного порядка, вводятся ограничения для населения, в деятельности предприятий и организаций. Режим военного положения определяется законом Республики Казахстан.

Статья 22. Мобилизация

С объявлением состояния войны или военного положения объявляется частичная или общая мобилизация, если она не объявлена ранее.

С объявлением мобилизации осуществляются мероприятия по мобилизационному развертыванию Вооруженных Сил, других войск и воинских формирований республики и отраслей экономики.

Порядок проведения мобилизации определяется законодательством Республики Казахстан.

Глава V. Экономическое обеспечение обороны

В статью 23 внесены изменения в соответствии с Законом РК от 29.01.02 г. № 287-II (см. стар. ред.)

Статья 23. Подготовка экономики к обеспечению обороны

Ответственность за подготовку экономики Республики Казахстан к обороне возлагается на Правительство Республики Казахстан.

В целях удовлетворения потребностей обороны создаются и используются: научно-технический потенциал, производственные мощности для проведения исследований и разработок, для производства и ремонта вооружения, военной техники и другой продукции оборонного назначения; материальные резервы. Кроме того, формируются системы финансового и материального обеспечения, цен, кредитов, экономических нормативов, льгот и санкций, а также порядок выполнения заказов и договоров по продукции оборонного назначения. Ведется подготовка трудовых ресурсов, экономики к работе в условиях военного времени.

Эта работа осуществляется заблаговременно в мирное время. В этих целях проводится комплекс мероприятий по мобилизационной подготовке и обеспечению устойчивого функционирования промышленности, сельского хозяйства, транспорта, связи, здравоохранения и других отраслей экономики. Разрабатываются документы, регламентирующие управление экономикой в военное время. Для планирования и контроля за подготовкой экономики к работе в военное время Правительством Республики Казахстан создаются военно-мобилизационные органы в министерствах, агентствах, организациях.

Статья 24. Научно-исследовательская деятельность и подготовка кадров

В целях обеспечения потребности обороны научно-исследовательскими учреждениями военного профиля осуществляются фундаментальные исследования в области военного дела, а также конкретные разработки и внедрение новых видов вооружений.

Подготовка и переподготовка военных кадров осуществляется в военных и гражданских учебных заведениях, а также за рубежом на основе международных договоров.

См.: Положение о государственном учреждении "Военная академия Вооруженных Сил Республики Казахстан".

В статью 25 внесены изменения в соответствии с Законом РК от 29.01.02 г. № 287-II (см. стар. ред.)

Статья 25. Финансовое обеспечение

Финансирование Вооруженных Сил, других войск и воинских формирований, а также затрат на разработку, производство, реализацию, ремонт и приобретение вооружений, военной техники, продукции производственно-технического назначения, капитального строительства, пенсионного обеспечения, обязательного государственного личного страхования военнослужащих осуществляется централизованно через соответствующие министерства и агентства Республики Казахстан за счет и в пределах средств, предусмотренных в республиканском и местном бюджетах и утвержденных Парламентом Республики Казахстан и маслихатами.

Финансирование военных объектов совместного использования с государствами Содружества, дислоцированных на территории Республики Казахстан, проводится за счет средств долевого участия, оговоренных специальными соглашениями и договорами.

В статью 26 внесены изменения в соответствии с Законом РК от 29.01.02 г. № 287-II (см. стар. ред.)

Статья 26. Материально-техническое обеспечение

Государство обеспечивает материальные потребности обороны и оснащает Вооруженные Силы, другие войска и воинские формирования Республики Казахстан всем необходимым для вооруженной защиты республики.

Материально-техническое обеспечение Вооруженных Сил, других войск и воинских формирований осуществляется в приоритетном порядке на основе заказов на поставку продукции для государственных нужд и межгосударственных соглашений на разработку, производство, поставку и обеспечение продукцией производственно-технического назначения, включая вооружение и военную технику, а также вещевым имуществом, продовольствием, медицинской техникой и медпрепаратами, другими материальными средствами.

Порядок формирования государственного оборонного заказа, его материально-техническое и финансовое обеспечение и условия закупки определяются законодательными актами Республики Казахстан. Министерства, агентства и другие государственные органы, организации не вправе уклоняться от исполнения государственного оборонного заказа.

Отдельные вопросы оборонного заказа см. в Законе Республики Казахстан от 19 января 2001 г. № 146-II "О государственном оборонном заказе".

В статью 27 внесены изменения в соответствии с Законом РК от 29.01.02 г. № 287-II (см. стар. ред.)

Статья 27. Использование имущества в интересах обороны

Военные объекты и сооружения, все виды вооружения, военной техники, боеприпасы и другое военно-техническое имущество являются республиканской собственностью, находятся в оперативном управлении Вооруженных Сил, других войск и воинских формирований Республики Казахстан, которые на основании и в пределах, установленных законодательством, осуществляют права владения, пользования и распоряжения ими.

Имущество, являющееся государственной собственностью и закрепленное за организациями отраслей экономики на праве оперативного управления, хозяйственного ведения и предназначенное для обеспечения нужд обороны и выполнения мобилизационных заданий, не может переходить в собственность трудовых коллективов и служить объектом купли-продажи. Указанное имущество может быть передано в аренду с согласия собственника.

Оборонные объекты на территории Республики Казахстан, не используемые Вооруженными Силами, другими войсками и воинскими формированиями Республики Казахстан в мирное время, подлежат консервации за счет их владельцев и могут быть переданы (в том числе в аренду) местным исполнительным органам во временную эксплуатацию, а также организациям других государств Содружества Независимых Государств на основе специальных соглашений между правительствами заинтересованных государств. Оборонные объекты, надобность в которых отпала, могут быть проданы.

Порядок передачи (продажи) указанных в настоящей статье имущества и оборонных объектов устанавливается Правительством Республики Казахстан.

Объекты и имущество, не являющиеся государственной собственностью, в военное время при необходимости могут использоваться для обеспечения нужд обороны и выполнения мобилизационных заданий в порядке, устанавливаемом законодательством Республики Казахстан.

В статью 28 внесены изменения в соответствии с Законом РК от 29.01.02 г. № 287-II (см. стар. ред.)

Статья 28. Предоставление земли, передача зданий, сооружений, объектов и другого имущества для нужд обороны

Земля для нужд обороны предоставляется за плату в порядке, предусмотренном законодательством Республики Казахстан.

Предоставленные для размещения и постоянной деятельности воинских частей, учреждений, военно-учебных заведений, и иных организаций земельные участки находятся во владении и пользовании Вооруженных Сил, других войск и воинских формирований Республики Казахстан.

Убытки, причиненные землевладельцам и землепользователям в связи с изъятием земель для нужд обороны, возмещаются в полном объеме.

Возмещение потерь сельскохозяйственного производства при изъятии земель для нужд обороны решается в каждом конкретном случае Правительством Республики Казахстан в процессе оформления отвода земель.

При пользовании землями, предоставленными для нужд обороны, Вооруженные Силы, другие войска и воинские формирования обязаны соблюдать законодательство Республики Казахстан, а при передислокации и перемещении проводят за свой счет рекультивацию освобождаемых земель.

Для нужд обороны могут передаваться военным ведомствам здания, сооружения, различные объекты и другое имущество, а также может производиться их возврат в порядке, установленном законодательством Республики Казахстан.

Порядок предоставления во владение и пользование земель, движимого и недвижимого имущества военных объектов Республики Казахстан, в том числе передаваемых в аренду воинским формированиям других государств, определяется международными договорами.

Раздел VI. Обязанности и права граждан в области обороны

В статью 29 внесены изменения в соответствии с Законом РК от 29.01.02 г. № 287-II (см. стар. ред.)

Статья 29. Обязанности граждан в области обороны

Защита Республики Казахстан и служба в Вооруженных Силах, других войсках и воинских формированиях Республики Казахстан являются священным долгом и обязанностью каждого ее гражданина.

Граждане обязаны оберегать интересы Республики Казахстан, укреплять ее могущество, готовить себя к защите Республики Казахстан и выполнять всеобщую воинскую обязанность, принимать участие в мероприятиях гражданской обороны и выполнять в интересах обороны иные обязанности, предусмотренные законодательными актами Республики Казахстан. За уклонение от военной службы граждане Республики Казахстан несут ответственность в установленном Законом порядке. См. Уголовный кодекс РК.

В статью 30 внесены изменения в соответствии с Законом РК от 29.01.02 г. № 287-II

Статья 30. Права граждан в области обороны

Граждане Республики Казахстан, участвующие в обеспечении обороны Республики Казахстан, обладают социально-экономическими, политическими и личными правами и свободами, предусмотренными законодательством для граждан Республики Казахстан, с изъятиями и ограничениями, обусловленными особенностями исполнения оборонных обязанностей. Государство гарантирует военнослужащим надлежащие условия для выполнения своего воинского долга по защите Республики Казахстан, устанавливает порядок прохождения военной службы.

Граждане других государств и лица без гражданства, проживающие в Республике Казахстан, имеют право нести военную службу в интересах Республики Казахстан в соответствии с международными договорами, ратифицированными Республикой Казахстан.

Запрещается ограничивать или лишать лиц, указанных в настоящей статье, прав и свобод, предусмотренных законодательством Республики Казахстан. Лица, виновные в этом, привлекаются к ответственности.

Раздел VII. Гражданская оборона, территориальная оборона

Статья 31. Гражданская оборона

Гражданская оборона Республики Казахстан является составной частью общегосударственных оборонных мероприятий и предназначена для осуществления в мирное и военное время мероприятий по защите населения и экономики республики от последствий стихийных бедствий, крупных аварий, катастроф и применения агрессором современных средств поражения, а также для проведения спасательных и других неотложных работ в районах возникновения чрезвычайных ситуаций и в очагах поражения.

Задачи, организация и порядок ликвидации последствий чрезвычайных ситуаций определяются законодательством Республики Казахстан.

См. Закон Республики Казахстан от 7 мая 1997 года № 100-1 "О гражданской обороне".

Статья 32. Территориальная оборона

Территориальная оборона организуется Правительством Республики Казахстан и осуществляется в целях защиты участков государственной границы, важных объектов и коммуникаций на территории Республики Казахстан, борьбы с десантами и диверсионными силами в случае агрессии, а также поддержания режима военного положения.

Задачи, организация и порядок взаимодействия сил и средств территориальной обороны определяются Верховным Главнокомандующим Республики Казахстан.

Раздел VIII. Заключительные положения

Статья 33. Международное право и оборона Республики Казахстан

При организации и осуществлении обороны Республика Казахстан соблюдает нормы международного права, договоры и соглашения, участником которых она является.

Сотрудничество Республики Казахстан с другими государствами по обеспечению совместной обороны от агрессии, поддержанию международного мира и безопасности строится в соответствии с положениями Устава Организации Объединенных Наций о праве на индивидуальную и коллективную оборону.

В статью 34 внесены изменения в соответствии с Законом РК от 29.01.02 г. № 287-II

Статья 34. Ответственность за нарушение законодательства Республики Казахстан об обороне

За неисполнение государственными органами и организациями, независимо от форм собственности, законодательства об обороне Республики Казахстан их руководители и другие должностные лица, а также граждане за невыполнение своих обязанностей по обеспечению обороны несут ответственность в порядке, установленном законодательством Республики Казахстан.

Действия, препятствующие выполнению воинскими частями, подразделениями, военнослужащими возложенных на них обязанностей, подстрекательства и сопротивление им, публичное оскорбление и клевета на Вооруженные Силы, другие войска и воинские формирования Республики Казахстан, а также надругательство над воинскими символами, памятниками, кладбищами погибших (умерших) воинов влекут ответственность в порядке, устанавливаемом законодательством Республики Казахстан.