Доступ

Для того чтобы поставить документ на контроль, вам нужно авторизоваться.Если у вас нет логина и пароля, зарегистрируйтесь

Постановление Правительства Республики Казахстан от 15 июля 2022 года № 482 «Об утверждении Концепции инвестиционной политики Республики Казахстан до 2026 года» (утратило силу)

Постановление Правительства Республики Казахстан от 15 июля 2022 года № 482
Об утверждении Концепции инвестиционной политики Республики Казахстан до 2026 года

 

Утратило силу в соответствии с постановлением Правительства РК от 18 октября 2024 года № 868

 

Правительство Республики Казахстан ПОСТАНОВЛЯЕТ:

1. Утвердить прилагаемую Концепцию инвестиционной политики Республики Казахстан до 2026 года (далее - Концепция).

2. Центральным государственным органам, местным исполнительным органам и заинтересованным организациям (по согласованию) обеспечить своевременное выполнение мероприятий, предусмотренных Планом действия Концепции, и по итогам года, не позднее 15 апреля, представлять информацию о ходе их реализации в Министерство национальной экономики Республики Казахстан.

3. Министерству национальной экономики Республики Казахстан по итогам года, не позднее 1 июня, представлять в Правительство Республики Казахстан сводную информацию о ходе реализации Концепции.

4. Признать утратившими силу некоторые решения Правительства Республики Казахстан согласно приложению к настоящему постановлению.

5. Контроль за исполнением настоящего постановления возложить на Министерство национальной экономики Республики Казахстан.

6. Настоящее постановление вводится в действие со дня его подписания.

 

 

Премьер-Министр

Республики Казахстан

 

А. Смаилов

 

Утверждена

постановлением Правительства

Республики Казахстан

от 15 июля 2022 года № 482

 

 

Концепция инвестиционной политики Республики Казахстан до 2026 года

 

1. Паспорт

2. Анализ текущей ситуации

2.1. Прямые иностранные инвестиции

2.2. Глобальные и региональные тенденции мировых потоков прямых иностранных инвестиций, а также обзор мировых трендов в области инвестиционной политики

2.3. Инвестиции в основной капитал

2.4. Анализ действующей системы и государственной политики в области привлечения инвестиций

2.5. Основные проблемы и тенденции

3. Обзор международного опыта

4. Видение инвестиционного развития

5. Основные принципы и подходы развития

Направление 1. Дальнейшее развитие инвестиционной экосистемы

Направление 2. Содействие росту инвестиционной активности частного сектора

Направление 3. Раскрытие инвестиционного потенциала экономики

6. Целевые индикаторы и ожидаемые результаты

7. План действий по реализации Концепции инвестиционной политики Республики Казахстан до 2026 года

 

 

1. Паспорт

 

 

Наименование

Концепция инвестиционной политики Республики Казахстан до 2026 года

Основание для разработки

1. Послание Президента Республики Казахстан - Лидера Нации Н.А. Назарбаева народу Казахстана от 14 декабря 2012 года «Стратегия «Казахстан-2050»: новый политический курс состоявшегося государства».

2. Программа Президента Республики Казахстан от 20 мая 2015 года «План нации - 100 конкретных шагов».

3. Указ Президента Республики Казахстан от 15 февраля 2018 года № 636 «Об утверждении Национального плана развития Республики Казахстан до 2025 года и признании утратившими силу некоторых указов Президента Республики Казахстан».

4. Указ Президента Республики Казахстан от 26 февраля 2021 года № 520 «Об общенациональных приоритетах Республики Казахстан до 2025 года».

5. Поручение Президента Республики Казахстан К.К. Токаева, данное на пленарном заседании Мажилиса Парламента Республики Казахстан от 11 января 2022 года.

Государственный орган, ответственный за разработку и реализацию, а также государственные органы, ответственные за реализацию Концепции

Министерства национальной экономики, иностранных дел, индустрии и инфраструктурного развития, сельского хозяйства, энергетики, цифрового развития, инноваций и аэрокосмической промышленности, культуры и спорта, просвещения, науки и высшего образования, экологии, геологии и природных ресурсов, труда и социальной защиты населения, здравоохранения, торговли и интеграции, акиматы областей, городов Нур-Султана, Алматы и Шымкента.

Сроки реализации

2022 - 2026 годы

 

 

2. Анализ текущей ситуации

 

2.1. Прямые иностранные инвестиции

По данным Национального Банка за 2010-2020 годы валовый приток ПИИ в Казахстан составил порядка 249 млрд долл. США, из них 30,4 % или 75,6 млрд долл. США приходится на нефтегазовый сектор, 23 % или 42,1 млрд долл. США - на добычу металлических руд и развитие металлургии. В обрабатывающую промышленность привлечено 39,4 млрд долл. США или 15,8 % от всех ПИИ).

В процессе привлечения инвестиций в экономику страны активно участвуют АО «ФНБ «Самрук-Қазына», АО «НУХ «Байтерек», Фонд прямых инвестиций, МФЦА и другие. В результате с 2015 года в перерабатывающих секторах экономики реализовано 12 проектов транснациональных компаний на 967 млн долл. США с созданием порядка 3,5 тыс. рабочих мест, а совместно с «якорными инвесторами» в таких секторах экономики как логистика, газохимия и металлургия реализовано 5 проектов на 412 млн долл. США с созданием 690 рабочих мест.

Механизм государственно-частного партнерства способствует привлечению инвестиций в социальную инфраструктуру (к примеру, строительство автодорог, оптово-распределительных центров, широкополосного доступа к сети интернет в селах и другие).

В то время, когда во всём мире действовали карантинные ограничения, было приостановлено производство, закрывались границы, в Казахстане были приняты своевременные меры по недопущению «заморозки» проектов и привлечению новых инвесторов. Так, по данным Министерства иностранных дел, в 2020 году реализован 41 инвестиционный проект с иностранным участием на общую сумму 1,6 млрд долл. США, созданием более чем 7 тысяч рабочих мест.

Несмотря на глобальный кризис, Казахстан остается привлекательным для прямых иностранных инвестиций и является безусловным лидером по притоку иностранных инвестиций в Центрально-Азиатском регионе. Однако, чтобы сохранить и укрепить данное положение в текущих геоэкономических и геополитических условиях Казахстану необходимо активно действовать на опережение в борьбе за иностранные инвестиции и создавать для инвесторов наиболее оптимальные условия. Вместе с тем сегодня отмечается сравнительно низкая доля реинвестированных доходов в общем притоке ПИИ в Казахстан (15% за 2005-2020 годы). В мире данный показатель составляет 30-35 %.

2.2. Глобальные и региональные тенденции мировых потоков прямых иностранных инвестиций, а также обзор мировых трендов в области инвестиционной политики

Пандемия коронавируса ухудшила перспективы мировой торговли и инвестиций. По причине сохраняющихся ограничений, связанных с распространением пандемии, и, как следствие, произошедшего снижения глобального спроса на фоне роста протекционистских настроений происходит сокращение общего объема мировых потоков ПИИ. За 2015-2019 годы мировые потоки прямых иностранных инвестиций сократились на 27,1% (с 2 трлн до 859,0 млрд долл. США). В 2020 году снижение ПИИ продолжилось - 42,3 % к 2019 году (с 1,5 трлн долл. США до 859 млн долл. США).

Среди ключевых мировых трендов в области инвестиционной политики можно выделить следующие.

Принятие решения об инвестировании на основе применения ESG-критериев, несоблюдение которых может привести к закрытию рынков капитала для целых стран и отдельных компаний. Правительства стран активно разрабатывают национальные стратегии ESG и оценивают риски и возможности, возникающие в связи с растущим глобальным влиянием повестки ESG.

Ужесточение углеродного регулирования. В обозримом будущем политика усиления углеродного регулирования может создать серьезные проблемы для стран, которые имеют высокий уровень выбросов парниковых газов. Влияние будет ощущаться во всех звеньях производственно-сбытовой цепи.

Рост мер по установлению новых ограничений и усилению регулирования, а также снижение мер по либерализации. За 2015-2019 годы в мире было введено 588 мер инвестиционной политики (в среднем 50 стран ежегодно). При этом в долевом соотношении меры по либерализации снизились на 13 %, в то время как меры по ужесточению выросли на 5 %. Особенно данная тенденция усилилась в 2020 году. Так, из принятых 96 инвестиционных мер 45 % относились к усилению регулирования. Ряд развивающихся стран открыл доступ к экономическим секторам, прежде не доступным для иностранного инвестирования, в том числе через инструменты приватизации и государственно-частного партнерства.

Усиление работы по установлению стабильности инвестиционного законодательства. Из 108 стран мира 27 включают положения о защите инвесторов от возможных изменений в законах и нормативных актах, большая часть которых находится в странах с переходной экономикой.

Продолжение реформы международных инвестиционных соглашений (далее - МИС) старого поколения. Происходит постепенное обновление МИС. С 2018 года ежегодное число прекращенных МИС превышает число новых. Почти все новые МИС содержат такие положения, как ориентация на устойчивое развитие, сохранение возможностей регулирования (сохранение регулятивного пространства государства), а также изменения или изъятия, касающиеся механизма урегулирования инвестиционных споров. Несмотря на замедление заключений МИС в 2020 году процесс продолжается.

Осуществление инвестиций в реализацию целей устойчивого развития (далее - ЦУР). Более 150 стран приняли национальные стратегии устойчивого развития или пересмотрели имеющиеся планы развития с учетом ЦУР. Около половины государств - членов ООН имеют конкретные инструменты содействия инвестированию в ЦУР.

2.3. Инвестиции в основной капитал

По данным Бюро национальной статистики Агентства по стратегическому планированию и реформам Республики Казахстан инвестиции в основной капитал (далее - ИОК) с 2010 года выросли с 4,7 до 12,3 трлн тенге. Однако доля ИОК в ВВП страны практически не меняется и составляет порядка 16-18 %.

Несмотря на устойчивый рост инвестиций в основной капитал большинство отраслей экономики, кроме добывающих, испытывают дефицит средств для финансирования инвестиционных проектов. Об этом свидетельствуют высокий уровень износа основных средств и недостаточная диверсификация привлекаемых инвестиций. Устаревание по отдельным отраслям достигает 50-70 %. Основной инвестиционноёмкой отраслью остается горнодобывающая промышленность, на долю которой с 2010 года в среднем приходится 34 % от общего объема инвестиций.

2.4. Анализ действующей системы и государственной политики в области привлечения инвестиций

Сегодня в Казахстане принимаются меры по развитию инвестиционной деятельности на территории республики, сформирована правовая база (Предпринимательский кодекс, Закон Республики Казахстан «О специальных экономических и индустриальных зонах», Кодекс «О недрах и недропользовании», налоговое, таможенное и земельное законодательство).

Создана и функционирует многоуровневая инфраструктура поддержки инвесторов путем налаживания с ними открытого и конструктивного диалога, особое внимание уделяется созданию открытых, стабильных и предсказуемых условий для привлечения инвестиционного капитала.

В Казахстане действуют 13 специальных экономических зон и 36 индустриальных зон, которые освобождают инвесторов от различных видов налогов и таможенных пошлин. СЭЗы предоставляют участок земли, доступ к установленной инфраструктуре.

Функционирует Международный финансовый центр «Астана», одной из задач которого является содействие в привлечении инвестиций в экономику страны на принципах права Англии и Уэльса и стандартах международных финансовых центров.

Для решения точечных и системных проблемных вопросов инвесторов функционируют Совет иностранных инвесторов при Президенте Республики Казахстан, Совет по улучшению инвестиционного климата, Совет по вопросам привлечения инвесторов под председательством Премьер-Министра Республики Казахстан. Функции Инвестиционного омбудсмена возложены на Премьер-Министра Республики Казахстан.

Национальная компания в области привлечения инвестиций в рамках выстроенной трехуровневой системы с зарубежными и региональными представителями исполняет функцию «единого переговорщика» от имени Правительства с целевыми транснациональными компаниями и крупными инвесторами, а также обеспечивает полный спектр услуг по сопровождению инвестиционных проектов от идеи до реализации по принципу «одного окна».

Вместе с тем предыдущий опыт реализации стратегических программных документов в сфере инвестиций и происходящие изменения в глобальной конкурентной среде диктуют необходимость дальнейшего совершенствования действующей системы и государственной политики в области привлечения и удержания инвестиций.

SWOT-анализ выявил следующие аспекты, влияющие на эффективность привлечения инвестиций.

Сильные стороны:

1. Повышенное внимание со стороны государства к вопросу привлечения инвестиций в рамках реализуемой государственной политики.

2. Благоприятный деловой климат.

3. Высокая инвестиционная привлекательность страны вследствие обладания значительной минерально-сырьевой базой.

4. Выгодное географическое положение Казахстана с доступом к крупным потребительским рынкам ЕАЭС, Центральной Азии, Китая и Индии.

5. Наличие системы институтов развития, направленных на содействие привлечению инвестиций в экономику страны.

Слабые стороны:

1. Невысокий уровень доверия инвесторов к судебной системе.

2. Недостаточная эффективность государственных инвестиций.

3. Недостаточно эффективное межведомственное взаимодействие между различными государственными органами и институтами развития в рамках работы по привлечению и удержанию инвестиций.

4. Недостаточно развитая система информационной и коммуникационной поддержки инвесторов.

5. Отсутствие политики по защите и продвижению внешних инвестиций.

6. Недостаточно развитая инфраструктура для инвесторов (транспортно-логистическая, производственная, инженерная, торговая инфраструктура).

7. Высокая степень износа основных фондов в экономике и как следствие высокий уровень издержек и низкая производительность труда.

8. Несовершенство инвестиционного законодательства.

9. Низкое вовлечение инвесторов в процесс разработки и обсуждения законопроектов и иных документов регулирования.

10. Валютные риски для инвесторов.

Возможности:

1. Дальнейшая либерализация в стране инвестиционного режима, укрепление положительного инвестиционного имиджа страны на мировых рынках капитала.

2. Пересмотр действующих инвестиционных соглашений с учетом структурных изменений мировой экономики и экономики Казахстана.

3. Реализация проектов, способствующих поэтапному переходу к «зеленой» экономике и развитию цифровых технологий.

4. Реализация проектов, ориентированных на рынки ЕАЭС, в частности, России и стран Центральной Азии.

5. Создание отдельных мер стимулирования под инвестиционные проекты, соответствующие целям устойчивого развития.

6. Применение площадки МФЦА, в том числе его права и механизмов для разрешения инвестиционных споров.

Угрозы:

1. Снижение инвестиционной привлекательности страны в результате политической нестабильности.

2. Истощение минерально-сырьевой базы.

3. Снижение инвестиционной привлекательности природных ресурсов Казахстана в результате перехода стран к углеродной нейтральности.

4. Низкая инвестиционная активность внутренних инвесторов и снижение притока иностранного капитала.

5. Сохранение высоких рисков в экономике из-за структурных дисбалансов экономики и направленности инвестиций.

6. Утрата существующих конкурентных преимуществ и промышленного потенциала страны из-за сокращения темпов роста и (или) низких объемов инвестиций в основной капитал, а также прямых иностранных инвестиций.

7. Обострение глобальной конкуренции за инвестиции, в том числе со стороны соседних стран, и как следствие возможный переток иностранных инвестиций из Казахстана.

Неучет вышеприведенных слабых сторон может привести к реализации в дальнейшем выявленных потенциальных угроз для привлечения инвестиций. В тоже время эффективное использование указанных сильных сторон может привести к реализации имеющихся возможностей.

В целом Правительство Казахстана последовательно реализует реформы по устранению административных и законодательных барьеров, препятствующих развитию инвестиционных процессов и тем самым ухудшающих инвестиционный климат в стране. Это подтверждают и опросы инвесторов, которые указывают, что в данной сфере за последние годы отмечается прогресс. Однако ряд проблем сохраняется до сих пор.

2.5. Основные проблемы и тенденции

К основным проблемам, сдерживающим привлечение инвестиций в экономику страны, можно отнести:

1. Государственное регулирование и управление:

вмешательство государства в экономику (ценообразование, монополизация, высокая доля присутствия квазигосударственного сектора, требования о казахстанском содержании;

низкое доверие инвесторов к судебной системе и правоохранительным органам, в том числе слабая защита ими частного капитала (высокий риск конфискации);

недостаточно развитая конкуренция, включая административные барьеры для бизнеса, ограничивающие доступ на конкурентные рынки для широкого круга предпринимателей;

недостаточная эффективность государственных инвестиций (нарушения в объеме 224,2 млрд тенге по итогам 5 государственных программ (2020 г.), из них финансовые нарушения - 9,9 млрд тенге, неэффективное планирование и использование бюджетных средств - 214,3 млрд тенге);

недостаточно эффективное межведомственное взаимодействие между различными госорганами и институтами развития;

чрезмерная бюрократия (затягивание сроков выделения средств, получения документов в различных инстанциях на местном уровне);

отсутствие политики по защите и продвижению внешних инвестиций, в том числе направленных на достижение целей ESG повестки;

недостаточно развитая система информационной и коммуникационной поддержки инвесторов.

2. Проблемы факторов производства:

недостаточно развитая инженерная инфраструктура и отсутствие готовых промышленных помещений;

недостаток доступных земельных ресурсов (зачастую лучшие земельные участки уже выкуплены);

нехватка доступных финансовых ресурсов для развития инвестиционного потенциала и их слабое разнообразие;

устаревание основных фондов (увеличение изношенности основных фондов - с 34,2 % до 42,8 % (2016-2020 гг.);

нехватка квалифицированной рабочей силы;

низкая критическая масса индустриальных предпринимателей в обрабатывающей промышленности;

отсутствие цифровой платформы, способствующей объединению промышленности и связанных с ней структур (обучение, логистика, сбыт, стандарты и т.д.).

3. Правовое регулирование:

несовершенство инвестиционного законодательства (неоднозначные трактовки норм, частое внесение изменений и дополнений);

низкое вовлечение инвесторов в процесс разработки и обсуждения законопроектов и иных документов регулирования.

4. Структурные проблемы:

недиверсифицированная структура инвестиций в основной капитал и ПИИ в разрезе отраслей и регионов;

небольшая емкость внутреннего потребительского рынка (согласно данным Всемирного банка, данный фактор входит в топ 6 из 15 факторов, на которые инвесторы обращают внимание. Исследованиями подтверждается наличие корреляции между количеством реализуемых проектов ПИИ и численностью населения. Казахстан с его огромной территорией обладает численностью лишь 19,1 млн человек.

барьеры тарифного и нетарифного регулирования стран-партнеров;

валютные риски для инвесторов;

отсутствие страновых стандартов ESG, включая систему углеродного регулирования.

 

 

3. Обзор международного опыта

 

Анализ мирового опыта привлечения ПИИ показывает, что набор стимулов в разных странах различается.

К примеру, во Франции, которая уже более 15 лет сохраняет первенство в Европе по размещению на своей территории иностранных промышленных проектов. Иностранные инвесторы отдают предпочтение Франции для реализации своих проектов. Франция обладает целым рядом преимуществ, обеспечивающих ее престиж: дружественная, восприимчивая к иностранцам бизнес-среда, доступ к европейскому рынку, высококачественная инфраструктура транспорта и связи, квалифицированная и производительная рабочая сила, стабильная экономика без резких скачков инфляции и колебаний, налоговые и другие стимулы для инвесторов, качественные банковские и сопутствующие услуги.

В Республике Корея последовательно осуществляются меры по улучшению предпринимательского климата. Среди них - строительство дорог и инфраструктуры, создание зон свободной торговли, свободных экономических зон, зон иностранного инвестирования, зон беспошлинной торговли, индустриальных комплексов. Кроме того, в Корее создана мощная правовая база, направленная на поддержку и стимулирование иностранных инвестиций. Однако при этом также существует достаточно жесткий механизм отбора иностранных инвестиций для предотвращения утечки ключевых национальных технологий.

Активное участие в международном движении капитала принимает Австрия. Ее стратегической задачей продолжает оставаться повышение привлекательности Австрии и ее столицы Вены как одного из международных центров экономической, финансовой и предпринимательской активности для вложений австрийских и иностранных капиталов. Австрия становится наиболее удобной для бизнеса страной в континентальной Европе. Она располагает не только необходимой производственной инфраструктурой и квалифицированными кадрами, но также наиболее низкой арендной платой и наивысшим уровнем качества жизни. Основной принцип государственной политики Австрии в области инвестиций - предоставление предприятиям свободы выбора направлений инвестирования и источников их финансирования. Иностранным инвестициям на условиях взаимности в Австрии предоставляется национальный режим с расширенными требованиями к предварительному одобрению ПИИ (Закон Республики Казахстан «О контроле за инвестициями»). Государственное стимулирование инвестиционной деятельности осуществляется не только путем прямого бюджетного финансирования, но и через систему специальных фондов, а также в рамках федеральных и региональных программ.

В США принят и реализуется Закон «Оптимизация инвестиций в целях развития», который должен дополнить цели содействия развитию и способствовать реализации внешнеполитических интересов США. Данный Закон позволяет применять более надёжные и гибкие инвестиционные инструменты, предоставлять техническую помощь и усиливать надзор за проектами развития. В соответствии с Законом функционирует Международная финансовая корпорация развития (International Development Finance Corporation), деятельность которой направлена на увеличение объёма денежных средств, доступных для вложений бизнеса США в страны с низким и средним уровнем дохода.

Штатам и местным органам власти предоставлена исключительная самостоятельность в экономическом развитии «своей» территории, поддержании местного бизнеса, а также экспорта, привлечении иностранного капитала и соответственно контроле за иностранным инвестором, предоставлении фискальных мер стимулирования.

Также примечателен опыт по привлечению инвестиций в соседних Китае и Узбекистане, где наблюдается активизация работы в данном направлении и реализуются следующие меры.

Китай:

открытие страны для иностранных инвестиций за счет сокращения «черного списка» в некоторых областях и ослабления регулятивного бремени на вход предприятий с иностранным финансированием («14-й пятилетний (2021- 2025 гг.) план использования иностранного капитала»);

меры по ограничению и продвижению инвестиций: устанавливаются сектора с ограничениями для иностранных инвесторов, оптимизируется процесс регистрации предприятий с иностранным капиталом (новый Закон «Об иностранных инвестициях и подзаконные акты о его применении»);

новый механизм рассмотрения жалоб организаций с иностранными инвестициями (расширен список жалоб);

освобождение от пошлины для иностранных инвестиций в стимулируемые отрасли;

отмена специальных административных мер для доступа иностранных инвестиций в порт свободной торговли Хайнань.

Узбекистан:

новый Закон «Об инвестициях и инвестиционной деятельности» и новые льготы для инвесторов:

специальные положения инвестиционных соглашений, касающиеся борьбы с коррупцией и антимонопольного законодательства;

дополнительные льготы при инвестировании в приоритетные отрасли, предоставляемые в индивидуальном порядке;

инвестиционные субсидии, связанные с финансированием строительства внешних инженерных сетей и сетей связи;

создание единого окна Министерства инвестиций и внешней торговли;

новый Закон «О специальных экономических зонах»;

сокращение числа разрешительных документов и лицензий;

создание Госкомиссии по развитию экспорта и инвестиций;

упрощение валютных операций;

создание новой свободной экономической зоны для сельскохозяйственного производства и экспорта;

регулирование международных коммерческих споров (новый Закон «О международном коммерческом арбитраже»);

снижение налогов на недропользование и освобождение от таможенных пошлин на оборудование, материально-технические ресурсы и специальное оборудование, не производимые в стране.

В свою очередь у Франции Казахстан мог бы позаимствовать открытость рынка для иностранных инвесторов, у Кореи - разборчивость в привлечении потенциальных инвесторов и при отборе иностранных инвестиций, у США - обеспечение высокого уровня притока инвестиций в экономику страны посредством гибкой и в то же время четко согласованной региональной и государственной политики, у Австрии - стимулирование инвестиций, в том числе через систему специальных фондов, у Китая и Узбекистана - эффективную льготную политику по привлечению инвестиций в приоритетные отрасли экономики.

Кроме того, в последнее время в мировую инвестиционную практику все более прочно входит интеграция вопросов ESG. В мировой практике на государственном уровне используются 3 основных способа продвижения ESG-повестки:

1. Принятие ESG-принципов в рамках государственных операций и услуг (в основном по пенсионным фондам).

2. Внедрение политик и правил ESG.

3. Включение факторов ESG в решения по государственным активам и обязательствам.

Европейский центральный банк, а также Федеральная резервная система США ввели климатическое стресс-тестирование для крупных финансовых институтов - оценка подверженности климатическим изменениям. Китай в настоящее время также внедряет риск изменения климата в стресс-тестирование финансовых учреждений и финансовой системы. Австралия находится в процессе завершения работы над руководством по инвестициям в отношении климатических рисков.

ОЭСР и Всемирный банк рекомендуют правительствам стран (а именно надзорным органам) способствовать повышению актуальности и прозрачности отчетности для раскрытия ESG. Кроме того, международные организации обращают внимание на необходимость введения руководящих принципов, позволяющих банкам расширять интеграцию ESG и проводить комплексную проверку при кредитовании.

 

 

4. Видение инвестиционного развития

 

Государственная инвестиционная политика будет направлена на содействие устойчивому развитию экономики страны путем привлечения качественных иностранных и внутренних инвестиций, и как следствие рост экономической активности и доходов населения, в том числе путем создания новых рабочих мест за счет реализации инвестиционных проектов.

Политика привлечения инвестиций будет пересмотрена с учётом требований ESG, глобального энергетического и технологического перехода.

Будет рассмотрена возможность задействования потенциала МФЦА в вопросе привлечения инвестиций, в частности, посредством повышения привлекательности отечественных инвестиционных проектов за счет внедрения и применения к ним принципов ESG.

Акцент будет сделан на привлечение частных инвестиций путем обеспечения благоприятного «режима» инвестиционной деятельности как для иностранных, так и внутренних инвесторов.

Реализация мер государственной поддержки предпринимательства и инвестиций, направленных на появление новых участников рынка или усиление конкуренции между субъектами предпринимательства, будет осуществляться в рамках основных направлений государственной политики по развитию конкуренции.

Главной целью инвестиционной политики является создание благоприятных условий для осуществления деятельности иностранных и внутренних инвесторов и реализации инвестиционных проектов, направленных на обеспечение модернизации, структурных преобразований и устойчивых темпов роста национальной экономики, способствующих обеспечению высокого качества жизни населения страны. Работа в данном направлении будет проводиться с учетом имеющегося сырьевого потенциала, компетенций и экономической эффективности.

Государство будет поэтапно минимизировать вовлечение бюджетных средств в реализацию проектов и сконцентрируется на обеспечении 100% эффективного освоения и реализации государственных инвестиционных проектов и содействии реализации частных инициатив в рамках национальных проектов и проектов ГЧП.

При этом в целях сохранения налогово-бюджетной стабильности государственные инвестиции только в исключительных случаях будут направляться на высокотехнологичные и капиталоемкие проекты, где есть недостаток частного капитала, и они предполагают качественные инвестиции. Такие инвестиции будут носить недискриминационный, горизонтальный характер.

Работа по укреплению благоприятной инвестиционной среды будет направлена на дальнейшее повышение прозрачности инвестиционной политики, развитие и защиту справедливой конкуренции, улучшение мягкой и твердой инфраструктуры для инвесторов, а также укрепление малого и среднего бизнеса.

В целях привлечения дополнительных объемов инвестиций в экономику страны будут приняты меры по развитию альтернативных источников инвестиций, усилению роли банковского сектора в финансировании экономики, трансформации механизмов ГЧП, сокращению теневой экономики.

В рамках реализации инвестиционной политики приоритет будет отдан созданию новых экспортоориентированных и высокотехнологичных производств, встраиванию в региональные и глобальные цепочки создания стоимости и поставок, обеспечению продовольственной безопасности и развитию внутреннего рынка с учетом принятых международных обязательств.

Ключевыми ориентирами для привлечения инвестиций в несырьевой сектор и отхода от сырьевой модели развития станут рост производительности труда, наращивание объемов и повышение сложности экспорта, а также поэтапная локализация производств.

Продолжится работа по привлечению инвестиций в сырьевые сектора экономики в обмен на преференции, к примеру, для недропользователей это могут быть льготы для разведки и освоения новых месторождений.

В горнодобывающей промышленности акцент будет сделан на экологичное развитие новых переделов (нефтехимия, газопереработка, нефтесервисные услуги) и модернизацию действующих производств, обеспечение сырьевой базы для отечественных переработчиков, в геологоразведке - на привлечение частных инвестиций в поиск, разведку и добычу нефти, газа, природного битума, а также твердых полезных ископаемых. В энергетике - это повышение ресурсоэффективности и развитие низкоуглеродных источников энергии, в АПК - на развитие инфраструктуры и обеспечение продовольственной безопасности страны.

Будут приняты меры по таргетированному привлечению стратегических инвесторов и формированию новых экосистем в отраслях экономики.

В секторе услуг Казахстан сосредоточит внимание на привлечении инвестиций в торговлю, транспорт и логистику, здравоохранение, образование, туристскую отрасль, информационно-коммуникационные технологии, космическую отрасль. Акцент в сфере услуг будет сделан на развитие необходимой инфраструктуры, совершенствование инвестиционного климата, поиск и реализацию новых инвестиционных проектов.

Продолжится работа по реализации проектов, направленных на внедрение наилучших доступных технологий по стандартам ОЭСР на действующих производствах, и развитию «зеленых» технологий, развитию альтернативных источников энергии, в том числе «зеленого» водорода.

Стимулирование привлечения инвестиций в «зеленые» проекты будет проводиться с учетом достижения целей устойчивого развития (ЦУР 7 «Недорогая и чистая энергия», ЦУР 8 «Достойная работа и экономический рост», ЦУР 9 «Индустриализация, инновации и инфраструктура»), декарбонизации и на основе продвижения принципов ESG при реализации проектов.

Одними из приоритетных векторов для развития инвестиционного взаимодействия с иностранными инвесторами станут развитие трансграничного инвестиционного сотрудничества (Россия, Узбекистан, Китай) и транзитного потенциала Казахстана.

Настоящая Концепция ориентирована на формирование целостной государственной инвестиционной политики, синхронизированной с другими политиками, влияющими на развитие инвестиционного потенциала страны, в рамках реализации трех основных направлений:

1) дальнейшее развитие инвестиционной экосистемы;

2) содействие росту инвестиционной активности частного сектора;

3) раскрытие инвестиционного потенциала экономики.

В рамках первого направления будут решаться проблемные вопросы, связанные с государственным регулированием и управлением, а также несовершенством правового регулирования инвестиционной деятельности.

Реализация второго направления будет способствовать решению вопросов по активизации привлечения новых инвестиций из частного сектора, в том числе преодолению структурных проблем и повышению эффективности факторов производства.

Третье направление определяет необходимые системные меры по дальнейшему раскрытию инвестиционного потенциала экономики.

Ключевые задачи, основные принципы и подходы к реализации основных направлений Концепции предусмотрены в разделе 5 настоящей Концепции.

 

 

5. Основные принципы и подходы развития

 

Инвестиционная политика в Республике Казахстане сохранит преемственность и будет основываться на соблюдении следующих принципов:

верховенство закона - никто не может быть выше закона, государственные органы, чиновники и инвесторы равны перед законом;

справедливость и равенство - степень государственного стимулирования для всех инвесторов будет зависеть от ценности инвестиций;

ведущая роль частного сектора - активное привлечение частных источников финансирования за счет расширения механизмов и практики привлечения частного капитала, особенно малого и среднего бизнеса;

целенаправленность - концентрация на привлечение качественных инвестиций в развитие действующих и создание новых конкурентоспособных производств товаров и услуг;

сотрудничество и обратная связь - системное и точечное взаимовыгодное взаимодействие с инвесторами путем постоянного диалога;

обоснованность и эффективность - социально-экономическая целесообразность принимаемых решений;

системность и сбалансированность - формирование и реализация инвестиционной политики в соответствии с государственными интересами и учетом специфики регионального и отраслевого развития;

гласность (открытость) - открытый доступ к информации о формировании и реализации государственной инвестиционной политики на всех стадиях ее реализации;

ESG - привлечение инвестиций в сектора, придерживающиеся принципов социального ответственного инвестирования (ответственность перед окружающей средой, социальная ответственность, высокое качество управления);

«Зеленая экономика» - поэтапный переход на «зеленый рост» экономики и промышленности, основанный на привлечении инвестиций в проекты с использованием наиболее экологичных и устойчивых технологий;

мониторинг и оценка - постоянное отслеживание и управление ситуацией в процессе реализации инвестиционной политики, оценка ее эффективности на системной основе, возможность корректировки курса.

В соответствии с Национальным планом развития Республики Казахстан до 2025 года принципиальным изменением к 2025 году станет переход от доминирующей роли государственного сектора к созданию конкурентной среды и эффективному привлечению частных инвестиций в экономику, особенно в высокотехнологичные производства.

Документ утратил силу

Укажите название закладки

Создать новую папку