Постановление Правительства Республики Казахстан от 29 июня 2023 года № 508 «Об утверждении Комплексного плана по борьбе с наркоманией и наркобизнесом в Республике Казахстан на 2023 – 2025 годы»
Постановление Правительства Республики Казахстан от 29 июня 2023 года № 508
Об утверждении Комплексного плана по борьбе с наркоманией и наркобизнесом в Республике Казахстан на 2023 – 2025 годы
Правительство Республики Казахстан ПОСТАНОВЛЯЕТ:
1. Утвердить прилагаемый Комплексный план по борьбе с наркоманией и наркобизнесом в Республике Казахстан на 2023 – 2025 годы (далее – Комплексный план).
2. Центральным и местным исполнительным органам, государственным органам, непосредственно подчиненным и подотчетным Президенту Республики Казахстан (по согласованию), а также иным организациям (по согласованию), ответственным за исполнение Комплексного плана:
1) обеспечить своевременную реализацию мероприятий и достижение показателей, предусмотренных Комплексным планом;
2) два раза в год, не позднее 15 января и 15 июля, следующего за отчетным полугодием, представлять информацию о ходе исполнения мероприятий Комплексного плана в Министерство внутренних дел Республики Казахстан.
3. Министерству внутренних дел Республики Казахстан два раза в год, не позднее 15 февраля и 15 августа, следующего за отчетным полугодием, представлять сводную информацию о ходе реализации Комплексного плана в Аппарат Правительства Республики Казахстан.
4. Контроль за исполнением настоящего постановления возложить на Министерство внутренних дел Республики Казахстан.
5. Настоящее постановление вводится в действие со дня его подписания.
Премьер-Министр Республики Казахстан |
А. Смаилов |
постановлением Правительства
Республики Казахстан
от 29 июня 2023 года № 508
КОМПЛЕКСНЫЙ ПЛАН
по борьбе с наркоманией и наркобизнесом в Республике Казахстан на 2023 - 2025 годы
Введение
О наркоситуации
В настоящее время можно выделить следующие основные виды потребляемых наркотиков:
опиаты, в том числе следующие транзитом из Афганистана через территорию страны по так называемому «Северному маршруту», пролегающему по территориям Казахстана и государств Центральной Азии, и активно используемому организованной преступностью сопредельных государств;
синтетические наркотики, производство которых получило широкое распространение на территории страны;
произрастающая и культивируемая конопля и ее производные;
лекарственные препараты, содержащие в своем составе психоактивные средства, так называемая «аптечная» наркомания.
Негативными факторами, обуславливающими распространение наркотиков в стране, являются:
наличие устойчивых каналов незаконного ввоза транзитных видов наркотиков, прекурсоров, иных веществ и оборудования, используемых для их изготовления, вследствие недостаточной укомплектованности отдельных участков Государственной границы Республики Казахстан современными техническими средствами;
высокая латентность подпольных наркопроизводств, в том числе плантаций и «фито-лабораторий» по выращиванию каннабиса, оборудуемых, как правило, в малопроходимых местах, с использованием заброшенных колодцев, иных коммуникаций, а также легальных ингредиентов (конструкторы), доставляемых транспортно-логистическими грузами;
активное внедрение наркодиллерами достижений научно-технического прогресса (Даркнет, мессенджеры, криптокошельки и др.);
недостаточно изученная клиника и несовершенные методики исследования новых видов синтетических наркотиков, не позволяющие сформировать нулевую терпимость общества к данным веществам и эффективный правоохранительный механизм борьбы с их распространением.
Ежегодный объем незаконного оборота наркотиков составляет порядка 20-25 тонн, из которых более 95% приходится на наркотики каннабисной группы, около 5% на синтетические наркотики, менее 1 % на опий, героин и иные виды веществ. В 2022 году показатели их изъятия составили: общее количество - 15,9 тонн, из них «синтетики» - 582,9 кг (3,6%), героина и опия – 172,7 кг (1%), марихуаны и гашиша – 6,7 тонн (42%), каннабиса – 8,5 тонн (53,2%).
Превалирование на отечественном наркорынке каннабиноидов связано, в первую очередь, с наличием крупных очагов произрастания наркосодержащей конопли в «Шуской долине» (около 140 тыс. га). Разрозненность, труднодоступность и ежегодное смещение этих ареалов в ходе естественных природных процессов не позволяют обеспечить эффективность превентивных мер по их уничтожению. Этому также препятствуют экологические аспекты, связанные с особенностью строения корневой системы каннабиса, способствующего сдерживанию почвы и поддержанию в ней необходимого количества влаги, что делает указанную местность благоприятной для организации пастбищ и других сельскохозяйственных целей.
Другим фактором является организация незаконного культивирования, так называемой «Индийской» конопли на территориях Кызылординской, частично Туркестанской, Актюбинской и области Улытау. Данный вид преступной деятельности достиг своего пика к середине 2010-х годов, когда впервые для выявления и ликвидации наркоплантаций в предпесковых и других малопроходимых участках этих регионов были привлечены авиация, другие специальные силы и средства.
В результате тенденции незаконной культивации каннабиса были значительно купированы. Вместе с тем воздушная разведка остается наиболее эффективным способом борьбы с его распространением. В этой связи в корректировке нуждается лишь тактика задержания наркозаготовителей, скрытому обнаружению и документированию деятельности которых способствовало бы оснащение ОВД беспилотными летательными аппаратами, автомобильным транспортом и средствами воздушной разведки. При этом вертолетная техника будет применяться исключительно для десантирования групп захвата, что значительно увеличит ее моторесурс.
Несмотря на активное замещение в последние годы опиатов аналогичными по воздействию с ними, но более дешевыми синтетическими наркотиками, их присутствие на отечественном наркорынке носит нестабильный характер. Учитывая прямое влияние на это наркопроизводств и складывающуюся в Афганистане сложную общественно-политическую ситуацию, наркоситуация в данном направлении может развиваться по различным сценариям: с одной стороны – действующие власти Афганистана придерживаются курса беспрекословной борьбы с наркотиками, с другой – за долгие годы наркобизнес в стране стал основным источником дохода населения и, соответственно, пополнения государственной казны.
В этой связи прогнозирование дальнейшего развития ситуации, связанной с транзитом афганских опиатов, требует проведения отдельного углубленного анализа, поскольку данная проблематика взаимоувязана с остальными факторами, обуславливающими наркоситуацию в Казахстане и других странах Центральной Азии.
Глобальной общемировой проблемой является насыщение наркорынка новыми психоактивными веществами синтетического происхождения. В Казахстане первые предпосылки к их распространению возникли в начале 2010-х годов, в то время как, к примеру, в России и Беларуси смертность от «синтетики» достигала уже критических пределов.
Для оперативного решения данной проблемы, в первую очередь, было модернизировано антинаркотическое законодательство путем введения в 2015 году института «аналогов» наркотических средств и психотропных веществ, наделения в 2019 году Правительства компетенцией по утверждению списков подконтрольных веществ, а также отнесению в 2021 году «синтетики» к тяжелым видам наркотиков, уголовная ответственность за хранение которых наступает с 1 грамма.
Благодаря принятым нормам в Казахстане контролируются практически все известные на сегодня опасные виды синтетических наркотиков (всего порядка 300 веществ и более 1 тыс. их аналогов).
Наряду с этим к концу 2010-х годов в наркоторговле стали активно использоваться иностранные онлайн-платформы, сервисы обмена мгновенными сообщениями, электронные кошельки, а позже криптовалюта, обезличенные и подставные, так называемые, «дроп-счета».
В этой связи в 2020 году по поручению Главы государства склонение к потреблению и сбыт наркотиков через Интернет были отнесены к категориям тяжких и особо тяжких преступлений, соответственно. Также введены новые составы преступления – реклама и пропаганда наркотиков.
Сегодня к указанным факторам масштабного распространения «синтетики» добавилось налаживание их собственного производства в условиях подпольных нарколабораторий с использованием прекурсоров и оборудования, как правило, российского и китайского происхождений. При этом продолжается контрабанда различных концентратов, прекурсоров и готовых к употреблению веществ преимущественно с территории России посредством почтовых отправлений и транспортно-логистических компаний.
В настоящее время для усиления борьбы с новыми проявлениями наркобизнеса Мажилисом Парламента Республики Казахстан рассматривается законопроект, предусматривающий ужесточение ответственности за незаконный оборот внутри страны прекурсоров (уголовно наказуемой является лишь их контрабанда), иных веществ и оборудования, используемых для изготовления наркотиков (здесь обязательным признаком является их сбыт).
Вместе с тем дальнейшее совершенствование в данном направлении нормативно-правовой базы видится в изучении судебной практики по делам о наркоправонарушениях, в особенности вновь введенным их составам, с выработкой разъяснений и предложений по совершенствованию соответствующих норм.
Следует отметить, что вышеназванным законопроектом предполагается усилить ответственность за неправомерное обращение с сильнодействующими веществами, к числу которых относятся такие лекарственные препараты, как «тропикамид» и «закись азота», используемые в так называемой «аптечной наркомании». В основном данные вещества применяются для увеличения воздействия «синтетики» и других видов наркотиков и ввиду развития медицинского рынка не имеют исчерпывающего перечня.
Поэтому на данном этапе необходимо выработать механизм мониторинга и ограничения оборота медикаментов, становящихся предметом злоупотребления, с рассмотрением вопроса об отнесении наиболее опасных из них к наркотическим, психотропным или сильнодействующим веществам, с учетом сохранения доступности к этим препаратам нуждающихся категорий граждан.
В целях пресечения распространения «синтетики» также важно предусмотреть меры в части:
усиления контроля за прекурсорами, иными веществами и оборудованием, используемыми для изготовления наркотиков, в первую очередь, в зонах прохождения пограничного и таможенного досмотра соответствующих грузов с определением «природы», токсичности и химического состава таких веществ, изъятия которых в последнее время исчисляются десятками тонн (с начала т.г. – около 90 т), а также рассмотрением возможности их дальнейшего применения в промышленности и (или) утилизации;
ограничения использования в наркобизнесе интернет-технологий, в том числе путем расширения в Казахстане представительств иностранных онлайн-платформ и сервисов обмена мгновенными сообщениями, деятельность которых в этом случае будет подпадать под нормы действующего законодательства РК, а также провайдерских, банковских и почтовых услуг.
Здесь наряду с оснащением специализированных подразделений ОВД современными аппаратно-программными комплексами целесообразно рассмотреть возможность расширения в целом функционала МВД в сфере борьбы с киберпреступностью в части:
устранения условий, способствующих распространению наркотиков в развлекательных заведениях и иных объектах, входящих в соответствующую зону риска, с расширением их перечня и регламентацией мер, направленных на пресечение сбыта и (или) немедицинского потребления наркотиков, через призму соответствующих административно-правовых норм (ст. 422 КоАП);
- внедрения скрининга на употребление психоактивных веществ среди декретированных групп населения с учетом их поэтапного расширения, исходя из необходимости установления реального количества наркопотребителей, а не их персональных данных.
Следует отметить, что с постановкой на утрату в 2015 году Отраслевой программы борьбы с наркоманией и наркобизнесом первым и единственным на сегодня межведомственным документом в данной сфере стала одобренная в 2022 году Правительством Дорожная карта по совершенствованию мер противодействия наркопреступности и профилактики наркомании на 2022-2023 гг.
Кроме того, действовавший в структуре МВД на правах государственного учреждения профильный Комитет, в 2014 году преобразован в Департамент по противодействию наркопреступности с сохранением всех его функций, целей и задач. Однако он претерпел 2-х кратное сокращение штатной численности и существенное ограничение полномочий на нормативном уровне.
В этот же период проведена реструктуризация других уполномоченных органов, в том числе таможни, с передачей ее правоохранительной функции Службе экономических расследований, сотрудники которой не имеют доступа в таможенную зону.
В итоге сложившаяся ситуация привела к значительному сокращению возможностей СЭР в противодействии контрабанде наркотиков и особенно ослаблению роли МВД как уполномоченного координирующего органа в формировании и реализации государственной наркополитики.
Первоочередные меры
Ввиду отсутствия четкой программной регламентации антинаркотической деятельности основной упор сегодня делается на борьбу с последствиями наркобизнеса, где имеется определенная связка правоохранительных, специальных государственных органов, судебно-экспертных и наркологических учреждений.
В то же время имеющийся у них потенциал при надлежащем финансировании позволяет создать эффективную платформу экстренной стабилизации наркоситуации, чему может способствовать принятию в ближайшей перспективе следующих мер:
оснащение пограничных пунктов пропуска досмотровым оборудованием по обнаружению наркотиков, прекурсоров и оборудования для нарколабораторий, перевозимых большегрузным транспортом под видом товарно-материальных ценностей и легальной химической продукции;
укрепление материально-технической базы органов судебной экспертизы по ускоренному исследованию новых синтетических наркотиков, а также образцов крови и других биоматериалов, подлежащих отбору органами здравоохранения в рамках медицинского освидетельствования граждан;
внедрение скрининга по выявлению наркозависимости на ранних стадиях, способствующего формированию достоверного учета наркопотребителей, эффективному анализу наркоситуации с выработкой адекватных мер профилактики наркомании;
модернизация и открытие лечебно-реабилитационных центров, повышение спроса на готовую продукцию лечебно-трудовых мастерских, мониторинг оказания медико-социальной помощи наркозависимым от психоактивных веществ в частных наркоцентрах;
повышение эффективности выявления и пресечения заготовки каннабиса, каналов его распространения, а также ликвидации подпольных нарколабораторий в малопроходимой местности с применением современных технических средств.
В этой связи на реализацию мероприятий Комплексного плана борьбы с наркоманией и наркобизнесом в Республике Казахстан на 2023 – 2025 годы (далее – Комплексный план) предусмотрено выделение из бюджета 53,1 млрд тенге, в том числе около 367 млн тенге собственных средств республиканского государственного казенного предприятия «Центр судебных экспертиз» Министерства юстиции Республики Казахстан.
1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | 8 | 9 | 10 |
№ п/п | Наименование мероприятия | Форма завершения | Сроки исполнения | Ответственные за исполнение | Объем финансирования, тыс. тенге | Источники финансирования | |||
всего на 2023-2025 годы | в том числе |
| |||||||
2023 год | 2024 год | 2025 год |
| ||||||
Ожидаемые результаты: | |||||||||
1. | Снижение латентности наркопотребителей путем увеличения количества лиц, впервые поставленных на учет как потребители наркотических средств и психотропных веществ синтетического происхождения (источник: отчет 1-Н КПССУ) на 2023 г. – 5%, 2024 г. – 10%, 2025 г. – 15% | ||||||||
2. | Увеличение доли несовершеннолетних лиц, снятых с динамического наблюдения с длительной ремиссией, от общего количества несовершеннолетних лиц с диагнозом «наркомания», находящихся на динамическом наблюдении (источник: данные Министерства здравоохранения) на 2023 г. – 15%, 2024 г. – 18%, 2025 г. – 20% | ||||||||
3. | Актуализация списков наркотиков и прекурсоров, подлежащих контролю в РК, за счет их пополнения новыми видами веществ, обнаруженных в незаконном обороте (источник: ПП РК от 03.07.2019 г. № 470) на 2023 г. – 5%, 2024 г. – 5%, 2025 г. – 5% | ||||||||
4. | Сокращение доступности синтетических наркотиков путем увеличения их изъятий из незаконного оборота (источник: отчет 1-Н КПССУ) на 2023 г. – 10%, 2024 г. – 15%, 2025 г. – 20% | ||||||||
5. | Увеличение доли лиц, охваченных программой медико-социальной реабилитации, от общего количества наркозависимых, прошедших добровольное лечение (источник: данные Министерства здравоохранения) на 2023 г. – 26%, 2024 г. – 28%, 2025 г. – 30% | ||||||||
6. | Сокращение сроков производства судебной экспертизы синтетических наркотиков (источник: данные Министерства юстиции): 2023 г. – до 10 суток, 2024 г. – до 5 суток, 2025 г. – до 3 суток | ||||||||
7. | Пресечение незаконного оборота прекурсоров, иных веществ и оборудования, используемых для изготовления наркотиков, с ростом их изъятий (источник: отчет 1-Н КПССУ): 2023 г. – в 5 раз, 2024 г. – в 10 раз, 2025 г. – в 15 раз | ||||||||
8. | Выявление и блокирование наркосайтов с содержанием их доли в общей структуре противоправного интернет-контента (источник: ИС «Кибернадзор»): 2023 г. – 25%, 2024 г. – 27%, 2025 г. – 30% | ||||||||
1. Анализ наркоситуации и тенденций ее развития | |||||||||
9. | Проведение углубленного анализа развития наркоситуации в условиях трансформации наркорынка, появления новых вызовов и угроз современного наркобизнеса с акцентом на: | аналитические обзоры | раз в полугодие 2023-2025 г.г. | МВД, МЗ, ГП (по согласованию), РГКП «ЦСЭ» (по согласованию) | - | - | - | - | не требуются |
9.1 | определение объективных данных об уровне наркопотребления в стране, видах потребляемых наркотиков и объемах наркотрафика через территорию Казахстана | - | - | - | - | не требуются | |||
9.2 | установление масштабов и объема внутреннего наркорынка | - | - | - | - | не требуются | |||
9.3 | влияние фактора производства синтетических наркотиков внутри страны и наличия лабораторий по их изготовлению | - | - | - | - | не требуются | |||
9.4 | тенденции трафика опиатов и метамфетамина по «Северному маршруту» |
|
|
|
| не требуются | |||
10. | Участие в проводимом УНП ООН анализе ситуации и оценок трафика афганских наркотиков по «Балканскому» и «Южному» маршрутам | аналитические обзоры | 4 квартал 2023-2025 г.г. | МВД, МИД | - | - | - | - | не требуются |
2. Совершенствование законодательной и нормативной правовой базы | |||||||||
11. | Изучение досудебной и судебной практики по уголовным наркоправонарушениям, в том числе вновь введенным их составам, в целях выработки разъяснений и предложений по совершенствованию норм, связанных с: | протокол заседания Межведомственной рабочей группы по вопросам совершенствования уголовного и уголовно-процессуального законодательства | 4 квартал 2023-2025 г.г. | МЮ, МВД, КНБ (по согласованию), ГП (по согласованию) | - | - | - | - | не требуются |
11.1 | производством синтетических наркотиков, незаконным оборотом используемых при этом веществ и оборудования |
|
|
|
|
|
|
| |
11.2 | вербовкой лиц в наркобизнес посредством размещения «скрытой» рекламы наркотиков на сайтах объявлений и других популярных онлайн-платформах |
|
|
|
|
|
|
| |
11.3 | предоставлением персональных данных для открытия «подставных» («дроп») счетов, оформления абонентских номеров и иных услуг для незаконных сделок с наркотиками |
|
|
|
|
|
|
| |
11.4 | непринятием мер к пресечению сбыта и (или) немедицинского потребления наркотиков владельцами транспортно-логистических организаций, частных таксопарков, служб доставки и т.д. |
|
|
|
|
|
|
| |
3. Повышение эффективности противодействия новым вызовам и угрозам современного наркобизнеса | |||||||||
12. | Выявление фактов распространения синтетических наркотиков, в том числе бесконтактно-закладочным способом, с использованием электронных информационных ресурсов (социальные сети, мессенджеры, электронные кошельки и т.д.) | проведение целевых оперативно-розыскных мероприятий | постоянно | МВД, КНБ (по согласованию), АФМ (по согласованию), ГП (по согласованию), МИО |
|
|
|
| РБ, МБ (в пределах имеющихся бюджетных средств) |
13. | Привлечение к ответственности организаторов «нарколабораторий», пресечение их деятельности, а также ликвидация складов и «схронов» прекурсоров, реакторов, иных веществ и оборудования («конструкторов»), используемых для производства «синтетики» | реализация оперативно-поисковых и других специальных мероприятий | постоянно | МВД, КНБ (по согласованию), АФМ (по согласованию), ГП (по согласованию), МИО |
|
|
|
| РБ, МБ (в пределах имеющихся бюджетных средств) |
14. | Предупреждение и пресечение незаконного оборота наркотиков и сильнодействующих веществ в ночных клубах и других увеселительных заведениях | организация оперативно-профилактиче-ских и рейдовых мероприятий | постоянно | МВД, МЗ, КНБ (по согласованию), АФМ (по согласованию), ГП (по согласованию), МИО |
|
|
|
| РБ, МБ (в пределах имеющихся бюджетных средств) |
15. | Разобщение причастных к наркобизнесу организованных преступных групп, в том числе транснациональных, с проведением внешних и внутренних «контролируемых поставок» | совместные планы | постоянно | МВД, КНБ (по согласованию), АФМ (по согласованию), ГП (по согласованию) |
|
|
|
| РБ, МБ (в пределах имеющихся бюджетных средств) |
16. | Противодействие рекламе и пропаганде наркотиков в сети Интернет посредством распространения «граффити» и иной информации о наркосайтах с привлечением НПО, блогеров, IТ-специалистов («хакеров»), волонтеров и других представителей общественности | проведение соответствующих мероприятий | постоянно | МВД, МИОР, КНБ (по согласованию), АФМ (по согласованию), ГП (по согласованию), МИО |
|
|
|
| РБ, МБ (в пределах имеющихся бюджетных средств) |
17. | Внедрение современных аппаратно-программных комплексов для выявления противоправного контента с их подключением к широкополосному Интернету в обход единого шлюза МВД | акты приемки | 4 квартал 2023-2025 г.г. | МВД, КНБ (по согласованию), МИОР,МИО | 1 786 439 | 791 063 | 479 889 | 515 487 | РБ |
18. | Укрепление материально-технической базы подразделений по борьбе с наркобизнесом (автотранспорт, оборудование, оргтехника и др.) | акты приемки | 4 квартал 2023-2025 г.г. | МВД | 1 844 131 | 401 336 | 795 740 | 647 055 | РБ |
19. | Совершенствование критериев/признаков подозрительных операций, связанных с незаконным оборотом наркотических средств, по результатам правоприменительной практики правоохранительных органов и органов национальной безопасности | предложения в подразделения финансовой разведки, приказ АФМ | 4 квартал 2023-2025 г.г. | АФМ (по согласованию), МВД, КНБ (по согласованию), НБ (по согласованию), АРРФР (по согласованию) | - | - | - | - | Не требуется |
20. | Изучение международного опыта по автоматизации механизма взаимодействия заинтересованных государственных органов с финансовыми институтами по подозрительным операциям, связанным с незаконным оборотом наркотиков, с привлечением ассоциаций платежных организаций и финансистов Казахстана | проведение семинара, выработка и внедрение рекомендаций | 4 квартал 2023-2025 г.г. | МВД, АФМ (по согласованию), НБ (по согласованию), АРРФР (по согласованию), КНБ (по согласованию) | - | - | - | - | не требуются |
21. | Совершенствование системы мониторинга средств массовой информации, интернет-ресурсов, в том числе социальных сетей, на предмет выявления и нейтрализации фактов рекламы и пропаганды наркотиков с принятием мер судебного и внесудебного запрета по ограничению их трансляции на территории РК | предложения в Правительство | 1 полугодие 2024 г. | МИОР, МВД, КНБ (по согласованию), ГП (по согласованию) | - | - | - | - | не требуются |
22. | Пополнение реестра законных представителей иностранных онлайн-платформ и сервисов обмена мгновенными сообщениями интернет-ресурсов, используемыми для распространения наркотиков на территории РК | приказ МИОР | 4 квартал 2023-2025 г.г. | МИОР, МВД, КНБ (по согласованию) | - | - | - | - | не требуются |
23. | Систематизация деятельности государственных органов по выявлению, учету и приостановлению доступа к запрещенной или ограниченной к распространению информации в сетях телекоммуникаций посредством разработки и внедрения новой информационной системы | акт ввода в промышленную эксплуатацию | 4 квартал 2024 г. | МИОР | - | - | - | - | не требуются |
24. | Упрощение механизма внесения под контроль новых видов наркотиков, прекурсоров, иных веществ и оборудования, используемых для их изготовления | предложения в Правительство | 1 полугодие 2024 г. | МВД, МЗ, РГКП «ЦСЭ» (по согласованию) | - | - | - | - | не требуются |
25. | Ограничение оборота лекарственных препаратов, являющихся предметом злоупотребления, с отнесением наиболее опасных из них к наркотическим средствам, психотропным или сильнодействующим веществам, обеспечением доступности для нуждающихся категорий граждан | постановление Правительства, приказ МЗ | 4 квартал 2023-2025 г.г. | МВД, МЗ | - | - | - | - | не требуются |
26. | Внедрение контрольного закупа в сфере обращения лекарственных средств и медицинских изделий для усиления профилактики, выявления и пресечения неправомерной реализации лекарственных средств, отпускаемых по рецепту врача, в том числе содержащих сильнодействующие вещества | проект Закона | 2 полугодие 2024 г. | МЗ, МЮ, МВД, ГП (по согласованию) | - | - | - | - | не требуются |
27. | Материально-техническое оснащение органов судебной экспертизы, в том числе стандартными образцами по исследованию новых видов синтетических наркотиков | Акты приемки | 4 квартал 2023-2025 г.г. | МЮ, РГКП «ЦСЭ» (по согласованию) | 10 009 837 | 2 017 585 | 3 996 126 | 3 996 126 | РБ |
367 446 | 122 482 | 122 482 | 122 482 | собственные средства РГКП «ЦСЭ» | |||||
28. | Разработка алгоритма действий по сокращению сроков производства судебной экспертизы синтетических наркотиков в целях своевременного избрания соответствующей меры пресечения | совместный приказ | 2 полугодие 2023 г. | МЮ, МВД, ГП (по согласованию), КНБ (по согласованию), АФМ (по согласованию) | - | - | - | - | не требуются |
29. | Обеспечение подразделений Пограничной службы КНБ досмотровым оборудованием, техническими средствами пограничного контроля и радиомониторинга на каналах связи, служебными собаками и их подготовки | акты приемки | 4 квартал 2023-2025г.г. | КНБ (ПС) (по согласованию) | 4 522 793 | 916 594 | 1 991 996 | 1 614 203 | РБ |
30. | Повышение эффективности участия Национальной гвардии в оперативно-профилактических мероприятиях по борьбе с наркобизнесом, в том числе: |
|
|
|
|
|
|
|
|
30.1 | ведение воздушной разведки авиацией и вертолетной поисково-штурмовой группой подразделений специального назначения «Бүркіт» | выявление наркорзаготови-телей, локаций наркотиков | июнь-октябрь 2024-2025 г.г. | МВД (НГ) | 195 660 | 0 | 97 830 | 97 830 | РБ |
30.2 | приобретение комплексов БПЛА различных типов для оснащения воинских частей (подразделений) специального назначения «Бүркіт» | акты приемки | 4 квартал 2024-2025 г.г. | МВД (НГ) | 21 608 484 | 0 | 10 489 556 | 11 118 928 | РБ |
30.3 | оснащение воинских частей (подразделений) специального назначения «Бүркіт» техническими средствами разведки | акты приемки | 4 квартал 2024-2025 г.г. | МВД (НГ) | 10 805 215 | 0 | 5 198 027 | 5 607 188 | РБ |
31. | Регламентация взаимодействия правоохранительных органов и органов национальной безопасности при осуществлении оперативно-розыскных мероприятий и негласных следственных действий по выявлению и документированию наркопреступлений | совместный приказ | 1 полугодие 2024 г. | МВД, ГП (по согласованию), КНБ (по согласованию), АФМ (по согласованию) | - | - | - | - | не требуется |
32. | Проведение на регулярной основе совместных оперативно-розыскных и иных мероприятий в зонах прохождения пограничного и таможенного досмотра с целью обнаружения наркотиков, веществ и оборудования, используемых для их изготовления | ежегодный совместный план | 4 квартал 2023-2025 г.г. | МВД, МФ, КНБ (по согласованию), АФМ (по согласованию) | - | - | - | - | не требуется |
33. | Применение в тестовом режиме в зонах пограничного и таможенного контроля газоанализаторов и экспресс-тестов по обнаружению наркотиков и прекурсоров в подозрительных грузах | пилотный проект, предложения в Правительство | 1 полугодие 2024г. | МФ, КНБ (по согласованию) | - | - | - | - | РБ (в пределах имеющихся бюджетных средств) |
34. | Закрепление офицеров связи по контролю подозрительных грузов в пунктах пропуска через Государственную границу с созданием пунктов управления на базе городских районных линейных органов внутренних дел | совместный приказ | 4 квартал 2023-2025 г.г. | МВД, МФ, АФМ (по согласованию), КНБ (по согласованию) | - | - | - | - | не требуются |
35. | Изучение возможности передачи на безвозмездной основе промышленным субъектам прекусоров, ядовитых веществ и другой химической продукции, изъятой в качестве вещественных доказательств по уголовным делам, в том числе для их безопасной утилизации | информация в Правительство | 1 полугодие 2024 г. | МВД, КНБ (по согласованию), АФМ (по согласованию), ГП (по согласованию), РГКП «ЦСЭ» (по согласованию) | - | - | - | - | не требуются |
36. | Совершенствование методики расчетов раскрываемости и динамики преступлений, связанных с незаконным оборотом наркотических средств, психотропных веществ, их аналогов и прекурсоров | совместный приказ | 2 полугодие 2023 г. | МВД, ГП (по согласованию) | - | - | - | - | не требуются |
37. | Проведение космического мониторинга ареалов произрастания культивируемых наркосодержащих растений с применением машинного обучения искусственного интеллекта на основе космических снимков (при предоставлении МВД не менее 300 подтвержденных точек координат ранее выявленных посевов с учетом наличия на них архивных космических снимков) | информация в МВД (предполагаемые координаты) | Июль-сентябрь 2023-2025 г.г. | МЦРИАП | - | - | - | - | не требуются |
38. | Привлечение профильных высших учебных заведений, международных и зарубежных организаций к обучению и повышению квалификации сотрудников правоохранительных органов и органов национальной безопасности передовым практикам работы в условиях новых вызовов и угроз современного наркобизнеса, в том числе на базе Академии правоохранительных органов при Генеральной прокуратуре РК | меморандумы | 4 квартал 2024-2025 г.г. | МВД, МНВО, КНБ (по согласованию), ГП (по согласованию) | - | - | - | - | не требуются |
39. | Внедрение современных методик обучения тактике проведения комплекса следственных действий по документированию фактов подпольных наркопроизводств (лабораторий) и интернет-магазинов по продаже наркотиков | создание учебных криминалистических полигонов | 1 полугодие 2024 г. | МВД | - | - | - | - | РБ (в пределах имеющихся бюджетных средств) |
40. | Внесение предложений по формированию подразделений, наделенных достаточными полномочиями и штатной численностью для: | Предложения в АП | 2 полугодие 2023 г. | МВД, МФ, МНЭ | - | - | - | - | не требуются |
40.1 | надлежащего осуществления функций уполномоченного государственного органа в сфере контроля за оборотом наркотиков и межведомственной координации |
|
|
|
|
| |||
40.2 | противодействия киберпреступности, одним из основных сегментов которой является наркобизнес в сети Интернет |
|
|
|
|
| |||
41. | Внесение предложений по формированию подразделений, наделенных достаточными полномочиями и штатной численностью для проведения следственно-оперативных и иных мероприятий по пресечению контрабанды через таможенную границу наркотиков, прекурсоров, иных веществ и оборудования для их изготовления | предложения в АП | 2 полугодие 2023 г. | АФМ (по согласованию), МФ, МНЭ | - | - | - | - | не требуются |
4. Совершенствование системы профилактики, лечения наркомании и развитие системы реабилитации наркозависимых лиц | |||||||||
42. | Включение в модуль «Безопасность жизнедеятельности» изучения темы по предупреждению употребления психоактивных веществ для обучающихся 5-9 классов в рамках обязательного вариативного курса «Глобальные компетенции» | внесение изменений в руководство для педагогов по курсу «Глобальные компетенции» | 1 полугодие 2024 г. | МП | - | - | - | - | не требуются |
43. | Разработка и внесение в психолого-педагогический модуль образовательных программ курсов повышения квалификации для заместителей руководителей организаций образования, классных руководителей, педагогов-психологов обязательного практического семинара «Меры предупреждения аддиктивного поведения несовершеннолетних» | совместный приказ | 1 полугодие 2024 г. | МП, МЗ | - | - | - | - | не требуются |
44. | Активизация профилактики наркомании среди несовершеннолетних в средних и средне-специальных учебных заведениях с привлечением членов Совета по молодежной политике при Президенте РК в качестве тренеров, в том числе за счет: совершенствования методики организации классных часов по профилактике потребления наркотиков, табакокурения и алкоголизма; проведения на постоянной основе профилактических декад, направленных на предупреждение возникновения алкогольной, наркотической зависимости и пропаганду здорового образа жизни; формирования у учащихся самостоятельных навыков социально-значимого выбора с персональной ответственностью; повышения уровня осведомленности несовершеннолетних и их родителей об ответственности за участие в незаконном обороте наркотиков | меморандум проведение мероприятий | 4 квартал 2023-2025 г.г. | МП, МИО | - | - | - | - | МБ (в пределах имеющихся бюджетных средств) |
45. | Выделение целевых местных бюджетных средств на финансирование мероприятий по формированию наркотического иммунитета и участию граждан в борьбе с незаконным оборотом наркотиков | решения маслихатов | 4 квартал 2023-2025 г.г. | МИО МВД | - | - | - | - | МБ (в пределах имеющихся бюджетных средств) |
46. | Включение в планы развития областей, городов республиканского значения и столицы целевых мероприятий по: | решения маслихатов областей, городов республиканского значения и столицы | 2 полугодие 2023 г. | МИО, МВД, МЗ, МП, МВНО | - | - | - | - | МБ (в пределах имеющихся бюджетных средств) |
46.1 | разъяснению среди учеников старших классов и их родителей проблем современных синтетических наркотиков, аптечной наркомании и правовых последствий участия подростков в незаконном обороте наркотиков (распространение закладок, листовок с названиями сайтов, граффити и т.д.) | ||||||||
46.2 | проведению в организациях образования встреч узких специалистов по профилактике наркомании с учащимися и студентами | ||||||||
46.3 | изготовлению и размещению на улицах и других общественных местах социальной рекламы антинаркотической направленности |
|
|
|
|
| |||
46.4 | созданию местной модели противодействия наркомании с акцентом на особенностях региона и привлечением НПО, органов местного управления, активных граждан, СМИ и др. (по методологии CADCA) |
|
|
|
|
| |||
46.5 | реализации готовой продукции лечебно-трудовых мастерских центров психического здоровья |
|
|
|
|
| |||
46.6 | разработке правил обеспечения мер по пресечению сбыта и (или) немедицинского потребления наркотиков в развлекательных заведениях и иных декретированных объектах |
|
|
|
|
| |||
46.7 | заключению меморандумов с подразделениями егерской службы, субъектами охотничьих, лесных, крестьянско-фермерских и сельских хозяйств по оказанию содействия в выявлении на их территории подпольных нарколабораторий, схронов и закладок наркотиков |
|
|
|
|
| |||
46.8 | установке стандартизированных систем видеонаблюдения, в том числе с функцией фиксации правонарушений, по возможным маршрутам следования наркокурьеров к местам потенциальных закладок наркотиков, обеспечением точки доступа к ним подразделений по противодействию наркопреступности |
|
|
|
|
| |||
47. | Информационное сопровождение антинаркотической деятельности государственных органов и НПО по актуальным проблемам наркомании, особенно среди молодежи, с размещением, в том числе на сайте www.eljаstary.kz блока: признаках наркопотребления, формах вовлечения и ответственности за участие в незаконном обороте наркотиков (распространение закладок, граффити-рисунков, листовок с названиями наркосайтов, их администрирование и т.д.); по разъяснению опасности современных синтетических наркотиков, разоблачению форм, методов и приемов их распространения; о проблемах «аптечной» наркомании и иных формах злоупотребления психоактивными, сильнодействующими и другими вредными веществами («веселящий газ», «вейпы», «снюсы» и т.д.) со списками профильных НПО и волонтеров, профилактической продукцией и т.д. | пролонгация медиа-плана, | 2 полугодие 2023 г. | МИОР | - | - | - | - | не требуются |
размещение актуальной информации | 4 квартал 2024-2025 г.г. | МИОР, МВД, МЗ, МП, МИО | |||||||
48. | Проведение мероприятий, посвященных Международному дню борьбы с наркоманией – 26 июня | приказ МВД | 1 полугодие 2023-2025 г.г. | МВД, МИО | - | - | - | - | МБ (в пределах имеющихся бюджетных средств) |
49. | Проведение информационной кампании, приуроченной к Международному дню борьбы с наркоманией и незаконным оборотом наркотиков среди всех слоев населения с привлечением СМИ | акты выполненных работ | 4 квартал 2024 г. | МЗ, МИОР | 15 776 | - | 15 776 | - | РБ |
50. | Усиление взаимодействия с частными наркологическими центрами с целью совершенствования оказания медико-социальной помощи лицам с зависимостями от психоактивных веществ | приказ МЗ | 2 полугодие 2024 г. | МЗ, МВД | - | - | - | - | не требуются |
51. | Разработка и ротация в СМИ и социальных сетях аудио-видеороликов по профилактике наркомании с привлечением медиа личностей (блогеры, представители шоу-бизнеса и др.) по пропаганде здорового образа жизни в целях формирования устойчивой мотивации к здоровому образу жизни у населения | акты выполненных работ | 4 квартал 2024-2025 г.г. | МЗ, МИОР МИО | 36 288 | - | 18 144 | 18 144 | РБ |
52. | Проработка возможности закрепления нормы о прохождении добровольного скрининга на определение психоактивных веществ в биологических средах в ходе предоставления медицинских услуг населению, на условиях общественного договора (анонимности) | предложение в Правительство | 1 полугодие 2024 г. | МЗ, МВД | - | - | - | - | не требуются |
53. | Внедрение наркологического скрининга среди военнослужащих и сотрудников правоохранительных органов, предусматривающего, в том числе: | проект Закона | 2 полугодие 2023 г. | ГП (по согласованию) МВД, МЧС, МЗ, АПК (по согласованию), АФМ (по согласованию) | - | - | - | - | не требуются |
53.1 | формирование реестра подразделений, сотрудники которых наиболее подвержены риску наркопотребления, с поэтапным его расширением |
|
|
|
|
| |||
53.2 | внеплановое и внезапное проведение скрининга с возложением его организации на службы собственной безопасности или инспекции по личному составу |
|
|
|
|
| |||
53.3 | проведение экспресс-тестирования в ведомственных и иных обслуживающих медицинских организациях |
|
|
|
|
| |||
53.4 | обеспечение полноценной процедуры медицинского освидетельствования лиц с положительными результатами экспресс-тестов |
|
|
|
|
| |||
54. | Обеспечение на постоянной основе ревизии камер хранения вещественных доказательств в целях предупреждения повторного оборота наркотиков | акты сверок | 4 квартал 2023-2025 г.г. | МВД, КНБ (по согласованию) | - | - | - | - | не требуются |
55. | Определение уровня добропорядочности сотрудников подразделений по противодействию наркопреступности в соответствии с действующим законодательством («Intergrity check») | информация в Правительство | 4 квартал 2023-2025 г.г. | МВД, КНБ (по согласованию) |
|
|
|
|
|
56. | Адаптация (валидизация) системы анкетирования на предмет потребления психоактивных веществ (ASSIST) среди подростков и молодежи, ее поэтапное внедрение (в случае одобрения) с обеспечением анонимности результатов | предложения в Правительство | 1 полугодие 2024 г. | МЗ, МП, МНВО, МИО | - | - | - | - | не требуются |
57. | Модернизация, капитальный ремонт и строительство региональных центров психического здоровья с обеспечением их современным оборудованием | акты выполненных работ | 4 квартал 2023-2025 г.г. | МИО | - | - | - | - | МБ (в пределах имеющихся бюджетных средств) |
58. | Проведение модернизации и капитального ремонта РНПЦПЗ МЗ (г. Алматы), филиала РНПЦПЗ (г. Павлодар) и отделения медико-социальной реабилитации «АСАР», в том числе: | акты выполненных работ | 4 квартал 2024-2025 г.г. | МЗ | 2 202 205 | - | 313 182 | 1 889 023 | РБ |
58.1 | проведение технического обследования зданий для проведения капитального ремонта | акты технического обследования | 4 квартал 2023-2025 г.г. | МЗ | - | - | - | - | за счет собственных средств РНПЦПЗ МЗ |
58.2 | разработка проектно-сметной документации на проведение капитального ремонта | ПСД | 4 квартал 2024 г. | МЗ | 154 950 | - | 154 950 | - | РБ |
58.3 | - проведение капитального ремонта РНПЦПЗ МЗ (г.Алматы), филиала РНПЦПЗ (г.Павлодар) и отделения медико-социальной реабилитации «АСАР» | акты приемки | 4 квартал 2025 г. | МЗ | 1 756 093 | - | - | 1 756 093 | РБ |
58.4 | оснащение медицинским оборудованием | акты приемки | 4 квартал 2024-2025 г.г. | МЗ | 291 162 | - | 158 232 | 132 930 | РБ |
59. | Выделение пригородных земельных участков с открытием отделений медико-социальной реабилитации с лечебно-трудовыми мастерскими | решения маслихатов | 4 квартал 2023-2024 г.г. | МИО | - | - | - | - | МБ (в пределах имеющихся бюджетных средств) |
60. | Совершенствование тарифов и методов оплаты по службе охраны психического здоровья с учетом расширения медико-социальной реабилитации наркозависимых, в том числе в части финансирования Центров временной адаптации и детоксикации из местного бюджета | предложения в Правительство | 1 полугодие 2024 года | МЗ, МИО | - | - | - | - | не требуются |
61. | Выделение грантов на обучение, подготовку и повышение квалификации специалистов, в том числе в ведущих зарубежных наркологических центрах, для региональных организаций, оказывающих наркологическую помощь населению | информация в МВД | 4 квартал 2023-2025г.г. | МИО | - | - | - | - | МБ (в пределах имеющихся бюджетных средств) |
62. | Обеспечение лекарственными средствами участников программы поддерживающей терапии агонистами опиоидов из республиканского бюджета | приказ МЗ | 4 квартал 2024-2025 г.г. | МЗ | 142 198 | - | 71 099 | 71 099 | РБ |
63. | Разработка методики и постановка задачи по формированию социально-экономического портрета наркопотребителей и иных лиц, причастных к наркобизнесу | информация в МЦРИАП | 4 квартал 2023 г. | МВД, МЗ |
|
|
|
| не требуются |
64. | Реализация кейса «Социально-экономический портрет наркопотребителя» в цифровой карте семьи | протокол демонстрации | 1 полугодие 2024 г. | МЦРИАП, МВД, МЗ, МТСЗН |
|
|
|
| не требуются |
5. Обеспечение легального оборота наркотических средств, психотропных веществ и прекурсоров | |||||||||
65. | Совершенствование механизма взаимодействия уполномоченных органов с юридическими лицами, участвующими в сфере оборота наркотических средств, психотропных веществ и прекурсоров, в целях упорядочения механизма их учета, распределения, хранения и уничтожения | предложения в Правительство | 1 квартал 2024 г | МВД, МЗ, МНЭ, МЦРИАП, КНБ (по согласованию) | - | - | - | - | не требуются |
66. | Продолжение мероприятий по цифровизации государственных услуг в сфере легального оборота наркотических средств, психотропных веществ и прекуросов, в том числе путем интеграции портала е.license в рамках проекта регулирования «с чистого листа» | информация в Правительство | 4 квартал 2023-2024 г.г. | МВД, МЦРИАП | - | - | - | - | не требуются |
67. | Расширение перечня наркотических средств, психотропных веществ и прекурсоров (раздел 2.12), в отношении которых установлен разрешительный порядок ввоза на таможенную территорию ЕАЭС и (или) вывоза с его таможенной территории их новыми видами (решение коллегии ЕЭК от 21.04.2015г. № 30) | решение коллегии ЕЭК | 2 полугодие 2023 г. | МТИ, МВД, МЗ, МФ, РГКП «ЦСЭ» (по согласованию) | - | - | - | - | не требуются |
6. Укрепление и расширение международного сотрудничества | |||||||||
68. | Принятие мер по заключению международных договоров и подписанию меморандумов, а также иных документов в сфере противодействия незаконному обороту наркотиков как в многостороннем, так и двустороннем формате | заключение международных договоров, подписание меморандумов, принятие иных документов | 4 квартал 2023-2025 г.г. | МВД, МИД, КНБ (по согласованию) | - | - | - | - | не требуются |
69. | Обеспечение представительства национальных интересов Казахстана в международных организациях, в том числе за счет участия в оперативных мероприятиях: | информация в Правительство | 4 квартал 2023-2025 г.г. | МВД, МИД, КНБ (по согласованию) | - | - | - | - | РБ (в пределах имеющихся бюджетных средств) |
69.1 | ШОС – операция «Паутина»; | ||||||||
69.2 | ОДКБ – операция «Канал», заседания КСОПН; | ||||||||
69.3 | ЦАРИКЦ – операции «Рефлекс», «Подмена» | ||||||||
70. | В рамках председательствования Казахстана в ШОС (2023-2024 годы): | протоколы заседаний | 4 квартал 2023-2024 г.г. | МВД, МИД, КНБ (по согласованию), ГП (по согласованию) |
|
|
|
|
|
70.1 | подготовка к проведению заседаний рабочих групп, совещания старших должностных лиц, совещания руководителей компетентных органов | - | - | - | - | не требуются | |||
70.2 | реализация мероприятий в рамках очередной Антинаркотической стратегии ШОС на 2024-2029 годы с разработкой и принятием соответствующего рабочего плана | - | - | - | - | не требуются | |||
70.3 | подготовка материалов к совещаниям высокого уровня СМВД, СМИД, ССБ, СГГ | - | - | - | - | не требуются | |||
71. | Проведение на территории Казахстана очередного этапа операции «Канал» ОДКБ и заседания рабочей группы по ее подготовке, очное участие в аналогичных мероприятиях на территориях других государств | информация в Секретариат ОДКБ | 2 полугодие 2023 г. | МВД, МИД, АФМ (по согласованию), КНБ (по согласованию) | - | - | - | - | РБ (в пределах имеющихся бюджетных средств) |
72. | Продолжение сотрудничества с УНП ООН в рамках реализации: | реализация проектов | 4 квартал 2023-2025 г.г. | МВД, МИД, МП, МНВО, МЗ, АФМ (по согласованию), КНБ (по согласованию) | - | - | - | - | не требуются |
72.1 | стратегии УНП ООН по синтетическим наркотикам на 2021 - 2025 годы |
|
|
|
| не требуются | |||
72.2 | региональной программы для Афганистана и соседних стран | - | - | - | - | не требуются | |||
72.3 | программы для стран Центральной Азии на 2022 - 2025 годы | - | - | - | - | не требуются | |||
73. | Обеспечение участия представителей Республики Казахстан в мероприятиях в рамках КНС ООН (г.Вена, Австрия и другие города мира) | протоколы заседаний | 1 полугодие 2023-2025 г.г. | МВД, МИД, КНБ (по согласованию) | - | - | - | - | РБ (в пределах имеющихся бюджетных средств) |
74. | Продолжение сотрудничества в рамках ЦАРИКЦ: | предложения в УНП ООН, проекты НПА, заседания СНК | 4 квартал 2023-2025 г.г. | МВД, МИД, КНБ (по согласованию) | - | - | - | - | не требуются |
74.1 | подписание и ратификация Соглашения об обмене и защите секретной информации в рамках ЦАРИКЦ | - | - | - | - | не требуются | |||
74.2 | продвижение инициативы ЦАРИКЦ о создании Рабочей группы по оценке афганского наркотрафика по «Северному маршруту» | - | - | - | - | не требуются | |||
74.3 | оказание поддержки деятельности ЦАРИКЦ за счет решения вопросов его самофинансирования государствами-участниками и привлечения донорских средств | - | - | - | - | не требуются | |||
74.4 | проработка вопросов закрепления за представителем Казахстана должности заместителя Директора ЦАРИКЦ на постоянной основе | - | - | - | - | не требуются | |||
74.5 | - продвижение инициативы присоединения Турции к Соглашению о создании ЦАРИКЦ в качестве государства-участника | - | - | - | - | не требуются | |||
75. | Дальнейшее развитие сотрудничества в рамках ШОС, ОДКБ и СНГ, а также взаимодействия с ЕС, США и другими иностранными партнерами | информация в Правительство | 4 квартал 2023-2025 г.г. | МВД, МИД, МП, МНВО, МЗ, АФМ (по согласованию), КНБ (по согласованию) | - | - | - | - | РБ (в пределах имеющихся бюджетных средств) |
76. | Изучение опыта Европейского мониторингового центра по наркотикам и наркомании в г. Лиссабоне (EMCDDA) с рассмотрением его внедрения в РК | информация в Правительство | 2 квартал 2024 г. | МЗ, МВД, ГП (по согласованию), МП | - | - | - | - | не требуются |
7. Заключительное направление | |||||||||
77. | Проведение заседаний МВШ по усилению межведомственного взаимодействия, рассмотрению результатов реализации Комплексного плана и, при необходимости, внесению в него изменений и дополнений | Протокол заседания МВШ | 4 квартал 2023-2025 г.г. | МВД, заинтересованные государственные органы | - | - | - | - | не требуются |