ГОСТ 31191.4-2006 (ИСО 2631-4:2001) «Вибрация и удар. Измерение общей вибрации и оценка ее воздействия на человека. Часть 4. Руководство по оценке влияния вибрации на комфорт пассажиров и бригады рельсового транспортного средства»
ГОСТ 31191.4-2006
(ИСО 2631-4:2001)
МЕЖГОСУДАРСТВЕННЫЙ СТАНДАРТ
Вибрация и удар
ИЗМЕРЕНИЕ ОБЩЕЙ ВИБРАЦИИ И ОЦЕНКА ЕЕ ВОЗДЕЙСТВИЯ НА ЧЕЛОВЕКА
Часть 4
Руководство по оценке влияния вибрации на комфорт пассажиров и бригады
рельсового транспортного средства
Vibration and shock. Measurement and evaluation of human exposure
to whole-body vibration. Part 4. Guidelines for evaluation of the effects
of vibration on passengers and crew comfort in rail vehicles
4. Учет особенности рельсовых транспортных средств при оценке комфорта пассажиров
5. Характеристики вибрации рельсовых транспортных средств
8. Оценка степени комфорта на основе опроса пассажиров
Приложение А (обязательное). Параметры функции частотной коррекции Wb
Приложение В (справочное). Изменение структуры настоящего стандарта по отношению к ИСО 2631-4:2001
Предисловие
Цели, основные принципы и основной порядок проведения работ по межгосударственной стандартизации установлены ГОСТ 1.0-92 «Межгосударственная система стандартизации. Основные положения» и ГОСТ 1.2-97 «Межгосударственная система стандартизации. Стандарты межгосударственные, правила и рекомендации по межгосударственной стандартизации. Порядок разработки, принятия, применения, обновления и отмены»
Общие методы измерения и оценки общей вибрации, в том числе на транспортных средствах разных видов, установлены в ГОСТ 31191.1. Настоящий стандарт распространяет методы ГОСТ 31191.1 на рельсовые транспортные средства, вибрация которых имеет свою специфику.
Рельсовые транспортные средства в процессе движения производят прогнозируемые, но сложные по составу и форме пространственные колебания, вид которых зависит от рельсового пути, конструкции транспортного средства и конструкции сиденья (или спального места). Степень комфорта пассажиров транспортного средства определяется не только вибрацией, но также и тем, насколько эта вибрация ожидаема с учетом класса оплаченных услуг. Длительность поездки не влияет непосредственно на оценку степени комфорта (за исключением восприятия низкочастотных колебаний, вызывающих укачивание), но от нее зависит поведение пассажиров в пути. Если длительность поездки превышает несколько минут, то пассажиры могут читать, писать, есть или пить, а если поездка является длительной, то и спать. При этом пассажиры могут по-разному оценивать комфортность транспортных средств в зависимости от ожидаемого уровня сервиса и длительности поездки. Кроме того, на субъективную оценку пассажира, помимо вибрации, оказывают влияние такие факторы как шум, температура, влажность, качество воздуха, удобство сиденья.
Демо – версия документа