(СТАРАЯ РЕДАКЦИЯ) РЕГЛАМЕНТ МАЖИЛИСА ПАРЛАМЕНТА РК OT 08.02.1996
РЕГЛАМЕНТ
Мажилиса Парламента Республики Казахстан
(принят Мажилисом Парламента Республики Казахстан 8 февраля 1996 года)
(с изменениями и дополнениями по состоянию на 17.10.2007 г.)
Данная редакция действовала до внесения изменений от 9 ноября 2011 года
Раздел 2. Порядок проведения пленарных заседаний Мажилиса Парламента
Глава 1. Пленарные заседания Мажилиса Парламента
Глава 2. Порядок голосования и принятия решений
Глава 3. Законодательная деятельность Мажилиса Парламента. Порядок прохождения законопроектов
Глава 4. Порядок рассмотрения вопросов, подлежащих первоначальному рассмотрению в Мажилисе Парламента
Глава 5. Порядок рассмотрения вопросов, отнесенных к исключительному ведению Мажилиса Парламента
Глава 6. Порядок рассмотрения вопросов, отнесенных к самостоятельному ведению Мажилиса Парламента
Раздел 3. Формирование органов Мажилиса Парламента и организация их деятельности
Глава 7. Бюро Мажилиса Парламента и его компетенция
Глава 8. Рабочие органы Мажилиса Парламента
Раздел 4. Порядок осуществления полномочий депутатов Мажилиса Парламента и их ответственность
Глава 9. Исключена
Глава 10. Полномочия депутатов Мажилиса Парламента и их ответственность
Глава 11. Депутатские запросы и вопросы
их деятельности, порядок и условия осуществления депутатскими объединениями полномочий
Глава 12. Депутатские объединения Мажилиса Парламента
Раздел 5. Должностные лица Мажилиса Парламента и их полномочия
Глава 13. Председатель Мажилиса Парламента
Глава 14. Заместитель Председателя Мажилиса Парламента
Раздел 5-1. Международное и межпарламентское Сотрудничество Мажилиса Парламента
Раздел 6. Заключительные положения
1. Регламент Мажилиса Парламента устанавливает:
1) условия и порядок проведения заседаний Мажилиса Парламента;
2) порядок формирования рабочих органов Мажилиса Парламента;
3) организацию деятельности Мажилиса Парламента и его рабочих органов;
4) условия и порядок осуществления депутатами и должностными лицами Мажилиса Парламента своих полномочий;
5) особенности организации и порядка работы фракций политических партий.
Регламент Мажилиса Парламента, изменения и дополнения к нему принимаются на пленарных заседаниях Палаты большинством голосов от общего числа депутатов Мажилиса и утверждаются постановлением Мажилиса Парламента.
2. Пленарные заседания Мажилиса Парламента являются открытыми. В случаях, предусмотренных настоящим Регламентом, Палата вправе проводить закрытые заседания.
3. Мажилис Парламента состоит из ста семи депутатов.
Полномочия депутата Мажилиса Парламента начинаются с момента его регистрации в качестве депутата Парламента Республики Казахстан Центральной избирательной комиссией Республики.
4. В Мажилисе Парламента работа ведется на казахском и русском языках.
Раздел 2. Порядок проведения пленарных заседаний Мажилиса Парламента
Глава 1. Пленарные заседания Мажилиса Парламента
5. Пленарное заседание Мажилиса Парламента созывает Председатель Мажилиса.
Пленарные заседания Мажилиса проводятся по средам и четвергам с 10 до 18 часов, с перерывом с 12 часов 30 минут до 14 часов 30 минут. Время с 17 часов 30 минут до 18 часов отводится для решения вопросов внутренней деятельности Мажилиса.
Мажилис может принимать решение об ином времени проведения пленарного заседания.
Председательствующий объявляет перерыв на пленарных заседаниях по собственной инициативе или по предложению большинства от числа присутствующих депутатов Мажилиса Парламента.
В период, когда не проводятся пленарные заседания Парламента и Мажилиса, депутаты работают в рабочих органах Парламента.
В понедельник, вторник и пятницу депутаты работают в комитетах, комиссиях Парламента.
Парламентские слушания, иные республиканские мероприятия, проводимые в здании Мажилиса, как правило, проводятся по пятницам, а «правительственный час» - по понедельникам.
Для поддержания взаимоотношений депутатов Мажилиса с избирателями им предоставляется до десяти календарных дней ежеквартально для выезда в регионы.
Во время проведения совместных и раздельных заседаний палат Парламента не допускается заседание рабочих органов Парламента.
6. Пленарное заседание Мажилиса Парламента правомочно, если на нем присутствует не менее двух третей от общего числа депутатов Палаты.
Для определения правомочности пленарного заседания перед его началом, а также после каждого перерыва проводится поименная регистрация депутатов. Перед голосованием может быть проведена дополнительная поименная регистрация депутатов. Перед голосованием по процедурным вопросам дополнительная поименная регистрация депутатов не проводится.
6-1. Первое пленарное заседание Мажилиса Парламента нового созыва открывает и ведет Председатель Центральной избирательной комиссии Республики до избрания Председателя Мажилиса.
После избрания Председателя Мажилиса дальнейшее пленарное заседание Палаты ведет Председатель Мажилиса Парламента.
6-2. На первом пленарном заседании Мажилиса председательствующий сообщает Палате фамилии избранных депутатов Мажилиса согласно списку официально зарегистрированных Центральной избирательной комиссией депутатов, составленному на день открытия первого пленарного заседания Мажилиса.
6-3. На первом пленарном заседании нового созыва Мажилис открытым голосованием большинством голосов от числа избранных депутатов Палаты избирает:
1) временную комиссию по контролю за использованием электронной системы;
2) временную комиссию по Регламенту Мажилиса.
Решения Мажилиса по этим вопросам утверждаются постановлением.
6-4. В соответствии с пунктом 1 статьи 70 Конституции Республики Казахстан перед вновь избранным Мажилисом Парламента Премьер-Министр Республики ставит вопрос о доверии Правительству. Вопрос о доверии Правительству рассматривается на пленарном заседании Мажилиса.
После включения вопроса в повестку дня заседания Председатель Мажилиса оглашает соответствующее письмо Премьер-Министра. Премьер-Министр вправе выступить перед Палатой. Время выступления - до десяти минут. Депутаты, присутствующие на заседании, вправе задавать вопросы Премьер-Министру и высказывать свое мнение по вопросу о доверии Правительству.
Прения по вопросу о доверии Правительству могут не открываться, если на этом не настаивают депутаты.
Решение по данному вопросу принимается открытым голосованием, если Палата не определит иной порядок голосования. Решение принимается большинством голосов от общего числа депутатов Мажилиса и оформляется постановлением Палаты.
7. Председательствующий на пленарном заседании Мажилиса:
1) открывает, ведет и закрывает пленарные заседания Палаты;
2) в начале заседания после поименной регистрации депутатов оглашает список депутатов, отсутствующих на заседании Палаты по уважительной причине;
3) оглашает сведения о записавшихся для выступления в прениях через электронную систему. При этом запись на выступления ведется по каждому рассматриваемому вопросу отдельно;
4) предоставляет слово для выступлений в порядке строгой очередности по электронному табло;
5) в случае нарушения выступающим Регламента вправе предупредить его, а в случае повторного нарушения - лишить слова;
6) предоставляет слово вне очереди по процедурным вопросам;
7) организует голосование по проектам законов, постановлений и других актов Мажилиса, предложениям депутатов по рассматриваемым на пленарном заседании вопросам и объявляет результаты голосования;
8) обеспечивает установленный настоящим Регламентом порядок пленарного заседания.
При обсуждении вопросов на пленарном заседании Мажилиса председательствующий не вправе давать оценку и комментировать выступления депутатов.
8. Повестка дня и порядок рассмотрения вопросов пленарного заседания предварительно рассматриваются на Бюро (в том числе опросным путем) и утверждаются на пленарном заседании открытым голосованием большинством голосов от общего числа депутатов Палаты.
Предложения и замечания по повестке дня и порядку работы принимаются путем открытого голосования по каждому предложению большинством голосов от общего числа депутатов Палаты.
9. Время для докладов на пленарных заседаниях Палаты предоставляется до тридцати минут, для содокладов - до двадцати минут, для выступления в прениях до десяти минут, при повторном выступлении в прениях - до пяти минут, при обсуждении кандидатур - до трех минут, для выступлений по процедурным вопросам, для справок и вопросов - до двух минут. При превышении установленного времени микрофон автоматически отключается. В случае необходимости председательствующий может предоставить дополнительное время не более двух минут.
Для постановки вопросов и ответов на них отводится не более одного часа, а для прений не более полутора часов. После прекращения прений докладчик и содокладчик имеют право выступить с заключительным словом в пределах десяти минут.
Большинством голосов от общего числа депутатов Палата может установить иное время.
Выступления производятся с трибуны или с места, но не более двух раз по обсуждаемому вопросу. Заявления о предоставлении слова подаются с места.
Президенту Республики Казахстан по его просьбе предоставляется слово для выступления в любое время.
По просьбе Председателя Мажилиса, Премьер-Министра и членов Правительства, Председателя Национального Банка, Генерального Прокурора, Председателя Комитета национальной безопасности, Государственного секретаря, Руководителя Администрации Президента, представителей Президента и Правительства слово для выступления по обсуждаемому вопросу предоставляется вне очереди.
Никто не вправе выступать на пленарном заседании Мажилиса без разрешения председательствующего.
Во время проведения пленарных заседаний запрещается использование в зале заседания мобильных телефонов, радиотелефонов, пейджеров и других средств связи.
10. Пленарные заседания Мажилиса являются открытыми.
Должностные лица государственных органов и органов местного самоуправления, о необходимости присутствия которых на пленарном заседании принято решение Палаты, обязаны прибыть на заседание Мажилиса Парламента и дать необходимые пояснения по вопросам, входящим в его компетенцию. Мажилис Парламента не вправе принимать подобные решения в отношении Президента Республики.
Списки приглашенных лиц на пленарные заседания Мажилиса по рассматриваемым вопросам повестки дня определяются постоянными комитетами Палаты.
Приглашенные не вправе вмешиваться в деятельность Мажилиса, обязаны воздерживаться от проявлений одобрения или неодобрения его работы, соблюдать установленный порядок и выполнять распоряжения председательствующего.
Руководитель Аппарата Мажилиса заранее оповещает приглашенных лиц о необходимости присутствия их в зале заседания и о вопросах, подлежащих рассмотрению.
Порядок допуска приглашенных лиц в зал заседаний Мажилиса определяется Руководителем Аппарата Мажилиса.
11. По предложению депутата Мажилиса Палата может проводить закрытые заседания, если за это проголосовало большинство от общего числа присутствующих депутатов.
Президент Республики, Премьер-Министр и члены Правительства, Председатель Национального Банка, Генеральный Прокурор, Председатель Комитета национальной безопасности Республики, Государственный секретарь, Руководитель Администрации Президента вправе присутствовать на любых пленарных заседаниях Мажилиса.
Представители Президента, Правительства и Генерального Прокурора в Мажилисе вправе присутствовать на заседаниях комитетов Палаты, пленарных заседаниях Мажилиса и при необходимости могут давать справки, делать сообщения.
12. Пленарные заседания Палаты Парламента стенографируются и ведется их видеозапись. Стенограмма подписывается председательствующим на заседании. Стенограмма либо выписка из нее выдается депутатам по их требованию Аппаратом Палаты.
13. Выступающий на пленарном заседании Мажилиса не вправе нарушать правила депутатской этики, употреблять в своей речи грубые, оскорбительные выражения, наносящие ущерб чести и достоинству депутатов и других лиц, допускать необоснованные обвинения в чей-либо адрес, использовать заведомо ложную информацию, призывать к незаконным действиям.
В случае нарушения данного требования председательствующий предупреждает выступающего, а при повторении нарушения лишает его слова.
Депутат в отведенное ему время не может быть лишен слова председательствующим, кроме случаев:
1) истечения времени выступления;
2) отклонения от темы обсуждаемого вопроса;
3) нарушения требований, предусмотренных частью первой настоящего пункта.
14. В ходе прений председательствующий обеспечивает выявление разнообразия мнений по обсуждаемому вопросу.
Прения прекращаются по истечении отведенного времени либо по решению большинства присутствующих на пленарном заседании депутатов открытым голосованием. После принятия решения о прекращении прений председательствующий информирует депутатов Палаты о числе записавшихся и выступивших депутатов, выясняет, кто настаивает на выступлении, и при согласии большинства присутствующих депутатов предоставляет ему слово.
Депутаты, которые не смогли выступить в связи с прекращением прений, вправе приобщить подписанные тексты своих выступлений к стенограмме пленарного заседания Мажилиса.
Глава 2. Порядок голосования и принятия решений
15. Мажилис по вопросам своей компетенции принимает постановления.
Мажилис Парламента вправе по вопросам своей компетенции принимать обращения, декларации, заявления и иные акты, не носящие законодательного характера. Их принятие осуществляется с соблюдением условий и требований, установленных регламентами Парламента и Мажилиса.
17. Проекты конституционных законов одобряются Мажилисом не менее чем двумя третями голосов от общего числа депутатов Мажилиса.
Мажилис Парламента вправе отклонить проект конституционного закона большинством голосов от общего числа депутатов Палаты. Отклоненный проект конституционного закона возвращается его инициатору.
18. Проекты законов одобряются большинством голосов от общего числа депутатов Палаты на ее пленарных заседаниях, если иное не предусмотрено Конституцией Республики.
19. Мажилис Парламента в соответствии с его компетенцией на своих пленарных заседаниях принимает решения голосованием.
Голосование на пленарном заседании Мажилиса Парламента осуществляется:
1) с использованием электронной системы подсчета голосов;
2) поднятием руки;
3) с использованием бюллетеней.
При проведении голосования с использованием электронной системы подсчета голосов депутат вправе получить список с поименными результатами голосования.
При отсутствии необходимого числа депутатов для проведения голосования председательствующий принимает меры по обеспечению кворума. При невозможности обеспечения кворума председательствующий переносит голосование на следующее пленарное заседание Палаты.
При выявлении ошибок в процедуре и технике проведенного голосования по решению Палаты проводится повторное голосование.
Контроль за использованием электронной системы подсчета голосов осуществляет временная комиссия Мажилиса по контролю за использованием электронной системы.
Результаты голосования и принятые решения по каждому вопросу вносятся в стенограмму пленарного заседания Палаты.
20. Решение Палаты по процедурным вопросам принимается открытым голосованием большинством голосов депутатов, присутствующих на пленарном заседании, без принятия постановлений и фиксируется в стенограмме пленарных заседаний.
К процедурным относятся вопросы:
1) о перерыве пленарного заседания;
2) о переносе пленарного заседания;
3) об очередности обсуждения вопросов;
4) о прекращении либо о продолжении прений;
5) о прекращении постановки вопросов;
6) о способах голосования;
7) об ограничении или продлении времени выступлений;
8) об удостоверении кворума и пересчете голосов;
9) о возврате к проведению повторного голосования.
21. Перед началом голосования председательствующий оглашает количество предложений, ставящихся на голосование, уточняет их формулировки, выясняет, кто из депутатов снимает свои поправки, напоминает, каким большинством голосов может быть принято решение.
При внесении нескольких предложений по рассматриваемому Палатой вопросу председательствующий проводит голосование по всем внесенным предложениям в порядке их поступления.
После объявления председательствующим о начале голосования никто не вправе прерывать голосование.
После окончания голосования председательствующий объявляет результаты голосования и принятое решение.
22. При голосовании по каждому вопросу депутат имеет один голос, подавая его «за» или «против» принятия решения либо воздерживаясь от принятия решения.
Депутат, который отсутствовал во время голосования, не вправе проголосовать позже.
24. При проведении тайного голосования с использованием бюллетеней Палатой избирается Счетная комиссия из числа депутатов. В Счетную комиссию не могут входить депутаты, чьи кандидатуры выдвинуты в состав избираемых органов или на посты должностных лиц. Об избрании Счетной комиссии Палата принимает постановление.
Счетная комиссия избирает из своего состава председателя и секретаря комиссии. Решения Счетной комиссии принимаются большинством голосов членов комиссии. В случае, если голоса разделились поровну, голос председателя считается решающим.
Бюллетени с необходимой для голосования информацией изготавливаются под контролем Счетной комиссии по установленной ею форме и в определенном количестве.
Время и место голосования, порядок его проведения устанавливаются Счетной комиссией и объявляются председателем Счетной комиссии.
Каждому депутату выдается один бюллетень, подписанный председателем Счетной комиссии. Общее число бюллетеней не должно превышать численность списочного состава депутатов Мажилиса.
Бюллетени для тайного голосования выдаются депутатам Палаты по предъявлении ими удостоверения депутата.
Заполнение бюллетеней проводится депутатом в кабине для тайного голосования путем проставления отметки в бюллетене справа от фамилии кандидата, за которого он голосует, а в бюллетене по проекту решения - слова «за» либо «против» справа от одного из вариантов предлагаемых решений.
Недействительными считаются бюллетени неустановленной формы, а при избрании должностных лиц - также бюллетени, в которых отмечено более одной кандидатуры на одну должность. Фамилии, дописанные в бюллетене, при подсчете голосов не учитываются. Бюллетени, в которых отмечено более одного проекта решения, считаются недействительными.
Признаются действительными, но не учитываются при подсчете голосов незаполненные бюллетени и бюллетени, в которых не отмечены фамилии всех кандидатов.
Урна для голосования должна вскрываться Счетной комиссией после окончания голосования. До окончания голосования вскрытие урны запрещается.
Перед вскрытием урны для голосования все неиспользованные бюллетени подсчитываются и погашаются Счетной комиссией.
Вскрытие урны осуществляется в присутствии всех членов комиссии. О результатах тайного голосования Счетная комиссия составляет протокол, который подписывается всеми членами Счетной комиссии. По докладу Счетной комиссии Палата открытым голосованием большинством голосов от общего числа депутатов утверждает протокол Счетной комиссии о результатах тайного голосования.
При выявлении ошибок в процедуре и технике проведенного голосования по решению Палаты проводится повторное голосование.
Депутат Мажилиса Парламента, который отсутствовал во время голосования, не вправе проголосовать позже.
Глава 3. Законодательная деятельность Мажилиса Парламента. Порядок прохождения законопроектов
24-1. Законодательной инициативой является официальное внесение субъектом права законодательной инициативы текста проекта закона или иного законодательного акта Парламента, обязательного к рассмотрению Парламентом.
24-2. Право законодательной инициативы реализуется исключительно в Мажилисе Парламента и принадлежит:
1) Президенту Республики, который решение о внесении проекта законодательного акта в Мажилис оформляет специальным посланием;
2) депутатам Парламента, которые решение о внесении проекта законодательного акта в Мажилис оформляют соответствующим представлением;
3) Правительству Республики, которое решение о внесении проекта законодательного акта в Мажилис принимает путем издания соответствующего постановления Правительства.
24-3. Проекты законов, внесенные Президентом Республики, депутатами и Правительством, постановлением Мажилиса Парламента направляются для рассмотрения и подготовки заключения в соответствующие постоянные комитеты Мажилиса и могут быть рассмотрены на его пленарном заседании лишь при наличии по ним заключений всех постоянных комитетов Палаты и соответствующего Отдела Аппарата Палаты.
В случае прекращения полномочий депутата Парламента по основаниям, предусмотренным Конституцией Республики Казахстан, до рассмотрения на пленарном заседании Палаты инициированного им законопроекта постановление Мажилиса Парламента о принятии в работу законопроекта, инициатором которого он являлся, признается утратившим силу на пленарном заседании Палаты.
24-4. Проекты законов, предусматривающие сокращение государственных доходов или увеличение государственных расходов, могут быть внесены лишь при наличии положительного заключения Правительства Республики.
Для проектов законодательных актов, вносимых в Мажилис Парламента в порядке законодательной инициативы Президента Республики, наличие такого заключения не требуется.
24-5. Иные вопросы, связанные с порядком осуществления права законодательной инициативы, решаются настоящим Регламентом.
25. Право законодательной инициативы осуществляется в формах:
1) внесения проектов законодательных актов Республики Казахстан;
2) внесения проектов об изменениях, дополнениях и признании утратившими силу законодательных актов Республики Казахстан;
3) внесения проектов нормативных постановлений Парламента.
25-1. Субъект права законодательной инициативы, внесший проект законодательного акта, вправе отозвать свою инициативу на любой из стадий рассмотрения.
Отзыв законодательной инициативы депутата должен быть оформлен в письменном виде и внесен на имя Председателя Мажилиса. В случае, если правом законодательной инициативы воспользовались несколько депутатов, отзыв проекта законодательного акта должен быть скреплен подписями всех его инициаторов. Проект закона, внесенный Правительством Республики, отзывается соответствующим постановлением.
26. Проект закона на бумажных и электронных носителях вносится в Мажилис на государственном и русском языках с необходимыми приложениями (материалами по законопроекту), при положительном заключении по результатам предварительной проверки на предмет аутентичности их текстов на государственном и русском языках в течение пяти рабочих дней регистрируется в Аппарате Палаты и направляется руководству Палаты.
26-1. Материалы по законопроекту, внесенному Президентом Республики Казахстан, должны содержать специальное послание Главы государства.
27. Предоставляемые материалы по законопроекту должны содержать:
1) постановление Правительства, в случае если проект внесен Правительством;
2) представление, если проект закона инициирован депутатом (депутатами);
3) пояснительную записку с обоснованием необходимости принятия закона, характеристикой его целей и задач;
4) финансово-экономический расчет, если реализация закона требует затрат;
5) положительное заключение Правительства по проекту закона, инициируемому депутатом и предусматривающему сокращение государственных доходов или увеличение государственных расходов;
6) прогнозы возможных экономических, социальных, юридических, экологических последствий действия принимаемого закона;
7) заключение научной экспертизы, за исключением законопроектов о ратификации и денонсации международных договоров;
8) справочный лист, в котором указываются сведения: о государственном органе, ответственном за подготовку проекта; составе рабочей группы (если она создавалась); докладчике по законопроекту;
9) перечень законодательных актов, подлежащих изменению, дополнению или признанию утратившими силу в связи с принятием данного закона и предложения о разработке нормативных правовых актов, необходимых для реализации данного закона.
Материалы представляются на государственном и русском языках.
При внесении законопроекта о внесении изменений и дополнений в законодательные акты Республики Казахстан предоставляется сравнительная таблица действующей и новой редакции статей с соответствующим обоснованием изменений и дополнений, выполненная с соблюдением правил юридической техники.
Если законопроект затрагивает интересы субъектов частного предпринимательства, представляется экспертное заключение аккредитованного объединения субъектов частного предпринимательства.
При внесении законопроекта на ратификацию международных договоров прикладываются заверенные Министерством иностранных дел копии документов, вносимых на ратификацию, на государственном, русском и иных языках их подписания, имеющих приоритет при разночтениях.
Вместе с проектом закона может быть представлено заключение независимой экспертизы.
При отсутствии одного из указанных приложений, а также неаутентичности их текстов на государственном и русском языках Аппарат Палаты возвращает документы инициатору законопроекта в течение пяти дней без регистрации для выполнения установленных требований.
28. Зарегистрированный законопроект для предварительного рассмотрения и подготовки предложений о порядке дальнейшей работы над ним постановлением Мажилиса направляется в соответствующий комитет (комитеты). Если законопроект направлен в два и более комитета, то головным считается тот, который указан в постановлении первым.
Срок, необходимый для подготовки заключения, указывается в поручении и не может быть менее тридцати календарных дней со дня поступления зарегистрированного законопроекта в соответствующие комитеты и Отдел законодательства Аппарата Палаты.
В случае, если Президент Республики специальным посланием объявил рассмотрение проекта закона срочным, срок, необходимый для подготовки заключения головным комитетом Палаты, не может быть более семи календарных дней.
29. Порядок рассмотрения проекта закона, подготовки заключения по законопроекту определяется самостоятельно соответствующим комитетом Палаты.
Комитет Палаты вправе привлекать в состав рабочих групп инициаторов законопроекта, представителей государственных органов, консультативно-совещательных органов, общественных объединений, научных учреждений, экспертов, специалистов, руководителей хозяйствующих субъектов.
Постоянный комитет вправе направить законопроект на независимые научную и иные экспертизы.
Аппарат Палаты по запросу постоянного комитета представляет модельные законы Содружества Независимых Государств и аналогичные законы, действующие в мировой практике.
Альтернативные законопроекты рассматриваются комитетами Палаты одновременно с основным проектом и по каждому проекту готовится отдельное заключение.
30. Обсуждение законопроекта в комитетах проходит открыто. Комитет за пять дней до обсуждения законопроекта информирует депутатов. По результатам рассмотрения законопроекта комитет принимает заключение.
32. Законопроект, подготовленный к рассмотрению на пленарном заседании, материалы к нему, а также заключение Отдела законодательства Аппарата направляются головным комитетом в Бюро Палаты не позднее чем за три рабочих дня до его заседания для внесения на рассмотрение пленарного заседания Мажилиса.
Комитет вносит также предложения о приглашении лиц на рассмотрение законопроекта Мажилисом.
33. Бюро Палаты с учетом заключения головного комитета вносит предложение о включении проекта закона в повестку дня пленарного заседания.
Повестка дня пленарного заседания и все необходимые материалы, касающиеся вопросов, вносимых на рассмотрение Мажилиса, раздаются депутатам не позднее чем за три дня до пленарного заседания Палаты.
34. Рассмотрение проектов законов, в том числе конституционных, на пленарных заседаниях Мажилиса может осуществляться в одном чтении, если Палатой применительно к конкретному проекту не будет принято другое решение.
Проекты кодексов, изменения и дополнения в них рассматриваются не менее чем в двух чтениях.
35. Текст проекта закона в варианте, представленном инициатором законопроекта, и материалы к нему представляются депутатам не позднее чем за десять дней до рассмотрения этого законопроекта на пленарном заседании.
36. При первом чтении законопроекта Палата заслушивает доклад инициатора данного проекта и содоклад головного комитета, обсуждает концептуальные положения проекта закона и высказывает предложения и замечания в форме поправок.
Тексты докладов и содокладов на казахском и русском языках заблаговременно представляются для синхронного перевода в Аппарат, но не позднее чем за два часа до начала пленарного заседания.
По результатам обсуждения Мажилис одобряет основные положения законопроекта или отклоняет его.
37. Если в ходе чтения Палата признает представленный проект не требующим поправок, изменяющих его концепцию или содержание отдельных статей, Палата одобряет его.
При внесении альтернативных проектов законов по одному и тому же вопросу Палата одновременно обсуждает их в ходе чтения и принимает решение о том, какой из рассматриваемых проектов принять за основу для подготовки ко второму чтению.
Решение по законопроекту, рассмотренному в первом чтении, считается принятым, если оно утверждено большинством голосов от общего числа депутатов Палаты. Такое решение оформляется постановлением Мажилиса.
38. Поправки к проекту закона, одобренному в первом либо втором (последующем) чтении, с обоснованием необходимости их принятия передаются депутатами в письменном виде в головной комитет не позднее чем за десять дней до начала второго (последующего) чтения по законопроекту.
Если поправка к проекту закона предусматривает сокращение государственных доходов или увеличение государственных расходов, то головной комитет направляет в Правительство внесенную поправку для представления заключения. Заключение по данным поправкам Правительство дает в срок, установленный Регламентом Правительства Республики Казахстан.
В случае, если по заключению Правительства требуются дополнительные пояснения, комитет вправе истребовать их у Правительства.
39. Головной комитет рассматривает внесенные поправки к проекту закона и подготавливает его ко второму чтению.
Депутаты, внесшие поправки, вправе уточнять их содержание в ходе обсуждения законопроекта в головном комитете, который заблаговременно информирует депутатов о времени и месте заседания. Доработанный проект закона Бюро Мажилиса вносится на второе чтение.
К тексту законопроекта прилагаются сравнительная таблица с предлагаемыми изменениями относительно варианта, принятого в первом чтении, и их обоснование, а также поправки, отклоненные в ходе доработки законопроекта, для рассмотрения их во втором чтении.
40. При втором чтении по проекту закона с докладом выступает председатель головного комитета или один из членов комитета, либо представитель Правительства. Прения по докладу не открываются.
Обсуждение законопроекта проводится постатейно, по разделам или в целом. Во время обсуждения возможно возвращение отдельных частей или законопроекта в целом на доработку в соответствующие комитеты Палаты. В ходе второго чтения рассматриваются только поправки, внесенные во время рассмотрения законопроекта в письменном виде.
Палата заслушивает заключения комитетов по поправкам. Авторы, не согласные с заключением комитета, имеют право выступить с обоснованием внесенных поправок. По требованию депутата Палаты внесенная поправка ставится на голосование. Каждая поправка голосуется отдельно. Если предложено внести несколько поправок в одну и ту же статью проекта, то вначале голосуются те из них, принятие или отклонение которых позволит решить вопрос о других поправках.
В случае внесения поправки, которая может повлечь дополнительные расходы либо снижение доходов государственного бюджета, Палата истребует у Правительства заключение либо возвращает в комитет на доработку.
41. На голосование ставится отдельно каждая статья либо глава, или раздел проекта закона с внесенными поправками, а затем весь проект в целом. Палата может принять решение о голосовании сразу по законопроекту в целом, если ни один из депутатов не возражает против такого порядка.
По результатам рассмотрения законопроекта во втором чтении Палата принимает одно из следующих решений:
1) одобрить;
2) вернуть на доработку в комитет;
3) провести последующие чтения;
4) отклонить.
42. Проект конституционного закона или проект закона, рассмотренный и одобренный Мажилисом, вместе с постановлением Палаты в течение десяти дней со дня его одобрения, предварительно скрепленные подписями председателя головного комитета и руководителей соответствующих Отделов Аппарата Мажилиса, через Аппарат Палаты передаются на рассмотрение в Сенат Парламента.
Рассмотрение законопроектов, отклоненных Сенатом
43. Сенат вправе отклонить проект конституционного закона или проект закона, одобренного Мажилисом, в целом.
44. В случае, если одобренный Мажилисом проект конституционного закона или проект закона отклонен в целом Сенатом, он возвращается в Мажилис с мотивированным обоснованием отклонения. Бюро Мажилиса передает законопроект с прилагаемыми документами в головной комитет, который рассматривает основания его отклонения Сенатом, дает по ним заключение и вносит свои предложения по преодолению возникших разногласий на рассмотрение Палаты.
45. Сенат вправе внести изменения и дополнения в проект конституционного закона не менее чем двумя третями голосов, а в проект закона - большинством голосов депутатов Палаты.
Внесенные Сенатом изменения и дополнения в проект конституционного закона или закона направляются в Мажилис через Аппарат Сената с постановлением об этом, со сравнительной таблицей с редакцией законопроекта и новой редакцией статей, а также с текстом законопроекта в срок не более двух недель с момента принятия решения.
Бюро Мажилиса направляет изменения и дополнения, внесенные Сенатом в проект конституционного закона или проект закона, в головной комитет для подготовки по ним предложений.
Если Мажилис не менее чем двумя третями голосов его депутатов согласится с внесенными Сенатом изменениями и дополнениями в проект конституционного закона или большинством голосов от общего числа его депутатов согласится с внесенными Сенатом изменениями и дополнениями в проект закона, соответственно конституционный закон или закон считается принятым, после чего в течение пяти дней он направляется Председателем Палаты в Сенат с постановлением Мажилиса.
46. Если Мажилис при голосовании по внесенным Сенатом изменениям и дополнениям в проект конституционного закона или проект закона не согласился с ними не менее чем двумя третями голосов или большинством голосов депутатов соответственно, то разногласия между Палатами Парламента разрешаются путем согласительных процедур.
Для преодоления возникших разногласий Мажилис и Сенат создают согласительную комиссию с участием равного количества депутатов от каждой Палаты. В работе согласительной комиссии может принимать участие с правом совещательного голоса субъект права законодательной инициативы.
Решение о необходимости создания согласительной комиссии и об избрании в ее состав депутатов от Мажилиса принимается на пленарном заседании Палаты большинством голосов от общего числа депутатов Мажилиса и направляется в Сенат. После идентичной процедуры избрания депутатов в согласительную комиссию Сенатом, члены согласительной комиссии избирают из своего состава председателя большинством голосов от общего числа членов согласительной комиссии.
Редакция документа