Кодекс Украины «О недрах» от 27 июля 1994 года № 132/94-ВР (с изменениями и дополнениями по состоянию на 18.12.2024 г.)
Кодекс Украины от 27 июля 1994 года № 132/94-ВР
О недрах
(с изменениями и дополнениями по состоянию на 18.12.2024 г.)
| |
| |
Глава 6. Ответственность за нарушение законодательства о недрах | |
|
Глава 1. Основные положения
Статья 1. Понятие о недрах
Недра - это часть земной коры, расположенной под поверхностью суши и дном водоемов и простирающейся до глубин, доступных для геологического изучения и освоения.
Статья 2. Задачи Кодекса Украины о недрах
Задачей Кодекса Украины о недрах является регулирование горных отношений с целью обеспечения рационального, комплексного использования недр для удовлетворения потребностей в минеральном сырье и других потребностей общественного производства, охраны недр, гарантирования при пользовании недрами безопасности людей, имущества и окружающей природной среды, а также охрана прав и законных интересов предприятий, учреждений, организаций и граждан.
Статья 3. Законодательство о недрах
Горные отношения в Украине регулируются Конституцией Украины, законами Украины «Об административной процедуре», «Об охране окружающей природной среды», этим Кодексом и другими актами законодательства Украины, которые издаются в соответствии с ними.
Отношения относительно принятия, вступления в силу, обжалования в административном порядке, выполнения, прекращения действия административных актов в сферах пользования недрами и горных отношений регулируются Законом Украины «Об административной процедуре» с учетом особенностей, определенных настоящим Кодексом.
Особенности пользования недрами во время выполнения соглашения о распределении продукции, в том числе связанные с предоставлением, передачей, ограничением, временным запрещением (остановкой) и прекращением права пользования недрами, а также с правовым оформлением таких отношений, регулируются Законом Украины «О соглашениях о распределении продукции».
Земельные, лесные и водные отношения регулируются соответствующим законодательством Украины.
Статья 3-1. Особенности применения норм настоящего Кодекса
Если законами о пользовании нефтегазоносными недрами, в частности Законом Украины «О нефти и газе», Законом Украины «О газе (метане) угольных месторождений» и Законом Украины «О соглашениях о распределении продукции», установлены иные нормы, чем те, которые предусмотрены в этом Кодексе, то применяются нормы этих законов.
Статья 4. Собственность на недра
Недра являются исключительной собственностью украинского народа и предоставляются только в пользование. Соглашения или действия, которые в прямой или скрытой форме нарушают право собственности украинского народа на недры, являются недействительными. Украинский народ осуществляет право собственности на недра через Верховную Раду Украины, Верховную Раду Автономной Республики Крым и местные советы.
Отдельные полномочия относительно распоряжения недрами законодательством Украины могут предоставляться соответствующим органам государственной исполнительной власти.
Статья 5. Государственный фонд недр и государственный фонд месторождений полезных ископаемых
Государственный фонд недр включает как используемые участки недр, так и участки недр, не привлеченные к использованию, в том числе континентального шельфа и исключительной (морской) экономической зоны.
Месторождение полезных ископаемых - это нагромождение минеральных веществ в недрах, на поверхности земли, в источниках вод и газов, на дне водоемов, которые по количеству, качеству и условиям залегания пригодны для промышленного использования.
Техногенные месторождения полезных ископаемых - это места, где накопились отходы добычи, обогащения и переработки минерального сырья, запасы которых оценены и имеют промышленное значение. Такие месторождения могут возникнуть также вследствие потерь при хранении, транспортировке и использовании продуктов переработки минерального сырья.
Все месторождения полезных ископаемых, в том числе техногенные, с запасами, оцененными как промышленные, составляют Государственный фонд месторождений полезных ископаемых, а все предварительно оцененные месторождения полезных ископаемых - резерв этого фонда.
Государственный фонд месторождений полезных ископаемых является частью государственного фонда недр.
Государственный фонд месторождений полезных ископаемых и резерв этого фонда формируется специально уполномоченным центральным органом исполнительной власти по геологическому изучению и обеспечению рационального использования недр.
Государственный фонд недр формируется специально уполномоченным центральным органом исполнительной власти по геологическому изучению и обеспечению рационального использования недр.
Статья 5.1. Единая государственная электронная геоинформационная система пользования недрами
Центральный орган исполнительной власти, реализующий государственную политику в области геологического изучения и рационального использования недр, создает и обеспечивает функционирование единой государственной электронной геоинформационной системы пользования недрами и ее составляющими. Порядок функционирования и доступа к информации единой государственной электронной геоинформационной системы использования недрами устанавливается Кабинетом Министров Украины.
Открытый и безвозмездный доступ к единой государственной электронной геоинформационной системе использования недр и ее составляющих осуществляется через Государственный геологический веб-портал.
Единая государственная электронная геоинформационная система пользования недрами включает следующие составляющие:
Государственный фонд недр Украины, в том числе Государственный фонд месторождений полезных ископаемых и резерв этого фонда, создаваемого на основе Государственного кадастра месторождений и проявлений полезных ископаемых и Государственного баланса запасов полезных ископаемых с учетом сведений, полученных из Государственного земельного кадастра;
государственный реестр специальных разрешений на пользование недрами;
государственный реестр нефтяных и газовых скважин;
государственный реестр артезианских скважин;
государственный водный кадастр (раздел «Подземные воды»);
государственный геологический веб-портал;
электронный кабинет единой государственной электронной геоинформационной системы пользования недрами и электронный кабинет недропользователя;
формы отчетности по учету запасов полезных ископаемых, подаваемых пользователями недр;
сведения о заявлениях на получение, продление срока действия, внесение изменений в специальные разрешения на пользование недрами, представленные в центральный орган исполнительной власти, реализующий государственную политику в сфере геологического изучения и рационального использования недр, или в Совет министров Автономной Республики Крым (по полезным ископаемым) местного значения на территории Автономной Республики Крым);
каталог сведений о геологической информации, включающий сведения о первичной (необработанной) и вторичной (обработанной) геологической информации;
протоколы Государственной комиссии Украины по запасам полезных ископаемых по проведению государственной экспертизы и оценке запасов полезных ископаемых;
информация о государственной регистрации геологоразведочных работ;
информация об участках недр, предложенных для получения специальных разрешений на пользование недрами путем проведения аукциона (электронных торгов);
информация об участках недр, по которым объявлены конкурсы на заключение соглашений о разделе продукции;
информация об экзогенных геологических процессах (оползни, карсты, деревни, подтопление, абразия берегов);
информация об ограничениях в использовании земельных участков для целей недропользования;
другая информация, предусмотренная настоящим Кодексом и другими нормативно правовыми актами.
Администратором Государственного реестра специальных разрешений на пользование недрами, Государственного реестра нефтяных и газовых скважин, Государственного реестра артезианских скважин, техническим администратором составляющих единой государственной электронной геоинформационной системы пользования недрами является предприятие и/или предприятия, определенные центральным органом исполнительной власти, реализующим государственную политику в сфере геологического изучения и рационального использования недр, которые относятся к сфере его управления или относительно которых он осуществляет полномочия по управлению корпоративными правами государства (включая его дочерние предприятия).
Центральный орган исполнительной власти, реализующий государственную политику в сфере геологического изучения и рационального использования недр, является держателем Государственного реестра специальных разрешений на пользование недрами, Государственного реестра нефтяных и газовых скважин, Государственного реестра артезианских скважин, порядки ведения которых утверждаются Кабинетом Министра.
Программное обеспечение, созданное для функционирования единой государственной электронной геоинформационной системы пользования недрами и его составляющими, является объектом права государственной собственности.
Единая государственная электронная геоинформационная система пользования недрами и ее составляющие включают геопространственные данные, метаданные и сервисы, обнародования, доступ к которым осуществляется в сети Интернет согласно Закону Украины «О национальной инфраструктуре геопространственных данных».
Финансирование создания и функционирования единой государственной электронной геоинформационной системы пользования недрами и ее составляющими осуществляется за счет средств государственного бюджета, средств международной технической помощи, а также других источников, не запрещенных законом.
Статья 6. Виды полезных ископаемых
Полезные ископаемые по своему значению делятся на полезные ископаемые общегосударственного и местного значения. Отнесение полезных ископаемых к полезным ископаемым общегосударственного и местного значения осуществляется Кабинетом Министров Украины по представлению центрального органа исполнительной власти, обеспечивающего формирование государственной политики в сфере охраны окружающей среды.
Металлические руды и неметаллические полезные ископаемые общегосударственного значения (их полезные компоненты) могут быть отнесены к перечню полезных ископаемых и компонентов стратегического значения и/или перечню полезных ископаемых и компонентов критического значения, по решению Кабинета Министров Украины, при наличии условий, предусмотренных частями третьей и четвертой настоящей статьи.
К перечню полезных ископаемых и компонентов стратегического значения Кабинетом Министров Украины относятся металлические руды и неметаллические полезные ископаемые общегосударственного значения (их полезные компоненты), месторождения и проявления которых разведаны или потенциально могут быть разведаны на территории Украины, при наличии совокупности следующих условий:
такие полезные ископаемые и полезные компоненты имеют стратегическое значение как минеральное сырье и/или переработанная продукция из такого минерального сырья для отечественных имеющихся или перспективных промышленных производств, обеспечивающих устойчивое развитие экономики, в частности экспортный потенциал, и обороноспособность государства, его экономическую безопасность в долгосрочной перспективе и развитие инновационно-технологического устройства, способствуя декарбонизации отраслей экономики и переходу к экологической мобильности;
предложение таких полезных ископаемых и полезных компонентов как минерального сырья и/или переработанной продукции из такого минерального сырья на мировом рынке имеет или может иметь потенциально значительный разрыв от прогнозируемого спроса, что в частности обусловлено продолжительностью реализации новых проектов по добыче (промышленной разработки месторождений) таких полезных ископаемых.
К перечню полезных ископаемых и компонентам критического значения Кабинетом Министров Украины относятся следующие полезные ископаемые:
металлические руды и неметаллические полезные ископаемые общегосударственного значения (их полезные компоненты), отнесенные Кабинетом Министров Украины к перечню полезных ископаемых и компонентов стратегического значения;
другие металлические руды и неметаллические полезные ископаемые общегосударственного значения (их полезные компоненты), которые имеют важное значение как минеральное сырье и/или переработанная продукция из такого минерального сырья для отечественных имеющихся или перспективных промышленных производств, обеспечивающих устойчивое развитие экономики и обороноспособность государства, в отношении которых в качестве минерального сырья и/или переработанной продукции из такого сырья не существует замены (на современном уровне развития технологий) и при этом существует высокий риск перебоев в поставках такого минерального сырья и/или переработанной продукции из такого минерального сырья в Украину.
Перечень полезных ископаемых и компонентов стратегического значения и перечень полезных ископаемых и компонентов критического значения утверждаются Кабинетом Министров Украины по представлению центрального органа исполнительной власти, обеспечивающего формирование государственной политики в сфере охраны окружающей природной среды, согласованным с центральным органом исполнительной власти, обеспечивающим формирование и реализацию государственной экономической, ценовой, инвестиционной и внешнеэкономической политики.
Методика отнесения металлических руд и неметаллических полезных ископаемых общегосударственного значения (их полезных компонентов) к перечню полезных ископаемых и компонентов стратегического значения и перечня полезных ископаемых и компонентов критического значения, а также оценки степени критичности риска перебоев в поставках соответствующего минерального сырья и/или переработанной продукции из такого минерального сырья, а также рекомендации относительно мер по обеспечению возникновения такого риска и/или мер реагирования на наступление перебоев их поставки в Украину, утверждаются Кабинетом Министров Украины по представлению центрального органа исполнительной власти, обеспечивающего формирование и реализацию государственной экономической, ценовой, инвестиционной и внешнеэкономической политики.
Пересмотр перечня полезных ископаемых и компонентов стратегического значения и перечня полезных ископаемых и компонентов критического значения, предусмотренных настоящей статьей, осуществляется Кабинетом Министров Украины при необходимости, но не менее одного раза в четыре года, по представлению центрального органа исполнительной власти, обеспечивающего формирование государственной политики в сфере охраны окружающей природной среды, согласованным с центральным органом исполнительной власти, обеспечивающим формирование и реализацию государственной экономической, ценовой, инвестиционной и внешнеэкономической политики.
Статья 7. Компетенция Верховной Рады Украины в сфере регулирования горных отношений
К вешанию Верховной Рады Украины в сфере регулирования горных отношений относится:
1) законодательное регулирование горных отношений;
2) определение основных направлений государственной политики в области геологического изучения, использования и охраны недр;
3) исключен
4) исключен
4-1) исключен
5) разрешение других вопросов в сфере регулирования горных отношений в соответствии с Конституцией Украины.
Статья 8. Компетенция Кабинета Министров Украины в области геологического изучения, использования и охраны недр
К ведению Кабинета Министров Украины в области геологического изучения, использования и охраны недр относится:
1) реализация государственной политики в сфере регулирования горных отношений;
2) осуществление государственного контроля за геологическим изучением, использованием и охраной недр, а также за образованием и использованием техногенных месторождений и переработкой минерального сырья;
3) определение порядка деятельности органов государственной исполнительной власти в области использования и охраны недр, координация их деятельности;
4) обеспечение разработки общегосударственных и региональных программ в области геологического изучения, использования и охраны недр;
5) определение темпов использования, дальнейшего расширения и качественного улучшения минерально-сырьевой базы;
6) определение порядка использования недр и их охраны, разработка и утверждение соответствующих норм и правил;
7) установление сбора за выдачу специальных разрешений на пользование недрами;
8) создание единой системы Государственного информационного геологического фонда и определение порядка распоряжения геологической информацией;
9) организация государственной экспертизы и оценки запасов полезных ископаемых;
10) разрешение вопросов использования недр для складирования и захоронения отходов производства и других вредных веществ;
11) исключен
12) определение критериев относительно признания запасов полезных ископаемых незначительными;
13) заключение соглашений о распределении продукции;
14) исключен
15) заключение соглашений о распределении продукции относительно использования участков недр в исключительной (морской) экономической зоне, на континентальном шельфе Украины;
151) утверждение перечня участков недр, представляющих особую научную, культурную или природно-заповедную ценность и не предоставляющихся в пользование на условиях соглашений о разделе продукции;
152) утверждение форм отчета о платежах в пользу государства, консолидированного отчета о платежах в пользу государства, отчета о полученных платежах, представляемых субъектами хозяйствования, осуществляющих деятельность в добывающих отраслях, и получателями платежей;
16) разрешение других вопросов в области управления и контроля за использованием и охраной недр.
Статья 9. Компетенция Верховной Рады Автономной Республики Крым в сфере регулирования горных отношений
К компетенции Верховной Рады Автономной Республики Крым в порядке, установленном настоящим Кодексом и другими законодательными актами, принадлежит:
1) распределение между соответствующими местными бюджетами платы за пользование недрами;
2). Исключен
3) разработка, утверждение и выполнение местных программ развития минерально-сырьевой базы, рационального использования и охраны недр;
4) объявление геологических объектов, представляющих научную или культурную ценность, объектами природно-заповедного фонда местного значения;
5) решение других вопросов в сфере регулирования горных отношений, определенных законом.
Статья 9-1. Компетенция областных, Киевской и Севастопольской городских советов в сфере регулирования горных отношений
К компетенции областных, Киевской и Севастопольской городских советов в порядке, установленном настоящим Кодексом и другими законодательными актами, принадлежит:
1) исключен;
2) исключен;
3) исключен;
4) распределение между соответствующими местными бюджетами платы за пользование недрами;
5) разработка, утверждение и выполнение местных программ развития минерально-сырьевой базы, рационального использования и охраны недр;
6) объявления геологических объектов, представляющих научную или культурную ценность, объектами природно-заповедного фонда местного значения;
7) прекращение права на пользование участком недр в случаях и порядке, предусмотренных настоящим Кодексом;
8) осуществление контроля за использованием и охраной недр;
9) решение других вопросов в сфере регулирования горных отношений, определенных законом.
Статья 9-2. Компетенция Совета министров Автономной Республики Крым в сфере регулирования горных отношений
В компетенцию Совета министров Автономной Республики Крым в порядке, установленном настоящим Кодексом и другими законодательными актами, принадлежит:
1) предоставление недр в пользование для разработки месторождений полезных ископаемых местного значения;
2) исключен;
3) разработка и обеспечение выполнения местных программ развития минерально-сырьевой базы, рационального использования и охраны недр;
4) прекращение права пользования участком недр в случаях и порядке, предусмотренных настоящим Кодексом;
5) осуществление контроля за использованием и охраной недр;
6) решение других вопросов в сфере регулирования горных отношений, определенных законом.
Статья 10. Компетенция сельских, поселковых, городских и районных советов и советов объединенных территориальных общин в сфере регулирования горных отношений
К ведению сельских, поселковых, городских и районных советов и советов объединенных территориальных общин на их территории в порядке, установленном этим Кодексом и другими законодательными актами, относится:
1) исключен;
2) реализация местных программ развития минерально-сырьевой базы, рационального использования и охраны недр;
3) ограничение деятельности предприятий, учреждений, организаций и граждан в случаях и в порядке, предусмотренных этим Кодексом;
4) осуществление контроля за использованием и охраной недр;
5) разрешение других вопросов в сфере регулирования горных отношений в пределах своей компетенции.
Статья 11. Органы, осуществляющие государственное управление в области геологического изучения, использования и охраны недр
Государственное управление в области геологического изучения, использования и охраны недр осуществляют Кабинет Министров Украины, центральный орган исполнительной власти, обеспечивающий формирование государственной политики в сфере охраны окружающей природной среды, центральный орган исполнительной власти, реализующий государственную политику в сфере геологического изучения и рационального использования недр, центральный орган исполнительной власти, который реализует государственную политику в области охраны труда, органы власти Автономной Республики Крым, местные органы исполнительной власти, другие государственные органы и органы местного самоуправления в соответствии с законодательством Украины.
Органы, осуществляющие государственное управление в области геологического изучения, использования и охраны недр, для обеспечения прозрачности в добывающих отраслях обязаны обнародовать информацию в объеме и порядке, установленных Законом Украины «Об обеспечении прозрачности в добывающих отраслях», а также обеспечивать соблюдение гарантий стабильности норм законодательства, регулирующего отношения по пользованию недрами, установленных Законом Украины «Об обеспечении прозрачности в добывающих отраслях».
Статья 12. Участие граждан и их объединений в осуществлении мер по рациональному использованию и охране недр
Граждане и их объединения имеют право на участие в разработке и осуществлении мероприятий по рациональному использованию и охране недр, вместе с органами исполнительной власти, органами власти Автономной Республики Крым и органами местного самоуправления.
Глава 2. Предоставление недр в пользование
Статья 13. Пользователи недр
Пользователями недр могут быть предприятия, учреждения, организации, граждане Украины, а также иностранцы и лица без гражданства, иностранные юридические лица.
Пользователями недр на условиях соглашений о распределении продукции могут быть граждане Украины, иностранцы, лица без гражданства, юридические лица Украины или других государств, объединения юридических лиц, созданные в Украине или за пределами Украины (инвесторы), которые отвечают требованиям законодательства Украины. Объединение юридических лиц, не являющееся юридическим лицом, может быть пользователем недр в соответствии с соглашением о распределении продукции при условии, что участники такого объединения несут солидарную ответственность по обязательствам, предусмотренным соглашением о распределении продукции.
Пользователями недр не могут быть:
1) юридические лица, зарегистрированные в государстве, признанном Верховной Радой Украины государством-агрессором;
2) юридические лица, в которых:
существенное участие имеет государство, признанное Верховной Радой Украины государством-агрессором;
существенное участие имеют юридические лица, зарегистрированные в государстве, признанном Верховной Радой Украины государством-агрессором;
существенное участие имеют или являются конечными бенефициарными собственниками физические лица - граждане и (или) резиденты государства, признанного Верховной Радой Украины государством-агрессором.
Положения настоящего пункта не применяются к юридическим лицам, акции которых допущены к торгам на иностранных фондовых биржах согласно перечню, утвержденному Кабинетом Министров Украины (кроме юридических лиц, являющихся резидентами государства-агрессора);
3) физические лица - граждане и (или) резиденты государства, признанного Верховной Радой Украины государством-агрессором.
Пользователями недр на условиях соглашений о разделе продукции также могут быть объединения юридических лиц, указанных в части третьей настоящей статьи.
Право на использование недрами, в том числе право на использование недрами на условиях соглашений о разделе продукции, также не предоставляется, а срок действия специальных разрешений на использование недрами не продлевается:
юридическому лицу, физическому лицу - предпринимателю, объединению юридических лиц, не являющимся юридическим лицом, к которым применены специальные экономические и другие ограничительные меры (санкции) в соответствии с Законом Украины «О санкциях» в виде прекращения действия или остановки действия специальных разрешений на пользование недрами (при действии таких санкций);
юридическому лицу, к конечным бенефициарным владельцам которого применены специальные экономические и другие ограничительные меры (санкции) в соответствии с Законом Украины «О санкциях» в виде прекращения действия или остановки действия специальных разрешений на пользование недрами с учетом положений настоящей статьи (при действии таких санкций).
Для целей настоящего Кодекса термины «существенное участие» и «конечный бенефициарный собственник» употребляются в значении, приведенном в Законе Украины «О предотвращении и противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, финансированию терроризма и финансированию распространения оружия массового уничтожения».
В случае применения специальных экономических и других ограничительных мер (санкций) в виде прекращения действия или приостановления действия специальных разрешений на пользование недрами в соответствии с Законом Украины «О санкциях» до конечного бенефициарного владельца юридического лица, являющегося пользователем недр, центральный орган исполнительной власти, реализующий государственную политику в сфере геологического изучения и рационального использования недр, в соответствии прекращает или приостанавливает действие специального разрешения на пользование недрами такого пользователя через 30 дней со дня применения таких санкций, если через 30 дней со дня издания указа Президента Украины о применении соответствующей санкции лицо, к которому применено, остается конечным бенефициарным владельцем юридического лица, являющегося владельцем соответствующего специального разрешения на пользование недрами.
Юридическим лицам, к которым применена дополнительная (нефинансовая) мера уголовно-правового характера, предусмотренная пунктом 5 части первой статьи 96 10-1 Уголовного кодекса Украины, временно запрещается быть пользователями недр. Срок действия такого ограничения определяется судебным решением.
В случае применения к юридическому лицу, которое уже является пользователем недр, дополнительного (нефинансового) мероприятия уголовно-правового характера, предусмотренного пунктом 5 части первой статьи 96 10-1 Уголовного кодекса Украины, центральный орган исполнительной власти, реализующий государственную политику в сфере геологического изучения и рационального использования недр, останавливает действие специального разрешения на пользование недрами такого пользователя через 30 дней со дня вступления в законную силу таким судебным решением и возобновляет его действие на следующий день после завершения срока действия временного ограничения, установленного в судебном решении, о чем информирует пользователя недр.
Право на пользование недрами относительно участков недр (месторождений полезных ископаемых) стратегического и (или) критического значения, в том числе право на пользование недрами относительно участков недр (месторождений полезных ископаемых) стратегического и (или) критического значения на условиях соглашения о разделе продукции, имеют исключительно лица, соответствующие требованиям частей первой - шестой настоящей статьи, а также по крайней мере одному из следующих условий:
1) является гражданином Украины;
2) является гражданином или физическим лицом-резидентом государства-члена Организации экономического сотрудничества и развития, или другого государства, с которым Украиной заключен меморандум (соглашение) о партнерстве (сотрудничестве) в сфере полезных ископаемых стратегического и (или) критического значения;
3) является юридическим лицом-резидентом Украины или государства-члена Организации экономического сотрудничества и развития, или другого государства, с которым Украиной заключен меморандум (соглашение) о партнерстве (сотрудничестве) в сфере полезных ископаемых стратегического и (или) критического значения, при условии, что в таком юридическом лице:
существенное участие имеет Украина или государство-член Организации экономического сотрудничества и развития, или другое государство, с которым Украиной заключен меморандум (соглашение) о партнерстве (сотрудничестве) в сфере полезных ископаемых стратегического и (или) критического значения, и (или)
существенное участие имеют юридические лица, зарегистрированные в Украине или государстве-члене Организации экономического сотрудничества и развития, или другом государстве, с которым Украиной заключен меморандум (соглашение) о партнерстве (сотрудничестве) в сфере полезных ископаемых стратегического и (или) критического значения, и (или)
существенное участие имеют или являются конечными бенефициарными владельцами граждане Украины, или физические лица-граждане или резиденты государства-члена Организации экономического сотрудничества и развития, или другого государства, с которым Украиной заключен меморандум (соглашение) о партнерстве (сотрудничестве) в сфере полезных ископаемых стратегического и (или) критического значения.
Право на пользование недрами относительно участков недр (месторождений полезных ископаемых) стратегического и (или) критического значения на условиях соглашения о разделе продукции также могут иметь объединения юридических лиц, указанных в пункте 3 части восьмой настоящей статьи.
Статья 14. Виды использования недрами
Недра предоставляются в пользование для:
геологического изучения, в том числе опытно-промышленной разработки, полезных ископаемых с последующей добычей полезных ископаемых (промышленной разработкой месторождений);
добыча полезных ископаемых;
строительства и эксплуатации подземных сооружений, не связанных с добычей полезных ископаемых, в том числе сооружений для подземного хранения нефти, газа и других веществ и материалов, перечень которых устанавливается Кабинетом Министров Украины, захоронения вредных веществ и отходов производства, сброса сточных вод, получения геотермальной энергии (тепловой энергии недр), эксплуатации подземных сооружений, связанной с предотвращением подтопления окружающей природной среды в результате закрытия шахт;
создание геологических территорий и объектов, имеющих важное научное, культурное, санитарно-оздоровительное значение (научные полигоны, геологические заповедники, заказники, памятники природы, лечебные, оздоровительные заведения) (кроме нефтегазоносных недр);
выполнение работ (производство деятельности), предусмотренных соглашением о разделе продукции.
Виды специальных разрешений на пользование нефтегазоносными недрами определяются Законом Украины «О нефти и газе».
Положения настоящего Кодекса о специальных разрешений на геологическое изучение, в том числе опытно-промышленную разработку полезных ископаемых с последующей добычей полезных ископаемых (промышленную разработку месторождений) распространяются на специальные разрешения на геологическое изучение нефтегазоносных недр, в том числе опытно-промышленную разработку месторождений с дальнейшей добычей нефти и газа (промышленной разработкой месторождений), а в отношении специальных разрешений на добычу полезных ископаемых - на специальные разрешения на добычу нефти и газа (промышленную разработку месторождений), если иное не определено настоящим Кодексом и Законом Украины «О нефти и газе».
Статья 15. Сроки использования недрами
Недра предоставляются в срочное платное использование.
Специальное разрешение на пользование недрами предоставляется на срок, определенный заявителем, и составляет:
от 3 до 20 лет - на геологическое изучение, в том числе опытно-промышленную разработку полезных ископаемых с последующей добычей полезных ископаемых (промышленную разработку месторождений), на добычу полезных ископаемых, строительство и эксплуатацию подземных сооружений, не связанных с добычей полезных ископаемых, в том числе сооружений для подземного хранения нефти, газа и других веществ и материалов, захоронения вредных веществ и отходов производства, сброса сточных вод, получения геотермальной энергии (тепловой энергии недр), эксплуатацию подземных сооружений, связанную с предотвращением подтопления окружающей природной среды вследствие закрытия шахт;
от 3 до 50 лет - на создание геологических территорий и объектов, имеющих важное научное, культурное, санитарно-оздоровительное значение (научные полигоны, геологические заповедники, заказники, памятники природы, лечебные, оздоровительные заведения) (кроме нефтегазоносных недр).
Сроки использования нефтегазоносными недрами определяются Законом Украины «О нефти и газе».
По обращению пользователя недр, срок пользования недрами может быть продлен в случаях и на условиях, определенных настоящим Кодексом.
Специальные разрешения на пользование недрами, срок действия которых истек в период действия военного положения, и сроки выполнения работ на участке недр, установленные соответствующими соглашениями об условиях пользования недрами, на период действия военного положения и в течение шести месяцев после его прекращения или отмены считаются продленными автоматически без принятия соответствующего решения центрального органа исполнительной власти, реализующего государственную политику в сфере геологического изучения и рационального использования недр, а в отношении полезных ископаемых местного значения на территории Автономной Республики Крым - Совета министров Автономной Республики Крым.