Доступ

Для того чтобы поставить документ на контроль, вам нужно авторизоваться.Если у вас нет логина и пароля, зарегистрируйтесь

Кодекс Украины «О недрах» от 27 июля 1994 года № 132/94-ВР (с изменениями и дополнениями по состоянию на 18.12.2024 г.)

Кодекс Украины от 27 июля 1994 года № 132/94-ВР
О недрах

изменениями и дополнениями по состоянию на 18.12.2024 г.)

 

Раздел I. Общие положения  

 

Глава 1. Основные положения  

(статьи 1 - 12)

Глава 2. Предоставление недр в пользование  

(статьи 13 - 23)

Глава 3. Права и обязанности пользователей недр  

(статьи 24 - 27)

Глава 4. Плата за пользование недрами  

(статьи 28 - 36)

Раздел II. Геологическое изучение недр  

(статьи 37 - 41)

Раздел III. Государственный учет месторождений, запасов и проявлений полезных ископаемых, а также участков недр, предоставленных в пользование, не связанное с добычей полезных ископаемых

(статьи 42 - 47)

Раздел IV. Проектирование, строительство и ввод в эксплуатацию горнодобывающих объектов, а также подземных сооружений, не связанных с добычей полезных ископаемых

(статьи 48 - 50)

Раздел V. Пользование недрами для разработки месторождений полезных ископаемых и для целей, не связанных с

(статьи 51 - 55)

Раздел VI. Охрана недр  

(статьи 56 - 59)

Раздел VII. Государственный контроль и надзор за ведением работ по геологическому изучению недр, их использованием и охраной

(статьи 60 - 63)

Раздел VIII. Споры по вопросам пользования недрами. Ответственность за нарушение законодательства о недрах

 

Глава 5. Разрешение споров по вопросам пользования недрами  

(статья 64)

Глава 6. Ответственность за нарушение законодательства о недрах  

(статьи 65 - 67)

Раздел IX . Международные отношения  

(статьи 68 - 69)

Раздел X. Переходные положения

 

 

Раздел I. Общие положения

 

Глава 1. Основные положения

 

Статья 1. Понятие о недрах

Недра - это часть земной коры, расположенной под поверхностью суши и дном водоемов и простирающейся до глубин, доступных для геологического изучения и освоения.

 

Статья 2. Задачи Кодекса Украины о недрах

Задачей Кодекса Украины о недрах является регулирование горных отношений с целью обеспечения рационального, комплексного использования недр для удовлетворения потребностей в минеральном сырье и других потребностей общественного производства, охраны недр, гарантирования при пользовании недрами безопасности людей, имущества и окружающей природной среды, а также охрана прав и законных интересов предприятий, учреждений, организаций и граждан.

 

Статья 3. Законодательство о недрах

Горные отношения в Украине регулируются Конституцией Украины, законами Украины «Об административной процедуре», «Об охране окружающей природной среды», этим Кодексом и другими актами законодательства Украины, которые издаются в соответствии с ними.

Отношения относительно принятия, вступления в силу, обжалования в административном порядке, выполнения, прекращения действия административных актов в сферах пользования недрами и горных отношений регулируются Законом Украины «Об административной процедуре» с учетом особенностей, определенных настоящим Кодексом.

Особенности пользования недрами во время выполнения соглашения о распределении продукции, в том числе связанные с предоставлением, передачей, ограничением, временным запрещением (остановкой) и прекращением права пользования недрами, а также с правовым оформлением таких отношений, регулируются Законом Украины «О соглашениях о распределении продукции».

Земельные, лесные и водные отношения регулируются соответствующим законодательством Украины.

 

Статья 3-1. Особенности применения норм настоящего Кодекса

Если законами о пользовании нефтегазоносными недрами, в частности Законом Украины «О нефти и газе», Законом Украины «О газе (метане) угольных месторождений» и Законом Украины «О соглашениях о распределении продукции», установлены иные нормы, чем те, которые предусмотрены в этом Кодексе, то применяются нормы этих законов.

 

Статья 4. Собственность на недра

Недра являются исключительной собственностью украинского народа и предоставляются только в пользование. Соглашения или действия, которые в прямой или скрытой форме нарушают право собственности украинского народа на недры, являются недействительными. Украинский народ осуществляет право собственности на недра через Верховную Раду Украины, Верховную Раду Автономной Республики Крым и местные советы.

Отдельные полномочия относительно распоряжения недрами законодательством Украины могут предоставляться соответствующим органам государственной исполнительной власти.

 

Статья 5. Государственный фонд недр и государственный фонд месторождений полезных ископаемых

Государственный фонд недр включает как используемые участки недр, так и участки недр, не привлеченные к использованию, в том числе континентального шельфа и исключительной (морской) экономической зоны.

Месторождение полезных ископаемых - это нагромождение минеральных веществ в недрах, на поверхности земли, в источниках вод и газов, на дне водоемов, которые по количеству, качеству и условиям залегания пригодны для промышленного использования.

Техногенные месторождения полезных ископаемых - это места, где накопились отходы добычи, обогащения и переработки минерального сырья, запасы которых оценены и имеют промышленное значение. Такие месторождения могут возникнуть также вследствие потерь при хранении, транспортировке и использовании продуктов переработки минерального сырья.

Все месторождения полезных ископаемых, в том числе техногенные, с запасами, оцененными как промышленные, составляют Государственный фонд месторождений полезных ископаемых, а все предварительно оцененные месторождения полезных ископаемых - резерв этого фонда.

Государственный фонд месторождений полезных ископаемых является частью государственного фонда недр.

Государственный фонд месторождений полезных ископаемых и резерв этого фонда формируется специально уполномоченным центральным органом исполнительной власти по геологическому изучению и обеспечению рационального использования недр.

Государственный фонд недр формируется специально уполномоченным центральным органом исполнительной власти по геологическому изучению и обеспечению рационального использования недр.

 

Статья 5.1. Единая государственная электронная геоинформационная система пользования недрами

Центральный орган исполнительной власти, реализующий государственную политику в области геологического изучения и рационального использования недр, создает и обеспечивает функционирование единой государственной электронной геоинформационной системы пользования недрами и ее составляющими. Порядок функционирования и доступа к информации единой государственной электронной геоинформационной системы использования недрами устанавливается Кабинетом Министров Украины.

Открытый и безвозмездный доступ к единой государственной электронной геоинформационной системе использования недр и ее составляющих осуществляется через Государственный геологический веб-портал.

Единая государственная электронная геоинформационная система пользования недрами включает следующие составляющие:

Государственный фонд недр Украины, в том числе Государственный фонд месторождений полезных ископаемых и резерв этого фонда, создаваемого на основе Государственного кадастра месторождений и проявлений полезных ископаемых и Государственного баланса запасов полезных ископаемых с учетом сведений, полученных из Государственного земельного кадастра;

государственный реестр специальных разрешений на пользование недрами;

государственный реестр нефтяных и газовых скважин;

государственный реестр артезианских скважин;

государственный водный кадастр (раздел «Подземные воды»);

государственный геологический веб-портал;

электронный кабинет единой государственной электронной геоинформационной системы пользования недрами и электронный кабинет недропользователя;

формы отчетности по учету запасов полезных ископаемых, подаваемых пользователями недр;

сведения о заявлениях на получение, продление срока действия, внесение изменений в специальные разрешения на пользование недрами, представленные в центральный орган исполнительной власти, реализующий государственную политику в сфере геологического изучения и рационального использования недр, или в Совет министров Автономной Республики Крым (по полезным ископаемым) местного значения на территории Автономной Республики Крым);

каталог сведений о геологической информации, включающий сведения о первичной (необработанной) и вторичной (обработанной) геологической информации;

протоколы Государственной комиссии Украины по запасам полезных ископаемых по проведению государственной экспертизы и оценке запасов полезных ископаемых;

информация о государственной регистрации геологоразведочных работ;

информация об участках недр, предложенных для получения специальных разрешений на пользование недрами путем проведения аукциона (электронных торгов);

информация об участках недр, по которым объявлены конкурсы на заключение соглашений о разделе продукции;

информация об экзогенных геологических процессах (оползни, карсты, деревни, подтопление, абразия берегов);

информация об ограничениях в использовании земельных участков для целей недропользования;

другая информация, предусмотренная настоящим Кодексом и другими нормативно правовыми актами.

Администратором Государственного реестра специальных разрешений на пользование недрами, Государственного реестра нефтяных и газовых скважин, Государственного реестра артезианских скважин, техническим администратором составляющих единой государственной электронной геоинформационной системы пользования недрами является предприятие и/или предприятия, определенные центральным органом исполнительной власти, реализующим государственную политику в сфере геологического изучения и рационального использования недр, которые относятся к сфере его управления или относительно которых он осуществляет полномочия по управлению корпоративными правами государства (включая его дочерние предприятия).

Центральный орган исполнительной власти, реализующий государственную политику в сфере геологического изучения и рационального использования недр, является держателем Государственного реестра специальных разрешений на пользование недрами, Государственного реестра нефтяных и газовых скважин, Государственного реестра артезианских скважин, порядки ведения которых утверждаются Кабинетом Министра.

Программное обеспечение, созданное для функционирования единой государственной электронной геоинформационной системы пользования недрами и его составляющими, является объектом права государственной собственности.

Единая государственная электронная геоинформационная система пользования недрами и ее составляющие включают геопространственные данные, метаданные и сервисы, обнародования, доступ к которым осуществляется в сети Интернет согласно Закону Украины «О национальной инфраструктуре геопространственных данных».

Финансирование создания и функционирования единой государственной электронной геоинформационной системы пользования недрами и ее составляющими осуществляется за счет средств государственного бюджета, средств международной технической помощи, а также других источников, не запрещенных законом.

 

Статья 6. Виды полезных ископаемых

Полезные ископаемые по своему значению делятся на полезные ископаемые общегосударственного и местного значения. Отнесение полезных ископаемых к полезным ископаемым общегосударственного и местного значения осуществляется Кабинетом Министров Украины по представлению центрального органа исполнительной власти, обеспечивающего формирование государственной политики в сфере охраны окружающей среды.

Металлические руды и неметаллические полезные ископаемые общегосударственного значения (их полезные компоненты) могут быть отнесены к перечню полезных ископаемых и компонентов стратегического значения и/или перечню полезных ископаемых и компонентов критического значения, по решению Кабинета Министров Украины, при наличии условий, предусмотренных частями третьей и четвертой настоящей статьи.

К перечню полезных ископаемых и компонентов стратегического значения Кабинетом Министров Украины относятся металлические руды и неметаллические полезные ископаемые общегосударственного значения (их полезные компоненты), месторождения и проявления которых разведаны или потенциально могут быть разведаны на территории Украины, при наличии совокупности следующих условий:

такие полезные ископаемые и полезные компоненты имеют стратегическое значение как минеральное сырье и/или переработанная продукция из такого минерального сырья для отечественных имеющихся или перспективных промышленных производств, обеспечивающих устойчивое развитие экономики, в частности экспортный потенциал, и обороноспособность государства, его экономическую безопасность в долгосрочной перспективе и развитие инновационно-технологического устройства, способствуя декарбонизации отраслей экономики и переходу к экологической мобильности;

предложение таких полезных ископаемых и полезных компонентов как минерального сырья и/или переработанной продукции из такого минерального сырья на мировом рынке имеет или может иметь потенциально значительный разрыв от прогнозируемого спроса, что в частности обусловлено продолжительностью реализации новых проектов по добыче (промышленной разработки месторождений) таких полезных ископаемых.

К перечню полезных ископаемых и компонентам критического значения Кабинетом Министров Украины относятся следующие полезные ископаемые:

металлические руды и неметаллические полезные ископаемые общегосударственного значения (их полезные компоненты), отнесенные Кабинетом Министров Украины к перечню полезных ископаемых и компонентов стратегического значения;

другие металлические руды и неметаллические полезные ископаемые общегосударственного значения (их полезные компоненты), которые имеют важное значение как минеральное сырье и/или переработанная продукция из такого минерального сырья для отечественных имеющихся или перспективных промышленных производств, обеспечивающих устойчивое развитие экономики и обороноспособность государства, в отношении которых в качестве минерального сырья и/или переработанной продукции из такого сырья не существует замены (на современном уровне развития технологий) и при этом существует высокий риск перебоев в поставках такого минерального сырья и/или переработанной продукции из такого минерального сырья в Украину.

Перечень полезных ископаемых и компонентов стратегического значения и перечень полезных ископаемых и компонентов критического значения утверждаются Кабинетом Министров Украины по представлению центрального органа исполнительной власти, обеспечивающего формирование государственной политики в сфере охраны окружающей природной среды, согласованным с центральным органом исполнительной власти, обеспечивающим формирование и реализацию государственной экономической, ценовой, инвестиционной и внешнеэкономической политики.

Методика отнесения металлических руд и неметаллических полезных ископаемых общегосударственного значения (их полезных компонентов) к перечню полезных ископаемых и компонентов стратегического значения и перечня полезных ископаемых и компонентов критического значения, а также оценки степени критичности риска перебоев в поставках соответствующего минерального сырья и/или переработанной продукции из такого минерального сырья, а также рекомендации относительно мер по обеспечению возникновения такого риска и/или мер реагирования на наступление перебоев их поставки в Украину, утверждаются Кабинетом Министров Украины по представлению центрального органа исполнительной власти, обеспечивающего формирование и реализацию государственной экономической, ценовой, инвестиционной и внешнеэкономической политики.

Пересмотр перечня полезных ископаемых и компонентов стратегического значения и перечня полезных ископаемых и компонентов критического значения, предусмотренных настоящей статьей, осуществляется Кабинетом Министров Украины при необходимости, но не менее одного раза в четыре года, по представлению центрального органа исполнительной власти, обеспечивающего формирование государственной политики в сфере охраны окружающей природной среды, согласованным с центральным органом исполнительной власти, обеспечивающим формирование и реализацию государственной экономической, ценовой, инвестиционной и внешнеэкономической политики.

 

Статья 7. Компетенция Верховной Рады Украины в сфере регулирования горных отношений

К вешанию Верховной Рады Украины в сфере регулирования горных отношений относится:

1) законодательное регулирование горных отношений;

2) определение основных направлений государственной политики в области геологического изучения, использования и охраны недр;

3) исключен

4) исключен

4-1) исключен

5) разрешение других вопросов в сфере регулирования горных отношений в соответствии с Конституцией Украины.

 

Статья 8. Компетенция Кабинета Министров Украины в области геологического изучения, использования и охраны недр

К ведению Кабинета Министров Украины в области геологического изучения, использования и охраны недр относится:

1) реализация государственной политики в сфере регулирования горных отношений;

2) осуществление государственного контроля за геологическим изучением, использованием и охраной недр, а также за образованием и использованием техногенных месторождений и переработкой минерального сырья;

3) определение порядка деятельности органов государственной исполнительной власти в области использования и охраны недр, координация их деятельности;

4) обеспечение разработки общегосударственных и региональных программ в области геологического изучения, использования и охраны недр;

5) определение темпов использования, дальнейшего расширения и качественного улучшения минерально-сырьевой базы;

6) определение порядка использования недр и их охраны, разработка и утверждение соответствующих норм и правил;

7) установление сбора за выдачу специальных разрешений на пользование недрами;

8) создание единой системы Государственного информационного геологического фонда и определение порядка распоряжения геологической информацией;

9) организация государственной экспертизы и оценки запасов полезных ископаемых;

10) разрешение вопросов использования недр для складирования и захоронения отходов производства и других вредных веществ;

11) исключен

12) определение критериев относительно признания запасов полезных ископаемых незначительными;

13) заключение соглашений о распределении продукции;

14) исключен

15) заключение соглашений о распределении продукции относительно использования участков недр в исключительной (морской) экономической зоне, на континентальном шельфе Украины;

151) утверждение перечня участков недр, представляющих особую научную, культурную или природно-заповедную ценность и не предоставляющихся в пользование на условиях соглашений о разделе продукции;

152) утверждение форм отчета о платежах в пользу государства, консолидированного отчета о платежах в пользу государства, отчета о полученных платежах, представляемых субъектами хозяйствования, осуществляющих деятельность в добывающих отраслях, и получателями платежей;

16) разрешение других вопросов в области управления и контроля за использованием и охраной недр.

 

Статья 9. Компетенция Верховной Рады Автономной Республики Крым в сфере регулирования горных отношений

К компетенции Верховной Рады Автономной Республики Крым в порядке, установленном настоящим Кодексом и другими законодательными актами, принадлежит:

1) распределение между соответствующими местными бюджетами платы за пользование недрами;

2). Исключен

3) разработка, утверждение и выполнение местных программ развития минерально-сырьевой базы, рационального использования и охраны недр;

4) объявление геологических объектов, представляющих научную или культурную ценность, объектами природно-заповедного фонда местного значения;

5) решение других вопросов в сфере регулирования горных отношений, определенных законом.

 

Статья 9-1. Компетенция областных, Киевской и Севастопольской городских советов в сфере регулирования горных отношений

К компетенции областных, Киевской и Севастопольской городских советов в порядке, установленном настоящим Кодексом и другими законодательными актами, принадлежит:

1) исключен;

2) исключен;

3) исключен;

4) распределение между соответствующими местными бюджетами платы за пользование недрами;

5) разработка, утверждение и выполнение местных программ развития минерально-сырьевой базы, рационального использования и охраны недр;

6) объявления геологических объектов, представляющих научную или культурную ценность, объектами природно-заповедного фонда местного значения;

7) прекращение права на пользование участком недр в случаях и порядке, предусмотренных настоящим Кодексом;

8) осуществление контроля за использованием и охраной недр;

9) решение других вопросов в сфере регулирования горных отношений, определенных законом.

 

Статья 9-2. Компетенция Совета министров Автономной Республики Крым в сфере регулирования горных отношений

В компетенцию Совета министров Автономной Республики Крым в порядке, установленном настоящим Кодексом и другими законодательными актами, принадлежит:

1) предоставление недр в пользование для разработки месторождений полезных ископаемых местного значения;

2) исключен;

3) разработка и обеспечение выполнения местных программ развития минерально-сырьевой базы, рационального использования и охраны недр;

4) прекращение права пользования участком недр в случаях и порядке, предусмотренных настоящим Кодексом;

5) осуществление контроля за использованием и охраной недр;

6) решение других вопросов в сфере регулирования горных отношений, определенных законом.

 

Статья 10. Компетенция сельских, поселковых, городских и районных советов и советов объединенных территориальных общин в сфере регулирования горных отношений

К ведению сельских, поселковых, городских и районных советов и советов объединенных территориальных общин на их территории в порядке, установленном этим Кодексом и другими законодательными актами, относится:

1) исключен;

2) реализация местных программ развития минерально-сырьевой базы, рационального использования и охраны недр;

3) ограничение деятельности предприятий, учреждений, организаций и граждан в случаях и в порядке, предусмотренных этим Кодексом;

4) осуществление контроля за использованием и охраной недр;

5) разрешение других вопросов в сфере регулирования горных отношений в пределах своей компетенции.

 

Статья 11. Органы, осуществляющие государственное управление в области геологического изучения, использования и охраны недр

Государственное управление в области геологического изучения, использования и охраны недр осуществляют Кабинет Министров Украины, центральный орган исполнительной власти, обеспечивающий формирование государственной политики в сфере охраны окружающей природной среды, центральный орган исполнительной власти, реализующий государственную политику в сфере геологического изучения и рационального использования недр, центральный орган исполнительной власти, который реализует государственную политику в области охраны труда, органы власти Автономной Республики Крым, местные органы исполнительной власти, другие государственные органы и органы местного самоуправления в соответствии с законодательством Украины.

Органы, осуществляющие государственное управление в области геологического изучения, использования и охраны недр, для обеспечения прозрачности в добывающих отраслях обязаны обнародовать информацию в объеме и порядке, установленных Законом Украины «Об обеспечении прозрачности в добывающих отраслях», а также обеспечивать соблюдение гарантий стабильности норм законодательства, регулирующего отношения по пользованию недрами, установленных Законом Украины «Об обеспечении прозрачности в добывающих отраслях».

 

Статья 12. Участие граждан и их объединений в осуществлении мер по рациональному использованию и охране недр

Граждане и их объединения имеют право на участие в разработке и осуществлении мероприятий по рациональному использованию и охране недр, вместе с органами исполнительной власти, органами власти Автономной Республики Крым и органами местного самоуправления.

 

Глава 2. Предоставление недр в пользование

 

Статья 13. Пользователи недр

Пользователями недр могут быть предприятия, учреждения, организации, граждане Украины, а также иностранцы и лица без гражданства, иностранные юридические лица.

Пользователями недр на условиях соглашений о распределении продукции могут быть граждане Украины, иностранцы, лица без гражданства, юридические лица Украины или других государств, объединения юридических лиц, созданные в Украине или за пределами Украины (инвесторы), которые отвечают требованиям законодательства Украины. Объединение юридических лиц, не являющееся юридическим лицом, может быть пользователем недр в соответствии с соглашением о распределении продукции при условии, что участники такого объединения несут солидарную ответственность по обязательствам, предусмотренным соглашением о распределении продукции.

Пользователями недр не могут быть:

1) юридические лица, зарегистрированные в государстве, признанном Верховной Радой Украины государством-агрессором;

2) юридические лица, в которых:

существенное участие имеет государство, признанное Верховной Радой Украины государством-агрессором;

существенное участие имеют юридические лица, зарегистрированные в государстве, признанном Верховной Радой Украины государством-агрессором;

существенное участие имеют или являются конечными бенефициарными собственниками физические лица - граждане и (или) резиденты государства, признанного Верховной Радой Украины государством-агрессором.

Положения настоящего пункта не применяются к юридическим лицам, акции которых допущены к торгам на иностранных фондовых биржах согласно перечню, утвержденному Кабинетом Министров Украины (кроме юридических лиц, являющихся резидентами государства-агрессора);

3) физические лица - граждане и (или) резиденты государства, признанного Верховной Радой Украины государством-агрессором.

Пользователями недр на условиях соглашений о разделе продукции также могут быть объединения юридических лиц, указанных в части третьей настоящей статьи.

Право на использование недрами, в том числе право на использование недрами на условиях соглашений о разделе продукции, также не предоставляется, а срок действия специальных разрешений на использование недрами не продлевается:

юридическому лицу, физическому лицу - предпринимателю, объединению юридических лиц, не являющимся юридическим лицом, к которым применены специальные экономические и другие ограничительные меры (санкции) в соответствии с Законом Украины «О санкциях» в виде прекращения действия или остановки действия специальных разрешений на пользование недрами (при действии таких санкций);

юридическому лицу, к конечным бенефициарным владельцам которого применены специальные экономические и другие ограничительные меры (санкции) в соответствии с Законом Украины «О санкциях» в виде прекращения действия или остановки действия специальных разрешений на пользование недрами с учетом положений настоящей статьи (при действии таких санкций).

Для целей настоящего Кодекса термины «существенное участие» и «конечный бенефициарный собственник» употребляются в значении, приведенном в Законе Украины «О предотвращении и противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, финансированию терроризма и финансированию распространения оружия массового уничтожения».

В случае применения специальных экономических и других ограничительных мер (санкций) в виде прекращения действия или приостановления действия специальных разрешений на пользование недрами в соответствии с Законом Украины «О санкциях» до конечного бенефициарного владельца юридического лица, являющегося пользователем недр, центральный орган исполнительной власти, реализующий государственную политику в сфере геологического изучения и рационального использования недр, в соответствии прекращает или приостанавливает действие специального разрешения на пользование недрами такого пользователя через 30 дней со дня применения таких санкций, если через 30 дней со дня издания указа Президента Украины о применении соответствующей санкции лицо, к которому применено, остается конечным бенефициарным владельцем юридического лица, являющегося владельцем соответствующего специального разрешения на пользование недрами.

Юридическим лицам, к которым применена дополнительная (нефинансовая) мера уголовно-правового характера, предусмотренная пунктом 5 части первой статьи 96 10-1 Уголовного кодекса Украины, временно запрещается быть пользователями недр. Срок действия такого ограничения определяется судебным решением.

В случае применения к юридическому лицу, которое уже является пользователем недр, дополнительного (нефинансового) мероприятия уголовно-правового характера, предусмотренного пунктом 5 части первой статьи 96 10-1 Уголовного кодекса Украины, центральный орган исполнительной власти, реализующий государственную политику в сфере геологического изучения и рационального использования недр, останавливает действие специального разрешения на пользование недрами такого пользователя через 30 дней со дня вступления в законную силу таким судебным решением и возобновляет его действие на следующий день после завершения срока действия временного ограничения, установленного в судебном решении, о чем информирует пользователя недр.

Право на пользование недрами относительно участков недр (месторождений полезных ископаемых) стратегического и (или) критического значения, в том числе право на пользование недрами относительно участков недр (месторождений полезных ископаемых) стратегического и (или) критического значения на условиях соглашения о разделе продукции, имеют исключительно лица, соответствующие требованиям частей первой - шестой настоящей статьи, а также по крайней мере одному из следующих условий:

1) является гражданином Украины;

2) является гражданином или физическим лицом-резидентом государства-члена Организации экономического сотрудничества и развития, или другого государства, с которым Украиной заключен меморандум (соглашение) о партнерстве (сотрудничестве) в сфере полезных ископаемых стратегического и (или) критического значения;

3) является юридическим лицом-резидентом Украины или государства-члена Организации экономического сотрудничества и развития, или другого государства, с которым Украиной заключен меморандум (соглашение) о партнерстве (сотрудничестве) в сфере полезных ископаемых стратегического и (или) критического значения, при условии, что в таком юридическом лице:

существенное участие имеет Украина или государство-член Организации экономического сотрудничества и развития, или другое государство, с которым Украиной заключен меморандум (соглашение) о партнерстве (сотрудничестве) в сфере полезных ископаемых стратегического и (или) критического значения, и (или)

существенное участие имеют юридические лица, зарегистрированные в Украине или государстве-члене Организации экономического сотрудничества и развития, или другом государстве, с которым Украиной заключен меморандум (соглашение) о партнерстве (сотрудничестве) в сфере полезных ископаемых стратегического и (или) критического значения, и (или)

существенное участие имеют или являются конечными бенефициарными владельцами граждане Украины, или физические лица-граждане или резиденты государства-члена Организации экономического сотрудничества и развития, или другого государства, с которым Украиной заключен меморандум (соглашение) о партнерстве (сотрудничестве) в сфере полезных ископаемых стратегического и (или) критического значения.

Право на пользование недрами относительно участков недр (месторождений полезных ископаемых) стратегического и (или) критического значения на условиях соглашения о разделе продукции также могут иметь объединения юридических лиц, указанных в пункте 3 части восьмой настоящей статьи.

 

Статья 14. Виды использования недрами

Недра предоставляются в пользование для:

геологического изучения, в том числе опытно-промышленной разработки, полезных ископаемых с последующей добычей полезных ископаемых (промышленной разработкой месторождений);

добыча полезных ископаемых;

строительства и эксплуатации подземных сооружений, не связанных с добычей полезных ископаемых, в том числе сооружений для подземного хранения нефти, газа и других веществ и материалов, перечень которых устанавливается Кабинетом Министров Украины, захоронения вредных веществ и отходов производства, сброса сточных вод, получения геотермальной энергии (тепловой энергии недр), эксплуатации подземных сооружений, связанной с предотвращением подтопления окружающей природной среды в результате закрытия шахт;

создание геологических территорий и объектов, имеющих важное научное, культурное, санитарно-оздоровительное значение (научные полигоны, геологические заповедники, заказники, памятники природы, лечебные, оздоровительные заведения) (кроме нефтегазоносных недр);

выполнение работ (производство деятельности), предусмотренных соглашением о разделе продукции.

Виды специальных разрешений на пользование нефтегазоносными недрами определяются Законом Украины «О нефти и газе».

Положения настоящего Кодекса о специальных разрешений на геологическое изучение, в том числе опытно-промышленную разработку полезных ископаемых с последующей добычей полезных ископаемых (промышленную разработку месторождений) распространяются на специальные разрешения на геологическое изучение нефтегазоносных недр, в том числе опытно-промышленную разработку месторождений с дальнейшей добычей нефти и газа (промышленной разработкой месторождений), а в отношении специальных разрешений на добычу полезных ископаемых - на специальные разрешения на добычу нефти и газа (промышленную разработку месторождений), если иное не определено настоящим Кодексом и Законом Украины «О нефти и газе».

 

Статья 15. Сроки использования недрами

Недра предоставляются в срочное платное использование.

Специальное разрешение на пользование недрами предоставляется на срок, определенный заявителем, и составляет:

от 3 до 20 лет - на геологическое изучение, в том числе опытно-промышленную разработку полезных ископаемых с последующей добычей полезных ископаемых (промышленную разработку месторождений), на добычу полезных ископаемых, строительство и эксплуатацию подземных сооружений, не связанных с добычей полезных ископаемых, в том числе сооружений для подземного хранения нефти, газа и других веществ и материалов, захоронения вредных веществ и отходов производства, сброса сточных вод, получения геотермальной энергии (тепловой энергии недр), эксплуатацию подземных сооружений, связанную с предотвращением подтопления окружающей природной среды вследствие закрытия шахт;

от 3 до 50 лет - на создание геологических территорий и объектов, имеющих важное научное, культурное, санитарно-оздоровительное значение (научные полигоны, геологические заповедники, заказники, памятники природы, лечебные, оздоровительные заведения) (кроме нефтегазоносных недр).

Сроки использования нефтегазоносными недрами определяются Законом Украины «О нефти и газе».

По обращению пользователя недр, срок пользования недрами может быть продлен в случаях и на условиях, определенных настоящим Кодексом.

Специальные разрешения на пользование недрами, срок действия которых истек в период действия военного положения, и сроки выполнения работ на участке недр, установленные соответствующими соглашениями об условиях пользования недрами, на период действия военного положения и в течение шести месяцев после его прекращения или отмены считаются продленными автоматически без принятия соответствующего решения центрального органа исполнительной власти, реализующего государственную политику в сфере геологического изучения и рационального использования недр, а в отношении полезных ископаемых местного значения на территории Автономной Республики Крым - Совета министров Автономной Республики Крым.

Укажите название закладки

Создать новую папку