Кодекс внутреннего водного транспорта Российской Федерации от 7 марта 2001 года № 24-ФЗ (с изменениями и дополнениями по состоянию на 08.08.2024 г.)
Кодекс внутреннего водного транспорта Российской Федерации
от 7 марта 2001 года № 24-ФЗ
(с изменениями и дополнениями по состоянию на 08.08.2024 г.)
О внесении изменений см.:
Федеральный закон РФ от 08.08.24 г. № 288-ФЗ (вступает в силу с 1 сентября 2025 года).
Принят Государственной Думой 7 февраля 2001 года
Одобрен Советом Федерации 22 февраля 2001 года
Статья 1. Отношения, регулируемые Кодексом внутреннего водного транспорта Российской Федерации
Статья 2. Законодательство в области внутреннего водного транспорта Российской Федерации
Статья 4. Государственное регулирование в области внутреннего водного транспорта
Статья 4.1. Контроль за соблюдением требований настоящего Кодекса
Статья 5. Лицензирование отдельных видов деятельности на внутреннем водном транспорте
Статья 6. Провозная плата, сборы (тарифы) с судов
Статья 6.1. Перевозка специального персонала
Глава II. Внутренние водные пути
Статья 8. Содержание внутренних водных путей
Статья 9. Строительство и эксплуатация сооружений на внутренних водных путях
Статья 11. Возмещение вреда, причиненного ненадлежащими действиями на внутренних водных путях
Статья 12. Охрана судоходных гидротехнических сооружений и средств навигационного оборудования
Статья 13. Средства идентификации судна
Статья 15. Право собственности на суда
Статья 16. Государственная регистрация судна и прав на него, учет плавучих объектов
Статья 17. Органы, осуществляющие государственную регистрацию судов
Статья 18. Основания государственной регистрации судна (строящегося судна) и прав на него
Статья 19. Порядок государственной регистрации судов
Статья 21. Исключение судна из реестра судов
Статья 23. Право плавания под Государственным флагом Российской Федерации
Статья 23.1. Плавание судов под флагами иностранных государств по внутренним водным путям
Статья 25. Арест и принудительная продажа судна
Статья 26. Состав экипажа судна. Внешний экипаж автономного судна
Статья 27. Требования, предъявляемые к членам экипажа судна
Статья 28. Трудовые отношения на судне
Статья 29. Возвращение члена экипажа судна к месту приема его на работу
Статья 31. Права и обязанности капитана судна по поддержанию порядка на судне
Статья 32. Обязанности капитана судна в случаях рождения на судне ребенка, смерти и болезни на судне
Статья 33. Неотложная надобность в деньгах для продолжения рейса
Глава VI. Безопасность судоходства, эксплуатация судна
Статья 34.1. Система управления безопасностью судов
Статья 34.2. Техническое управление судном
Статья 35. Классификация и освидетельствование судов и плавучих объектов
Статья 38.1. Государственный портовый контроль
Статья 39. Обязанности судовладельцев по охране окружающей среды
Статья 40. Контроль за обеспечением экологической безопасности
Статья 41. Лоцманская проводка судов
Глава VI.1. Особенности эксплуатации автономных судов
Статья 41.1. Управление автономным судном
Статья 41.2. Представление интересов владельца автономного судна и грузовладельца
Статья 41.3. Лоцманская проводка автономного судна
Статья 41.4. Внешний экипаж автономного судна
Статья 41.5. Компетентная в области автономного судоходства организация
Статья 41.6. Ответственность за причинение вреда автономным судном
Статья 41.8. Перевозка груза и (или) пассажиров автономным судном
Глава VII. Возмещение вреда от столкновения судов
Статья 42. Сфера применения правил, установленных настоящей главой
Статья 43. Вина судов в столкновении
Глава VIII. Затонувшее имущество
Статья 45. Сфера применения правил, установленных настоящей главой
Статья 47.1. Обязанности владельца затонувшего судна и собственника иного затонувшего имущества
Статья 48. Права собственника на затонувшее имущество
Статья 50. Истребование поднятого затонувшего имущества его собственником
Статья 52. Случайно поднятые затонувшее судно или иное затонувшее имущество
Статья 55. Территория и акватория порта
Статья 56. Основные требования к эксплуатации портов
Статья 59. Предпринимательская деятельность в порту
Статья 61. Права и обязанности арендодателя при аренде судна с экипажем
Статья 62. Права и обязанности арендатора при аренде судна с экипажем
Статья 63. Права и обязанности арендодателя при аренде судна без экипажа
Статья 64. Права и обязанности арендатора при аренде судна без экипажа
Статья 65. Расчеты за аренду судна с экипажем и без экипажа
Статья 67. Договор перевозки груза
Статья 68. Договор об организации перевозок грузов
Статья 69. Предъявление и прием груза для перевозки
Статья 70. Определение массы грузов
Статья 71. Требования к судам и контейнерам
Статья 72. Размещение и крепление грузов на судах
Статья 73. Подача судна или контейнера под погрузку и выгрузку груза
Статья 74. Пломбирование судов, контейнеров
Статья 75. Платежи при перевозке груза
Статья 76. Сроки доставки грузов
Статья 78. Право распоряжения грузом
Статья 79. Выдача груза грузополучателю
Статья 80. Проверка груза при выдаче
Статья 82. Невостребованный груз
Статья 83. Особые условия перевозок грузов
Статья 84. Последствия невозможности доставки груза
Статья 85. Порядок реализации грузов
Статья 86. Перевозки опасных грузов
Глава XII. Буксировка судов и плавучих объектов
Статья 89. Предъявление буксируемого объекта для буксировки
Статья 90. Обязанности отправителя плотов
Статья 91. Прием буксируемого объекта
Статья 92. Ликвидация последствий транспортного происшествия с буксируемым объектом
Статья 93. Сдача буксируемого объекта в порту назначения
Глава XIII. Перевозки пассажиров, их багажа и почтовых отправлений
Статья 96. Виды маршрутов перевозок пассажиров
Статья 97. Договор перевозки пассажира и договор фрахтования судна
Статья 98. Утратила силу с 1 января 2013 года
Статья 99. Права и обязанности перевозчика
Статья 100. Права и обязанности пассажира
Статья 101. Прекращение или изменение договора перевозки пассажира по инициативе перевозчика
Статья 102. Невостребованный багаж
Статья 103. Перевозки почтовых отправлений
Статья 103.1. Ответственность перевозчика за причинение вреда жизни или здоровью пассажира
Глава XIV. Перевозки грузов в прямом смешанном сообщении
Статья 105. Пункты прямого смешанного сообщения
Статья 106. Ограничения перевозок
Статья 108. Грузы, перевозимые в контейнерах
Статья 109. Сроки доставки грузов
Статья 110. Оборудование судов и вагонов
Статья 111. Железнодорожные пути и склады
Статья 112. Порядок перевалки грузов
Статья 113. Расчеты, связанные с перевозками грузов
Статья 114. Ответственность при осуществлении перевозок грузов в прямом смешанном сообщении
Статья 122. Ничтожность соглашений
Глава XVI. Спасание судов и другого имущества
Статья 123. Сфера применения правил, установленных настоящей главой
Статья 124. Договоры о спасании
Статья 125. Недействительность договоров или их изменение
Статья 126. Обязанности спасателя, владельца судна и капитана судна
Статья 127. Условия вознаграждения
Статья 128. Критерии установления вознаграждения
Статья 129. Специальная компенсация
Статья 130. Распределение вознаграждения между спасателями
Статья 131. Распределение вознаграждения между судовладельцем и членами экипажа судна
Статья 133. Услуги, оказанные в ходе исполнения договора
Статья 134. Последствия неправильного поведения спасателя
Статья 135. Запрещение спасательных операций
Статья 136. Принадлежность судов одному и тому же владельцу
Статья 137. Обязанность предоставить обеспечение требования спасателя
Статья 138. Промежуточный платеж
Статья 139. Спасательные операции, контролируемые государственными органами
Статья 140. Понятие общей аварии
Статья 141. Применение правил, установленных настоящей главой
Статья 142. Заменяющие расходы
Статья 143. Исключение косвенных убытков
Статья 145. Возмещение расходов на спасание
Статья 146. Частичная выгрузка груза с одного судна и погрузка его на другое судно
Статья 150. Убытки от повреждения судна, его машин и принадлежностей или гибели судна
Статья 151. Убытки от гибели или повреждения груза
Статья 152. Убытки от потери провозной платы
Статья 153. Проценты на убытки, возмещаемые в порядке распределения общей аварии
Статья 154. Контрибуционная стоимость имущества
Статья 155. Диспаша и диспашеры
Статья 156. Материалы, на основании которых составляется диспаша
Статья 157. Сбор за составление диспаши
Статья 158. Исправление и оспаривание диспаши
Статья 159. Исполнение диспаши
Глава XVIII. Акты, претензии и иски
Статья 161. Порядок предъявления претензий к перевозчику или буксировщику
Статья 162. Право на предъявление претензий и исков
Статья 163. Сроки рассмотрения претензии
Статья 164. Сроки исковой давности
Глава XIX. Заключительные положения
Статья 165. Введение в действие настоящего Кодекса
Статья 166. Порядок применения правил, установленных настоящим Кодексом
Статья 167. Приведение нормативных правовых актов в соответствие с настоящим Кодексом
Статья 1. Отношения, регулируемые Кодексом внутреннего водного транспорта Российской Федерации
1. Настоящий Кодекс регулирует отношения, возникающие между организациями внутреннего водного транспорта Российской Федерации, грузоотправителями, грузополучателями, пассажирами и другими физическими и (или) юридическими лицами при осуществлении судоходства на внутренних водных путях Российской Федерации, и определяет их права, обязанности и ответственность.
2. Положения настоящего Кодекса распространяются на:
внутренние водные пути Российской Федерации и расположенные на них судоходные гидротехнические сооружения, причалы;
порты, расположенные на внутренних водных путях Российской Федерации;
суда и плавучие объекты, предназначенные для использования в целях судоходства на внутренних водных путях Российской Федерации.
3. Положения настоящего Кодекса, за исключением случаев, прямо в нем предусмотренных, не распространяются на военные корабли, пограничные корабли, военно-вспомогательные суда, а также суда, используемые в целях транспортного обслуживания и (или) обеспечения безопасности объектов государственной охраны. Условия плавания указанных судов по внутренним водным путям Российской Федерации определяются постановлениями Правительства Российской Федерации.
4. На участках внутренних водных путей Российской Федерации, на которых навигационно-гидрографические условия обеспечения плавания судов и безопасности судоходства, в том числе проведения спасательных операций, соответствуют требованиям торгового мореплавания, отношения, возникающие из безопасности плавания судов по условиям торгового мореплавания, регулируются Кодексом торгового мореплавания Российской Федерации, а отношения, возникающие из договора перевозки, - настоящим Кодексом.
Статья 2. Законодательство в области внутреннего водного транспорта Российской Федерации
Законодательство в области внутреннего водного транспорта Российской Федерации состоит из Конституции Российской Федерации, Гражданского кодекса Российской Федерации, настоящего Кодекса, иных федеральных законов. Отношения, связанные с деятельностью на внутреннем водном транспорте Российской Федерации, регулируются также соответствующими нормативными правовыми актами Президента Российской Федерации, нормативными правовыми актами Правительства Российской Федерации и издаваемыми в соответствии с ними нормативными правовыми актами федеральных органов исполнительной власти, которые не должны противоречить настоящему Кодексу и иным федеральным законам.
В целях настоящего Кодекса используются следующие основные понятия:
внутренний водный транспорт Российской Федерации (далее - внутренний водный транспорт) - один из видов транспорта, представляющего собой производственно-технологический комплекс с входящими в него организациями, осуществляющими судоходство и иную связанную с судоходством деятельность на внутренних водных путях Российской Федерации;
внутренние водные пути Российской Федерации (далее - внутренние водные пути) - пути сообщения внутреннего водного транспорта, определяемые Правительством Российской Федерации;
судоходство - деятельность, связанная с использованием на внутренних водных путях судов для перевозок грузов, пассажиров и их багажа (включая операции по погрузке и выгрузке грузов и багажа, посадке и высадке пассажиров), почтовых отправлений, буксировки судов и плавучих объектов, проведения поиска, разведки и добычи полезных ископаемых, строительных, путевых, гидротехнических, подводно-технических и других подобных работ, лоцманской и ледокольной проводки, спасательных операций, осуществления мероприятий по охране водных объектов, защите их от загрязнения и засорения, подъема затонувшего имущества, проведения мероприятий по контролю, проведения научных исследований, для учебных, спортивных и культурных целей, иных целей внутреннего водного транспорта;
судно - самоходное или несамоходное плавучее сооружение, предназначенное для использования в целях судоходства, в том числе судно смешанного (река - море) плавания, паром, дноуглубительный и дноочистительный снаряды, плавучий кран и другие технические сооружения подобного рода;
абзац шестой утратил силу;
судно смешанного (река - море) плавания - судно, которое по своим техническим характеристикам пригодно и в установленном порядке допущено к эксплуатации в целях судоходства по морским и внутренним водным путям;
судовождение - деятельность, связанная с управлением судном;
судовладелец (далее также - владелец судна) - гражданин Российской Федерации или российское юридическое лицо, эксплуатирующие судно под Государственным флагом Российской Федерации от своего имени, независимо от того, являются ли они собственниками судна, доверительными управляющими или используют его на ином законном основании;
перевозчик - юридическое лицо или индивидуальный предприниматель, взявшие на себя по договору перевозки обязанность доставить груз, пассажира или его багаж из пункта отправления в пункт назначения;
причал - гидротехническое сооружение, имеющее устройства для безопасного подхода судов и предназначенное для безопасной стоянки судов, их загрузки, разгрузки и обслуживания, а также посадки пассажиров на суда и высадки их с судов;
речной порт (далее также - порт) - комплекс сооружений, расположенных на земельном участке и акватории внутренних водных путей, обустроенных и оборудованных в целях обслуживания пассажиров и судов, погрузки, выгрузки, приема, хранения и выдачи грузов, взаимодействия с другими видами транспорта. Порт (причал), в котором хотя бы одно из юридических лиц или один из индивидуальных предпринимателей осуществляет в силу закона или на основании лицензии деятельность, связанную с перевозками внутренним водным транспортом, по обращению любого физического или юридического лица, является портом или причалом общего пользования;
пассажир - физическое лицо, заключившее договор перевозки пассажира, или физическое лицо, в целях перевозки которого заключен договор фрахтования судна;
путевые работы - дноуглубительные, выправительные, тральные, дноочистительные, изыскательские и другие работы, проводимые на внутренних водных путях для содержания судовых ходов;
пункт отстоя - часть поверхностного водного объекта и (или) комплекс сооружений, обустроенные и оборудованные в целях ремонта, стоянки судов, технического осмотра судов и плавучих объектов;
инфраструктура внутренних водных путей - совокупность объектов, обеспечивающих судоходство по внутренним водным путям и включающих в себя судоходные гидротехнические сооружения, маяки, рейды, пункты отстоя судов технического флота, места убежища, средства навигационного оборудования, объекты электроэнергетики, технологические сети связи и сооружения связи, системы сигнализации, информационные комплексы и системы управления движением судов, и иных обеспечивающих функционирование внутренних водных путей объектов;
маломерное судно - судно, длина которого не должна превышать двадцать метров и общее количество людей на котором не должно превышать двенадцать;
прогулочное судно - судно, общее количество людей на котором не должно превышать восемнадцать, в том числе пассажиров не более чем двенадцать, и которое используется в некоммерческих целях и предназначается для отдыха на водных объектах;
спортивное парусное судно - судно, построенное или переоборудованное для занятий спортом, использующее в качестве основной движущей силы силу ветра и эксплуатируемое в некоммерческих целях;
администрация бассейна внутренних водных путей - организация, созданная в форме государственного бюджетного учреждения и осуществляющая в бассейне внутренних водных путей содержание внутренних водных путей, государственный портовый контроль и иные функции, определенные в соответствии с настоящим Кодексом;
бассейн внутренних водных путей - часть внутренних водных путей, обособленная и имеющая общие климатические, навигационно-гидрографические условия обеспечения плавания судов и гидрометеорологические условия;
судовой ход - часть внутреннего водного пути, предназначенная для движения судов и обозначенная навигационными знаками или иным способом;
судоходные гидротехнические сооружения - гидротехнические сооружения, представляющее собой инженерно-технические сооружения (в том числе берегозащитные сооружения, волноломы, дамбы, молы, плотины, подходные каналы, подводные сооружения, созданные в результате проведения дноуглубительных работ, насосные станции, судоходные шлюзы, судоподъемники, здания гидроэлектростанций, водосбросные, водоспускные и водовыпускные сооружения, туннели и иные объекты) и предназначенные для обеспечения установленных габаритов судовых ходов и обеспечения пропуска судов, а также комплекс таких гидротехнических сооружений;
оператор порта или причала - транспортная организация, осуществляющая эксплуатацию порта или причала, операции с грузами (в том числе их перевалку), обслуживание судов, иных транспортных средств и (или) обслуживание пассажиров и их багажа;
плавучий объект - несамоходное плавучее сооружение, не являющееся судном, в том числе дебаркадер, плавучий (находящийся на воде) дом, гостиница, ресторан, понтон, плот, наплавной мост, плавучий причал, и другое техническое сооружение подобного рода;
навигационно-гидрографическое обеспечение условий плавания судов - комплекс мероприятий по обеспечению внутренних водных путей навигационной обстановкой, включающих в себя оборудование внутренних водных путей аппаратурой систем навигации и связи, средствами навигационного оборудования, световыми и звуковыми сигнальными средствами, а также по обеспечению судов информацией о навигационных и гидрометеорологических условиях плавания судов;
специальный персонал - лица, находящиеся на борту судна и не являющиеся пассажирами судна или членами экипажа судна;
база (сооружение) для стоянки маломерных судов - комплекс инженерных сооружений, предназначенных для стоянки и обслуживания маломерных судов;
инфраструктура речного порта - совокупность объектов, включающих в себя портовые гидротехнические сооружения, перегрузочные комплексы, механизмы, оборудование, средства связи, системы оповещения, технику специального назначения, транспортные средства, суда и другие объекты движимого и недвижимого имущества, расположенные на территории и в акватории речного порта и предназначенные для обслуживания пассажиров и судов, погрузки, выгрузки, приема, хранения и выдачи грузов, взаимодействия с другими видами транспорта;
объекты инфраструктуры внутреннего водного транспорта - здания, сооружения, устройства, оборудование и иное имущество инфраструктуры внутренних водных путей и инфраструктуры речного порта, используемые для обеспечения судоходства и иной деятельности на внутреннем водном транспорте;
автономное судно - самоходное судно, процессы управления которым в зависимости от наличия или отсутствия экипажа на борту частично (полуавтономное судно) или полностью (полностью автономное судно) осуществляются в автоматическом режиме;
полуавтономное судно - судно с экипажем на борту, способное осуществлять плавание без непрерывного несения ходовой вахты экипажем;
полностью автономное судно - судно, способное осуществлять плавание без экипажа на борту судна.
Статья 4. Государственное регулирование в области внутреннего водного транспорта
1. Государственное регулирование в области внутреннего водного транспорта осуществляется федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере транспорта (далее - федеральный орган исполнительной власти в области транспорта), непосредственно или через находящиеся в его ведении государственные организации, а также другими федеральными органами исполнительной власти в пределах предоставленных им полномочий.
2. Федеральный орган исполнительной власти в области транспорта в соответствии с международными договорами Российской Федерации, настоящим Кодексом, другими федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации утверждает в установленном порядке в пределах своей компетенции правила и другие нормативные правовые акты, регулирующие связанные с судоходством, перевозкой и переработкой грузов, содержанием судовых ходов, инфраструктуры внутренних водных путей и использованием внутренних водных путей отношения и обязательные для исполнения организациями независимо от организационно-правовых форм и форм собственности и физическими лицами.
3. Утратил силу.
4. В целях обеспечения безопасности судоходства, охраны человеческой жизни на внутренних водных путях, безопасности портовых и судоходных гидротехнических сооружений и внутренних водных путей, а также в целях обеспечения на внутреннем водном транспорте надлежащего качества оказания услуг и выполнения работ осуществляется государственный надзор в области внутреннего водного транспорта.
5. Утратил силу с 1 августа 2011 г.
6. Нормативные правовые акты Российской Федерации, изданные по вопросам деятельности на внутреннем водном транспорте, не должны противоречить положениям настоящего Кодекса.
7. Полномочия федеральных органов исполнительной власти в области внутреннего водного транспорта, предусмотренные настоящим Кодексом, могут передаваться для осуществления исполнительным органам субъектов Российской Федерации постановлениями Правительства Российской Федерации в порядке, установленном Федеральным законом от 21 декабря 2021 года № 414-ФЗ «Об общих принципах организации публичной власти в субъектах Российской Федерации».
8. Расследование транспортных происшествий на внутреннем водном транспорте осуществляется уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти в соответствии с положением о расследовании транспортных происшествий на внутреннем водном транспорте, утвержденным федеральным органом исполнительной власти в области транспорта.
Статья 4.1. Контроль за соблюдением требований настоящего Кодекса
1. Контроль за соблюдением обязательных требований, установленных настоящим Кодексом и иными нормативными правовыми актами в области внутреннего водного транспорта, международными договорами Российской Федерации в области судоходства, в целях обеспечения безопасности внутреннего водного транспорта осуществляется посредством федерального государственного контроля (надзора) в области торгового мореплавания и внутреннего водного транспорта (далее - федеральный контроль) уполномоченным федеральным органом исполнительной власти в соответствии с положением, утверждаемым Правительством Российской Федерации.
2. Предметом федерального контроля являются:
1) соблюдение юридическими лицами, индивидуальными предпринимателями и гражданами обязательных требований, установленных международными договорами Российской Федерации в области торгового мореплавания и судоходства, настоящим Кодексом, другими федеральными законами и принимаемыми в соответствии с ними иными нормативными правовыми актами Российской Федерации в области безопасности внутреннего водного транспорта, безопасности судоходных и портовых гидротехнических сооружений, в том числе требований:
к обеспечению пожарной безопасности при эксплуатации морских судов, судов внутреннего водного транспорта, судов смешанного (река - море) плавания, иных плавучих объектов внутреннего водного транспорта;
к обеспечению готовности сил и средств функциональной подсистемы организации работ по предупреждению и ликвидации разливов нефти и нефтепродуктов на внутренних водных путях с судов и объектов речного транспорта независимо от их ведомственной и национальной принадлежности;
к обеспечению доступности для инвалидов объектов транспортной инфраструктуры внутреннего водного транспорта и предоставляемых услуг;
к организации и осуществлению лоцманской проводки судов по внутренним водным путям;
к обеспечению безопасности судоходных и портовых гидротехнических сооружений;
2) соблюдение юридическими лицами, индивидуальными предпринимателями (лицензиатами), осуществляющими деятельность по перевозкам внутренним водным транспортом пассажиров, деятельность по перевозкам внутренним водным транспортом опасных грузов, погрузочно-разгрузочную деятельность применительно к опасным грузам на внутреннем водном транспорте, лицензионных требований к соответствующим видам деятельности;
3) соблюдение капитанами бассейнов внутренних водных путей требований к деятельности по осуществлению государственного портового контроля;
4) соблюдение администрациями бассейнов внутренних водных путей обязательных требований к деятельности по осуществлению навигационно-гидрографического обеспечения условий плавания судов на внутренних водных путях;
5) соблюдение изготовителем, исполнителем (лицом, выполняющим функции иностранного изготовителя), продавцом требований, установленных техническими регламентами, или обязательных требований, подлежащих применению до дня вступления в силу технических регламентов в соответствии с Федеральным законом от 27 декабря 2002 года № 184-ФЗ «О техническом регулировании».
3. Положение о федеральном контроле утверждается Правительством Российской Федерации.
4. В положении о федеральном контроле указываются наименование и структурные элементы технического регламента и (или) обязательных требований, подлежащих применению до дня вступления в силу технических регламентов в соответствии с Федеральным законом от 27 декабря 2002 года № 184-ФЗ «О техническом регулировании», оценка соблюдения которых осуществляется в рамках федерального контроля, а также виды продукции, являющиеся объектами федерального контроля.
5. При осуществлении федерального контроля проводятся следующие контрольные (надзорные) мероприятия:
1) инспекционный визит;
2) рейдовый осмотр;
3) документарная проверка;
4) выездная проверка;
5) наблюдение за соблюдением обязательных требований;
6) выездное обследование.
6. В рамках федерального контроля осуществляются мониторинг, основанный на добровольном участии контролируемых лиц, и постоянный рейд в соответствии с положениями Федерального закона от 31 июля 2020 года № 248-ФЗ «О государственном контроле (надзоре) и муниципальном контроле в Российской Федерации».
7. Порядок осуществления постоянного рейда устанавливается положением о федеральном контроле, утверждаемом Правительством Российской Федерации.
8. Организация и осуществление федерального контроля регулируются Федеральным законом от 31 июля 2020 года № 248-ФЗ «О государственном контроле (надзоре) и муниципальном контроле в Российской Федерации».
Статья 5. Лицензирование отдельных видов деятельности на внутреннем водном транспорте
Лицензирование отдельных видов деятельности на внутреннем водном транспорте осуществляется в соответствии с законодательством Российской Федерации.
Статья 6. Провозная плата, сборы (тарифы) с судов
1. Перевозки грузов, пассажиров и их багажа, буксировка судов и плавучих объектов, погрузка и выгрузка грузов, оказание услуг в речных портах, услуг по использованию инфраструктуры внутренних водных путей и других услуг внутреннего водного транспорта осуществляются на платной основе в соответствии с гражданским законодательством с учетом особенностей, предусмотренных пунктом 2 настоящей статьи.
2. Перевозка пассажиров и их багажа внутренним водным транспортом, осуществляемая по обращению любого физического или юридического лица в рамках заключенного в соответствии с законодательством Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд государственного контракта или муниципального контракта между перевозчиком и органом государственной власти или органом местного самоуправления по согласованному маршруту, признается перевозкой внутренним водным транспортом общего пользования. В случае, если таким контрактом предусмотрено предоставление перевозчику субсидий в целях возмещения недополученных доходов и (или) финансового обеспечения (возмещения) затрат в связи с оказанием услуг по перевозке пассажиров и их багажа внутренним водным транспортом общего пользования, размер провозной платы определяется таким контрактом.
3. Размер платы за услуги по использованию инфраструктуры внутренних водных путей и услуги в речных портах, не относящиеся к сфере естественных монополий, определяется на основании договоров.
4. Сборы (тарифы) с судов за услуги в речном порту, оказываемые субъектами естественных монополий, перечень таких сборов (тарифов) и правила их применения устанавливаются в соответствии с законодательством о естественных монополиях.
5. Сборы (тарифы) с судов за услуги по использованию инфраструктуры внутренних водных путей, перечень таких сборов (тарифов) и правила их применения устанавливаются в соответствии с законодательством о естественных монополиях.
Статья 6.1. Перевозка специального персонала
1. К специальному персоналу относятся:
1) должностные лица в связи с исполнением ими служебных обязанностей в пределах своих должностных полномочий в сфере пограничного, таможенного, санитарного, портового, транспортного и иного государственного контроля или надзора;
2) лица, участвующие в работах по поиску, разведке и добыче полезных ископаемых, в проведении строительных, путевых, гидротехнических, подводно-технических и других подобных работ, в спасательной операции, мероприятиях по охране водных объектов, подъему затонувшего имущества, в расследовании транспортных происшествий, научных исследованиях, лоцманской и ледокольной проводке;
3) лица, перевозимые на другие суда в целях смены экипажей этих судов.
2. Перевозка специального персонала осуществляется в соответствии с правилами перевозки специального персонала на внутреннем водном транспорте, утвержденными федеральным органом исполнительной власти в области транспорта.
Глава II. Внутренние водные пути
Статья 7. Общие положения
1. Внутренние водные пути и расположенные на них судоходные гидротехнические сооружения находятся в федеральной собственности и используются в целях судоходства любыми юридическими и физическими лицами. Перечень внутренних водных путей утверждается Правительством Российской Федерации.
Перечень внутренних водных путей включает в себя перечень внутренних водных путей федерального значения и перечень внутренних водных путей регионального значения. Порядок формирования перечня внутренних водных путей, в том числе основания включения внутренних водных путей в указанный перечень, их исключения из указанного перечня и отказа во включении внутренних водных путей в указанный перечень, устанавливается Правительством Российской Федерации.