Доступ

Для того чтобы поставить документ на контроль, вам нужно авторизоваться.Если у вас нет логина и пароля, зарегистрируйтесь

(СТАРАЯ РЕДАКЦИЯ) ЗАКОН РК ОТ 18.03.02 № 304-II

З а к о н
Республики Казахстан
 
Об органах юстиции

изменениями и дополнениями по состоянию на 24.06.2008 г.)

 

Данная редакция действовала до внесения изменений от 29 апреля 2009 года

 

Глава 1. Общие положения (статьи 1 - 4)

Глава 2. Система и организация деятельности органов юстиции (статьи 5 - 14)

Глава 3. Основные функции, права и обязанности органов юстиции (статьи 15 - 24-1)

Глава 4. Кадры органов юстиции и их правовое положение (статьи 25 - 32)

Глава 5. Иные вопросы организации и деятельности органов юстиции (статьи 33 - 34)

В оригинале оглавление отсутствует

 

По всему тексту слова «военной службы», «военной службе» заменены соответственно словами «воинской службы», «воинской службе» в соответствии с Законом РК от 22.05.07 г. № 255-III (см. стар. ред.)

 

Глава 1. Общие положения

Статья 1. Статус органов юстиции Республики Казахстан

Органы юстиции Республики Казахстан (в дальнейшем - органы юстиции) являются органами исполнительной власти, в пределах своей компетенции осуществляющими правовое обеспечение деятельности государства, поддерживающими режим законности в работе государственных органов, организаций, должностных лиц и граждан, обеспечивающими защиту прав и законных интересов граждан и организаций.

См.: Совместный приказ Министерства юстиции Республики Казахстан и Агентства финансовой полиции Республики Казахстан от 19 сентября 2003 года № 143 «О взаимодействии органов юстиции и финансовой полиции в вопросах представления интересов государства в судах».

 

Статья 2. Правовая основа деятельности органов юстиции

Правовую основу деятельности органов юстиции составляют Конституция Республики Казахстан, настоящий Закон и иные нормативные правовые акты, а также международные договоры Республики Казахстан.

Статья 3. Задачи органов юстиции

Задачами органов юстиции являются:

1) участие в формировании национального законодательства, направленного на обеспечение верховенства прав и свобод человека и гражданина, суверенитета Республики Казахстан, устойчивое и поступательное развитие казахстанского общества и государства, путем участия в разработке и реализации общегосударственной стратегии развития, ведения законопроектной работы, анализа, совершенствования, систематизации законодательства, проведения юридической экспертизы проектов нормативных правовых актов;

2) правовое обеспечение деятельности Казахстана на международной арене в целях защиты его национальных интересов и укрепления авторитета республики в мировом сообществе, в том числе путем подготовки и заключения международных договоров Республики Казахстан;

3) осуществление государственной регистрации юридических лиц, прав на недвижимое имущество и сделок с ним, залогов отдельных видов движимого имущества, нормативных правовых актов центральных государственных органов, местных представительных и исполнительных органов, актов гражданского состояния, а также осуществление государственного учета нормативных правовых актов Республики Казахстан и контроля за ними;

4) организация правовой помощи и оказания юридических услуг и обеспечение правовой пропаганды;

5) организация и осуществление судебно-экспертной деятельности;

В подпункт 6 внесены изменения в соответствии с Законом РК от 26.03.07 г. № 240-III (см. стар. ред.)

6) исполнение уголовных наказаний, обеспечение правопорядка и законности в уголовно-исполнительной системе органов юстиции Республики Казахстан;

Статья дополнена подпунктом 6-1 в соответствии с Законом РК от 29.12.04 г. № 25-III

6-1) организация исправления осужденных;

Статья дополнена подпунктом 6-2 в соответствии с Законом РК от 29.12.04 г. № 25-III; внесены изменения в соответствии с Законом РК от 26.03.07 г. № 240-III (см. стар. ред.)

6-2) обеспечение прав и законных интересов подозреваемых, обвиняемых и осужденных, а также граждан в уголовно-исполнительной системе органов юстиции Республики Казахстан;

7) осуществление государственной политики в области защиты прав интеллектуальной собственности;

8) Исключен в соответствии с Законом РК от 29.12.04 г. № 25-III (см. стар. ред.)

9) осуществление дознания по делам о преступлениях, отнесенных к компетенции органов юстиции, и производство по делам об административных правонарушениях в соответствии с законом;

Статья дополнена подпунктом 9-1 в соответствии с Законом РК от 29.12.04 г. № 25-III

9-1) осуществление документирования и выдачи гражданам Республики Казахстан удостоверений личности и паспортов;

Статья дополнена подпунктом 9-2 в соответствии с Законом РК от 29.12.04 г. № 25-III

9-2) осуществление учета и регистрации граждан в порядке, определяемом Правительством Республики Казахстан;

10) осуществление иных задач, возложенных на них законодательством Республики Казахстан.

Статья 4. Принципы деятельности органов юстиции

Деятельность органов юстиции строится на принципах:

1) законности;

2) обеспечения права на защиту, равенства всех перед законом, уважения и соблюдения прав и свобод человека и гражданина;

3) гласности, взаимодействия с правоохранительными и другими государственными органами, иными организациями и должностными лицами;

4) независимости от деятельности политических партий и иных общественных объединений;

5) гуманизма, демократии, дифференциации и индивидуализации исполнения уголовных наказаний, соединения уголовного наказания с исправительным воздействием;

6) единства системы органов юстиции.

Глава 2. Система и организация деятельности органов юстиции

Статья 5. Система органов юстиции

1. Единую систему органов юстиции составляют:

В подпункт 1 внесены изменения в соответствии с Законом РК от 26.03.07 г. № 240-III (см. стар. ред.)

1) органы юстиции, включающие:

Министерство юстиции Республики Казахстан;

комитеты Министерства юстиции Республики Казахстан;

территориальные органы и учреждения юстиции;

органы уголовно-исполнительной системы;

В подпункт 2 внесены изменения в соответствии с Законом РК от 26.03.07 г. № 240-III (см. стар. ред.)

2) учреждения и иные подведомственные организации.

2. Создание, реорганизация и ликвидация структурных подразделений Министерства юстиции Республики Казахстан осуществляются Министерством юстиции, а в случаях, предусмотренных законодательством, - Правительством Республики Казахстан.

3. Структура, штатная численность, условия материально-технического обеспечения органов юстиции определяются министром юстиции Республики Казахстан в пределах лимитов штатной численности, утвержденных Правительством Республики Казахстан, и средств, предусмотренных в республиканском бюджете на содержание органов юстиции.

Статья 6. Министерство юстиции Республики Казахстан

1. Министерство юстиции Республики Казахстан является центральным исполнительным органом, входящим в структуру Правительства Республики Казахстан, образуемым, реорганизуемым и упраздняемым Президентом Республики по представлению Премьер-Министра Республики.

2. Министерство юстиции возглавляет министр, назначаемый на должность и освобождаемый от должности Президентом Республики по представлению Премьер-Министра Республики.

Статья 7. Полномочия министра юстиции Республики Казахстан

1. Министр юстиции Республики Казахстан (далее - Министр) осуществляет руководство органами юстиции и несет персональную ответственность за выполнение возложенных на органы юстиции задач.

2. Министр:

1) назначает на должность и освобождает от должности работников Министерства юстиции, заместителей руководителей ведомств, руководителей областных, городов Астаны и Алматы подразделений юстиции и подведомственных министерству организаций, а также их заместителей;

2) обращается с исковым заявлением в суд о признании нормативных правовых актов государственных органов, подлежащих государственной регистрации, но не прошедших ее, недействительными;

3) издает акты, обязательные к исполнению органами юстиции, а также в пределах своей компетенции - акты, обязательные к исполнению иными государственными органами, организациями, должностными лицами и гражданами;

4) представляет министерство в государственных органах и организациях в соответствии с законодательством Республики Казахстан;

5) присваивает в соответствии с законодательством Республики Казахстан специальные звания;

6) осуществляет иные полномочия, возложенные на него настоящим Законом, иными нормативными правовыми актами Республики Казахстан.

Статья 8. Территориальные органы юстиции

Пункт 1 изложен в редакции Закона РК от 29.12.04 г. № 25-III (см. стар. ред.)

1. Территориальными органами юстиции являются областные, города республиканского значения и столицы, районные и городские подразделения юстиции.

2. В территориальных органах юстиции образуются соответствующие структурные подразделения, обеспечивающие исполнение функций, возложенных на органы юстиции.

См.: Положение о территориальных органах юстиции Министерства юстиции Республики Казахстан.

 

Статья 9. Организации системы юстиции

Для решения задач и обеспечения функций, возложенных на Министерство юстиции, при министерстве действуют учреждения, учебные заведения и другие организации.

В статью 10 внесены изменения в соответствии с Законом РК от 29.12.04 г. № 25-III (см. стар. ред.); Законом РК от 26.03.07 г. № 240-III (см. стар. ред.)

Статья 10. Уголовно-исполнительная система органов юстиции

Уголовно-исполнительная система органов юстиции Республики Казахстан (далее — уголовно-исполнительная система) — система органов и учреждений, осуществляющих исполнительные и распорядительные функции по обеспечению исполнения уголовных наказаний и содержания под стражей в следственных изоляторах подозреваемых и обвиняемых, а также организаций, обеспечивающих жизнедеятельность органов и учреждений уголовно-исполнительной системы.

Уголовно-исполнительная система имеет свои знамя и символ.

Описание знамени и символа уголовно-исполнительной системы утверждается Президентом Республики Казахстан.

Статья 11. Структура уголовно-исполнительной системы

Заголовок и пункт 1 изложены в редакции Закона РК от 29.12.04 г. № 25-III (см. стар. ред.)

1. Структуру уголовно-исполнительной системы образуют:

1) уполномоченный орган (ведомство центрального исполнительного органа);

2) территориальные органы уголовно-исполнительной системы;

3) учреждения и органы, исполняющие уголовные наказания:

уголовно-исполнительные инспекции;

исправительные учреждения;

4) следственные изоляторы;

5) научно-исследовательские, лечебно-профилактические организации и организации образования;

6) организации, предназначенные для осуществления производственной деятельности в области уголовно-исполнительной системы и привлечения осужденных к труду, и их структурные подразделения;

7) центры реабилитации - организации уголовно-исполнительной системы, создаваемые в организационно-правовой форме государственного учреждения, предназначаемые для оказания содействия в трудовом и бытовом устройстве, правовой и психологической помощи освобожденным из мест лишения свободы в течение шести месяцев после освобождения.

2. Порядок организации деятельности, права и обязанности органов, администрации учреждений уголовно-исполнительной системы и их должностных лиц устанавливаются законодательными и иными нормативными правовыми актами Республики Казахстан.

Статья 12. Взаимодействие органов юстиции с государственными органами, организациями и должностными лицами

1. Органы юстиции при решении возложенных на них задач взаимодействуют с центральными и местными государственными органами, в том числе с правоохранительными и контролирующими, а также с должностными лицами.

См.: Совместный приказ Министерства юстиции Республики Казахстан от 1 октября 2003 года № 207 и Агентства таможенного контроля Республики Казахстан от 1 октября 2003 года № 455 О взаимодействии органов юстиции и таможенных органов по вопросам представления интересов государства в судах, Приказ Генеральной Прокуратуры Республики Казахстан от 27 декабря 2002 года № 70 и Министерства юстиции Республики Казахстан от 2 декабря 2002 года № 183 О порядке взаимодействия органов прокуратуры и органов юстиции Республики Казахстан.

2. Государственные органы, организации и должностные лица обязаны оказывать содействие органам юстиции в выполнении функциональных задач и защите прав, свобод человека и гражданина, юридических лиц и интересов государства.

3. Сотрудничество органов юстиции с государственными органами и организациями иностранных государств, в том числе с органами юстиции, осуществляется на основе международных договоров.

Статья дополнена пунктом 4 в соответствии с Законом РК от 29.12.04 г. № 25-III

4. Местные исполнительные органы образуют консультативно-совещательный орган по содействию деятельности учреждений, исполняющих уголовные наказания и иные меры уголовно-правового воздействия, а также по организации социальной и иной помощи лицам, отбывшим уголовные наказания.

Деятельность консультативно-совещательного органа регламентируется типовым положением, утверждаемым Правительством Республики Казахстан.

Закон дополнен статьей 12-1 в соответствии с Законом РК от 29.12.04 г. № 25-III

Статья 12-1. Общественный контроль за обеспечением прав и законных интересов лиц, содержащихся в учреждениях уголовно-исполнительной системы

1. Общественный контроль за обеспечением прав и законных интересов лиц, содержащихся в учреждениях уголовно-исполнительной системы (далее - общественный контроль), осуществляется членами общественных наблюдательных комиссий в порядке, установленном уголовно-исполнительным законодательством Республики Казахстан.

2. Общественные наблюдательные комиссии вправе оказывать содействие деятельности администрации учреждений уголовно-исполнительной системы в целях:

1) улучшения условий содержания и медико-санитарного обеспечения подозреваемых, обвиняемых и осужденных;

2) участия в организации труда, досуга, обучения осужденных;

3) оказания помощи осужденным в подготовке к освобождению, решении вопросов жилищно-бытового устройства, трудоустройства, медицинского обслуживания и социального обеспечения, социально-психологической реабилитации и адаптации.

3. Администрация учреждения уголовно-исполнительной системы оказывает содействие членам общественной наблюдательной комиссии при осуществлении ими мероприятий общественного контроля в соответствии с законодательством Республики Казахстан.

4. По результатам общественного контроля члены общественной наблюдательной комиссии вправе направить администрации учреждения уголовно-исполнительной системы либо уполномоченному органу уголовно-исполнительной системы предложения по улучшению деятельности указанных учреждений.

Статья 13. Акты органов юстиции

1. В случаях, предусмотренных настоящим Законом, иными законодательными актами Республики Казахстан, актами Президента и Правительства Республики Казахстан, Министр юстиции в пределах своей компетенции издает приказы по вопросам деятельности органов юстиции, подлежащие государственной регистрации в соответствии с законодательством Республики Казахстан, а также вносит представления.

2. Руководители ведомств и территориальных органов Министерства юстиции в пределах своей компетенции издают приказы и вносят представления.

3. Акты органов юстиции, принятые в пределах их компетенции и прошедшие в случаях, предусмотренных законодательством, государственную регистрацию, обязательны к исполнению организациями, должностными лицами и гражданами Республики Казахстан, иностранцами и лицами без гражданства.

Статья 14. Представление органов юстиции

1. Органы юстиции вправе вносить представление об устранении нарушений закона:

1) в отношении нормативных правовых актов государственных органов, подлежащих государственной регистрации в органах юстиции, но не прошедших ее;

2) в отношении нормативных правовых актов центральных и местных государственных органов, применяемых ими, но не опубликованных в установленном порядке, опубликование которых обязательно в соответствии со статьей 4 Конституции Республики Казахстан;

3) в отношении нормативных правовых актов государственных органов, подлежащих государственной регистрации в органах юстиции, противоречащих законодательству Республики Казахстан;

4) в иных случаях, установленных законодательными актами Республики Казахстан.

2. Представление вносится в соответствующий государственный орган (должностному лицу) либо в вышестоящий орган (должностному лицу).

3. Представление подлежит рассмотрению государственным органом либо должностным лицом вышестоящего органа в месячный срок.

Органы юстиции вправе участвовать в рассмотрении представления.

4. Государственный орган либо должностное лицо обязаны устранить нарушения и о принятых мерах сообщить в органы юстиции.

См.: Типовые формы представлений органов юстиции Республики Казахстан об устранении нарушений закона.

 

Глава 3. Основные функции, права и обязанности органов юстиции

Статья 15. Функции органов юстиции в сфере ведения законопроектной работы, совершенствования законодательства

В сфере ведения законопроектной работы, совершенствования законодательства органы юстиции осуществляют следующие функции:

1) законопроектную работу, разработку проектов нормативных правовых актов;

2) юридическую экспертизу проектов нормативных правовых актов;

3) привлечение для осуществления законопроектных, экспертных, научно-исследовательских работ и консультаций специалистов и экспертов государственных органов, организаций, в том числе зарубежных, с использованием в этих целях бюджетных и иных средств;

4) официальное разъяснение нормативных правовых актов Правительства по поручению Правительства и Премьер-Министра Республики и по собственной инициативе;

5) правовую информатизацию, систематизацию законодательства, ведение эталонного контрольного банка нормативных правовых актов, ведение единой в Казахстане компьютерной системы правовой информации;

6) координацию научно-исследовательской работы государственных органов и организаций в сфере законодательства.

Статья 16. Функции органов юстиции в сфере правового обеспечения международных договоров, координации иностранной правовой помощи

В сфере правового обеспечения международных договоров, координации иностранной правовой помощи органы юстиции осуществляют следующие функции:

1) подготовку, организацию заключения и исполнения в соответствии с законодательством Республики Казахстан международных договоров о правовой помощи и правовом сотрудничестве с иностранными государствами;

2) юридическую экспертизу договоров займа, заключаемых под гарантии Республики Казахстан;

3) исполнение судебных поручений и ходатайств иностранных государств в соответствии с международными договорами;

4) проведение анализа по вопросам гармонизации, унификации законодательства Республики Казахстан и иностранных государств, а также имплементации признанных Казахстаном международных норм в законодательство Республики Казахстан;

5) участие в установленном порядке в подготовке и заключении международных договоров о взаимной охране прав интеллектуальной собственности, в подписании таких договоров;

6) юридическую экспертизу проектов международных договоров.

Статья 17. Функции органов юстиции в сфере судебно-экспертной деятельности, дознания и административного производства

В сфере судебно-экспертной деятельности, дознания и административного производства органы юстиции осуществляют следующие функции:

1) подбор и расстановку кадров судебных экспертов;

В подпункт 2 внесены изменения в соответствии с Законом РК от 15.04.05 г. № 45-III (см. стар. ред.)

2) организацию судебно-экспертной деятельности и выдачу лицензий судебным экспертам в порядке, установленном законодательством Республики Казахстан о лицензировании;

3) материально-техническое обеспечение государственных судебно-экспертных организаций;

4) координацию научно-исследовательской работы в сфере судебной экспертизы;

5) осуществление дознания по делам о преступлениях, отнесенных к компетенции органов юстиции;

6) координацию научно-исследовательской работы государственных органов и организаций в сфере предупреждения правонарушений и преступлений;

7) осуществление производства по делам об административных правонарушениях в соответствии с законом.

Статья 18. Функции органов юстиции в сфере осуществления государственной регистрации

В сфере государственной регистрации органы юстиции осуществляют следующие функции:

1) государственную регистрацию нормативных правовых актов центральных государственных органов, государственную регистрацию нормативных правовых актов маслихатов, акиматов и акимов, ведение Государственного реестра нормативных правовых актов Республики Казахстан;

В подпункт 2 внесены изменения в соответствии с Законом РК от 05.06.06 г. № 146-III

2) государственную регистрацию юридических лиц, учетную регистрацию филиалов и представительств, за исключением участников регионального финансового центра города Алматы, а также ведение единого государственного регистра юридических лиц и реестра филиалов и представительств;

Подпункт 3 изложен в редакции Закона РК от 29.12.04 г. № 25-III (см. стар. ред.)

3) государственную регистрацию актов гражданского состояния, документирование, изготовление и выдачу гражданам Республики Казахстан удостоверений личности и паспортов, учет и регистрацию граждан;

4) опубликование для всеобщего сведения перечня зарегистрированных нормативных правовых актов государственных органов;

В подпункт 5 внесены изменения в соответствии с Законом РК от 26.07.07 г. № 311-III (см. стар. ред.)

5) государственную регистрацию прав на недвижимое имущество и сделок с ним, ведение правового кадастра, регистрацию залога движимого имущества, государственное техническое обследование недвижимого имущества и ведение реестра залога движимого имущества.

См.: Письмо РГП «Центр по недвижимости Комитета регистрационной службы Министерства юстиции Республики Казахстан по городу Алматы» от 1 февраля 2007 года № 0694/01/22

 

Статья 19. Функции органов юстиции в сферах организации правовой помощи и оказания юридических услуг, правовой пропаганды

1. В сфере организации правовой помощи и оказания юридических услуг органы юстиции осуществляют следующие функции:

В подпункт 1 внесены изменения в соответствии с Законами РК от 15.04.05 г. № 45-III (см. стар. ред.); от 12.01.07 г. № 222-III (см. сроки введения в действие) (см. стар. ред.)

1) подбор, аттестацию и расстановку кадров государственного нотариата, выдачу, приостановление и прекращение (за исключением лишения) лицензий адвокатов и нотариусов в порядке, установленном законодательством Республики Казахстан о лицензировании;

2) руководство деятельностью государственных нотариальных контор, содействие развитию частного нотариата, контроль за законностью совершаемых нотариальных действий и соблюдением правил делопроизводства государственными и частными нотариусами;

В подпункт 3 внесены изменения в соответствии с Законом РК от 15.04.05 г. № 45-III (см. стар. ред.); изложен в редакции Закона РК от 12.01.07 г. № 222-III (см. сроки введения в действие) (см. стар. ред.)

3) лицензирование отдельных видов деятельности в соответствии с законодательством Республики Казахстан о лицензировании;

В подпункт 4 внесены изменения в соответствии с Законом РК от 29.12.04 г. № 25-III (см. стар. ред.)

4) обеспечение деятельности органов записи актов гражданского состояния, документирование и выдачу гражданам Республики Казахстан удостоверений личности и паспортов;

5) координацию и методологическое руководство деятельностью юридических служб центральных исполнительных органов, взаимодействие с юридическими службами аппаратов акимов областей, городов Астаны и Алматы;

6) контроль за качеством юридических услуг, оказываемых физическим и юридическим лицам нотариальными конторами, органами записи актов гражданского состояния, адвокатурой;

Подпункт 7 изложен в редакции Закона РК от 29.12.04 г. № 25-III (см. стар. ред.)

7) аттестацию, подбор и расстановку кадров органов записи актов гражданского состояния, документирования, организационное, методическое руководство этими органами, обеспечение единой правоприменительной практики в их деятельности;

8) проставление апостиля на официальных документах, исходящих из органов юстиции и иных государственных органов, а также от нотариусов.

2. В сфере правовой пропаганды органы юстиции осуществляют следующие функции:

1) межведомственную координацию организации правовой пропаганды, участие в разъяснении законодательства;

2) предоставление на договорной основе эталонных законодательных актов и иных нормативных правовых актов, информационных и справочно-методических материалов, в том числе с использованием автоматизированной системы правовой информации;

3) заказчика юридической литературы, литературы по проблемам правовой пропаганды.

В статью 20 внесены изменения в соответствии с Законом РК от 20.12.04 г. № 13-III (введен в действие с 01.01.2005 г.) (см. стар. ред.); изложена в редакции Закона РК от 29.12.04 г. № 25-III (см. стар. ред.)

Статья 20. Функции органов юстиции в сфере уголовно-исполнительной деятельности

В сфере уголовно-исполнительной деятельности органы юстиции осуществляют следующие функции:

1) исполнение приговоров, постановлений и определений судов в отношении осужденных, обеспечение соблюдения установленных законодательством порядка и условий отбывания наказаний в учреждениях уголовно-исполнительной системы;

2) содержание подозреваемых и обвиняемых;

3) организацию размещения осужденных в учреждениях уголовно-исполнительной системы в соответствии с приговорами, постановлениями и определениями судов;

4) организацию осуществления исправительного воздействия на осужденных, в том числе с использованием психолого-педагогических методов;

5) организацию трудовой занятости осужденных;

Подпункт 6 изложен в редакции Закона РК от 24.06.08 г. № 46-IV (введен в действие с 01.01.2008 г.) (см. стар. ред.)

6) охрану органов уголовно-исполнительной системы, исправительных учреждений, предназначенных для отбывания наказания осужденных женщин, несовершеннолетних, тюрем и следственных изоляторов;

Статья дополнена подпунктом 6-1 в соответствии с Законом РК от 24.06.08 г. № 46-IV (введен в действие с 01.01.2008 г.)

6-1) контроль за оперативной обстановкой в органах и учреждениях уголовно-исполнительной системы, обеспечение безопасности персонала, подозреваемых, обвиняемых и осужденных, конвоирование;

7) обеспечение организации работы по подготовке осужденных к освобождению, исполнение актов амнистии и помилования, взаимодействие учреждений и органов уголовно-исполнительной системы с другими правоохранительными органами, органами государственного управления и общественными объединениями по закреплению результатов исправления осужденных, их трудовому и бытовому устройству;

8) организацию и осуществление оперативно-розыскной деятельности и дознания в соответствии с законодательством Республики Казахстан;

9) организацию общеобразовательного и профессионального обучения осужденных;

10) обеспечение санитарно-эпидемиологического благополучия и охраны здоровья лиц, содержащихся в учреждениях уголовно-исполнительной системы;

11) организацию и осуществление социальной адаптации и реабилитации лиц, отбывших уголовные наказания;

12) разработку и реализацию программ развития, укрепления и совершенствования уголовно-исполнительной системы;

13) привлечение общественных и религиозных объединений к деятельности уголовно-исполнительной системы;

14) обеспечение профессиональной подготовленности, правовой и социальной защиты персонала;

15) координацию научных исследований государственных органов и организаций в сфере уголовно-исполнительной деятельности.

Статья 21. Функции органов юстиции в сфере обеспечения прав интеллектуальной собственности

В сфере обеспечения прав интеллектуальной собственности органы юстиции осуществляют следующие функции:

1) обобщение практики применения законодательства в области охраны интеллектуальной собственности, а также выработку предложений по совершенствованию законодательства в этой области;

2) обеспечение организации и проведения научно-исследовательских и других работ в области правовой охраны и использования объектов интеллектуальной собственности;

3) международное сотрудничество по вопросам охраны и использования объектов интеллектуальной собственности;

4) государственное регулирование отношений, связанных с соблюдением норм авторского права и смежных прав пользователями произведений и с исполнением международных договоров в области охраны авторских и смежных прав;

5) контроль за деятельностью организаций, управляющих имущественными правами на коллективной основе;

6) регистрацию авторского права в официальных реестрах;

7) регистрацию лицензионных договоров, заключенных между организациями, управляющими имущественными правами на коллективной основе, и пользователями, на соответствующие способы использования произведений и объектов смежных прав, выдачу государственных регистрационных удостоверений;

8) содействие организации импорта и экспорта прав на использование произведений;

9) обеспечение регистрации заявок на выдачу охранных документов на объекты промышленной собственности, селекционные достижения, топологии интегральных микросхем;

10) организацию проведения экспертизы заявок на выдачу охранных документов, ведение государственных реестров объектов промышленной собственности, селекционных достижений, топологий интегральных микросхем, выдачу охранных документов и осуществление мер по поддержанию их в силе;

11) контроль за деятельностью государственных организаций, осуществляющих экспертизу в сфере патентного дела;

12) обеспечение регистрации лицензионных договоров на использование объектов промышленной собственности, селекционных достижений, топологий интегральных микросхем, открытых лицензий и договоров уступки охранных документов;

13) Исключен в соответствии с Законом РК от 20.12.04 г. № 13-III (введен в действие с 01.01.2005 г.) (см. стар. ред.)

Статья 22. Исключена в соответствии с Законом РК от 29.12.04 г. № 25-III (см. стар. ред.)

 

Закон дополнен статьей 22-1 в соответствии с Законом РК от 31.01.06 г. № 125-III

Статья 22-1. Порядок организации проверок в области защиты прав интеллектуальной собственности

1. Организация проведения проверок в области защиты прав интеллектуальной собственности осуществляется в соответствии с настоящим Законом.

2. Порядок проведения и сроки проверок регулируются законом Республики Казахстан о частном предпринимательстве.

3. Виды проверок:

плановая — заранее запланированная органами юстиции проверка, проводимая с учетом установленных законодательством Республики Казахстан временных интервалов по отношению к предшествующим проверкам;

внеплановая — проверка, проводимая органами юстиции по обращениям и иной информации о нарушениях прав и законных интересов физических, юридических лиц и государства, в связи с непосредственным выявлением признаков нарушений законодательства Республики Казахстан, а также в целях контроля исполнения требований об устранении выявленных нарушений в результате плановой проверки;

рейдовая — проверка, охватывающая одновременно деятельность нескольких субъектов предпринимательства по вопросам соблюдения ими отдельных требований нормативных правовых актов в области защиты прав интеллектуальной собственности;

встречная — проверка, проводимая органами юстиции во внеплановом порядке в целях перепроверки достоверности предоставленной либо получения дополнительной информации в отношении физического или юридического лица, с которым проверяемый субъект имел договорные обязательства либо иные правовые отношения.

Запрещается проведение иных видов проверок, не установленных настоящим Законом.

4. Основаниями для проведения проверок являются:

1) непосредственное обнаружение уполномоченным должностным лицом органов юстиции факта совершения правонарушения;

2) материалы, поступившие из правоохранительных органов, а также других государственных органов;

3) обращения физических и юридических лиц, а также сообщения в средствах массовой информации;

4) план работы органов юстиции в области защиты прав интеллектуальной собственности.

5. В случаях обнаружения уполномоченным должностным лицом нарушений непосредственно в момент их совершения и необходимости проведения неотложных действий для закрепления доказательств акт о назначении проверки представляется в государственный орган, осуществляющий в пределах своей компетенции статистическую деятельность в области правовой статистики и специальных учетов, в течение следующего рабочего дня.

 

Статья 23 изложена в редакции Закона РК от 20.12.04 г. № 13-III (введен в действие с 01.01.2005 г.) (см. стар. ред.)

Статья 23. Иные функции органов юстиции

1. Органы юстиции, помимо перечисленных в статьях 15 - 22, осуществляют следующие функции:

1) соблюдение и защита прав, свобод и законных интересов человека и гражданина, организаций и государства;

2) обеспечение защиты переданных им другими государственными органами и организациями сведений, составляющих государственные секреты, а также сведений, засекреченных ими;

3) принятие, рассмотрение обращений граждан и юридических лиц по вопросам, относящимся к компетенции органов юстиции, и сообщение заявителям о принятых решениях в порядке и сроки, которые установлены законодательством Республики Казахстан;

4) анализ и обобщение практики применения законодательства Республики Казахстан в сфере своей деятельности и внесение соответствующих предложений по его совершенствованию, устранению причин и условий, способствующих нарушению законодательства Республики Казахстан;

5) обеспечение реализации стратегий и программ;

В подпункт 6 внесены изменения в соответствии с Законом РК от 26.03.07 г. № 240-III (см. стар. ред.)

6) обеспечение законности и правопорядка в органах и учреждениях уголовно-исполнительной системы;

7) оказание научно-методической и правовой помощи государственным органам в пределах своей компетенции;

8) осуществление проверки физических и юридических лиц на предмет соблюдения законодательства Республики Казахстан в сфере интеллектуальной собственности.

Пункт дополнен подпунктом 9 в соответствии с Законом РК от 31.01.06 г. № 125-III

9) осуществление проверки деятельности лиц, осуществляющих последующее опубликование текстов нормативных правовых актов, на предмет соблюдения законодательства Республики Казахстан в области последующего официального опубликования текстов нормативных правовых актов.

2. В случаях, предусмотренных Законом Республики Казахстан «Об авторском праве и смежных правах», органы юстиции устанавливают размер вознаграждения и условия его выплаты.

Статья дополнена пунктом 3 в соответствии с Законом РК от 05.07.06 г. № 165-III (введен в действие с 01.07.2006 г.)

3. Государственные учреждения уголовно-исполнительной системы реализуют работы и услуги, не относящиеся к основной деятельности.

К перечню работ и услуг, не относящихся к основной деятельности государственных учреждений уголовно-исполнительной системы, относятся работы и услуги, предоставляемые при организации деятельности по обеспечению законных интересов подозреваемых, обвиняемых, осужденных, содержащихся в них, на дополнительное приобретение продуктов питания, предметов первой необходимости, одежды, обуви, газет, журналов, литературы, медикаментов и иных средств медицинского назначения для оказания дополнительной лечебно-профилактической помощи, на предоставление длительных свиданий и дополнительные лечебно-профилактические и иные определяемые нормативными правовыми актами Республики Казахстан услуги, а также для подозреваемых и обвиняемых создание дополнительных платных бытовых услуг.

Редакция документа

Укажите название закладки

Создать новую папку