Закон Республики Казахстан от 9 июля 2004 года № 588-IIОб электроэнергетике (с изменениями и дополнениями по состоянию на 05.07.2006 г.) Данная редакция действовала до внесения изменений от 29 декабря 2006 г. (редакция от 05.07.2006 г.)

Доступ

Для того чтобы поставить документ на контроль, вам нужно авторизоваться.Если у вас нет логина и пароля, зарегистрируйтесь

Закон Республики Казахстан от 9 июля 2004 года № 588-IIОб электроэнергетике (с изменениями и дополнениями по состоянию на 05.07.2006 г.) Данная редакция действовала до внесения изменений от 29 декабря 2006 г. (редакция от 05.07.2006 г.)

Закон Республики Казахстан от 9 июля 2004 года № 588-II
Об электроэнергетике

изменениями и дополнениями по состоянию на 05.07.2006 г.)

 

Данная редакция действовала до внесения изменений от 29 декабря 2006 г.

 

Глава 1. Общие положения

Глава 2. Государственное регулирование в области электроэнергетики

Глава 3. Системный оператор и участники отношений производства, передачи и потребления на рынке электрической энергии

Глава 4. Организация энергоснабжения на основе функционирования рынка электрической энергии

Глава 5. Управление объектами электроэнергетики при аварийных нарушениях в единой электроэнергетической системе Республики Казахстан

Глава 6. Заключительные и переходные положения

(статьи 1-2)

(статьи 3-9)

(статьи 10-13)

 

(статьи 14-19)

 

(статьи 20-23)

 

(статьи 24-25)

В оригинале оглавление отсутствует

 

В преамбулу внесены изменения в соответствии с Законом РК от 11.04.06 г. № 136-III (см. стар. ред.)

Настоящий Закон регулирует общественные отношения, возникающие в процессе производства, передачи и потребления электрической и тепловой энергии.

 

Глава 1. Общие положения

Статья 1. Основные понятия, используемые в настоящем Законе

В настоящем Законе используются следующие основные понятия:

1) аварийная бронь - минимально необходимая электрическая мощность, подача которой на объект непрерывного электроснабжения сохраняет функционирование важных для него устройств и предотвращает нарушение работы объектов жизнеобеспечения, а также катастрофические экологические, социальные или экономические последствия или гибель людей;

2) аварийное нарушение - недопустимые отклонения технологических параметров работы электроустановки или ее элементов, вызвавшие вывод их из работы или повреждение во время эксплуатации;

3) балансирующая электроэнергия - электрическая энергия, используемая для устранения возникающих дисбалансов при реализации утвержденного системным оператором почасового суточного графика производства-потребления электрической энергии;

4) балансирующий рынок электрической энергии - система взаимоотношений между системным оператором и энергопроизводящими, энергоснабжающими организациями, оптовыми потребителями, иными организациями, осуществляющими деятельность на оптовом рынке электрической энергии, складывающаяся в результате физического и последующего финансового урегулирования системным оператором возникающих в режиме реального времени дисбалансов между договорными и фактическими величинами производства и (или) потребления электрической энергии в единой электроэнергетической системе Республики Казахстан в текущие операционные сутки;

5) вспомогательные услуги - услуги, приобретаемые системным оператором у субъектов оптового рынка электрической энергии для обеспечения готовности необходимых объемов и структуры оперативных резервов электрической мощности, регулирования активной и реактивной мощностей, по запуску энергосистемы из обесточенного состояния;

6) гарантирующий поставщик электрической энергии - энергоснабжающая организация, осуществляющая энергоснабжение потребителей в случаях прекращения энергоснабжения потребителей всеми другими энергоснабжающими организациями не по вине потребителя;

7) дисбаланс электроэнергии - отклонение фактической величины производства-потребления электрической энергии от величины, утвержденной системным оператором в почасовом суточном графике производства-потребления электрической энергии;

8) единая электроэнергетическая система Республики Казахстан - совокупность электрических станций, линий электропередачи и подстанций, обеспечивающих надежное и качественное энергоснабжение потребителей Республики Казахстан;

9) коммерческий учет электрической и тепловой энергии - учет электрической и тепловой энергии, необходимый для взаиморасчета между сторонами по договорам купли-продажи и передачи электрической и тепловой энергии;

Статья дополнена подпунктом 9-1) в соответствии с Законом РК от 11.04.06 г. № 136-III

9-1) межрегиональные и (или) межгосударственные линии электропередачи - линии электропередачи напряжением 220 кВ и выше, обеспечивающие передачу электрической энергии между регионами и (или) государствами;

Подпункт 10) изложен в редакции Закона РК от 11.04.06 г. № 136-III (см. стар. ред.)

10) национальная электрическая сеть - совокупность подстанций, распределительных устройств, межрегиональных и (или) межгосударственных линий электропередачи и линий электропередачи, осуществляющих выдачу электрической энергии электрических станций, напряжением 220 кВ и выше, не подлежащих приватизации и ее предварительным стадиям;

11) оператор рынка централизованной торговли электрической энергией - организация, осуществляющая централизованные торги электрической энергией, включая спот-торги электрической энергии;

12) операционные сутки - текущие сутки, в течение которых системный оператор осуществляет операции по централизованному оперативно-диспетчерскому управлению исполнением заключенных субъектами оптового рынка электрической энергии договоров купли-продажи электрической энергии;

13) оптовый рынок электрической энергии - система отношений, связанных с куплей-продажей электрической энергии, функционирующая на основе договоров между субъектами оптового рынка электрической энергии;

Статья дополнена подпунктом 13-1) в соответствии с Законом РК от 11.04.06 г. № 136-III

13-1) охранная зона тепловых сетей - земельные участки, отведенные в целях обеспечения сохранности тепловых сетей, создания нормальных условий эксплуатации, предотвращения их повреждений, а также несчастных случаев среди населения, оказавшегося в охранной зоне этих сетей;

Статья дополнена подпунктом 13-2) в соответствии с Законом РК от 11.04.06 г. № 136-III

13-2) охранная зона электрических сетей - земельные участки, водное и воздушное пространство, отведенные в целях обеспечения сохранности электрических сетей, создания нормальных условий эксплуатации, предотвращения их повреждения, а также несчастных случаев среди населения, оказавшегося в охранной зоне этих сетей;

14) передача тепловой энергии - услуга по транспортировке тепловой энергии по тепловым сетям, оказываемая энергопередающими организациями в соответствии с заключенными договорами;

Подпункт 15) изложен в редакции Закона РК от 11.04.06 г. № 136-III (см. стар. ред.)

15) передача электрической энергии - услуга, оказываемая энергопередающими организациями в соответствии с заключенными договорами передачи электрической энергии;

В подпункт 16) внесены изменения в соответствии с Законом РК от 11.04.06 г. № 136-III (см. стар. ред.)

16) потребитель - физическое или юридическое лицо, потребляющее на основе договора электрическую и (или) тепловую энергию;

17) прибор коммерческого учета - техническое устройство, предназначенное для коммерческого учета электрической мощности, электрической или тепловой энергии, разрешенное к применению в порядке, установленном законодательством Республики Казахстан;

18) региональная электросетевая компания - энергопередающая организация, эксплуатирующая электрические сети регионального уровня;

19) регулирование электрической мощности - услуга по компенсации отклонений фактической электрической нагрузки субъекта оптового рынка электрической энергии от заявленной электрической нагрузки при условии соблюдения нулевого сальдо обменной электрической энергии с планированием или без планирования в суточном графике;

20) резерв электрической мощности единой электроэнергетической системы Республики Казахстан - электрическая мощность агрегатов энергопроизводящих организаций, имеющих требуемую структуру, величину, а также степень готовности к диспетчеризации, соответствующие требованиям, предусмотренным договором;

21) розничный рынок тепловой энергии - система отношений участников производства, передачи и потребления тепловой энергии, функционирующая на основе договоров;

22) розничный рынок электрической энергии - система отношений, функционирующая на основе договоров (купли-продажи, передачи и потребления электрической энергии, а также предоставления связанных с этим услуг) между субъектами розничного рынка электрической энергии вне оптового рынка;

23) системная авария - аварийное нарушение режимов работы объектов электроэнергетики, приведшее к потере устойчивости единой электроэнергетической системы Республики Казахстан и разделению ее на части;

24) системные услуги - услуги, оказываемые системным оператором субъектам оптового рынка электрической энергии по передаче электрической энергии, технической диспетчеризации, регулированию и резервированию мощности, организации балансирования производства-потребления электрической энергии;

25) системный оператор - организация, осуществляющая централизованное оперативно-диспетчерское управление, обеспечение параллельной работы с энергосистемами других государств, поддержание баланса в энергосистеме, оказание системных услуг и приобретение вспомогательных услуг у субъектов оптового рынка электрической энергии, а также передачу электрической энергии по национальной электрической сети, ее техническое обслуживание и поддержание в эксплуатационной готовности;

26) спот-торги электрической энергии (далее - спот-торги) - организованная торговля почасовыми объемами электроэнергии на краткосрочном основании в режимах: за день вперед и в течение операционных суток;

27) субъекты оптового рынка электрической энергии - энергопроизводящие, энергопередающие, энергоснабжающие организации, потребители электрической энергии, системный оператор, оператор централизованной торговли электрической энергией и иные организации, осуществляющие деятельность на оптовом рынке электрической энергии;

28) субъекты розничного рынка электрической энергии - энергопроизводящие, энергоснабжающие, энергопередающие организации, потребители электрической энергии и иные организации, осуществляющие деятельность на розничном рынке электрической энергии;

29) суточный график производства-потребления электрической энергии - утвержденный системным оператором документ, регламентирующий почасовые величины производства и потребления электрической энергии на каждые календарные сутки в соответствии с договорами по купле-продаже электрической энергии, заключенными участниками оптового рынка на рынках децентрализованной купли-продажи электрической энергии и централизованной торговли электрической энергией;

30) техническая диспетчеризация - услуга, оказываемая системным оператором по осуществлению централизованного оперативно-диспетчерского управления режимами производства и потребления электрической энергии в единой электроэнергетической системе Республики Казахстан;

31) уполномоченный орган - государственный орган, осуществляющий контроль и регулирование в области электроэнергетики;

32) централизованная торговля электрической энергией - сделки по купле-продаже электрической энергии, осуществляемые субъектами оптового рынка электрической энергии в электронной системе торговли на добровольной основе, за исключением случаев, установленных настоящим Законом;

33) централизованное оперативно-диспетчерское управление - осуществляемый системным оператором процесс непрерывного управления технически согласованной работой энергопроизводящих, энергопередающих, энергоснабжающих организаций и потребителей электрической энергии, обеспечивающий нормативный уровень надежности единой электроэнергетической системы Республики Казахстан и соблюдение нормативного качества электрической энергии;

В подпункт 34) внесены изменения в соответствии с Законом РК от 11.04.06 г. № 136-III (см. стар. ред.)

34) электроэнергетика - сфера производства, передачи и потребления электрической и тепловой энергии;

35) энергетическая экспертиза - экспертиза, проводимая в области электроэнергетики по действующим объектам, проектам реконструируемых, модернизируемых и вновь строящихся объектов, при расследовании технологических нарушений и аварий на энергетическом оборудовании в электрических и тепловых сетях, а также в случаях производственного травматизма на них, на соответствие нормативным правовым актам Республики Казахстан;

Подпункт 35) - с уточнением, опубликованным в «Казахстанской правде» от 14 августа 2004 г. № 181-182

36) энергопередающая организация - организация, осуществляющая на основе договоров передачу электрической или тепловой энергии;

37) энергопроизводящая организация - организация, осуществляющая производство электрической и (или) тепловой энергии;

38) энергоснабжающая организация - организация, осуществляющая продажу потребителям произведенной и (или) купленной электрической и (или) тепловой энергии.

Статья 2. Законодательство Республики Казахстан об электроэнергетике

1. Законодательство Республики Казахстан об электроэнергетике основывается на Конституции Республики Казахстан и состоит из настоящего Закона и иных нормативных правовых актов Республики Казахстан.

2. Если международным договором, ратифицированным Республикой Казахстан, установлены иные правила, чем те, которые содержатся в настоящем Законе, то применяются правила международного договора.

Глава 2. Государственное регулирование в области электроэнергетики

Статья 3. Цели и задачи государственного регулирования в области электроэнергетики

1. Государственное регулирование в области электроэнергетики осуществляется в целях:

1) максимального удовлетворения спроса потребителей энергии и защиты прав участников рынка электрической и тепловой энергии путем создания конкурентных условий на рынке, гарантирующих потребителям право выбора поставщиков электрической и тепловой энергии;

2) обеспечения надежного и стабильного функционирования электроэнергетического комплекса Республики Казахстан;

3) единства управления электроэнергетическим комплексом Республики Казахстан как особо важной системой жизнеобеспечения хозяйственно-экономического и социального комплексов страны.

2. Задачами государственного регулирования в области электроэнергетики являются:

1) эффективное функционирование и развитие электроэнергетического комплекса на основе единства управления, развития конкуренции;

2) право выбора потребителями поставщика электрической и (или) тепловой энергии;

3) регулирование деятельности в сфере естественной монополии, а также создание условий для защиты отечественных энергопроизводителей;

4) создание и совершенствование регулируемого рынка электрической и тепловой энергии;

В подпункт 5) внесены изменения в соответствии с Законом РК от 11.04.06 г. № 136-III (см. стар. ред.)

5) рациональное и экономное потребление электрической и тепловой энергии;

6) использование и развитие возобновляемых и нетрадиционных источников энергии;

7) привлечение инвестиций в развитие и перевооружение электроэнергетического комплекса;

8) создание условий для выполнения комплекса мероприятий по охране окружающей среды, надежности и безопасности строительства при эксплуатации линий электропередачи, электро- и энергоустановок;

9) создание условий для организации энергоснабжения в отдаленных районах страны;

10) установление государственных стандартов работы единой электроэнергетической системы Республики Казахстан и качества электрической энергии.

3. Государственное регулирование в области электроэнергетики включает:

1) лицензирование;

2) государственное регулирование тарифов (цен, ставок сбора);

3) демонополизацию и приватизацию объектов электроэнергетики;

4) государственный надзор за надежностью, безопасностью и экономичностью производства, передачи, технической диспетчеризации и потребления электрической энергии;

5) разработку и утверждение нормативных правовых актов Республики Казахстан, нормативных технических документов, содержащих технические и технологические требования регулирования деятельности и отношений в сфере производства, передачи, технической диспетчеризации и потребления электрической и тепловой энергии, а также нормы, обеспечивающие надежность, экономичность и безопасность строительства и эксплуатации линий электропередачи, электро- и энергоустановок.

См.: Постановление Правительства Республики Казахстан от 9 апреля 1999 года № 384 «О Программе развития электроэнергетики до 2030 года».

Статья 4. Компетенция Правительства Республики Казахстан

Правительство Республики Казахстан:

1) разрабатывает основные направления государственной политики в области электроэнергетики;

2) разрабатывает государственные программы развития электроэнергетики;

3) утверждает Положение о государственном энергетическом надзоре Республики Казахстан;

4) принимает решение о включении электрической энергии в перечень приобретаемого имущества (активов), реализуемого на торгах (аукционах) в соответствии с законодательством Республики Казахстан.

Статья 5. Компетенция уполномоченного органа

Уполномоченный орган:

1) реализует государственную политику в области электроэнергетики;

2) разрабатывает программы развития электроэнергетики и осуществляет контроль за их выполнением;

3) в пределах своей компетенции участвует в проведении государственной политики по стандартизации, метрологии и сертификации;

4) осуществляет международное сотрудничество в области электроэнергетики;

В подпункт 5) внесены изменения в соответствии с Законом РК от 11.04.06 г. № 136-III (см. стар. ред.)

5) разрабатывает и утверждает нормативные правовые акты Республики Казахстан в области производства, передачи и потребления электрической и тепловой энергии;

6) разрабатывает и утверждает нормативные правовые акты в сфере технической эксплуатации и техники безопасности, эксплуатационных характеристик оборудования, норм расхода электрической и тепловой энергии на технологические нужды энергопроизводящих, энергопередающих, энергоснабжающих организаций;

В подпункт 7) внесены изменения в соответствии с Законом РК от 05.07.06 г. № 166-III (см. стар. ред.)

7) разрабатывает и утверждает нормативные технические документы в сферах проектирования, строительства, технической эксплуатации и техники безопасности объектов электроэнергетики, эксплуатационных и технико-экономических характеристик оборудования, норм расхода электрической и тепловой энергии на технологические нужды энергопроизводящих организаций, не являющихся субъектами естественных монополий;

8) осуществляет лицензирование в соответствии с законодательством Республики Казахстан о лицензировании;

9) утверждает порядок определения гарантирующего поставщика и зоны его ответственности;

10) определяет методику, порядок и сроки проведения энергетической экспертизы;

11) устанавливает порядок составления суточного графика производства-потребления электрической энергии;

Статья дополнена подпунктом 11-1) в соответствии с Законом РК от 11.04.06 г. № 136-III

11-1) определяет системного оператора и оператора рынка централизованной торговли электрической энергией;

12) определяет особенности функционирования и организации оптового рынка электрической энергии для регионов, не имеющих электрической связи по территории Республики Казахстан с единой электроэнергетической системой Республики Казахстан;

13) выполняет иные функции в соответствии с законами Республики Казахстан.

Статья 6 изложена в редакции Закона РК от 31.01.06 г. № 125-III (см. стар. ред.)

Статья 6. Государственный энергетический надзор и контроль

1. Надзор и контроль в области электроэнергетики осуществляются государственным органом по государственному энергетическому надзору и контролю.

2. Орган по государственному энергетическому надзору и контролю осуществляет надзор за:

1) выполнением технических требований нормативных правовых актов Республики Казахстан в сфере электроэнергетики;

2) эксплуатацией и техническим состоянием энергетического оборудования электрических станций, электрических и тепловых сетей, а также электрических и теплоиспользующих установок потребителей;

3) выполнением требований к лицензируемым видам деятельности в сфере электроэнергетики.

3. Государственный энергетический надзор и контроль осуществляются путем проверок.

4. Проверки объектов электроэнергетики могут быть плановыми и внеплановыми.

5. Основанием проверки является план работы, утвержденный уполномоченным органом. План работы должен содержать перечень объектов, в отношении которых предполагаются проведение проверок и период их проведения.

6. Плановая проверка является заранее запланированным мероприятием, проводимым с учетом установленных законами временных интервалов по отношению к предшествующим проверкам (план работы).

7. Внеплановая проверка проводится в следующих случаях:

1) при росте числа аварийных технологических нарушений на объектах электроэнергетики по сравнению с предыдущим периодом;

2) по обращениям физических и юридических лиц, а также государственных органов, поступившим в орган по государственному энергетическому надзору и контролю.

8. Для устранения выявленных нарушений руководителю объекта электроэнергетики выдается предписание установленного образца с указанием сроков и лиц, ответственных за исполнение, или составляется акт, на основе которого руководством объекта разрабатывается план мероприятий по устранению выявленных нарушений, который представляется в орган по государственному энергетическому надзору и контролю.

9. Энергетический надзор и контроль осуществляются за:

1) соблюдением требований технических условий по качеству электрической и тепловой энергии;

2) соблюдением правил пользования электрической и тепловой энергией в пределах своей компетенции;

3) рациональным и экономным использованием, оптимизацией режимов производства, передачей, потреблением электрической и тепловой энергии;

4) готовностью электрических станций, электрических и тепловых сетей к работе в осенне-зимних условиях.

10. Орган по государственному энергетическому надзору и контролю:

1) участвует в работе комиссий электроэнергетических предприятий по оценке готовности объектов и оборудования к работе в зимних условиях;

2) ведет учет расследований крупных технологических нарушений в работе электростанций, тепловых и электрических сетей, приведших к разделению единой электроэнергетической системы Республики Казахстан на несколько частей, массовому ограничению потребителей по электрической и тепловой энергии, повреждению крупного энергетического оборудования.

11. Орган по государственному энергетическому надзору и контролю вправе в порядке, установленном законодательством Республики Казахстан:

1) иметь доступ к электро- и энергоустановкам;

2) осуществлять периодическое обследование технического состояния энергетического оборудования электрических станций, электрических и тепловых сетей, а также энергетического оборудования потребителей;

3) организовывать квалификационные проверки знаний правил технической эксплуатации и правил безопасности руководителей организаций, осуществляющих производство, передачу и распределение электрической и тепловой энергии и их покупку в целях перепродажи, для осуществления контроля технического состояния и безопасности эксплуатации электро- и энергоустановок;

4) организовывать проведение энергетических экспертиз на энергетических объектах по безопасному и рациональному производству, передаче, распределению и использованию электрической и тепловой энергии, контроль за выполнением энергосберегающей политики, обследование энергетической эффективности юридических лиц;

5) осуществлять подготовку предложений по совершенствованию законодательства Республики Казахстан в области электроэнергетики;

6) привлекать экспертов при проведении обследования поднадзорного энергетического оборудования, комплексных проверок энергетических организаций и при расследовании технологических нарушений в работе энергетического оборудования электрических станций, электрических и тепловых сетей;

7) организовывать разработку программы, нормативно-методических актов, правовых и экономических механизмов энергосбережения;

8) вносить предложения собственникам организаций о привлечении к дисциплинарной ответственности лиц, виновных в допущении аварий, несчастных случаев и иных грубых нарушений технических требований нормативных правовых актов в области электроэнергетики, или направлять материалы в соответствующие государственные органы о привлечении к административной или уголовной ответственности в соответствии с законами Республики Казахстан лиц, виновных в нарушении законодательства Республики Казахстан об электроэнергетике.

См. Постановление Правительства РК от 26 июля 1999 года № 1065 О Республиканском государственном предприятии «Госэнергоэкспертиза».

Статья 7. Государственное регулирование тарифов (цен, ставок сбора) в электроэнергетике

1. Государственное регулирование тарифов (цен, ставок сбора) на продукцию и услуги субъектов естественной монополии осуществляется государственным органом, осуществляющим контроль и регулирование деятельности в сфере естественной монополии в порядке, установленном законодательством Республики Казахстан.

2. Учет затрат по передаче электрической энергии в энергопередающих организациях ведется раздельно от затрат по другим видам деятельности в порядке, установленном государственным органом, осуществляющим контроль и регулирование деятельности в сфере естественной монополии.

Статья 8. Недопустимость вмешательства в производственно-технологическую деятельность

Центральные исполнительные органы, а также местные представительные и исполнительные органы не вправе вмешиваться в производственно-технологическую деятельность организаций, связанную с производством и передачей электрической и тепловой энергии или с технологическим управлением этими процессами, за исключением случаев, предусмотренных законами Республики Казахстан.

Статья 9 изложена в редакции Закона РК от 11.04.06 г. № 136-III (см. стар. ред.)

Статья 9. Проектирование и строительство электрических станций, линий электропередачи и подстанций

1. Проектирование и строительство дублирующих (шунтирующих) линий электропередачи и подстанций осуществляются с предварительного уведомления и согласования с уполномоченным органом, государственным органом, осуществляющим контроль и регулирование деятельности в сферах естественных монополий и системным оператором.

2. Проектирование и строительство электрических станций, линий электропередачи и подстанций, а также их эксплуатация могут осуществляться на основании концессионных соглашений.

3. Межрегиональные и (или) межгосударственные линии электропередачи, подстанции и распределительные устройства напряжением 220 кВ и выше, построенные на основании концессионных соглашений, на период их действия находятся во временном владении и пользовании концессионера и передаются в состав национальной электрической сети по окончании срока действия концессионного соглашения.

4. Централизованное оперативно-диспетчерское управление, а также эксплуатацию межрегиональных и (или) межгосударственных линий электропередачи, подстанций, распределительных устройств напряжением 220 кВ и выше построенных на основании концессионных соглашений, осуществляет системный оператор на основании договоров.

 

Глава 3. Системный оператор и участники отношений производства,

передачи и потребления на рынке электрической энергии

Статья 10. Системный оператор

1. Системный оператор выполняет следующие функции:

1) оказывает системные услуги по передаче электрической энергии по национальной электрической сети в соответствии с договором, обеспечивает ее техническое обслуживание и поддержание в эксплуатационной готовности;

2) оказывает системные услуги по технической диспетчеризации, осуществляя централизованное оперативно-диспетчерское управление режимами работы единой электроэнергетической системы Республики Казахстан в соответствии с договором, включая составление фактических балансов и формирование суточного графика производства-потребления электрической энергии;

3) обеспечивает надежность работы единой электроэнергетической системы Республики Казахстан;

Нормы, установленные подпунктом 4) действуют до 31 декабря 2007 года

4) оказывает системные услуги по регулированию электрической мощности;

5) оказывает системные услуги по физическому урегулированию дисбалансов электрической энергии;

6) осуществляет последующее финансовое урегулирование дисбалансов электрической энергии в порядке, установленном законодательством Республики Казахстан;

7) определяет объем, структуру, распределение резервов мощности между энергопроизводящими организациями и задействование резервов мощности в единой электроэнергетической системе Республики Казахстан;

8) осуществляет организацию функционирования балансирующего рынка электрической энергии в режиме реального времени и рынка системных и вспомогательных услуг;

9) взаимодействует с энергосистемами сопредельных государств по управлению и обеспечению устойчивости режимов параллельной работы;

10) осуществляет техническое и методическое руководство по созданию единой информационной системы, автоматизированной системы коммерческого учета электрической энергии, сопряженных устройств релейной защиты и противоаварийной автоматики всех субъектов оптового рынка электрической энергии;

11) обеспечивает равные условия для доступа субъектов оптового рынка электрической энергии к национальной электрической сети;

12) обеспечивает участников оптового рынка электрической энергии Республики Казахстан информацией, не затрагивающей сведения, составляющие коммерческую и иную охраняемую законом тайну;

13) согласовывает вывод в ремонт основного оборудования электростанций, подстанций, линий электропередачи, устройств релейной защиты и противоаварийной автоматики, систем технологического управления и обеспечения их готовности к работе;

14) участвует в разработке режимов работы гидроэлектростанций с учетом их водно-хозяйственных балансов и режимов работы единой электроэнергетической системы Республики Казахстан;

15) осуществляет разработку долгосрочного прогнозирования балансов электрической энергии.

2. Системный оператор имеет право осуществлять куплю-продажу электрической энергии в следующих случаях:

1) на технологические и производственные нужды;

Нормы, установленные подпунктом 2) действуют до 31 декабря 2007 года

2) для обеспечения договорных величин перетоков электрической энергии с энергосистемами сопредельных государств.

3. Системный оператор осуществляет централизованное оперативно-диспетчерское управление единой электроэнергетической системой Республики Казахстан.

4. Централизованное оперативно-диспетчерское управление единой электроэнергетической системой Республики Казахстан заключается в:

1) управлении режимами производства, передачи и потребления электрической энергии в единой электроэнергетической системе Республики Казахстан, реализующем условия договоров купли-продажи, передачи электрической энергии, регулирования электрической мощности, балансирования производства-потребления электрической энергии;

2) управлении режимами межгосударственных перетоков электрической энергии;

3) обеспечении предотвращения, локализации и ликвидации технологических нарушений в единой электроэнергетической системе Республики Казахстан;

4) оперативном управлении резервами мощности в единой электроэнергетической системе Республики Казахстан;

5) определении структуры, принципов, мест размещения, объемов и уставок систем релейной защиты, противоаварийной и режимной автоматики, обеспечивающих надежную и устойчивую работу единой электроэнергетической системы Республики Казахстан;

6) формировании и утверждении суточных графиков производства-потребления электрической энергии в единой электроэнергетической системе Республики Казахстан;

7) составлении фактических балансов производства-потребления электрической энергии на оптовом рынке электрической энергии.

5. Централизованное оперативно-диспетчерское управление режимами производства, передачи и потребления электрической энергии в единой электроэнергетической системе Республики Казахстан и выдача соответствующих распоряжений осуществляются на основании текущих значений качественной характеристики электрической энергии - мощности, частоты и напряжения.

См.: Правила оказания услуг по обеспечению надежности и устойчивости электроснабжения.

Статья 11. Распоряжения по режиму производства, передачи и потребления электрической энергии при осуществлении централизованного оперативно-диспетчерского управления

1. Распоряжения системного оператора по режимам производства, передачи и потребления электрической энергии при осуществлении централизованного оперативно-диспетчерского управления обязательны для исполнения всеми субъектами оптового рынка электрической энергии.

2. Системный оператор вправе отключать электроустановки субъектов оптового рынка электрической энергии, не выполняющих оперативные распоряжения по режиму производства, передачи и потребления электрической энергии, от электрических сетей, находящихся под централизованным оперативно-диспетчерским управлением.

Статья 12. Права и обязанности участников производства и передачи электрической энергии

1. Участники производства и передачи электрической энергии имеют право:

1) пользоваться на основании заключенных договоров системными услугами;

2) получать техническую информацию от системного оператора, необходимую для осуществления деятельности по производству и передаче электрической энергии.

2. Участники производства и передачи электрической энергии обязаны:

1) предоставлять системному оператору информацию, необходимую для осуществления централизованного оперативно-диспетчерского управления единой электроэнергетической системой Республики Казахстан, и фактическую информацию по технико-экономическим показателям работы электростанций (выработку, отпуск с шин, собственные нужды, удельные расходы на отпуск с шин электроэнергии);

2) предоставлять системному оператору доступ к приборам коммерческого учета;

3) обеспечить качество электрической энергии в соответствии с требованиями, установленными государственными стандартами и иными нормативными актами Республики Казахстан по стандартизации;

4) осуществлять совместно с системным оператором регулирование и поддержание стандартной частоты в единой электроэнергетической системе Республики Казахстан на основе заключенных договоров;

5) содержать в рабочем состоянии основное и вспомогательное оборудование, средства противоаварийной и режимной автоматики, релейной защиты, диспетчерского технологического управления в соответствии с требованиями нормативных технических документов;

6) устанавливать новые и производить усовершенствование эксплуатируемых устройств релейной защиты и противоаварийной автоматики на своих объектах в объемах, определяемых уполномоченным органом.

Статья 13. Требования к участникам производства и передачи электрической энергии

1. Региональные электросетевые компании обеспечивают соблюдение суточных графиков производства-потребления электрической энергии всеми субъектами розничного рынка электрической энергии, присоединенными к их сети, и соблюдение согласованных с системным оператором сальдо-перетоков электрической энергии между сетями региональных электросетевых компаний и национальной электрической сетью.

Пункт 2 введен в действие с 1 октября 2004 г.

2. В случае прекращения энергоснабжения не по вине потребителя энергоснабжающая организация - гарантирующий поставщик электрической энергии обеспечивает на договорной основе энергоснабжение потребителей.

3. Энергоснабжающие организации осуществляют покупку электрической энергии в целях энергоснабжения своих потребителей у энергопроизводящих организаций.

Редакция документа

Укажите название закладки

Создать новую папку