Досье на проект Закона Республики Казахстан «О внесении изменений в некоторые законодательные акты Республики Казахстан» («О внесении изменения в Закон Республики Казахстан «О политических партиях») (23 декабря 2021 года) (утратил силу)
Досье на проект Закона Республики Казахстан
«О внесении изменений в некоторые законодательные акты Республики Казахстан»
«О внесении изменения в Закон Республики Казахстан «О политических партиях»
(23 декабря 2021 года)
1. Пояснительная записка Министерства юстиции РК по обсуждению проекта Закона РК
2. Проект Закона РК (октябрь 2021 года)
3. Проект Сравнительной таблицы к проекту Закона РК (октябрь 2021 года)
4. Проект Концепции проекта Закона РК (октябрь 2021 года)
6. Проект Закона РК (декабрь 2021 года)
7. Постановление Правительства РК от 23 декабря 2021 года № 919 о проекте Закона
8. Постановление Мажилиса Парламента РК от 19 января 2022 года № 331-VII
9. Новости, обсуждения по проекту
ЗАКОН
РЕСПУБЛИКИ КАЗАХСТАН
О внесении изменения в Закон Республики Казахстан «О политических партиях»
Внесен на рассмотрение Мажилиса Парламента РК постановлением Правительства Республики Казахстан от 23 декабря 2021 года № 919
Статья 1. Внести в Закон Республики Казахстан от 15 июля 2002 года «О политических партиях» следующее изменение:
статью 15-1 изложить в следующей редакции:
«Статья 15-1. Особенности выдвижения от политической партии кандидатов в депутаты Мажилиса Парламента, маслихата
1. Политическая партия при утверждении партийных списков кандидатов в депутаты Мажилиса Парламента включает в них представителей трех категорий: женщин, лиц, не достигших двадцатидевятилетнего возраста, лиц с инвалидностью в количестве не менее тридцати процентов от общего числа кандидатов.
2. Политическая партия при утверждении партийных списков кандидатов в депутаты маслихата включает в них женщин и лиц, не достигших двадцатидевятилетнего возраста, в количестве не менее тридцати процентов от общего числа кандидатов.».
Статья 2. Действие статьи 1 настоящего Закона не распространяется на правоотношения, возникшие в связи с проведением выборов, назначенных до введения в действие настоящего Закона.
Статья 3. Настоящий Закон вводится в действие по истечении десяти календарных дней после дня его первого официального опубликования.
Президент Республики Казахстан |
Республики Казахстан
Пояснительная записка по обсуждению проекта Закона Республики Казахстан
«О внесении изменения в Закон Республики Казахстан
«О политических партиях»
(октябрь 2021 года)
Наименование государственного органа-разработчика - Министерство юстиции РК.
Проект Закона «О внесении изменения в Закон Республики Казахстан «О политических партиях» разработан в реализацию Послания Главы государства народу Казахстана от 1 сентября 2021 года «Единство народа и системные реформы - прочная основа процветания страны».
Целью принятия проекта Закона «О внесении изменения в Закон Республики Казахстан «О политических партиях» является расширение квотируемых категорий, включив в него лиц с инвалидностью.
Принятие предлагаемого проекта закона не повлечет за собой возникновения каких-либо отрицательных правовых и социально-экономических последствий.
Активное вовлечение женщин, молодежи и лиц с инвалидностью в политические вопросы в стране позволит учитывать мнение данных категорий в решение наиболее уязвимых и проблемных вопросов страны путем участия в нормотворческом процессе.
Кроме того, обязательное включение женщин, молодежи и лиц с инвалидностью при распределении депутатских мандатов имеет социальные преимущества. Так, занятие данными категориями политической должности даст возможность учета их мнений при решении социально-политических, правовых проблем. Повысит активность во всех сферах жизни и дальнейшее социально-экономическое развитие общества.
Принятие указанного проекта закона не потребует дополнительных финансовых затрат из государственного бюджета.
Премьер-Министр Республики Казахстан |
А. Мамин |
ЗАКОН РЕСПУБЛИКИ КАЗАХСТАН
«О внесении изменения в Закон Республики Казахстан
«О политических партиях»
(октябрь 2021 года)
Статья 1. Внести в Закон Республики Казахстан от 15 июля 2002 года «О политических партиях» следующее изменение:
статью 15-1 изложить в следующей редакции:
«Статья 15-1. Особенности выдвижения от политической партии кандидатов в депутаты Мажилиса Парламента, маслихата
1. Политическая партия при утверждении партийных списков кандидатов в депутаты Мажилиса Парламента включает в них женщин, лиц, не достигших двадцатидевятилетнего возраста и лиц с инвалидностью в количестве не менее тридцати процентов от общего числа кандидатов.
2. Политическая партия при утверждении партийных списков кандидатов в депутаты маслихата включает в них женщин и лиц, не достигших двадцатидевятилетнего возраста и (или) лиц с инвалидностью в количестве не менее тридцати процентов от общего числа кандидатов.».
Статья 2. Настоящий Закон вводится в действие по истечении десяти календарных дней после дня его первого официального опубликования.
Президент Республики Казахстан |
|
проект
Сравнительная таблица
к проекту Закона Республики Казахстан
«О внесении изменения в Закон Республики Казахстан «О политических партиях»
(октябрь 2021 года)
1 | Статья 15-1. Особенности выдвижения от политической партии кандидатов в депутаты Мажилиса Парламента, маслихата Политическая партия при утверждении партийных списков кандидатов в депутаты Мажилиса Парламента, маслихата включает в них женщин и лиц, не достигших двадцатидевятилетнего возраста, в количестве не менее тридцати процентов от общего числа кандидатов. | Статья 15-1. Особенности выдвижения от политической партии кандидатов в депутаты Мажилиса Парламента, маслихата 1. Политическая партия при утверждении партийных списков кандидатов в депутаты Мажилиса Парламента включает в них женщин, лиц, не достигших двадцатидевятилетнего возраста и лиц с инвалидностью в количестве не менее тридцати процентов от общего числа кандидатов. 2. Политическая партия при утверждении партийных списков кандидатов в депутаты маслихата включает в них женщин и лиц, не достигших двадцатидевятилетнего возраста и (или) лиц с инвалидностью в количестве не менее тридцати процентов от общего числа кандидатов. | В своем Послании народу Казахстана от 1 сентября 2021 года «Единство народа и системные реформы - прочная основа процветания страны» Глава государства отметил, что «Внедрение нормы о 30-процентной квоте для женщин и молодежи в избирательных списках подтолкнуло партии к более активной работе, омоложению своих рядов, поиску новых лиц. Вместе с тем, в итоговых составах народных избранников квота не нашла должного отражения. Поэтому для получения полноценного эффекта нужно законодательно закрепить норму об обязательном учете данной квоты при распределении депутатских мандатов. Мы строим инклюзивное общество. Пока же в нашей стране лица с инвалидностью и особыми потребностями слабо представлены в общественно-политической жизни. Предлагаю расширить перечень квотируемых категорий граждан, помимо женщин и молодежи, установив квоту и для лиц с особыми потребностями.».
Таким образом, необходимо внести изменения и дополнения в законодательство в целях закрепления нормы об обязательном учете квоты при распределении депутатских мандатов, а также расширении перечня квотируемых категорий граждан, помимо женщин и молодежи, установив квоту и для лиц с инвалидностью. |
Проект концепции
проекта Закона «О внесении изменения в Закон Республики Казахстан
«О политических партиях»
(октябрь 2021 года)
1. Название проекта закона
Проект Закона «О внесении изменения в Закон Республики Казахстан «О политических партиях» (далее - проект закона).
2. Обоснование необходимости разработки проекта закона
В своем Послании народу Казахстана от 1 сентября 2021 года «Единство народа и системные реформы - прочная основа процветания страны» Глава государства отметил, что «Внедрение нормы о 30-процентной квоте для женщин и молодежи в избирательных списках подтолкнуло партии к более активной работе, омоложению своих рядов, поиску новых лиц.
Вместе с тем, в итоговых составах народных избранников квота не нашла должного отражения. Поэтому для получения полноценного эффекта нужно законодательно закрепить норму об обязательном учете данной квоты при распределении депутатских мандатов.
Мы строим инклюзивное общество.
Пока же в нашей стране лица с инвалидностью и особыми потребностями слабо представлены в общественно-политической жизни.
Предлагаю расширить перечень квотируемых категорий граждан, помимо женщин и молодежи, установив квоту и для лиц с особыми потребностями.».
В этой связи, необходимо расширить перечень квотируемых категорий граждан, включив лиц с инвалидностью (пункт 80 ОНП, утвержденного Указом Президента РК от 13 сентября 2021 года № 659).
3. Результаты публичного обсуждения
№ п/п | Предлагаемое решение | Отношение общественности (целевых групп) |
1 | Расширение квотируемых категорий, включив в него лиц с инвалидностью | нейтральное |
4. Цели принятия проекта закона
Проект Закона «О внесении изменения в Закон Республики Казахстан «О политических партиях» разработан в целях расширения квотируемых категорий, включив в него лиц с инвалидностью.
5. Предмет регулирования проекта закона
Предметом регулирования проекта закона являются общие отношения, связанные с перечнем квотируемых лиц с включением, помимо женщин и молодежи, и лиц с инвалидностью.
6. Структура и содержание проекта закона
Законопроект состоит из двух статей:
Первая статья проекта Закона предусматривает внесение изменения в Закон Республики Казахстан «О политических партиях».
Вторая статья проекта закона предусматривает порядок введения в действие Закона.
7. Предполагаемые правовые и социально-экономические последствия в случае принятия проекта закона
Принятие предлагаемого проекта закона не повлечет за собой возникновения каких-либо отрицательных правовых и социально-экономических последствий.
Активное вовлечение женщин, молодежи и лиц с инвалидностью в политические вопросы в стране позволит учитывать мнение данных категорий в решение наиболее уязвимых и проблемных вопросов страны путем участия в нормотворческом процессе.
Кроме того, обязательное включение женщин, молодежи и лиц с инвалидностью при распределении депутатских мандатов имеет социальные преимущества. Так, занятие данными категориями политической должности даст возможность учета их мнений при решении социально-политических, правовых проблем. Повысит активность во всех сферах жизни и дальнейшее социально-экономическое развитие общества.
8. Предполагаемые финансовые затраты, связанные с реализацией проекта закона
Реализация данного проекта закона не повлечет дополнительных финансовых затрат из государственного бюджета.
9. Необходимость одновременного (последующего) приведения других законодательных актов в соответствие с разрабатываемым проектом закона
Конституционный закон Республики Казахстан «О выборах в Республике Казахстан».
Консультативный документ регуляторной политики
к проекту Закона «О внесении изменения в Закон Республики Казахстан «О политических партиях»
(Министерство юстиции РК, 24 сентября 2021 года)
1. Основания разработки Консультативного документа регуляторной политики:
В своем Послании народу Казахстана от 1 сентября 2021 года «Единство народа и системные реформы - прочная основа процветания страны» Глава государства отметил, что «Внедрение нормы о 30-процентной квоте для женщин и молодежи в избирательных списках подтолкнуло партии к более активной работе, омоложению своих рядов, поиску новых лиц.
Вместе с тем, в итоговых составах народных избранников квота не нашла должного отражения. Поэтому для получения полноценного эффекта нужно законодательно закрепить норму об обязательном учете данной квоты при распределении депутатских мандатов.
Мы строим инклюзивное общество.
Пока же в нашей стране лица с инвалидностью и особыми потребностями слабо представлены в общественно-политической жизни.
Предлагаю расширить перечень квотируемых категорий граждан, помимо женщин и молодежи, установив квоту и для лиц с особыми потребностями.».
В этой связи, необходимо расширить перечень квотируемых категорий граждан, включив лиц с особыми потребностями (пункт 80 ОНП, утвержденного Указом Президента РК от 13 сентяюря 2021 года № 659).
2. Описание проблемы, для решения которой требуется законодательное регулирование:
№ | Проблемный вопрос | Основные причины возникшей проблемы | Аналитические сведения, показывающие уровень и значимость описываемой проблемы |
1 | Конституционное развитие современных государств показывает, что одним из основных условий правового государства является реализация гражданами своих политических прав и свобод, а также формирование правовых условий для становления конкурентной политической системы. В связи с этим, совершенствование партийного законодательства и либерализация ограничительных норм, безусловно, представляются актуальными в контексте совершенствования политической системы. В этой связи необходимо расширить категорию квоты, включив в него лиц с особыми потребностями, которые способны формировать идеи по решению общественно-социальных проблем. | Отсутствие в квотируемом перечне лиц с особыми потребностями. | ˗ |
3. Предлагаемые пути решения описанной проблемы:
Видения разработчика
Необходимо на уровне национального законодательства включить в партийный список лиц с особыми потребностями.
Возможные положительные последствия: Предлагаемые нормы обяжут политические партии более активно работать с разными социальными группами и учитывать их интересы в своей деятельности.
Активное вовлечение женщин, молодежи и лиц с особыми потребностями в политические вопросы в стране позволит учитывать мнение данных категорий в решении наиболее уязвимых и проблемных вопросов страны путем участия в нормотворческом процессе.
Кроме того, обязательное включение женщин, молодежи и лиц особыми потребностями при распределении депутатских мандатов имеет социальные преимущества. Так, занятие данными категориями политической должности даст возможность учета их мнений при решении социально-политических, правовых проблем. Повысит активность во всех сферах жизни и дальнейшее социально-экономическое развитие общества.
Возможные негативные последствия: Введение предлагаемых мер не повлечет негативных последствий.
4. Рассмотренные альтернативные пути решения проблемы (если проводился анализ возможных альтернатив): Альтернативные пути решения проблемы отсутствуют.
5. Целевые группы для публичного обсуждения:
Лица с особыми потребностями - решение указанных проблем имеет непосредственное воздействие на данную целевую группу.
6. Способы уведомления целевых групп:
1) публикация объявления на интернет - ресурсе государственного органа - организатора обсуждения;
2) публикация объявления в СМИ.
7. Способ публичного обсуждения:
Планируется размещение Консультативного документа регуляторной политики на портале «Открытые НПА» для проведения публичного обсуждения.
8. Анализ текущий ситуации, международного опыта и предлагаемых механизмов регулирования:
№ | Текущая ситуация | Международный опыт | Предлагаемое регулирование |
| Конституционным законом «О внесении дополнений в Конституционный закон Республики Казахстан «О выборах в Республике Казахстан» от 25 мая 2020 года № 335-VІ предусмотрены нормы по введению 30% квоты для женщин и молодежи в избирательных партийных списках. Данные нормы введены с целью стимулирования участия женщин и молодежи в общественно-политических процессах страны. Вместе с тем, для более активного привлечения в общественно-политической жизни государства предлагается включить в данную квоту лиц с особыми потребностями. | Согласно статье 5 «Равенство и недискриминация» Конвенции ООН «О правах инвалидов»: Государства-участники запрещают любую дискриминацию по признаку инвалидности и гарантируют инвалидам равную и эффективную правовую защиту от дискриминации на любой почве. Для поощрения равенства и устранения дискриминации государства-участники предпринимают все надлежащие шаги к обеспечению разумного приспособления. Так, согласно статье 12 «Равенство перед законом» Конвенции о правах инвалидов, государства-участники признают, что инвалиды обладают правоспособностью наравне с другими во всех аспектах жизни. Государства-участники принимают надлежащие меры для предоставления инвалидам доступа к поддержке, которая им может потребоваться при реализации своей правоспособности. Вместе с тем Республика Казахстан, ратифицировав Конвенцию ООН о правах лиц с инвалидностью в 2015 году, приняла обязательства по обеспечению равных прав лицам с инвалидностью, полное и эффективное вовлечение и включение их в общество. В связи с чем необходимо принять соответствующие меры, касающиеся соблюдения прав граждан с особыми потребностями. В Киргизии в соответствии с законодательством при проведении 4 октября 2015 года парламентских выборов в списках кандидатов политических партий были предусмотрены квоты для лиц с ограниченными возможностями. Партии должны были гарантировать присутствие в списках не менее 15% кандидатов, принадлежащих к национальным меньшинствам, не менее 15% кандидатов в возрасте моложе 35 лет, а также наличие в списке хотя бы двух лиц с ограниченными возможностями, один из которых должен быть в числе первых 50 кандидатов этого списка. | Необходимо внести изменение в законодательство в целях включения в квоту помимо женщин и молодежи, лиц с особыми потребностями. |
9. Индикаторы измерения проблемы и ожидаемые результаты:
№ | Текущие показатели | Результаты, которые будут достигнуты за 1 год (после принятия закона) | Результаты, которые будут достигнуты за 2 года (после принятия закона) | Результаты, которые будут достигнуты за 3 года (после принятия закона) | Результаты, которые будут достигнуты за 4 год (после принятия закона) | Результаты, которые будут достигнуты за 5 лет (после принятия закона) |
1 | Средний показатель женщин и молодежи, участвовавших по квоте по итогам выборов в Мажилис Парламента 20,17 % | Средний показатель женщин, молодежи и лиц с особыми потребностями, участвовавших по квоте по итогам выборов 30 % | Средний показатель женщин, молодежи и лиц с особыми потребностями, участвовавших по квоте по итогам выборов 30 % | Средний показатель женщин, молодежи и лиц с особыми потребностями, участвовавших по квоте по итогам выборов 30 % | Средний показатель женщин, молодежи и лиц с особыми потребностями, участвовавших по квоте по итогам выборов 30 % | Средний показатель женщин, молодежи и лиц с особыми потребностями, участвовавших по квоте по итогам выборов 30 % |
Документ утратил силу