Доступ

Для того чтобы поставить документ на контроль, вам нужно авторизоваться.Если у вас нет логина и пароля, зарегистрируйтесь

Закон Республики Казахстан от 18 марта 1997 г. № 85-1 Об экологической экспертизе (с изменениями, внесенными Законами РК от 24.12.98 г.; от 11.05.99 г. № 381-1; от 02.07.03 г. № 454-II) Редакция, действовавшая до внесения изменений от 20.12.04 г. (редакция от 20.12.2004 г.)

Закон Республики Казахстан от 18 марта 1997 г. № 85-1 Об
экологической экспертизе
(с изменениями, внесенными Законами РК от 24.12.98 г.; от 11.05.99 г.
№ 381-1; от 02.07.03 г. № 454-II)

Редакция, действовавшая до внесения изменений от 20.12.04 г.

Настоящий Закон регулирует общественные отношения в области экологической экспертизы в целью предотвращения негативного воздействия управленческой, хозяйственной и иной деятельности на окружающую среду, жизнь и здоровье населения Республики Казахстан.

Глава I. ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ

Статья 1. Термины определения

Экологическая экспертиза - определение соответствия хозяйственной и иной деятельности нормативам качества окружающей среды и экологическим требованиям, допустимости реализации объекта экспертизы в целях предупреждения возможных отрицательных воздействий этой деятельности на окружающую среду и связанных с ними последствий.

Заказчик документации, подлежащей экологической экспертизе, юридическое или физическое лицо, выдавшее задание на проектирование планируемой деятельности и осуществляющее финансирование объектов экспертизы.

Инициатор экспертизы - юридическое или физическое лицо, включая заказчика проекта, поставившее вопрос о необходимости проведения государственной или общественной экологической экспертизы.

Реализация объекта экспертизы - начало и ход работ по строительству, эксплуатации, ликвидации промышленных и иных объектов, оказанию услуг, поступлению в хозяйственный оборот изделий и технологий в соответствии с решениями, предусмотренными предплановой, предпроектной и проектной документацией, а также вступление в силу законодательного акта, иного реального использования объекта экспертизы.

Экологически опасная деятельность - прямая и опосредованная деятельность, включая управленческую и инвестиционную, оказывающая или могущая оказать вредное воздействие на здоровье человека и окружающую среду.

Экологически опасный объект - объект экспертизы, реализация которого может оказывать или оказывает вредное воздействие на здоровье людей и окружающую среду.

Экологический риск - вероятность неблагоприятных для окружающей среды и здоровья населения последствий любых (преднамеренных или случайных, постепенных и катастрофических) антропогенных изменений природных объектов и факторов.

Статья 2. Законодательство Республики Казахстан об экологической экспертизе

Законодательство Республики Казахстан об экологической экспертизе основывается на Конституции Республики Казахстан и состоит из настоящего Закона, а также иных правовых актов Республики Казахстан, регулирующих вопросы экологической экспертизы.

Статья 3. Цели экологической экспертизы

Целями экологической экспертизы являются:

1) предотвращение возможных негативных последствий реализации планируемой управленческой, хозяйственной инвестиционной и иной деятельности на здоровье населения и окружающую среду;

2) оценка соответствия экологическим требованиям планируемой управленческой, хозяйственной, инвестиционной и иной деятельности на стадиях, предшествующих принятию решения об их реализации, а также в процессе их строительства и реализации;

3) обеспечение экспертной оценки прогнозируемых изменений экологической обстановки вследствие размещения и развития производительных сил.

 

Статья 4. Задачи экологической экспертизы

Задачами экологической экспертизы являются:

1) определение полноты и правильности выполненной в объектах экспертизы оценки воздействия планируемой управленческой, хозяйственной, инвестиционной и иной деятельности на окружающую среду и здоровье населения, включая анализ возможных социальных, экономических и экологических последствий;

2) организация всестороннего, научно обоснованного анализа и оценки воздействия планируемой управленческой, хозяйственной, инвестиционной и иной деятельности на окружающую среду и здоровье населения;

3) проверка соблюдения в экспертируемой документации экологических требований, содержащихся в законах Республики Казахстан, стандартах, нормах и правилах, действующих на территории Республики Казахстан;

4) подготовка заключений экологической экспертизы, передача их организациям, принимающим решение о реализации объекта экспертизы и представление необходимой информации заинтересованным органам и населению.

Статья 5. Принципы экологической экспертизы

Экологическая экспертиза базируется на принципах:

1) обязательности проведения государственной экологической экспертизы;

2) взаимодействия с контролирующими и надзорными органами министерств, государственных комитетов и ведомств, иных центральных и местных исполнительных органов;

3) объективности и научной обоснованности выводов экологической экспертизы;

4) независимости экспертных органов и экспертов при осуществлении ими своих полномочий;

5) гласности;

6) комплексности экологической экспертизы и разнообразия ее видов;

7) приоритетности экологических и медико-биологических интересов.

Пункт 2 статьи 6 изложен в редакции Закона РК от 11.05.99 г. № 381-1 (см. стар. ред.)

Статья 6. Объекты экологической экспертизы

1. Объектами экологической экспертизы являются:

1) предплановая, предпроектная и проектная документация, договоры, контракты, включая международные, касающиеся вопросов природопользования;

2) проекты законодательных и иных нормативных правовых актов, намечаемых к принятию в Республике Казахстан, влияющих на окружающую среду и здоровье населения;

3) материалы оценки соблюдения природопользователем требований по охране окружающей среды и здоровья населения (экологический аудит) при осуществлении хозяйственной деятельности;

4) документация, представленная для экологического обоснования при получении лицензий и сертификатов в области использования природных ресурсов и охраны окружающей среды.

2. Объектами экологической экспертизы являются также материалы комплексного обследования территорий в целях последующего придания им особого правового статуса (особо охраняемые природные территории, зоны экологического бедствия и другие).

Статья 7. Субъекты экологической экспертизы

Субъектами экологической экспертизы являются:

1) центральный исполнительный орган Республики Казахстан в сфере охраны окружающей среды и его органы на местах - в части организации и проведения государственной экологической экспертизы любых объектов;

2) министерства, государственные комитеты, иные центральные и местные исполнительные органы, привлекаемые к проведению государственной экологической экспертизы центральным исполнительным органом Республики Казахстан в сфере охраны окружающей среды и его подразделениями на местах;

3) общественные экологические объединения, научные учреждения и создаваемые ими эколого-экспертные органы;

4) физические лица, привлеченные для проведения экологической экспертизы.

Статья 8. Виды экологической экспертизы

В Республике Казахстан осуществляются государственная экологическая экспертиза и общественная экологическая экспертиза.

Статья 9. Гласность экологической экспертизы

1. Инициаторы экологической экспертизы по объектам обязаны оповестить о ее проведении в средствах массовой информации. При необходимости это выполняется также органом, осуществляющим экологическую экспертизу.

2. Экспертные органы, проводившие экологическую экспертизу, после ее завершения по требованию общественности сообщают в месячный срок о выводах экологической экспертизы в средствах массовой информации или в иной форме.

Глава 2. КОМПЕТЕНЦИЯ ГОСУДАРСТВЕННЫХ ОРГАНОВ РЕСПУБЛИКИ

КАЗАХСТАН В ОБЛАСТИ ЭКОЛОГИЧЕСКОЙ ЭКСПЕРТИЗЫ

Статья 10. Компетенция Правительства Республики Казахстан и центральных исполнительных органов в области экологической экспертизы

1. Правительство Республики Казахстан:

1) решает вопросы взаимодействия с иностранными государствами при необходимости проведения государственной экологической экспертизы объектов и комплексов, находящихся на территории этих государств и затрагивающих интересы Республики Казахстан;

2) устанавливает порядок взаимодействия экологической и других государственных экспертиз;

3) осуществляет иные функции в области экологической экспертизы в соответствии с действующим законодательством Республики Казахстан.

2. Министерства, государственные комитеты и ведомства:

1) обеспечивают и организуют выполнение межгосударственных и государственных программ в части, касающейся требований экологической экспертизы;

2) организовывают внедрение научно-технических решений, направленных на реализацию рекомендаций экологической экспертизы;

3) осуществляют работу по организации обеспечения населения достоверной информацией о выводах экологической экспертизы;

4) осуществляют иные функции в области экологической экспертизы в соответствии с действующим законодательством Республики Казахстан, нормами и правилами по охране окружающей среды.

Статья 11. Компетенция центрального исполнительного органа Республики Казахстан в сфере охраны окружающей среды

1. Центральный исполнительный орган Республики Казахстан в сфере охраны окружающей среды и его подразделения на местах имеют исключительное право на проведение государственной экологической экспертизы.

2. В пределах своих полномочий центральный исполнительный орган в сфере охраны окружающей среды:

1) организует и проводит государственную экологическую экспертизу;

2) осуществляет координацию эколого-экспертной деятельности в Республике Казахстан, методическое руководство в государстве по вопросам проведения экологической экспертизы, независимо от подчиненности и форм собственности;

3) разрабатывает и утверждает в установленном порядке инструктивно-методические документы по проведению оценки воздействия на окружающую среду и государственной экологической экспертизы, включая порядок ее проведения;

4) согласовывает и утверждает документы, регламентирующие хозяйственную и иную деятельность в часть наиболее полного учета в ней экологических требований;

5) координирует научные исследования по проблемам оценки воздействия на окружающую среду в области экологической экспертизы;

6) осуществляет контроль и координацию соответствующих служб министерств, ведомств и организаций в части обеспечения выполнения требований природоохранных норм и правил при разработке предплановой, предпроектной и проектной документации;

7) в установленном порядке взаимодействует с эколого-экспертными органами других государств с целью проведения консультаций, совместных экологических экспертиз, обмена научными и методическими разработками, привлечения иностранных специалистов к таким работам;

8) организует соответствующую подготовку экспертов - экологов государственной экологической экспертизы, других заинтересованных объединений и формирований;

9) осуществляет выдачу лицензий в установленном порядке на природоохранное проектирование, нормирование и работы в области экологической экспертизы;

10) определяет персональный состав экспертных комиссий, привлекает для работы в них в качестве внештатных экспертов наиболее компетентных отечественных и зарубежных ученых и специалистов, представителей министерств, государственных комитетов и иных центральных и местных исполнительных органов, общественных объединений и природоохранных движений;

11) получает справочные, другие материалы, необходимые для проведения государственной экологической экспертизы, от министерств, государственных комитетов, иных центральных и местных исполнительных органов, юридических лиц;

12) осуществляет контроль за выполнением министерствами, государственными комитетами, юридическими лицами решений и требований государственной экологической экспертизы при реализации объекта экспертизы.

Статья 12. Компетенция местных представительных и исполнительных органов в области экологической экспертизы

Местные представительные и исполнительные органы:

1) определяют источники финансирования на проведение экологических экспертиз;

2) организуют осуществление контроля за соблюдением требований действующего законодательства при проведении различных видов экологической экспертизы;

3) информируют население о результатах экологической экспертизы, проводящейся согласно принятым ими решениям.

Исполнительные органы заключают договоры на проведение экспертных работ со специализированными экспертными органами и отдельными гражданами.

Глава 3. ГОСУДАРСТВЕННАЯ ЭКОЛОГИЧЕСКАЯ ЭКСПЕРТИЗА

В статью 13 внесены изменения в соответствии с Законом РК от 02.07.03 г. № 454-II

Статья 13. Государственная экологическая экспертиза и формы ее проведения

1. Государственная экологическая экспертиза - вид экспертной деятельности центрального исполнительного органа Республики Казахстан в сфере охраны окружающей среды и его подразделений на местах. Она носит обязательный характер и должна предшествовать принятию правовых, организационных и хозяйственных решений в части природопользования и воздействия на окружающую среду и здоровье населения. Без положительного заключения государственной экологической экспертизы реализация проекта запрещается.

Заключения государственной экологической экспертизы по отдельным видам предпроектной, а также проектной (проектно-сметной) документации на строительство (расширение, модернизацию, техническое перевооружение, реконструкцию, реставрацию, капитальный ремонт) зданий, сооружений и их комплексов, коммуникаций, установленным законодательством Республики Казахстан, включаются в сводное заключение государственной экспертизы проектов.

2. Повторная государственная экологическая экспертиза проводится в случаях изменения условий природопользования, после доработки материалов по замечаниям проведенной ранее государственной экологической экспертизы, на основании решения судебных органов, а также может быть инициирована по решению Правительства и центрального исполнительного органа Республики Казахстан в сфере охраны окружающей среды.

Статья 14 с изменениями, внесенными в соответствии с Законом РК от 11.05.99 г. № 381-1 (см. стар. ред.)

Статья 14. Объекты, подлежащие обязательной государственной экологической экспертизе

Обязательной государственной экологической экспертизе подлежат следующие объекты:

1) все виды планировочной, предплановой и предпроектной документации, проекты прогнозов, экологических и иных программ, концепции основных направлений деятельности, государственные инвестиционные программы, договоры, контракты, в том числе касающиеся изменения форм собственности и других видов приватизации, проекты схем развития и размещения производительных сил;

2) проекты комплексных схем охраны и использования водных, лесных, земельных и других природных ресурсов, включая проекты экологической реабилитации территорий и рекультивации земель;

3) материалы комплексного экологического обследования участков территорий;

4) проекты генеральных планов застройки (развития) городов и территорий, в том числе территорий специальных экономических зон и территорий с особым режимом природопользования и ведения хозяйственной деятельности;

5) технико-экономические обоснования (расчеты) и проекты на размещение, строительство, реконструкцию, развитие, техническое перевооружение, перепрофилирование, ликвидацию предприятий, объектов и комплексов. зданий и сооружений, биологические обоснования на добычу и использование ресурсов животного и растительного мира;

6) документацию, обосновывающую экологические требования к новой технике, технологиям, материалам и веществам, в том числе закупаемым за рубежом, документацию, обосновывающую выдачу разрешений (лицензий) на изъятие (использование) природных ресурсов;

7) проекты законодательных, нормативных правовых, нормативно-технических и инструктивно-методических актов в части обеспечения экологической, в том числе радиационной, безопасности, охраны окружающей среды и рационального использования природных ресурсов при осуществлении хозяйственной и иной деятельности;

8) материалы обследования экологической ситуации в регионе, возникшей в результате опасных природных явлений, хозяйственной или иной деятельности (по ходатайству общественных объединений, местных представительных и исполнительных органов);

8-1) схемы развития и размещения сети особо охраняемых природных территорий, а также обоснования по созданию этих территорий;

9) документацию по оценке воздействия существующих предприятий, оказывающих вредное влияние на состояние окружающей среды (по решению контролирующих органов и местных представительных и исполнительных органов);

10) иные материалы и документацию по решению центрального исполнительного органа Республики Казахстан в сфере окружающей среды.

Статья 15. Требования, предъявляемые к документации, передаваемой на государственную экологическую экспертизу

1. В составе документации, передаваемой на государственную экологическую экспертизу, заказчик обязан представить:

1) комплексную эколого-социальную и экономическую оценку воздействия планируемой деятельности на состояние окружающей среды, здоровье населения на весь период осуществления этой деятельности и заявление об экологических последствиях этой деятельности;

2) документы согласования о реализации планируемой деятельности с центральными и местными исполнительными органами, а также результаты учета общественного мнения в соответствии с порядком, устанавливаемым центральным исполнительным органом Республики Казахстан в сфере охраны окружающей среды;

2. В документации, передаваемой на государственную экологическую экспертизу, должны отражаться решения по:

1) внедрению эффективных материалов, энергосберегающих, мало- и безотходных технологических процессов;

2) рациональному использованию и воспроизводству природных ресурсов, комплексной переработке и утилизации отходов производства и потребления;

3) обеспечению эффективной очистки сточных вод, а также их использованию для технических нужд с приоритетом отказа от сброса неочищенных вод в природные водотоки и водоемы, на рельеф местности;

4) действенности и гарантированности обосновывающих мер, касающихся охраны атмосферного воздуха от загрязнения;

5) сохранности и восстановлению почвенного, растительного покрова и животного мира, неуклонному соблюдению статуса объектов природно-заповедного фонда;

6) обеспечению защиты населения и окружающей среды от вредного воздействия антропогенных физических, химических и биологических факторов.

3. Соответствующее экспертное подразделение центрального исполнительного органа Республики Казахстан в сфере охраны окружающей среды вправе запросить дополнительные материалы, необходимые для проведения государственной экологической экспертизы.

Статья 16. Оценка воздействия на окружающую среду

1. Процедуру оценки воздействия на окружающую среду и здоровье населения обеспечивает заказчик планируемой хозяйственной деятельности, а для действующих объектов - владелец предприятия либо центральные и местные исполнительные органы.

2. Оценка воздействия на окружающую среду и здоровье населения является обязательной и неотъемлемой частью предпроектной документации, а для действующих предприятий проводится по инициативе контролирующих органов республиканского и областного значения, центральных исполнительных органов, общественных объединений граждан, проживающих в зоне действия предприятия, органов суда и прокуратуры, а также самого предприятия либо по решению центрального исполнительного органа Республики Казахстан в сфере охраны окружающей среды и его подразделений на местах.

3. Оценка воздействия на окружающую среду проводится на всех стадиях проектирования и с учетом:

1) состояния окружающей среды по месту осуществления планируемой деятельности;

2) альтернативных вариантов достижения целей планируемой деятельности, включая отказ от этой деятельности;

3) перспектив социально-экономического развития региона;

4) иных требований действующего законодательства Республики Казахстан в области охраны окружающей Среды.

4. Оценка воздействия на окружающую среду должна включать:

1) определение видов и уровней воздействия планируемой деятельности на окружающую среду, в том числе экологического риска;

2) прогнозирование изменений состояния окружающей Среды в случае осуществления намечаемой деятельности и их социально-экономических последствий;

3) выработку мер по обеспечению охраны окружающей Среды в процессе осуществления планируемой деятельности;

4) проработку всех нормативных требований в этой области.

5. По результатам проведенной оценки воздействия на окружающую среду заказчиком подготавливается и представляется в составе экспертируемых материалов заявление об экологических последствиях планируемой или осуществляемой хозяйственной деятельности, служащее основанием для подготовки решений о ее реализации.

См.: Инструкцию по проведению оценки воздействия намечаемой хозяйственной и иной деятельности на окружающую среду при разработке предплановой, предпроектной и проектной документации, Правила оценки воздействия намечаемой деятельности на окружающую среду при разработке государственных, отраслевых и региональных программ развития отраслей экономики, схем размещения производительных сил.

Статья 17. Права руководителей экспертных подразделений, осуществляющих государственную экологическую экспертизу

1. Руководители экспертных подразделений имеют право:

1) создавать в установленном порядке эколого-экспертные комиссии, группы, иные формирования для проведения экологической экспертизы, привлекать к участию в работе высококвалифицированных отечественных, зарубежных специалистов и ученых, включая иностранных и юридических лиц, на договорной основе;

2) осуществлять контроль за деятельностью экспертных подразделений (учреждений, организаций), создаваемых комиссий и групп;

3) возглавлять советы экологической экспертизы, организовывать их деятельность;

4) определять методы проведения экспертизы;

5) отклонять представленные на экологическую экспертизу материалы, не отвечающие экологическим нормам и правилам;

6) возвращать на доработку документы и материалы, содержащие ошибки в расчетах и другие нарушения, исправление которых требует дополнительных исследований, поисковых работ либо выделения дополнительных средств;

7) подписывать заключения экологической экспертизы;

8) отзывать ранее выданные положительные заключения экологической экспертизы в связи с вновь выявленными обстоятельствами, представляющими опасность для окружающей Среды, либо в случае невыполнения заказчиком требований вышеназванного заключения;

9) запрашивать необходимые для проведения экспертизы дополнительные материалы научного, проектного, методического или иного характера;

10) представлять в банковские и другие финансирующие органы материалы по объектам, которые не получили положительного заключения государственной экологической экспертизы;

11) готовить и передавать соответствующие материалы правоохранительным и иным органам для решения вопросов о привлечении к ответственности лиц, виновных в нарушении действующего законодательства Республики Казахстан.

2. Руководители экспертных подразделений являются главными государственными экологическими экспертами района, города, области и Республики Казахстан.

Статья 18. Гарантии независимости руководителей органов государственной экологической экспертизы при осуществлении ими экспертной деятельности

1. При организации и проведении экологической экспертизы руководители экспертных органов независимы и действуют в соответствии с настоящим Законом, иными нормативными правовыми актами Республики Казахстан.

2. Независимость руководителей экспертных органов обеспечивается также положениями о них, утверждаемыми центральным исполнительным органом Республики Казахстан в сфере охраны окружающей Среды, включающими:

1) порядок их назначения и увольнения;

2) иные условия, не противоречащие действующему законодательству Республики Казахстан о государственной службе.

Статья 19. Экспертная комиссия государственной экологической экспертизы

1. Экспертная комиссия образуется для проведения экологической экспертизы конкретного объекта органом, имеющим право назначать, инициировать и проводить государственную или общественную экологическую экспертизу. В составе экспертной комиссии образовываются группы по направлениям экспертных исследований.

2. Результаты работы экспертной комиссии излагаются в виде сводного заключения экспертной комиссии. Структура, содержание, порядок реализации и обжалования заключения экспертной комиссии определяются экспертным органом, организующим проведение экологической экспертизы, который также устанавливает конкретный порядок работы экспертной комиссии.

3. Экспертная комиссия обладает правами и обязанностями, наделяемыми создавшим ее органом в соответствии с действующим законодательством Республики Казахстан.

Статья 20. Эксперт государственной экологической экспертизы

1. Экспертом государственной экологической экспертизы является лицо, имеющее специальные познания и обладающее достаточным опытом, необходимым для проведения экологической экспертизы, и привлеченное в установленном порядке экспертным органом к проведению экологической экспертизы.

2. Экспертом государственной экологической экспертизы не может быть представитель заказчика документации, подлежащей экологической экспертизе, или разработчик объекта государственной экологической экспертизы, а также юридические и физические лица, состоящие с заказчиком или разработчиком в трудовых или иных договорных отношениях.

3. Эксперт государственной экологической экспертизы несет ответственность за выполненную им экспертизу в порядке, установленном действующим законодательством Республики Казахстан.

4. Эксперт государственной экологической экспертизы имеет право:

1) требовать представления дополнительных материалов, имеющих значение для всесторонней и объективной оценки экспертируемого объекта в соответствии со статьей 15 настоящего Закона;

2) дополнительно привлекать к проведению экологической экспертизы высококвалифицированных специалистов;

3) вносить предложения по совершенствованию организации работы экспертизы, методологии, порядку и принципам ее осуществления;

4) формировать особое мнение по объекту государственной экологической экспертизы, которое прилагается к заключению государственных экологических экспертиз.

5. Эксперт государственной экологической экспертизы обязан:

1) обеспечивать комплексное, объективное, качественное проведение экологической экспертизы;

2) соблюдать требования законодательства об экологической экспертизе, иных законодательных актов;

3) проводить экспертизу на основе действующих стандартов, норм и правил;

4) соблюдать установленные сроки и порядок осуществления экологической экспертизы;

5) готовить аргументированные заключения экологической экспертизы и своевременно передавать их органам, принимающим решение о реализации объекта экспертизы, и заказчикам;

6) при отклонении экспертируемых объектов от дальнейшего рассмотрения либо возвращении обосновывающих их материалов на доработку объективно оценивать и доказательно обосновывать заключения экологической экспертизы;

7) обеспечивать сохранность материалов и согласовывать свои действия в отношении конфиденциальных документов с их владельцем, не допускать разглашения вверенных ему сведений.

Статья 21. Гарантии реализации и защиты прав эксперта государственной экологической экспертизы

1. Вмешательство в деятельность эксперта, связанную с проведением экологической экспертизы, государственных органов, юридических и должностных лиц запрещается, за исключением случаев нарушения экспертом действующего законодательства Республики Казахстан.

2. Нарушенные права эксперта государственной экологической экспертизы, включая материальные убытки и моральный вред, подлежат защите в судебном и административном порядке, а лица, виновные в этом нарушении, несут ответственность в соответствии с действующим законодательством Республики Казахстан.

Статья 22. Экспертные советы государственной экологической экспертизы

1. При подразделениях государственной экологической экспертизы центрального исполнительного органа Республики Казахстан в сфере охраны окружающей среды создаются экспертные советы, являющиеся совещательными органами и действующие в соответствии с положениями о них.

2. Положения об экспертных советах центрального исполнительного органа, областных, городских и районных подразделений, их персональные составы разрабатываются и утверждаются руководителями соответственно центрального исполнительного органа Республики Казахстан в сфере охраны окружающей среды и его подразделений на местах.

3. Членами экспертных советов могут являться должностные лица природоохранных органов, ученые научно-исследовательских учреждений, вузов, высококвалифицированные специалисты - практики и представители общественности.

Статья 23. Полномочия экспертных советов государственной экологической экспертизы

1. К ведению экспертных советов государственной экологической экспертизы относятся:

1) обсуждение сложных проблем обеспечения экологической безопасности, охраны окружающей среды, использования и воспроизводства природных ресурсов при проведении экологической экспертизы;

2) рассмотрение заключений соответствующей экологической экспертизы относительно объектов повышенной экологической опасности;

3) подготовка предложений по совершенствованию экологической экспертизы.

2. Экспертный совет экологической экспертизы осуществляет иные функции, предусмотренные положением о нем.

Статья 24. Процедура государственной экологической экспертизы

1. Процедура государственной экологической экспертизы состоит из последовательных стадий, в ходе которых экспертные органы исследуют и оценивают объекты экспертизы, и подготавливают обоснованное, объективное экспертное заключение.

2. Процедура государственной экологической экспертизы включает:

1) регистрацию заявления о проведении государственной экологической экспертизы;

2) предварительную экспертизу (предэкспертизу), заключающуюся в проверке наличия и полноты переданных на экспертизу необходимых материалов, реквизитов, включая оценку воздействия на окружающую среду планируемой хозяйственной деятельности, и установлении их соответствия действующему законодательству Республики Казахстан и нормативным требованиям;

3) основную стадию экспертизы, предусматривающую необходимый уровень экспертизы, аналитическую обработку материалов, проведение сравнительного анализа и частных оценок степени экологической опасности планируемой либо осуществляемой деятельности, достаточности и достоверности обоснований реализации объектов экспертизы;

4) заключительную стадию экспертизы, включающую обобщение отдельных экспертных оценок и результатов экологической экспертизы, подготовку экспертного заключения с выводами о согласовании материалов или их отклонении.

3. Экспертный орган вправе отклонить заявку на проведение государственной экологической экспертизы объекта в случае:

1) непредставления заказчиком документов, указанных в статье 15 настоящего Закона;

2) если представленная оценка воздействия на окружающую среду или заявление об экологических последствиях не отвечает установленным требованиям или содержит ошибочные данные, без которых принятие объективного решения не представляется возможным.

См.: Инструкцию по проведению государственной экологической экспертизы предпроектных и проектных материалов в Республике Казахстан (утверждена Министром экологии и биоресурсов Республики Казахстан 21 февраля 1997 г.).

Статья 25. Организационные формы проведения государственной экологической экспертизы

Государственная экологическая экспертиза проводится:

1) штатными сотрудниками экспертных служб центрального исполнительного органа Республики Казахстан в сфере охраны окружающей среды и его подразделений на местах;

2) экспертными комиссиями, создаваемыми центральным исполнительным органом Республики Казахстан в сфере охраны окружающей среды и его подразделениями на местах с привлечением внештатных экспертов;

3) межотраслевыми экспертными комиссиями, создаваемыми центральным исполнительным органом Республики Казахстан в сфере охраны окружающей среды.

Статья 26. Сроки проведения государственной экологической экспертизы

1. Срок проведения государственной экологической экспертизы не должен превышать трех месяцев с возможным продлением в зависимости от объема и сложности рассматриваемой документации, но не более шести месяцев. Продление срока проведения государственной экологической экспертизы свыше шести месяцев осуществляется только по просьбе заказчика документации и при наличии его гарантий на дополнительную оплату экспертных работ.

2. Начало срока проведения государственной экологической экспертизы устанавливается с момента передачи экспертным органам всей необходимой документации, прошедшей предварительную экспертизу, и представления заказчиком копии документов об оплате экспертных работ. При этом срок предварительной экспертизы не должен превышать двух недель.

3. Определение и продление срока государственной экологической экспертизы находятся в компетенции центрального исполнительного органа Республики Казахстан в сфере охраны окружающей среды.

Статья 27. Заключение государственной экологической экспертизы

1. По результатам проведенной государственной экологической экспертизы составляется экспертное заключение, содержащее выводы о допустимости и возможности принятия решения по реализации объектов экологической экспертизы.

2. Выводы и предложения заключения государственной экологической экспертизы после его принятия центральным исполнительным органом Республики Казахстан в сфере охраны окружающей среды являются обязательными для исполнения всеми юридическими и физическими лицами.

3. При отрицательном заключении государственной экологической экспертизы заказчик обязан обеспечить их доработку в соответствии с предложениями экспертного заключения и в установленный им срок представить все материалы на повторную экологическую экспертизу либо отказаться от намечаемой деятельности.

4. Запрещается финансирование и реализация проектов государственными, коммерческими банками, а также иными финансовыми учреждениями любой формы собственности без положительного заключения государственной экологической экспертизы.

См.: Правила выдачи заключения экологического надзора на отдельные виды лицензируемых работ и услуг, Приказ Министра охраны окружающей среды РК от 1 июля 2004 года № 192-п "О выдаче заключения экологического надзора на отдельные виды лицензируемых видов работ и услуг".

Статья 28. Срок действия заключения государственной экологической экспертизы

Положительное заключение государственной экологической экспертизы проектной документации имеет юридическую силу до двух лет со дня его выдачи до начала строительства, а документации действующих и строящихся предприятий - до пяти лет.

Глава 4. ОБЩЕСТВЕННАЯ ЭКОЛОГИЧЕСКАЯ ЭКСПЕРТИЗА

Статья 29. Применение общественной экологической экспертизы

1. Общественная экологическая экспертиза - вид деятельности, осуществляемой на добровольных началах экспертными комиссиями, создаваемыми по инициативе отдельных групп населения, общественных объединений и научных организаций для экологической оценки любых видов деятельности. Она может осуществляться независимо от проведения по тем же объектам государственной экологической экспертизы.

2. Заключение общественной экспертизы носит информационный и рекомендательных характер.

Статья 30. Полномочия общественных объединений в области экологической экспертизы

Органы управления общественных объединений в области экологической экспертизы осуществляют проведение экологической экспертизы согласно уставам и положениям о них в соответствии с действующим законодательством Республики Казахстан.

Редакция документа

Укажите название закладки

Создать новую папку