Доступ

Для того чтобы поставить документ на контроль, вам нужно авторизоваться.Если у вас нет логина и пароля, зарегистрируйтесь

(СТАРАЯ РЕДАКЦИЯ) ЗАКОН РК ОТ 09.07.04 № 588-II

Закон Республики Казахстан от 9 июля 2004 года № 588-II
Об электроэнергетике

изменениями и дополнениями по состоянию на 10.07.2009 г.)

 

Данная редакция действовала до внесения изменений от 17 июля 2009 года

 

Глава 1. Общие положения

Глава 2. Государственное регулирование в области электроэнергетики

Глава 3. Системный оператор и участники отношений производства, передачи и потребления на рынке электрической энергии

Глава 4. Организация энергоснабжения на основе функционирования рынка электрической энергии

Глава 5. Управление объектами электроэнергетики при аварийных нарушениях в единой электроэнергетической системе Республики Казахстан

Глава 6. Заключительные и переходные положения

(статьи 1-2)

(статьи 3-9)

(статьи 10-13)

 

(статьи 14-19)

(статьи 20-23)

 

(статьи 24-25)

В оригинале оглавление отсутствует

 

В преамбулу внесены изменения в соответствии с Законом РК от 11.04.06 г. № 136-III (см. стар. ред.)

Настоящий Закон регулирует общественные отношения, возникающие в процессе производства, передачи и потребления электрической и тепловой энергии.

 

 

Глава 1. Общие положения

В статью 1 внесены изменения в соответствии с Закона РК от 11.04.06 г. № 136-III (см. стар. ред.), изложена в редакции Закона РК от 29.12.06 г. № 209-III (см. стар. ред.); внесены изменения в соответствии с Законом РК от 27.07.07 г. № 316-III (см. стар. ред.); изложена в редакции Закона РК от 29.12.08 г. № 116-IV (введен в действие с 1 января 2009 г.) (см. стар. ред.)

Статья 1. Основные понятия, используемые в настоящем Законе

В настоящем Законе используются следующие основные понятия:

1) аварийная бронь — минимально необходимая электрическая мощность, подача которой на объект непрерывного электроснабжения сохраняет функционирование важных для него устройств и предотвращает нарушение работы объектов жизнеобеспечения, а также катастрофические экологические, социальные или экономические последствия или гибель людей;

2) аварийное нарушение — недопустимые отклонения технологических параметров работы электроустановки или ее элементов, вызвавшие вывод их из работы или повреждение во время эксплуатации;

3) расчетный тариф — максимальная величина отпускного тарифа (цены) на электрическую энергию для энергопроизводящей организации, определенная в технико-экономическом обосновании инвестиционной программы и превышающая предельный тариф, утвержденный для соответствующей группы;

4) индивидуальный тариф — максимальная величина отпускного тарифа (цены) на электрическую энергию, утвержденная для энергопроизводящей организации, осуществляющей реализацию инвестиционной программы, превышающая предельный тариф, утвержденный для соответствующей группы;

5) системная авария — аварийное нарушение режимов работы объектов электроэнергетики, приведшее к потере устойчивости единой электроэнергетической системы Республики Казахстан и разделению ее на части;

6) системные услуги — услуги, оказываемые системным оператором субъектам оптового рынка электрической энергии по передаче электрической энергии, технической диспетчеризации, регулированию и резервированию мощности, организации балансирования производства-потребления электрической энергии;

7) системный оператор — организация, осуществляющая централизованное оперативно-диспетчерское управление, обеспечение параллельной работы с энергосистемами других государств, поддержание баланса в энергосистеме, оказание системных услуг и приобретение вспомогательных услуг у субъектов оптового рынка электрической энергии, а также передачу электрической энергии по национальной электрической сети, ее техническое обслуживание и поддержание в эксплуатационной готовности;

8) охранная зона тепловых сетей — земельные участки, отведенные в целях обеспечения сохранности тепловых сетей, создания нормальных условий эксплуатации, предотвращения их повреждений, а также несчастных случаев среди населения, оказавшегося в охранной зоне этих сетей;

9) передача тепловой энергии — услуга по транспортировке тепловой энергии по тепловым сетям, оказываемая энергопередающими организациями в соответствии с заключенными договорами;

10) розничный рынок тепловой энергии — система отношений участников производства, передачи и потребления тепловой энергии, функционирующая на основе договоров;

11) инвестиционная программа — программа, направленная на создание новых активов, расширение, обновление, реконструкцию и техническое перевооружение существующих активов;

12) инвестиционное обязательство — обязательство, предусматривающее создание новых активов, расширение, обновление, поддержку, реконструкцию и техническое перевооружение существующих активов;

13) инвестиционный договор — договор об исполнении инвестиционной программы между энергопроизводящей организацией, уполномоченным органом и государственным органом, осуществляющим руководство в сферах естественных монополий и на регулируемых рынках;

14) соглашение — договор об исполнении инвестиционных обязательств между уполномоченным органом и энергопроизводящей организацией, осуществляющей реализацию электрической энергии по ценам, не превышающим предельный тариф;

15) прибор коммерческого учета — техническое устройство, предназначенное для коммерческого учета электрической мощности, электрической или тепловой энергии, разрешенное к применению в порядке, установленном законодательством Республики Казахстан;

16) единая электроэнергетическая система Республики Казахстан — совокупность электрических станций, линий электропередачи и подстанций, обеспечивающих надежное и качественное энергоснабжение потребителей Республики Казахстан;

17) резерв электрической мощности единой электроэнергетической системы Республики Казахстан — электрическая мощность агрегатов энергопроизводящих организаций, имеющих требуемую структуру, величину, а также степень готовности к диспетчеризации, соответствующие требованиям, предусмотренным договором;

18) вспомогательные услуги — услуги, приобретаемые системным оператором у субъектов оптового рынка электрической энергии для обеспечения готовности необходимых объемов и структуры оперативных резервов электрической мощности, регулирования активной и реактивной мощностей, по запуску энергосистемы из обесточенного состояния;

19) операционные сутки — текущие сутки, в течение которых системный оператор осуществляет операции по централизованному оперативно-диспетчерскому управлению исполнением заключенных субъектами оптового рынка электрической энергии договоров купли-продажи электрической энергии;

20) централизованное оперативно-диспетчерское управление — осуществляемый системным оператором процесс непрерывного управления технически согласованной работой энергопроизводящих, энергопередающих, энергоснабжающих организаций и потребителей электрической энергии, обеспечивающий нормативный уровень надежности единой электроэнергетической системы Республики Казахстан и соблюдение нормативного качества электрической энергии;

21) межрегиональные и (или) межгосударственные линии электропередачи — линии электропередачи напряжением 220 киловольт и выше, обеспечивающие передачу электрической энергии между регионами и (или) государствами;

22) региональная электросетевая компания — энергопередающая организация, эксплуатирующая электрические сети регионального уровня;

23) балансирующая электроэнергия — электрическая энергия, используемая для устранения возникающих дисбалансов при реализации утвержденного системным оператором почасового суточного графика производства-потребления электрической энергии;

24) техническая диспетчеризация — услуга, оказываемая системным оператором по осуществлению централизованного оперативно-диспетчерского управления режимами производства и потребления электрической энергии в единой электроэнергетической системе Республики Казахстан;

25) потребитель — физическое или юридическое лицо, потребляющее на основе договора электрическую и (или) тепловую энергию;

26) уполномоченный орган — государственный орган, осуществляющий руководство в области электроэнергетики;

27) национальная электрическая сеть — совокупность подстанций, распределительных устройств, межрегиональных и (или) межгосударственных линий электропередачи и линий электропередачи, осуществляющих выдачу электрической энергии электрических станций, напряжением 220 киловольт и выше, не подлежащих приватизации и ее предварительным стадиям;

28) предельный тариф — утвержденная максимальная величина отпускного тарифа (цены) на электрическую энергию для группы энергопроизводящих организаций;

29) коммерческий учет электрической и тепловой энергии — учет электрической и тепловой энергии, необходимый для взаиморасчета между сторонами по договорам купли-продажи и передачи электрической и тепловой энергии;

30) охранная зона электрических сетей — земельные участки, водное и воздушное пространство, отведенные в целях обеспечения сохранности электрических сетей, создания нормальных условий эксплуатации, предотвращения их повреждения, а также несчастных случаев среди населения, оказавшегося в охранной зоне этих сетей;

31) регулирование электрической мощности — услуга по компенсации отклонений фактической электрической нагрузки субъекта оптового рынка электрической энергии от заявленной электрической нагрузки при условии соблюдения нулевого сальдо обменной электрической энергии с планированием или без планирования в суточном графике;

32) электроэнергетика — сфера производства, передачи, снабжения и потребления электрической и тепловой энергии;

33) субъекты оптового рынка электрической энергии — энергопроизводящие, энергопередающие, энергоснабжающие организации, потребители электрической энергии, системный оператор, оператор централизованной торговли электрической энергией;

34) гарантирующий поставщик электрической энергии — энергоснабжающая организация, осуществляющая энергоснабжение потребителей в случаях прекращения энергоснабжения потребителей всеми другими энергоснабжающими организациями не по вине потребителя;

35) субъекты розничного рынка электрической энергии — энергопроизводящие, энергоснабжающие, энергопередающие организации, потребители электрической энергии;

36) передача электрической энергии — услуга, оказываемая энергопередающими организациями в соответствии с заключенными договорами передачи электрической энергии;

37) организация балансирования производства-потребления электрической энергии — услуга, оказываемая системным оператором по организации функционирования балансирующего рынка электрической энергии;

38) суточный график производства-потребления электрической энергии — утвержденный системным оператором документ, регламентирующий почасовые величины производства и потребления электрической энергии на каждые календарные сутки в соответствии с договорами по купле-продаже электрической энергии, заключенными участниками оптового рынка на рынках децентрализованной купли-продажи электрической энергии и централизованной торговли электрической энергией;

39) розничный рынок электрической энергии — система отношений, функционирующая на основе договоров (купли-продажи, передачи и потребления электрической энергии, а также предоставления связанных с этим услуг) между субъектами розничного рынка электрической энергии вне оптового рынка;

40) оптовый рынок электрической энергии — система отношений, связанных с куплей-продажей электрической энергии, функционирующая на основе договоров между субъектами оптового рынка электрической энергии;

41) централизованная торговля электрической энергией — сделки купли-продажи электрической энергии, осуществляемые субъектами оптового рынка электрической энергии в электронной системе торговли на добровольной основе, за исключением случаев, установленных настоящим Законом;

42) оператор рынка централизованной торговли электрической энергией — организация, осуществляющая централизованные торги электрической энергией, включая спот-торги электрической энергии;

43) спот-торги электрической энергии (далее — спот-торги) — организованная торговля почасовыми объемами электрической энергии на краткосрочном основании в режимах: за день вперед и в течение операционных суток;

44) балансирующий рынок электрической энергии — система взаимоотношений между системным оператором и энергопроизводящими, энергоснабжающими организациями, оптовыми потребителями, осуществляющими деятельность на оптовом рынке электрической энергии, складывающаяся в результате физического и последующего финансового урегулирования системным оператором возникающих в режиме реального времени дисбалансов между договорными и фактическими величинами производства и (или) потребления электрической энергии в единой электроэнергетической системе Республики Казахстан в текущие операционные сутки;

45) имитационный режим балансирующего рынка электрической энергии (далее — имитационный режим) — функционирование балансирующего рынка электрической энергии без осуществления финансового урегулирования дисбалансов электрической энергии;

46) дисбаланс электроэнергии — отклонение фактической величины производства-потребления электрической энергии от величины, утвержденной системным оператором в почасовом суточном графике производства-потребления электрической энергии;

47) энергетическая экспертиза — экспертиза, проводимая в области электроэнергетики по действующим объектам, проектам реконструируемых, модернизируемых и вновь строящихся объектов, при расследовании технологических нарушений и аварий на энергетическом оборудовании в электрических и тепловых сетях, а также в случаях производственного травматизма на них, на соответствие нормативным правовым актам Республики Казахстан;

48) энергопередающая организация — организация, осуществляющая на основе договоров передачу электрической или тепловой энергии;

49) энергоснабжающая организация — организация, осуществляющая продажу потребителям купленной электрической и (или) тепловой энергии;

50) энергопроизводящая организация — организация, осуществляющая производство электрической и (или) тепловой энергии для собственных нужд и (или) реализации, а также поставку импортируемой электрической энергии;

51) группа энергопроизводящих организаций — энергопроизводящие организации, сформированные в группы по критериям: тип энергопроизводящих организаций, установленная мощность, вид используемого топлива, удаленность от местонахождения топлива.

 

Статья 2. Законодательство Республики Казахстан об электроэнергетике

1. Законодательство Республики Казахстан об электроэнергетике основывается на Конституции Республики Казахстан и состоит из настоящего Закона и иных нормативных правовых актов Республики Казахстан.

2. Если международным договором, ратифицированным Республикой Казахстан, установлены иные правила, чем те, которые содержатся в настоящем Законе, то применяются правила международного договора.

Глава 2. Государственное регулирование в области электроэнергетики

Статья 3. Цели и задачи государственного регулирования в области электроэнергетики

1. Государственное регулирование в области электроэнергетики осуществляется в целях:

1) максимального удовлетворения спроса потребителей энергии и защиты прав участников рынка электрической и тепловой энергии путем создания конкурентных условий на рынке, гарантирующих потребителям право выбора поставщиков электрической и тепловой энергии;

В подпункт 2 внесены изменения в соответствии с Законом РК от 29.12.06 г. № 209-III (см. стар. ред.)

2) обеспечения безопасного, надежного и стабильного функционирования электроэнергетического комплекса Республики Казахстан;

3) единства управления электроэнергетическим комплексом Республики Казахстан как особо важной системой жизнеобеспечения хозяйственно-экономического и социального комплексов страны.

2. Задачами государственного регулирования в области электроэнергетики являются:

В подпункт 1 внесены изменения в соответствии с Законом РК от 29.12.06 г. № 209-III (см. стар. ред.)

1) эффективное, безопасное функционирование и развитие электроэнергетического комплекса на основе единства управления, развития конкуренции;

2) право выбора потребителями поставщика электрической и (или) тепловой энергии;

3) регулирование деятельности в сфере естественной монополии, а также создание условий для защиты отечественных энергопроизводителей;

4) создание и совершенствование регулируемого рынка электрической и тепловой энергии;

В подпункт 5) внесены изменения в соответствии с Законом РК от 11.04.06 г. № 136-III (см. стар. ред.)

5) рациональное и экономное потребление электрической и тепловой энергии;

6) использование и развитие возобновляемых и нетрадиционных источников энергии;

7) привлечение инвестиций в развитие и перевооружение электроэнергетического комплекса;

8) создание условий для выполнения комплекса мероприятий по охране окружающей среды, надежности и безопасности строительства при эксплуатации линий электропередачи, электро- и энергоустановок;

9) создание условий для организации энергоснабжения в отдаленных районах страны;

10) установление государственных стандартов работы единой электроэнергетической системы Республики Казахстан и качества электрической энергии.

3. Государственное регулирование в области электроэнергетики включает:

1) лицензирование;

2) государственное регулирование тарифов (цен, ставок сбора);

3) демонополизацию и приватизацию объектов электроэнергетики;

4) государственный надзор за надежностью, безопасностью и экономичностью производства, передачи, технической диспетчеризации и потребления электрической энергии;

Подпункт 5 изложен в редакции Закона РК от 29.12.06 г. № 209-III (см. стар. ред.)

5) техническое регулирование в области электроэнергетики.

См.: Постановление Правительства Республики Казахстан от 9 апреля 1999 года № 384 «О Программе развития электроэнергетики до 2030 года»

 

Статья 4. Компетенция Правительства Республики Казахстан

Правительство Республики Казахстан:

1) разрабатывает основные направления государственной политики в области электроэнергетики;

2) разрабатывает государственные программы развития электроэнергетики;

3) утверждает Положение о государственном энергетическом надзоре Республики Казахстан;

Статья дополнена подпунктами 3-1 - 3-3 в соответствии с Законом РК от 29.12.08 г. № 116-IV (введен в действие с 1 января 2009 г.)

3-1) устанавливает порядок определения расчетного тарифа, утверждения предельного и индивидуального тарифов;

3-2) утверждает типовой инвестиционный договор, типовое соглашение;

3-3) утверждает предельные тарифы;

4) принимает решение о включении электрической энергии в перечень приобретаемого имущества (активов), реализуемого на торгах (аукционах) в соответствии с законодательством Республики Казахстан.

Статья дополнена подпунктом 5 в соответствии с Законом РК от 29.12.06 г. № 209-III

5) утверждает технические регламенты в области электроэнергетики.

 

Статья 5. Компетенция уполномоченного органа

Уполномоченный орган:

1) реализует государственную политику в области электроэнергетики;

2) разрабатывает программы развития электроэнергетики и осуществляет контроль за их выполнением;

Подпункт 3 изложен в редакции Закона РК от 29.12.06 г. № 209-III (см. стар. ред.)

3) разрабатывает технические регламенты в области электроэнергетики;

4) осуществляет международное сотрудничество в области электроэнергетики;

В подпункт 5 внесены изменения в соответствии с Законами РК от 11.04.06 г. № 136-III (см. стар. ред.); от 29.12.06 г. № 209-III (см. стар. ред.); от 27.07.07 г. № 316-III (см. стар. ред.)

5) разрабатывает и утверждает в пределах своей компетенции нормативные правовые акты Республики Казахстан, за исключением технических регламентов, в области производства, передачи и потребления электрической и тепловой энергии;

В подпункт 6 внесены изменения в соответствии с Законом РК от 29.12.06 г. № 209-III (см. стар. ред.)

6) разрабатывает и утверждает нормативные правовые акты, за исключением технических регламентов, в сфере технической эксплуатации и техники безопасности, эксплуатационных характеристик оборудования, норм расхода электрической и тепловой энергии на технологические нужды энергопроизводящих, энергопередающих, энергоснабжающих организаций;

В подпункт 7 внесены изменения в соответствии с Законом РК от 05.07.06 г. № 166-III (см. стар. ред.)

7) разрабатывает и утверждает нормативные технические документы в сферах проектирования, строительства, технической эксплуатации и техники безопасности объектов электроэнергетики, эксплуатационных и технико-экономических характеристик оборудования, норм расхода электрической и тепловой энергии на технологические нужды энергопроизводящих организаций, не являющихся субъектами естественных монополий;

Статья дополнена подпунктами 7-1 - 7-4 в соответствии с Законом РК от 29.12.08 г. № 116-IV (введен в действие с 1 января 2009 г.)

7-1) утверждает техническое задание на разработку инвестиционной программы;

7-2) заключает соглашения и инвестиционные договоры с энергопроизводящими организациями;

7-3) ведет мониторинг исполнения энергопроизводящими организациями инвестиционных обязательств, предусмотренных в соглашениях, и инвестиционных программ, предусмотренных в инвестиционных договорах;

7-4) формирует группы энергопроизводящих организаций;

8) Исключен в соответствии с Законом РК от 27.07.07 г. № 316-III (см. стар. ред.)

9) утверждает порядок определения гарантирующего поставщика и зоны его ответственности;

10) определяет методику, порядок и сроки проведения энергетической экспертизы;

11) устанавливает порядок составления суточного графика производства-потребления электрической энергии;

Статья дополнена подпунктом 11-1 в соответствии с Законом РК от 11.04.06 г. № 136-III

11-1) определяет системного оператора и оператора рынка централизованной торговли электрической энергией;

12) определяет особенности функционирования и организации оптового рынка электрической энергии для регионов, не имеющих электрической связи по территории Республики Казахстан с единой электроэнергетической системой Республики Казахстан;

13) выполняет иные функции в соответствии с законами Республики Казахстан.

Статья 6 изложена в редакции Закона РК от 31.01.06 г. № 125-III (см. стар. ред.)

Статья 6. Государственный энергетический надзор и контроль

1. Надзор и контроль в области электроэнергетики осуществляются государственным органом по государственному энергетическому надзору и контролю.

2. Орган по государственному энергетическому надзору и контролю осуществляет надзор за:

1) выполнением технических требований нормативных правовых актов Республики Казахстан в сфере электроэнергетики;

2) эксплуатацией и техническим состоянием энергетического оборудования электрических станций, электрических и тепловых сетей, а также электрических и теплоиспользующих установок потребителей;

3) Исключен в соответствии с Законом РК от 27.07.07 г. № 316-III (см. стар. ред.)

3. Государственный энергетический надзор и контроль осуществляются путем проверок.

4. Проверки объектов электроэнергетики могут быть плановыми и внеплановыми.

5. Основанием проверки является план работы, утвержденный уполномоченным органом. План работы должен содержать перечень объектов, в отношении которых предполагаются проведение проверок и период их проведения.

6. Плановая проверка является заранее запланированным мероприятием, проводимым с учетом установленных законами временных интервалов по отношению к предшествующим проверкам (план работы).

7. Внеплановая проверка проводится в следующих случаях:

1) при росте числа аварийных технологических нарушений на объектах электроэнергетики по сравнению с предыдущим периодом;

2) по обращениям физических и юридических лиц, а также государственных органов, поступившим в орган по государственному энергетическому надзору и контролю.

8. Для устранения выявленных нарушений руководителю объекта электроэнергетики выдается предписание установленного образца с указанием сроков и лиц, ответственных за исполнение, или составляется акт, на основе которого руководством объекта разрабатывается план мероприятий по устранению выявленных нарушений, который представляется в орган по государственному энергетическому надзору и контролю.

9. Энергетический надзор и контроль осуществляются за:

1) соблюдением требований технических условий по качеству электрической и тепловой энергии;

2) соблюдением правил пользования электрической и тепловой энергией в пределах своей компетенции;

3) рациональным и экономным использованием, оптимизацией режимов производства, передачей, потреблением электрической и тепловой энергии;

4) готовностью электрических станций, электрических и тепловых сетей к работе в осенне-зимних условиях.

10. Орган по государственному энергетическому надзору и контролю:

1) участвует в работе комиссий электроэнергетических предприятий по оценке готовности объектов и оборудования к работе в зимних условиях;

2) ведет учет расследований крупных технологических нарушений в работе электростанций, тепловых и электрических сетей, приведших к разделению единой электроэнергетической системы Республики Казахстан на несколько частей, массовому ограничению потребителей по электрической и тепловой энергии, повреждению крупного энергетического оборудования.

11. Орган по государственному энергетическому надзору и контролю вправе в порядке, установленном законодательством Республики Казахстан:

1) иметь доступ к электро- и энергоустановкам;

2) осуществлять периодическое обследование технического состояния энергетического оборудования электрических станций, электрических и тепловых сетей, а также энергетического оборудования потребителей;

В подпункт 3 внесены изменения в соответствии с Законом РК от 29.12.08 г. № 116-IV (введен в действие с 1 января 2009 г.) (см. стар. ред.)

3) организовывать квалификационные проверки знаний правил технической эксплуатации и правил безопасности руководителей организаций, осуществляющих производство, передачу и распределение электрической и тепловой энергии и их покупку в целях энергоснабжения, для осуществления контроля технического состояния и безопасности эксплуатации электро- и энергоустановок;

4) организовывать проведение энергетических экспертиз на энергетических объектах по безопасному и рациональному производству, передаче, распределению и использованию электрической и тепловой энергии, контроль за выполнением энергосберегающей политики, обследование энергетической эффективности юридических лиц;

5) осуществлять подготовку предложений по совершенствованию законодательства Республики Казахстан в области электроэнергетики;

6) привлекать экспертов при проведении обследования поднадзорного энергетического оборудования, комплексных проверок энергетических организаций и при расследовании технологических нарушений в работе энергетического оборудования электрических станций, электрических и тепловых сетей;

7) организовывать разработку программы, нормативно-методических актов, правовых и экономических механизмов энергосбережения;

8) вносить предложения собственникам организаций о привлечении к дисциплинарной ответственности лиц, виновных в допущении аварий, несчастных случаев и иных грубых нарушений технических требований нормативных правовых актов в области электроэнергетики, или направлять материалы в соответствующие государственные органы о привлечении к административной или уголовной ответственности в соответствии с законами Республики Казахстан лиц, виновных в нарушении законодательства Республики Казахстан об электроэнергетике.

См. Постановление Правительства РК от 26 июля 1999 года № 1065 «О Республиканском государственном предприятии «Госэнергоэкспертиза»

 

Статья 7 изложена в редакции Закона РК от 29.12.08 г. № 116-IV (введен в действие с 1 января 2009 г.) (см. стар. ред.)

Статья 7. Компетенция государственного органа, осуществляющего руководство в сферах естественных монополий и на регулируемых рынках

Государственный орган, осуществляющий руководство в сферах естественных монополий и на регулируемых рынках:

1) утверждает порядок дифференциации энергоснабжающими организациями тарифов на электрическую энергию по зонам суток и (или) в зависимости от объемов ее потребления физическими лицами;

2) заключает инвестиционные договоры с энергопроизводящими организациями;

3) утверждает индивидуальный тариф;

В подпункт 4 внесены изменения в соответствии с Законом РК от 10.07.09 г. № 178-IV (см. стар. ред.)

4) ведет, размещает и ежедекадно обновляет на интернет-ресурсе реестр организаций, имеющих лицензию на осуществление деятельности по покупке электрической энергии в целях энергоснабжения;

5) осуществляет контроль за соблюдением энергопроизводящими организациями требований, предусмотренных пунктами 3, 4 статьи 12, пунктами 4, 5 статьи 12-1 настоящего Закона, и вносит обязательные для исполнения предписания об устранении выявленных нарушений;

6) осуществляет контроль за соблюдением энергоснабжающими организациями требований, предусмотренных пунктом 3-3 статьи 13, пунктом 1 статьи 18 настоящего Закона, и вносит обязательные для исполнения предписания об устранении выявленных нарушений;

7) обращается в суд в случаях нарушения энергопроизводящими организациями требований, предусмотренных пунктами 3, 4 статьи 12, пунктами 4, 5 статьи 12-1 настоящего Закона;

8) разрабатывает, утверждает в пределах своей компетенции нормативные правовые акты, определенные настоящим Законом.

 

Закон дополнен статьей 7-1 в соответствии с Законом РК от 27.07.07 г. № 316-III

Статья 7-1. Лицензирование в сфере электроэнергетики

Отдельные виды деятельности в сфере электроэнергетики подлежат лицензированию в соответствии с законодательством Республики Казахстан о лицензировании.

 

Статья 8. Недопустимость вмешательства в производственно-технологическую деятельность

Центральные исполнительные органы, а также местные представительные и исполнительные органы не вправе вмешиваться в производственно-технологическую деятельность организаций, связанную с производством и передачей электрической и тепловой энергии или с технологическим управлением этими процессами, за исключением случаев, предусмотренных законами Республики Казахстан.

Статья 9 изложена в редакции Закона РК от 11.04.06 г. № 136-III (см. стар. ред.)

Статья 9. Проектирование и строительство электрических станций, линий электропередачи и подстанций

В пункт 1 внесены изменения в соответствии с Законом РК от 29.12.08 г. № 116-IV (введен в действие с 1 января 2009 г.) (см. стар. ред.)

1. Проектирование и строительство дублирующих (шунтирующих) линий электропередачи и подстанций осуществляются с предварительного уведомления и согласования с уполномоченным органом, государственным органом, осуществляющим руководство в сферах естественных монополий и на регулируемых рынках и системным оператором.

2. Проектирование и строительство электрических станций, линий электропередачи и подстанций, а также их эксплуатация могут осуществляться на основании концессионных соглашений.

В пункт 3 внесены изменения в соответствии с Законом РК от 05.07.08 г. № 66-IV (см. стар. ред.); Законом РК от 29.12.08 г. № 116-IV (введен в действие с 1 января 2009 г.) (см. стар. ред.)

3. Межрегиональные и (или) межгосударственные линии электропередачи, подстанции и распределительные устройства напряжением 220 киловольт и выше, построенные на основании концессионных соглашений, на период их действия находятся во временном владении и пользовании концессионера и передаются в республиканскую собственность с момента их создания.

В пункт 4 внесены изменения в соответствии с Законом РК от 29.12.08 г. № 116-IV (введен в действие с 1 января 2009 г.) (см. стар. ред.)

4. Централизованное оперативно-диспетчерское управление, а также эксплуатацию межрегиональных и (или) межгосударственных линий электропередачи, подстанций, распределительных устройств напряжением 220 киловольт и выше построенных на основании концессионных соглашений, осуществляет системный оператор на основании договоров.

 

Закон дополнен главой 2-1 в соответствии с Законом РК от 29.12.06 г. № 209-III

Глава 2-1. Общие требования безопасности в области электроэнергетики

 

Статья 9-1. Общие положения

1. Организационные мероприятия при эксплуатации электрического оборудования, электрических и тепловых сетей, установок потребителей должны обеспечивать безопасность для жизни и здоровья человека и окружающей среды.

2. Объектами технического регулирования являются электрическое оборудование, электрические и тепловые сети, установки потребителей, предназначенные для производства, передачи и пользования электрической и тепловой энергией, электрическая и тепловая энергия.

3. Показатели качества электрической энергии на выводах приемников электрической энергии у потребителей должны соответствовать установленным нормам.

Порядок оценки качества электрической энергии устанавливается в договорах на поставку электроэнергии.

4. Характеристиками качества электрической энергии являются:

максимальное отклонение рабочего напряжения от номинального значения;

отклонение частоты напряжения;

допустимая длительность повышения напряжения промышленной частоты напряжения.

5. Параметры тепловой энергии для отопления и горячего водоснабжения магистральных и распределительных трубопроводов должны соответствовать поддерживаемому температурному графику, показателям безопасных и качественных характеристик сетевой воды.

 

Статья 9-2. Требования безопасности при проектировании оборудовании и электроустановок в области электроэнергетики

1. При проектировании и эксплуатации электрических сетей должно быть обеспечено выполнение требований, установленных к электрической энергии, в соответствии с настоящим Законом и техническими регламентами.

2. Оборудование электрических станций, электрических и тепловых сетей, установки потребителей, предназначенные для производства, передачи и потребления электрической и тепловой энергии, должны соответствовать техническим требованиям, установленным техническими регламентами.

 

Статья 9-3. Требования безопасности к электротехническому оборудованию и материалам, используемым при производстве, передаче и потреблении электрической и тепловой энергии

1. Производимые в Республике Казахстан и ввозимые на ее территорию электротехническое оборудование и материалы должны соответствовать требованиям, установленным техническими регламентами, и в случаях, предусмотренных законодательством Республики Казахстан, должны пройти процедуру подтверждения соответствия.

2. Электротехническое оборудование и материалы должны соответствовать требованиям, обеспечивающим безопасность для жизни и здоровья человека и окружающей среды.

3. Ввод в эксплуатацию оборудования электрических станций, электрических и тепловых сетей, установок потребителей, подлежащих подтверждению соответствия требованиям, предъявляемым техническими регламентами, без документа в сфере подтверждения соответствия не допускается.

4. Оборудование электрических станций, электрических и тепловых сетей, установки потребителей должны находиться в технически исправном состоянии, обеспечивающем безопасные условия.

 

Глава 3. Системный оператор и участники отношений производства,

передачи и потребления на рынке электрической энергии

Статья 10. Системный оператор

1. Системный оператор выполняет следующие функции:

1) оказывает системные услуги по передаче электрической энергии по национальной электрической сети в соответствии с договором, обеспечивает ее техническое обслуживание и поддержание в эксплуатационной готовности;

2) оказывает системные услуги по технической диспетчеризации, осуществляя централизованное оперативно-диспетчерское управление режимами работы единой электроэнергетической системы Республики Казахстан в соответствии с договором, включая составление фактических балансов и формирование суточного графика производства-потребления электрической энергии;

Редакция документа

Укажите название закладки

Создать новую папку