Какие изменения ждут казахстанцев в ИЮНЕ 2025 года
Какие изменения ждут казахстанцев в ИЮНЕ 2025 года
Вода, водные ресурсы
С 10 июня вводится в действие новый Водный кодекс
Водное законодательство РК регулирует общественные отношения в области охраны и использования водного фонда и содержащихся в нем водных ресурсов, эксплуатации, развития и безопасности водохозяйственных и гидротехнических сооружений.
Первый блок новелл Кодекса внедряет новые механизмы водосбережения и охрану водных объектов. Впервые в законодательство введено понятие «водная безопасность». Оно охватывает защиту граждан и экономики от дефицита воды и загрязнения водных объектов, а также защиты интересов РК в области охраны и использования трансграничных водных объектов.
Вторым блоком пересмотрены подходы к управлению водными ресурсами с акцентом на приоритетность их охраны, широкое вовлечение общественности в принятие решений и важность управления на основе водохозяйственных бассейнов.
Третий блок новелл предусматривает мероприятия по предупреждению и ликвидации вредного воздействия вод, включая противопаводковые мероприятия.
Четвертым блоком новелл ужесточено государственное регулирование и контроль в области использования и охраны водного фонда. Бассейновые водные инспекции помимо функции госконтроля также наделены полномочием по государственному надзору с применением мер оперативного реагирования.
Пятый блок направлен на обеспечение безопасности гидротехнических сооружений.
Водная безопасность РК обеспечивается за счет:
1) совершенствования систем учета водных объектов и водных ресурсов, оценки и прогнозирования их количественных и качественных показателей;
2) сохранения и восстановления водных объектов;
3) комплексного использования поверхностных и подземных водных ресурсов;
4) научно обоснованного территориального перераспределения водных ресурсов;
5) разработки и реализации мер по водосбережению;
6) использования альтернативных источников воды;
7) предупреждения вредного воздействия вод и предотвращения искусственных засух;
8) обеспечения устойчивого функционирования и безопасной эксплуатации водохозяйственных и гидротехнических сооружений;
9) защиты интересов РК в области охраны и использования трансграничных водных объектов.
Также вводятся в действие сопутствующие поправки, которые вносят изменения в Гражданский Земельный, Лесной, Предпринимательский, Экологический кодексы и ряд законов. Отдельным законом внесены изменения в Кодекс о недрах.
В КОАП добавлена новая статья, которая устанавливает ответственность за нарушение обеспечения безопасной эксплуатации водохозяйственных и гидротехнических сооружений в виде штрафов от 150 до 1000 МРП.
В 10 раз увеличен размер штрафов за повреждение водохозяйственных и гидротехнических сооружений, устройств, средств измерений объема забранных и сброшенных водных ресурсов и противопожарных систем водоснабжения, нарушение правил их эксплуатации (размер штрафов составит от 100 до 500 МРП, ранее были от 10 до 50 МРП).
Также усилена ответственность за незаконное строительство зданий, сооружений и других объектов на поверхностных водных объектах, в водоохранных зонах и полосах, незаконное изменение границ водного объекта. Увеличены штрафы за искажение данных о заборе, использовании вод и водоотведении, а также их непредставление в установленные сроки.
Медицина, здравоохранение
Вводятся в действие поправки, решающие вопросы обеспечения слуховыми аппаратами пациентов, не имеющих инвалидность
Местные представительные органы будут решать вопрос обеспечения слуховыми аппаратами пациентов, не имеющих инвалидность
Местные органы госуправления здравоохранением будут закупать медицинские изделия для обеспечения слухопротезной помощью по медицинским показаниям лиц, не имеющих инвалидность.
Научные организации в области здравоохранения, находящиеся в ведении уполномоченного органа в области здравоохранения, получили право самостоятельно реализовывать программы резидентуры, а программы докторантуры по профильному направлению - в сотрудничестве с организациями высшего и (или) послевузовского образования.
Минздрав дополнил в Перечень лекарств для бесплатного и льготного амбулаторного обеспечения отдельных категорий граждан РК с определенными заболеваниями
Так, лицам с психическими заболеваниями всех стадий и степеней тяжести, состоящим на динамическом наблюдении теперь также полагается Амисульприд, раствор для приема внутрь.
Взрослым и детям с артериальной гипертензией, состоящим на динамическом наблюдении (2-4 степени риска; симптоматическая артериальная гипертензия при хронических заболеваниях почек) - Периндоприл в комбинации с диуретиками, таблетка.
Азартные игры
Новые требования установлены к рекламе букмекерских контор и тотализаторов
В Казахстане установлен запрет рекламы букмекерских контор и тотализаторов путем ее передачи на абонентские устройства сотовой связи, а также на онлайн-платформах. Помимо этого, сужен круг средств массовой информации, которым разрешается реклама букмекерских контор и тотализаторов, которые теперь должны иметь исключительно спортивную направленность. Установлен запрет на участие в азартных играх и (или) пари лиц, осужденных к наказанию в виде ограничения свободы или осужденных условно.
Принимать ставки от участников пари букмекерские конторы и тотализаторы будут через Единую систему учета
С 7 июня вводятся в действие Правила функционирования единой системы учета (ЕСУ) и передачи информации, содержащейся в единой системе учета, иным лицам
ЕСУ - совокупность программного обеспечения и технических средств, подключенных посредством сетей телекоммуникаций к АПК букмекерской конторы и (или) тотализатора и обеспечивающих прием (осуществление) наличных и безналичных платежей, в том числе с использованием электронных денег, выплату выигрышей, а также осуществляющих персонифицированный сбор, обработку и хранение информации о каждом участнике пари, принятых ставках на пари (в том числе электронных) по каждому участнику пари, коэффициентах на варианты исхода пари, выигрышах и выплатах по ним и иные функции, предусмотренные Законом.
Для осуществления посредством ЕСУ приема (осуществления) наличных и безналичных платежей, в том числе с использованием электронных денег, от участника пари в пользу букмекерской конторы и (или) тотализатора, и выплату выигрышей участникам пари, а также персонифицированного сбора, обработки и хранения информации о каждом участнике пари, принятых ставках на пари (в том числе электронных) по каждому участнику пари, коэффициентах на варианты исхода пари, выигрышах и выплатах по ним, букмекерская контора и (или) тотализатор обеспечивают подключение своих АПК к ЕСУ на основании заключаемого с оператором договора об интеграционном взаимодействии.
Букмекерская контора или тотализатор, в соответствии договором обеспечивает интеграционное взаимодействие своего АПК с ЕСУ не позднее 60 дней с момента заключения договора.
При первичной регистрации участника пари оператор, являющийся платежной организацией, прошедшей учетную регистрацию в Национальном Банке РК, осуществляет идентификацию личности участников пари, после успешного прохождения которой участнику пари открывается электронный кошелек в системе электронных денег ЕСУ.
В дальнейшем оператор, осуществляет идентификацию личности участников пари до принятия ставки.
Не допускается открытие электронного кошелька в СЭД ЕСУ и (или) реализация электронных денег в СЭД ЕСУ лицам, которым законодательство РК запрещает участвовать в азартных играх и пари.
Не допускается осуществление перевода электронных денег в СЭД ЕСУ между электронными кошельками участников пари.
Оператор, посредством ЕСУ в автоматизированном режиме обеспечивает прием (осуществление) платежей с использованием электронных денег в электронных кассах букмекерской конторы и (или) тотализатора, от участника пари в пользу букмекерской конторы или тотализатора, и выплату выигрышей участникам пари.
Участнику пари присваивается один уникальный идентификатор в ЕСУ для букмекерской конторы или тотализатора. Для одного участника пари открывается один или несколько электронных кошельков в ЕСУ.
Физкультура и спорт
Приоритетные виды спорта будут утверждать по результатам международных соревнований
Вводятся в действие поправки по вопросам физической культуры и спорта
Что меняется:
Уполномоченный орган будет разрабатывать республиканский и региональный перечни приоритетных видов спорта, определять перечень видов спорта высших достижений, а также порядок их финансирования за счет бюджетных средств.
Приоритетные виды спорта будут утверждаться по результатам, достигнутым на международной арене. Это виды спорта, входящие в программу Олимпийских, Паралимпийских, Сурдлимпийских, Азиатских и Паразиатских игр, а также национальные виды спорта.
Усовершенствованы положения в части аккредитации спортивных федераций, которые будут делиться на национальные и местные спортивные федерации.
Установлен запрет финансирования иностранных легионеров за счет бюджетных средств и за счет средств субъектов квазигосударственного сектора.
Теперь за счет бюджетных средств будет осуществляться финансирование по четырем направлениям: спорт высших достижений, в том числе приоритетные виды спорта, функционирование государственных физкультурно-спортивных организаций, массовый спорт, развитие спортивной инфраструктуры.
Разработаны единые стандарты подготовки спортсменов, предусматривающие меры по усилению традиционных ценностей и патриотического воспитания. Введено понятие «национальные стандарты спортивной подготовки».
Уполномоченный орган наделяется полномочиями по принятию мер за нарушение антидопинговых правил.
Госзакупки, закупки квазигоссектора
Минфин внес поправки в Правила проведения камерального контроля по государственным закупкам
Теперь уведомление направляется объекту государственного аудита с 8:30 до 18:00 часов, перерыв на обед с 13:00 до 14:30 часов, кроме выходных и праздничных дней в соответствии с Трудовым кодексом РК и Законом РК «О праздниках в Республики Казахстан», посредством веб-портала в срок не позднее пяти рабочих дней со дня выявления нарушений.
Уточняются сроки проведения камерального контроля по направлениям.
Также обновлены:
- Перечень профилей рисков камерального контроля;
- Элементы камерального контроля государственных закупок и способы устранения нарушений.
Тендер с использованием рейтингово-балльной системы внедряют в закупки субъектов квазигоссектора
Тендер с использованием рейтингово-балльной системы осуществляются по утвержденному перечню товаров, работ, услуг.
В перечень включили:
· строительно-монтажные работы автомобильных дорог республиканского значения.
· работы по разработке проектно-сметной документации автомобильных дорог республиканского значения.
· инжиниринговые услуги по техническому надзору автомобильных дорог республиканского значения.
· средний ремонт автомобильных дорог международного и (или) республиканского значения.
Тендерная комиссия по закупкам способом тендера с использованием рейтингово-балльной системы не создается. По истечении срока представления заявок на участие в тендере с использованием рейтингово-балльной системы веб-порталом автоматически формируется и размещается протокол об итогах закупок способом тендера с использованием рейтингово-балльной системы.
Веб-портал автоматически сопоставляет тендерные ценовые предложения и критерии, влияющие на тендерное ценовое предложение и определяет победителя.
Экология
В Правила выдачи экологических разрешений внесли изменения
Переоформление экологического разрешения на воздействие для объектов II категории осуществляется в случаях изменения наименования, изменения организационно-правовой формы, реорганизации или смены оператора объекта, на который выдано экологическое разрешение на воздействие для объектов II категории.
На период действия экологического разрешения на воздействие оператор ежегодно до первого числа второго месяца, следующего за отчетным периодом, представляет отчет о выполнении плана мероприятий по охране окружающей среды в государственный орган, выдавший такое разрешение.
Расширен перечень оснований для отказа в оказании следующих государственных услуг по выдаче комплексного экологического разрешения и выдаче экологического разрешения на воздействие для объектов I и II категории. Теперь в предоставлении указанных госуслуг откажут в случае отсутствия согласия услугополучателя на доступ к персональным данным ограниченного доступа, которые требуются для оказания госуслуги.
Транспорт, дороги
Обновлен Перечень основных требований к оказанию государственных услуг:
Государственная регистрация судов внутреннего водного плавания, судов плавания «река-море» и прав на них в Государственном судовом реестре;
Государственная регистрация арендованных судов внутреннего водного плавания и судов плавания «река-море» в реестре арендованных иностранных судов;
Государственная регистрация маломерных судов и прав на них;
Государственная регистрация ипотеки судна, маломерного судна, строящегося судна;
Дипломирование лиц командного состава судов;
Аттестация лиц командного состава судов;
Выдача свидетельства о минимальном составе экипажа судна;
Выдача удостоверения на право управления самоходным маломерным судном.
Государственные услуги оказывают территориальные органы Комитета автомобильного транспорта и транспортного контроля Министерства транспорта РК. За исключением последней, которую оказывают местные исполнительные органы.
Министерство транспорта утвердило в новой редакции Правила выдачи Свидетельства о страховании или ином финансовом обеспечении гражданской ответственности за ущерб от загрязнения нефтью
Свидетельство о страховании или ином финансовом обеспечении гражданской ответственности за ущерб от загрязнения нефтью выдается в соответствии с Международной конвенцией о гражданской ответственности за ущерб от загрязнения нефтью 1969 года с поправками судам, зарегистрированным в Республике Казахстан, на основании заявления судовладельца и полиса о страховании или иного финансового обеспечения.
Физические или юридические лица для получения Свидетельства направляют в Морскую администрацию порта через канцелярию заявление на выдачу Свидетельства.
Свидетельство составляется на казахском, русском и английском языках и выдается на срок, не превышающий срок действия полиса о страховании или документа о наличии иного финансового обеспечения.
Помимо этого, в новой редакции изложены Правила выдачи свидетельства о страховании или ином финансовом обеспечении ответственности за удаление затонувших судов
Свидетельство о страховании или ином финансовом обеспечении гражданской ответственности за удаление затонувших судов выдается судам валовой вместимостью 300 и более регистровых тонн, плавающим под Государственным флагом РК, в соответствии с требованиями Найробийской международной конвенции об удалении затонувших судов 2007 года.
Физические или юридические лица для получения Свидетельства направляют в Морскую администрацию порта через канцелярию заявление на выдачу Свидетельства.
Свидетельство составляется на казахском, русском и английском языках и выдается на срок, не превышающий срок действия полиса о страховании или документа о наличии иного финансового обеспечения.
Действие Свидетельства прекращается в случае:
1) истечения срока действия Свидетельства;
2) изменения валовой вместимости судна;
3) аннулирования полиса о страховании или документа о наличии иного финансового обеспечения.
Экспертизу качества строительства и ремонта дорог внедряют в Казахстане
В Правила организации деятельности и осуществления функций заказчика (застройщика) добавлены нормы, согласно которым:
Заказчик в ходе организации строительства и подготовки строительной площадки по объектам строительства, реконструкции и капитального ремонта автомобильных дорог принимает меры по проведению экспертизы качества работ и материалов лицом, находящимся в ведении уполномоченного государственного органа по автомобильным дорогам, на которое возложены функции по проведению экспертизы качества работ и материалов, управлению дорожными активами.
Также говорится, что ввод объекта строительства, реконструкции и капитального ремонта автомобильных дорог в эксплуатацию осуществляется Заказчиком при наличии заключительного отчета экспертизы качества работ и материалов, выдаваемого Национальным центром качества дорожных активов.
Министерство транспорта утвердило Типовой договор субсидирования за счет бюджетных средств убытков перевозчиков, связанных с осуществлением социально значимых перевозок пассажиров
Организатор обязуется производить выплату субсидий на ежемесячной основе для покрытия убытков Перевозчика, связанных с осуществлением социально значимых перевозок пассажиров, а Перевозчик в свою очередь обязуется предоставлять на ежемесячной основе пакет документов, предусмотренных требованиями Правил субсидирования за счет бюджетных средств убытков перевозчиков, связанных с осуществлением социально значимых перевозок пассажиров
Субсидирование за счет бюджетных средств убытков перевозчиков, связанных с осуществлением социально значимых перевозок пассажиров, производится за счет средств местного бюджета.
Выплата субсидий осуществляется Организатором на ежемесячной основе.
Выплата ежемесячных субсидий по маршруту не производится при:
1) прекращении Перевозчиком осуществления перевозок пассажиров по данному маршруту;
2) непредставлении Перевозчиком пакета документов согласно Правилам;
3) прекращении действия свидетельства на право обслуживания маршрута;
4) исключении маршрута из перечня социально значимых сообщений;
5) отказе Перевозчика в проведении сверки по субсидированию маршрута и составлении акта сверки.
Расширен перечень социально значимых пассажирских сообщений
Перечень пассажирских межобластных сообщений увеличили с 53 до 58.
Изменились правила организации работы постов транспортного контроля на территории РК
После проверки ПТК сотрудниками Комитета и (или) Руководствам Инспекции составляется соответствующая запись с рекомендациями либо замечаниями в Журнал посещения и проверок ПТК.
При наличии у водителя копии акта о результатах проверки с проставленным штампом повторная проверка соответствия требованиям законодательства Республики Казахстан в области автомобильного транспорта другим ПТК не производится.
По результатам измерения фактических весовых и габаритных параметров транспортного средства для ознакомления перевозчика незамедлительно составляется Акт взвешивания (замера) параметров автотранспортного средства с проставлением штампа о прохождении контроля копия которого вручается водителю и по требованию перевозчику.
При отказе водителя принять копию Акта в нем делается соответствующая запись. Фиксация отказа водителя производится с применением технических средств аудиовидеозаписи.
Образование, воспитание, детское творчество, обеспечение безопасности детей
Изменились Правила размещения государственного творческого заказа в творческих кружках для детей и юношества
Сбор документов для зачисления ребенка в кружок осуществляется информационной системой посредством интеграции с информационными системами госорганов. Компоненты информационной системы, осуществляющие задачи госзаказа интегрировали с рядом информационных систем и государственных баз данных.
При отсутствии возможности получения цифрового документа посредством интеграции информационной системы с государственными информационными системами прикрепляется копия документа с бумажного носителя.
Учебная программа по видам творчества должна содержать, помимо прочего, утвержденный поставщиком регламент посещения творческого кружка, учитывая возможности дистанционного обучения.
Обновлен перечень информации на каждого сотрудника поставщика, который будет проводить занятия с детьми. В частности, следует представить:
· сведения о состоянии на динамическом наблюдении (либо отсутствии динамического наблюдения) с Центра психического здоровья «Наркология», выданная не позднее 10 календарных дней к дате подачи заявления;
· сведения о состоянии на динамическом наблюдении (либо отсутствии динамического наблюдения) с Центра психического здоровья «Психиатрия», выданная не позднее 10 календарных дней к дате подачи заявления;
· сведения о состоянии на динамическом наблюдении (либо отсутствии динамического наблюдения) больных туберкулезом с Центра фтизиопульмонологии «Фтизиатрия», выданная не позднее 10 календарных дней к дате подачи заявления.
Утверждена Типовая конкурсная
документация по приобретению охранных услуг в организациях образования
Типовая конкурсная документация включает в себя:
1) перечень лотов и условия приобретения охранных услуг в организациях образования согласно годовому плану государственных закупок;
2) соглашение об участии в конкурсе;
3) конкурсное ценовое предложение потенциального поставщика;
4) информацию о бенефициарном владении;
5) квалификационные требования, предъявляемые к потенциальному поставщику при осуществлении государственных закупок услуг;
6) сведения о квалификации потенциального поставщика для оказания услуг;
7) техническую спецификацию по приобретению охранных услуг в организациях образования;
8) банковскую гарантию для внесения обеспечения заявки на участие в конкурсе;
9) сведения о субподрядчиках по оказанию услуг (соисполнителях при оказании услуг), а также виды услуг, передаваемых потенциальным поставщиком соисполнителям.
Министерство просвещения утвердило Стандарт специальной психолого-педагогической поддержки детей с ограниченными возможностями
Субъектами, предоставляющими специальную психолого-педагогическую поддержку детям с ОВ, являются:
1) дошкольные организации;
2) организации среднего образования (начального, основного среднего, общего среднего);
3) специализированные организации образования;
4) специальные организации образования;
5) организации образования для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей;
6) организации дополнительного образования для детей.
Субъекты, предоставляющие специальную психолого-педагогическую поддержку детям с ОВ, проводят следующие мероприятия:
1) информируют родителей или иных законных представителей о целях, задачах, методах оценки и предполагаемых формах поддержки;
2) получают письменное согласие родителей или иных законных представителей на проведение оценки;
3) гарантируют конфиденциальность полученных данных и их использование исключительно в интересах ребенка;
4) создают условия для обучения и воспитания, адаптации образовательной и развивающей среды в соответствии с потребностями ребёнка;
5) осуществляют стартовый, промежуточный и итоговый мониторинг динамики сформированности навыков детей;
6) обеспечивают взаимодействие с родителями или иными законными представителями для обсуждения результатов оценки и предложенных мер поддержки;
7) оказывают методическую и консультативную поддержку педагогам;
8) обеспечивают междисциплинарное взаимодействие педагогов.
Специальная психолого-педагогическая поддержка оказывается детям с нарушениями слуха, зрения, опорно-двигательного аппарата, речи, со специфическими трудностями в обучении, с задержкой психического развития, интеллекта, с нарушениями или трудностями общения и социального взаимодействия (в том числе с аутизмом и расстройствами аутистического спектра), поведения, со сложными нарушениями с согласия родителей или иных законных представителей.
Оказание специальной психолого-педагогической поддержки детям с ОВ осуществляется на основании заключения психолого-медико-педагогической консультации.
Специальную психолого-педагогическую поддержку детям с ОВ оказывают специальные педагоги (учитель-дефектолог, дефектолог, учитель-логопед, логопед, олигофренопедагог, сурдопедагог, тифлопедагог), педагог-психолог, учителя музыки (музыкальный руководитель), физической культуры.
Энергетика, атомная энергия
Министерство энергетики обновило Квалификационные требования и перечень документов, подтверждающих соответствие им, для деятельности в сфере использования атомной энергии.
Утверждены новые:
· Квалификационные требования и перечень документов, подтверждающих соответствие им, для деятельности по выполнению работ, связанных с этапами жизненного цикла объектов использования атомной энергии.
· Квалификационные требования и перечень документов, подтверждающих соответствие им, для деятельности по обращению с ядерными материалами.
· Квалификационные требования и перечень документов, подтверждающих соответствие им, для деятельности по обращению с радиоактивными веществами, приборами и установками, содержащими радиоактивные вещества.
· Квалификационные требования и перечень документов, подтверждающих соответствие им, для деятельности по обращению с приборами и установками, генерирующими ионизирующее излучение.
· Квалификационные требования и перечень документов, подтверждающих соответствие им, для деятельности по предоставлению услуг в области использования атомной энергии.
· Квалификационные требования и перечень документов, подтверждающих соответствие им, для деятельности по обращению с радиоактивными отходами.
· Квалификационные требования и перечень документов, подтверждающих соответствие им, для деятельности по транспортировке, включая транзитную, ядерных материалов, радиоактивных веществ, радиоизотопных источников ионизирующего излучения, радиоактивных отходов в пределах территории РК.
· Квалификационные требования и перечень документов, подтверждающих соответствие им, для деятельности на территориях бывших испытательных ядерных полигонов и других территориях, загрязненных в результате проведенных ядерных испытаний.
Нефть
Утвержден тариф АО «КазТрансОйл» по услуге по транспортировке казахстанской нефти по магистральным трубопроводам Республики Казахстан для внутреннего рынка на период с 1 июня 2025 года по 31 мая 2026 года.
Тариф в упрощенном порядке по услуге по транспортировке казахстанской нефти по магистральным трубопроводам РК для внутреннего рынка составляет:
· операторская деятельность по единой маршрутизации в размере 4,02 тенге/за 1 тонну (без НДС);
Также утверждена тарифная смета по услуге по транспортировке казахстанской нефти по магистральным трубопроводам РК для внутреннего рынка.
Банки, банковская деятельность
Ряд новых отчетов будут сдавать банки в Нацбанк
Соответствующие изменения внесены в Правила представления сведений о платежных услугах.
Сведения представляются в Национальный Банк электронным способом в форматах передачи информации, установленных Национальным Банком.
В частности, добавлены формы для сбора административных данных:
Сведения по трансграничным операциям (входящие);
Сведения по трансграничным операциям (исходящие);
Сведения о произошедших в течение отчетного периода плановых и внеплановых простоях (сбоях) в работе информационной системы.
Также обновлена форма Сведения о количестве и объемах операций с использованием платежных карточек
Также внесены изменения в Правила выпуска, использования и погашения электронных денег, а также требований к эмитентам электронных денег и системам электронных денег на территории РК.
Операторы систем электронных денег обеспечивают создание и функционирование системы управления информационной безопасностью, являющейся частью общей системы управления операторов систем электронных денег, предназначенной для управления процессом обеспечения информационной безопасности.
Операторы систем электронных денег утверждают внутренние документы, регламентирующие процесс управления информационной безопасностью, в том числе политику информационной безопасности.
Оператор системы электронных денег, являющийся платежной организацией, прошедшей учетную регистрацию в Национальном Банке, в целях разграничения ответственности и функций в сфере обеспечения информационной безопасности создает подразделение информационной безопасности, являющееся структурным подразделением, обособленным от других структурных подразделений, занимающихся вопросами создания, сопровождения и развития объектов информатизации, или определяет лицо, ответственное за обеспечение информационной безопасности, не состоящее в штате структурных подразделений, занимающихся вопросами создания, сопровождения и развития объектов информатизации.
Оператор системы электронных денег обеспечивает повышение квалификации работников подразделения информационной безопасности или лица, ответственного за обеспечение информационной безопасности, путем проведения:
1) внутренних мероприятий (лекции, семинары);
2) внешнего обучения (посещение курсов, семинаров - не реже одного раза в два года для каждого работника).
При приеме на работу нового работника, не позднее пяти рабочих дней с момента приема на работу, новый работник ознакомляется под подпись с основными требованиями по обеспечению информационной безопасности (вводный инструктаж).
Трудовой договор, заключаемый с работником оператора системы электронных денег, являющегося платежной организацией, прошедшей учетную регистрацию в Национальном Банке, содержит обязанность работника по соблюдению требований по обеспечению информационной безопасности и неразглашению конфиденциальной информации.
Изменены Нормативные значения и методика расчетов пруденциальных нормативов и иных обязательных к соблюдению норм и лимитов для банков, банков-нерезидентов и исламских банков
Нормативные значения дополнены двумя новыми главами, которые устанавливают контрциклический буфер капитала и секторальный контрциклический буфер капитала указанных банков.
Контрциклический буфер капитала устанавливается в дополнение к значениям коэффициентов достаточности собственного капитала банков.
Диапазон нормативного значения контрциклического буфера капитала составляет для банков - от 0 до 3 % от суммы активов, условных и возможных обязательств, взвешенных по степени кредитного риска, активов, условных и возможных требований и обязательств, рассчитанных с учетом рыночного риска, операционного риска.
Банки рассчитывают размер контрциклического буфера капитала, как произведение суммы активов, условных и возможных обязательств, взвешенных по степени кредитного риска, активов, условных и возможных требований и обязательств, рассчитанных с учетом рыночного риска, операционного риска и нормативного значения контрциклического буфера капитала.
Секторальный контрциклический буфер капитала направлен на снижение рисков, формирующихся в отдельных сегментах кредитования, и устанавливается в отношении банков.
Секторальный контрциклический буфер капитала устанавливается в дополнение к значениям коэффициентов достаточности собственного капитала банков.
Диапазон нормативного значения секторального контрциклического буфера капитала составляет для банков - от 0 до 6 % от суммы активов, условных и возможных обязательств соответствующего сегмента кредитования, взвешенных с учетом кредитного риска.
Нацфонд, бюджет
Минфин утвердил Правила проведения экспертизы проектов общестранового значения, финансируемых за счет средств Национального фонда
Целью Правил является обеспечение прозрачной и всесторонней экспертизы проектов, предлагаемых к финансированию за счет средств НФРК путем приобретения долговых ценных бумаг.
Прозрачная и всесторонняя экспертиза направлена на достижение качественной оценки общестранового значения и стратегической значимости, инвестиционной эффективности и привлекательности указанных проектов, оценки кредитоспособности организаций, получающих финансирование из НФРК, выработку оптимальной структуры и условий финансирования с учетом рассмотрения наличия альтернативных источников финансирования.
Экспертиза проектов проводится в два этапа:
этап 1 «Стратегическая оценка проекта»;
этап 2 «Комплексная оценка проекта и рассмотрение альтернативных источников финансирования»:
- обязательный подэтап «Индикативная оценка проекта»;
-опциональный подэтап «Прохождение независимых экспертиз»;
- обязательный подэтап «Рассмотрение и привлечение альтернативных источников финансирования проекта»;
- обязательный подэтап «Итоговая оценка проекта».
Минфин утвердил Правила определения «цены отсечения» для нефти
Расчет цены отсечения производится центральным уполномоченным органом по государственному планированию ежегодно на трехлетний прогнозный период (первый год - базовый прогноз, два последующих - индикативные) при разработке проекта закона РК о республиканском бюджете, утверждающего размер гарантированного трансферта из Национального фонда РК.
Максимально возможный размер гарантированного трансферта из Нацфонда на прогнозный период рассчитывается уполномоченным органом как налоговые поступления в Нацфонд от организаций нефтяного сектора при цене на нефть равной цене отсечения.
Расчет цены отсечения и расчет максимально возможного размера гарантированного трансферта из Нацфонда на соответствующий плановый период согласовываются уполномоченным органом с Национальным Банком РК в рамках разработки Прогноза социально-экономического развития РК.
Учет бюджетных кредитов будут вести в электронном виде
Минфин утвердил Правила регистрации, учета и мониторинга бюджетных кредитов.
Регистрация договоров бюджетного кредитования, дополнительных соглашений к ним осуществляется в Интегрированной автоматизированной информационной системе «е-Минфин».
Бюджетные кредиты, предоставленные из республиканского и местного бюджетов, подлежат учету государственным казначейством на основании кредитных договоров и дополнительных соглашений, заключенных между центральным уполномоченным органом по исполнению бюджета и получателем средств из бюджета.
Учет перечисленных и возвращенных бюджетных кредитов, вознаграждений и неустойки (штраф, пени) осуществляется государственным казначейством в карточках учета бюджетных кредитов в ИАИС «е-Минфин».
На основании сведений из карточек учета в ИАИС «е-Минфин» формируются аналитические информации о получателях средств из республиканского и местного бюджетов и освоении бюджетного кредита.
Утвержден перечень финансовых инструментов, которые разрешены для размещения Нацфонда:
1. Зарубежные финансовые инструменты, в том числе инструменты, обращающиеся на зарубежных финансовых рынках:
1) государственные и агентские ценные бумаги;
2) муниципальные ценные бумаги в рамках инвестирования в государственные и агентские ценные бумаги;
3) ценные бумаги международных финансовых организаций (МФО);
4) корпоративные ценные бумаги;
5) конвертируемые ценные бумаги в рамках инвестирования в корпоративные ценные бумаги;
6) ценные бумаги под залог недвижимости
(Mortgage-backed security - MBS) и активов (Asset-backed security - ABS);