В. Зубку, аудитор РК, профессиональный бухгалтер РК, САР
НУЖНО ЛИ КРЕСТЬЯНСКОМУ ХОЗЯЙСТВУ ВЕСТИ БУХГАЛТЕРСКИЙ УЧЕТ, И ПО КАКИМ СТАНДАРТАМ, НУЖНО ЛИ ВЕСТИ НАЛОГОВЫЕ РЕГИСТРЫ, КАССУ И ПЕРВИЧНЫЕ ДОКУМЕНТЫ?
Нужно ли КХ на едином земельном налоге вести бухучет, по каким стандартам, нужно ли вести налоговые регистры, кассу и какие первичные документы?
Бухгалтерский учет КХ.
Нормативная база. В соответствии со статьей 2 Закона Республики Казахстан от 28 февраля 2007 года № 234-III «О бухгалтерском учете и финансовой отчетности» индивидуальные предприниматели вправе не осуществлять ведение бухгалтерского учета (кроме составления и хранения первичных документов) и составление финансовой отчетности при соответствии одновременно следующим условиям:
1) применяют в соответствии с налоговым законодательством Республики Казахстан специальные налоговые режимы на основе патента, упрощенной декларации;
2) не состоят на регистрационном учете по налогу на добавленную стоимость;
3) не являются субъектами естественных монополий и регулируемых рынков.
При несоответствии одному из условий, указанных в настоящем пункте, индивидуальный предприниматель обязан осуществлять ведение бухгалтерского учета и составление финансовой отчетности с месяца, следующего за месяцем, в котором возникло такое несоответствие.
Комментарии. Отсюда следует, что индивидуальные предприниматели, применяющие специальный налоговый режим для крестьянских или фермерских хозяйств и индивидуальные предприниматели, применяющие общеустановленный порядок, обязаны вести бухгалтерский учет и составлять финансовую отчетность.
На основании пункта 3 статьи 2 Закона Республики Казахстан «О бухгалтерском учете и финансовой отчетности» субъекты малого предпринимательства осуществляют ведение бухгалтерского учета и составление финансовой отчетности в соответствии с национальным стандартом, утвержденным Приказом Министра финансов Республики Казахстан от 31 января 2013 года № 50.
Пунктом 5 статьи 6 Закона Республики Казахстан от 31 января 2006 года № 123-III «О частном предпринимательстве» определено, что субъектами малого предпринимательства являются индивидуальные предприниматели без образования юридического лица и юридические лица, осуществляющие частное предпринимательство, со среднегодовой численностью работников не более 100 человек и среднегодовым доходом не свыше 300 000 - кратного месячного расчетного показателя, установленного законом о республиканском бюджете и действующего на 1 января соответствующего финансового года, что в 2015 году составляет 594 600 000 тенге (300 000 × 1 982).
Налоговые регистры.
Положения Налогового кодекса. В соответствии с пунктом 3 статьи 56 Налогового кодекса налогоплательщик (налоговый агент) самостоятельно и (или) через уполномоченного представителя участников договора о совместной деятельности, ответственного за ведение сводного налогового учета, организует налоговый учет и определяет формы обобщения и систематизации информации в налоговых целях в виде налоговых регистров таким образом, чтобы обеспечить:
1) формирование полной и достоверной информации о порядке учета для целей налогообложения операций, осуществленных налогоплательщиком (налоговым агентом) в течение налогового периода;
2) расшифровку каждой строки форм налоговой отчетности;
3) достоверное составление налоговой отчетности;
4) предоставление информации налоговым органам для налогового контроля.
Пунктами 1 и 2 статьи 77 Налогового кодекса определено, что налоговый регистр - документ налогоплательщика (налогового агента), содержащий сведения об объектах налогообложения и (или) объектах, связанных с налогообложением и предназначены для обобщения и систематизации информации для обеспечения целей налогового учета, указанных в пункте 3 статьи 56 настоящего Кодекса.
Налоговые регистры ведутся в виде специальных форм. Формы налоговых регистров и порядок отражения в них данных налогового учета разрабатываются налогоплательщиком (налоговым агентом) самостоятельно, за исключением форм налоговых регистров, установленных уполномоченным органом, и утверждаются в налоговой учетной политике.
Приказом и. о. Министра финансов Республики Казахстан от 15 апреля 2015 года № 271 утверждены следующие формы форм налоговых регистров и правила их составления:
1) форму налогового регистра по применению инвестиционных налоговых преференций согласно приложению 1 к настоящему приказу;
2) форму налогового регистра по определению стоимостных балансов групп (подгрупп) фиксированных активов и последующих расходов по фиксированным активам согласно приложению 2 к настоящему приказу;
3) форму налогового регистра по производным финансовым инструментам согласно приложению 3 к настоящему приказу;
4) форму налогового регистра по суммам управленческих и общеадминистративных расходов юридического лица-нерезидента, отнесенным на вычеты его постоянным учреждением в Республике Казахстан согласно приложению 4 к настоящему приказу;
5) форму налогового регистра по учету уменьшения в бухгалтерском учете размера требования к должнику в виде неоплаченного просроченного кредита (займа) и вознаграждения по нему, дебиторской задолженности по документарным расчетам и гарантиям согласно приложению 5 к настоящему приказу;
6) форму налогового регистра по учету уменьшения размера требования к должнику в связи с прощением безнадежной задолженности по кредиту (займу) и вознаграждению по нему согласно приложению 6 к настоящему приказу;
7) форму налогового регистра по услугам туроператора согласно приложению 7 к настоящему приказу;
8) форму налогового регистра по учету доходов согласно приложению 8 к настоящему приказу;
9) форму налогового регистра по учету приобретенных товаров, работ и услуг согласно приложению 9 к настоящему приказу;
10) форму налогового регистра по учету доходов физических лиц, облагаемых у источника выплаты, налоговых обязательств по таким доходам, обязательств по учету обязательных пенсионных взносов и социальных отчислений, включая все налоги и отчисления, согласно приложению 10 к настоящему приказу;
11) форму налогового регистра по учету налоговых обязательств по плате за эмиссии в окружающую среду и плате за пользование водными ресурсами поверхностных источников согласно приложению 11 к настоящему приказу;
12) правила составления форм налоговых регистров согласно приложению 12 к настоящему приказу.
Комментарии. Иные формы налоговых регистров налогоплательщики вправе разрабатывать самостоятельно, при этом налоговые регистры должны содержать следующие обязательные реквизиты: наименование регистра, идентификационный номер налогоплательщика (налогового агента), период, за который составлен регистр, фамилия, имя, отчество (при его наличии) лица, ответственного за составление регистра пункт 3 статьи 77 Налогового кодекса.
Первичные учетные документы.
Нормативная база. В соответствии с пунктом 1 статьи 7 Закона Республики Казахстан «О бухгалтерском учете и финансовой отчетности» бухгалтерская документация включает в себя первичные документы, регистры бухгалтерского учета, финансовую отчетность и учетную политику. Бухгалтерские записи производятся на основании первичных документов.
Пунктом 2 статьи 7 данного Закона установлено, что формы или требования к первичным документам, применяемым для оформления операций или событий, утверждаются уполномоченным органом и (или) Национальным Банком Республики Казахстан в соответствии с законодательством Республики Казахстан.
Приказом Министра финансов Республики Казахстан от 20 декабря 2012 года № 562 утверждены формы первичных учетных документов.
Например, к первичным кассовым документам относятся:
1) приходный кассовый ордер форма КО-1 согласно приложению 1 к настоящему приказу;
2) расходный кассовый ордер форма КО-2 согласно приложению 2 к настоящему приказу;
3) журнал регистрации приходных и расходных кассовых ордеров форма КО-3 согласно приложению 3 к настоящему приказу;
4) кассовая книга форма КО-4 согласно приложению 4 к настоящему приказу;
5) книга учета принятых и выданных кассиром денежных средств и их эквивалентов форма КО-5 согласно приложению 5 к настоящему приказу.
Комментарии. Таким образом, все бухгалтерские записи производятся на основании первичных учетных документов, утвержденных Приказом № 562.
На основании пункта 3 статьи 7 Закона Республики Казахстан «О бухгалтерском учете и финансовой отчетности» первичные документы формы которых или требования к которым не утверждены в соответствии с пунктом 2 настоящей статьи, индивидуальные предприниматели и организации разрабатывают самостоятельно либо применяют формы или требования, утвержденные в соответствии с законодательством Республики Казахстан, которые должны содержать следующие обязательные реквизиты:
1) наименование документа (формы);
2) дату составления;
3) наименование организации или фамилию и инициалы индивидуального предпринимателя, от имени которых составлен документ;
4) содержание операции или события;
5) единицы измерения операции или события (в количественном и стоимостном выражении);
6) наименование должностей, фамилии, инициалы и подписи лиц, ответственных за совершение операции (подтверждение события) и правильность ее (его) оформления;
7) идентификационный номер.
Комментарии. Утвержденные формы первичных учетных документов являются обязательными как для индивидуальных предпринимателей осуществляющих и не осуществляющих ведение бухгалтерского учета, так и для юридических лиц.
Положения КОАП. В соответствии со статьей 276 Кодекса об административных правонарушениях от 05 июля 2014 года № 235-V отсутствие у налогоплательщика учетной документации и (или) несоблюдение требований по составлению и хранению учетной документации, установленных законодательством Республики Казахстан, - влекут предупреждение.
Действия, предусмотренные частью первой настоящей статьи, совершенные повторно в течение года после наложения административного взыскания, - влекут штраф на субъектов малого предпринимательства или некоммерческие организации в размере двадцати пяти, на субъектов среднего предпринимательства - в размере пятидесяти, на субъектов крупного предпринимательства - в размере семидесяти пяти МРП.
Под отсутствием у налогоплательщика учетной документации понимается отсутствие бухгалтерской документации и (или) налоговых форм, налоговой учетной политики, иных документов, являющихся основанием для определения объектов налогообложения и (или) объектов, связанных с налогообложением, а также для исчисления налогового обязательства.
Вывод. Исходя из вышеизложенного, ИП обязан вести бухгалтерский учет и составлять финансовую отчетность в соответствии с национальным стандартом, налоговые регистры, кассу и осуществлять записи в бухгалтерском учете на основании первичных учетных документов, формы которых утверждены Приказом № 562.
Настоящий материал является объектом авторского права.
Перепечатка и иное использование запрещено правообладателем.