02.02.2022

Утверждены Правила функционирования механизма прослеживаемости товаров

 

Приказом и. о. Министра финансов РК от 27 января 2022 года № 88 утверждены Правила функционирования механизма прослеживаемости товаров.

Приказ вводится в действие с 12 февраля 2022 года.

Правила функционирования механизма прослеживаемости товаров (далее - Правила) разработаны в соответствии с пунктом 6 статьи 176-1 Налогового кодекса и Соглашением о механизме прослеживаемости товаров, ввезенных на таможенную территорию ЕАЭС, совершенным в Нур-Султане 29 мая 2019 года.

 

Национальной системой прослеживаемости в Республике Казахстан является ИС ЭСФ, которая обеспечивает учет и хранение сведений о товарах, подлежащих прослеживаемости, и операций, связанных с оборотом таких товаров, с использованием национальной системы прослеживаемости, в том числе системы, предназначенной для хранения сведений из национальной системы прослеживаемости.

Прослеживаемость осуществляется в отношении товаров, подлежащих прослеживаемости.

 

Лицами, осуществляющими оборот товаров, подлежащих прослеживаемости, подлежит:

1) оформлять сопроводительные документы в виде электронных документов, за исключением случая, когда оформление в виде электронных документов невозможно в связи с неисправностью информационных систем, вызванной техническими сбоями, нарушениями в работе средств связи (телекоммуникационных сетей и информационно-телекоммуникационной сети Интернет), отключением электроэнергии, а также в иных случаях, определяемых ЕЭК в соответствии подпунктом 1) пункта 1 статьи 7 Соглашения;

2) оформлять сопроводительные документы на бумажном носителе в случае неисправности информационных систем с последующим вводом таких документов в национальную систему прослеживаемости в течение 15 (пятнадцати) календарных дней после даты устранения неисправности информационных систем;

3) выписывать электронный счет-фактуру в соответствии с Правилами ЭСФ, в том числе на основании оформленной сопроводительной накладной на товары в соответствии с приказом Первого заместителя Премьер-Министра РК – Министра финансов РК от 26 декабря 2019 года № 1424 «Об утверждении Перечня товаров, на которые распространяется обязанность по оформлению сопроводительных накладных на товары, а также Правил оформления и их документооборота»;

4) представлять полные и достоверные сведения, подлежащие включению в национальную систему прослеживаемости;

5) осуществлять документооборот по прослеживаемости посредством виртуального склада по товарам, подлежащим прослеживаемости.

 

Товары, на которые не распространяется действие Правил определены пунктом 5 статьи 2 Соглашения. К ним относятся:

1) товары, полученные (образовавшиеся) в результате операций по переработке на таможенной территории Союза или операций по переработке для внутреннего потребления (продукты переработки, отходы и остатки) и помещенные под таможенную процедуру выпуска для внутреннего потребления;

2) товары, изготовленные (полученные) из иностранных товаров, помещенных под таможенную процедуру свободной таможенной зоны, товары, изготовленные (полученные) из иностранных товаров, помещенных под таможенную процедуру свободной таможенной зоны, и товаров Союза и помещенные под таможенную процедуру выпуска для внутреннего потребления;

3) товары, изготовленные (полученные) из иностранных товаров, помещенных под таможенную процедуру свободного склада, товары, изготовленные (полученные) из иностранных товаров, помещенных под таможенную процедуру свободного склада, и товаров Союза и помещенные под таможенную процедуру выпуска для внутреннего потребления;

4) товары, ввоз, приобретение, передача или отчуждение которых осуществляется физическими лицами в личных, семейных, иных целях, не связанных с осуществлением предпринимательской деятельности;

5) товары, предназначенные для официального пользования расположенными на таможенной территории Союза дипломатическими представительствами и консульскими учреждениями, представительствами государств при международных организациях, международными организациями или их представительствами, пользующимися привилегиями и (или) иммунитетами в соответствии с международными договорами государств-членов с третьей стороной и международными договорами, заключенными между государствами-членами, иными организациями или их представительствами, которые пользуются привилегиями и иммунитетами на территории государства-члена в соответствии с международными договорами этого государства-члена.

 

Товары, в отношении которых прослеживаемость не осуществляется, определены пунктом 6 статьи 2 Соглашения. К ним относятся:

1) товаров, подлежащих прослеживаемости, реализованных в розничной торговле;

2) товаров, подлежащих прослеживаемости, сведения о которых содержат информацию, отнесенную в соответствии с законодательством государств-членов к государственной тайне (государственным секретам);

3) товаров, подлежащих прослеживаемости, в случаях, определяемых Комиссией.

 

Обмен содержащимися в национальных системах прослеживаемости сведениями о товарах, подлежащих прослеживаемости, и связанных с оборотом таких товаров операциях, совершаемых между лицами различных государств-членов ЕАЭС, осуществляется на регулярной основе в соответствии со статьей 8 Соглашения.

Обмен содержащимися в национальных системах прослеживаемости сведениями о связанных с оборотом товаров, подлежащих прослеживаемости, операциях, предшествующих перемещению таких товаров с территории одного государства-члена ЕАЭС на территорию другого государства-члена ЕАЭС, осуществляется в соответствии со статьей 9 Соглашения.

 

В соответствии с пунктом 1 статьи 11 Соглашения не допускается перемещение товаров, подлежащих прослеживаемости, с территории одного государства-члена ЕАЭС на территорию другого государства-члена ЕАЭС при отсутствии в национальной системе прослеживаемости сведений об операциях, связанных с таким перемещением, за исключением случая, когда такие сведения отсутствуют в национальной системе прослеживаемости в связи с неисправностью информационных систем, вызванной техническими сбоями, нарушениями в работе средств связи (телекоммуникационных сетей и информационно-телекоммуникационной сети Интернет), отключением электроэнергии, а также иных случаев, определяемых ЕЭК.