Утверждено Положение о порядке организации и проведения проверок
(Республика Беларусь)
Указ Президента Республики Беларусь от 6 июня 2025 года № 227 «О повышении эффективности контрольной (надзорной) деятельности»
Положением определяются порядок организации и осуществления контроля (надзора) в Республике Беларусь в форме проверок, а также права, обязанности контролирующих (надзорных) органов и проверяемых субъектов.
Контролирующий (надзорный) орган вправе проводить проверку, если этот орган включен в перечень контролирующих (надзорных) органов, уполномоченных проводить проверки, мониторинги, и сфер их контрольной (надзорной) деятельности.
Проверка может проводиться контролирующим (надзорным) органом только в отношении проверяемых субъектов.
Вопросы, по которым осуществляется проверка контролирующим (надзорным) органом, должны соответствовать компетенции этого органа.
Проведение выборочных и внеплановых проверок по вопросам, относящимся к мероприятиям технического (технологического, поверочного) характера, не допускается.
Нарушение должностным лицом контролирующего (надзорного) органа установленного порядка назначения проверки (в том числе ее необоснованное назначение) является основанием для признания проверки незаконной.
Проверяемые субъекты, их представители, участники контрольного обмера вправе:
- получать от контролирующих (надзорных) органов информацию об основаниях включения проверки в план выборочных проверок;
- требовать от проверяющего предъявления служебного удостоверения и предписания на проведение проверки;
- отказать в допуске проверяющих на территорию проверяемого субъекта в случае отсутствия у них предписания на проведение проверки, служебных удостоверений, истечения срока проверки, предусмотренного в предписании на ее проведение, а при посещении объектов, допуск на которые ограничен в соответствии с законодательством, - отсутствия документов, предусмотренных законодательством для допуска на объекты;
- не выполнять требования проверяющего, если его требования не относятся к вопросам, подлежащим проверке;
- присутствовать при проведении проверки, давать объяснения по вопросам, относящимся к предмету проверки;
- заявить отвод эксперту, специалисту;
- просить о назначении эксперта, специалиста из числа указанных им лиц;
- представить дополнительные вопросы для получения по ним заключения эксперта, специалиста;
- присутствовать с разрешения должностного лица контролирующего (надзорного) органа при производстве экспертизы и давать объяснения эксперту;
- знакомиться с заключением эксперта, специалиста;
- указывать в акте проверки о своем согласии или несогласии с ее результатами;
- требовать в установленном порядке возмещения ущерба, причиненного действиями (бездействием) проверяющих;
- получить копию предписания на проведение проверки, акт (справку) проверки, а также промежуточный акт (в случае его составления);
- обжаловать в соответствии с главой 9 Положения решения контролирующего (надзорного) органа по акту проверки, требования (предписания) об устранении нарушений, установленных в ходе проведения проверки, и (или) о принятии мер по недопущению в дальнейшем выявленных нарушений, действия (бездействие) проверяющих.
Проверяемые субъекты, их представители, участники контрольного обмера обязаны:
- выполнять законные требования контролирующих (надзорных) органов и проверяющих;
- обеспечить допуск проверяющих к проверке, представить необходимые для проверки документы, а также допустить проверяющих для обследования территорий, помещений, транспортных средств и иных объектов, используемых для осуществления деятельности;
- обеспечивать проверяющим возможность осуществления их прав и обязанностей, включая предоставление помещений, пригодных для проведения проверки (в случае их наличия);
- обеспечить проведение инвентаризации, контрольных обмеров, контрольных запусков в производство сырья и материалов, расчетов и экспертиз, а также других действий по проверке деятельности проверяемого субъекта;
- обеспечить возможность осуществления отбора проб и образцов, проведения испытаний, технических освидетельствований;
- изготавливать в случаях, предусмотренных в пункте 51 Положения, за свой счет копии изымаемых документов;
- возмещать в случаях и порядке, установленных Советом Министров Республики Беларусь, затраты, связанные с проведением исследований, испытаний, технических освидетельствований и экспертиз, привлечением экспертов, специалистов, а также стоимость израсходованных проб и образцов;
- содействовать проверяющим в проведении проверки;
- давать по требованию проверяющих письменные и устные объяснения по вопросам деятельности проверяемого субъекта, представлять справки, расчеты;
- являться в контролирующий (надзорный) орган по его вызову. При невозможности явиться в указанные в уведомлении место и (или) время вызываемое лицо обязано сообщить об этом в контролирующий (надзорный) орган, указав причины, и согласовать иное время прибытия;
- представить проверяющему затребованные у них в соответствии с пунктом 11 Положения информацию и (или) документы или сообщить об их отсутствии;
- предупредить проверяющих о том, что проверяемые ими сведения относятся к охраняемой законодательными актами тайне;
- принять меры по устранению выявленных контролирующим (надзорным) органом по результатам проверки нарушений, возместить вред, причиненный государству, иным лицам.
Кроме этого, Указом утверждены:
1) Положение о порядке проведения мониторинга;
2) Положение о порядке проведения мероприятий технического (технологического, поверочного) характера;
3) перечень контролирующих (надзорных) органов, уполномоченных проводить проверки, мониторинги, и сфер их контрольной (надзорной) деятельности;
4) перечень мероприятий технического (технологического, поверочного) характера и контролирующих (надзорных) органов, уполномоченных на их проведение.
Указ вступает в силу в следующем порядке:
пункты 8 и 11 - после официального опубликования Указа;
иные положения Указа - с 1 января 2026 г.