23.02.2024

Маркировка лекарств: что необходимо предпринять аптечным организациям

 

В 2023 году постановлением Правительства РК от 21 октября было внесено концептуальное изменение в перечень товаров, подлежащих маркировке, где теперь все лекарственные средства подлежат обязательной маркировке с 1 июля 2024 года.

В настоящее время всеми участниками оборота лекарственных средств ведется активная работа по внедрению маркировки.

Местными исполнительными органами и медицинскими организациями проводится работа по закупу необходимого оборудования для считывания кодов маркировки в медицинских организациях и интеграции информационных систем. Идет реализация пилотного проекта по прослеживаемости движения лекарственных средств и тестирования учетных систем медицинских организаций.

Отметим, что для работы в системе маркировки и прослеживаемости лекарственных средств аптечным организациям необходимо осуществить только приемку лекарственных средств в информационной системе.

Для этого достаточно иметь мобильный телефон (смартфон на базе iOS или Android) и с его помощью осуществить приемку.

Для реализации лекарственных средств аптеке необходимо:

- наличие контрольно-кассовой машины (далее - ККМ). При этом обязательное наличие ККМ не связано с маркировкой, а является обязательным с 2018 года в соответствии с приказом Министра финансов РК от 16 февраля 2018 года № 208;

- приобрести совместимый с ККМ 2D сканер для того, чтоб осуществить вывод маркированного лекарственного средства из оборота в информационной системе маркировки и прослеживаемости.

Справочно. Средняя стоимость 2D сканеров варьируется от 13 до 185 тыс. тенге.

Если по каким-либо причинам у аптеки отсутствует ККМ, то маркированное лекарственное средство может быть продано и выведено из оборота посредством мобильных касс (WebKassa, Rekassa и др.), установка на смартфон которых доступна на бесплатной основе.

Кроме того, в настоящее время возможность вывода маркированных лекарственных средств из оборота уже доступна на платежных терминалах Freedom Bank и Halyk Bank, на завершающем этапе решение от Kaspi Bank.

В этой связи, субъекты микропредпринимательства и малого бизнеса могут без затрат либо с минимальными затратами закупить оборудование необходимое для внедрения маркировки и прослеживаемости лекарственных средств.

Маркировка лекарственных средств, в первую очередь, внедряется в целях повышения эффективности фармаконадзора и контроля качества лекарственных средств, позволит мониторировать весь жизненный цикл лекарственного средства с этапа производства до конечного потребителя, а также будет действенным механизмом в борьбе с теневым рынком и окажет содействие в рациональном использовании и планировании закупа лекарственных средств.

Напомним, что с сентября 2019 года по 31 июля 2021 года был проведен пилотный проект по внедрению цифровой маркировки и прослеживаемости лекарственных средств, в котором приняли участие 23 представителя фармацевтической отрасли, где среди них были производители, дистрибьюторы, медицинские и аптечные организации. 18 торговых наименований были промаркированы соответствующим кодом.

Все участники пилотного проекта были зарегистрированы в системе маркировки, а также в Национальном каталоге товаров, прошли обучение по механизмам и функционалу. Вся работа в рамках внедрения цифровой маркировки и прослеживаемости лекарственных средств проводилась с учетом предложений НПП «Атамекен», бизнес-сообщества и других заинтересованных органов.

Во время пилота были изучены все основные бизнес-процессы маркировки и прослеживаемости препаратов, разработаны необходимые нормативно-правовые акты.