ТЕМАТИЧЕСКАЯ ПОДБОРКА: «ИТОГИ ГОДА-2023» |
|
Несмотря на то, что сдача годовой финансовой и налоговой отчетности предстоит в марте 2024 года,
подготовку к подведению итогов года следует по возможности закончить в декабре 2023 года.
ЗАВЕРШАЕМ 2023 ГОД УСПЕШНО - ШПАРГАЛКА ДЛЯ БУХГАЛТЕРА
Для бухгалтера конец финансового года - это не только праздники и подарки, но и большая нагрузка. В бухгалтерии дел всегда хватает, но к концу года работы традиционно прибавляется. Чтобы успешно закрыть год и перейти в новый налоговый период, нужно провести ряд обязательных мероприятий: дела нужно упорядочить, расчеты - сверить, документы - проверить, недостающее - восстановить, от лишнего - избавиться, реестры и сводные ведомости - составить, итоги - подвести. Кроме того, необходимо составить планы на следующий год с учетом новых направлений развития компании. Декабрь, пожалуй, один из самых продуктивных и сложных месяцев в году для бухгалтера.
Для того чтобы бухгалтер чувствовал себя уверенно и легко решал все учетные задачи, «ПАРАГРАФ» подготовил полезную шпаргалку о главных делах в конце года.
Итак, выделим наиболее существенные моменты, которые могут повлиять на дальнейшее ведение учета и составление годовой отчетности.
В декабре необходимо:
Проверить наличие всех первичных документов;
Провести сверку ЭСФ и проверить учет по НДС;
Провести закрытие дебиторской/кредиторской задолженности;
Подписать Акты сверок с поставщиками/подрядчиками;
Провести «Экспресс-проверку ведения учета» в 1С;
Закрыть год в 1С или другой учетной программе;
Скорректировать авансовые платежи по КПН за 2023 год;
Изучить баланс рабочего времени и составить график отпусков на 2024 год;
Проверить лимиты по НДС и применения СНР;
Ознакомиться с изменениями и дополнениями в Налоговом кодексе с 2024 года;
Внести изменения в Учетную политику;
Внести изменения в Налоговую учетную политику;
Проверить налоговый статус иностранных работников, пенсионеров, льготников;
МЕТОДОЛОГИЯ ПРОВЕДЕНИЯ ИНВЕНТАРИЗАЦИИ В 2023 ГОДУ
§ Общие правила проведения инвентаризации
Инвентаризация представляет собой определенную последовательность практических действий по документальному подтверждению наличия, состояния и оценки имущества и обязательств организации с целью обеспечения достоверности данных учета и отчетности.
Инвентаризация является одним из методов контроля в бухгалтерском учете и заключается в установлении на определенную дату фактических средств в натуральном и денежном выражении и источников их образования путем непосредственного пересчета (снятия остатков) инвентаризуемого объекта в натуре и сличения фактических остатков с данными бухгалтерского учета.
Порядок проведения инвентаризации и оформление ее результатов регламентируется Правилами ведения бухгалтерского учета, утвержденными приказом Министра финансов РК от 31 марта 2015 года № 241.
Согласно данным Правилам, инвентаризация активов и обязательств должна проводиться не менее одного раза в год.
Субъекты малого предпринимательства с численностью работников не более десяти человек, самостоятельно определяют период проведения инвентаризации.
Инвентаризации подлежит все имущество независимо от его местонахождения, а также не принадлежащее субъекту, но числящееся в бухгалтерском учете (находящееся на ответственном хранении, арендованное согласно договору, полученное для переработки, принятое на комиссию), а также имущество, не учтенное по каким-либо причинам, и все виды обязательств.
Количество плановых инвентаризаций в отчетном периоде, даты их проведения, перечень активов и обязательств, проверяемых при каждой из них, устанавливаются в учетной политике руководством субъекта.
Для проведения инвентаризации имущества и обязательств организации создается инвентаризационная комиссия, состав которой утверждается руководителем организации.
В состав инвентаризационной комиссии рекомендуется включать представителей администрации, работников бухгалтерской службы, службы внутреннего контроля и других специалистов, при необходимости - представителей службы внешнего аудита.
Для полной и точной проверки фактического наличия имущества и обязательств инвентаризационная комиссия должна быть обеспечена рабочей силой для перевешивания и перемещения грузов, технически исправными весовыми, измерительными и контрольными приборами, мерной тарой и тому подобным.
После утверждения приказа о назначении председателю инвентаризационной комиссии выдается письменное распоряжение за подписью руководителя, в котором кроме состава комиссии указываются: номер и дата приказа о проведении инвентаризации, объект, подлежащий инвентаризации, сроки начала и окончания инвентаризации.
До проведения инвентаризации члены комиссии:
1) знакомятся с материалами последней инвентаризации, проведенной по данным объектам, с мерами, принятыми по результатам последней инвентаризации;
2) пломбируют подсобные помещения, подвалы и другие места хранения имущества, имеющие отдельные входы и выходы;
3) проверяют исправность весоизмерительных приборов, используемых для работы комиссии в процессе проведения инвентаризации, и соблюдение установленных сроков их клеймения;
4) получают последние на момент инвентаризации реестры приходных и расходных документов или отчеты о движении имущества, подлежащего инвентаризации.
Материально ответственные лица субъекта представляют расписки о том, что к началу инвентаризации все имущество, поступившее на ответственное хранение, оприходовано, а выбывшее списано в расход, и все расходные и приходные документы на имущество, находящееся у них в подотчете, сданы в бухгалтерскую службу.
Инвентаризация имущества производится по местонахождению имущества.
Проверка фактических остатков производится при участии материально ответственного лица, при этом материально ответственное лицо не является членом комиссии на своем участке.
Результаты подсчета, обмера и взвешивания заносятся в инвентаризационные описи - документы, составляемые в момент проведения инвентаризации и подтверждающие фактическое наличие имущества на определенную дату не менее чем в двух экземплярах, которые подписываются всеми членами комиссии и материально ответственным лицом субъекта.
В конце описи материально ответственное лицо субъекта дает расписку, подтверждающую проверку комиссией имущества в его присутствии, об отсутствии к членам комиссии каких-либо претензий.
При проверке фактического наличия имущества в случае смены материально ответственного лица в инвентаризационных описях лицо, принявшее это имущество, расписывается в их получении, а сдавшее - в их сдаче.
Если период проведения инвентаризации имущества составляет более чем один день, то помещение, где хранится инвентаризируемое имущество, ежедневно опечатывается в присутствии членов комиссии и материально ответственного лица.
В случае если в период проведения инвентаризации комиссия не имеет возможности произвести подсчет имущества в данном помещении и записать его в опись сразу, на группу проинвентаризированного (просчитанного) имущества прикрепляются инвентаризационные ярлыки фактического наличия имущества.
На имущество, не принадлежащее субъекту на правах собственности, но находящееся у них, а также на имущество, пришедшее в негодность, составляются отдельные инвентаризационные описи.
По окончании инвентаризации оформленные инвентаризационные акты и описи, сличительные ведомости, формы которых утверждены приказом Министра финансов РК от 20 декабря 2012 года № 562, сдаются в бухгалтерскую службу.
Выявленные при инвентаризации расхождения фактического наличия имущества с данными бухгалтерского учета признаются:
- излишки - доходом и подлежат оприходованию;
- недостачи - расходом или, в случае установления виновного лица, его задолженностью.
Нормы естественной убыли применяются лишь в случаях выявления фактических недостач.
Недостача и порча запасов сверх норм естественной убыли при наличии виновных лиц возмещается виновными лицами.
Взаимный зачет излишков и недостач в результате пересортицы допущен только в виде исключения за один и тот же проверяемый период у одного и того же проверяемого лица, в отношении запасов одного и того же наименования и в тождественных количествах.
О допущенной пересортице материально ответственные лица представляют подробные объяснения комиссии.
Комиссия выявляет причины недостач или излишков, обнаруженных при инвентаризации. Выводы, предложения и решения комиссии оформляются протоколом, утвержденным руководством субъекта.
Результаты инвентаризации отражаются в бухгалтерском учете и финансовой отчетности того месяца, в котором была закончена инвентаризация, а по годовой инвентаризации - в годовой финансовой отчетности.
Инвентаризация дебиторской и кредиторской задолженности оформляется Актом инвентаризации дебиторской и кредиторской задолженности с приложением акта сверки взаиморасчетов с дебиторами и кредиторами, в произвольной форме.
См. также: | форму приказа о проведении инвентаризации |
| форму приказа о проведении инвентаризации денежных средств |
| форму приказа о списании сомнительных требований и безнадежной дебиторской задолженности |
§ Влияние результатов инвентаризации на налоговый учет
Результаты инвентаризации имущества по-разному влияют на налоговый учет. Это зависит от того, о каком имуществе идет речь, возмещается ли ущерб виновным лицом, является ли предприятие (ИП, ЮЛ), имущество которого инвентаризируется, плательщиком НДС или нет и какой режим налогообложения (общеустановленный, специальный) оно применяет.
Основные аспекты налогового учета результатов инвентаризации имущества:
- по КПН (общеустановленный режим налогообложения);
- по НДС;
- по ИПН, социальному налогу и социальным платежам (ОПВ, СО, ОСМС).
Примеры по налоговому учету результатов инвентаризации имущества
с элементами бухгалтерского учета (с корреспонденциями счетов) >> см. здесь
ФИНАНСОВАЯ ОТЧЕТНОСТЬ -2023
Целью бухгалтерского учета и финансовой отчетности является обеспечение заинтересованных лиц полной и достоверной информацией о финансовом положении, результатах деятельности и изменениях в финансовом положении индивидуальных предпринимателей и организаций.
Систему бухгалтерского учета и финансовой отчетности в РК регулирует Закон от 28 февраля 2007 года № 234-III «О бухгалтерском учете и финансовой отчетности».
Элементами финансовой отчетности, связанными с оценкой финансового положения, являются активы, обязательства и капитал.
Активы - ресурсы, контролируемые индивидуальным предпринимателем или организацией в результате прошлых событий, от которых ожидается получение будущих экономических выгод.
Обязательство - существующая обязанность индивидуального предпринимателя или организации, возникающая из прошлых событий, урегулирование которой приведет к выбытию ресурсов, содержащих экономические выгоды.
Капитал - доля в активах индивидуального предпринимателя или организации, остающаяся после вычета всех обязательств.
Элементами, непосредственно связанными с измерениями результатов деятельности в отчете о прибылях и убытках, являются доходы и расходы.
Доходы - увеличение экономических выгод в течение отчетного периода в форме притока или прироста активов или уменьшения обязательств, которые приводят к увеличению капитала, отличному от увеличения, связанного с взносами лиц, участвующих в капитале.
Расходы - уменьшение экономических выгод в течение отчетного периода в форме оттока или уменьшения активов или возникновения обязательств, которые приводят к уменьшению капитала, отличному от уменьшения, связанного с распределением лицам, участвующим в капитале.
Организации представляют финансовую отчетность:
- учредителям (участникам) в соответствии с учредительными документами;
- уполномоченному органу в области государственной статистики по месту государственной регистрации;
- органам государственного контроля и надзора Республики Казахстан в соответствии с их компетенцией;
- своей основной организации, по отношению к которой они являются дочерними, в порядке, определяемом основной организацией, включая перечень, формы и сроки.
Финансовая отчетность представляется в национальной валюте Республики Казахстан - тенге.
Отчетным периодом является период, за который организацией представляется финансовая отчетность.
Отчетным периодом для годовой финансовой отчетности является календарный год, начиная с 1 января по 31 декабря.
Первый отчетный год для вновь созданной организации начинается с момента ее государственной регистрации по 31 декабря того же года.
Финансовые организации (за исключением юридических лиц, исключительной деятельностью которых является инкассация банкнот, монет и ценностей) представляют годовые финансовые отчеты в сроки, установленные Национальным Банком Республики Казахстан по согласованию с уполномоченным органом по регулированию, контролю и надзору финансового рынка и финансовых организаций.
Прочие организации представляют годовые финансовые отчеты не позднее 30 апреля года, следующего за отчетным.
Формы годовой финансовой отчетности для организаций публичного интереса (кроме финансовых организаций), утверждены Приказом Министра финансов Республики Казахстан от 28 июня 2017 года № 404.
Данные формы вправе применять не только организации публичного интереса, но также и другие организации, которые самостоятельно разрабатывают финансовую отчетность и могут взять их за основу.
Также уполномоченными органами утверждены формы финансовой отчетности для прочих субъектов:
- администраторов бюджетных программ и местных уполномоченных органов;
- субъектов малого предпринимательства;
- филиалов нерезидентов финансовых организаций;
Финансовая отчетность, за исключением отчетности государственных учреждений, включает в себя:
1) бухгалтерский баланс;
2) отчет о прибылях и убытках;
3) отчет о движении денежных средств;
4) отчет об изменениях в капитале;
5) пояснительную записку.
Финансовая отчетность подписывается руководством и главным бухгалтером организации, индивидуальным предпринимателем.
Финансовая отчетность организации, в которой бухгалтерский учет ведется бухгалтерской организацией или профессиональным бухгалтером, подписывается руководством, а также руководителем бухгалтерской организации или профессиональным бухгалтером.
Финансовая отчетность организации публичного интереса подписывается руководством и главным бухгалтером, являющимся профессиональным бухгалтером
Организации, имеющие дочерние организации, кроме финансовой отчетности по деятельности основной организации, обязаны составлять и представлять консолидированную финансовую отчетность в соответствии с требованиями законодательства Республики Казахстан о бухгалтерском учете и финансовой отчетности.
См. примеры заполнения: | |
| |
| |
| |
|
Также заполнить пояснительную записку поможет «Шаблон (форма) пояснительной записки к финансовой отчетности за 2023 год»
НАЛОГОВАЯ ОТЧЕТНОСТЬ -2023
Примеры заполнения годовых форм налоговой отчетности с шаблонами в формате Excel см. в таблице «ФНО-2023».
Если у вас возникли вопросы, связанные с новеллами законодательства, то разобраться с изменениями в законодательства вам помогут:
| |
Новости |
Изменения в формах финотчетности для госучреждений и Правилах их составления
В План счетов бухучета госучреждений внесут уточнения по учету отдельных операций
Утвержден Единый план счетов для госучреждений с 1 января 2024 года
В НСФО и Правила сдачи финотчетности в депозитарий внесут поправки
Изменения в формах и правилах составления финансовой отчетности госучреждений
План счетов для государственных учреждений дополнен новыми счетами
Порядок приостановления (возобновления) представления налоговой отчетности
Как продлить сроки представления налоговой отчетности
Какие коды управлений госдоходов области Жетісу указывать в налоговой отчетности
| |
Нормативные правовые акты, ответы госорганов |
Кодекс РК от 25 декабря 2017 года № 120-VI «О налогах и других обязательных платежах в бюджет» (Налоговый кодекс)
Закон РК от 25 декабря 2017 года № 121-VI «О введении в действие Кодекса Республики Казахстан «О налогах и других обязательных платежах в бюджет» (Налоговый кодекс)»
Закон Республики Казахстан от 28 февраля 2007 года № 234-III «О бухгалтерском учете и финансовой отчетности»
Приказ Министра финансов Республики Казахстан от 28 января 2022 года № 94 «Об утверждении Правил сдачи финансовой отчетности организациями публичного интереса в депозитарий»
Приказ Министра финансов Республики Казахстан от 19 марта 2018 года № 388 «Об утверждении форм налоговых регистров и правил их составления»
Приказ Министра финансов Республики Казахстан от 1 февраля 2018 года № 98 «Об утверждении Правил организации и ведения налогового учета индивидуальными предпринимателями, на которых в соответствии с Законом Республики Казахстан от 28 февраля 2007 года «О бухгалтерском учете и финансовой отчетности» не возложена обязанность по ведению бухгалтерского учета и составлению финансовой отчетности»
Приказ Министра финансов Республики Казахстан от 1 февраля 2018 года № 97 «Об утверждении формы налоговой учетной политики для индивидуальных предпринимателей, применяющих специальные налоговые режимы для субъектов малого бизнеса на основе патента, упрощенной декларации или с использованием специального мобильного приложения»
Приказ Министра финансов Республики Казахстан от 1 августа 2017 года № 468 «Об утверждении форм и правил составления и представления финансовой отчетности» (для государственных учреждений)
Приказ Министра финансов Республики Казахстан от 28 июня 2017 года № 404 «Об утверждении перечня и форм годовой финансовой отчетности для публикации организациями публичного интереса (кроме финансовых организаций)»
Приказ Министра финансов Республики Казахстан от 31 марта 2015 года № 241 «Об утверждении Правил ведения бухгалтерского учета»
Приказ Министра финансов Республики Казахстан от 31 января 2013 года № 50 «Об утверждении Национального стандарта финансовой отчетности»
Приказ Министра финансов Республики Казахстан от 20 декабря 2012 года № 562 «Об утверждении форм первичных учетных документов»
Приказ Министра финансов Республики Казахстан от 7 сентября 2010 года № 444 «Об утверждении учетной политики» (для государственных учреждений)
Приказ Министра финансов Республики Казахстан от 3 августа 2010 года № 393 «Об утверждении Правил ведения бухгалтерского учета в государственных учреждениях»
Типовые планы счетов бухгалтерского учета
Формы налоговой отчетности на 2023 год
| |
Разъяснения специалистов |
§ Аналитические материалы
Завершаем 2023 год успешно - советы для бухгалтера
Методология проведения инвентаризации в 2023 году
Построчное заполнение финансовой отчетности для организаций публичного интереса за 2023 год
Пояснительная записка к финансовой отчетности ТОО за 2023 год (ШАБЛОН, ОБРАЗЕЦ)
§ Ответы на вопросы
Какие последующие затраты относятся на увеличение балансовой стоимости ОС по НСФО?
Как отразить в учете списание начисленных, но не выплаченных дивидендов?
Какие необходимо сделать бухгалтерские проводки при составлении ликвидационного баланса?
Каков перечень документов, представляемых в депозитарий финансовой отчетности?
Когда ТОО должны представлять годовые финансовые отчеты учредителям?
В каких случаях микрофинансовая организация обязана проводить аудит?
Обязано ли ТОО, имеющее лицензию на разведку твердых полезных ископаемых, ежегодно проводить аудит?
Какие организации обязаны проводить аудит специального назначения?
В какой ФНО следует отразить доход от курсовой разницы ТОО на СНР розничного налога?
Какие социальные платежи ИП указывает в ликвидационной ФНО 910.00 при отсутствии дохода?
Как в ФНО 913.00 отражается доход от выбытия ФА?
По какой форме представлять налоговую отчетность КХ, применяющему СНР для сельхозпроизводителей?
Какие ФНО необходимо представлять сельскохозяйственному кооперативу?
Какую форму налоговой отчетности сдают Общественные объединения?
Как ИП заполнить налоговый регистр по учету доходов?
Внимание! Подборка обновляется по мере поступления нового материала до конца текущего года.
| |
Надеемся, что предложенные ИС § «Бухгалтер» материалы помогут избежать ошибок, оградить от штрафов, пени и судебных исков |