Закон Республики Казахстан от 24 декабря 1996 г. № 52-1 О бюджетной системе (с изменениями и дополнениями внесенными Законами РК от 16 июня 1997 г. № 125-1; от 11 июля 1997 г. № 154-1; от 16.12.98 г. № 319-1)(утратил силу)
Закон Республики Казахстан от 24 декабря 1996 г. № 52-1 О бюджетной
системе (с изменениями и дополнениями внесенными Законами РК от 16 июня
1997 г. № 125-1; от 11 июля 1997 г. № 154-1; от 16.12.98 г. № 319-1)
Утратил силу в соответствии с Законом РК от 1.04.99 г. № 358-1
Закон изложен в последней редакции (см. стар. ред.)
Настоящий Закон регулирует финансовые отношения, складывающиеся в процессе формирования бюджетов республики различных уровней, определяет процесс разработки, рассмотрения, утверждения, исполнения и контроля за исполнением республиканского и местных бюджетов.
Статья 1. Основные понятия, используемые в настоящем Законе
В настоящем Законе используются следующие понятия:
бюджет - централизованный денежный фонд, предназначенный для осуществления государством своих функций и создаваемый за счет налогов и других поступлений, установленных законодательством;
бюджетная классификация - группировка поступлений в бюджет и расходования из бюджета по функциональным, ведомственным и экономическим характеристикам;
бюджетное устройство - организация бюджетной системы принципов ее построения;
бюджетный процесс - регламентированная законодательством деятельность государственных органов и должностных лиц по составлению, рассмотрению, утверждению, исполнению, контролю за исполнением бюджетов всех уровней и утверждению отчетов об их исполнении;
государственный бюджет - совокупность республиканского и местных бюджетов без учета взаимопологающих операций между ними;
государственная гарантия - обязательства Правительства Республики Казахстан частично погасить задолженность перед кредитором в случае неуплаты заемщиком причитающейся с него суммы в установленный срок;
государственные займы - отношения займа, в которых заемщиком выступает Республика Казахстан в лице Правительства или Национального Банка Республики Казахстан;
государственное заимствование - процесс привлечения, освоения и погашения государственных займов, выраженных в форме договора или государственных ценных бумаг;
государственный долг - сумма освоенных и непогашенных государственных займов на определенную дату;
государственный гарантированный долг - сумма освоенных и непогашенных займов на определенную дату, по которым имеются государственные гарантии Правительства Республики Казахстан;
государственный счет - порядок учета финансовых ресурсов государства на счетах бюджетов всех уровней;
дефицит бюджета - превышение объема расходов и выделенных на возвратной основе кредитов из бюджета над общей суммой поступлений в бюджет, кроме сумм правительственных заимствований. Размер утверждаемого в составе республиканского бюджета дефицита выражается в национальной валюте и в процентах к валовому внутреннему продукту;
доходы бюджета - объем налоговых и неналоговых поступлений и сборов, а также доходы от операций с капиталом, поступающие в бюджет на невозвратной основе;
местные бюджеты - бюджеты областей, областные бюджеты, бюджеты городов (кроме городов районного значения), бюджеты специальных экономических зон и районов, за исключением районов в городах;
обслуживание государственного долга - совокупные платежи, связанные с выплатой вознаграждения (интереса), страховых, комиссионных сборов и штрафов по государственному долгу;
официальные трансферты - безвозмездные и невозвратные поступления в бюджет и расходы из бюджета;
программа и подпрограмма - комплекс мероприятий по исполнению определенных государственных функций; (программы подразделяются на подпрограммы, представляющие собой составные части комплекса мероприятий или конкретные мероприятия)
профицит бюджета - превышение общей суммы поступлений доходов и официальных трансфертов в бюджет над общим объемом расходов и выделяемых на возвратной основе кредитов. Размер профицита республиканского бюджета исчисляется в национальной валюте и в процентах к валовому внутреннему продукту;
расходы бюджета - средства, выделяемые из бюджета на безвозвратной основе в пределах утвержденного бюджета;
резервы Правительства Республики Казахстан и местных исполнительных, органов - средства, для финансирования непредвиденных расходов единовременного характера, в том числе централизованные в республиканском или в местном бюджете соответственно средства для ликвидации чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера;
секвестр - специальный механизм, предусматривающий запрет на расходование средств, который вводится в случаях, когда при исполнении бюджета происходит превышение установленного уровня бюджетного дефицита либо сокращаются поступления от доходных источников, в результате чего становится невозможным финансирование в полном объеме предусмотренных в бюджете программ;
субвенции - официальные трансферты, получаемые нижестоящими бюджетами от вышестоящих в пределах утвержденных сумм, для осуществления целевых расходов или целевых программ;
субсидии - трансфертные платежи из бюджетов, выделяемые организациям в пределах утвержденных сумм, для финансирования целевых расходов (программ);
счетный период - период, не входящий в новый финансовый год, в течение которого производятся заключительные операции по не обеспеченным финансированием утвержденным в истекшем финансовом году бюджетным расходам. Продолжительность счетного периода устанавливается Министерством финансов Республики Казахстан не позднее 1 апреля текущего года;
финансовый год - регулярный бюджетно-учетный период, начинающийся 1 января и заканчивающийся 31 декабря календарного года. Финансовый год не включает счетный период;
функциональная группа - группа платежей из бюджета, направляемых с целью выполнения общегосударственных задач;
чистое кредитование - разница между общей суммой выданных и погашенных кредитов.
городской (районный) бюджет - денежный фонд, предназначенный для осуществления исполнительными органами города (района), за исключением городов районного значения и районов в городах, своих функций и создаваемый за счет налогов и других поступлений, установленных законодательством;
бюджет области - свод областного, городских и районных бюджетов, без учета взаимопогашающих операций между ними;
бюджетная заявка - финансовое обоснование программ, представляемая их администраторами по форме, установленной Министерством финансов Республики Казахстан;
государственное учреждение - администратор программ - центральные исполнительные органы и аким областей и городов Астаны и Алматы, ответственные за финансовое обоснование республиканских и местных программ при составлении бюджетов;
республиканские программы - программы, имеющие общегосударственное значение, разрабатываемые Правительством Республики Казахстан и финансируемые из республиканского или местных бюджетов;
местные программы - программы, разрабатываемые акимами областей (городов Астаны и Алматы) и утверждаемые местными представительными органами и финансируемые из местных бюджетов;
областной бюджет (бюджет городов Астаны и Алматы) - централизованный денежный фонд области (города), предназначенный для осуществления областными (городскими) исполнительными органами своих функций и создаваемый за счет налогов и других поступлений, устанавливаемых законодательством;
программа государственных инвестиций - утверждаемая Правительством Республики Казахстан программа инвестирования государственных и (или) привлекаемых государством, в том числе под государственные гарантии, средств по приоритетным секторам экономики;
утвержденный бюджет - бюджет на предстоящий финансовый год, утвержденный Парламентом Республики Казахстан или соответствующими местными представительными органами;
уточненный бюджет - бюджет на текущий финансовый год, утвержденный Парламентом Республики Казахстан или соответствующими местными представительными органами с учетом изменений, внесенных в ходе его исполнения;
Статья 2. Основа для формирования бюджета
Бюджет формируется на основе ежегодного послания Президента Республики Казахстан к народу Казахстана, учитывая параметры принятого Правительством Республики Казахстан индикативного плана социально-экономического развития Республики Казахстан на соответствующий год. Об индикативном плане на 1999 г. см. постановления Правительства РК от 15 октября 1998 г. N 1044 и от 16 октября 1998 г. N 1058.
Статья 3. Основные положения в управлении финансовыми ресурсами государства
1. В государственном бюджете находят отражение:
взаимодействие экономических и финансовых целей государства;
взаимодействие бюджетов разных уровней и взаимодействие бюджетов с различными секторами экономики;
совершенствование налогово-фискальных инструментов;
структура и размер поступлений доходов в бюджеты и расходов из бюджетов;
размер дефицита (профицита) республиканского бюджета;
сбалансированность местных бюджетов;
оценка состояния и динамики государственного долга с учетом его погашения и влияния на финансовые операции государства.
Статья 4. Бюджетная система
1. Бюджетная система Республики Казахстан представляет собой совокупность бюджетов различных уровней, основанную на экономических отношениях и правовых нормах, а также процесс их разработки, рассмотрения, утверждения, исполнения и контроля.
2. В Республике Казахстан самостоятельно функционируют республиканский бюджет и местные бюджеты (включая бюджеты специальных экономических зон).
3. Республиканский бюджет на финансовый год утверждается законом Республики Казахстан, местные бюджеты - решениями соответствующих местных представительных органов. Бюджеты фондов экономического и социального развития экономических зон на финансовый год утверждаются в соответствии с законодательством об и этих фондах.
4. Формирование, утверждение и учет исполнения бюджетов всех уровней осуществляется в национальной валюте.
Статья 5. Принципы бюджетного устройства
Бюджетное устройство Республики Казахстан основывается на принципах единства, полноты, реальности, гласности и самостоятельности всех бюджетов, входящих в бюджетную систему республики.
Единство бюджетной системы обеспечивается единой правовой базой, использованием единой бюджетной классификации, единством формы государственной финансовой статистики, передаваемой с одного уровня бюджета на другой, принципами бюджетного процесса, единством денежной системы. Оно основано на взаимодействии бюджетов всех уровней через перераспределение доходов.
Структура бюджета состоит из следующих разделов:
"Доходы" - все поступления в бюджет, кроме поступлений от правительственного заимствования и полученных официальных трансфертов (грантов);
"Полученные официальные трансферты (гранты)" - все поступления в бюджет, кроме поступлений, входящих в раздел "Доходы";
"Погашение" - поступления от погашения выданных из бюджета кредитов;
"Расходы" - все расходы из бюджета, включая расходы по обслуживанию государственного долга, кроме платежей из бюджета по кредитованию и погашению основной суммы государственного долга;
"Кредитование минус погашение" - включает платежи из бюджета по кредитованию и поступления от погашения ранее выданных из бюджета кредитов и отражает чистое кредитование;
"Кредитование" - платежи из бюджета на возвратной основе;
"Финансирование дефицита бюджета" - поступления в бюджет по заимствованию, за вычетом погашения основной суммы долга, или распределение профицита бюджета на погашение основной суммы долга, за вычетом поступлений по заимствованию.
До внесения изменений и дополнений в статью 6 Законом РК от 16 декабря 1998 г. № 319-1 в структуру бюджета входил раздел "Дефицит (профицит) бюджета" - составляющий разницу между общим итогом разделов "Доходы" и "Полученные официальные трансферты (гранты)" и общим итогом разделов "Расходы" и "Кредитование минус погашение".
Статья 7. Республиканский бюджет
Республиканский бюджет представляет собой централизованный фонд денег, формируемый в основном за счет общегосударственных налогов и предназначенный для финансирования общегосударственных программ, определяемых Правительством Республики Казахстан для осуществления функций, возложенных на него Конституцией, законами и актами Президента Республики Казахстан.
Статья 8. Поступления в республиканский бюджет
Поступления в республиканский бюджет включают:
1) доходы республиканского бюджета, которые состоят из:
налоговых и таможенных поступлений, установленных налоговым и таможенным законодательством Республики Казахстан, включая общегосударственные налоги и сборы, за вычетом сумм, подлежащих зачислению в доход местных бюджетов, при этом нормативы поступлений по общегосударственным налогам и их верхний предел по областям и городам Астаны и Алматы определяются законом о республиканском бюджете;
неналоговых поступлений, определяемых Правительством Республики Казахстан в рамках законодательства и представленных ему полномочий;
доходов от операций с капиталом государства;
иных поступлений, не противоречащих законодательству Республики Казахстан, включая поступления в бюджет, получаемые от государственных учреждений за оказанные платные услуги;
2) полученные официальные трансферты (гранты), которые состоят из:
внутренних официальных трансфертов, включая получаемые от исполнительных органов;
внешних официальных трансфертов, получаемых от международных организаций и иностранных государств;
3) правительственные заимствования, которые состоят из поступлений в бюджет от внутренних и внешних источников, необходимых для покрытия дефицита республиканского бюджета;
4) поступления от погашения ранее выданных из республиканского бюджета кредитов (ссуд), а также части поступлений от продажи государственного пакета акций государственной собственности для возмещения обязательств.
О доходах Республиканского бюджета на 1999 г. см. Закон РК от 16 декабря 1998 г.
Статья 9. Расходование средств из республиканского бюджета
Из республиканского бюджета обеспечивается финансирование республиканских программ и подпрограмм, которые включают:
1) общегосударственные расходы на социальную защиту населения, расходы на содержание государственных, межгосударственных и представительских органов и другие расходы по государственным услугам общего характера и обеспечению финансовыми ресурсами программ и подпрограмм:
в области образования и здравоохранения;
в области фундаментальных и прикладных научных исследований;
в области обороны, общественного порядка и безопасности, судебной и уголовно-исправительной системы, в области предупреждения чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера;
по мероприятиям, выполняемым центральными исполнительными органами по организации туризма, спорта и в сфере культуры;
по услугам радио и телевидения и других государственных средств массовой информации;
по поддержке сельскохозяйственных товаропроизводителей, расширению сельскохозяйственного производства, борьбе с особо опасными вредителями сельскохозяйственных растений и болезнями животных и на другие приоритетные цели;
по воспроизводству и охране лесного хозяйства, экологии, воспроизводству, охране животного мира, сохранению и развитию особо охраняемых природных территорий;
по реализации новой жилищной политики и развитию жилищного строительства, адаптации нормативной базы строительства, геологоразведочных, геодезических и сейсмологических работ, охране недр, землеустройству, мероприятий по строительству крупных объектов водоснабжения и канализации;
по выполнению государственных обязательств, связанных с выплатой вознаграждений (интересов) по государственным долгам и их размещением;
по программе государственных инвестиций, а также трансфертные расходы, передаваемые в качестве субвенций в местные бюджеты;
по пенсионным выплатам из Государственного центра по выплате пенсий и государственным социальным пособиям по инвалидности, по случаю потери кормильца и по возрасту;
по обеспечению функционирования, строительству и реконструкции автомобильных дорог республиканского значения;
по другим общегосударственным приоритетным мероприятиям в соответствии с программами Правительства Республики Казахстан, включая расходы по обслуживанию государственного долга;
2) бюджетные средства, выделяемые из бюджета на возвратной основе для выполнения краткосрочных, среднесрочных и долгосрочных государственных программ, как правило, через государственные банки;
3) погашение основной суммы государственного долга.
1. Из местного бюджета обеспечивается финансирование местных программ. Через местные бюджеты допускается реализация части государственных программ и мероприятий.
1. Местные исполнительные органы разрабатывают и самостоятельно исполняют бюджет соответствующих административно-территориальных единиц с учетом функционирования на их территории специальных экономических зон. Местные представительные органы рассматривают и утверждают бюджет на предстоящий финансовый год и отчет об исполнении соответствующего местного бюджета за истекший финансовый год.
3. Бюджеты специальных экономических зон формируются административными советами специальных экономических зон, рассматриваются, утверждаются и исполняются в порядке и по правилам, установленным законодательством о специальных экономических зонах в Республике Казахстан и положениями о специальных экономических зонах, утверждаемыми Президентом Республики Казахстан. См. Указ Президента, имеющий силу закона, от 26 января 1996 г. № 2823 "О специальных экономических зонах в РК" и Указы Президента РК об утверждении положений о создании Лисаковской, Акмолинской, Кызылординской, Жайрем-Атасуйской СЭЗ.
4. Разграничение общегосударственных налогов, сборов и платежей между областным бюджетом и бюджетами районов и городов областного значения определяется местными исполнительными органами, рассматривается и утверждается соответствующими представительными органами.
Статья 11. Поступления в местные бюджеты
Поступления в местные бюджеты включают:
1) доходы местных бюджетов, которые состоят из:
местных налогов и сборов, установленных налоговым законодательством Республики Казахстан;
сумм отчислений от общегосударственных налогов в порядке регулирования нижестоящих бюджетов, с учетом уровня социально-экономического развития региона;
неналоговых поступлений в местные бюджеты, установленных законодательными актами республики;
2) полученные официальные трансферты, которые состоят из:
внутренних официальных трансфертов, получаемых от вышестоящих бюджетов местными исполнительными органами с целью обеспечения сбалансированности их бюджетов; отдельные вопросы назначения внутренних официальных трансфертов и механизм их предоставления см. в постановлении Правительства РК от 22 апреля 1997 г. № 619
внешних официальных трансфертов, получаемых от международных организаций и иностранных государств;
3) поступления средств, заимствованных нижестоящими бюджетами у вышестоящих бюджетов или банков второго уровня в виде договоров займа для покрытия временного кассового разрыва в пределах финансового года;
4) поступления от погашения ранее выданных кредитов.
Статья 12. Расходование средств из местных бюджетов
Расходование средств из местных бюджетов включает:
1) расходы на содержание местных органов государственного управления и для осуществления местными исполнительными органами следующих программ по:
обеспечению общественного правопорядка и безопасности, проводимых местными исполнительными органами;
образованию и здравоохранению;
социальному обеспечению и реализации законодательно установленных льгот для отдельных категорий населения;
жилищно-коммунальному хозяйству, благоустройству, водоснабжению и инженерной инфраструктуре;
культуре, туризму, спорту, содержанию местных средств массовой информации и организации досуга;
аграрной реформе, осуществлению земельной реформы, поддержке сельскохозяйственных товаропроизводителей, борьбе с особо опасными вредителями растений и болезнями животных и на другие цели;
экологии и организации рационального природопользования;
развитию малого и среднего бизнеса;
обеспечению других программ, предусмотренных в утвержденном бюджете на очередной финансовый год, включая расходы по обслуживанию кредитов;
предупреждению чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера;
занятости;
обеспечению функционирования, строительству и реконструкции автомобильных дорог местного значения;
2) бюджетные средства, выделяемые на возвратной основе, как правило, через государственные банки для выполнения краткосрочных, среднесрочных и долгосрочных государственных и региональных программ;
3) погашение основной суммы полученных кредитов и вознаграждений (интересов) по ним.
Статья 13. Обеспечение сбалансированности местных бюджетов
В целях обеспечения сбалансированности доходов и расходов областных (городов республиканского значения) бюджетов в законе о республиканском бюджете на очередной финансовый год предусматриваются отчисления от общегосударственных налогов и сборов в бюджеты областей и городов Астана и Алматы, а также выделение из республиканского бюджета субвенций. Например см. Закон РК от 16 декабря 1998 г. № 318-1 "О Республиканском бюджете на 1999 год".
Статья 14. Резервы Правительства Республики Казахстан и местных исполнительных органов
1. Резервы Правительства Республики Казахстан и местных исполнительных органов образуются в составе республиканского и местных бюджетов для финансирования непредвиденных расходов. В составе резервов Правительства Республики Казахстан и местных исполнительных органов предусматриваются средства для погашения обязательств государства по решениям судебных органов.
Распределение средств из резервов Правительства Республики Казахстан и местных исполнительных органов в пределах размеров, утвержденных в составе расходов бюджетов на соответствующий год, и открытие финансирования производятся в зависимости от уровня бюджета по решениям Правительства Республики Казахстан и местных исполнительных органов соответственно, которые утрачивают силу в конце текущего финансового года.
2. Порядок использования средств резервов Правительства Республики Казахстан и местных исполнительных органов республиканского и местных бюджетов устанавливается соответственно Правительством Республики Казахстан и местными исполнительными органами. О порядке использования средств резервного фонда см. постановление Правительства РК от 22 апреля 1997 г. № 620
3. Размер резервов Правительства Республики Казахстан и местных исполнительных органов не должен превышать двух процентов объема соответствующего бюджета. (на 1999 год резерв Правительства составляет 1500000 тыс. тенге)
Статья 15 исключена Законом РК от 16.12.98 г. № 319-1
Статья 15. Консолидированный финансовый баланс государства
1. Консолидированный финансовый баланс государства включает внебюджетные фонды и государственный бюджет, консолидирующий республиканский и местные бюджеты, с учетом бюджетов специальных экономических зон.
2. Консолидированный финансовый баланс государства разрабатывается для целей управления финансовыми ресурсами государства, отражения основных направлений бюджетной политики, взаимосвязи показателей бюджетной системы с показателями остальных секторов экономики и ведения государственного счета.
Статья 16. Государственный счет
Ведение государственного счета обеспечивается Национальным Банком Республики Казахстан или другим уполномоченным им банком по согласованию с Министерством финансов Республики Казахстан.
Глава III. Составление, рассмотрение и утверждение бюджета
Статья 17. Государственный бюджет
1. В установленные Правительством Республики Казахстан сроки Министерство финансов Республики Казахстан:
на основе долгосрочного Прогноза экономического развития совместно с Национальным Банком Республики Казахстан разрабатывает стратегию государственного и гарантированного государством заимствования на предстоящий 10-летний период, в соответствии с которой уполномоченным Правительством Республики Казахстан органом совместно с Министерством финансов Республики Казахстан разрабатывается Программа государственных инвестиций на 3-летний период;
представляет в Правительство Республики Казахстан основные направления налогово-бюджетной политики на предстоящий финансовый год, разработанные на основе ежегодного послания Президента Республики Казахстан к народу Казахстана, индикативного плана социально-экономического развития Республики Казахстан, оценки текущего исполнения бюджета, макроэкономических показателей стратегии заимствования, денежно-кредитной политики и программы государственных инвестиций.
2. В соответствии с основными направлениями налогово-бюджетной политики Правительство Республики Казахстан определяет лимиты расходования средств государственного бюджета по функциональным группам.
3. Правительство Республики Казахстан уточняет:
перечень государственных программ по функциональным группам;
распределение государственных программ между республиканским и местными бюджетами;
центральные и местные исполнительные органы, ответственные за выполнение государственных программ.
4. Министерство финансов Республики Казахстан в пределах лимитов по функциональным группам доводит лимиты расходования средств государственного бюджета до государственных учреждений-администраторов государственных и местных программ.
5. Государственные учреждения-администраторы республиканских программ в пределах доведенных лимитов по функциональным группам:
разрабатывают бюджетные заявки по республиканским программам, финансируемым из республиканского бюджета, и представляют их в Министерство финансов Республики Казахстан;
распределяют по областям лимиты по республиканским программам, финансируемым из местных бюджетов в установленном законодательством порядке;
согласовывают бюджетные заявки по республиканским программам, финансируемым из местных бюджетов, с местными исполнительными органами;
представляют бюджетные заявки по республиканским программам, финансируемым из местных бюджетов, в территориальном разрезе в Министерство финансов Республики Казахстан.
6. Акимы областей и городов Астаны и Алматы:
определяют перечень местных программ по согласованию с Министерством финансов Республики Казахстан;
разрабатывают бюджетные заявки по местным программам в пределах доведенных лимитов и представляют их в Министерство финансов Республики Казахстан.
7. Министерство финансов Республики Казахстан:
согласно основным направлениям налогово-бюджетной политики на предстоящий финансовый год совместно с акимами областей (городов Астаны и Алматы) определяет прогнозы доходной части Государственного бюджета по видам поступлений в территориальном разрезе;
на основе бюджетных заявок и перечня государственных и местных программ разрабатывает прогноз расходной части государственного бюджета на предстоящий финансовый год с разделением на республиканский и местные бюджеты;
разрабатывает нормативы отчислений от государственных налогов и объемы трансфертов из республиканского бюджета для обеспечения сбалансированности бюджетов областей (городов Астаны и Алматы);
разрабатывает и представляет прогноз государственного бюджета на предстоящий финансовый год в Правительство Республики Казахстан для одобрения.
Статья 18. Республиканский бюджет
Закон о республиканском бюджете на предстоящий финансовый год должен содержать:
объемы доходов, полученных официальных трансфертов, погашения ранее выданных из бюджета кредитов, расходов, кредитования и дефицита бюджета;
перечень видов налоговых и неналоговых поступлений, доходов от операций с капиталом в республиканский и местные бюджеты;
нормативы отчислений от общегосударственных налогов и объемы трансфертов для обеспечения сбалансированности из республиканского бюджета в бюджеты областей (городов Астаны и Алматы);
величины месячных минимальных заработных плат и месячных расчетных показателей по кварталам;
размер резервов Правительства Республики Казахстан с выделением суммы на ликвидаций чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера;
суммы погашения и обслуживания внешних займов, ранее полученных под государственные гарантии Республики Казахстан;
лимит государственного долга;
лимит предоставления государственных гарантий Республики Казахстан на предстоящий финансовый год;
перечень предельных расходов по функциональным группам, государственным учреждениям-администраторам программ и подпрограммам;
перечень республиканских программ, финансируемых из республиканского бюджета, не подлежащих секвестированию в процессе исполнения республиканского бюджета на предстоящий финансовый год.
Статья 19. Рассмотрение и утверждение республиканского бюджета
1. Проект закона о республиканском бюджете на предстоящий финансовый год разрабатывается по поручению Правительства Республики Казахстан Министерством финансов Республики Казахстан и представляется Правительством Республики Казахстан в Парламент Республики Казахстан не позднее 15 сентября года, предшествующего планируемому.
2. Утверждение республиканского бюджета и внесение изменений и дополнений в бюджет происходят на совместном заседании палат после их последовательного обсуждения вначале в Мажилисе, а затем в Сенате.
Обсуждение начинается с доклада Министра финансов, Председателя Национального Банка Республики Казахстан, других уполномоченных Правительством лиц, а также лиц, уполномоченных палатами Парламента Республики Казахстан, с заключением по рассматриваемому вопросу.
3. Республиканский бюджет на предстоящий финансовый год утверждается на уровне программ на совместном заседании палат Парламента Республики Казахстан не позднее 15 декабря отчетного года.
В ходе обсуждения республиканского бюджета на предстоящий год Правительство Республики Казахстан представляет Парламенту Республики Казахстан расчеты направления средств на уровне подпрограмм.
В случае, если Парламентом Республики Казахстан в срок до 15 декабря не будет принят закон о республиканском бюджете на очередной финансовый год, Президент Республики Казахстан издает Указ "О республиканском финансовом плане на I квартал предстоящего финансового года", который действует до утверждения Парламентом республиканского бюджета.
Исполнение финансового плана осуществляется в порядке, установленном для республиканского бюджета.
Статья 20. Порядок уточнения республиканского бюджета
Уточнение республиканского бюджета в ходе его исполнения осуществляется на основании предложений Правительства Республики Казахстан или других законодательных инициатив, согласно действующему законодательству, в порядке и на условиях настоящего Закона. Право законодательной инициативы принадлежит депутатам Парламента РК и Правительству РК и реализуется исключительно в Мажилисе.
1. Составление местных бюджетов осуществляется в соответствии с бюджетной классификацией, утверждаемой Министерством финансов Республики Казахстан.
2. Местные представительные и исполнительные органы несут ответственность за сбалансированность доходов и расходов соответствующих местных бюджетов.
3. Местные исполнительные органы для разработки прогнозов бюджетов областей и городов Астаны и Алматы:
формируют доходную часть в срок до 1 сентября на основе согласованных с Министерством финансов Республики Казахстан прогнозов поступлений и доведенных Министерством финансов Республики Казахстан прогнозов нормативов отчислений от общегосударственных налогов и сборов, и объемов трансфертов из республиканского бюджета для обеспечения сбалансированности их бюджетов с учетом законодательства о специальных экономических зонах;
формируют расходную часть на основе согласованных с соответствующими центральными исполнительными органами государственных программ, финансируемых из местных бюджетов и местных программ;
определяют нормативы отчислений от налоговых и неналоговых поступлений, доходов от операций с капиталом и объемы трансфертов для обеспечения сбалансированности из областного бюджета в нижестоящие бюджеты;
согласовывают лимит заимствования для покрытия временного кассового разрыва с Министерством финансов Республики Казахстан;
представляют прогноз бюджетов областей (городов Астаны и Алматы) в Министерство финансов Республики Казахстан для согласования на предмет соответствия параметрам прогноза государственного бюджета.
4. Решение маслихата о местном бюджете на предстоящий финансовый год должно содержать:
объемы доходов, полученных официальных трансфертов, расходов, чистого кредитования;
перечень видов налоговых и неналоговых поступлений, доходов от операций с капиталом в местные бюджеты в соответствии с законом о республиканском бюджете;
нормативы отчислений от налоговых и неналоговых поступлений, доходов от операций с капиталом и объемы трансфертов для обеспечения сбалансированности из областного бюджета в нижестоящие бюджеты;
размер резервов местных исполнительных органов с выделением сумм на ликвидацию чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера местного значения;
лимит заимствования для покрытия временного кассового разрыва областных бюджетов и бюджетов городов Астаны и Алматы;
размеры средств по программам среднего образования и здравоохранения, которые должны быть не ниже соответствующих объемов, указанных в законе о республиканском бюджете на соответствующий год;
перечень республиканских программ, финансируемых из местных бюджетов и местных программ, сгруппированных в соответствии с функциональной бюджетной классификацией, и их объемы;
перечень республиканских и местных программ, финансируемых из местного бюджета, не подлежащих секвестированию в процессе исполнения местного бюджета на предстоящий финансовый год.
5. Вмешательство вышестоящих государственных органов и местных исполнительных органов в процесс утверждения и исполнения низовых бюджетов не допускается.
6. Местным исполнительным органам запрещается выдавать гарантии за счет средств местных бюджетов.
7. Акимы областей и городов Астаны и Алматы не позднее двухнедельного срока после вступления в силу закона о республиканском бюджете на очередной финансовый год уточняют ранее составленные прогнозные объемы бюджета и вносят на рассмотрение соответствующего маслихата проект областного и городского (городов Астаны и Алматы) бюджета, который в течение двух недель принимает решение по его утверждению.
8. Акимы районов (городов) в двухнедельный срок после утверждения областного бюджета вносят проект бюджетов на рассмотрение соответствующего маслихата, который не позднее двухнедельного срока принимает решение об утверждении бюджета. Бюджеты специальных экономических зон утверждаются в сроки, установленные настоящим пунктом.
9. До утверждения местного бюджета соответствующими маслихатами на предстоящий финансовый год исполнение бюджета I квартала осуществляется в размере 1/4 части проекта годового бюджета на предстоящий финансовый год.
Глава IV. ПРАВИТЕЛЬСТВЕННОЕ КРЕДИТОВАНИЕ И ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ДОЛГ
Статья 22. Кредиты, предоставляемые Правительством Республики Казахстан
1. Министерство финансов Республики Казахстан от имени Правительства Республики Казахстан может предоставлять государственные кредиты в пределах сумм и на цели, предусмотренные в республиканском бюджете, как правило, через государственные банки.
Порядок и условия предоставления кредитов определяются Правительством Республики Казахстан.
Документ утратил силу