Письмо Департамента социального обеспечения и социального страхования Министерства труда и социальной защиты населения Республики Казахстан от 17 февраля 2025 года № ЖТ-2025-00388568 «Об удержании социальных отчислений с доходов физических лиц по договорам ГПХ»
Письмо Департамента социального обеспечения и социального страхования Министерства труда и социальной защиты населения Республики Казахстан от 17 февраля 2025 года № ЖТ-2025-00388568
На обращение от 20 января 2025 года по вопросу: «Из каких средств уплачиваются исчисленные социальные отчисления по договорам ГПХ, предметом которых является выполнение работ (оказание услуг):
1) из собственных средств юридического лица / индивидуального предпринимателя, выплачивающих доход физическому лицу по договору ГПХ; или
2) удерживаемых из суммы дохода физического лица, начисленного за услуги, работы по договору ГПХ? Каким положением Социального кодекса РК регулируется данный вопрос (подпункт, пункт, статья)?»
Департаментом социального обеспечения и социального страхования Министерства труда и социальной защиты населения РК (исполнитель А. Мухитов) был представлен ответ от 3 февраля 2025 года № ЖТ-2025-00179839, в котором утверждается что:
«налоговые агенты/заказчики исчисленную сумму социальных отчислений удерживают из дохода исполнителя/физического лица по договору ГПХ.».
При этом в качестве обоснования приводится понятие плательщика социальных отчислений (без ссылки на нормативный документ).
Вместе с тем, хотелось бы отметить, что подпунктами 15) и 18) пункта 1 статьи 1 Социального кодекса РК определены следующие понятия:
15) социальные отчисления - деньги, уплачиваемые плательщиками социальных отчислений в Государственный фонд социального страхования в порядке, установленном законодательством Республики Казахстан;
18) плательщик социальных отчислений (далее - плательщик) - работодатель, индивидуальный предприниматель, в том числе крестьянское или фермерское хозяйство, лицо, занимающееся частной практикой, осуществляющие исчисление и уплату социальных отчислений в Государственный фонд социального страхования в порядке, установленном законодательством Республики Казахстан, в том числе налоговые агенты, определенные налоговым законодательством Республики Казахстан, осуществляющие уплату социальных отчислений в Государственный фонд социального страхования за физических лиц, получающих доходы по договорам гражданско-правового характера, предметом которых является выполнение работ (оказание услуг).
Возникает вопрос: как на основании подпункта 18) пункта 1 статьи 1 Социального кодекса РК можно определить и утверждать, что «налоговые агенты/заказчики исчисленную сумму социальных отчислений удерживают из дохода исполнителя/физического лица по договору ГПХ», если в данном подпункте говорится о том, что плательщиками В ТОМ ЧИСЛЕ (то есть в числе работодателей и индивидуальных предпринимателей) являются налоговые агенты, осуществляющие уплату социальных отчислений ЗА физических лиц?
Здесь НЕ СКАЗАНО, что плательщиками являются физические лица, получающие доходы по договорам гражданско-правового характера, предметом которых является выполнение работ (оказание услуг), ЗА которых удержание и уплату социальных отчислений осуществляют налоговые агенты.
Более того, если утверждение об удержании суммы социальных отчислений из дохода физического лица, начисленного по договору ГПХ является верным, то почему для одного и того же платежа (социальных отчислений) применяются разные способы исчисления?
То есть, почему работодатели и ИП производят уплату социальных отчислений за счет собственных средств, не удерживая из дохода работника, а по договорам ГПХ социальные отчисления должны удерживаться из дохода физического лица?
Как в этом не запутаться рядовому бухгалтеру или ИП, самостоятельно ведущему учет?
И как при разном способе исчисления социальных отчислений это будут контролировать уполномоченные органы?
Если при введении новой нормы по исчислению социальных отчислений с доходов по договорам ГПХ предусматривалось, что будут разные способы исчисления для различных категорий плательщиков, то не логичнее ли было определить два вида платежа по аналогии с Законом РК «Об обязательном медицинском страховании»:
1) социальных отчислений (также как отчисления на ОСМС), которые уплачиваются за счет средств работодателя и ИП, и
2) социальных взносов (также как взносы на ОСМС), которые удерживаются из дохода физического лица по договору ГПХ.
Но исходя из действующих норм и приведенного разъяснения Департамента в некоторых случаях физическое лицо, оказав услуги по договору ГПХ, может вообще не получить дохода.
Так, частью четвертой пункта 1 статьи 245 Социального кодекса установлено, что в случае если объект исчисления социальных отчислений от одного плательщика за календарный месяц составляет менее минимального размера заработной платы, установленного на соответствующий финансовый год законом о республиканском бюджете, то социальные отчисления исчисляются, уплачиваются исходя из минимального размера заработной платы.
А теперь пример:
Физическому лицу начислен доход по договору ГПХ в размере 5000 тенге.
Исчислены ИПН, ОПВ, ВОСМС, СО:
ОПВ: 5000 × 10% = 500 тенге
ВОСМС: 5000 × 2% = 100 тенге
ИПН: (5000 - 500 - 100) × 10% = 440 тенге
СО: 85000 тенге (1 МЗП) × 5% = 4250 тенге
К выплате на руки: 5000 - 500 - 100 - 440 - 4250 = минус 290 тенге.
Как в данном случае объяснить исполнителю, что никаких выплат он не получит, а еще и должен «доплатить» за выполненную работу?
Из чьих средств надо заплатить эти недостающие 290 тенге социальных отчислений? Лицу, выплатившему доход, надо из своих средств теперь доплатить эти 290 тенге или у кого их надо отобрать? Или физлицо, выполнившее работу/услугу по договору ГПХ, должно их отдать тому, кто должен был выплатить доход, но не может его выплатить в данной ситуации? Когда в Социальном кодексе и его подзаконных актах закончится этот абсурд?
Также отметим, что согласно гражданскому законодательству размер дохода по договору ГПХ не ограничивается, и не зависит от величины прожиточного минимума или минимальной заработной платы, так как это не трудовой договор. И поэтому государственные органы не могут рекомендовать - какой размер оплаты исполнителю должен начислить заказчик.
И в целом, при начислении дохода по договорам ГПХ в размере менее 1 МЗП физическое лицо несет непомерную финансовую нагрузку из-за дополнительного удержания социальных отчислений.
Так, при начислении дохода в размере 1 МЗП - 85000 тенге сумма всех удержаний составит 21930 тенге (ИПН, ОПВ, ВОСМС, СО), что составляет 25,8%, равное более четверти от дохода. И чем меньше сумма начисляемого дохода, тем больше сумма удержаний с этого дохода, а это прямая дискриминация.
Учитывая, что государство всегда нацелено на то, чтобы не ухудшить финансовое состояние трудящихся, считаем, что нагрузка по уплате социальных отчислений по доходам, выплачиваемым физическим лицам по договору ГПХ, была предусмотрена для лиц, заключающих договоры ГПХ с физическими лицами, по аналогии с работодателями и индивидуальными предпринимателями. То есть юридические лица и индивидуальные предприниматели, заключающие договоры ГПХ с физическими лицами, являются плательщиками социальных отчислений и производят их уплату за свой счет, а не удерживают из дохода физического лица.
Почему в Социальном кодексе используется определение «налоговый агент» из налогового законодательства, которое имеет отношение к налогам и никоим образом не относится к социальным платежам?
Сделали из Социального кодекса ребус, который чтобы разгадать, надо изучить множество других законодательных актов, которые к тому же исходят от других ведомств и имеют отношение к другим платежам или налогам. Дайте определение агенту в Социальном кодексе и используйте его в рамках Социального кодекса.
Вопросы:
1. Из каких средств уплачиваются исчисленные социальные отчисления по договорам ГПХ, предметом которых является выполнение работ (оказание услуг):
1) из собственных средств юридического лица / индивидуального предпринимателя, выплачивающих доход физическому лицу по договору ГПХ; или
2) удерживаемых из суммы дохода физического лица, начисленного за услуги, работы по договору ГПХ?
Каким положением Социального кодекса РК регулируется данный вопрос (подпункт, пункт, статья)?
2. Если суммы социальных отчислений удерживаются из дохода физического лица, начисленного по договору ГПХ, то почему для одного и того же платежа (социальных отчислений) применяются разные способы исчисления? То есть, почему работодатели и ИП производят уплату социальных отчислений за счет собственных средств, не удерживая из дохода работника, а по договорам ГПХ социальные отчисления удерживаются из дохода физического лица?
3. Какая сумма выплачивается физическому лицу на руки после всех удержаний (ИПН, ОПВ, ВОСМС, СО), если по договору ГПХ за оказанные услуги начислен доход в сумме 5000 тенге?
Департамент социального обеспечения и социального страхования Министерства труда и социальной защиты населения Республики Казахстан по вопросу исчисления социальных отчислений за физического лица, получающего доход по договору гражданско-правового характера (далее - ГПХ), сообщает следующее.
По первому вопросу
Подпунктом 18) пункта 1 статьи 1 Социального кодекса РК установлено, что плательщиками социальных отчислений за физических лиц, получающих доходы по договорам ГПХ, являются налоговые агенты, определенные налоговым законодательством Республики Казахстан, осуществляющие уплату социальных отчислений в Фонд за физических лиц, получающих доходы по договорам ГПХ, предметом которых является выполнение работ (оказание услуг).
При этом, в соответствии с подпунктом 53) пункта 1 статьи 1 Налогового кодекса РК, налоговый агент - это индивидуальный предприниматель, лицо, занимающееся частной практикой, юридическое лицо, в том числе его структурные подразделения, а также юридическое лицо-нерезидент, на которых в соответствии с Налоговым Кодексом РК возложена обязанность по исчислению, удержанию и перечислению налогов, удерживаемых у источника выплаты.
Таким образом, начиная с 1 января 2025 года плательщик социальных отчислений в качестве налогового агента, обязан ежемесячно исчислять сумму социальных отчислений, удерживать ее из дохода физического лица, получающего доходы по договорам ГПХ за выполненную работу или оказанную услугу, и перечислять в Государственный фонд социального страхования через НАО «Государственная корпорация «Правительство для граждан».
По второму вопросу
В соответствии с подпунктом 36) пункта 1 статьи 1 Трудового кодекса РК (далее - Кодекс), трудовой договор - письменное соглашение между работником и работодателем, в соответствии с которым работник обязуется лично выполнять определенную работу (трудовую функцию), соблюдать трудовой распорядок, а работодатель обязуется предоставить работнику работу по обусловленной трудовой функции, обеспечить условия труда, предусмотренные Кодексом, законами Республики Казахстан и иными нормативными правовыми актами Республики Казахстан, коллективным договором, актами работодателя, своевременно и в полном размере выплачивать работнику заработную плату.
При этом, согласно статье 27 Кодекса отличительными признаками трудового договора от иных видов договоров является наличие в нем одного из следующих условий:
1) выполнение работником работы (трудовой функции) по определенной квалификации, специальности, профессии или должности;
2) выполнение обязательств лично с подчинением трудовому распорядку;
3) получение работником заработной платы за труд.
Следовательно, если в отношениях присутствует один из вышеперечисленных признаков, то между работодателем и работником должен быть заключен трудовой договор.
При этом, по договорам ГПХ не возникают трудовые отношения, то есть в них отсутствуют признаки трудового договора.
По третьему вопросу
В соответствии с пунктом 1 статьи 245 Социального кодекса РК, в случае если объект исчисления социальных отчислений от одного плательщика (налогового агента) за календарный месяц составляет менее минимального размера заработной платы, установленного на соответствующий финансовый год законом о республиканском бюджете, то социальные отчисления налоговым агентом за физическое лицо, получающее доходы по договорам ГПХ исчисляются, уплачиваются исходя из минимального размера заработной платы.
В случае несогласия с ответом Вы вправе обжаловать его в порядке, предусмотренном Административным процедурно-процессуальным кодексом Республики Казахстан.
Директор Департамента | В. Шегай |
Исп.: Сарсенбиев А.